РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ТУРИСТСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
УДК656.7
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АВИАТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН (на примере авиакомпании «Air Astana»)
Е. Абильпатта, Ш.Г. Каирова
Павлодарский государственный университет им. С.Торайгырова, Павлодар, Казахстан
Аннотация. В настоящее время путешествия самолетом стали важной частью современного мира. Каждый день сотни тысяч людей во всех уголках нашей огромной планеты выбирают именно этот транспорт для далеких и близких путешествий. Из-за большой географической протяжённости Казахстана воздушный транспорт играет большую роль и зачастую не имеет альтернативы. В Казахстане имеется 22 крупных аэропорта, из которых 14 обслуживают международные перевозки. Большинство аэропортов недозагружены, пропускная способность аэронавигационной системы республики в настоящее время имеет более чем пятикратный запас. Большое значение для отрасли имеет транзит грузовых и пассажирских авиаперевозок между Европой и Азией. Крупнейшей авиакомпанией Казахстана является «Air Astana». В статье рассматриваются современные проблемы развития транспортной системы Республики Казахстан на примере авиакомпании «Air Astana» (юридическое название АО «Эйр Астана»). Это национальный авиаперевозчик Казахстана, выполняющий внутренние и международные регулярные рейсы из аэропортов «Алматы» и «Астана». В исследовательской части отмечены особенности развития казахстанского рынка авиаперевозок пассажиров, а также перспективы развития единой транспортной системы для позитивного социально-экономического эффекта в развитии экономики Республики Казахстан. Также в статье предоставлены способы решения проблем авиаперевозок в Казахстане. Ключевые слова: авиатранспортная система, авиакомпания, «Air Astana», транспортная логистика.
PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF THE AIR TRANSPORT
SYSTEM IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN (using the example of "Air Astana")
E. Abilpatta, Sh.G. Kairova
S. Toraigyrov Pavlodar State University, Pavlodar, Kazakhstan
Abstract: In our time, air travel has become an important part of the modern world. Every day, hundreds of thousands of people in all corners of our vast blue planet choose this vehicle for far and near travel. Due to the large geographic extent of Kazakhstan, air transport plays an important role and often has no alternative. In Kazakhstan, there are 22 major airports, of which 14 serve international transport. Most airports are underloaded, the capacity of the republic's air navigation system now
has more than fivefold reserves. Transit of cargo and passenger air transportation between Europe
and Asia is of great importance for the industry. The largest airline in Kazakhstan is Air Astana.
The article deals with modern problems of development of the transport system of the Republic
of Kazakhstan on the example of the airline «AirAstana». Air Astana (legal name of JSC «Air Astana»)
is the national air carrier of Kazakhstan, which performs domestic and international scheduled
flights from Almaty and Astana airports. In the research part, the specifics of the development
of the Kazakhstan market of air transportation of passengers, as well as the prospects
for the development of a unified transport system for a positive social and economic effect in the development
of the economy of the Republic of Kazakhstan, are noted. The article also provides ways to solve
the problems of air transportation in Kazakhstan. A lot of work was done to study the aviation market.
At the moment, the airline «AirAstana» has established itself as the best in the Kazakhstan market.
Key words: air transport system, airline, "AirAstana", transport logistics.
Введение. Казахстан, имея внутриконтинентальное расположение, нуждается в активном развитии авиатранспорта. В республике ежегодно расширяется сеть маршрутов воздушного сообщения, в первую очередь уделяется внимание развитию аэропортов-хабов в направлении Европа — Казахстан — Азия. Рынок авиаперевозок, являясь частью общего рынка транспортных услуг Казахстана, перенес сложную трансформацию в связи с освоением в Казахстане методов рыночной экономики и испытывает последствия финансового кризиса.
Основными принципами совершенствования рынка авиаперевозок при проведении исследования были избраны:
— удовлетворение потребностей населения и бизнес-сообществ Казахстана и других государств в авиаперевозках;
— развитие рынка грузовых и пассажирских перевозок внутри республики и за рубежом;
— повышение конкурентоспособности казахстанских авиаперевозчиков и аэропортов на региональных и мировом рынках.
Развитию рынка авиаперевозок в Казахстане уделяется значительное внимание. В 2006-2008 гг. реализована Государственная программа развития гражданской авиации, на осуществление которой Правительство Республики Казахстан (РК) выделило более 120 млрд тенге. Программа была нацелена на повышение конкурентоспособности гражданской авиации на международном рынке. Дальнейшие задачи и стратегические основы развития авиационного комплекса заложены в Стратегическом плане МТК РК на 2011-2015 гг. В 2010 г. в Казахстане принят Закон «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации». Задачи, поставленные в Стратегическом плане развития РК до 2020 г. в части авиационных перевозок, предполагают меры постепенной либерализации регулирования воздушных перевозок, рост инвестиций в поддержание инфраструктуры авиаперевозок, повышение требований к безопасности полетов и авиационной безопасности. Все вышеуказанные документы определяют направления и стратегические цели авиационной отрасли на перспективу, включающие создание конкурентного рынка воздушных перевозок, увеличение объемов транзитных перевозок, внедрение на территории республики авиационных стандартов международных организаций гражданской авиации, европейских авиационных требований, обязательных для всех субъектов авиатранспорта.
