Научная статья на тему 'Стратегия развития территориальных туристско-рекреационных систем Южного федерального округа Российской Федерации'

Стратегия развития территориальных туристско-рекреационных систем Южного федерального округа Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
512
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННАЯ СИСТЕМА (ТТРС) / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ТУРИСТСКАЯ ОТРАСЛЬ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чистяков Валентин Иванович, Рябошапко Владимир Петрович, Некрасова Марина Леонидовна, Филобок Анатолий Анатолиевич, Коркина Дарья Витальевна

Исследование посвящено такой категории, как территориальная туристско-рекреационная система (ТТРС). Она является объектом процесса построения стратегии развития туристской отрасли в ЮФО РФ с учетом принципов территориального маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Чистяков Валентин Иванович, Рябошапко Владимир Петрович, Некрасова Марина Леонидовна, Филобок Анатолий Анатолиевич, Коркина Дарья Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития территориальных туристско-рекреационных систем Южного федерального округа Российской Федерации»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ СИСТЕМ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

®2012 Чистяков В.И., Рябошапко В.П., Некрасова МЛ, ___________________Филобок А.А., Коркина Д.В.

___________Кубанский государственный университет

Исследование посвящено такой категории, как территориальная туристско-рекреационная система (ТТРС). Она является объектом процесса построения стратегии развития туристской отрасли в ЮФО РФ с учетом принципов территориального маркетинга.

The article deals with the category, such as territorial tourist and recreational system (TTRS). It is an object of the process of creating the strategy for the development of tourist branch in the Southern Federal District of the Russian Federation taking into account the territorial marketing principles.

Ключевые слова. территориальная туристско-рекреационная система (ТТРС), стратегия развития, туристская отрасль, территориальный маркетинг.

Keywords: territorial tourist and recreational system (TTRS), development strategy, tourist branch, territorial marketing.

Современный туристский рынок ставит перед экономической, социальной, политической и рекреационной географией новые задачи, требует осмысления происходящих социапьно-экономичес-ких и геополитических процессов, развития фундаментальных исследований и выработки практических рекомендаций. Территориальная организация общества претерпевает значительные изменения на глобальном и национальном, региональном, и локальном уровнях. Особенно это характерно для Российской Федерации, которая претерпела перемены, повлекшие за собой изменения как в геополитическом положении, так и в территориальной структуре хозяйства, что связано с переходом к рыночной системе хозяйствования после длительного существования плановой экономики. Это привело к изменениям в социально-экономической системе страны на всех ее иерархических уровнях, что в свою очередь ведет к трансформации территориальной организации общества в цепом. Это сказывается на смене научных проблем исследования, методологических основ и научных категорий [4].

Эффективность деятельности в любой сфере во многом зависит от ее пространственной организации. Туризм в данном случае не является исключением. Более того, туристско-рекреацион-ная деятельность настолько сильно зависит от локализующих факторов, в том числе геополитического положения, природно-рекреационных ресурсов, историко-культурного

наследия и других, что изучение проблем территориальной организации туризма можно отнести к разряду первоочередных, создающих основу для последующих экономических, социологических и иных исследований при участии многих наук [9].

Актуальность данного исследования определяется тем, что основные научные категории, в том числе «территориальная туристско-рекреационная система» (ТТРС), формировались в условиях плановой экономики. Переход на рыночную систему отношений существенно изменил процесс формирования и развития ТТРС. Главной движущей силой их образования в рыночных условиях стало экономическое поведение всех субъектов рынка, что в туристско-рекреационной сфере проявляется как туристский спрос со стороны потребителей и туристское предложение со стороны поставщиков турпродуктов.

Цель данного исследования заключается в нахождении стратегии развития ТТРС в процессе их взаимодействия с интегральными общественными системами для повышения конкурентоспособности туристской отрасли в Южном федеральном округе (ЮФО) Российской Федерации.

Опыт многих туристских центров показал, что стратегический подход к развитию отрасли туризма может принести значительные выгоды в социально-экономической, общественно-куль-турной и экологической сфере. Анализируя потенциал России в области развития туризма, большинство ученых и практиков сходятся во мнении, что экономические преимущества от развития туризма очевидны, но достигнутые на сегодня результаты не являются достаточными.

