Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ'

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
651
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНАЯ КАФЕДРА / ПОТЕНЦИАЛ КАФЕДРЫ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ / НАУЧНАЯ ШКОЛА / НАУЧНАЯ / УЧЕБНАЯ / МЕТОДИЧЕСКАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТОЧКИ РАЗВИТИЯ / ПРОБЛЕМЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиновьев Феликс Владимирович

В статье приведен анализ процесса становления и развития профильной кафедры, выявлены приоритеты в ее деятельности в настоящее время. Определены стратегические и тактические цели и задачи деятельности кафедры. Раскрыта деятельность научной школы «Непрерывное развитие человеческого потенциала», очерчены проблемы и перспективы научной школы, как научно-исследовательского кластера развития региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT STRATEGY OF THE DEPARTMENT

The article analyzes the process of formation and development of the specialized department, identifies priorities in its activities at the present time. The strategic and tactical goals and objectives of the department’s activities are determined. The activities of the scientific school «Continuous Development of Human Potential» are disclosed, the problems and prospects of the scientific school as a research cluster for the development of the regional economy are outlined.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ»

УДК 378.113

Зиновьев Феликс Владимирович,

доктор экономических наук, профессор,

Институт экономики и управления,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,

г. Симферополь, Российская Федерация.

Zinoviev Felix Vladimirovich,

Doctor of Economic Sciences, Professor,

Institute of Economics and Management,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ DEVELOPMENT STRATEGY OF THE DEPARTMENT

В статье приведен анализ процесса становления и развития профильной кафедры, выявлены приоритеты в ее деятельности в настоящее время. Определены стратегические и тактические цели и задачи деятельности кафедры. Раскрыта деятельность научной школы «Непрерывное развитие человеческого потенциала», очерчены проблемы и перспективы научной школы, как научно-исследовательского кластера развития региональной экономики.

Ключевые слова: профильная кафедра, потенциал кафедры и его реализация, научная школа, научная, учебная, методическая и воспитательная деятельность, точки развития, проблемы, перспективы.

The article analyzes the process of formation and development of the specialized department, identifies priorities in its activities at the present time. The strategic and tactical goals and objectives of the department's activities are determined. The activities of the scientific school «Continuous Development of Human Potential» are disclosed, the problems and prospects of the scientific school as a research cluster for the development of the regional economy are outlined.

Keywords: specialized department, the potential of the department and its implementation, scientific school, scientific, educational, methodological and educational activities, points of development, problems, prospects.

ВВЕДЕНИЕ

Изучению совершенствования деятельности кафедры уделено немало внимания. Этим занимались: Анисимова Ю.Г., Кислякова С.А., Клейнер Г.Б., Мохначев В.П., Резник С.Д., Прокопенко С.А., Суслов А.Г., Григораш О.В., Черноморченко С.И. Каждый из них внес значительный вклад в исследование вызовов и проблем управления в сфере высшего образования. Автор данной статьи также имеет определенный опыт работы в высшей школе, так как работает в этой сфере более пятидесяти лет. За этот период видел хорошее и плохое, пережил не один период трансформационных процессов в системе высшего образования, изменения в учебных планах, методах преподавания, критериях деятельности кафедр и их руководителей.

«Кафедра — это динамическая система, в которой разрабатываются конкретные цели и задачи, определяются методы их достижения с максимальной эффективностью и в сжатые сроки. Деятельность кафедры, прежде всего, должна быть направлена на обеспечение образовательного процесса на высококачественном уровне, в рамках стратегии развития ВУЗа по удовлетворению потребностей рынка труда в специалистах с опережающим уровнем компетенций» [3, с. 35].

«Деятельность кафедры, как управленческой системы, включает: проектные системы, объектные, процессные и среду. Эти составляющие (тетрады) образуют устойчивость кафедры, способной к самостоятельному функционированию и развитию. На кафедре составляющими такой тетрады могут являться: сотрудники, которые способны генерировать инновации (люди проекта); сотрудники, способные эти инновации применять и распространять (люди процесса), люди, обеспечивающие порядок и сохранность имущества кафедры (люди объекта); лица, создающие плодотворную доброжелательную атмосферу на кафедре (люди среды). Если не удается создать эффективную тетраду, неизбежны столкновения с серьезными рисками. Тетрада не вечна, события происходят, состав сотрудников меняется, и, несмотря на это, необходимо поддерживать существование таких тетрад» [5, с. 58].

