Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СТАТУСЕ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ "СИРИУС"'

К ВОПРОСУ О СТАТУСЕ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ "СИРИУС" Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
638
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТЕРРИТОРИЯ "СИРИУС" / ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / ОРГАНЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ковтун Ольга Андреевна, Терещенко Наталия Дмитриевна, Шапиро Ирина Валерьевна

Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» устанавливает новое территориальное образование - федеральную территорию. Статья посвящена рассмотрению проблем, связанных с организацией публичной власти в новых для российской практики федеральных территориях. Авторы исследуют признаки и правовое положение органов публичной власти федеральной территории «Сириус», отмечают особенности их правового статуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE STATUS OF PUBLIC AUTHORITIES OF THE FEDERAL TERRITORY "SIRIUS"

The Law of the Russian Federation on the Amendment to the Constitution of the Russian Federation of March 14, 2020 № 1-FKZ «On Improving the Regulation of Certain Issues of the Organization and Functioning of Public Power» establishes a new territorial entity - the federal territory.The article is devoted to the consideration of problems related to the organization of public power in federal territories new to Russian practice. The authors investigate the signs and legal status of public authorities of the federal territory «Sirius», note the peculiarities of their legal status.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СТАТУСЕ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ "СИРИУС"»

УДК 342.7

РО! 10.23672/п 1449-8573-1312-к

Ковтун Ольга Андреевна

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права юридического факультета, Кубанский государственный университет [email protected]

Терещенко Наталия Дмитриевна

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права юридического факультета, Кубанский государственный университет [email protected]

Шапиро Ирина Валерьевна

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права юридического факультета, Кубанский государственный университет [email protected]

Olga A. Kovtun

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of Constitutional and Administrative Law Faculty of Law, Kuban State University [email protected]

Natalia D. Tereshchenko

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of Constitutional and Administrative Law Faculty of Law, Kuban State University [email protected]

Irina V. Shapiro

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of Constitutional and Administrative Law Faculty of Law, Kuban State University [email protected]

К вопросу о статусе органов публичной власти федеральной территории «сириус»

Аннотация. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» устанавливает новое территориальное образование - федеральную территорию. Статья посвящена рассмотрению проблем, связанных с организацией публичной власти в новых для российской практики федеральных территориях. Авторы исследуют признаки и правовое положение органов публичной власти федеральной территории «Сириус», отмечают особенности их правового статуса.

Ключевые слова: Федеральная территория «Сириус», публичная власть, органы публичной власти.

On the issue of the status

of public authorities

of the federal territory «sirius»

Annotation. The Law of the Russian Federation on the Amendment to the Constitution of the Russian Federation of March 14, 2020 № 1-FKZ «On Improving the Regulation of Certain Issues of the Organization and Functioning of Public Power» establishes a new territorial entity - the federal territory.The article is devoted to the consideration of problems related to the organization of public power in federal territories new to Russian practice. The authors investigate the signs and legal status of public authorities of the federal territory «Sirius», note the peculiarities of their legal status.

Keywords: Federal territory «Sirius», public authorities, public authorities.

Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» устанавливает новое территориальное образование - федеральную территорию. Согласно новой редакции Конституции РФ:

- организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается федеральным законом;

- организация публичной власти находится в ведении Российской Федерации;

- особенности осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения, административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации и на других территориях могут устанавливаться федеральным законом;

- органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации.

Закрепив создание федеральной территории, Федеральный закон от 22 декабря 2020 № 437-ФЗ «О федеральной территории «Сириус» установил, что:

- в федеральной территории «Сириус» создается система органов публичной власти, которая включает Совет федеральной территории «Сириус»; администрацию федеральной территории « Сириус»;

- иные органы публичной власти федеральной территории «Сириус», если их образование предусмотрено Уставом федеральной территории «Сириус» [1].

Поскольку законодатель четко не определил, относятся органы публичной власти федеральной территории «Сириус» к государственным органам власти или к органам местного самоуправления, возникает необходимость исследования их признаков и правового статуса.

