Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РФ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ'

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РФ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

64
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / АТР / APR / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / NATIONAL INTERESTS / ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / HUMANITARIAN COOPERATION / МЯГКАЯ СИЛА / SOFT POWER / РОССОТРУДНИЧЕСТВО / ROSSOTRUDNICHESTVO / ДВФУ / FEFU / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / INTERNATIONALIZATION / СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ / JOINT PROJECTS / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАНИЯ / EXPORT OF EDUCATION / РУССКАЯ ШКОЛА ЗА РУБЕЖОМ / RUSSIAN SCHOOL ABROAD / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / FOREIGN STUDENTS / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / PROGRAM OF DEVELOPMENT / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / PUBLIC POLICY / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / КНР / CHINA / РФ / RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобыло Андрей Михайлович

В настоящее время Россия проводит активную политику по вхождению в мировое образовательное пространство, включая образовательное пространство АТР. Между Россией и странами АТР разрабатываются и реализуются программы образовательного и научно-технического сотрудничества. Среди них - различные масштабные международные проекты, которыми предусмотрены выделение правительственных стипендий на обучение, обмен студентами и преподавателями, активизация международного партнерства российских университетов с образовательными и научными учреждениями стран АТР (Китая, Вьетнама, Японии, РК, Сингапура и др.), создание международных ассоциаций вузов, сетевых университетов на двухсторонней и многосторонней основе (например, с Китаем, РК, Вьетнамом). Кроме того, достигнутые на правительственном уровне договоренности о сотрудничестве между Россией и странами АТР (КНР, РК, Япония, Индонезия, Вьетнам и др.) в сфере топливной и атомной энергетики, гражданской авиатехники, фундаментальных космических исследований, военно-технического и торгово-экономического сотрудничества, строительства Экономического пояса Шёлкового пути (ЭПШП) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в условиях глобального изменения климата на планете в связи с парниковым эффектом дают основания полагать, что уже в ближайшее время от российских и азиатских университетов потребуется разработка новых совместных образовательных программ по подготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих уникальными профессиональными знаниями и компетенциями для технологического осуществления разрабатываемых проектов, проведения их экономической, правовой и иной экспертизы, со знанием двух и более иностранных языков, создание совместных научно-исследовательских центров и лабораторий. В этой связи крайне важными для понимания представляются такие вопросы, как степень вовлеченности России как уникального евроазиатского государства в процесс формирования новой образовательной архитектуры на азиатско-тихоокеанском пространстве, а также стратегия реализации её национальных интересов посредством продвижения системы российского образования в данном регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN EDUCATION DEVELOPMENT STRATEGY AS A FACTOR OF RUSSIA’S NATIONAL INTERESTS IN ASIA-PACIFIC REGION

Currently, Russia is pursuing an active policy of entering into the world educational space, including educational space of Asia-Pacific Region (APR). Russia and APR countries are developing and realizing programs of educational and scientific-technical cooperation. Among them - a variety of large-scale international projects, provided by governmental scholarships, students and faculty exchanges, international partnership between Russian universities and educational and scientific institutions of the Asia-Pacific countries (China, Vietnam, Japan, South Korea, Singapore and others.), establishment of international associations and networks among the universities on bilateral and multilateral basis (for example, in China, South Korea, Vietnam). In addition, the agreements between Russia and APR countries (China, South Korea, Japan, Indonesia, Vietnam, etc.) in the field of oil and gas, nuclear energy, civil aviation, fundamental space research, military-technical and trade economic cooperation, building the Silk Road economic belt and the Eurasian economic community, global climate changes due to the greenhouse effect is the evidence of the fact, that in the nearest future Russian and Asian universities have to create new joint training programs to prepare high-qualified specialists with unique knowledge and competencies for technological realization of developed projects, their economic, legal and other kinds of expertise, speaking in two or more foreign languages; establishment of joint research centers and laboratories. In this context, it is extremely important for understanding such issues as the degree of Russia’s involvement as a unique Eurasian state in the process of forming a new educational architecture in the Asia-Pacific region, as well as the strategy for implementation its national interests by promoting Russian education system in this region.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РФ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ»

УДК 37:001.83(470:5:265)

А.М. Бобыло1

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия

E-mail: sibiryak_84@mail.ru

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РФ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ

В настоящее время Россия проводит активную политику по вхождению в мировое образовательное пространство, включая образовательное пространство АТР. Между Россией и странами АТР разрабатываются и реализуются программы образовательного и научно-технического сотрудничества. Среди них - различные масштабные международные проекты, которыми предусмотрены выделение правительственных стипендий на обучение, обмен студентами и преподавателями, активизация международного партнерства российских университетов с образовательными и научными учреждениями стран АТР (Китая, Вьетнама, Японии, РК, Сингапура и др.), создание международных ассоциаций вузов, сетевых университетов на двухсторонней и многосторонней основе (например, с Китаем, РК, Вьетнамом).

