Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА АУДИТА'

ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА АУДИТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
4
0
Поделиться
Ключевые слова
аудит / показатели качества аудита / IAASB / национальные органы в области аудита / инициативы

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Н. М. Бутакова, А. С. Карканица, С. А. Удалова

В данной статье рассмотрены основные концепции показателей качества аудита в различных странах мира. Представлено несколько подходов к толкованию понятия «качество аудита», в том числе понятие, предложенное Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность. Выявлены ключевые тенденции при формировании систем этих индикаторов. Проведен сравнительный анализ показателей качества аудита, составленных девятью национальными органами. Сделан вывод о необходимости создания единой универсальной системы данных индикаторов.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Н. М. Бутакова, А. С. Карканица, С. А. Удалова,

FOREIGN PRACTICE OF AN ASSESSMENT OF AUDIT QUALITY

This article describes the basic concepts of audit quality indicators in different countries of the world. Several approaches to the interpretation of the concept of "quality audit", including the concept proposed by the Council on international standards of audit and tasks to ensure confidence are presented. The key trends in the formation of the systems of these indicators are revealed. A comparative analysis of the audit quality indicators compiled by nine national authorities was carried out. It is concluded that it is necessary to create a unified universal system of these indicators.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА АУДИТА»

ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА АУДИТА

Н.М. Бутакова, канд. экон. наук, доцент А.С. Карканица, студент С.А. Удалова, студент Сибирский федеральный университет (Россия, г. Красноярск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10357

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные концепции показателей качества аудита в различных странах мира. Представлено несколько подходов к толкованию понятия «качество аудита», в том числе понятие, предложенное Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность. Выявлены ключевые тенденции при формировании систем этих индикаторов. Проведен сравнительный анализ показателей качества аудита, составленных девятью национальными органами. Сделан вывод о необходимости создания единой универсальной системы данных индикаторов.

Ключевые слова: аудит; показатели качества аудита; IAASB; национальные органы в области аудита; инициативы.

Одним из актуальных вопросов на современном этапе развития внешнего аудита является его внедрение в обязательном порядке всеми экономическими субъектами, составляющими финансовую отчетность (далее по тексту - ФО). Но при этом возникает необходимость оценки качества внешнего аудита. Существует два основных подхода к толкованию понятия «качество аудита» [1]:

а) соответствие ожиданиям основных групп пользователей;

б) соблюдение профессиональных стандартов аудита и норм аудиторской этики.

В настоящее время единой системы показателей, характеризующих качество аудита, не существует. Применение индикаторов качества аудита (далее по тексту -AQI) должно быть, прежде всего, направлено на решение следующих задач:

1. проведение сравнительного анализа различных аудиторских организаций (далее по тексту - АО);

2. стимулирование конкуренции АО за счет повышения информационной прозрачности;

3. обеспечение должного регулирования деятельности АО со стороны надзорных органов и профессиональных комитетов;

4. разработка стратегических направлений по повышению качества аудита.

В феврале 2014 года Совет по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность (IAASB) опубликовал Концепцию качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита. Согласно данной концепции под качеством аудита понимается совокупность элементов, обеспечивающих условия для того, чтобы добиться максимальной вероятности качественного аудита на постоянной основе [2]. Такими элементами в концепции являются исходные параметры, параметры процесса, результаты, основные виды взаимодействия в системе ФО, факторы внешней среды.

Исходные параметры подразделяются на две большие группы. Первая группа -это ценности, этические нормы и подходы аудиторов, на которые в свою очередь оказывает влияние корпоративная культура, принятая в аудиторской организации. Вторая группа - это знания, навыки и опыт аудиторов, включая время, выделенное им для проведения аудита. Под параметрами процесса понимаются степень влияния на качество аудита соблюдения аудиторских процедур и уровень контроля качества.

1S9

Результатами аудита в данном случае могут быть, как отчеты и официальные документы, так и достижения компании в области подготовки финансовой отчетности, полученные в процессе аудита.

Среди основных видов взаимодействия в системе ФО можно выделить ключевых субъектов, взаимоотношения между которыми во многом предопределяют качество аудита. Ключевые субъекты - это аудитор; руководство компании и лица, отвечающие за корпоративное управление; пользователи и регулирующие органы. На каче-

В разных странах мира AQI значительно различаются. Некоторые из представленных органов предложили более гибкий, сформированный на принципах подход, в то время как другие опубликовали обязательный список AQI на основе правил. Кроме того, одни инициативы предусматривают набор до 28 показателей, другие -менее 10.

Среди всех девяти инициатив в области AQI можно выделить следующие тенденции:

ство аудита также прямо и косвенно влияют факторы внешней среды. К таким факторам относятся график подачи ФО, обычаи делового оборота и коммерческое право, корпоративное управление, информационные системы, система регулирования аудита и т.п.

Такие организации, как NBA, FAOA, FRC UK, PCAOB, US CAQ, CPAB, CAANZ, ACRA и IOSCO опубликовали свое видение индикаторов качества аудита. Описание данных организаций представлено в таблице 1.

- преобладание количественных показателей (56%), чем качественных (33%);

- процент индикаторов качества аудита, содержащих две меры оценки - 11;

- отчет о показателях качества проведенного аудита в большинстве случае должен носить публичный характер (56%);

- процент инициатив, основанных на соблюдение правил по качеству аудита больше, чем процент инициатив, устанавливающих следование тем или иным принципам (56/44) [3].