110

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Поставлена задача на основе авторской методики оценить потенциал кафедры и степень его реализуемости в динамике за ряд лет с учетом базового блока, показателей его развития и степени достижения поставленных целей. На основе обобщения опыта работы кафедры за последние 12 лет представить основные перспективные направления ее развития на ближайшие годы. РЕЗУЛЬТАТЫ

Потенциал кафедры — это интегральное отображение текущих и будущих возможностей трансформировать наличные ресурсы в эффективную научно — образовательную деятельность и, как следствие, удовлетворять интересы рынка труда и общества. Потенциал кафедры предопределяет уровень ее развития и перспективы деятельности. Конкурентоспособность кафедры определяется эффективностью использования трудовых, материальных, финансовых ресурсов. Не менее важным является учет интеллектуальных, инвестиционных, инновационных, предпринимательских, информационных, управленческих составляющих.

К объективным составляющим кафедры относятся: достоверная информация о соответствии качества подготовки специалистов стандартам высшей школы и требованиям работодателей, а также способность коллектива кафедры в сфере разработки и внедрения инноваций.

Как ранее уже отмечалось: «Стратегия развития — это комплексный план деятельности, совокупность основных целей и способов их достижения. Также, стратегией называют общую модель длительных действий для выполнения поставленных целей и задач.

Тактика управления — это совокупность управленческих решений по оперативным аспектам деятельности, принимаемых руководителем в рамках стратегии развития. Тактика является частью стратегии, она дополняет ее. Тактик больше времени уделяет оперативной работе, тогда как стратег больше времени уделяет аналитической работе, внешним связям. Тактик принимает решения чаще и оперативно вносит изменения в свои планы. Стратег следует намеченным ранее целям и алгоритму действий на долгосрочный период, реже прибегая к внесению изменений в свои планы» [3, с. 35].

Прежде чем говорить о совершенствовании деятельности кафедры, необходимо воспринять предшествующий опыт, оценить потенциал кафедры и факторы, влияющие на ее функционирование, возможное взаимодействие преподавателей и студентов. Как видим (табл. 1), за анализируемый период растет число преподавателей, в том числе имеющих ученую степень кандидата экономических наук, снижается их средний возраст, уменьшается число пенсионеров.

Таблица 1. Характеристика состава кафедры (в среднем за год) *

Наименование показателей 2011-2014 2015-2018 2019-2021 +/-

Препо дав атели 8 13.5 13.5 +5.5

в т.ч. доктора наук 2 5 2.25 +0.25

кандидаты наук 5 8 10.5 5.5

Мужчины 5 5 5 б/изм.

Средний возраст 56,2 53.6 47.5 -8.7

Педагогич. стаж работы 23,2 29.8 21.3 -1.9

Имеют практич. опыт 5 5 5 б/изм.

Пенсионеры 4 5 2 -2

* Составлено автором

Растет число обучающихся (табл. 2), в основном за счет увеличения численности обучающихся на бюджетной основе. Выросло число обучающихся за счет приехавших на учебу с материка, чего ранее не наблюдалось. Доля студентов, поступивших на учебу из Симферополя, выросла с 40 % до 50 %. В 2 раза увеличилось число аспирантов.

Снизилась учебная нагрузка в расчете на преподавателя с 884 до 808 часов (табл. 3), что позволило больше внимания уделить совершенствованию методического обеспечения учебного процесса. Появление новых учебных дисциплин (+ 25%) требует устранения дублирования, разработки и публикации новых лекционных курсов, методических пособий и практикумов, что требует от преподавателей дополнительной нагрузки, повышения интенсивности труда в рабочее и нерабочее время.

111

Таблица 2. Характеристика состава обучающихся (в среднем за год) *

Наименование показателей 2011-2014 2015-2018 2019-2021 +/-

Студентов ДФО 86 143 155 +69

в т.ч. на бюджете 29 95 141 + 112

из г. Симферополя 21 61 64 +43

Студенты ЗФО 36 106 85 +49

в т.ч. на бюджете 5 38 64 +59

из г. Симферополя 31 42 58 +37

Аспирантов 3 5 6 +3

* Составлено автором

Таблица 3. Характеристика деятельности кафедры (в среднем за год) *

Наименование показателей 2011-2014 2015-2018 2019-2021 +/-

Учебная нагрузка 7072 12528 10908 -3836

Нагрузка на 1 преподавателя 884 928 808 -76

Учебных дисциплин 38 62 63 +25

Опубликовано лекционных курсов 4 3 4 б/изм.