Кроме того, достигнутые на правительственном уровне договоренности о сотрудничестве между Россией и странами АТР (КНР, РК, Япония, Индонезия, Вьетнам и др.) в сфере топливной и атомной энергетики, гражданской авиатехники, фундаментальных космических исследований, военно-технического и торгово-экономического сотрудничества, строительства Экономического пояса Шёлкового пути (ЭПТТТП) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в условиях глобального изменения климата на планете в связи с парниковым эффектом дают основания полагать, что уже в

1 Бобыло Андрей Михайлович, кандидат политических наук, директор Департамента интернационализации ДВФУ докторант кафедры международных отношений ВИ - ШРМИ ДВФУ г. Владивосток, Россия.

Для цитирования: Бобыло, А.М. Стратегия развития российского образования как фактор обеспечения национальных интересов РФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Азиатско-Тихоокеанский регион : экономика, политика, право. - 2016. - № 3. - С. 39-54.

© Бобыло А.М., 2016

39

ближайшее время от российских и азиатских университетов потребуется разработка новых совместных образовательных программ по подготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих уникальными профессиональными знаниями и компетенциями для технологического осуществления разрабатываемых проектов, проведения их экономической, правовой и иной экспертизы, со знанием двух и более иностранных языков, создание совместных научно-исследовательских центров и лабораторий.

В этой связи крайне важными для понимания представляются такие вопросы, как степень вовлеченности России как уникального евроазиатского государства в процесс формирования новой образовательной архитектуры на азиатско-тихоокеанском пространстве, а также стратегия реализации её национальных интересов посредством продвижения системы российского образования в данном регионе.

Ключевые слова: образование, АТР, национальные интересы, гуманитарное сотрудничество, мягкая сила, Россотрудничество, ДВФУ, интернационализация, совместные проекты, экспорт образования, Русская школа за рубежом, иностранные студенты, программа развития, государственная политика, безопасность, КНР, РФ.

Andrey M. Bobylo1

Far-Eastern Federal University, Vladivostok, Russia

E-mail: sibiryak_84@mail.ru

RUSSIAN EDUCATION DEVELOPMENT STRATEGY AS A FACTOR OF RUSSIA' S NATIONAL INTERESTS IN ASIA-PACIFIC REGION

Currently, Russia is pursuing an active policy of entering into the world educational space, including educational space of Asia-Pacific Region (APR). Russia and APR countries are developing and realizing programs of educational and scientific-technical cooperation. Among them - a variety of large-scale international projects, provided by governmental scholarships, students and faculty exchanges, international partnership between Russian universities and educational

1 Andrey M. Bobylo, candidate of political sciences, doctoral student at Department of International Relations, Oriental Institute - School of Regional and International Studies, Far-Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.

For citing: Bobylo, Andrey M. Russian education development strategy as a factor of Russia's national interests in Asia-Pacific Region // PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law, 2016, no. 3, p. 39-54.

40

and scientific institutions of the Asia-Pacific countries (China, Vietnam, Japan, South Korea, Singapore and others.), establishment of international associations and networks among the universities on bilateral and multilateral basis (for example, in China, South Korea, Vietnam).

In addition, the agreements between Russia and APR countries (China, South Korea, Japan, Indonesia, Vietnam, etc.) in the field of oil and gas, nuclear energy, civil aviation, fundamental space research, military-technical and trade economic cooperation, building the Silk Road economic belt and the Eurasian economic community, global climate changes due to the greenhouse effect is the evidence of the fact, that in the nearest future Russian and Asian universities have to create new joint training programs to prepare high-qualified specialists with unique knowledge and competencies for technological realization of developed projects, their economic, legal and other kinds of expertise, speaking in two or more foreign languages; establishment of joint research centers and laboratories.

In this context, it is extremely important for understanding such issues as the degree of Russia's involvement as a unique Eurasian state in the process of forming a new educational architecture in the Asia-Pacific region, as well as the strategy for implementation its national interests by promoting Russian education system in this region.

Key words: education, ATP, national interests, humanitarian cooperation, soft power, Rossotrudnichestvo, FEFU, internationalization, joint projects, export of education, Russian school abroad, foreign students, program of development, public policy, security, China, Russia.

В настоящее время Россия проводит активную политику по вхождению в мировое образовательное пространство, включая образовательное пространство АТР. Между Россией и странами АТР разрабатываются и реализуются программы образовательного и научно-технического сотрудничества. Среди них - различные масштабные международные проекты, которыми предусмотрено выделение правительственных стипендий на обучение, обмен студентами и преподавателями, активизация международного партнерства российских университетов с образовательными и научными учреждениями стран АТР (Китая, Вьетнама, Японии, РК, Сингапура и др.), создание международных ассоциаций вузов, сетевых университетов на двусторонней и многосторонней основе (например, с Китаем, РК, Вьетнамом).

