Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ'

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
356
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чупина И.П., Зарубина Е.В., Симачкова Н.Н.

Современный период социально-экономического развития России характеризуется растущим интересом к исследованиям региональных проблем, как со стороны научного сообщества, так и со стороны государственных органов власти. Решение проблем в регионах в значительной степени определяет развитие страны в целом, а научное обоснование управленческих решений по выбору основных направлений регионального развития приобретает все большую актуальность. От того, как федеральные и региональные власти реагируют на изменяющуюся внешнюю и внутреннюю среду, зависит уровень развития региона и страны в целом. Актуальность данной работы заключается в том, что на современном этапе социально-экономического развития региональное стратегическое планирование представляет собой важнейший вектор деятельности региональных органов исполнительной власти. Эффективные инструменты и механизмы управления развитием региона в обязательном порядке должны быть интегрированы в систему стратегического планирования и представлены в стратегии развития региона. Это необходимо для обеспечения достижения социально-экономического развития регионов на качественно новом, более высоком уровне, соответствующем современным вызовам, условиям.The current period of socio-economic development in Russia is characterized by a growing interest in research on regional issues, both from the scientific community and from state authorities. The solution of problems in the regions largely determines the development of the country as a whole, and the scientific justification of management decisions on the choice of the main directions of regional development is becoming increasingly relevant. The level of development of the region and the country as a whole depends on how Federal and regional authorities react to the changing external and internal environment. The relevance of this work is that at the present stage of socio-economic development, regional strategic planning is the most important vector of activity of regional Executive authorities. Effective tools and mechanisms for managing regional development must be integrated into the strategic planning system and presented in the regional development strategy. This is necessary to ensure that the socio-economic development of the regions is achieved at a qualitatively new, higher level that meets modern challenges and conditions.The current period of socio-economic development in Russia is characterized by a growing interest in research on regional issues, both from the scientific community and from state authorities. The solution of problems in the regions largely determines the development of the country as a whole, and the scientific justification of management decisions on the choice of the main directions of regional development is becoming increasingly relevant. The level of development of the region and the country as a whole depends on how Federal and regional authorities react to the changing external and internal environment. The relevance of this work is that at the present stage of socio-economic development, regional strategic planning is the most important vector of activity of regional Executive authorities. Effective tools and mechanisms for managing regional development must be integrated into the strategic planning system and presented in the regional development strategy. This is necessary to ensure that the socio-economic development of the regions is achieved at a qualitatively new, higher level that meets modern challenges and conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ»

УДК 330.332

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ Regional socio-economic development strategy

И. П. Чупина, д.э.н., профессор Уральского государственного аграрного Университета Е. В. Зарубина, к.ф.н., доцент Уральского государственного аграрного Университета

Н. Н. Симачкова, к.и.н., доцент Уральского государственного аграрного Университета

(Екатеринбург, Карла Либкнехта, 42)

Аннотация

Современный период социально-экономического развития России характеризуется растущим интересом к исследованиям региональных проблем, как со стороны научного сообщества, так и со стороны государственных органов власти. Решение проблем в регионах в значительной степени определяет развитие страны в целом, а научное обоснование управленческих решений по выбору основных направлений регионального развития приобретает все большую актуальность. От того, как федеральные и региональные власти реагируют на изменяющуюся внешнюю и внутреннюю среду, зависит уровень развития региона и страны в целом.

Актуальность данной работы заключается в том, что на современном этапе социально-экономического развития региональное стратегическое планирование представляет собой важнейший вектор деятельности региональных органов исполнительной власти. Эффективные инструменты и механизмы управления развитием региона в обязательном порядке должны быть интегрированы в систему стратегического планирования и представлены в стратегии развития региона. Это необходимо для обеспечения достижения социально-экономического развития регионов на качественно новом, более высоком уровне, соответствующем современным вызовам, условиям.

Ключевые слова: региональное развитие, муниципальные образования, стратегическое развитие, экономическая устойчивость, региональная политика, пространственная интеграция.

Abstract

The current period of socio-economic development in Russia is characterized by a growing interest in research on regional issues, both from the scientific community and from state authorities. The solution of problems in the regions largely determines the development of the country as a whole, and the scientific justification of management decisions on the choice of the main directions of regional development is becoming increasingly relevant. The level of development of the region and the country as a whole depends on how Federal and regional authorities react to the changing external and internal environment.

