Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА «СИРИУС»» КАК ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ'

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА «СИРИУС»» КАК ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
173
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный центр «Сириус» / федеральная территория / Сириус / инновации / наукоград / Sirius Educational Center / federal territory / Sirius / innovation / science city

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — А.Р. Лаптева

В статье рассматривается процесс создания федеральных территорий на примере специальной федеральной территории «Сириус» (далее – «Сириус», Образовательный центр «Сириус», федеральная территория «Сириус»). Осуществляется анализ целей и основных задач федеральной территории «Сириус», а также механизма правового регулирования этого процесса, выявляются основные цели, к которым стремится государство при создании федеральных территорий, таких как «Сириус». Особое внимание уделяется отсутствию нормативно-правового акта в российском законодательстве, который бы определял общий статус и порядок создания всех федеральных территорий, что приводит к некоторым пробелам в регулировании данного правового явления. Кроме того, делается вывод о необходимости разработке и утверждении целевых законов о федеральных территориях, в качестве важной составляющей процесса их создания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN GOALS AND OBJECTIVES OF THE SIRIUS EDUCATIONAL CENTER AS A FEDERAL TERRITORY: LEGAL ASPECTS

The article examines the process of creating federal territories using the example of the special federal territory «Sirius» (hereinafter referred to as «Sirius», Educational Center «Sirius», federal territory «Sirius»). An analysis of the goals and main objectives of the federal territory «Sirius» is carried out, as well as the mechanism of legal regulation of this process, the main goals that the state strives for when creating federal territories such as «Sirius» are identified. Particular attention is paid to the absence of a normative legal act in Russian legislation that would determine the general status and procedure for the creation of all federal territories, which leads to some gaps in the regulation of this legal phenomenon. In addition, it is concluded that it is necessary to develop and approve targeted laws on federal territories as an important component of the process of their creation.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА «СИРИУС»» КАК ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ»

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА «СИРИУС»» КАК ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

А.Р. Лаптева, магистрант

Уфимский университет науки и технологий

(Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-9-2-114-117

Аннотация. В статье рассматривается процесс создания федеральных территорий на примере специальной федеральной территории «Сириус» (далее - «Сириус», Образовательный центр «Сириус», федеральная территория «Сириус»). Осуществляется анализ целей и основных задач федеральной территории «Сириус», а также механизма правового регулирования этого процесса, выявляются основные цели, к которым стремится государство при создании федеральных территорий, таких как «Сириус». Особое внимание уделяется отсутствию нормативно-правового акта в российском законодательстве, который бы определял общий статус и порядок создания всех федеральных территорий, что приводит к некоторым пробелам в регулировании данного правового явления. Кроме того, делается вывод о необходимости разработке и утверждении целевых законов о федеральных территориях, в качестве важной составляющей процесса их создания.

Ключевые слова: образовательный центр «Сириус», федеральная территория, Сириус, инновации, наукоград.

Основной целью Образовательного центра «Сириус»» является поиск и дальнейшее развитие одаренных детей и подростков, у которых есть определённые способности в различных направлениях, начиная от технических специальностей, заканчивая творческими. «Сириус» работает круглогодично, его деятельность регулируется уставом фонда «Талант и успех». Для осуществления образовательной деятельности у Образовательного центра «Сириус»» есть лицензия, кроме того, его деятельность контролирует не только Министерство науки и высшего образования, но и Министерство спорта, Министерство культуры.

«Сириус» был создан в рамках федеральной территории, решением Президента Российской Федерации (далее - РФ), в 2020 году Образовательный центр «Сириус»» был наделён статусом федеральной территории для развития олимпийского и экологического наследия. Одной из ключевых целей создания этой федеральной территории является развитие её, как современного города, базирующегося на олимпийской инфраструктуре и представляющего собой крупный профильный образовательный, научно-технический, ин-

новационный и туристический центр. У Федеральной территории «Сириус» есть отдельный бюджет и имущество, которое перешло во владение федеральной территории «Сириус» от государственных органов РФ, либо Краснодарского края, либо г. Сочи. Сама система органов публичной власти на федеральной территории «Сириус» состоит из Совета федеральной территории «Сириус» - представительного органа, главы федеральной территории «Сириус» - исполнительно-распорядительный орган, а также иных органов публичной власти федеральной территории «Сириус».

