Научная статья на тему 'Стратегия развития органов надзора за качеством аудиторских услуг'

Стратегия развития органов надзора за качеством аудиторских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО АУДИТА / НАДЗОР ЗА КАЧЕСТВОМ АУДИТА / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА АУДИТА / PCAOB / СЕРВИС "AUDITORSEARCH" / AUDIT QUALITY / AUDIT QUALITY SUPERVISION / AUDIT QUALITY CONTROL / PUBLIC COMPANY ACCOUNTING OVERSIGHT BOARD (PCAOB) / "AUDITORSEARCH" SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бровкина Наталья Дмитриевна

Вопрос совершенствования процесса аудита финансовой отчетности уже в течение многих лет остается одной из важных задач развития рынка финансовых услуг. Волна претензий к качеству аудиторских заключений привела к реформе не только в самой профессии, в виде переработки Международных стандартов аудита, но и к пересмотру организации государственного надзора за качеством аудита. В настоящее время органы надзора за аудиторской деятельностью в Российской Федерации строят свою работу с учетом соглашений, формируемых на международном уровне, в том числе документов Международного форума независимых регуляторов аудиторской деятельности (IFIAR International Forum of Independent Audit Regulators). На прошедшем в апреле 2018 г. очередном форуме был принят ряд организационных решений, в том числе утвержден первый в истории организации Стратегический план деятельности на 2018-2021 гг., целью которого является обеспечение качества аудита во взаимодействии с глобальными и региональными сетями аудиторских организаций, органами, устанавливающими стандарты, и другими ключевыми заинтересованными сторонами. Для обеспечения такого взаимодействия особое значение имеет стратегия развития регуляторов аудиторской деятельности в других странах участницах IFIAR.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development Strategy for Audit Services Quality Supervisors

The issue of improving the financial reporting auditing process has been an important development of the financial services market for many years. The wave of claims to the quality of auditing findings has led to reform not only in the profession itself, in the form of the reworking of international auditing standards (ISA), but also to the review of the organization of state oversight and supervision of the quality of audit. Currently, the auditing supervision authorities in the Russian Federation are building their work in accordance with the agreements formed at the international level, including the documents of the International Forum of Independent Audit Regulators (IFIAR International Forum of Independent Audit Regulators). At the annual forum taken place in April 2018, a number of organizational decisions were adopted, including the first-ever Strategic Plan for 2018-2021, which aims to ensure the quality of audits in cooperation with the global and regional networks of auditing organizations, standards-setting bodies and other key stakeholders. In order to ensure such interaction, the development strategy of auditing regulators in other IFIAR member states is of particular importance.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития органов надзора за качеством аудиторских услуг»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/2408-9303-2019-6-5-69-79 УДК 657.62,657.631(045) JEL М42, М40

(CC) ]

Стратегия развития органов надзора за качеством аудиторских услуг

Н. Д. Бровкина

Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-5526-7130

АННОТАЦИЯ

Вопрос совершенствования процесса аудита финансовой отчетности уже в течение многих лет остается одной из важных задач развития рынка финансовых услуг. Волна претензий к качеству аудиторских заключений привела к реформе не только в самой профессии, в виде переработки Международных стандартов аудита, но и к пересмотру организации государственного надзора за качеством аудита. В настоящее время органы надзора за аудиторской деятельностью в Российской Федерации строят свою работу с учетом соглашений, формируемых на международном уровне, в том числе документов Международного форума независимых регуляторов аудиторской деятельности (IFIAR - International Forum of Independent Audit Regulators). На прошедшем в апреле 2018 г. очередном форуме был принят ряд организационных решений, в том числе утвержден первый в истории организации Стратегический план деятельности на 2018-2021 гг., целью которого является обеспечение качества аудита во взаимодействии с глобальными и региональными сетями аудиторских организаций, органами, устанавливающими стандарты, и другими ключевыми заинтересованными сторонами. Для обеспечения такого взаимодействия особое значение имеет стратегия развития регуляторов аудиторской деятельности в других странах - участницах IFIAR. Ключевые слова: качество аудита; надзор за качеством аудита; контроль качества аудита; PCAOB; сервис "AuditorSearch"

BY 4.0

Для цитирования: Бровкина Н. Д. Стратегия развития органов надзора за качеством аудиторских услуг. Учет. Анализ. Аудит. 2019;6(5):69-79. Р01: 10.26794/2408-9303-2019-6-5-69-79

ORIGINAL PAPER

Development Strategy

for Audit Services Quality Supervisors

N. D. Brovkina

Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0001-5526-7130

ABSTRACT

The issue of improving the financial reporting auditing process has been an important development of the financial services market for many years. The wave of claims to the quality of auditing findings has led to reform not only in the profession itself, in the form of the reworking of international auditing standards (ISA), but also to the review of the organization of state oversight and supervision of the quality of audit. Currently, the auditing supervision authorities in the Russian Federation are building their work in accordance with the agreements formed at the international level, including the documents of the International Forum of Independent Audit Regulators (IFIAR - International Forum of Independent Audit Regulators). At the annual forum taken place in April 2018, a number of organizational decisions were adopted, including the first-ever Strategic Plan for 2018-2021, which aims to ensure the quality of audits in cooperation with the global and regional networks of auditing organizations, standards-setting bodies and other key stakeholders. In order to ensure such interaction, the development strategy of auditing regulators in other IFIAR member states is of particular importance.