Существующие на сегодняшний день научные разработки теоретических и методологических основ стратегического развития туристской отрасли в ТТРС отстают. В имеющихся исследованиях не уделяется должного внимания изучению проблем управления ресурсным обеспечением сферы туризма ТТРС; не разработаны методические подходы и институциональные основы формирования адекватной потребностям населения ресурсной базы сферы туризма; не разработаны механизмы продвижения в сфере туризма; неактивно развивается нормативно-пра-вовая база и методический аппарат, призванные создавать предпосылки для эффективного решения стратегических вопросов в туристской сфере [9].

Для построения стратегии развития ТТРС ЮФО были использованы принципы территориального маркетинга, потому как новые геоэкономические условия развития России, которые характеризуются жесткой конкуренцией территорий за привлечение инвестиций, продвижение товаров и услуг, покрытие растущего уровня потребностей населения, предъявляют новые требования к содержанию и инструментам программы стратегического развития. В этих условиях основная задача ТТРС - создать условия стратегического партнерства власти, бизнеса, общественных институтов, что повысит конкурентоспособность федеральных субъектов России в целом. И здесь важно не просто извлекать выгоду из конкурентных преимуществ или даже правильно позиционировать, необходимо определить, какие факторы внутритерриториального развития могут поддерживать геоэкономические интересы других регионов и заинтересованных стран [7].

Главной цепью территориального маркетинга является сохранение конкурентоспособности социапьно-экономи-ческого и природно-ресурсного потенциала региона, развитие новых отраслей за счет привлечения новых предприятий, создание общенационального уровня известности территории, а это требует улучшения управления, инфраструктуры и повышения культурной привлекательности [7].

Итогом применения концепции территориального маркетинга в разработках стратегии

развития являются практические рекомендации по совершенствованию маркетинговой политики ТТРС.

С практической точки зрения авторами данного исследования была произведена оценка ресурсного потенциала туристской отрасли ЮФО России по 214 показателям, характеризующим природно-ресурсный, социапьно-экономи-ческий и курортно-рекреационный потенциал и составлен подробный портрет гостя. Это позволяет разработать стратегию позиционирования и сформировать предложения по повышению привлекательности туристского продукта ЮФО на федеральном и международном туристском рынках. Портрет гостя ТТРС России приводится ниже, а характеристика перечня из 214 показателей не является задачей исследования и приводиться не будет.

Гости ТТРС России делятся на две группы: 1) потребители туристского продукта внутреннего туризма; 2) потребители туристского продукта въездного туризма. Для составления портрета гостя первой группы были рассмотрены материалы маркетинговых исследований на темы, связанные с поставленной задачей.

Среднестатистический портрет туриста, который выбирает российский туристский продукт, выглядит следующим образом. Целевая аудитория туристского продукта внутреннего туризма России составляет 20% ее населения. Одна из причин снижения спроса на отечественный туристский продукт - отсутствие информации или активного продвижения. Главным преимуществом является работа в круглогодичном режиме некоторых туристских центров.

Немного сложней обстоит дело с определением емкости целевой аудитории туристского продукта въездного туризма. Опрос иностранных туристов проводился по заказу туристической компании «Ростуризм» и показал, что иностранному туристу ничего не известно о лечебно-оздоровительном отдыхе на территории России, включая ресурсы ЮФО, так же как и об активном отдыхе. По их мнению, информация такого рода полностью отсутствует. Сейчас большинство путешественников привлекают крупные города, а именно Москва и Санкт-Петербург. Но благодаря разнообразной и уникальной природе России, ее богатому историческому наследию существует возможность развития и нестандартного регионального туризма - событийного, этнического, экологического, экстремального и индустриального. А как показал проведенный авторами подробный анализ ресурсного потенциала ЮФО, фактически эти виды туризма являются приоритетными в его продуктовом портфеле.

Следовательно, подробная характеристика потенциала туристских территорий ЮФО России и портрета представителей двух целевых аудиторий позволяет построить комплекс маркетинга для ТТРС. Он состоит из четырех компонентов: территориального продукта, его цены, места и продвижения, причем последний компонент является в настоящее время приоритетным.

ЮФО включает в свой состав две ТТРС: 1) ТТРС «Южная» -Краснодарский край и Республика Адыгея; 2) ТТРС «Южно-Приволжская» -Республика Калмыкия, Астраханская область, Ростовская и Волгоградская области. Представим объединенный анализ комплекса маркетинга данных ТТРС.