Достигнутые на правительственном уровне договоренности о сотрудничестве между Россией и странами АТР (КНР, РК, Япония, Индонезия, Вьетнам и др.) в сфере топливной и атомной энергетики, гражданской

41

авиатехники, фундаментальных космических исследований, военно-технического и торгово-экономического сотрудничества, строительства Экономического пояса Шёлкового пути (ЭПТТТП) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в условиях глобального изменения климата на планете в связи с парниковым эффектом дают основания полагать, что уже в ближайшее время от российских и азиатских университетов потребуется разработка новых совместных образовательных программ по подготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих уникальными профессиональными знаниями и компетенциями для технологического осуществления разрабатываемых проектов, проведения их экономической, правовой и иной экспертизы, со знанием двух и более иностранных языков, создание совместных научно-исследовательских центров и лабораторий. Например, согласно экспертным оценкам, строительство в 2016 г. железной дороги для перевозки угля на острове Калимантан в Индонезии при участии российских специалистов обеспечит создание более 2,5 тыс. рабочих мест на предприятиях и 10 тыс. мест в смежных отраслях, а строительство АЭС Ниньтуан-1 во Вьетнаме обеспечит работой от 4 до 7 тыс. чел. [1].

Не менее амбициозны и задачи по увеличению количества иностранных обучающихся, расширению студенческих обменов, определённые правительствами ряда стран АТР. Например, в КНР в настоящее время обучаются около 17 тыс. студентов из России, а в России более 25 тыс. китайских студентов. В соответствии с утвержденным на государственном уровне планом, к 2020 г. Россия и Китай договорились довести общее число участников программ академических обменов до 100 тыс. чел. [1]. Во многом это связано с реализацией масштабных международных проектов между двумя странами в области совместного освоения углеводородных месторождений в Арктике, транспортной логистики и др. В настоящее время в данных сферах ощущается острая нехватка профессиональных переводчиков, юристов, обслуживающего персонала. Существует спрос на подготовку специалистов в России со стороны Индонезии, Вьетнама, КНДР, Республики Корея, Индии и ряда других стран региона.

В этой связи, ключевой задачей развития для российских образовательных организаций становится повышение уровня их конкурентоспособности, открытости и укрепление репутации на национальном и международном рынках образования и труда.

Большое значение в деле подготовки специалистов для зарубежных стран в России имеет совершенствование национальной нормативно-правовой базы в сфере интернационализации образования. За последние годы Правительством РФ был утверждён ряд важных документов, таких

42

как Федеральный Закон от 29 декабря 2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях (октябрь, 2002 г.); постановление Правительства Российской Федерации № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (октябрь, 2013 г.); Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг.; Концепция участия Российской Федерации в содействии международному развитию (июнь, 2007 г.), которые по сути стали фундаментом работы в сфере интернационализации российского образования.

В настоящее время на государственном уровне активную работу по продвижению российских образовательных услуг и расширению сотрудничества между образовательными учреждениями за рубежом, в том числе в странах АТР, проводит Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), которое является основным государственным институтом, реализующим важнейшие внешнеполитические задачи, направленные на укрепление «мягкой силы» и международного престижа России, в сфере продвижения и закрепления позиций российского образования и русского языка за рубежом.

В соответствии с утвержденной 27 марта 2014 г. министром иностранных дел РФ С.В. Лавровым Концепцией продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом, данное агентство призвано содействовать приоритетам внешней политики России, направленным на укрепление положительного образа страны в мире, «соответствующего авторитету её культуры, образования, науки, спорта, уровню развития гражданского общества», повышение конкурентоспособности российской системы высшего образования и социально-экономического развития страны в целом [2].

В Концепции признаётся, что одним из наиболее эффективных инструментов создания и поддержания положительного образа страны за рубежом является именно система образования, прежде всего высшего и послевузовского профессионального образования, привлекающего на обучение в страну иностранных граждан.

Следует признать, что российская высшая школа располагает существенными возможностями более глубокой интеграции в глобальное пространство высшего образования, в том числе благодаря новым приоритетам государственной политики Российской Федерации. Для выполнения данной задачи Россотрудничество принимает участие в подборе и

43

направлении иностранных студентов и соотечественников за счёт средств федерального бюджета на обучение в российские государственные высшие учебные заведения [2].

С 2011 г. в представительства Россотрудничества за рубежом направляются электронные презентации ведущих российских вузов из числа партнеров агентства. Сегодня дополненная база данных представительств включает более 30 презентаций на английском, французском, испанском, немецком и китайском языках. Представительства Россотрудничества активно используют презентационный материал в работе с молодежью, ориентированной на получение профессионального образования в вузах РФ. На основе таких презентаций созданы постоянно действующие экспозиции об образовательной системе Российской Федерации.