Keywords: audit quality; audit quality supervision; audit quality control; Public Company Accounting Oversight Board (PCAOB); 'AuditorSearch" service

For citation: Brovkina N. D. Development strategy for audit services quality supervisors. Uchet.Analiz. Audit = Accounting. Analysis.Auditing. 2019;6(5):69-79. (in Russ.). DOi: 10.26794/2408-9303-2019-6-5-69-79

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время аудиторская деятельность в нашей стране подвергается существенным изменениям. Одним из важнейших событий стал переход на международные стандарты аудита. Смена стандартов профессии повлекла за собой необходимость пересмотра системы контроля за их применением, разработки новой модели проверки соблюдения стандартов аудита [1]. Немаловажное влияние имеют также и другие изменения в профессии, в частности активно развивающееся законодательство в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и противодействия коррупции. Существенное влияние оказывает также и активно наступающая цифровизация экономики, создающая новые условия для бизнеса и, как следствие, для учета и подготовки отчетности [2, 3]. Новации учетной системы приводят к пересмотру традиционной модели аудита, например в таких областях, как проверка самораспаковывающихся электронных первичных документов и работы автоматизированных систем инвентаризации. Эти и другие факторы определяют необходимость модернизации также и системы контроля за качеством аудита и других услуг, оказываемых аудиторскими организациями.

В период с сентября 2015 по июнь 2016 г. Банк России принимал участие в проводимой миссией Международного валютного фонда и Всемирного банка Программе оценки российского финансового сектора (Financial Sector Assessment Program, далее — FSAP). Разработанная в 1999 г. и реализуемая каждые пять лет FSAP направлена как на оценку развития финансового сектора всех проверяемых юрисдикций, так и на оценку финансовой стабильности стран, имеющих системно значимый финансовый сектор.

Завершившаяся оценка проводилась на предмет соответствия российского регулирования Ба-зельским основополагающим принципам эффективного банковского надзора (принципы BCBS), принципам регулирования рынка ценных бумаг Международной организации комиссий по ценным бумагам (принципы IOSCO), основным принципам, стандартам, руководствам и методологии оценки в страховании Международной ассоциации органов страхового надзора (принципы IAIS), а также была направлена на изучение системы управления ликвидностью и вопросов макропру-денциального анализа и проводимой в этой сфере

политики, вопросов ликвидации, финансового оздоровления и страхования вкладов, механизмов противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, стресс-тестирования и уровня финансовой доступности. В опубликованном МВФ докладе по оценке российского регулирования на предмет имплементации Принципов IOSCO нашел свое отражение анализ соответствия российского рынка ценных бумаг принципам, относящимся к оценке деятельности регулятора; принципам саморегулирования; принципам выполнения требований законодательства о ценных бумагах; принципам сотрудничества при осуществлении надзора; принципам для эмитентов; принципам деятельности аудиторов, кредитных рейтинговых агентств и других оказывающих информационные услуги лиц; принципам деятельности фондов коллективного инвестирования и хедж-фондов; принципам для рыночных посредников; принципам для биржевого рынка ценных бумаг.

В качестве одной из ключевых областей по улучшению надзора FSAP определил отношения ЦБ РФ и взаимодействие с внешними аудиторами. К существенным недостаткам относятся отсутствие полномочий отклонить назначение внешнего аудитора, обладающего недостаточной независимостью; неадекватный опыт или слабые профессиональные стандарты; неумение обеспечить ротацию внешних аудиторов; некачественные встречи с аудиторскими фирмами для обсуждения вопросов, касающихся контролируемых организаций.

Поскольку при оценке организации надзора в РФ используется опыт других развитых стран, изучение зарубежного опыта позволяет сверить направление развития отечественной системы с вектором развития аналогичной системы других стран, использование уже полученного ими опыта для адаптации хорошо зарекомендовавших себя практик к условиям национального законодательства и дальнейшего развития применительно к условиям российской экономики [4, 5].

СОВЕТ ПО НАДЗОРУ ЗА ОТЧЕТНОСТЬЮ ПУБЛИЧНЫХ КОМПАНИЙ В США

Одним из наиболее представительных органов государственного надзора за аудиторской деятельностью является Совет по надзору за отчетностью публичных компаний в США.