Опубликовано практикумов 5 3 4 -1

Студентов на 1 преподавателя 11.2 11.4 12.0 +0.8

Повышение квалификации на 1 преподавателя 0.6 0.9 0.9 +0.3

* Составлено автором

Проведенный анализ подготовки специалистов по одному из циклов обучения (табл. 4), показал, что более 60 % студентов очной и заочной формы обучения вынуждены совмещать учебу с работой или работу с учебой. Тем не менее, почти все выпускники успешно трудоустраиваются, хотя по специальности работают лишь 42% выпускников. Диплом с отличием получили 17% выпускников.

Таблица 4. Характеристика хода подготовки специалистов (результаты исследований по одному из циклов обучения) *

Наименование показателей б/о б/з м/о м/з

Поступило на 1 курс 36 21 19 10

Средний балл при зачислении 198 183 76 70

Учились на бюджетной форме 21 2 19 5

Средний балл по учебе 3,93 3,77 4,04 3,87

Работали и учились 15 14 15 8

Выпускников 29 18 19 10

Средний балл при защите ВКР 4,1 3,93 4,23 4,16

Отличников 6 3 3 1

С баллом ниже 3.5 5 4 5 1

Трудоустроены 34 19 19 10

в т.ч. по специальности 12 8 11 5

* Составлено автором

Воспитанники функционирующей на кафедре научной школы «Непрерывное развитие человеческого потенциала «успешно работают в 17 странах. В составе преподавателей КФУ трудится более 20 докторов и кандидатов наук, прошедших школу на кафедре. В деятельности кафедры существенную роль играет научная работа преподавателей и студентов (табл. 5). Преподаватели активно пропагандируют результаты исследований на научных конференциях, в том числе привлекая к этому студентов. Растет число материалов, размещаемых в РИНЦ, повышается индекс

112

Хирша в расчете на преподавателя, регулярно издаются монографии, учебные пособия. В 2022 году была защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук Сафонова В.В. на тему «Совершенствование организации предоставления медицинских услуг в цифровой среде».

Таблица 5. Результаты научной деятельности кафедры *

Наименование показателей 2015-2018 2019-2021 + /-

Подготовлено: д.э.н 3 2 1 -2

к.э.н. 11 5 5 -6

Опубликовано: монографий 5 5 5 б/изм.

Статей (в среднем на преподавателя) 3.1 2.48 2.05 -1.05

в т. ч. в журналах ВАК 2.1 1.88 1.25 -0.85

'оБ — 0.2 0.3

Бкор^ — 0.4 0.5

Выступлений на конференциях:

преподавателей 2.4 3.4 4.2 +1.8

студентов 32 116 128 +96

Размещено публикаций в РИНЦ 41 73 76 +35

Индекс Хирша (в среднем на

преподавателя) 3.6 4.1 4.3 +0.7

* Составлено автором

Растет базовый потенциал кафедры, идет дальнейшее его развитие, реализуются цели развития, повышается имидж кафедры. Это позволяет отметить повышение реализуемости потенциала кафедры (табл. 6, 7).

Таблица 6 Реализуемость потенциала кафедры *

Наименование показателей Коэффициент весомости 2011-2014 2015 -2018 2019 - 2021

Базовый блок

Трудовой потенциал 0,15 0,66 0,10 0,67 0,10 0,72 0,11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интеллектуальный капитал 0,45 0.62 0,28 0,68 0,31 0,72 0,32

