Научная статья на тему 'Стратегия развития рынка картофеля и продуктов его переработки в России'

Стратегия развития рынка картофеля и продуктов его переработки в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
картофель / кооперация / агропромышленная интеграция / безотходное производство / рост производительности / potatoes / cooperation / agro-industrial integration / waste-free production / productivity growth
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тульчеев В. В., Жевора С. В., Овэс Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития рынка картофеля и продуктов его переработки в России»

Тульчеев В.В.

д.э.н., гл.н.с. ВНИИКХ

vtulcheev@list.ru Жевора С.В.

к.с. -х.н., директор ВНИИКХ Овэс Е.В.

заместитель директора по научной работе ВНИИКХ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА КАРТОФЕЛЯ И ПРОДУКТОВ ЕГО ПЕРЕРАБОТКИ В РОССИИ

Ключевые слова: картофель, кооперация, агропромышленная интеграция, безотходное производство, рост производительности.

Keywords:potatoes, cooperation, agro-industrial integration, waste-free production, productivity growth.

На основе малых форм хозяйствования (МФХ), состоящих из личных (ЛПХ), фермерских (КФХ) хозяйств и малых сельхозорганизаций (СХО), производящих до 93-95% картофеля и овощей открытого грунта (свекла, морковь, лук репчатый, капуста белокочанная), так называемого «борщового набора» в России необходимо создать специализированные сельскохозяйственные производственно-торговые кооперативы (СПТК - вместо потребительских заготовительных посреднических СПоК бывшего Центрхоза), а на базе средних и крупных СХО занимающие остальные 57% всех посевных площадей в стране создать агропромышленные предприятия (АПП - типа совхоз-завод) и объединения (АПО холдингового типа).

Посевная площадь под картофелем в 2018 г. согласно данным весеннего учета Росстата по всем категориям хозяйств составила 1328,6 тыс. га, что составляет 1,7% - от всех посевов в стране. По сравнению с 1990 годом объем посевных площадей уменьшился в 1,5 раза, а промышленных посадок с 1318 до 300 тыс. га или в 4,4 раза. По сравнению с 2016 г. площадь посадки картофеля в ЛПХ в 2018 г. сократилась на 685,3 тыс. га. При этом, по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года, посевные площади под картофель составляли 1438,3 тыс. га и распределялись следующим образом СХО - 193,9 тыс. га (13,5%), КФХ - 150,6 тыс. га (10,5%), ЛПХ - 1093,8 тыс. га (76%) (Росстат, 2018а).

В целом по России наметилась положительная тенденция увеличения посевных площадей под картофель в КФХ, кроме округов: Северо -Западного ( -0,4 тыс. га), Дальневосточного (-0,1 тыс. га).

Фермерские хозяйства (КФХ) в 2018 г. по сравнению с 2017 г., увеличили посевные площади на 6,8 тыс. га. Таким образом, в 2018 г. согласно данным весеннего учета, доля КФХ от общего объема посевных площадей под картофель, составила 10,2%. В Северо -Западном, Южном, Северо -Кавказском и Дальневосточном федеральных округах промышленное выращивание картофеля преимущественно производится в КФХ, а не в СХО как в Центральном ФО и Приволжском ФО.

В среднем за 2015-2017 гг. валовой сбор в СХО составил 4,4 млн. т (14,0%) КФХ - 2,7 млн. т (8,6%) и в ЛПХ -24,4 млн. т (77,4%) от производства во всех категориях хозяйств - 31,5% (100%) при средней урожайности 15,6 т/га. Несмотря на валовой сбор картофеля в стране более чем в 2 раза превышающей потребности населения (147 млн. чел. х 100 кг/чел/год) - около 15 млн. т, импорт картофеля увеличился с 559 тыс. т в 2015 г. до 564 тыс. т в 2017 г., а кар-тофелепродуктов с 130,2 до 156,1 тыс. т. Основная масса семенного картофеля поступает из Нидерландов, Германии и Беларуси; молодых клубней - из Египта, Китая и Азербайджана; поздний картофель - из Египта, Пакистана, Китая и Беларуси.

В табл. 1 представлена ёмкость рынка картофелепродуктов в 2017 г. с учетом импортно -экспортных операций.

Таблица 1

Емкость рынка и экспорт картофелепродуктов в 2017 г., тыс. т.