Public Company Accounting Oversight Board (далее — PCAOB) был создан в соответствии с Законом

Сарбейнса-Оксли 2002 г. для надзора за аудитом публичных компаний в целях защиты интересов инвесторов и контроля за соблюдением общественных интересов в подготовке информативных, точных и независимых аудиторских отчетов.

С 2010 г. миссия PCAOB также включает надзор за аудитом отчетности брокеров и дилеров, зарегистрированых в Комиссии по ценным бумагам и биржам США (The Securities and Exchange Commission — далее SEC).

PCAOB выполняет следующие основные функции:

• регистрирует публичные бухгалтерские фирмы, которые готовят аудиторские отчеты для эмитентов, брокеров и дилеров;

• разрабатывает и утверждает стандарты осуществления аудита и других аналогичных услуг, стандарты контроля качества, этические стандарты и требования к независимости;

• контролирует качество аудита, проводимого зарегистрированными фирмами, и их системы контроля качества;

• привлекает к ответственности зарегистрированные публичные бухгалтерские фирмы и связанных с ними лиц за нарушения принятых законов, правил и/или профессиональных стандартов.

В поддержку своей миссии PCAOB проводит экономические исследования и анализ рисков, взаимодействует с заинтересованными сторонами, другими внутренними и международными регулирующими органами, осуществляет эффективное управление высококвалифицированными кадрами, технологиями и иными ресурсами, необходимыми для выполнения перечисленных обязанностей.

Совет PCAOB состоит из пяти членов, включая председателя, который назначается на пятилетний срок SEC после консультации с председателем Совета управляющих Федеральной резервной системы США и секретарем Казначейства. SEC осуществляет и надзор за деятельностью PCAOB, включая утверждение правил и стандартов, а также бюджета.

PCAOB насчитывает около 800 сотрудников. Его штаб-квартира расположена в Вашингтоне, но есть и дополнительные офисы в 15 городах по всей территории Соединенных Штатов. В PCAOB сейчас зарегистрировано около 1900 публичных бухгалтерских фирм, находящихся в 85 странах мира, в том числе в России. Около 600 из этих зарегистрированных фирм аудируют отчетность более 12 000 эмитентов, которые представляют финансовые отчеты SEC.

Рыночная капитализация 7659 эмитентов — публичных компаний оценивается в размере 43,2 трлн долл. Кроме того, около 410 зарегистрированных публичных бухгалтерских фирм проводят проверки более 3350 зарегистрированных SEC брокеров-дилеров. Более 140 из этих брокеров-дилеров управляют активами клиентов, превышающими 3,5 трлн долл.

Концепция PCAOB звучит следующим образом: «Быть надежным лидером в повышении качества аудита посредством перспективного, изменяющегося и инновационного надзора».

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ PCAOB

В 2018 г. PCAOB был принят Стратегический план развития на 2018-2022 гг. [5] При разработке плана были заявлены пять основных ценностей:

• «Целостность (INTEGRITY) — мы придерживаемся самых высоких стандартов этического и профессионального поведения. Мы ведем внешнюю и внутреннюю политику таким образом, чтобы она была последовательной, честной и справедливой.

• Совершенство (EXCELLENCE) — мы стремимся к совершенству во всем, что мы делаем. Мы стремимся к дальнейшему развитию талантов наших сотрудников, чтобы мы могли улучшить качество нашего надзора.

• Эффективность (EFFECTIVENESS) — мы управляем нашими ресурсами эффективно и результативно. Мы реагируем на изменяющуюся внешнюю среду, внедряя актуальные, своевременные и инновационные решения для достижения нашей миссии.

• Сотрудничество (COLLABORATION) — мы привержены культуре сотрудничества и открытости, поддерживая открытость, доступность, доверие и уважение. Мы используем разнообразный опыт, навыки и перспективы, которые обогащают нашу работу и повышают эффективность наших усилий.

• Подотчетность (ACCOUNTABILITY) — мы зависим от усердия и преданности наших людей для выполнения нашей миссии и реализации нашего видения. Мы делаем все с осознанием своей ответственности. Мы признаем и вознаграждаем за результаты».

На основе этих ценностей Совет PCAOB утвердил пять новых целей для выполнения своей миссии:

• цель 1 — повышение качества аудиторских услуг за счет сочетания мер по предотвращению, выявлению, сдерживанию и исправлению;

• цель 2 — предвидение и реагирование на изменяющуюся среду, включая новые технологии и связанные с ними риски и возможности;

• цель 3 — повышение прозрачности и доступности результатов контроля благодаря активному взаимодействию с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами);

• цель 4 — добиваться совершенства в работе за счет эффективного и действенного использования имеющихся ресурсов, информации и технологий;

• цель 5 — расширять и развивать возможности наших сотрудников и применять систему мотивации для достижения общей цели.

Для достижения этих целей были разработаны ряд задач, направленных на их эффективное решение.

Цель 1: повышение качества аудиторских услуг за счет сочетания мер по предотвращению, выявлению, сдерживанию и исправлению.