Материальный потенциал 0,15 0,30 0,04 0,34 0,05 0,42 0,06

Финансовый потенциал 0,25 0,32 0,08 0,37 0,09 0,44 0,11

Итого х 0,52 х 0,54 х 0.60

Блок развития

Мотивация персонала 0,30 0,55 0,16 0.62 0,19 0,62 0,19

Организационная культура 0,25 0,45 0,11 0,53 0,13 0,55 0,14

Управленческая культура 0,10 0,65 0,06 0,62 0,06 0,70 0,07

Инновационность технологии обучения 0,20 0,38 0,08 0,53 0,11 0,53 0,11

Привлеченные инвестиции 0,15 0,12 0,02 0,12 0,02 0,18 0,03

Итого 1 х 0,43 х 0,51 х 0,54

Блок достижения целей развития

Публицистическая активность и цитируемость 0,20 0,45 0,09 0.50 0,10 0.50 0,10

Соответствие стандартам 0,20 0,72 0,14 0,89 0,18 1.00 0,20

Доля востребованных выпускников 0,30 0, 73 0,22 0,78 0,23 0.98 0,29

НИР (гранты, ХД ) 0.30 0.02 0.01 0.04 0.01 0.26 0.08

Имидж кафедры 1 х 0.46 х 0.52 х 0.67

* Составлено автором

113

Таблица 7. Результативность деятельности коллектива кафедры *

Наименование показателей Фактический коэффициент Ожидаемый коэффициент

1. Контингент студентов 1.00 0,85

2. Студентов, поступивших на первый курс магистратуры 0,36 0,25

3. Магистров и аспирантов из приведенного контингента 0,35 0,35

4. Публикационная активность преподавателей 0,56 0,65

5. Востребованность разработок кафедры 0,35 0,40

6. Трудоустройство выпускников 0,98 1,0

* Составлено автором

Зав. кафедрой является председателем Диссертационного совета Д 900.006.11 на базе ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» по специальностям: 08.00.01 — Экономическая теория; 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — сфера услуг (приказ Ми-нобрнауки от 10.10.2017 г. N° 972/нк).

Два профессора кафедры являются членами диссертационного совета. Кроме того, профессор кафедры является членом Диссертационного совета Д 900.006.15 на базе ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» по специальностям: 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: экономика труда; 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: рекреация и туризм (приказ Минобрнауки от 25.11.2020 г. № 740/нк).

На кафедре успешно реализуются гранты:

1. «Модели цифрового развития территорий Крыма в условиях экстремальных колебаний спроса на рынке рекреационных услуг», проект РФФИ № 20-410-910001 (сумма 200 тыс. руб.).

2. «Системный анализ процессов виртуализации цифровой экономики», проект РФФИ № 20110-50259 (сумма 300 тыс. руб.).

3. «Цифровые двойники в экономическом развитии промышленности: управление и эффекты», проект РФФИ № 19-010-00346 (сумма 998 тыс. руб.).

Оценив предшествующий опыт и современное состояние кафедры, можно формулировать ближайшие и отдаленные цели дальнейшего развития кафедры (табл. 7), намечать стратегию и сценарии возможных действий. Разработка сценариев развития ситуации и соответствующих программ действий, помогает успешному достижению стратегических целей. В зависимости от оценки благоприятности для предлагаемой стратегии выделяют типы сценариев: эволюционного развития; сохранения достигнутого (за счет чего это возможно) и экстремального развития.

Разработка конкретных сценариев, в условиях неопределенности, позволяет проводить мониторинг индикаторов изменений, которые способствуют запуску соответствующих мер и методов их реализации. Разработка сценариев включает последовательность действий: формулирование центральной проблемы или решения; выявление ключевых факторов реализации стратегии; определение движущих сил; ранжирование факторов по степени их значимости и неопределенности; выбор логики действий, возможных сопротивлений и рисков, разработку основных индикаторов и контрольных точек.

Базовой стратегией для упрочнения доминирующих ценностей является стратегия, направленная на сохранение культурного единства кафедры. Данная стратегия определяет, как ценности передаются от руководства персоналу. Если базовая стратегия успешно реализуется, то доминирующая коалиция получает возможность укрепить свои позиции, так как, поддерживаемая ею система ценностей, позволит оправдать организационные меры по преобразованию.

Критерии выбора методов преобразования могут быть разнообразными: адаптивными (при медленном и неупорядоченном реформировании), кризисными (при дефиците времени и риске неудачи), принудительными (при сильном сопротивлении), регулируемыми (при сложном планировании и реализации).

Для совершенствования и повышения эффективности деятельности кафедры предлагается ряд мер (табл. 8).