Развитие казахстанского рынка авиаперевозок пассажиров в последние годы определяется устойчивыми макроэкономическими показателями республики. Высокие темпы роста ВВП, отражающие рост деловой активности, повышают спрос на внутренние и международные перевозки, в первую очередь, командированных сотрудников. Вместе с тем растущие доходы населения являются стимулом роста сектора туристических авиаперевозок и перелетов граждан в связи с поддержанием социальных контактов с родственниками и друзьями как в Казахстане, так и за его пределами, что является фактором увеличения мобильности населения.
Материалы и методы исследований. В Казахстане 80% международных и внутренних пассажирских перевозок выполняет национальный перевозчик АО «Эйр Астана», авиакомпания контролирует не только все международные направления, но и наиболее оживленный внутренний рейс (Алма-ты — Астана), а также более 90% полетов из Алматы и Астаны в областные центры.
20
Наука и туризм: стратегии взаимодействия
Большую часть (85%) регулярных пассажирских перевозок в Казахстане выполняют 27 современных самолетов западного производства, из них 22 воздушных судна принадлежит АО «Эйр Астана». Кроме национального перевозчика, регулярные внутренние рейсы совершают пять региональных авиакомпаний, которые не способны составить реальную конкуренцию национальному перевозчику ни по своим финансовым возможностям, ни по авиапарку, состоящему из устаревших, неэффективных самолетов и вертолетов.
Нерегулярные (чартерные) авиаперевозки пассажиров интенсивно развивались в Казахстане в последние годы, их удельный вес в общем объеме перевезенных пассажиров составляет 21,7%. В основном чартерные рейсы обслуживают казахстанских туристов. Популярность чартерных перевозок объясняется более низким тарифом перевозки, достигаемым за счет полной загруженности пассажиров.
В сравнении с компаниями других государств, стоимость авиабилетов казахстанских компаний значительно дороже. На «Трансаэро», например, при полете из Алматы в Москву или Санкт-Петербург билеты дешевле, чем у АО «Эйр Астаны», на $ 40-100, в зависимости от класса. Стоимость авиабилетов у «Трансаэро» в Бангкок и в Анталью из Москвы в 1,5 раза ниже, чем у «Эйр Астаны» в эти города из Алматы. Аналогичные различия имеются и по другим международным направлениям.
Растущий спрос населения на чартерные перевозки свидетельствует о значительном потенциале роста рынка пассажирских авиаперевозок. Однако потенциал не реализуется по причине низких денежных доходов преимущественного большинства населения республики, высоких тарифов на регулярные авиаперевозки. По этой причине регулярные рейсы в Казахстане имеют уровень загруженности 50-60% на внутренних авиалиниях. Air Astana является полноправным членом ассоциации воздушного транспорта (IATA) и единственной авиакомпанией в Казахстане, сертифицированной на выполнение технического обслуживания воздушных судов по европейским стандартам EASA/ Part 145.
Результаты исследований и их обсуждение. АО «Эйр Астана» — совместное предприятие государственного холдинга «Самрук» и английской компании «BAE Systems», с долей участия в 51 и 49% акций соответственно.
На сегодняшний день парк воздушных судов авиакомпании «Эйр Астана» состоит из воздушных судов B767-300, В757-200, А321, А320, F50.
Чистая (неаудированная) прибыль авиакомпании «Эйр Астана» за 2017 г. составила 47,4 млн долларов США и выросла на 144% по сравнению с 2016 г. Пассажиропоток увеличился на 2% и составил 3,8 млн пассажиров, а провозная емкость — на 6%. Доход авиакомпании упал на 21% с 933 миллионов долларов США до 738,1 млн долларов США.
Президент авиакомпании Питер Фостер заявил: «Резкое падение доходов возмещено значительными сокращениями расходов, в том числе экономией авиатоплива. Несмотря на крайне трудную ситуацию на местном и региональном рынках, мы сумели увеличить провозную емкость и открыть новые направления в Париж, Сеул и Тбилиси». Что касается перспектив на начавшийся 2018 г., то господин Фостер прогнозирует, что рынок авиаперевозок останется слабым: «Слабая валюта и волатильность цен на сырьевые товары ставят перед нами непростые задачи. Мы не ждем больших успехов в 2018 году, но, принимая во внимание наш один из самых низких уровней удельных затрат в мире среди авиакомпаний полного цикла, мы надеемся занять хорошую позицию и воспользоваться этим при улучшении ситуации на рынке». Планируется осуществить ввод новых маршрутов в Тегеран и Улан-Батор, а также принять первый Airbus 320 NEO.