Основное внимание в стратегии развития контроля качества уделяется именно предотвращению ситуаций, которые могут оказать негативное влияние на результативность аудита.

Одним из важных направлений в этой области является контроль за системой внутреннего контроля аудиторских фирм, основной целью которых и является обеспечение качества оказываемых клиентам аудиторских услуг. В задачи государственного надзора входит оценка эффективности элементов системы внутреннего контроля качества выполняемых аудиторских заданий.

Также следует отметить, что стратегическим вопросом развития превентивной модели государственного надзора является накопление получаемой информации и ее анализ для определения наиболее рискованных областей, где возможны нарушения требований законов и стандартов аудита [6].

Для повышения информационной прозрачности процесса надзора в РСАОВ создан специальный сервис «Найти своего аудитора» ("AuditorSearch"). Этот сервис позволяет решать разнообразные задачи, например проанализировать, какие организации проверял конкретный аудитор, когда и от имени каких аудиторских фирм он подписал аудиторские отчеты. Такие данные позволят определить уровень квалификации аудитора, его отраслевую специализацию, опыт работы с организациями конкретной отрасли [7].

Например, применяемая информационная модель позволяет идентифицировать аудируемое лицо и его местонахождение, руководителя задания по

аудиту, дату аудиторского отчета и период, за который составлена аудируемая отчетность, а также ответственность других аудиторских и иных фирм, ответственных за содержание отчета аудитора.

Применяемая информационная модель также позволяет определить аудиторскую организацию, которая проводила аудит конкретного эмитента за определенный период времени, а также руководителя аудиторского задания. Анализ такой информации позволяет оценить риски, связанные с «угрозой близкого знакомства», возникающие при длительном сотрудничестве аудитора и клиента. Также можно анализировать критичный срок для ротации аудиторской организации, если такое требование установлено национальным законодательством.

Информационная база формируется на основе специального отчета, который аудиторы предоставляют в PCAOB. Такой отчет предусматривает различные варианты представления аудиторского отчета, в том числе наличие в нем «двойной даты», в случаях, предусмотренных аудиторскими стандартами. Так, в США эта ситуация рассматривается в Стандарте аудита 3110 «Дата отчета независимого аудитора» (AS 3110: Dating of the Independent Auditor's Report).

При обсуждении стратегического плана развития Дж. Роберт Браун, член Правления PCAOB, отметил1: «AuditorSearch, наше последнее начинание в этой области, предоставляет доступ к информации, содержащейся в нашей недавно выпущенной форме AP. Эта форма раскрывает, среди прочего, личность партнера по проекту и других аудиторов, участвующих в выполнении задания. Вся база данных была загружена более 9600 раз. AuditorSearch был использован для проведения более 730 000 поисков. Данные были использованы инвесторами, учеными и другими исследователями».

Поэтому одной из задач стратегии развития надзора является определение показателей, которые надо собирать, разработка моделей их агрегации и анализа. Требуется дальнейший анализ того, какие данные необходимы для выявления рисков несоблюдения законов и стандартов аудита, как можно их идентифицировать в ходе анализа информационной модели и как их можно соотнести с оценкой

1 Brown J. R., Member Jr. B. Statement on the PCAOB 20182022 strategic plan and 2019 budget. IAG Meeting. November 8, 2018. URL: https://pcaobus.org/News/Speech/Pages/brown-statement-PCA0B-2018-2022-strategic-plan-and-2019-budget.aspx (дата обращения: 12.08.2019).

Н. Д. Бровкина

Рис. 1 /Fig. 1. Скриншот данных программы "AuditorSearch" о выданных партнером по аудиту заключениях/ Screenshot of the data of ""AuditorSearch" on auditing reports issued by the auditing partner

Источник/Source: официальный сайт Public Company Accounting Oversight Board. URL: https://pcaobus.org (дата обращения: 12.08.2019) / official site of Public Company Accounting Oversight Board. URL: https://pcaobus.org (accessed on 12.08.2019).

качества аудиторской деятельности. Поскольку данная задача требует также и определения параметров качества аудита, надзорный орган планирует совместную работу с исследовательскими центрами по вопросам качества аудита [8].

Цель 2: предвидение и реагирование на изменяющуюся среду, включая новые технологии и связанные с ними риски и возможности.

Технологические изменения имеют как положительный, так и отрицательный эффект. Несомненно, транзакции становятся доступнее, проще, удобнее. Во многих случаях сокращается время на подготовку и совершение операции. К негативным эффектам можно отнести тот факт, что новые технологии подрывают привычный уклад и требуется изменение модели контроля. Такие изменения не всегда происходят одновременно с изменением контролируемого процесса, что обуславливает воз-

никновение «дыр», значительно увеличивающих риски необнаружения в ходе аудиторских проверок. Прежде всего, речь идет о рисках кибермошенни-чества [9]. Хищения, совершенные «искусственным интеллектом», выявить гораздо сложнее именно по причине отсутствия отработанной технологии обнаружения таких искажений.