Товарные группы картофелепродуктов 2017

Производство Импорт Экспорт Емкость рынка Превышение импорта над экспортом, раз

тыс. т %

Картофель замороженный 4,3 0,8 0,09 5,01 1,7 8,9

Картофель сушенный 7,0 0,5 0,0005 7,5 2,6 1000

Мука, хлопья, гранулы из картофеля 22,4 7,7 4,6 25,5 8,8 1,7

Картофель приготовленный, консервированный 144,7 129 20 253,7 86,9 6,5

Всего 178,4 138,0 24,7 291,8 100 5,6

Источник: База данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации. - http://stat.customs.ru/analytics

Данные табл. 1 показывают, что из 178,4 тыс. т произведённых в 2017 г. картофелепродуктов картофель замороженный (фри) составил - 4,3 тыс. т, картофель сушенный - 7,0 тыс. т, мука, хлопья и гранулы - 22,4 тыс. т, картофель приготовленный и консервированный - 144,7 тыс. т. На рынке картофелепродуктов импорт (138,0 тыс. т) превышает экспорт (24,7 тыс. т) на 113,3 тыс. т. Суммарный объем картофелепродуктов в России в 2017 г. составил 291,8 тыс. т, в т.ч. картофель приготовленный, консервированный (картофель, порезанный различным способом, подвергнутый термической обработке, замороженный и незамороженный) составил - 253,7 тыс. т.

Огромный потенциал скрыт для отечественных производителей в категории картофель приготовленный, консервированный, так как импорт удовлетворяет 50,8% потребности рынка. На сегодня отечественные производители не могут предоставить торговым сетям продукцию в нужном объеме с конкурентоспособной стоимостью, несмотря на то, что ввозимый продукт облагается НДС и таможенной пошлиной 10%, На это влияют как устаревшие основные фонды, так и нехватка отечественного оборудования и средств для приобретения современных иностранных технологических линий производства с характеристиками вакуумной упаковки и быстрой заморозки. Отсутствие необходимого объема качественного семенного материала вынуждает закупать дорогостоящие иностранные сорта, дающих наибольший выход картофеля с 1 га, обладая предсказуемо высокой товарностью, что в итоге влияет на выход картоф е-лепродуктов с 1 т сырья. Доминирование на российском рынке картофелепродуктов иностранных производителей можно ликвидировать за счет кооперации КФХ и ЛПХ и СХО в специализированные безотходные СПТК, АПП и АПО, которые будут заниматься выращиванием и переработкой картофеля. Оснащение современными хранилищами, оборудованием и отлаженная система снабжения сортовыми отечественными семенами сельхозпроизводителей при замкнутом цикле производства позволит снизить себестоимость и повысить рентабельность и конкурентоспособность на отечественном и мировом рынках

Структура реализации картофеля по регионам России и категориям хозяйств представлена в табл. 2 (Росстат, 2018Ь).

Таблица 2

Структура реализации картофеля по Регионам РФ, тыс. т, %.

Федеральные округа В среднем с 2015-2017 гг. в том числе, %

тыс. тон % СХО КФХ ЛПХ

Центральный 3071 36,5 44,3 14,8 40,9

Север о-Западный 343 4,1 27,7 31,2 41,1

Южный 688 8,2 23,8 39 37,2

Север о-Кавказский 581 6,9 16,7 20,5 62,8

Приволжский 1987 23,6 24 11,4 64,6

Уральский 609 7,2 34,5 18,7 46,8

Сибирский 904 10,7 28 14,9 57,2

Дальневосточный 226 2,7 15,5 21,2 63,3

Всего по РФ 8419 100 32 17,5 50,5

Как видно из табл. 2 больше всего в России производят и реализуют картофеля Центральный (36,5%) и Приволжский (23,6%) федеральные округа (ФО). Между тем КФХ превзошли по реализации картофеля в среднем за 2015-2017 гг. коллективные СХО в Северо -Западном, Южном и Дальневосточном ФО.

Структура реализации продовольственного картофеля по каналам сбыта пре дставлена в табл. 3.

Таблица 3

Структура реализации картофеля в СХО по каналам сбыта, тыс. т.