Территориальный туристский продукт ТТРС «Южная» и «Южно-Привол-жская» включает в себя:

- аграрную специализацию местных экономик;

- узкую рыболовно-охотничью направленность, которая уже является

сформированной в качестве бренда и занимает 25-30% российского рынка в Астраханской области;

- наличие туристских маршрутов, которые соединяют воедино и начинаются в горной и предгорной зонах и заканчиваются на морском побережье;

- большое количество событийных мероприятий всероссийского и международного значения;

-традиционный имццж лучшего в России места пляжного отдыха для потребителей с различным уровнем дохода;

- охрану историко-культурного наследия на федеральном уровне;

- наличие древних национальных традиций народностей, народные промыслы;

- наличие на территории уникальных природных и исторических объектов, что создает предпосылки для развития таких видов туризма, как экологический и культурно-познавательный;

- присутствие передовых медицинских учреждений и технологий;

- существование целебных свойств воды, рапы и грязей озер, источников минеральных и радоновых вод, традиции кумысолечения создают условия для развития лечебно-оздоровитель-ного туризма;

- наличие объектов делового и научного сотрудничества;

- расположение храмов и культовых сооружений многих вероисповеданий;

- увеличение числа рейсов пассажирских теплоходов, что способствует возрождению круизов;

- значение места проведения XXII зимних Олимпийских игр 2014 году, что является крупным международным мероприятием.

В субъектах РФ, входящих в ТТРС «Южная» и «Южно-Приволжская», есть возможность развивать следующие виды туризма: пляжный туризм;

лечебно-рекреационный; активные виды туризма - пешеходный туризм, походы, массовые спортивные мероприятия, включающие в себя элементы спорта, такие, как дайвинг, рафтинг, виндсерфинг, скайдайвинг, сноубординг, горные лыжи, водные лыжи, дельтапланеризм, джиппинг, парашютный спорт и иные виды экстремального туризма, - а также рыболовно-охотничью направленность в Астраханской области; водный туризм (круизы, сплавы); культурно-познавательный туризм; деловой и конгрессный туризм; событийный туризм (приключенческий); паломнический туризм; сельский туризм; этнографический туризм; экологический туризм и конный туризм.

Место территориального туристского продукта ТТРС «Южная» и «Южно-Приволжская». С позиции административно-политического критерия все субъекты входят в состав Южного федерального округа.

Общая площадь ТТРС «Южная» и «Южно-Приволжская» составляет 414,9 тыс. км2.

Данные ТТРС отличаются выгодным геополитическим положением, потому что омываются двумя теплыми морями (Черное и Азовское), имеют выход к Каспийскому морю и граничат с Абхазией, Казахстаном, Республикой Дагестан, со Ставропольским краем, имеют морскую государственную границу с Украиной.

Транспортный комплекс данных ТТРС представлен практически всеми видами транспорта - железнодорожным, автомобильным, авиационным и внутренним водным.

Рельеф территории ТТРС «Южная» и «Южно-Приволжская» можно разделить на три части: равнинную, предгорную и горную.

Климат ТТРС «Южная» на большей части территории резко континентальный, умеренно-континентальный, на Черноморском побережье (южнее Туапсе) - субтропический.

Водные ресурсы субъектов ТТРС «Южная» и «Южно-Приволжская» представлены речной сетью, водохранилищами, озерами и запасами термальных и минеральных вод, тремя южными морями.

Среди богатств растительного и животного мира ТТРС «Южная» лес занимает важное место. Здесь произрастают темнохвойные горные леса, расположены субальпийские и альпийские луга. Так»® характерна субнивапьная растительность скал. В ТТРС «Южно-Приволжская» растительный и животный мир обусловлены степными и полустепными ландшафтами.

Общую численность населения в ТТРС «Южная» и «Южно-Приволж-ская» составляют: Краснодарский край 5284,5 (по оценке на 1 января 2012 года) и Республика Адыгея - 441,2 тысячи человек, Республика Калмыкия - 286 тыс. человек, Астраханская область - 101 тыс. человек, Ростовская область - 426 тыс. человек, Волгоградская область - 259 тыс. человек. [6]

Можно выделить ряд параметров цены туристского продукта ТТРС «Южная» и «Южно-Приволжская»:

