Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ «СИРИУС» И ЕЕ РОЛЬ В НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ «СИРИУС» И ЕЕ РОЛЬ В НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
стратегия / социально-экономическое развитие / инновации / человеческий потенциал / федеральная территория / креативные индустрии / креативная экономика / инновационная экономика / экономика талантов / strategy / socio-economic development / innovation / human potential / federal territory / creative industries / creative economy / innovative economy / talent economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильичева Мария Валерьяновна, Щунина Татьяна Евгеньевна

Преодоление стоящих перед государством «больших вызовов», описанных в Стратегии научно-технологического развития (НТР) Российской Федерации, является стратегической задачей для страны. В том числе для их решения в 2020 г. по итогам внесенных изменений в Конституцию Российской Федерации была создана первая федеральная территория «Сириус», имеющая общегосударственное стратегическое значение, особенности организации публичной власти и осуществления экономической и иной деятельности на федеральной территории. Передовые лабораторные мощности, находящийся в границах федеральной территории ИНТЦ «Сириус» с инновационными разработками его резидентов, великолепные природно-климатические условия, олимпийское наследие XXII зимних Олимпийских игр – широкое разнообразие уникальных преимуществ и возможностей. Однако существует серьезная проблема – отсутствие стратегии социально-экономического развития федеральной территории (Стратегия СЭР федеральной территории), которая призвана систематизировать и гармонизировать направления развития территории с учетом национальных приоритетов развития. В статье рассматриваются факторы и проблематика, влияющие на необходимость разработки Стратегии СЭР федеральной территории. Авторы проводят анализ национальных целей развития Российской Федерации и возможности вклада Сириуса в их достижение. Федеральная территория рассматривается как платформа для разработок, инноваций и привлечения молодежи с целью научно-технологического развития Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The strategy of socio-economic development of the Sirius Federal Territory and its role in the scientific and technological development of the Russian Federation

Overcoming the «big challenges» facing the state described in the Strategy of Scientific and Technological Development (STD) of the Russian Federation is a strategic task for the country. In particular, in order to solve them in 2020, following the results of the amendments to the Constitution of the Russian Federation, the first federal territory «Sirius» was created. It has national strategic importance, features of the organization of public power and the implementation of economic and other activities in the federal territory. The territory has a wide variety of unique advantages and opportunities, such as advanced laboratory facilities located within the borders of the federal territory of the Sirius Research and Development Center with innovative developments by its residents, excellent natural and climatic conditions, and the Olympic legacy of the 22nd Winter Olympic Games. However, there is a serious problem – the lack of a strategy for the socio-economic development of the federal territory (Strategy for the Development of the Federal Territory), which is designed to systematize and harmonize the directions of development of the territory, taking into account national development priorities. The article considers the factors and issues affecting the need to develop a Strategy for the Development of the Federal Territory. The authors carry out the analysis of the national development goals of the Russian Federation and the possibility of Sirius' contribution to their achievement. The federal territory is considered as a platform for the development, innovation and attracting young people for the purpose of scientific and technological development of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ «СИРИУС» И ЕЕ РОЛЬ В НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ИЛЬИЧЕВА Мария Валерьяновна — кандидат политических наук, научный сотрудник Института социально-политических исследований ФНИСЦ РАН (121069, Россия, г. Москва, Борисоглебский пер, 13, стр. 3; mary9110@mail.ru); 0ЕСШ:0000-0001-5509-3206 ЩУНИНА Татьяна Евгеньевна — магистр политологии РАНХиГС при Президенте РФ (354340, Россия, Краснодарский край, федеральная территория «Сириус»; tatyanashchunina@gmail.com); ORCID: 0009-0000-0123-8043