Года Реализовано всего Каналы реализации

1. Перерабатывающим организациям и организациям оптовой торговли в т.ч. на рынке через собственные магазины, палатки и киоски 2. Потребкооперация 3. Населению 4. По бартерным сделкам

Столовый (продовольственный для переработки)

2015 1322,7 1218,9 34,0 0,2 101,9 1,6

2016 1408,3 1312,8 34,5 0,1 92,1 3,2

2017 1197,2 1120,1 32,2 2,3 7,3 1,5

Среднее за периоды 1309,4 1217,3 33,6 0,9 67,1 2,1

100% 93 2,6 0,1 5 0,1

Семенной

2015 46,7 46,2 0,1 0,02 0,4 0,01

2016 44,6 43,9 0,3 0,03 0,7 0

2017 31,3 30,5 0,3 0 0,8 0

Среднее за периоды 40,9 40,2 0,2 0,025 0,6 0,01

100% 98 0,5 0,06 1,4 0,03

Согласно представленным данным, в среднем за 2015-2017 гг. 93% или 1,2 млн. т приходится на реализацию СХО перерабатывающим, торговым предприятиям, а также на рынке через собственные магазины. К собственной

розничной торговле, в т.ч. на рынках, собственных палатках, киосках магазинах можно добавить ещё 2,6%, что в су м-ме составляет 95,6% от всех продаж, в то время как реализация по бартерным сделкам и потребкооперации практич е-ски прекращена. Остальные 4,2% картофеля реализуются населению.

Средняя цена реализации картофеля в СХО РФ в 2017 г. составила 10,7 руб/кг, в т.ч. через собственные магазины и на рынке - 13,9 руб/кг, населению через систему общественного питания 8,5 руб/кг, по бартеру - 6,9 руб/кг и потребкооперации - 4,8 руб/кг.

Реализация картофеля по ФО и категориям хозяйств в среднем за 2015-2017 гг. представлена в табл. 4.

Таблица 4

Реализация картофеля по ФО и категориям хозяйств, в среднем за 2015 -2017 гг.

Федеральные округа Все категории Сельскохозяйственные организации (СХО) Крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ) Хозяйства населения (ЛПХ)

тыс. т., 100% тыс. т % тыс. т % тыс. т %

РФ 8419 2691 32,0 1471 17,5 4257 50,5

ЦФО 3071 1359 44,2 454 14,8 1258 41,0

С-ЗФО 343 95 27,7 107 31,2 141 41,1

ЮФО 688 164 23,8 268 39,0 265 37,2

С-КФО 581 97 16,7 119 20,5 365 62,8

ПФО 1987 477 24,0 226 11,4 1283 64,6

УФО 609 210 34,5 114 18,7 285 46,8

СФО 903 253 28,0 135 15,0 517 57,0

ДФО 226 35 15,5 48 21,2 144 63,3

Из данных табл. 4 следует, что более 50% картофеля на рынке страны реализуют ЛПХ, 32,0% - СХО и 17,5% -КФХ, прорываясь в розничную сеть, кто как может, так как с владельцами МФХ крупные торговые сети и перерабатывающие заводы практически не работают, так как их интересуют круглогодичные поставки продукции в больших объёмах

Несмотря на значительное снижение объемов производства и реализации в ЛПХ, они продолжают играть большую роль в обеспечении населения картофелем при его низкой товарности (Росстат. 2018с). Уровень товарности картофеля во всех категориях хозяйств в 2017 г. составлял 27,7%, положительные темпы роста обеспечены за счет повышения товарности в КФХ на 6,5%, тогда как в СХО снизились на 0,8% и составили 66,5%, в хозяйствах населения - 17,4%.

Таким образом, товарность картофеля в ЛПХ в среднем за 2015-2017 гг. составила 17,4% или в 3,2 раза ниже, чем в КФХ и 3,6 раза чем в СХО. Стабильно из года в год товарность клубней увеличивается лишь в КФХ, доказывая, что фермер может конкурировать с СХО и ЛПХ, демонстрируя рост продаж картофеля по отношению к со бранному урожаю.

Уровень обеспеченности населения России картофелем в перспективе будут формировать в основном КФХ, СХО и созданные ими СПТК, АПП и АПО, которые неизбежно будут выращивать клубни промышленным способом и все больше и больше вытеснять мелкие ЛПХ на картофельном рынке. Урожайность картофеля с единицы площади в СХО и КФХ остается низкой (258 ц/га и 206 ц/га) по сравнению с западными сельхозпроизводителями. Этого недостаточно для обеспечения населения картофелем. Для профессионального сельского хозяйства важно сделать потреб и-теля менее зависимым от его сада, покупая высококачественный свежий картофель и продукты его переработки в розничной торговле, лучше и «шаговой» доступности, на что способны СПТК.