114

Таблица 8. План мероприятий по совершенствованию деятельности кафедры *

Мероприятия На текущий год На три года

1. Оценить региональную потребность и обеспеченность в специалистах по управлению персоналом Возможность переподготовки кадров организаций Заключить договор с Минэкономразвития по расчету обеспеченности в специалистах

2. Поддержание связи с работодателями Целевой прием абитуриентов на учебу Адресное направление выпускников

3. Создание базовых кафедр Создание филиалов кафедры Филиалы кафедры на крупных предприятиях

4. Поддерживать связи с выпускниками Приглашать выпускников на встречи со студентами Сохранять связи и изучать карьерный рост выпускников

5. Повысить однородность состава студентов Внести коррективы в планы профориентационной работы Совершенствование профориентации, и тестирования при отборе абитуриентов

6. Осуществить обмен по сетевой программе Взаимный обмен преподавателями Взаимный обмен студентами с другими университетами

7. Разработать методику проектирования Для первокурсников Для второкурсников

8. Отбор студентов в аспирантуру Рекомендация на получение грантов Позиционировать СРС в рамках профильных курсов

9. Совершенствование технологии обучения Показательные лекции, разработка практикумов, активные методы обучения Систематические открытые занятия, неформальный методический семинар преподавателей и аспирантов

10. Ввести оценку качества образовательного процесса Анкетирование студентов, изучение методического обеспечения учебного процесса отдельных преподавателей Обсуждение на кафедре, а не формальное документирование посещения занятий

11. Добиваться дальнейшего развития деятельности научной школы Активизировать подготовку кандидатов наук Развивать подготовку кадров высшей квалификации силами воспитанников научной школы

12. Оценивать оргкультуру преподавателей и студентов Поручить одному из преподавателей Делать это ежегодно силами студентов

13. Общественные мероприятия проводить вне учебного времени Провести указанное требование через решение кафедры Внести изменения на уровне структурного подразделения

14. Изменить график занятий с магистр антами Проводить занятия с 18 до 21 часа Сохранить традиционную и при необходимости дистанционную систему обучения

15. Инициировать ХД тематику по НИР Заключить договоры по исследованиям и разработкам Сформировать собственный пул профильных заказов

16. Повышение квалификации преподавателей Целенаправленно и неформально С дальнейшей реализацией полученного опыта в учебном процессе

17. Поддерживать ЗОЖ Рекомендации по качеству жизни Делиться опытом с последователями ЗОЖ

18. Совершенствовать имидж кафедры Изучать опыт других кафедр, привлекать к рекламе выпускников прошлых лет Развивать сильные стороны в деятельности кафедры, сохранять общественное признание в подготовке и развитии кадрового потенциала

* Составлено автором 115

Осуществление и внедрение в деятельность кафедры предложенных мер будет способствовать повышению эффективности учебного процесса, осуществлению нестандартного подхода к обучению студентов, заимствованию знаний, навыков и умений у коллег других учебных заведений, повысит имидж кафедры.

Управление будущим предусматривает: концепцию интеллектуального самообучающегося персонала кафедры, прогнозирование и проектирование будущего, систематический анализ ситуации и реальную оценку потенциальных возможностей, рисков и наличных ресурсов, сочетание стратегии, тактики и оперативного управления, формирование деловой активности, управление временем, талантами, совершенствование менеджмента жизни.

Важнейшим критерием деятельности кафедры является наличие научной школы. Видение методологических аспектов в исследовательской и педагогической школе во многом предопределяются генератором идей. Вне контекста лидерского ядра (формируемого инфраструктурным окружением, условиями труда, мотивационной родственностью участников и многими иными составляющими) создание полноценной школы не реально.

Научно-методическая школа, как правило, не ограничивается раз и навсегда избранным объектом исследования, но почти всегда формирует и реализует уникальный авторский подход в методологии исследований. Продукт синергетических усилий участников школы имеет перспективу капитализации, но может остаться и не востребованным.

Кропотливая и системная работа коллектива соратников позволяют кафедре сохранить и продолжить деятельность ранее созданной научно-методической школы, целью которой является обоснование концептуальных подходов к формированию и непрерывному развитию потенциала специалистов для повышения их конкурентоспособности в современных условиях

Сфера интересов участников научно-методической школы многогранна: методология экономических исследований, методология управления, управление развитием человеческого потенциала, внешнеэкономическая деятельность, формирование эффективных механизмов хозяйствования, активные методы обучение искусству управления.