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ «СИРИУС» И ЕЕ РОЛЬ В НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Преодоление стоящих перед государством «больших вызовов», описанных в Стратегии научно-технологического развития (НТР) Российской Федерации, является стратегической задачей для страны. В том числе для их решения в 2020 г. по итогам внесенных изменений в Конституцию Российской Федерации была создана первая федеральная территория «Сириус», имеющая общегосударственное стратегическое значение, особенности организации публичной власти и осуществления экономической и иной деятельности на федеральной территории. Передовые лабораторные мощности, находящийся в границах федеральной территории ИНТЦ «Сириус» с инновационными разработками его резидентов, великолепные природно-климатические условия, олимпийское наследие XXII зимних Олимпийских игр - широкое разнообразие уникальных преимуществ и возможностей. Однако существует серьезная проблема - отсутствие стратегии социально-экономического развития федеральной территории (Стратегия СЭР федеральной территории), которая призвана систематизировать и гармонизировать направления развития территории с учетом национальных приоритетов развития. В статье рассматриваются факторы и проблематика, влияющие на необходимость разработки Стратегии СЭР федеральной территории. Авторы проводят анализ национальных целей развития Российской Федерации и возможности вклада Сириуса в их достижение. Федеральная территория рассматривается как платформа для разработок, инноваций и привлечения молодежи с целью научно-технологического развития Российской Федерации.

Ключевые слова: стратегия, социально-экономическое развитие, инновации, человеческий потенциал, федеральная территория, креативные индустрии, креативная экономика, инновационная экономика, экономика талантов

Научный проект «Ценностные установки молодежи в образе будущего региона: механизмы согласования властных и общественных интересов» реализуется в Институте научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН по итогам отбора научных проектов, поддержанных Министерством науки и высшего образования РФ и Экспертным институтом социальных исследований.

Первоочередной проблемой федеральной территории на сегодняшний день является отсутствие разработанной и утвержденной стратегии ее социально-экономического развития. С момента ее создания в 2020 г. на федеральной территории «Сириус» принят ряд документов стратегического планирования по различным направлениям развития, однако на сегодняш-

ний день они не гармонизированы между собой и не объединены в Стратегию СЭР федеральной территории. В связи с этим следующей проблемой становится отсутствие механизмов оценки эффективности деятельности федеральной территории и ее вклада в экономику Российской Федерации, а также ее воздействия на изменение экономических показателей в регионах Российской Федерации за счет развития инновационных и приоритетных направлений деятельности федеральной территории.

На федеральной территории «Сириус» сформирован запрос на инновационный подход к стратегическому управлению территорией за счет наличия возможностей в силу правового статуса, территориальных и климатических особенностей (побережье Черного моря, приграничная территория с Республикой Абхазия, близкое расположение Кавказских гор, субтропический климат), а также наличия олимпийского наследия XXII зимних Олимпийских игр 2014 г., которое необходимо сохранить и эффективно использовать. Наличие Стратегии СЭР федеральной территории является обязательным в силу соответствующего закона1, а приоритетными направлениями развития федеральной территории должны стать национальные приоритеты Российской Федерации, достижение национальных целей, таких как достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство, возможность для самореализации и развития талантов, а также развитие культуры, образования, науки, критических для развития Российской Федерации технологий, физической культуры и спорта2. По мнению авторов статьи, в этом наборе приоритетов развития федеральной территории в перспективе надлежит описать новое направление в российском законодательстве -креативные индустрии3, которые, в свою очередь, формируют креативную экономику, являющуюся экономикой «нового поколения» за счет ее творческого сектора4. Развитие креативной экономики и оценка ее доли в валовом региональном продукте (ВРП) необходимы сразу по нескольким причинам: 1) развитие креативных пространств и творческих индустрий формирует кластерную экономику региона с синергетическим эффектом и 2) необходимо привлекать частные инвестиции. На Петербургском международном экономической форуме (ПМЭФ - 2024) президент России В. Путин дал указание принять закон, создающий правовую базу для креативных индустрий, в весеннюю сессию5.

Еще одним немаловажным направлением, которое должно быть заложено в Стратегии СЭР федеральной территории, является принятая в феврале 2024 г.

1 Федеральный закон от 22.12.2020 № 437-Ф3 «О федеральной территории "Сириус"». Доступ: https://base.garant.ru/400102492/ (проверено 20.07.2024).