Технологические инновации изменят сроки, характер и объем доступной информации. Примером может служить изменение технологии проведения инвентаризации. Если раньше это был процесс перемеривания и перевешивания, который производили члены инвентаризационной комиссии, то сейчас это работа дроидов, сканирующих штрих-коды с упаковок товаров и обменивающихся по wi-fi информацией о весе груза с датчиками — индикаторами полок на складе. И если ранее аудитор наблюдал за работой членов инвентаризационной

Рис. 2 /Fig. 2. Скриншот данных программы "AuditorSearch" о выдаче аудиторского заключения / Screenshot of the data of "AuditorSearch" on issuing an auditing report

Источник/Source: официальный сайт Public Company Accounting Oversight Board. URL: https://pcaobus.org (дата обращения: 12.08.2019) / official site Public Company Accounting Oversight Board. URL: https://pcaobus.org (accessed on 12.08.2019).

PricewaterhouseCoopers LLP

Audit Client and Audit Report

Issuer

DUPONTE IDE NEMOURS & CO

ck:

Engagement Partner

John Jiisph K ety Jr. Partner D:

Audit Report

Audit Report CM;: 211112019 F nan; a Statsrsnt Cats: 12/31/2010 Firm Location: Phiadelphia, Pennsylvania

Participation of Other Accounting Firms - Responsibility not Divided

Other Accounting Firin(s) individually 5% or greater of total audit hours

None reported

Other Accounting Firin(s) individually less than 5% of total audit hours

Nur-I:;r cf F rr-!;: 23

Aggregate participation: 20%toiessthan 30%

комиссии и мог сам непосредственно увидеть вес товара на весах, то сейчас степень участия аудитора в информационном обмене между роботами-кладовщиками и роботами-счетчиками-сканерами достаточно сомнительна.

В качестве аналогичной ситуации можно привести примеры изменений процедур аудита в части проверки транспортных услуг. Если традиционно аудитор анализировал соотношение транспорта и водителей (расходы на содержания транспорта и расходы на оплату труда водителей тесно коррелируют), то сейчас появляются новые транспортные средства — беспилотники, т.е. расходы на перемещение транспорта есть, а расходов на оплату труда водителя нет.

И такой ряд примеров можно продолжить. В частности, традиционное направление аудитором запроса сейчас заменяется просто «кликом»

на информационном сервере, в связи с чем отпадает необходимость на совершение длительной процедуры получения внешнего подтверждения. Даже такой вопрос, как фиксация аудиторских доказательств, сегодня подвергается трансформации. Идут споры о возможности использования аудио- и видеозаписи как аудиторского доказательства.

Соответственно, программы проведения надзорных мероприятий сталкиваются с тем, что в ряде случаев изменение технологии не позволяет произвести «классические» аудиторские процедуры, а в некоторых случаях контролирующие органы не готовы оценить технологии, используемые аудитором для получения доказательств.

Например, в ходе аудита произведено считывание штрих-кода с носителя. Каким образом должна быть зафиксирована эта процедура?

Н. Д. Бровкина

Рис. 3/Fig. 3. Скриншот данных программы ""AuditorSearch" о руководителях аудита организации за ряд лет/ Screenshot of the data of ""AuditorSearch" about the audit partner of the organization for a number of years

Источник/Source: официальный сайт Public Company Accounting Oversight Board. URL: https://pcaobus.org (дата обращения: 12.08.2019) / official site Public Company Accounting Oversight Board. URL: https://pcaobus.org (accessed on 12.08.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эти ситуации ставят перед надзорными органами новые вопросы, на которые должен быть найдет ответ.

В этой области РСАОВ выделяет следующий ряд задач.

Задача 1. Оценить и рассмотреть влияние новых технологий на качество аудиторских услуг.

Инновации в области анализа данных и технологий имеют большой потенциал для повышения результативности и эффективности процесса аудита финансовой отчетности. Мы будем следить за развитием и внедрением новых технологий для анализа их влияния на качество аудиторских услуг и своевременно реагировать для предотвращения негативного эффекта. Мы обеспечим, чтобы наша надзорная деятельность не препятствовала инновациям, которые поддерживают информативные, точные и независимые аудиторские отчеты.

Задача 2. Понимать и учитывать ожидания инвесторов от результатов аудита.

Поскольку инвесторы запрашивают, а составители предоставляют финансовую информацию в различных формах, ожидания аудита развиваются. Через внешнее взаимодействие и координацию с SEC мы будем стремиться лучше понять ожидания инвесторов и рассмотрим соответствующие риски и возможности для нашей надзорной деятельности.

Задача 3. Оценить изменяющуюся среду информационной безопасности и понять связанные риски.

Несанкционированный доступ к информационным системам и данным может привести к манипулированию данными, к потере частной и конфиденциальной информации, разрушению информационных систем или потере репутации надежного партнера.