Результатом вышеназванных мер стало увеличение доли страны на международном рынке образовательных услуг с 2% в 2007 г. до 4% в 2011 г.; увеличение количества иностранных студентов, проходящих обучение в российских образовательных организациях (с 93 742 чел. в 2006/2007 уч. г. до 108 084 чел. в 2009/2010 уч. г.). Планируется, что к 2020 г. Россия должна обеспечить обучение в российских образовательных организациях не менее 5% иностранных студентов, отправив, в свою очередь, не менее 6% российских студентов на обучение за рубеж [3].

По состоянию на 2014 год, в вузах РФ насчитывалось более 186 тыс. иностранных студентов, и их число ежегодно продолжает увеличиваться. При этом в соответствии с установленной квотой Правительства РФ с 2013 г. 15 тыс. иностранных граждан принимаются на обучение за счёт средств федерального бюджета. Значительную долю иностранцев в вузах РФ составляют граждане СНГ. По статистике, первенствуют в этом списке выходцы из Казахстана (53 809 чел., или 28,8%), на втором месте - граждане Беларуси (17 724 чел., или 9,4%), на третьем - Украины (15 978 чел., или 8,5%), далее следуют представители Туркмении (15 631, или 8,4%) и Узбекистана (15 025, или 8%). Также в десятку стран входят граждане Азербайджана, КНР, Таджикистана, Молдавии, Индии [3].

Наиболее востребованными направлениями подготовки среди иностранных граждан в российских университетах являются специальности в области филологии и изучения русского языка; электроники и новых материалов; биотехнологии и современной медицины; логистики; энергоресурсов; менеджмента и управления; юриспруденции; маркетинга.

Стоит признать, что данные цифры не отражают действительного потенциала российского экспорта образовательных услуг. Основной проблемой в работе по набору за рубежом абитуриентов является, несомненно, присутствие в мировом образовательном пространстве острейшей конку-

44

рентной борьбы. Известно, что роль признанных лидеров этой образовательной гонки играют США, Великобритания и Германия. По нашему мнению, сохранение и усиление позиций российского образования на международном рынке услуг требует выработки эффективного механизма реализации обозначенных задач на государственном уровне, а также до-дополнительной финансовой поддержки.

Помимо этого уделяется большое внимание и работе с выпускниками российских (советских) вузов, которых по всему миру насчитывается более 500 тыс. чел. В рамках своих полномочий и возможностей представительства Россотрудничества ведут активную прикладную работу в странах пребывания по оказанию выпускникам и проживающим за рубежом соотечественникам помощи в организации национальных и региональных объединений, планировании и проведении конкретных мероприятий, таких как III Всемирный форум иностранных выпускников российских (советских) вузов в Москве в 2012 г. Традиционно успешной формой сотрудничества представительств с выпускниками является совместная реализация различных образовательных программ.

Важнейшим инструментом поддержки и продвижения российского образования за рубежом является популяризация русского языка и обучение на русском. Это один из главных факторов гуманитарного и политического влияния России и распространения российской культуры в мировом сообществе. Происходящие в мире процессы глобализации и интернационализации сегодня вызывают резкую активизацию мобильности населения во многих странах и регионах. В результате этого для многих российских граждан и соотечественников, проживающих за пределами РФ, остро встаёт проблема получения детьми образования на русском языке. В последние годы также наблюдается заметный рост интереса к изучению русского языка за рубежом со стороны иностранных преподавателей и студентов.

4 ноября 2015 г. Президент РФ Владимир Путин утвердил концепцию «Русская школа за рубежом». Концепция определяет приоритетные цели и задачи государственной политики в отношении общего образования на русском языке в международном образовательном пространстве, подходы к обеспечению доступа к общему образованию на русском языке за рубежом, а также виды господдержки соответствующих образовательных организаций [4].

Серьёзным преобразованиям подвергается и сама российская высшая школа. К настоящему времени в России сформирована сеть федеральных и национальных исследовательских университетов. В соответствии Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» поставлена задача об обеспечении вхождения к 2020 г. не менее пяти российских вузов в

45

первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов QS (проект 5-100). На эти цели университетам -участникам проекта ежегодно предоставляется государственная поддержка из федерального бюджета в объёме от 200 млн до 1 млрд рублей. Общий объём финансирования из федерального бюджета по проекту на 2014-2016 гг. составил 45 млрд рублей [5]. С целью координации деятельности и консолидации усилий в сфере высшего и дополнительного профессионального образования, а также в сфере научной и инновационной деятельности, российскими вузами - участниками проекта создана Ассоциация образовательных организаций высшего образования «Глобальные университеты».

