m <
<
CL I—
О
7. Банк России, указания Банка России «О размере ставки рефинансирования Банка России»: Официальный сайт Банка России. http://www.cbr.ru/print.asp?file=/statistics/ credit_statistics/refinancing_rates.htm.
8. Федеральная служба государственной статистики (Рос-стат): Официальный сайт Росстата, раздел «Внешняя торговля». http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vnesh-t/ docl/ind2-vn.htm.
9. «Финмаркет». www.finmarket.ru.
10. Европейский Центральный Банк: База данных Европейского Центрального Банка. http://sdw.ecb.europa.eu/quick-view.do?SERIES_KEY=120.EXR.A.USD.EUR.SP00.A.
11. Банк России: Официальный сайт Банка России, раздел «Статистика». http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx? file=macro/macro_09.htm&pid=macro&sid=oep.
12.
13.
14.
15.
Эксперт. Публикация Эксперт-online. http://www.expert. ru/printissues/northwest/2010/09.
Simola H. Economic relations between Finland and Russia // Morten Anker, Daniel Buikema Fjœrtoft, Jouko Rautava, Heli Simola and Laura Solanko. Russia, Finland and Norway: Economic Essays // BOFIT Online 2009. N 10. http://www.bof.fi/ NR/rdonlyres/CDBB1C18-B04F-4BB6-97DA-78F24F654D0E/0/ bon1009.pdf.
ZashevP., Vahtra P. Opportunities and strategies for Finnish companies in the Saint Petersburg and Leningrad region automobile cluster // Kymeenlaakson ammattikorkeakoulu: Research and Reports. Series B. 2009. № 52. Kouvola, 2009.
Николаев В. Русо туристо // Санкт-Петербургские ведомости. Выпуск № 13. 27.01.2010.
Стратегия развития российско-турецкого энергетического сотрудничества
Russian-Turkish energy supply cooperation development strategy
УДК 339.96:621.31
I
П. Е. Калугин
преподаватель Иркутского государственного университета 664082, Иркутск, ул. Улан-Баторская, д. 6; e-mail: petroke@mail.ru
P. E. Kalugin
664082, Irkutsk, ul. Ulan-Batorskaya, 6; e-mail: petroke@mail.ru
Статья посвящена исследованию проблем, возникающих в процессе развития торговли энергоресурсами между Россией и Турцией, а также анализу основных параметров развития энергетического сотрудничества двух государств.
The article is devoted to the study of problems, emerging in the course of energy resourses trade development between Russia and Turkey, as well as the analysis of basic parameters of energy supply cooperation of the two states.
Ключевые слова: российско-турецкое энергетическое сотрудничество, торговля энергоресурсами, экономические и политические интересы, экономическая стратегия в области торговли энергоресурсами, транзит энергоресурсов
Keywords: Russian-Turkish energy supply cooperation, energy resources trade, economic and political interests, energy resourses trade econmic strategy, energy resourses transit
Торгово-экономические отношения между Россией и Турцией насчитывают не один десяток лет. Еще в 1960-е гг. СССР участвовал в строительстве ряда объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в Турции. Но современный облик эти отношения приобрели в середине 1980-х гг., когда начались регулярные поставки природного газа, нефти и угля со стороны СССР [1]. После ввода в эксплуатацию газопровода «Голубой поток» газовая зависимость Турции от России выросла до 70% [2]. Но на наш взгляд, факторы российско-турецкого сотрудничества в энергети-
ческой сфере остаются недостаточно изученными. В то же время в последние годы в ТЭК России и Турции произошли существенные изменения. Основной задачей исследований на данном этапе является анализ стратегического подхода турецкой стороны и соотнесение его с российскими интересами.
Турция не имеет своих предприятий ТЭК на территории РФ и не производит поставок энергоносителей в нашу страну. Более того, эта страна практически не располагает сколько-нибудь значимыми запасами нефти или газа. Тем не менее Турецкая республика играет заметную роль в формировании энергетических потоков не только в Черноморском и Балканском регионах, но и на Ближнем Востоке, а в перспективе и в Каспийском и Среднеазиатском регионах. Значение Турции определяется ее исключительным географическим положением, поскольку она служит своего рода «мостом» между Западом и Востоком. Существует большое число проектов транспортировки через территорию этой страны нефти и газа.