2 Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Доступ: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/74304210/ (проверено 20.07.2024).

3 Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2021 № 2613-р «Об утверждении Концепции развития креативных (творческих) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки до 2030 года». Доступ: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_396332/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (проверено 20.07.2024).

4 Что такое Creator Economy, и зачем инвестировать в инфлюенсеров. 14.10.2021. Доступ: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/6166bd6f9a79478e2d12d519 (проверено 20.07.2024).

5 Путин призвал Госдуму создать правовую базу для креативных индустрий. -Парламентская газета. 07.06.2024. Доступ: https://www.pnp.ru/economics/putin-prizval-gosdumu-sozdat-pravovuyu-bazu-dlya-kreativnykh-industriy.html (проверено 20.07.2024).

Стратегия НТР Российской Федерации1, которая приобрела четко выраженные гуманитарные характеристики. В Стратегии НТР РФ содержится описание «больших вызовов», с которыми столкнулись регионы Российской Федерации и которые необходимо учитывать при формировании стратегии федеральной территории и концепции ее межрегионального сотрудничества. В наукоемких отраслях производства уход с российского рынка множества зарубежных компаний, являвшихся как разработчиками, так и производителями новых технологий, предоставил российским компаниям широкие возможности роста. Однако для резкого старта развития промышленности и науки страны требовался кадровый резерв, которого не оказалось. Проблемой подготовки российских кадров озабочены многие высокотехнологичные компании реального сектора экономики. Их подготовка требует быстрых темпов обучения, современных методических материалов, учитывающих тенденцию на междисциплинарный инновационный подход2, а также новых образовательных программ с практикоориентированным подходом3.

В мае 2024 г. национальные цели развития Российской Федерации были актуализированы принятием указа «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»4, видоизменившего и расширившего национальные цели. Акцент развития страны с экономики ресурсов на экономику знаний сформировался за счет осознания допущенных ошибок управления, связанных с масштабным потоком экспорта необработанного сырья, обеспечивавшим до определенного момента сверхприбыли бюджету страны. Изменение вектора внешней политики, а также введение в отношении Российской Федерации ограничивающих санкционных мер привели к реформированию государственной политики управления и перестройке экономики страны в целом. Создана структура госуправления, основанная на поручениях президента РФ, на установленных национальных приоритетах, имеющих целью создание и развитие, в частности, технологического и цифрового суверенитета, о которых часто говорит президент России. В частности, в послании президента России В.В. Путина в 2023 г. говорится о четких задачах развития суверенитета страны в ракурсе подготовки специалистов рабочих профессий в областях робототехники, электронной промышленности и иных отраслей, являющихся стратегически важными для государства5.

Особое значение всех этих задач, поставленных руководством страны, обусловило особый контроль их реализации. А ключевым элементам - развитию человеческого потенциала и развитию экономики знаний - определены большие перспективы развития.

1 Указ Президента РФ от 28.02.2024 № 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». Доступ: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/408518353/ (проверено 20.07.2024).

2 Указ Президента Рф от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Доступ: https://base.garant.ru/401425792/ (проверено 20.07.2024).

3 Распоряжение Правительства РФ от 20.05.2023 № 1315-р «Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года». Доступ: https://www.consultant.ru/ document/cons doc LAW 447895/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (проверено 20.07.2024).

4 Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Доступ: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/408892634/ (проверено 20.07.2024).

5 Послание Президента РФ Федеральному Собранию. 21.02.2023. Доступ: http://kremlin. ru/events/president/news/70565 (проверено 20.07.2024).

Факторы и проблематика

В основе процесса разработки Стратегии СЭР федеральной территории находится потребность в определении воздействующих факторов и проблематики.

Как было отмечено в Стратегии НТР Российской Федерации1, одной из негативных тенденций развития до настоящего времени является концентрация научно-технологического и образовательного потенциала в ограниченном числе регионов страны. В связи с этим самостоятельное развитие федеральной территории «Сириус», по мнению авторов статьи, невозможно без создания структуры межрегиональных партнерств, в которой центральное место занимает взаимодополняемость процессов развития территорий.