Результаты исследования

Создание федеральных территорий в РФ имеет множество достоинств. Тем не менее, на данном этапе развития института федеральных территорий следует учесть возможные проблемы, связанные с их созданием, включая вопросы обеспечения единства правового пространства и возможной сепарации указанных территорий. Особое внимание следует уделить организации сотрудничества с субъектами РФ, включая обсуждение положений планируемого федерального закона, создание эффективной законодательной базы, а также

адекватного управлению такими территориями [1, с. 3].

Создание федеральных территорий должно быть осуществлено в соответствии с федеральным законом, после одобрения законодательными органами государственной власти субъектов РФ. Для формирования федеральной территории необходимо инициирование процесса населением данной территории. Это исключает возможность создания федеральных территорий против воли субъекта РФ. Наиболее важным является закрепить цель создания федеральных территорий, принципы их функционирования, а также установить критерии для наделения особым статусом исключительных территорий для решения определенных государственных задач. Также необходимо определить процедуру формирования указанных территорий. Решение особых экономических, социальных, культурных задач, на территории федеральных территорий является одной из главных проблем особых федеральных территорий, так как далеко не все вопросы являются урегулированными на данный момент.

Федеральная территория «Сириус» была выделена из Краснодарского края и за ней был закреплён особый статус Федеральным законом № 437-Ф3 «О федеральной территории «Сириус» от 22 декабря 2020 г. (далее - ФЗ «О федеральной территории «Сириус»»). Данный закон закрепил основные положения по федеральной территории «Сириус». По территории «Сириус» можно сравнить с размерами аэропорта г. Сочи, ранее территория, на которой сейчас находится «Сириус» относилась к г. Сочи, она использовалась, как образовательный центр для детей и подростков и включала множество спортивных объектов, которые ещё остались после Олимпиады Сочи 2014 [2, с. 4].

Согласно ФЗ «О федеральной территории «Сириус»», можно дать следующее определение федеральной территории -«имеющее общегосударственное значение публично-правовое образование, которое действует на основе указанного Федерального закона и собственного Устава». Образование федеральной территории «Сири-

ус» должно обеспечить инвестиционную привлекательность, социальное и экономическое развитие, а также сохранение олимпийских объектов данной территории. Кроме того, как уже ранее отмечалось в статье, основной целью создания данной территории является развитие талантов «молодого поколения», дальнейшее усовершенствование научной и технической сферы.

В «Сириусе» созданы свои органы публичной власти и действует специальный правовой режим. В Совет федеральной территории «Сириус» входит 17 членов, девять выбираются населением, путём выборов, троих назначают, по распоряжению Правительства РФ, троих назначает Президент РФ, своим указом, одного утверждает губернатор Краснодарского края, своим распоряжением, одного утверждает глава администрации федеральной территории. Для всех членов совета срок полномочий составляет пять лет, стоит отметить, что члены Совета могут досрочно прекратить свои полномочия, если будет вынесено представление о прекращении полномочий члена Совета. Функции органов МСУ в Сириусе осуществляют органы публичной власти, они объединяют в себе черты регионального управления и органов МСУ, представляя тем самым некий гибрид. Также стоит отметить, что они довольно часто взаимодействую с федеральными органами. Уполномоченным по вопросам МСУ «Сириус» также назначается на 5 лет Советом федеральной территории «Сириус».

Довольно большая часть полномочий федеральных и региональных властей делегирована органам публичной власти Сириуса, из-за этого на федеральной территории «Сириус» установлен специальный правовой режим, который действует при осуществлении научной, коммерческой и образовательной деятельности. Структура органов публичной власти «Сириуса» была разработана для прямого взаимодействия с органами государственной власти в центре, с учётом минимального влияния органов государственной власти Краснодарского края на формирование политики Сириуса.

Создание федеральной территории «Сириус» было обусловлено необходимостью продолжения политики инновационного территориально-государственного развития России.