В частности, Россия заинтересована в поставках через Турцию газа в Израиль. В то же время имеется ряд проблем, связанных с возможными поставками энергоносителей из Средней Азии в обход нашей страны. Таким образом, перед РФ стоит задача как можно полнее защитить свои интересы в сфере энергопоставок, а также провести результативный диалог по поводу конкурирующих проектов. Необходимо отметить, что в этих проектах заинтересованы европейские государства, так как это позволяет им диверсифицировать своих поставщиков нефти и газа и снизить зависимость от России. При этом формирование российской энергетической стратегии на данном этапе строится на синергии экономических и геополитических интересов. Однако дифференцированный подход к формированию энергетических стратегий в отношении конкретных стран, в том числе и Турецкой Республики, пока отсутствует.
Для нашей страны торгово-экономическое сотрудничество с Турцией в сфере энергетики является основным направлением развития двусторонних связей. Ту-
24
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ . N 5 (55) 2010
рецкая сторона также заинтересована в присутствии российских энергетических компаний на своем рынке по следующим причинам:
• отсутствие собственных значимых энергоресурсов;
• быстрый рост экономики и увеличение потребления энергоносителей;
• необходимость широкого импорта энергоносителей.
Кроме того, можно отметить ряд особенностей турецкого ТЭК, которые могут выступать как привлекательные факторы для российских экспортеров энергоресурсов, а также оборудования и техники для энергетики:
• благоприятный инвестиционный режим, который устанавливается турецкими законами «О природном газе», «Об иностранных инвестициях» и «О свободных экономических зонах в Турции» [3];
• наличие предпосылок для динамичного развития топливно-энергетической сферы;
• осуществление ряда энергетических проектов внутри страны;
• приватизация объектов ТЭК [4].
В то же время Турция стремится использовать свое выгодное геополитическое положение, оказывая влияние на игроков регионального энергетического рынка, в том числе и на Россию. Такие возможности появляются у Турции благодаря следующим факторам:
• регулирование прохода нефтеналивных судов, особенно российских, через проливы Босфор и Дарданеллы;
• рост влияния на политику стран Средней Азии, располагающих значительными запасами нефти и газа;
• стремление использовать свое географическое положение для транзита энергоресурсов по направлениям Север—Юг и Восток—Запад.
В принципе, позицию Турции в вопросе торгово-экономического сотрудничества в энергетической сфере можно расценить как спекулятивную и конъюнктурную. С одной стороны, руководство страны осознает зависимость от внешних поставок и ищет возможности собственного производства и развития ТЭК, а с другой — пытается привлечь максимум иностранных инвестиций, выставляя на продажу выгоды использования транзитного моста. При этом Турция привлекает капиталы из разных, зачастую противоборствующих государств. В этом, по сути, и заключается принципиальная позиция республики на протяжении последних 70 лет. Ведь и в прошлых десятилетиях в ТЭК Турции одновременно присутствовали и советские, и западные компании. Такая ситуация сохраняется и в настоящее время. Например, проект «Баку-Джейхан» осуществлен американским и европейским капиталом, а «Голубой поток» — российским. В дальнейшем Анкара, по всей видимости, не собирается что-либо изменять в своих подходах.
Нам представляется, что российская энергетическая стратегия в отношении Турции с учетом и ее позиции должна следовать следующим принципам и целям:
1) расширение мощности газопровода «Голубой поток» либо воплощение более масштабного проекта «Южный поток», который также будет покрывать растущие нужды турецких промышленных и бытовых потребителей. Руководство ОАО «Газпром» неоднократно заявляло о такой возможности, однако в свете финансовых сложностей корпорации и ожидаемого дефицита газа в РФ после 2010 г. реализация подобного проекта маловероятна [5; 6];
2) строительство газопровода по дну Средиземного моря на Кипр и в Израиль, и тем самым «привязка»
Турции к России в качестве моста для поставок энер- ^ гоносителей. Однако вероятность такого варианта ^ также невелика из-за политических факторов, а также ™ относительной газовой независимости Израиля; <
3) активные переговоры с Азербайджаном, Туркмени- к станом, Казахстаном и Узбекистаном по поводу 2 новых проектов транспортировки нефти и газа че- н рез территорию РФ. Интересы этих стран, а также ^ Турции и США должны учитываться при разделе ° зон влияния на Каспии. По-видимому, наиболее к правильным с геополитической точки зрения бы- ^ ло бы следующее решение: Азербайджан и Иран ° предоставляют свои шельфы в преимущественное ^ освоение западным компаниям, в то время как < транзит энергоресурсов происходит через Турцию. ^ Туркмения, Казахстан и Узбекистан предоставля- ^ ют возможности добычи российским компаниям, 2 и транзит осуществляется по российской терри- □= тории. Однако это потребует значительных согла- 2 сованных усилий дипломатического корпуса РФ и ® ведущих российских энергокомпаний;
4) использование отечественного потенциала в строительстве и проектировании ГЭС, ТЭС и, возможно, АЭС путем активного участия в тендерах, проводимых турецкой стороной. Данное стратегическое направление не только позволит российским компаниям укрепиться в турецком ТЭК, но и обеспечит производственный и технологический рост отечественных предприятий-поставщиков оборудования;
5) участие в аукционах по программе приватизации турецких энергетических объектов позволит укрепиться на турецком рынке производителям электроэнергии, а также будет иметь важное значение для российских поставок природного газа. Большинство турецких ТЭС используют для генерации электроэнергии газ. Так что если некая электростанция или внутренние сети будут принадлежать российской компании, то ей удастся сохранить за собой рынок сбыта.