По мнению С.А. Авакьяна: «Орган государства -коллектив граждан или один гражданин, которые уполномочены государством на осуществление его функций. Орган государства наделяется государственно-властными полномочиями, образуется и действует в установленном порядке, занимает свое место в единой системе государственных органов» [2].

В учебной литературе отмечается, что орган государственной власти:

- представляет собой организационно обособленную часть государственного аппарата;

- учреждается государством и участвует в реализации его задач и функций;

- действует от имени государства;

- обладает собственной компетенцией и государственно-властными полномочиями [3].

Рассматривая признаки органа местного самоуправления, следует отметить позицию Т.Я. Хаб-риевой, В.Е. Чиркина: «Органы муниципального образования не входят в систему органов государственной власти, являясь органами публичной власти территориального коллектива, но и те и другие осуществляют публичную власть народа, сотрудничают в решении задач общества и государства и в решении вопросов местного значения» [4].

К числу особенностей органов местного самоуправления Н.Л. Пешин относит их тесную связь с населением муниципальных образований, не вхождение в систему органов государственной власти и собственную компетенцию, которая позволяет им решать вопросы местного значения [5].

Сравнительный анализ отдельных признаков органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов публичной власти федеральной территории «Сириус» свидетельствует об их общих признаках и особенностях.

Прежде всего, следует отметить, что органы публичной власти федеральной территории «Сириус» создаются и действуют на основе федерального закона о федеральной территории «Сириус», а также ряда других нормативных

правовых актов. Так, Совет федеральной территории «Сириус» как представительный орган власти создается путем сочетания процедуры выборов, назначения и вхождения по должности.

Совет федеральной территории «Сириус» формируется в составе 17 членов, из которых девять избираются в порядке, установленном Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [6]. Три члена Совета федеральной территории «Сириус» назначаются Президентом РФ, три - Правительством РФ, один - главой администрации (губернатором) Краснодарского края. Глава администрации федеральной территории «Сириус» входит в состав Совета по должности.

Реализация избирательных норм на федеральной территории «Сириус» имеет особенности, касающиеся избирательных цензов, отдельных стадий избирательного процесса, порядка формирования избирательных комиссий.

Правом избирать членов Совета федеральной территории «Сириус» обладают граждане РФ, достигшие на день голосования возраста 18 лет, место жительства которых расположено в пределах соответствующего избирательного округа, а также, граждане РФ, достигшие на день голосования возраста 18 лет и зарегистрированные по месту пребывания в пределах соответствующего избирательного округа не позднее, чем за шесть месяцев до дня голосования. Для избираемых членов Совета федеральной территории установлен возрастной ценз - достижение 21 года на день голосования и отсутствие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных избирательным законодательством.

Подготовку и проведение выборов членов Совета федеральной территории «Сириус» обеспечивают и осуществляют территориальная избирательная комиссия федеральной территории и участковые избирательные комиссии.

В соответствии с действующим законодательством о выборах, формирование территориальной комиссии, назначение ее председателя осуществляется избирательной комиссией субъекта РФ. Особенность формирования территориальной избирательной комиссии федеральной территории «Сириус» состоит в том, что ее члены, а также ее председатель назначаются Центральной избирательной комиссией РФ.

Члены Совета федеральной территории «Сириус» могут избираться по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, схема которых определяется территориальной избирательной комиссией и утверждается Советом федеральной территории. Мы считаем, что использование пропорциональной избирательной системы при избрании членов данного органа публичной власти нецелесообразно в силу незначительного количества избираемых.

Члены Совета федеральной территории «Сириус», осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, в отличие от депутатов

представительных органов государственной власти, имеют право совмещать членство в Совете федеральной территории с замещением государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей Краснодарского края, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской службы РФ и Краснодарского края.

Одной из характерных черт органа власти является наличие компетенции и властных полномочий. В научной литературе отмечается, что «..В государстве существует не только горизонтальная, но и вертикальная система разделения властей, она включает в себя разделение властных функций между органами центра, регионов и местного самоуправления» [7].