По мере развития рисков кибер- и информационной безопасности мы будем отслеживать эти риски и оценивать их влияние на нашу надзорную деятельность.

При обсуждении стратегического плана развития Дж. Роберт Браун член Правления РСАОВ отметил: «Бюджет на 2019 год отражает разумное увеличение инвестиций в области управления рисками, управления данными и информационной безопасности. ...Что касается увеличения численности персонала, то некоторые из них представлены в виде вновь созданных должностей, таких как главный сотрудник по информационной безопасности и главный сотрудник по управлению рисками».

Цель 3: повышение прозрачности и доступности благодаря активному взаимодействию с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами).

Постоянное и интерактивное взаимодействие с инвесторами, аудиторскими комитетами, составителями, зарегистрированными аудиторскими фирмами, другими регуляторами аудита, организациями, разрабатывающими стандарты в связанных областях, и прочими заинтересованными сторонами расширяет возможности надзорного органа по улучшению качества аудиторских услуг.

Для достижения этой цели РСАОВ поставил две задачи.

Задача 1. Повысить своевременность, полезность и ясность информации, предоставляемой РСАОВ пользователям аудиторских отчетов.

Инвесторы, аудиторские комитеты и другие заинтересованные стороны в подавляющем большинстве нуждаются в более своевременной, доступной и полезной информации о результатах надзорной деятельности, качестве оказываемых аудиторских услуг. Мы будем регулярно оценивать, когда, как и насколько эффективно мы общаемся. Где уместно, мы опубликуем соответствующие данные и результаты анализа для использования исследователями и широкой общественностью.

Задача 2. Развивать эффективный и динамичный диалог с заинтересованными сторонами.

Мы ценим вклад тех, кто, как и мы, привержен постоянному улучшению качества аудиторских услуг. Мы также ценим возможность поделиться тем, что мы узнали в ходе осуществления надзорной деятельности. Мы будем расширять наши усилия по распространению информации, будем стремиться к расширению работы в консультационных группах, целью которых является динамичный обмен мнениями, чтобы быть уверенными, что мы получаем

своевременные, актуальные и полезные советы. Мы будем расширять наше взаимодействие с другими регуляторами аудита по всему миру, чтобы поделиться оценками рисков и преимуществами различных подходов к решению вопросов качества аудиторских услуг.

Повышению информационной прозрачности также способствует размещение на официальном сайте PCAOB стандартов аудита и контроля качества, а также поясняющих материалов. Например, на сайте размещены требования к проверке прохождения аудиторами повышения квалификации:

«Раздел 1000.08 (d) — Непрерывное профессиональное образование персонала аудиторской фирмы (Section 1000.08(d) — Continuing Professional Education of Audit Firm Personnel).

Убедитесь, что все специалисты фирмы принимают участие в не менее чем 20-часовом квалификационном непрерывном профессиональном образовании (Continuing Professional Education — CPE) каждый год и не менее 120 часов каждые три года. Профессионалы, которые посвящают не менее 25% своего времени выполнению аудиторских проверок, обзорных проверок или других проверок (исключая компиляцию), или которые несут ответственность на уровне партнера/менеджера в целом по надзору или проверке качества выполнения любых таких заданий, должны получить не менее 40% (восемь часов в течение любого года и 48 часов каждые три года) от их требуемого CPE по предметам, связанным с бухгалтерским учетом и аудитом».

На официальном сайте PCAOB размещены и другие руководства по организации контроля качества аудита, что позволяет пользователям более обоснованно формировать ожидания от процесса надзора.

Цель 4: добиваться совершенства в работе за счет эффективного и действенного использования наших ресурсов, информации и технологий.

Задача 1. Усовершенствовать наше управление рисками, операционные процессы и возможности.

Мы разработаем и внедрим программу управления рисками предприятия. Мы будем улучшать наши возможности бюджетирования и финансового управления, улучшая мониторинг и внутренние процессы. Мы будем совершенствовать свою деятельность и придерживаться принципов эффективного управления изменениями.

Задача 2. Сбор, управление и использование данных для улучшения внутренних процессов.

Данные могут предоставить мощную информацию, которая поможет лучше принимать решения. Мы будем интегрировать анализ данных в наши процессы управления. Мы также определим новые или улучшенные способы измерения эффективности наших собственных процессов.

Задача 3. Расширять и оптимизировать наши информационные технологии.

Мы будем пересматривать и оптимизировать наши возможности инвестиций в информационные технологии. Там, где это возможно, мы будем стремиться консолидировать и автоматизировать наши процессы.

Задача 4. Усилить защиту наших данных.

Угрозы информационной безопасности постоянно меняются. Для защиты наших систем и конфиденциальных данных мы будем совершенствовать нашу программу информационной безопасности, снижая риск потери данных при соблюдении конфиденциальности.