The relevance of this work is that at the present stage of socio-economic development, regional strategic planning is the most important vector of activity of regional Executive authorities. Effective tools and mechanisms for managing regional development must be integrated into the strategic planning system and presented in the regional development strategy. This is necessary to ensure that the socio-economic development of the regions is achieved at a qualitatively new, higher level that meets modern challenges and conditions.

Keywords: regional development, municipalities, strategic development, economic stability, regional policy, spatial integration.

Региональная политика - это деятельность региональных органов власти по определению и реализации целей и приоритетов территориального развития, механизма стимулирования, поддержки и содействия развитию муниципальных образований в целях обеспечения комплексного и устойчивого развития региона.

Уровень социально-экономического развития Российской Федерации определяется исходя из состояния её регионов, которые состоят из территорий муниципальных образований. Следовательно, при повышении социально-экономического развития муниципального образования уровень жизни в регионе также повышается, что влияет и на уровень жизни в стране в целом.

Таким образом, главной целью региональной политики является повышение эффективности использования и увеличение потенциала входящих в субъект РФ муниципальных образований, обеспечение их стабильного развития и решения всех вопросов местного значения, рост уровня жизни и комфортности проживания населения [2]. В число основных задач региональной политики входят:

1. Поддержка необходимых территориальных пропорций в развитии экономики региона, недопущение чрезмерной дифференциации территориальных образований по уровню экономического развития;

2. Развитие перспективных муниципальных образований, которые развиваются недостаточными темпами;

3. Поддержка экономики депрессивных муниципальных образований;

4. Формирование эффективных межмуниципальных связей, пространственной интеграции сильных и слабых в экономическом отношении муниципальных образований [4].

К основным направлениям региональной политики, касающимся муниципального развития, относятся:

1. Планирование территориального развития региона, выделение территориальных зон, формирование управленческих округов. Определение роли и места территориальных образований в обеспечении устойчивого развития региона, преобразование территориальной структуры.

2. Организация межбюджетных отношений, выравнивание бюджетной обеспеченности территорий, софинансирование с местными бюджетами отдельных расходов.

3. Финансирование и софинансирование государственных программ развития социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры территориальных образований.

4. Создание и приоритетное развитие отдельных территориальных образований и зон: особых экономически зон, промышленных и индустриальных парков, технопарков, бизнес -инкубаторов, специализированных институтов территориального развития по привлечению инвестиций.

5. Повышение эффективности местного самоуправления, предусматривающее разработку и реализацию специальных программ.

Особенно важна взаимосвязь задач регионального и муниципального развития, поскольку любой экономический объект, хозяйственный комплекс размещаются на территории конкретного муниципального образования. Именно здесь протекают процессы развития экономики и социальной сферы.

Региональная политика, реализуемая на разных территориальных уровнях, должна опираться на систему принципов, которыми обязаны руководствоваться федеральные, региональные и муниципальные органы управления. Среди них выделяют:

1. Принцип единства действий и разделения полномочий между властными структурами. Региональная политика, проводимая на всех уровнях и подчиняющаяся общей социальной цели, должна быть согласована по времени, ресурсам, приоритетам. В то же время необходимо разделение функций и сфер деятельности региональной политики, проводимой конкретными органами управления. Отношения между властными структурами должны строиться на основе партнерства и сотрудничества.

2. Принцип непротиворечивости. Региональная политика, являясь преломлением общегосударственной и региональной стратегии, не должна ей противоречить. Реализация данного принципа предполагает необходимость соблюдения главенства Конституции РФ и федеральных законов над местными указами, постановлениями, законами, политическими решениями.

3. Принцип приоритетности. Разработка и реализация региональной политики должна осуществляться на основе ранжирования решаемых вопросов, выделения мероприятий, имеющих для региона приоритетное значение. При ограниченности средств и ресурсов «распыление» их по территории регионов представляется крайне неэффективным и расточительным. В этих условиях желательна концентрация инвестиций в наиболее прогрессивных сферах и центрах, которые могут стать «полюсами» (фокусами) роста. Интенсивное их развитие позволит не только быстро окупить вложения, но и оживить прилегающую территорию.

4. Принцип эффективности. Разработка и реализация региональной политики, принятие управленческих решений осуществляются лишь в том случае, если приносят социальный, экономический и экологический эффект. Эффективность становится тем критерием, которым руководствуются при выборе вариантов социально-экономического развития регионов [5].