В ТРС «Южная» количество туристов, отдохнувших на курортах Краснодарского края с начала года, превысило 11 миллионов человек, что на 3% больше, чем за аналогичный период 2010 года. В Республике Адыгея 230 тыс. человек. Средняя стоимость ночевки на черноморских курортах в 2011 году осталась прежней: 2100 рублей в сутки с человека. Среднее количество ночей, проведенных туристами в Краснодарском крае, не изменилось: 8,6. Количество иностранных туристов, отдохнувших на курортах Краснодарского края, в 2011 году увеличилось на 7,6%, по сравнению с 2010, и составило 27,9 тыс. человек. В период максимального развертывания ежедневная емкость курортов Краснодарского края достигает 450-480 тыс. мест. Объем доходов (объем услуг) предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса края и хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги туристам, имел положительную динамику. Так, за период 2008-2011 год объем услуг увеличился более чем на 19% в действующих ценах и в 2011 году, по прогнозу департамента, достиг 57,5 млрд руб. В Республике Адыгея этот показатель составил в 2011 году 231 млн рублей [6].

В ТТРС «Южно-Приволжская» ежегодно Волгоградскую область посещают около 500 тыс. человек. Действует 65 гостиниц, 16 санаториев, 217 турбаз. Общая вместимость данных средств размещения составляет 12830 мест. Число туристов, посетивших Ростовскую область, по итогам текущего года ориентировочно составит 850 тысяч, из них лишь 5% - иностранцы, говорится в сообщении Агентства инвестиционного развития Ростовской области (АИР РО). Число гостиниц и аналогичных средств размещения составляет 133 единицы, число средств размещения санаторно-курортного комплекса - 153 единицы. Номерной фонд гостиниц и аналогичных средств размещения составит 9468 мест. В 2011 году въездной туристский поток в Астраханскую область составляет 1,8 млн человек ежегодно. Структура потока показывает, что до 90% приезжих с туристическими целями - рыбаки и охотники и только 11-12% туристов (ориентировочно 200-210 тысяч человек в год) приезжают с профессионально-деловыми, экскурсионными и иными целями [6].

Продвижение территориального продукта ТТРС «Южная» и «Южно-Приволжская». На законодательном уровне программа продвижения туристского продукта данных ТТРС представлена в таких законодательных актах, как: закон территорий (Краснодарский фай, Республика Калмыкия, Астраханская область и Волгоградская область); долгосрочные целевые программы (Краснодарский фай, Республика Адыгея, Астраханская область, Ростовская область) и концепции (Краснодарский фай, Республика Калмыкия). Отдельно действуют Краевая целевая программа «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как

горноклиматического и бальнеологического курорта» и долгосрочная краевая целевая программа «Обеспечение участия города Сочи в организации и проведения XXII Олимпийских и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года на 2012-2014 годы».

Основная цель, которая объединяет все вышеперечисленные законодательные акты по продвижению туристского продукта в ТТРС «Южная», - формирование конкурентоспособного, экономически эффективного, социально ориентированного и экологически устойчивого туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплекса круглогодичного функционирования, обеспечивающего доступный отдых и лечение для широких слоев российских и иностранных граждан. В ТТРС «Южно-Приволжская» - создание условий для формирования конкурентоспособного туристского комплекса с развитой туристской инфраструктурой, эффективным управлением развития туризма и диверсифицированным туристским продуктом, с высокоэффективной системой информационно-рекламного продвижения.

Был проведен анализ сильных и слабых сторон позиционирования ТТРС «Южная» и «Южно-Приволжская» с использованием метода БУЮТ-анализа. Были выявлены наиболее благоприятные факторы внешней и внутренней среды данных ТТРС, которые необходимо закладывать в основу стратегии повышения конкурентоспособности туризма и позиционирования на туристском рынке:

- выгодное географическое расположение позволяет придать дополнительную ценность природным ресурсам и развивать лечебную направленность курортов;

- высокотехнологичная инфраструктура, спортивные объекты, современные высококатегорийные средства размещения, построенные к Олимпийским играм, привлекут в г. Сочи российских и иностранных туристов;

- государственная поддержка отрасли для сохранения высокой инвестиционной привлекательности;

- имидж безопасного региона, низкий уровень преступности повышает конкурентоспособность комплекса и будет способствовать увеличению въездного туризма, в том числе росту числа иностранных туристов;

- культурное разнообразие и местный колорит привлекают россиян из дальних регионов;

- на перспективу предусмотрено строительство новых железнодорожных веток и перенос железной дороги на участке Туапсе-Сочи в горной части территории;