Цель 5: расширять, развивать возможности наших сотрудников и вознаграждать для достижения нашей общей цели.

Задача 1. Совершенствовать используемый человеческий капитал посредством эффективного найма, удержания, обучения, управления и развития лидерства.

Наши люди — наш самый важный актив. Мы будем поощрять и вознаграждать сотрудников за приверженность нашим ценностям, подчеркивая необходимость соблюдения этических принципов.

Мы будем укреплять наш человеческий капитал путем развития, обучения и расширения возможностей следующего поколения лидеров в нашей организации.

Задача 2. Вознаграждайте командную работу и устраняйте организационные барьеры к сотрудничеству, прозрачности и вовлеченности.

Мы будем продвигать культуру, которая ценит прозрачность и сотрудничество.

Задача 3. Создать культуру включения, которая использует разнообразие опыта и талантов наших сотрудников.

Крайне важно, чтобы наши люди знали, что они являются ценными членами команды. Мы ценим уникальные навыки, знания и опыт, давая им возможность бросить вызов статус-кво.

Для подготовки высококвалифицированных кадров в PCA0B действует специальная стипендиальная программа "PCAOB Scholars Program".

Закон 2002 г. Сарбейнса-Оксли предусматривает, что средства, полученные от сбора денежных штрафов PCAOB, должны использоваться для финансирования стипендиальных программ студентам в аккредитованных учебных заведениях.

Стипендии PCAOB являются разовыми и покрывают следующие квалифицированные образовательные расходы:

• обучение и сборы, необходимые для зачисления или посещения учебного заведения;

• затраты, книги, расходные материалы и оборудование, необходимые для курсов в учреждении (эти предметы должны быть обязательными для всех студентов данного курса).

Средства не могут покрывать расходы на проживание и питание, поездки, исследования или дополнительное оборудование, а также другие расходы, которые не требуются для регистрации или посещения.

Студенты, имеющие право стать стипендиатом PCAOB, должны:

• быть зачисленными в программу бухгалтерского учета для студентов или выпускников в колледжах или университетах США, определенных как назначающее учреждение выше;

• начать занятия 1 августа или позднее в соответствии с утвержденным учебным годом;

• продемонстрировать заинтересованность и способность к бухгалтерскому учету и аудиту, о чем свидетельствует общий средний балл 3,3 или выше, или он находится в верхней трети своего общего класса;

• продемонстрировать приверженность этическим стандартам.

На момент выдвижения кандидатуры не должны быть сотрудниками PCAOB, а также детьми или супругами сотрудника PCAOB (сюда входят все сотрудники PCAOB, работающие полный и неполный рабочий день, включая стажеров и независимых консультантов, являющихся физическими лицами.)

Программа "PCAOB Scholars" основана на заслугах, но PCAOB рекомендует образовательным учреждениям уделять особое внимание учащимся из групп населения, которые исторически были недостаточно представлены в бухгалтерской профессии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стратегические направления развития органов надзора в области аудиторской деятельности учитывают изменения, происходящие в мире в связи с переходом на цифровые техноло-

гии. Это в первую очередь перевод информационных носителей финансовой информации с бумажных в электронную среду, что влечет за собой изменение технологии проверок такой информации. Новые технологии контроля, с одной стороны, позволяют увеличить охват контроля (и даже можно услышать идеи об отмене выборочного подхода в области контроля) с одновременным увеличением контролируемых показателей, с другой стороны, требуется развивать область контроля за мошенничеством в электронных средах: рисках подмены или сокрытия информации от контроля. Эти новые вызовы требуют не только финансовых ресурсов на перевод контроля в электронные сферы, но и переподготовку специалистов в области надзора, чтобы они смогли работать в новых условиях [10].

Использование зарубежного опыта может быть полезно при разработке стратегических планов

органов надзора за аудиторской деятельностью в Российской Федерации [11]. Необходима совместная работа надзорных органов на уровне IFIAR2 для создания унифицированной платформы данных, что позволит обеспечить надлежащее качество контроля за аудиторами транснациональных компаний, дочерние компании которых и крупнейшие контрагенты находятся в разных странах. Столь же актуальным является данный вопрос и для разработки унифицированной базы данных для аудиторов Евразийского союза, на просторах которого предполагается создание единого аудиторского пространства.

2 Информационное сообщение об участии делегации Минфина России в годовом общем собрании Международного форума независимых регуляторов аудиторской деятельности (International Forum of Independent Audit Regulators — IFIAR). URL: https://www.minfin.ru/ru/ perfomance/accounting/interaccounting/IFIAR (дата обращения: 10.09.2019).

БЛАГОДАРНОСТЬ

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университету.

ACKNOWLEDGEMENT

The article was based on the results of the research carried out at the expense of budget funds according to the state task for the Financial University.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Шеремет А. Д. Некоторые проблемы развития аудита. Аудит. 2019;(1):2-9.