По мнению экспертов, реализация проекта «5-100» позволит продвинуться в модернизации системы высшего образования, научных исследований и разработок, в том числе появится возможность тиражировать значимые эффекты от проекта на всю систему высшего образования в целом [6]. В качестве примера активной образовательной политики России в АТР можно назвать создание в г. Владивостоке в 2011 г. Дальневосточного федерального университета (ДВФУ).

Интернационализация ДВФУ как необходимое условие его развития определяется масштабом задач, которые стоят перед университетом с учётом его нового статуса, последними решениями руководства страны в части повышения качества высшего образования и конкурентоспособности ведущих отечественных университетов, а также тенденциями развития лучших мировых университетов.

Отличительной характеристикой ДВФУ является тот факт, что он оказался в «двойном фокусе» последовательно принимаемых решений. С одной стороны, это ряд целенаправленных правительственных программ и мер по развитию образования и науки и повышению конкурентоспособности ведущих университетов России (постановления Правительства о создании федеральных и национальных исследовательских университетов; Распоряжение Правительства «Об утверждении плана мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров» и др.).

С другой стороны, всё более активная политика России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, направленная на развитие взаимодействия и сотрудничества со странами региона по всему спектру экономических, культурных, научно-технологических и политических вопросов (в этом ряду следует отметить присоединение в 2011 г. к Восточноазиатскому саммиту; председательство России в АТЭС в 2012 г.; Поручение Президента от

46

23 октября 2012 г. о всестороннем анализе итогов председательства и комплексном плане дальнейших действий в рамках АТЭС; отдельный пункт Поручения - использование потенциала ДВФУ для укрепления партнерства с общественно-политическими и деловыми кругами стран АТР) [7].

Как сказано в Программе развития ДВФУ, «в основу создания университета положена интеграция двух моделей: современного исследовательского университета, участвующего в международном обмене наиболее передовыми знаниями и специалистами, и предпринимательского университета, обеспечивающего конкурентоспособное развитие отраслей национальной экономики». При этом интернационализация университета рассматривается в Программе развития не просто как важная составная часть деятельности университета, а как необходимое условие его развития, а именно: стратегической целью университета определено его становление как ведущего научно-образовательного и инновационного центра, обеспечивающего пространственную эффективность России в Азиатско-Тихоокеанском регионе [7]. При этом миссия вуза гласит: «Образованием и просвещением, приумножением научных знаний и созданием новых технологий способствовать взаимопониманию и сотрудничеству стран Азиатско-Тихоокеанского региона, их социальному и культурному процветанию, развитию молодого человека АТР» [8].

За период деятельности объединенного университета (с 1 июня 2011 г.) удалось достичь значительных положительных результатов в сфере интернационализации университета. Так, например, в 2016/2017 учебном году в ДВФУ будут обучаться более 3 000 иностранных студентов (около 20 % от общей численности студентов ДВФУ) из 49 стран мира, что является хорошим показателем по российским меркам, но недостаточным - по международным. Правительством РФ поставлена задача в течение ближайших лет довести его до 7 000-9 000 чел., что составит третью часть от всего студенческого контингента ДВФУ. В соответствии с планами руководства вуза, к 2020 г. ДВФУ станет настолько интегрирован в образовательные и научные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что «университет не только будет привлекать к себе на обучение абитуриентов из этих стран, но также сможет значительную часть своих студентов отправлять в зарубежные вузы по различным обменным программам, пока же масштабы таких стажировок российских студентов недостаточны» [9].

Кроме того, в учебном процессе университета задействовано более 100 иностранных преподавателей. Доля профессорско-преподавательского состава, имеющего опыт работы и прошедшего стажировки в ведущих российских и зарубежных университетах и научных центрах, возросла до 30% от общей численности штатных сотрудников университета [9].

47

При поддержке зарубежных вузов-партнеров в университете реализуется более 150 отдельных курсов на английском языке, в том числе с использованием дистанционных технологий. С 2012 г. в ДВФУ реализуются 8 магистерских программ на английском языке, осуществляются 12 международных совместных образовательных программ, 4 программы двойного диплома с университетами США, Австралии, КНР. Ежегодно в этих программах принимают участие более 400 человек. ДВФУ - единственный российский вуз, имеющий аккредитованный японским Правительством филиал на территории Японии [9].

Важную роль в укреплении сотрудничества России со странами АТР в сфере образования играют университеты, заинтересованные в установлении и поддержании взаимовыгодных связей с российскими образовательными учреждениями, путём расширения академической мобильности преподавателей и студентов. ДВФУ, в частности, проводит большое количество мероприятий в сфере работы с молодежью стран АТР. Так, например, ежегодно проводятся международные летние и зимние школы «Россия -Дальний Восток», «Мост дружбы Владивосток - Янцзы», фестиваль иностранных студентов из стран АТР, дни открытых дверей ДВФУ в КНР и др., в которых принимает участие большое количество иностранной молодёжи из стран АТР. Данные мероприятия носят просветительский характер и организованы с целью расширения профессионального кругозора, повышения квалификации, формирования навыков профессиональной коммуникации среди иностранных студентов и обучающихся.