Впрочем, значительное влияние на реализацию всех вышеперечисленных стратегических направлений будет оказывать мировой финансовый и экономический кризис, начавшийся в 2008 г. Многое зависит от финансового состояния потенциальных инвесторов. По самым оптимистичным прогнозам Всемирного банка и МВФ, кризис в экономически развитых странах продлится минимум до 2010-2011 гг., после чего начнется медленный подъем производства. По пессимистичным прогнозам, продолжительность мировой рецессии составит от 7 до 10-12 лет.
Таким образом, практическая реализация всех международных проектов на территории Турции откладывается на неопределенный период. Но это не означает, что проекты будут полностью заморожены. В этот период могут проводиться переговоры между заинтересованными сторонами и заключаться соответствующие договоры. К тому времени, возможно, будет определен статус Каспийского моря и его шельфов. За эти же годы может быть, наконец, реально создана жизнеспособная международная организация, регулирующая торговлю природным газом, так называемый «газовый ОПЕК».
В целом, по результатам нашего исследования можно сформулировать три основных методологических подхода к формированию внешнеэкономической стратегии России в турецком направлении в сфере энергетики:
1) приоритет общегосударственных интересов над региональными проектами или интересами отдельных
25
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ■ N 5 (55) 2010
^ компаний. Примером служит проект «Южный поток», ^ который по расходам на осуществление в два с ™ лишним раза превосходит конкурирующий проект
< «Набукко» (30 млрд долл. США против 15 млрд долл. к соответственно [7]). При этом российский проект ¡Е строительства диктуется стратегической необходи-н мостью закрепления отечественного газа на европей-^ ском рынке, отказа от транзитных услуг Украины и ° закрепления России в Южно-Европейском регионе; ^ 2) сопряженность геополитических и экономических ^ факторов при формировании стратегии ТЭК. Основа О этого подхода содержится в «Энергетической стратегии России до 2020 г.», согласно которой поставки
< энергоресурсов Россией могут использоваться как о инструмент дипломатии [8]. Ситуация с транзитом □т газа через Украину, проекты по транспортировке 5 газа из Средней Азии в ЕС наглядно демонстрируют ° синергетику экономики и геополитики. Политическое о влияние России в Европе и Турции серьезно зависит ® от ситуации с поставками нефти и газа;
3) необходимость диверсификации внешнеэкономических связей, путей поставок и технологий использования энергоресурсов на внешних рынках. Эту необходимость сознают не только в России, но и в Турции. Последняя, используя выгодное положение транзитера газа и нефти, по сути, спекулирует на нем, обсуждая одновременно проекты строительства «Южный поток» и «Набукко» [9]. Изменение этих методологических подходов в ближайшей перспективе, на наш взгляд, вряд ли возможно.
Основные концептуальные направления российской стратегии могут выглядеть следующим образом:
• конкурентная борьба в Каспийском регионе с Турцией за право выступить транзитером среднеазиатской и азербайджанской нефти и газа;
• модернизация газопровода «Голубой поток»;
• осуществление проекта «Южный поток»;
• строительство ветки газопровода для транзита в Израиль и на Кипр;
• расширение участия российских инвесторов в строительстве новых и модернизации существующих энергетических объектов в Турции;
• освоение российскими производителями новых ниш на энергетическом рынке страны, прежде всего на рынке солнечной энергии и мини-ГЭС;
• участие российских компаний в приватизации предприятий энергетического сектора Турции. Основные концептуальные направления стратегии
Турции выглядят следующим образом:
• поиск альтернативных поставщиков газа с целью уменьшения зависимости от России;
• конкурентная борьба в Каспийском регионе с Россией за право выступить транзитером среднеазиатской и азербайджанской нефти и газа;
• усиление собственной роли в качестве моста для экспорта энергоресурсов с Севера на Юг и с Востока на Запад;
• развитие собственного энергетического сектора и снижение зависимости от зарубежных поставок путем модернизации и строительства электростанций, освоения месторождений угля и лигнитов;
• использование возможностей генерации энергии из возобновляемых источников (прежде всего, солнечной энергии);
• проведение приватизации объектов энергетической сферы, в том числе и с участием иностранных компаний.