Федеральный закон о федеральной территории «Сириус» закрепил, что органы публичной власти «Сириуса» осуществляют отдельные полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданные для осуществления органам публичной власти федеральной территории «Сириус» в соответствии с федеральными законами, указами Президента РФ, а также постановлениями Правительства РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ.

Законодательно также определены вопросы исключительной компетенции Совета федеральной территории «Сириус». Полномочия администрации федеральной территории «Сириус» в настоящий период времени определяются Временным положением об администрации федеральной территории «Сириус».

Нам представляется, что компетенция не только представительного, но исполнительно-распорядительного органа федеральной территории «Сириус» должна определяться федеральным законом о федеральной территории.

В целях реализации своих полномочий органы публичной власти федеральной территории «Сириус» издают нормативные правовые акты, которые являются обязательными для исполнения на территории данной федеральной территории. Совет федеральной территории «Сириус» принимает нормативные правовые акты в форме решений, администрация - постановлений. По оперативным и другим текущим вопросам, в том числе, по вопросам осуществления экономической и иной деятельности в федеральной территории «Сириус» органы публичной власти федеральной территории «Сириус» могут издавать правовые акты, не имеющие нормативного характера. Законодательно не определено название и форма правоприменительного акта. Как нам представляется, правовые акты органов публичной власти федеральной территории «Сириус», не имеющие нормативного характера, могут издаваться в форме распоряжения.

Установление законодательного порядка формирования органов публичной власти федеральной территории «Сириус», закрепление полномочий и компетенции органов публичной власти федеральной территории «Сириус», обязательного характера принимаемых ими нормативных правовых актов свидетельствует о наличии у органов публичной власти федеральной территории «Сириус» признаков, присущих государственным органам и органам местного самоуправления.

На наш взгляд, можно говорить о формировании в федеральной территории «Сириус» организационно обособленных и самостоятельных органов публичной власти, сочетающих признаки государственного органа, органа местного самоуправления и имеющие определенные особенности, обусловленные, в первую очередь, их территориальными пределами деятельности, функциями, задачами и формами взаимоотношений с органами государственной власти.

Литература:

1. URL : http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202012220082

2. Авакьян С.А. Конституционный лексикон: государственно-правовой терминологический словарь. М., 2015. С. 469.

3. Дзидзоев Р.М. Конституционное право Российской Федерации : учебник / Р.М. Дзидзоев, О.А. Ковтун, Н.Д. Терещенко. Краснодар, 2020. С. 216-217.

4. Хабриева Т.Я. Теория современной конституции / Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин. М., 2005. С. 297.

5. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. М., 2007. С. 282-283.

Literature:

1. URL : http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202012220082

2. Avakyan S.A. Constitutional lexicon: state-legal terminological dictionary. M., 2015. P. 469.

3. Dzidzoev R.M. Constitutional law of the Russian Federation : textbook / R.M. Dzidzoev, O.A. Kovtun, N.D. Tereshchenko. Krasnodar, 2020. P. 216-217.

4. Khabrieva T.Ya. Theory of the modern Constitution / T.Ya. Khabrieva, V.E. Chirkin. M., 2005. P. 297.

5. Peshin N.L. State power and local self-government in Russia:problems of development of the constitutional and legal model. M., 2007. P. 282-283.

6. иЯ1- : ИНр://ргауо.доу.ги/ргоху/1рв/?с1осЬос1у= &nd= 102033334&гСк=&ЬаскПпк=1

7. Современные проблемы организации публичной власти : монография / Рук. авторского колл.; Отв. ред. д-р юрид. наук, профессор С.А. Авакьян. М., 2014. С. 65.

6. URL http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody= &nd= 102033334&rdk=&backlink=1

7. Modern problems of the organization of public power : monograph / Head of the authoring team; Executive Editor, Doctor of Law, Professor S.A. Ava-kyan. M., 2014. P. 65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.