Наиболее значимым институциональным партнёром ДВФУ в сфере интернационализации образования является Ассоциация тихоокеанских университетов (APRU) - ведущий в АТР образовательный сетевой консорциум, объединяющий 45 ведущих университетов из 16 стран Тихоокеанского региона (США, Канады, Мексики, Чили, Австралии, Новой Зеландии, Сингапура, Индонезии, Малайзии, Филиппин, Таиланда, Республики Корея, Японии, Китая, Тайваня, России). При этом ДВФУ является единственным российским членом этой ключевой для региона неправительственной организации (НПО) в сфере образования.

Цель Ассоциации - содействие социально-экономическому развитию АТР через расширение научного, образовательного и культурного сотрудничества между странами и университетами региона. В своей деятельности она придерживается глобальных академических и исследовательских стандартов и в качестве сетевой структуры стремится вносить вклад в развитие мирового и регионального сообщества с помощью: 1) поиска новых форм организации высшего образования и научных исследований в АТР; 2) воспитания глобальных лидеров в АТР; 3) партнёр-

48

ства в решении проблем, стоящих перед АТР, и поиске ответов на глобальные и региональные вызовы.

В целях содействия развитию партнерских связей между вузами АТР Ассоциация ежегодно проводит такие мероприятия, как встреча старших должностных лиц (ректоров, проректоров), форум образовательных и научно-исследовательских технологий, конференции аспирантов и докторантов университетов-членов Ассоциации, нацеленные на развитие академической мобильности, краткосрочные летние школы для студентов и др.

Взаимодействие ДВФУ с этой организацией усилилось в последние два года, когда в июне 2013 г. в новом кампусе ДВФУ на о. Русский было проведено 17-е ежегодное Совещание ректоров APRU, а в сентябре 2014 г. и 2015 г. - третья и четвертая международные конференции под названием: «Развитие сотрудничества в сфере образования и академической мобильности в АТР».

Большое внимание со стороны университета уделяется развитию программ обучения русскому языку для иностранных граждан и их популяризации в странах АТР. Так, с 2013 г. в рамках инфраструктурного проекта «Становление университета как ведущего центра русского языка как иностранного (РКИ) в АТР» Программы повышения конкурентоспособности российских вузов (Проект 5-100) ДВФУ проводит масштабную работу по созданию и функционированию на базе средних и высших образовательных учреждений стран АТР Центров подготовки по русскому языку (ЦПРЯ) с обязательным направлением преподавателей русского языка как иностранного для реализации учебного процесса по программе подготовительного отделения. Целью проекта является создание эффективной системы подготовки иностранных граждан по русскому языку в ДВФУ и за рубежом, направленной на повышение качества владения русским языком иностранными абитуриентами и студентами. В настоящее время (за период 20132016 гг.) создано 12 ЦПРЯ на территории КНР (пров. Хэйлунцзян, Шаньдун, Чжецзян) с общей численностью обучающихся более 700 чел. [9].

С сентября 2014 г. ДВФУ совместно с Государственным советом КНР по стипендиям реализует масштабный международный проект «Китай -остров Русский», поддержанный правительствами России и КНР и направленный на подготовку китайских студентов по русскому языку. В настоящее время в рамках данного проекта по различным формам подготовки - от языковой стажировки до программ магистратуры и аспирантуры проходят обучение более 200 китайских студентов, которые имеют возможность не только интенсивно изучать русский язык, но и проходить дополнительные дисциплины, направленные на закрепление навыков делового русского языка, освещение различных аспектов русской культуры, исто-

49

рии, традиций, искусства, вопросов этикета и особенностей развития Дальнего Востока России [9].

Не менее перспективным проектом в области популяризации русского языка в Китае стал созданный в 2015 г. на базе ДВФУ трёхсторонний международный Центр переподготовки и повышения квалификации преподавателей русского языка из стран АТР совместно с Государственным институтом русского языка имени А.С. Пушкина и Хэйлунцзянским университетом (ведущим вузом КНР в области русистики). В рамках данного центра осуществляется подготовка переводчиков-синхронистов высшего уровня в области русского языка для стран АТР, повышение квалификации, переподготовка зарубежных преподавателей-русистов, включая обмен молодыми преподавателями русского языка из России и стран АТР, организуются выездные семинары для зарубежных филологов-русистов (мастер-классы, круглые столы, лекции), совместно ДВФУ и Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина проводятся тематические летние школы для студентов и преподавателей-филологов, создаются учебно-методические центры по РКИ в заинтересованных зарубежных вузах. Так, например, в октябре 2015 г. на базе ДВФУ была проведена школа-семинар для зарубежных преподавателей РКИ «Русский язык, литература и культура в учебной аудитории» с участием более 50 преподавателей из стран АТР.