События 2022 г. внесли свои коррективы в управленческие планы правительства РФ. Произошли изменения в торговых цепочках кооперации, изменились товарные рынки, были заблокированы поставки продукции, включая медицинские препараты. Национальная экономика в 2022 г. вступила в фазу масштабной структурной перестройки2. В связи с этим глобальным вызовом как никогда актуальным стал вопрос построения технологического, а также цифрового суверенитета. На мировой арене развернулась борьба за технологическое лидерство. Появляются новые направления специализации профессий будущего. Разворачивается «охота за человеческим капиталом», которая выражается в пересмотре ценностей компаний в сторону развития человеческого потенциала. Концепция «потока кадров» заменяется «выращиванием кадров», а также переманиванием ценных сотрудников, способных давать импульс идеям развития. Пересматриваются технологические карты производств. Оба направления связаны с наукой и технологиями, поэтому следующим фактором, влияющим на формирование целей и приоритетов социально-экономического развития, является недостаток научных кадров, запрос на их формирование и непрерывное усовершенствование.

В задаче воспроизводства научных кадров, по исследованиям РАН3, выделен ряд проблем, из которых основными являются разрыв поколений и «утечка умов». Сокращение численности персонала, занятого исследованиями и разработками, которое происходит в результате миграции ученых в разные сферы российской экономики и за рубеж, остается серьезной проблемой современной российской науки. В итоге российская наука теряет свое главное богатство -интеллектуальный капитал, формирование которого происходило в течение длительного времени. В качестве примера ухудшения состояния системы кадровой научной подготовки приведена статистика (см. табл. 1).

В Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года4 в системе мер, направленных на «обеспечение сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации и снижения внутрирегио-

1 Указ Президента РФ от 28.02.2024 № 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». Доступ: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/408518353/ (проверено 20.07.2024).

2 Итоги работы Банка России 2022: коротко о главном. Доступ: https://cbr.ru/about_br/ publ/results_work/2022/ (проверено 20.07.2024).

3 Доклад о реализации государственной научно-технической политики в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными. М.: РАН. 2023.

4 Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 года». Доступ: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/72074066/ (проверено 20.07.2024).

Таблица 1

Подготовка научных кадров

2.14. Основные показатели деятельности аспирантуры

Число организаций (на конец года) Численность аспирантов (на конец года; чел.) Прием в аспирантуру, чел. Выпуск из аспирантуры, чел. Из него с защитой диссертации, чел.*

2000 1362 117714 43100 24828 7503

2005 1473 142899 46896 33561 10650

2010 1568 157437 54558 33763 9611

2015 1446 109936 31647 25826 4651

2016 1359 98352 26421 25992 3730

2017 1284 93523 26081 18069 2320

2018 1223 90823 27008 17729 2198

2019 1187 84265 24912 15453 1629

2020 1189 87751 27710 13957 1245

2021 1174 90156 27992 14326 1500

* Численность лиц, защитивших диссертации в период аспирантской подготовки (т.е. в пределах срока аспирантуры, указанного в приказе о зачислении).

Источник: Наука. Технологии. Инновации: краткий статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ. 2023.

нальных социально-экономических различий», рассматривается «развитие в наукоградах научно-производственного комплекса и формирование благоприятной среды, в том числе для привлечения высококвалифицированных кадров». Таким образом, возникает логичный вопрос: если наукограды как территории высокого научно-технологического потенциала должны обеспечивать именно привлечение высококвалифицированных кадров, то кто может усилить и качественно усовершенствовать подготовку таких кадров? Данная проблема не относится исключительно к наукоградам страны - это общенациональная проблема, решение которой необходимо форсировать. Задача Сириуса в том, чтобы стать научным центром притяжения для обучения и обмена знаниями и опытом.

Федеральная территория «Сириус» как платформа для разработок, инноваций и подготовки кадров

Здесь должны быть сконцентрированы интеллектуальный потенциал и современная исследовательская инфраструктура, созданы условия для практического внедрения результатов исследований для работы ученых и преподавателей с мировым именем.