Анализ цен показывает, что ситуация на рынке картофеля обычно характеризуется достаточно четко выраженными сезонными колебаниями. В первом полугодии объемы предложения картофеля на рынке складываются из запасов его на начало года, но основной объем реализации (около 75% от годового объема) приходится на второе полугодие, когда на рынок поступает новый урожай. В этот период цены производителей начинают снижаться, что влечет за собой снижение потребительских цен. Обычно самыми низкими они бывают в сентябре -октябре, а самыми высокими в мае-июле. Сезонные колебания цен в 2015-2017 гг. в основном соответствовали многолетним колебаниям цен, однако среднемесячный уровень цен в 2017 году был несколько выше, чем в 2016 году.

Уровень потребительских цен на картофель практически в 2 раза превышает уровень цен производителей, что указывает на необходимость СПТК создавать свои магазины без многочисленных посредников, которые сегодня незаслуженно обогащаются за счет производителей картофеля.

В 2017 г. средние цены производителей составили 11,6 руб/кг, а средний уровень цен потребителей -26,9 руб/кг, или в 2,3 раза выше, которую могли бы иметь фермерские СПТК, при наличии собственной розничной сети. Однако потребительские цены растут быстрее цен производителей, так в 2017 году средний рост цен производителей по отношению к 2016 г. составил 13%, а средний рост потребительских цен достиг 22,8%. При таком диспаритете цен большая часть прибыли оседает в магазинах, а не у сельхозпроизводителей. Отечественным сельхозпроизводителем остается минимум, которого не хватает даже для покупки семян, удобрений, тем более для строительства хранилищ в нужном объеме. Такая ситуация вынуждает осуществлять отгрузку клубней посредникам сразу после уборки за бесценок вместо равномерной продажи в течение года, когда цена выше зимой, весной и летом в собственных магазинах «шаговой» доступности, в кооперативных пригородных логистических центрах (по заказам предприятий общественного питания и госснабжения), а также на фермерских продовольственных рынках со своими продавцами, директорами и охраной.

Необходимо увеличение объемов производства сертифицированного семенного материала картофеля отечественных сортов, отличающихся высокой урожайностью, товарным качеством, устойчивостью к болезням, пригодных для переработки, что является одним из ключевых факторов стабильного и рентабельного ведения отрасли картофелеводства, а следовательно и самообеспеченности Российской Федерации картофелем.

Анализ сортового состава картофеля, представленного в Госреестре, показывает, что за 2018 г. увеличилось количество сортов именно российской селекции. Так, допущено к использованию на территории России 17 сортов, из них: 12 сортов - российской селекции, 5 сортов - иностранной селекции. Из 12 сортов российской селекции 5 сортов выведены селекционерами ВНИИКХ.

Всего в Госреестре в 2018 г. насчитывается 445 сортов картофеля. Из них 240 сортов - отечественные, что составляет 53,9% от общего количества сортов. При этом в 2018 г. в Госреестр было внесено 6 сортов селекции ВНИИКХ: Арктика, Бабушка, Варяг, Гулливер, Северное сияние, Смоляночка. Так же в 2018 году были получены патенты на следующие сорта картофеля селекции ВНИИКХ: Арктика, Бабушка, Гулливер и Сигнал. По сравнению с показателями 2017 г. доля отечественных сортов в Госреестре выросла на 0,6%. Это свидетельствует о наметившейся тенденции к увеличению количества сортов российской селекции. Вместе с тем, остается большая доля сортов иностранных оригинаторов: 17,6% - Голландия, 14,8% - Германия, 6,3% - Беларусь.

Несмотря на многообразие сортов, представленных в Госреестре, активно на территории России используется всего 8 сортов. Из указанных сортов только 2 принадлежат отечественным селекционерам. Так в 2017 году лидерами по объемам используемого семенного материала были такие сорта, как: Гала, Ред Скарлетт, Невский, Леди Клер, Удача, Розара, Зекура, Венета.