Отличительные черты федеральной территории «Сириус» заключаются в целях ее создания, включая не только безопасность, исследовательскую деятельность и коммерциализацию результатов, но и многие другие аспекты. Также в Сириусе функционируют особые органы публичной власти, объединяющие полномочия местных и территориальных образований, где могут применяться более традиционные формы организации власти. В связи с этим необходимо выделить несколько факторов, которые и определяют особенное внимание законодателя к федеральной территории «Сириус». Фактически федеральная территория «Сириус» была создана путём изъятия федеральной территории из территории муниципального образования. У федеральной территории «Сириус» бюджет не разделён на несколько в зависимости от переданных полномочий, благодаря единому бюджету «Сириус» осуществляет все свои полномочия централизовано.

На федеральную территорию «Сириус» не распространяет свою юрисдикцию законодательство Краснодарского края, следовательно, оно не имеет значительного влияния на правовую деятельность федеральной территории. Согласно ФЗ «О федеральной территории «Сириус»», а также Уставу «Сириус» нормативные акты г. Сочи распространяются на федеральную территорию «Сириус» до того времени пока не будут приняты нормативные акты по соответствующим вопросам органами публичной власти федеральной территории. Это необходимо, чтобы обеспечить независимость федеральной территории «Сириус», а также чтобы «Сириус» самостоятельно осуществлял региональные полномочия и взаимодействовал с федеральными органами напрямую.

Именно поэтому федеральная территория «Сириус» является уникальным публично-правовым образованием со своими органами власти, сектором целей и задач, которое и выделяют данную федеральную территорию среди других территориальных образований. Создание федеральной территории приводит к изъятию части территории у субъекта Российской Федерации без его участия. Однако такое действие фактически изменяет границы субъекта РФ и должно сопровождаться соответствующим согласованием. Согласно ч. 3 ст. 67 Конституции РФ, изменение территории субъекта РФ возможно только с его согласия. В случае создания федеральной территории «Сириус» такого согласия от населения Краснодарского края не было получено [3, с. 2]. Данное положение необходимо рассматривать только в широком смысле, т.е. рассматривается не только изменение границ между субъектами (внутригосударственная граница), но изменение государственной границы, а также выделение из субъекта нового публичного образования, как в случае с образованием федеральной территории «Сириус». Поэтому создание дополнительного исключения из правила ч. 3 ст. 67 ограничивает статус субъекта РФ, так как его территория является одной из составляющих.

Заключение

Подводя итог, можно сделать следующий вывод закон о федеральных территориях помог бы решить многие проблемы, начиная от образования федеральной территорией, заканчивая её упразднением. В связи с этим считаем необходимым разработать данный закон для урегулирования всех вышеперечисленных вопросов, а также многих других, особенное внимание в данном законе необходимо уделить вопросам порядка взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов публичной власти федеральных территорий, а также вопросу представительства населения федеральных территорий в федеральных представительных органах.

Библиографический список

1. Виноградов В.В. Порядок создания федеральных территорий в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. - 2022. - № 6. - С. 1-5.

2. Сычев В.В. Создание федеральной территории «Сириус» в управленческой парадигме принятия решений: от появления «территории знаний» к строительству «страны умных и договороспособных людей» // Конституционное и муниципальное право. - 2023. - № 2. - С. 1-18.

3. Данилова С.А. Федеральные территории в Российской Федерации в условиях конституционной реформы // Конституционное и муниципальное право. - 2021. - № 1. - С. 110.

THE MAIN GOALS AND OBJECTIVES OF THE SIRIUS EDUCATIONAL CENTER AS A FEDERAL TERRITORY: LEGAL ASPECTS

A.R. Lapteva, Graduate Student

Ufa University of Science and Technology

(Russia, Ufa)

Abstract. The article examines the process of creating federal territories using the example of the special federal territory «Sirius» (hereinafter referred to as «Sirius», Educational Center «Sirius», federal territory «Sirius»). An analysis of the goals and main objectives of the federal territory «Sirius» is carried out, as well as the mechanism of legal regulation of this process, the main goals that the state strives for when creating federal territories such as «Sirius» are identified. Particular attention is paid to the absence of a normative legal act in Russian legislation that would determine the general status and procedure for the creation of all federal territories, which leads to some gaps in the regulation of this legal phenomenon. In addition, it is concluded that it is necessary to develop and approve targeted laws on federal territories as an important component of the process of their creation.

Keywords: Sirius Educational Center, federal territory, Sirius, innovation, science city.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.