Участниками школы разработан комплекс методик исследования: прогнозирование потребности в персонале, оценки кадровой безопасности, оценки деятельности специалистов, оценки мотивации, оценки деятельности кафедры; оценки потенциала кафедры и эффективности его реализации.

Постоянный анализ реального положения дел на кафедре позволяет своевременно вносить коррективы в стратегию развития кафедры. Для этих целей автор предлагает методику, которая включает: потенциал кафедры и обучаемых студентов; потенциал развития кафедры и студентов; достижение целей обучающих и обучаемых.

Базовый потенциал включает:

• имидж кафедры;

• К) преподавателей и студентов;

• квалификационный состав преподавателей;

• наличие практического опыта у преподавателей;

• мотивацию к эффективной работе, как преподавателей, так и студентов;

• техническое обеспечение учебного процесса;

• обеспеченность читаемых курсов авторскими учебно-методическими посо-биями;

• эффективный контроль усвоения знаний студентами;

• отношения преподавателей и студентов.

Вторым компонентом успешного развития и взаимодействия преподавателей выпускающей кафедры и студентов являются:

• наличие стратегии развития у преподавателей и студентов;

• доля иностранных студентов и студентов из других регионов;

• наличие аспирантов и докторантов;

• рост мотивации у преподавателей и студентов;

• наличие базовых кафедры (или филиалов) на производстве, связанных с профилем подготовки специалистов;

• взаимодействие преподавателей с работодателями на основе подготовки востребованных компетенций выпускников;

116

• инновационность технологий обучения (дистанционное обучение, индивидуальные программы взаимодействия преподаватель — студент);

• изменение требований к преподавательскому составу (владение иностранным языком, пакетом прикладных компьютерных программ, опыт практической подготовки);

• ежегодное реальное повышение квалификации преподавателей с итоговой аттестацией (реальная реализация результатов повышения квалификации).

Достижение целей развития обучающих и обучаемых включает:

• востребованность выпускников на рынке интеллектуального труда;

• стабильность набора на данную специальность;

• гранты и стипендии преподавателям и студентам;

• цитируемость работ;

• запросы на разработки преподавателей в рамках хоздоговорной тематики, проектной и консультационной деятельности;

• победы на конкурсах;

• соразмерность вклада и вознаграждения;

• общественное признание научной и методической школы данной кафедры.

В максимально упрощенном понимании, имидж кафедры заключается в целенаправленно формируемом образе, с целью адресного воздействия на определенный круг стейкхолдеров для достижения конкретного результата. В нашем случае необходимо повысить уровень имиджа кафедры для привлечения ядра целевой аудитории абитуриентов за счет более активной профориента-ционной работы и тестирования школьников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными составляющими имиджа являются: стратегическое видение (положение кафедры на данный момент); ценностные ориентации (наиболее важные предположения, формируемыми лидером). Формирование имиджа успешной кафедры возможно за счет применения различных методических подходов и использования вариативного инструментария, однако в последнее время все большую актуальность приобретает маркетинговый подход в рамках ведения сайта и интернет-страницы кафедры, на которых представлена вся необходимая информация (как для абитуриентов и их родителей, так и для работодателей).

Необходимо привлечение выпускников к поддержанию положительного имиджа кафедры, так как крайне важно, что узнают окружающие непосредственно от них. Ведь многие выпускники школ при выборе специальности опираются на опыт своих знакомых.

Так как студенты учатся из самых различных регионов, важную роль играет оценка деятельности кафедры и их собственной жизни в период обучения. Об этом они говорят в свободное время со сверстниками, родителями, знакомыми, осознанно или неосознанно формируя общественное мнение о процессе и результатах деятельности кафедры.

Одним из результативных показателей, позволяющих обоснованно характеризовать степень реализации частных интересов сотрудников кафедры и студентов (в рамках рабочей среды) и сопоставив их с итогами профессиональной самореализации выпускников кафедры, можно оценить удовлетворенность качеством жизни (табл. 9).