2. Исаева Э. А. Подходы к цифровизации контроля в финансово-бюджетной сфере. Бюджет. 2019;(5):48-50.

3. Захаров Н. С., Попова Е. С. Цифровизация процессов аудита: опыт внедрения программного обеспечения. Методы менеджмента качества. 2019;(1). URL: https://ria-stk.ru/mmq/adetail.php? ID=174596 (дата обращения: 12.08.2019).

4. Кузьмина С. В. Подходы к формированию системы рейтингования в финансово-бюджетной сфере. Бюджет. 2019;(2):34-36.

5. Фомина Д. С. Идентификация и классификация рисков в деятельности аудиторских организаций как основа методологии практического применения риск-ориентированного подхода при осуществлении внешнего контроля. Аудитор. 2019;(4):25-34.

6. Ермакова М. С., Городецкая О. Ю. Формирование учетно-аналитической информации для использования в XBRL. Учет и контроль. 2019;4(42):14-22.

7. Hairston S. Analyzing the LinkedIn profiles of audit partners. The CPA Journal. 2019;(Apr.). URL: https://www.cpajournal.com/2019/04/03/analyzing-the-linkedin-profiles-of-audit-partners/ (дата обращения: 12.08.2019).

8. Rand J. What's happening at the Public Company Accounting Oversight Board. The CPA Journal. 2019;(Febr.). URL https://www.cpajournal.com/2019/03/04/whats-happening-at-the-public-company-accounting-oversight-board (дата обращения: 12.08.2019).

9. Nickerson M. A. Fraud in a world of advanced technologies. The CPA Journal. 2019;(June). URL: https://www. cpajournal.com/2019/07/01/fraud-in-a-world-of-advanced-technologies/ (дата обращения: 12.08.2019).

10. Мельник М. В. Современные требования подготовки специалистов бухгалтерско-аналитической направленности. Учет. Анализ. Аудит. 2019;6(3):91-93.

11. Артюхин Р. Е. Казначейство России уверенно смотрит в будущее и динамично развивается. Финансы. 2017;(11):3-8.

REFERENCES

1. Sheremet A. D. Some problems in auditing development. Audit = Audit. 2019;(1):2-9. (In Russ.).

2. Isaeva E. A. Approaches to digitalization of control in the financial and budgetary sphere. Byudzhet = Budget. 2019;(5):48-50. (In Russ.).

3. Zakharov N. S., Popova E. S. Digitization of audit processes: Software implementation experience. Metody menedzhmenta kachestva = Quality management methods. 2019;(1). URL: https://ria-stk.ru/mmq/adetail.php? ID=174596 (accessed on 12.08.2019). (In Russ.).

4. Kuz'mina S. V. Approaches to the formation of a rating system in the financial and budgetary sphere. Byudzhet = Budget. 2019;(2):34-36. (In Russ.).

5. Fomina D. S. The identification and classification of risks in the activities of auditing firms as the basis of methodology for practical application of the risk-based approach to external control. Auditor = Auditor. 2019;(4):25-34. (In Russ.).

6. Ermakova M. S., Gorodetskaya O. Yu. Creation of accounting and analytical information for use in XBRL. Uchet i control = Accounting and control. 2019;4(42):14-22. (In Russ.).

7. Hairston S. Analyzing the LinkedIn profiles of audit partners. The CPA Journal. 2019;(Apr.). URL: https://www. cpajournal.com/2019/04/03/analyzing-the-linkedin-profiles-of-audit-partners/ (accessed on 12.08.2019).

8. Rand J. What's happening at the Public Company Accounting Oversight Board. The CPA Journal. 2019;(Febr.). URL: https://www.cpajournal.com/2019/03/04/whats-happening-at-the-public-company-accounting-oversight-board (accessed on 12.08.2019).

9. Nickerson M. A. Fraud in a world of advanced technologies. The CPA Journal. 2019;(June). URL: https://www. cpajournal.com/2019/07/01/fraud-in-a-world-of-advanced-technologies/ (accessed on 18.09.2019).

10. Mel'nik M. V. Modern requirements for the training of specialists in accounting and analytical focus. Uchet. Analiz. Audit. = Accounting. Analysis. Audit. 2019;6(3):91-93. (In Russ.).

11. Artyukhin R. E. The Treasury in Russia is developing confidently steadily. Finansy = Finance. 2017;(11):3-8. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Наталья Дмитриевна Бровкина — кандидат экономических наук, доцент Департамента учета, анализа и аудита, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected]

ABOUT THE AUTHOR

Natal'ya D. Brovkina — Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor, Department of Accounting, Analysis and Audit,

Financial University, Moscow, Russia

[email protected]

Статья поступила в редакцию 02.09.2019; после рецензирования 09.09.2019; принята к публикации 17.07.2019. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 02.09.2019; revised on 09.09.2019 and accepted for publication on 17.07.2019. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.