Изучение отечественного и зарубежного опыта реализации государственной региональной политики показывает, что существует два основных подхода к развитию территорий: политика выравнивания и политика поляризованного развития. Первый предусматривает обеспечение относительно равных условий жизни населения и хозяйствования, обеспечение одинаковых подходов ко всем территориям. Второй -выделение и поддержку территорий (полюсов, центров, точек, локомотивов развития, опорных регионов, коридоров развития), имеющих существенные конкурентные преимущества, которые окажут инновационное воздействие на соседние территории.

Региональную политику можно представить в виде двух блоков: функционально -реализационный и функционально - типологический. Функционально - реализационный блок представляет собой механизм реализации внутри региональной политики, который включает в себя, прежде всего, разработку концепций, стратегий развития территорий региона (муниципальных образований), определяющих территориальные приоритеты, механизмы пространственного развития (полюса, локомотивы, коридоры развития, создание управленческих округов). В условиях неопределенности и динамичности социально -экономических процессов весьма актуальной является разработка сценариев, прогноза развития региона и муниципальных образований.

Функционально - типологический блок региональной политики отражает содержание её основных функций, воздействующих на территориальное развитие:

1. Стимулирующая региональная политика направлена на ускорение регионального развития путем поощрения новых видов деятельности, общественных отношений, инфраструктурной и информационной подготовки территории.

2. Компенсирующая региональная политика осуществляется с целью смягчения негативных явлений и процессов путем перераспределения доходов, предоставления дополнительных дотаций, льгот отсталым и депрессивным территориям.

3. Адаптирующая региональная политика содействует приспособлению жизнедеятельности людей к природным и хозяйственным условиям территории.

4. Противодействующая региональная политика носит негативный характер и проявляется по причине некомпетентности работников управления. Она может сдерживать объективный процесс регионального развития и одновременно стимулировать тупиковые процессы [6].

Таким образом, государственная региональная политика является составной частью политики государства, которая направлена на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития.

Государственная региональная политика разрабатывается и осуществляется на основе стратегий, которые разрабатываются на всех уровнях власти: федеральном, региональном и местном.

В качестве конечного результата стратегического развития территории выступает степень достижения социального эффекта, получаемого в ходе проведения соответствующих мероприятий, а именно - показатели роста благосостояния населения региона.

Стратегическое планирование экономического развития региона представляет собой непрерывный процесс и ставит ограничивающие рамки принятия как текущих, так и перспективных решений. Объективная необходимость существования грамотного стратегического плана экономического развития региона объясняется тем, что его наличие позволяет принимать обоснованные и более целесообразные экономические решения, основанные на большом объеме фактологического материала [3].

Стратегический план социально - экономического развития региона - это документ, который позволяет администрации региона и региональному сообществу действовать совместно. Такой план предусматривает взвешенные и согласованные действия всех субъектов по решению имеющихся проблем. Он представляет собой инструмент налаживания партнерских отношений, механизм определения и осуществления эффективных стратегических действий во всех сферах жизни региона.

Конечным результатом процесса стратегического планирования является не составление самого плана, а именно экономическое развитие региона, успешность которого будет зависеть от управленческих действий, принимаемых в рамках разработанного и утвержденного на региональном уровне стратегического плана.

Этапы разработки стратегического плана социально-экономического развития региона включают оценку достигнутого уровня и особенностей социально-экономического развития региона.

Все направления классифицируются в зависимости от возможных, определенных на основе предварительного анализа сценариев перспективного развития, основанных на расчетах различных вариантов специализации регионального хозяйственного комплекса.

Исходным пунктом разработки концепции стратегии региона должно стать определение целей развития региона, а также его отраслевых приоритетов, в зависимости от чего будет осуществляться региональная политика. Основная цель развития региона видится в решении проблемы самодостаточности региона, способности самостоятельно выполнять полный набор функций, определенный его статусом.

Библиографический список

1. Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841.

2. Мошкина Н. А. К вопросу о стратегическом планировании на уровне муниципального образования // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 1. С. 30-32.

3. Новоселов А.С. Стратегическое планирование как основа долгосрочного развития региональной экономики (на материалах Новосибирской области) // Электронный научный журнал «Региональная экономика и управление». Режим доступа: https://eee-region.ru

4. Петров И. В. Закон о стратегическом планировании: согласованность государственного и муниципального стратегического планирования // Территориальное стратегическое планирование. 2015. № 17. С. 42-45

5. Ускова Т.В. Региональная политика территориального развития [Текст]: монография / Т.В. Ускова, Н.В. Ворошилов. Вологда: ИСЭРТ РАН. 2015. 156 с.

6. Фетисов Г. Г. Региональная экономика и управление: Учебник. - Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.