Президент России Владимир Путин

В 2019 г. в послании Федеральному собранию1 президент России В. Путин отметил, что Сириус создан в первую очередь для молодых, талантливых,

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019. Доступ: http://www. kremlin.ru/acts/bank/44032 (проверено 20.07.2024).

амбициозных людей, стремящихся к саморазвитию, к реализации своего потенциала. Президент отметил, что для них создается вся необходимая инфраструктура. Она поможет обеспечить раскрытие их талантов, креативных способностей и энергии, которые являются сильными преимуществами нашей страны. Также президент отметил, что в Сириусе должны быть объединены интеллектуальный потенциал и современная исследовательская инфраструктура. Должны быть созданы условия для апробирования результатов исследований для работы ученых и преподавателей с мировым именем. Планы по развитию исследовательской инфраструктуры, содержащей уникальные прототипы инновационного оборудования для исследований, позволяющего молодым ученым воплощать любые самые смелые идеи, были очерчены в послании президента РФ Федеральному собранию в проекты предоставляют возможности использования передовых технологий и реализации амбициозных задач, что приведет к увеличению интереса к науке в целом и позволит снизить «возраст науки».

С целью создания тех условий, о которых говорит президент РФ В. Путин, на первой федеральной территории «Сириус» создается уникальная экосистема (см. рис. 1), содержащая различные направления развития.

Рисунок 1. Концепция экосистемы «Сириус» (разработка авторов статьи)

В целом федеральная территория формирует экосистему, включающую в себя все элементы как образования, развития, досуга, так и организации комфортной среды для жизни, которая побуждает к творчеству и созиданию. Конечной задачей деятельности такой экосистемы можно определить ее последующую трансформацию в самоорганизующуюся, саморазвивающуюся социальную экосистему, созданную по модели политической сети [Ильичева,

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020. Доступ: http://www. kremlin.ru/acts/bank/45148 (проверено 20.07.2024).

Лапин 2022], в рамках которой взаимозависимые акторы, представляющие структуры федеральной территории и ее партнеров, при координирующей роли Совета федеральной территории «Сириус» взаимодействуют между собой для достижения общественно значимого продукта - формирования благоприятных условий по выявлению, самореализации и развитию талантов, а также реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, как это записано в Уставе федеральной территории. Формат экосистемы «Сириус» предполагает применение сквозных цифровых технологий, к которым в т.ч. относятся большие данные (BigData) и искусственный интеллект (A]). С учетом необходимости достижения национальной цели «Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы»1, по мнению авторов данной статьи, целесообразно рассмотреть возможность использования агентоори-ентированного подхода при моделировании социально-политических и экономических процессов [Лапин, Ильичев 2024], осуществляемых на федеральной территории «Сириус». Стратегия СЭР федеральной территории необходима в первую очередь для гармонизации функционирования элементов экосистемы «Сириус», их взаимодействия и взаимозависимости (взаимодополнения) с применением сквозных технологий.

Принцип взаимодействия и взаимодополнения участников группы, действующих в определенной сфере и соседствующих географически, впервые описал Майкл Портер в своей теории кластеров [Портер 2000]. В соответствии с теорией Портера такое взаимодействие повышает конкурентоспособность не отдельных участников, а кластера в комплексе, и конкуренция выходит на международный уровень за счет структурированного построения кластера в границах географической территории субъекта. Однако небольшие масштабы федеральной территории «Сириус» не позволяют реализовать теорию кластеров, в связи с чем экономический эффект логично считать за счет эффектов при создании и развитии инновационной экономики.

Элемент инновации и его воздействие на развитие экономики талантов

Инновация - посредник между изобретением и его внедрением в экономику.

Й. Шумпетер

Президент РФ в своих указах акцентировал внимание на приоритетах страны в области привлечения талантливой молодежи в сферу исследований и разработок, а также на создании возможностей для самореализации и развития талантов2.

Основываясь на статистике, приведенной в ежегодном Докладе можно утверждать, что доля молодых ученых, имеющих выдающиеся таланты, в стране стабильно растет. Однако поиск и развитие талантов - одна часть

1 Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Доступ: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/408892634/ (проверено 20.07.2024).