Таблица 1. Организации, разработавшие AQI

Аббревиатура организации Полное наименование организации (EN) Полное наименование организации (ЯД) Страна Год разработки первой версии AQI

NBA Nederlandse Beroepsorganisatie van Accountants Голландский институт зарегистрированных аудиторов Нидерланды 2014

FAOA Federal Audit Oversight Authority Федеральное управление по надзору за аудитом Швейцария 2013

FRC UK Financial Reporting Council Совет по финансовой отчетности Великобритания 2008

PCAOB Public Company Accounting Oversight Board Комитет по надзору за отчетностью открытых акционерных компаний США 2015

US CAQ United States Center for Audit Quality Американский институт качества аудита США 2016

CPAB Canadian Public Accountability Board Канадский Совет по отчетности публичных компаний Канада 2014

CAANZ Chartered Accountants of Australia and New Zealand Дипломированные бухгалтеры Австралии и Новой Зеландии Австралия и Новая Зеландия 2013

ACRA Accounting and Corporate Regulatory Authority Служба бухгалтерского учета и корпоративного регулирования Сингапур 2015

IOSCO International Organization of Securities Commissions Международная организация комиссий по ценным бумагам - 2009

Показатели качества аудита могут быть инструментом для оценки данного качества. Тем не менее, существует дифференциация между AQI по различным инициативам. Она вызвана, прежде всего, тем, что в различных странах преобладают разные подходы к нормативно-правовому регулированию; бизнес-модели, которые исполь-

Наиболее популярным показателем качества аудита является количество часов обучения аудиторского персонала; он включен в восемь из девяти инициатив. Такие показатели, как внутренний обзор качества взаимодействия и внешний контроль, отражены в шести инициативах.

зуют компании; другие факторы, влияющие на качество аудита. В таблице 2 представлен обзор показателей качества аудита вышеперечисленных организаций. Из-за большого разнообразия формулировок данных показателей в обзоре отражены только те AQI, которые присутствуют минимум в трех из девяти инициатив.

Остальные показатели качества аудита представлены реже, но это не означает, что они «хуже» индикаторов с большим количеством инициатив.

Итак, в настоящее время отсутствует универсальная совокупность показателей качества оценки аудита, но при этом суще-

Таблица 2. Обзор AQI, разработанных организациями

№ Показатели NBA FAOA FRC UK PCAOB US CAQ CPAB CAANZ ACRA IOSCO Итого

1. Наличие учебных часов для аудиторов + + + + + + + + 8

2. Внутренний обзор качества взаимодействия + + + + + + 6

3. Внешний контроль + + + + + + 6

4. Численность аудиторского персонала на каждого партнёра (аудируемого лица) + + + + + 5

5. Стаж работы в области аудита + + + + + 5

6. Нагрузка со стороны партнера (аудируемого лица) + + + + + 5

7. Отраслевая экспертиза аудиторского персонала + + + + + 5

8. Размер нагрузки на персонал + + + + 4

9. Инвестирование в разработку методов и инструментов аудита + + + + 4

10. Текучесть кадров + + + + 4

11. Независимость + + + + 4

12. Техническая поддержка + + + + 4

13. Удовлетворенность персонала условиями работы + + + 3

14. Внешние исследования + + + 3

15. Позиция руководства + + + 3

ствует десять различных концепций AQI. Это концепции таких организаций, как IAASB, NBA, FAOA, FRC UK, PCAOB, US CAQ, CPAB, CAANZ, ACRA и IOSCO. Основная задача, стоящая перед мировым сообществом аудиторов - это разработка единой глобальной системы AQI, на осно-

аудита как на международном, так и на национальных уровнях. Данная система индикаторов должна предусматривать отклонения AQI с учетом экономических, политических, культурных и других факторов, влияющих на качество аудита в той или иной стране.

ве можно будет охарактеризовать качество

Библиографический список

1. Кондрашова Н.Г. Формирование системы контроля качества аудита в аудиторской организации // Международный бухгалтерский учет. 2013. №18. С. 34-41

2. Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита [Электронный ресурс]. Минфин России. URL: https://www.minfin.ru (дата обращения: 25.12.2018).

3. Overview of Audit Quality Indicators Initiatives [Электронный ресурс]. Accountancy Europe. URL: https://www.accountancyeurope.eu (дата обращения: 27.12.2018).

FOREIGN PRACTICE OF AN ASSESSMENT OF AUDIT QUALITY

N.M. Butakova, candidate of economic sciences, associate professor

A.S. Carcanica, student

S.A. Udalova student

Siberian federal university

(Russia, Krasnoyarsk)

Abstract. This article describes the basic concepts of audit quality indicators in different countries of the world. Several approaches to the interpretation of the concept of "quality audit", including the concept proposed by the Council on international standards of audit and tasks to ensure confidence are presented. The key trends in the formation of the systems of these indicators are revealed. A comparative analysis of the audit quality indicators compiled by nine national authorities was carried out. It is concluded that it is necessary to create a unified universal system of these indicators.

Keywords: audit; audit quality indicators; IAASB; national audit authorities; initiatives.