- обеспеченность населенных пунктов ТРС асфальтированными дорогами позволяет увеличить доступ к конкретным достопримечательностям и туристическим продуктам и упростить процесс передвижения потоков туристов;

- основную роль в становлении курортов может играть развитие речных пассажирских перевозок, развитие яхтинга и маломерных судов;

- расширение сети авиационных линий по регионам России, а также выполнение международных авиарейсов из стран ближнего и дальнего зарубежья позволит значительно расширить диапазон туристских предложений;

- природно-климатические факторы и рельеф ряда территорий позволяют развивать новые виды туризма, в том числе зимний отдых (лыжные виды спорта на возвышенностях в Волгоградской области);

- продолжает развиваться сегмент семейного и детского отдыха в соответствие с маркетинговой и рекламной стратегией;

- специализация туристского продукта: лечебно-оздоровительного,

пляжного, культурно-познавательного, событийного, делового, сельского

туризма, паломнического, экологического, охоты, рыбалки и водного;

- специализация туристского продукта: паломнический, экологический, охота, рыбалка, водный, лечебно-оздоровительный, пляжный, культурно-познавательный, событийный, деловой, сельский и этнографический туризм;

- теплый мягкий климат позволяет предлагать отдых круглый год, что окажет положительное влияние на прибыльность бизнеса, жизнеспособность индустрии туризма в долгосрочной перспективе и в привлечении инвестиций.

Данное исследование дает возможность сделать вывод о том, что туристская деятельность в ЮФО России может быть диверсифицирована, что снизит остроту основной проблемы туризма - сезонности. Но в то же время наиболее конкурентоспособные туристские продукты должны создаваться на основе уникальных особенностей данной ТТРС.

Следовательно, при наличии широкого ассортимента предлагаемых туристских продуктов территория должна позиционировать себя,

ориентируясь на наиболее конкурентоспособные продукты.

Туризм для ЮФО России представляет собой такую отрасль экономики, которая позволяет при сравнительно небольших капиталовложениях обеспечить экономически рентабельное использование местных ресурсов - историко-культурного наследия, традиций, лечебных ресурсов. Туризм в настоящее время характеризуется устойчивыми темпами развития. Однако представленные выше выводы о пространственном распределении туристско-рекреационных ресурсов позволяют утверждать неравномерность развития туристского комплекса. В силу этого, а также

инфраструктурных ограничений пакет предлагаемых сегодня ЮФО России

турпродукгов, востребован лишь частично. Основная туристская нагрузка приходится лишь на несколько наиболее известных и традиционных центров.

Учитывая то, что в создании турпродукта и оказании услуг участвуют не только туристские предприятия, но и многие другие субъекты, можно

говорить о том, что уровень развития туризма в ТТРС ЮФО во многом будет определяться уровнем развития туристской и вспомогательной

инфраструктуры. Следовательно, одной из приоритетных стратегических задач в области развития туризма в ТТРС ЮФО является оптимизация пространственного размещения объектов туристской и вспомогательной инфраструктуры. С учетом развития конкурентной среды, выхода российских турпродуктов на глобальные рынки и дифференциации развития туризма на основе различий в специализации для туристского комплекса были

применимы принципы построения ТТРС.

Примечания

1. Баранский Н. Н. Научные принципы географии. Избранные труды. М. : Мысль, 1980. 2. Зорин И. В., Мирошниченко Н. Н., Шильникова Л. Н. Рекреационная освоенность территории СССР // Географические проблемы организации туризма и отдыха Вып.2. М. : Турист, 1975. С. 91-97. 3. Калиникова И. О. Управление социально-экономическим потенциалом региона. 4. Мажар Л. Ю. Территориальные общественные системы: концептуальный подход к изучению // Региональные исследования. Смоленск, 2006. № 2. С. 9-17. 5. Мироненко Н. С., Твердохлебов И. Т. Рекреационная география. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. 6. Россия в цифрах 2011. М. : Росстат, 2011. 7. Сайчук Т. В. Территориальный маркетинг. СПб. : Питер, 2009. 8. Теоретические основы рекреационной географии / отв. ред. В. С. Преображенский. М. : Наука, 1975. 9. Щербакова С. А. Геоэкономика международного туризма. Смоленск : Универсум,2004.

Статья поступила в редакцию 16.06.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.