2 Указ Президента РФ от 25.04.2022 N 231 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий». Доступ: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/404436068/ (проверено 20.07.2024).

3 Доклад о реализации государственной научно-технической политики в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными. М.: РАН. 2023.

задачи. Мало выявить (развить) талант, важно обеспечить условия, чтобы талантливые люди стремились создавать новые технологии и товары на территории своих регионов. Важно, чтобы росла заинтересованность в поиске и реализации инновационных прорывных решений на территории Российской Федерации. Безусловно, сама по себе уникальность состава возможностей на федеральной территории создает широкий спектр механизмов для их реализации. Однако существует ограничение - территориальное. В этой связи возникает закономерный вопрос об оценке эффективности такого развития. Что за пределами этих территорий? Как дальше реализует себя молодежь, проявившая в процессе обучения в Сириусе свои таланты и развившая свой потенциал? Смогли они найти свой путь развития в ИНТЦ «Сириус» или переехать в регион для самореализации? Были ли готовы регионы к принятию «заряженных умов» и смогли ли дать все необходимое для реализации их потенциала? К этим вопросам стоит присоединить одну наиболее острых проблем, являющихся вызовом государству на сегодняшний день, - «отток умов».

Согласно теории Й. Шумпетера, являющегося основоположником теории инноваций, первопричиной экономического динамизма является предприниматель, создающий инновацию с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации промышленности, в то время как конкуренция приводит в движение механизм, который преобразует индивидуальные действия в общественные результаты. По его мнению, успех рыночной системы заключается не в эффективном достижении статического оптимального равновесия, а в способности осуществлять динамические изменения в технологии и достигать динамического роста посредством таких изменений [Шумпетер 2007]. Теория Й. Шумпетера принципиально отличалась от идей классиков экономики, которые во главу развития привыкли ставить исключительно конкуренцию как базис (к таким относился, например, К. Маркс).

При создании среды для творческого и научного развития побуждается к реализации огромный человеческий потенциал, который выходит в последние годы на первый план и является фундаментом развития. Для реализации этого потенциала необходима соответствующая среда - инфраструктура. Создание такой инфраструктуры формирует относительно новое понятие -«экономика талантов». Целью экономики талантов является создание благоприятных условий для развития талантов в различных сферах деятельности, таких как образование, наука, культура, спорт и т.д., что позволяет обеспечить устойчивый социально-экономический рост и повысить уровень благосостояния населения. Для того чтобы талантливой молодежи становилось больше, необходимо создавать инновационные экосистемы, которые будут сочетать в себе образование, научные исследования, практическую разработку, предпринимательскую среду, меры государственной поддержки и иные необходимые элементы, а это задача инновационной экономики.

Задачей при создании Стратегии СЭР федеральной территории является то, чтобы стать идейным ядром науки и образования, объединяя талантливую молодежь страны, привлекая иностранную талантливую молодежь, выстраивая партнерские отношения с регионами России по продолжению развития «опознанных талантов», чтобы обеспечить поддержку реализации их потенциала.

Заключение

Федеральная территория, являясь «научной платформой» и полигоном инноваций не только в науке, спорте и культуре, но и в образовании и правовом регулировании, вызывает интерес у академического и научного сообщества за счет возможности внедрения на федеральной территории новых концепций, их апробации и тиражирования на страну.

Создание Стратегии СЭР федеральной территории имеет особое значение, поскольку в этом документе стратегического планирования должна присутствовать расстановка и гармонизация приоритетов развития, интересующий молодежь образ будущего территории с описанием ее миссии, описание структуры и связей экосистемы «Сириус», расчеты экономического эффекта по нестандартным отраслям экономики (например, креативная экономика, инновационная экономика, экономика талантов), а также содержаться целевые показатели вклада Сириуса в т.ч. в научно-технологическое развитие Российской Федерации. Стоит особо отметить, что образ будущего федеральной территории важен стратегически, поскольку он является фактором формирования у молодежи национально-государственной, общероссийской идентичности и во многом задает ориентиры устремлений и действий в политической и иных сферах [Ильичева 2023]. Авторы статьи убеждены в необходимости привлечения молодого поколения к процессу разработки Стратегии СЭР федеральной территории - данную задачу можно реализовать за счет SWOT-анализа, проведенного среди учеников Сириуса, чтобы своевременно выявить и учесть ценностные установки молодежи при формировании образа будущего территории и мотивировать новое поколение на цели национального развития.