В целях увеличения объемов транзитного движения через воздушное пространство республики внедрены новые средства радиотехнического обеспечения полетов, в результате чего пропускная способность аэронавигационной системы Республики Казахстан имеет более чем пятикратный запас, открыты новые воздушные трассы и коридоры, более привлекательные для выполнения транзитных полетов.
Выводы. В перспективе реализация мероприятий по обеспечению развития единой транспортной системы будет иметь позитивный социально-экономический эффект в развитии экономики Республики Казахстан:
1. Вся транспортная система перейдет на качественно новый уровень функционирования. Сформируется оптимальная транспортная сеть, соответствующая необходимым требованиям, и будет достигнут максимальный уровень обеспечения потребностей экономики и населения в услугах надежного и безопасного транспорта.
2. Казахстанский транспортный комплекс будет органично интегрирован с мировой транспортной системой. Транспортная инфраструктура, нормативная база и система контроля в сфере эколо-
гии будут приближены к международным стандартам. Будут предприняты меры по снижению негативного влияния транспорта на окружающую среду.
3. За счет создания благоприятного инвестиционного климата будут обновлены все долгосрочные активы транспортного комплекса, внедрены прогрессивные технологии организации труда и производственного процесса, созданы профильные отечественные производства. Повышение конкурентоспособности национальной транспортной системы позволит сфокусировать внешнеэкономические и торговые интересы соседних государств на ее использовании.
4. Все виды транспорта станут гармонично взаимодействовать. Будет создана сеть транспортно-логистических центров интермодальных перевозок. Всё это позволит существенно увеличить долю транзитных перевозок, основу которых будут составлять контейнерные перевозки. Транзит обеспечит существенные финансовые поступления в бюджет государства и транспортных компаний.
5. Повышение эффективности транспортной системы позволит сделать ее конкурентоспособным элементом казахстанской экономики. Будет обеспечен существенный рост пассажиро- и грузоперевозок.
6. Будет достигнут максимальный уровень обеспечения потребностей экономики и населения в услугах надежного и безопасного транспорта. Транспорт станет доступным для населения, снизится его техногенная и экологическая опасность.
7. Будут решены вопросы обеспечения экономической и технологической безопасности на транспорте, что станет способствовать росту конкурентоспособности экономики Республики Казахстан.
8. Значительно снизится транспортная составляющая себестоимости продукции и услуг, повысится конкурентоспособность отечественного экспорта. Транспортный комплекс станет одним из основных двигателей экономики государства.
9. Реализация, координация действий всех ветвей и уровней власти, бизнеса, различных слоев общества обеспечат наиболее эффективное использование возможности транспорта в интересах социально-экономического развития Республики Казахстан.
Библиографический список
1. Абрахманов М. Внешнеэкономический режим и его роль в развитии торговли (на примере РК). Алматы, 2016.
2. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения : учебное пособие. М., 2014.
3. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М., 1999.
4. Бортовые журналы национальной авиакомпании «Эйр Казахстан».
5. Гирш О.Л. Менеджмент предприятий гражданской авиации: учебное пособие : Алматы, 2015. 106 с.
6. Ержанов А.Б. Международные экономические отношения. Алматы, 1999.
7. Костромина Е.В. Экономика авиакомпаний в условиях рынка. М., 2017. 304 с.
8. Львов Д.С. Путь в XXI: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. М., 2016. 793 с.
9. Мадиярова Д.М. Стартегия формирования внешнеэкономической политики. Алматы, 2014.
10. Темиргалиев Б.Б. Основы внешнеэкономической деятельности Казахстана. Алматы, 2014.
References
1. Abrahmanov M. Vneshneehkonomicheskij rezhim i ego rol' v razvitii torgovli (na primere RK). Almaty, 2016.
2. Avdokushin E.F. Mezhdunarodnye ehkonomicheskie otnosheniya: uchebnoe posobie. M., 2014.
3. Borisov A.B. Bol'shoj ehkonomicheskij slovar'. M., 1999. 895 s.
4. Bortovye zhurnaly nacional'noj aviakompanii"EHjr Kazahstan"
5. Erzhanov A.B. Mezhdunarodnye ehkonomicheskie otnosheniya. — Almaty, 1999. 252 s.
6. Girsh O.L. Menedzhment predpriyatij grazhdanskoj aviacii: uchebnoe posobie. Almaty, 2015. 106 s.
7. Kostromina E.V. EHkonomika aviakompanij v usloviyah rynka. М., 2017. 304 s.
8. L'vov D.S. put' v XXI; strategicheskie problemy i perspektivy rossijskoj ehkonomiki. M., 2016. 793 s.
9. Madiyarova D.M. Startegiya formirovaniya vneshneehkonomicheskoj politiki. Almaty, 2014. S. 184.
10. Temirgaliev B.B. Osnovy vneshneehkonomicheskoj deyatel'nosti Kazahstana. Almaty, 2014.