Картофелепродуктовый подкомплекс АПК России на сегодняшний день сталкивается с рядом проблем и барьеров, которые тормозят его развитие, не позволяют 100% обеспечить покупателей отечественным картофелем, перер а-ботчиков сырьём, а потребителей готовой продукцией с высокой добавленной стоимостью, а также выйти на мировой рынок. Среди основных препятствий мы выделяем:

• отсутствие эффективных маркетинговых стратегий продвижения отечественного семенного, продовольственного картофеля, а также продуктов его переработки на внутренний и мировой рынок;

• отсутствие координации в производстве и обеспечении сбалансированного спроса и объемов производства, сортового семенного, продовольственного картофеля и ассортимента картофелепродуктов, пользующихся высоким спросом в России, странах ЕАЭС, СНГ, БРИКС и др.;

• недостаток отечественной картофелеводческой и уборочной техники, поточных сортировальных, моечных, перерабатывающих, фасовочно -упаковочных линий и современного высокотехнологичного оборудования по переработке картофеля с выпуском новых видов продуктов из картофеля в специализированных СПТК, АПП и АПО;

• недостаточная обеспеченность КФХ, СХО и их объединений семенным материалом высших репродукций, картофелехранилищами с современными системами поддержания темпер атурно-влажностных режимов и вентиляции, а также цехами товарной подготовки (переработки) картофеля к реализации в торговую сеть;

• морально устаревшая, материально-техническая база селекции, оригинального семеноводства и практическое отсутствие системы обеспечения высококачественным семенным материалом ЛПХ, КФХ, СХО, СПТК, АПП и АПО;

• недостаточность собственных оборотных средств у КФХ и СХО для оформления инвестиционных "дорогостоящих" кредитов на реконструкцию существующих, строительство новых кооперативных картофелехранилищ, приобретение высокопроизводительной с/х техники, и модернизацию системы "поле -потребитель";

• низкий уровень субсидий, выделяемый государством сельхозтоваропроизводителям для компенсации потерь при форс-мажорных обстоятельствах (засуха, наводнение и т.п.).

На основе проведенных теоретических исследований и полученных данных мы предлагаем основные направления и меры по развитию отрасли картофелеводства в России, которые могут быть использованы для выработки стратегии развития картофелепродуктового подкомплекса АПК РФ на перспективу до 2024-2030 гг., а также планирования его работы в России и в рамках общего аграрного рынка стран -участниц ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС:

• создание системы производства и поставки семенного картофеля в ЛПХ, КФХ и СХО, повышение эффективности использования сортовых ресурсов, прежде всего лучших отечественных селекционных достижений в том числе пригодных к переработке в различные картофелепроду кты;

• введение и освоение в полном объеме строго регламентированной схемы сертификации семенного картофеля, основанной на современном отечественном законодате льстве, гармонизированной с международными требованиями;

• поэтапный перевод специализированных картофелеводческих СХО, КФХ и товарных ЛПХ на современные промышленные технологии, кооперация и агропромышленная интеграция МФХ, средних и крупных коллективных хозяйств, обеспечивающие снижение затрат труда и средств на производство единицы конечной продукции (элиты, столового картофеля и картофелепродуктов) при минимальных потерях в системе «поле -потребитель»;

• повышение уровня товарности картофеля за счет использования качественного отечественного сортового семенного материала, средств защиты, полива и внедрения современных агротехнологий;

• развитие индустрии переработки картофеля во всех картофелеводческих регионах России и стимулирование с помощью эффективных региональных, федеральных и экспортных госпрограмм и мер реализации сушенных, обжаренных, замороженных, консервированных других картофелепродуктов и модифицированных крахмалов с высокой добавленной стоимостью на внутреннем и мировом рынках;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• повсеместное создание безотходных СПТК, АПП и АПО, а также кооперативных логистических центров, фермерских продовольственных рынков и магазинов «овощи-фрукты» шаговой доступности (в т.ч. передвижных);

• повышение заинтересованности банков инвестировать в безотходные высокорентабельные экспортоориенти-рованные СПТК, АПП и АПО, занимающиеся производством, хранением, переработкой и реализацией картофеля и картофелепродуктов с высокой добавленной стоимостью;

• развитие методов цифровизации в целях автоматизации процессов посадки, выращивания, уборки, транспортировки, хранения, переработки и реализации семенного и продовольственного картофеля, картофелепродуктов и картофельного крахмала на внутреннем и мировом рынках

Список источников

1. Росстат. (2018a). Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года. - М., 2018. - С. 108-111.

2. База данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации. - http://stat.customs.ru/analytics

3. Росстат. (2018b). Реализация сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий за 2017 год. - М., 2018.

4. Росстат. (2018с). Товарность сельскохозяйственного производства. - http://gks.ru/free_doc/new_site/bussiness/sx

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.