Мы видим, что российские и турецкие стратегические направления и интересы далеко не всегда
I
совпадают, а иногда и прямо противоположны. Возникает проблема согласования этих интересов, которая осложняется спекулятивной и конъюнктурной политикой Турции в области энергетики. Фактически основные спорные моменты сосредоточены в газовой сфере. Действительно, торговля углем и нефтью, по сути, регулируется рынком, спросом и предложением на эти энергоресурсы. И наоборот, ценообразование на поставки газа и его транзит закрыто от широкой аудитории и осложняется общегосударственными интересами и политическими обстоятельствами.
Для разрешения спорных моментов в области энергетики между Россией и Турцией, а также для эффективного воплощения основных стратегических направлений нашей страны может быть создана межправительственная Комиссия, действующая на постоянной основе и ответственная за согласование тарифов на газ для турецких потребителей, а также тарифов на транзит газа через территорию Турции для потребителей в третьих странах.
При Комиссии с целью укрепления двусторонних связей было бы целесообразно создать совместные рабочие группы, занимающихся актуальными вопросами развития энергетики, прежде всего в Турции, и во вторую очередь — в России:
• группа по модернизации объектов ТЭК на территории Турции с помощью российских организаций и специалистов;
• группа по развитию и внедрению технологий возобновляемых источников энергии с помощью российских организаций и специалистов;
• группа по изучению влияния энергетики на экологию и снижения негативного влияния;
• группа по предоставлению грантов на вышеназванные исследования.
Под эгидой межправительственной Комиссии по энергетике могли бы быть организованы совместные образовательные программы при университетах России и Турции, связанные не только с ТЭК, но и с экологией.
Также может быть создан совместный межгосударственный фонд для финансирования сходных энергетических проектов на территории не только Турции, но и России.
Кроме того, Комиссия помогла бы в дальнейшем решать спорные моменты, связанные с подписанием Турцией в ближайшие 1-2 года Договора об энергетическом сообществе (ДЭС). В этом случае на территории Турции будет действовать законодательство ЕС в сфере энергетики, что серьезно осложнит российский экспорт и транзит энергоносителей [4]. Создание Комиссии позволит не только решать поставленные перед ней задачи, снижать напряженность вокруг конкурирующих энергетических проектов, но и избежать фактического выдавливания российских компаний с энергетического рынка после подписания Турцией ДЭС. Создание межправительственной Комиссии полностью укладывается в методологию подходов к формированию внешнеэкономической стратегии России в турецком направлении в сфере энергетики, действующих в настоящее время.
Стратегия РФ в области энергетики во внешнеторговом направлении не сможет быть осуществлена должным образом при отсутствии решений по следующим задачам:
• соответствующая работа российского ТЭК, который должен обеспечить энергоносителями и электроэнергией, прежде всего, внутренних потребителей, а затем и внешних;
26 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ■ N 5 (55) 2010
• модернизация российского ТЭК во избежание дальнейшего технологического отставания, снижение вероятности аварий на объектах комплекса, а также для повышения экологического благополучия;
• освоение новых месторождений природного газа, для наполнения трубопроводов по проектам «Южный поток» и «Голубой поток-2», без ущерба для российских потребителей.
При параллельном выполнении вышеприведенных задач, а также создании Комиссии сформулируем российскую стратегию в турецком направлении в сфере энергетики. Нам представляется, что такая стратегия должна включать в себя три этапа.