Дальнейшее развитие как федеральной территории «Сириус», так и регионов страны, по мнению авторов, должно перерасти в синергию субъектов в целях перехода к комплексному развитию экономики талантов как глобальной экосистемы, формирующей сбалансированное развитие личности и являющейся драйвером инновационного развития экономики регионов Российской Федерации. Однако, как известно, можно управлять только тем, что можно измерить, а для этого необходимо создать комплексный документ устойчивого развития с прогнозными показателями, сценариями, расчетом ресурсов для реализации и эффективным мониторингом исполнения. Именно поэтому отсутствие Стратегии СЭР федеральной территории на сегодняшний день является серьезной проблемой на пути эффективного развития территории.

Список литературы

Ильичева М.В. 2023. Образ будущего страны в представлениях студенческой молодежи России: трансформация в условиях перемен и кризисных потрясений. — Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. № 3. С. 39-56.

Ильичева Л.Е., Лапин А.В. 2022. Анализ моделей экосистем в ракурсе социальной деполяризации в обществе. — Власть. Т. 30. № 1. С. 157-171.

Лапин А.В., Ильичев М.В. 2024. Моделирование социально-политических и экономических процессов в регионе: агентоориентированный подход. — Власть. Т. 32. № 3. С. 62-77.

Портер М. 2000. Конкуренция (пер. с англ. под ред. Я.В. Заболоцкого). М.: ИД «Вильямс». 495 с.

Шумпетер Й. 2007. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия (пер. с нем.). М.: Эксмо. 861 с.

ILYICHEVA Maria Valeryanovna, Cand.Sci. (Pol.Sci.), Researcher at the Institute for Socio-Political Studies — Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology, Russian Academy of Sciences (bld. 3, 13 Borisoglebsky Lane, Moscow, Russia, 121069;mary9110@mail.ru);ORCID:0000-0001-5509-3206

SHCHUNINA Tatyana Evgenyevna, Master of Political Science, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) (Sirius Federal Territory, Krasnjdarsky Kray, Russia, 354340; tatyanashchunina@ gmail.com); ORCID: 0009-0000-0123-8043

THE STRATEGY OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE SIRIUS FEDERAL TERRITORY AND ITS ROLE IN THE SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. Overcoming the «big challenges» facing the state described in the Strategy of Scientific and Technological Development (STD) of the Russian Federation is a strategic task for the country. In particular, in order to solve them in 2020, following the results of the amendments to the Constitution of the Russian Federation, the first federal territory «Sirius» was created. It has national strategic importance, features of the organization of public power and the implementation of economic and other activities in the federal territory. The territory has a wide variety of unique advantages and opportunities, such as advanced laboratory facilities located within the borders of the federal territory of the Sirius Research and Development Center with innovative developments by its residents, excellent natural and climatic conditions, and the Olympic legacy of the 22nd Winter Olympic Games. However, there is a serious problem - the lack of a strategy for the socio-economic development of the federal territory (Strategy for the Development of the Federal Territory), which is designed to systematize and harmonize the directions of development of the territory, taking into account national development priorities.

The article considers the factors and issues affecting the need to develop a Strategy for the Development of the Federal Territory. The authors carry out the analysis of the national development goals of the Russian Federation and the possibility of Sirius' contribution to their achievement. The federal territory is considered as a platform for the development, innovation and attracting young people for the purpose of scientific and technological development of the Russian Federation. Keywords: strategy, socio-economic development, innovation, human potential, federal territory, creative industries, creative economy, innovative economy, talent economy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.