Вышеприведенные примеры деятельности ДВФУ дают основания полагать, что существующий задел в сфере интернационализации образования и науки позволит достигнуть стратегической цели университета на период до 2020 г. - становление его в качестве ведущего научно-образовательного и инновационного центра России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Также следует отметить, что помимо ДВФУ на образовательном рынке АТР активно работают и вузы Сибири, Урала, Республики Татарстан и Центральных регионов России. Так, например, Новосибирский государственный университет (НГУ) и Хэйлунцзянский университет реализуют пилотный образовательный проект «Китайско-российский институт», в рамках которого происходит русскоязычное обучение китайских студентов как в Китае, так и непосредственно в НГУ силами преподавателей университета. Томским политехническим университетом реализуются сетевые бакалаврские программы (2+2) с Цзилиньским университетом (КНР) и Шень-янским политехническим университетом Китая. С сентября 2016 г. начнёт свою работу созданный на базе Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова совместный российско-китайский университет в городе Шэньчжэнь.

В последние годы активно развиваются совместные сетевые университеты СНГ, БРИКС, ШОС, где на паритетных началах ведётся работа между

50

российскими и национальными университетами стран регионов. С учётом положительного опыта университета ШОС перспективным проектом могло бы стать создание Евразийского университета и университета АТЭС, которые бы готовили специалистов, в том числе и в области интеграции, для стран Евразийского союза и АТР. Это особенно важно для России, так как речь идёт о соседних государствах, объединённых общим историческим прошлым, значительная часть населения которых говорит на русском языке.

С 2013 г. при поддержке Россотрудничества и Министерства образования и науки РФ рядом российских университетов ежегодно проводится цикл предметных олимпиад «Время учиться в России!» для школьников, желающих получить образование в России. В настоящее время проект реализуется в КНР, Вьетнаме, Индии, Монголии и ряде других стран. Цель олимпиад -повышение интереса к российскому образованию и отбор талантливых ребят для обучения в российских университетах на бюджетной основе.

Кроме этого Россия регулярно принимает участие в заседаниях рабочих групп международных организаций (АТЭС, АСЕАН, ШОС, БРИКС) по проблемам глобальных вызовов, развития человеческого капитала, экономики, основанной на знаниях вопросов экологии, здравоохранения, разоружения, международного права, на которых обсуждаются актуальные вопросы современности, такие как воспитание глобальных лидеров, личности безопасного типа, человека третьего тысячелетия. Главная роль при этом отводится развитию образования и интернационализации национальных университетов на региональном уровне.

Таким образом, в настоящее время в АТР реализуются крупные международные проекты, направленные на усиление интернационализации образования и формирование единого образовательного пространства. Потенциал региона огромен и с точки зрения численности населения, и с учётом темпов социально-экономического развития. В интересах России как евроазиатской страны - стать активным участником динамичных процессов интеграции образовательного пространства в АТР как на уровне Правительства, Министерства образования и науки РФ, так и на уровне университетов, в первую очередь представляющих дальневосточные регионы страны. Это особенно актуально в постиндустриальную эпоху, когда образование выдвигается в число ключевых элементов «высокой» мировой политики, становясь одним из факторов обеспечения национальной безопасности государств, формирования их позитивного восприятия на международной арене.

Российская высшая школа может и должна стать эффективным инструментом «мягкой силы» во внешней политике нашей страны на ближайшую перспективу. В первую очередь данный инструмент должен быть

51

направлен на решение следующих важнейших задач: повышение академической репутации российских университетов, укрепление позиций России в продвижении русского языка и русской культуры за рубежом, рост востребованности российских специалистов и учёных на международном рынке труда, большая включенность России в работу международных образовательных институтов (ассоциаций, организаций, сетевых университетов) на двусторонней и многосторонней основе, увеличение потока взаимообмена студентами, профессорско-преподавательским составом.

Одним из ключевых аспектов интеграции российского образования в образовательное пространство АТР является создание университетской сети в АТР, которая поможет подготовить высококвалифицированных специалистов, будет способствовать доступу к достижениям ведущих вузов региона, мобильности студентов, преподавателей и научных сотрудников, разработке совместных программ и курсов, созданию центров коллективного пользования.