Этап 1. 2010-2015 гг. На данном этапе перед Россией стоят следующие задачи:
• удовлетворение растущего турецкого спроса на энергоресурсы;
• начало реальной модернизации ТЭК;
• увеличение инвестиций в разработку наиболее перспективных месторождений, из которых будут обеспечиваться турецкие потребители;
• научные изыскания по снижению стоимости технологий возобновляемых источников энергии;
• поддержка российской науки в сфере энергетики для решения кадровых проблем;
• определение статуса Каспийского моря и российского шельфа и освоение его газоносных месторождений;
• работа по согласованию и синхронизации российского законодательства по энергетике с Договором об энергетическом сообществе;
• создание межправительственной российско-турецкой Комиссии по энергетике и начало ее работы;
• образование рабочих групп при Комиссии;
• участие в тендерах по приватизации объектов ТЭК Турции;
• участие в тендере на строительство АЭС в Турции;
• создание совместного российско-турецкого Фонда по энергетике;
• разработка технико-экономического обоснования проектов «Южный поток» и «Голубой поток-2», их оценка с точки зрения коммерческой эффективности.
Этап 2. 2015-2020 гг. Задачи этого этапа во многом вытекают из степени успешности решения задач на предыдущей стадии:
• продолжение модернизации ТЭК России, постепенный переход на качественно новый технологический уровень;
• удовлетворение растущего турецкого спроса на энергоресурсы;
• освоение месторождений Каспия и Арктической зоны;
• строительство газопроводов «Южный поток» и «Голубой поток-2» с возможным ответвлением в Израиль и на Кипр;
• участие в тендерах на приватизацию и строительство объектов ТЭК на территории Турции;
• экспорт в Турцию российских энергетических технологий в области энергосбережения и использования возобновляемых источников энергии;
• продолжение работы совместной межправительственной российско-турецкой Комиссии по энергетике;
• продолжение работы групп Комиссии, возможное появление новых групп по другим направлениям, связанным с энергетикой и экологией;
• расширение сотрудничества Комиссии с соответствующими органами и организациями ЕС;
• продолжение работы совместного российско-ту- ^ рецкого Фонда по финансированию энергетических ^ и экологических проектов на территории России ™ и Турции. < Этап 3. 2020-2025 гг. Задачи на данном этапе к
также вытекают из предыдущих стадий исполнения ¡Е стратегии. В то же время должны быть определены н направления последующего российско-турецкого со- ^ трудничества в области энергетики: °
• удовлетворение растущего турецкого спроса на ^ энергоресурсы; ^
• разработка новых проектов газопроводов по экс- о порту газа в Турции и транзиту газа через ее тер- ^ риторию; <
• полное преодоление технологического отставания о России в энергетической сфере; =г
• продолжение участия в тендерах на строительство 5 объектов ТЭК на территории Турции; °
• расширение экспорта в Турцию российских энер- о гетических технологий в области энергосбереже- ® ния и использование возобновляемых источников энергии;
• продолжение работы совместной межправительственной российско-турецкой Комиссии по энергетике;
• продолжение работы групп Комиссии, возможное появление новых групп по другим направлениям, связанным с энергетикой и экологией;
• продолжение работы совместного российско-турецкого Фонда по финансированию энергетических и экологических проектов на территории России и Турции;
• формулирование и выдвижение новых задач в российско-турецком сотрудничестве в энергетической сфере на период после 2025 г.
Подводя итог, можно сказать, что экономические и политические процессы в торговле энергоресурсами между Россией и Турцией тесно связаны между собой. Провести четкую границу между ними вряд ли возможно. Поэтому оптимальным вариантом создания условий для развития взаимовыгодного сотрудничества двух стран в энергетической сфере, особенно в части, связанной с российскими поставками газа, нам представляется создание специальной межправительственной Комиссии.
Литература
1. AydэnA. Türk-Rus ekonomik ili§kileri / A. Aycten Ystanbul: Ystiklal, 2005.
2. Сайт Министерства энергетики и природных ресурсов Турции. http://www.enerji.gov.tr.
3. Сайт министерства промышленности Турции. http://www. sanayi.gov.tr.
4. Сайт Министерства торговли Турции. http://www.foreign-trade.gov.tr.
5. Сайт корпорации ОАО «Газпром». http://www.gazprom.ru.
6. Сайт по внешним связям ОАО «Газпром». http://www. gazpromexport.ru.
7. Сайт турецкой энергетической компании «Боташ». http:// www.botas.gov.tr.
8. Министерство промышленности и энергетики РФ. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года / Утверждена распоряжением Правительства РФ № 1234-р от 28 августа 2003 года // http://www.minprom.gov.ru.
9. Сайт Управления внешнеэкономическими связями Турции. http://www.deik.org.tr.
10. Шамрай П. С. Основные направления энергетической стратегии Турции и ее влияние на энергетическую политику России: Дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.14 / МГИМО. М., 2006.
27
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ . N 5 (55) 2010