Значительная роль в достижении указанных целей и задач на образовательном пространстве АТР во многом отводится (помимо Россотрудниче-ства) и самим российским университетам, прежде всего Дальневосточному федеральному университету, призванному, по мнению Президента РФ В.В. Путина, стать «интеллектуальной доминантой», центром коммуникации и партнерства России с элитами и субъектами инновационной экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Как представляется, в настоящее время работа по продвижению российских образовательных услуг требует более масштабного, системного и скоординированного подхода. В частности, на государственном уровне России следовало бы проводить более масштабную и точечную работу с соотечественниками в странах АТР при существенном увеличении количества иностранных граждан, принимаемых на обучение за счёт ассигнований федерального бюджета. Целесообразно создание эффективно действующих ассоциаций иностранных выпускников российских вузов в странах региона, разработка гибких академических, правовых и финансовых траекторий, приведение их в соответствие с международными образовательными стандартами.

Кроме этого российским университетам необходимо повышать качество и конкурентоспособность разрабатываемых образовательных и научных продуктов в странах АТР, с их привязкой к дальнейшей профессиональной траектории обучающихся, в соответствии с требованиями рынка труда АТР, реализации перспективных международных проектов стран региона с участием России, что повлечет за собой рост интереса к российскому образованию и изучению русского языка.

52

Решение указанных задач в образовательной сфере будет способствовать повышению эффективности реализации национальных интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, её поэтапной интеграции в политическое и экономическое региональное пространство, регулярному участию в глобальной повестке по ключевым вопросам, таким как развитие человеческого капитала, борьба с международным терроризмом, обеспечение устойчивого развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Давыденко, А. Россия и страны АТР заинтересованы в развитии многостороннего и взаимовыгодного сотрудничества [Электронный ресурс] // Международная жизнь. - 2014. - № 10. - С. 133-144. - Режим доступа: https://interaffairs.ru/news/show/12093.

2. Концепция продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом [Электронный ресурс] : утв. МИД России 27 марта 2014 г. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70892382/#ixzz4DQ8tyxSx.

3. Российские вузы с успехом завлекают иностранных студентов, чтобы подняться в мировом рейтинге [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.newsru.com/russia/19feb2015/inostud.html.

4. Концепция государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://kreml in.ru/acts/news/50643.

5. «Единая Россия» проконтролирует ситуацию с реализацией проекта «5-100» [Электронный ресурс] // Официальный сайт партии «Единая Россия». - Режим доступа: http://er.ru/news/125735/.

6. Программа повышения конкурентоспособности российских университетов (Проект 5-100) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации : офиц. сайт. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/projects/ 5-100.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Программа повышения конкурентоспособности Дальневосточного федерального университета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dvfu.ru/web/ispol nitelnaa-direkcia-programmy-razvitia/programma-povysenia-konkurentosposobnosti-dvfu.

8. Программа развития Дальневосточного федерального университета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dvfu.ru/docu ments/78565/.

9. Дальневосточный федеральный университет [Электронный ресурс] : офиц. сайт. - Режим доступа: http://www.dvfu.ru/web/international/news.

53

REFERENCES

1. Davydenko A. Russia and APR countries are interested in the development of multilateral and mutually beneficial cooperation. Mezhdunarodnaya zhizn', 2014, no. 10, pp. 133-144. Available at: https://interaffairs.ru/news/show/ 12093 (accessed 18 Febrary 2016). (In Russian).

2. The concept of promotion of Russian education on the basis of representations abroad Rossotrudnichestvo: approved The Ministry of Foreign Affairs of Russia 27 March 2014. Available at: http://base.garant.ru/70892382/ #ixzz4DQ8tyxSx (accessed 18 Febrary 2016). (In Russian).

3. Russian universities successfully attract foreign students to climb in the world rankings. Available at: http://www.newsru.com/russia/ 19feb2015/inostud. Html (accessed 18 Febrary 2016). (In Russian).

4. The concept of Russian language governmental support and promotion. Available at: http://kremlin.ru/acts/news/50643 (accessed 18 Febrary 2016). (In Russian).

5. «United Russia» will check the situation with the implementation of «5100» project. The official website of the party «United Russia». Available at: http://er.ru/news/125735/ (accessed 14 May 2015).

6. The program will improve the competitiveness of Russian Universities (Project 5-100). The Ministry of Education and Science of the Russian Federation: the official. site. Available at: http://MHHo6pHayKH.p$/projects/5-100 (accessed 18 Febrary 2016). (In Russian).

7. The program is improving the competitiveness of the Far Eastern Federal University. Available at: http://www.dvfu.ru/web/ispolnitelnaa-direkcia-program my-razvitia/programma-povysenia-konkurentosposobnosti-dvfu (accessed 14 May 2015). (In Russian).

8. Development Programme Far Eastern Federal University. Available at: http://www.dvfu.ru/documents/78565/ (accessed 14 May 2015). (In Russian).

9. Far Eastern Federal University: official. site. Available at: http://www.dvfu.ru/web/inter national/news (accessed 10 May 2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.