На эффективность труда преподавателей значительное влияние оказывает качество жизни, которое целесообразно рассматривать через анализ ценностных ориентиров, шкалу индивидуальных потребностей, волевых качеств. Следствием качества жизни является уровень счастья, личного душевного сознания человека, которое определяется внутренней удовлетворенностью, условиями своего бытия и полнотой, осмысленностью жизни, степенью осуществления своего человеческого назначения. ВЫВОДЫ

1. Диагностика состояния потенциала кафедры и его динамики развития предполагает систематическое исследование с целью выявления «болевых точек»: противоречий в отношениях с внешней средой, помех в достижении организационных целей, неопределенности в целях, интересах, мотивирование сотрудников и студентов, ресурсное обеспечение деятельности.

2. От того каким временным ресурсом исследователь располагает, возможны два подхода: упрощенный и комплексный. При упрощенном подходе изучается состав преподавателей и студентов, приоритеты во влиянии факторов внешней и внутренней среды, оценивается интеллектуальный потенциал студентов и преподавателей и риски предстоящих изменений. При комплексной

117

Таблица 9. Удовлетворенность качеством жизни преподавателей и выпускников кафедры *

Наименование показателей Коэффициент

преподаватели выпускники

Кругом общения 0,82 0,86

Образованием 0,72 0,60

Положением в обществе 0,66 0,65

Жизнью 0,75 0,72

Питанием 0,72 0,64

Жильем 0,70 0,65

Проведением свободного времени 0,59 0,48

Здоровьем 0,67 0,76

Работой 0,73 0,62

Окружающей средой 0,59 0,60

Материальным положением 0,55 0,45

Качество жизни 0,68 0,70

* Составлено на основании [3, с. 107]

оценке исследуется совокупность качественных и количественных показателей в динамике, которые позволяют оценить различные стороны работы кафедры, дать комплексную оценку состояния и развития, оценить реальные перспективы совершенствования.

3. При реальной оценке потенциала кафедры, сильных и слабых сторон в деятельности, руководители имеют возможность избежать многих ошибок, лишних затрат, своевременно вносить корректировки в устранении негативных сторон, постоянно совершенствовать культуру деятельности, намечать и реализовывать значимые цели и достигать эффективных результатов. Оценив предшествующий опыт и современное состояние кафедры, можно формулировать ближайшие и отдаленные цели дальнейшего развития кафедры, намечать стратегию и сценарии возможных действий. Разработка сценариев развития ситуации и соответствующих программ действий, помогает успешному достижению стратегических целей.

4. Базовой стратегией для упрочнения доминирующих ценностей является стратегия, направленная на сохранение культурного единства кафедры. Данная стратегия определяет, как ценности передаются от лидера персоналу. Если базовая стратегия успешно реализуется, то актив кафедры получает возможность укрепить свои позиции, так как, поддерживаемая система ценностей, позволит оправдать организационные меры по преобразованию. Критерии выбора методов преобразования могут быть разнообразными: адаптивными (при медленном и неупорядоченном реформировании), кризисными (при дефиците времени и риске неудачи), принудительными (при сильном сопротивлении), регулируемыми (при сложном планировании и реализации).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зиновьев Ф.В. Оценка эффективности функционирования кафедры / Ф.В. Зиновьев // Перспективы и эффективность сотрудничества российских и зарубежных ВУЗов. — Королев: Технологический университет, 2016. — С. 126-129.

2. Зиновьев Ф.В. Непрерывное развитие человеческого потенциала / Ф.В. Зиновьев // Научные школы КФУ имени В.И. Вернадского: монография. — Симферополь: Ариал, 2018. — 552 с. —С. 128-153.

3. Зиновьев Ф.В. Управление деятельностью кафедры: монография / Ф.В. Зиновьев. — Симферополь: Полипринт, 2020. — 128 с.

4. Зиновьев Ф.В. Проблемы российского рынка интеллектуального труда России / Ф.В. Зиновьев, И.Ф. Зиновьев // Развитие экономики труда в цифровую эпоху: методы и технологии: монография. — Симферополь: Издательство «КФУ имени В.И. Вернадского». 2022. — 160 с. — С. 21-40.

5. Клейнер Г.Б. Системное управление в трансформирующейся экономике / Г.Б. Клейнер // Эффективное антикризисное управление. — 2014. — .№5 (86). — С. 54-58.

6. Мохначев В.П. О новой роли заведующего кафедрой в реализации программы стратегического развития вуза / В.П. Мохначев, С.А. Кислякова, Ю.Г. Анисимова // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 5. — С. 427.

7. Резник С.Д. Заведующий кафедрой современного вуза: изменения в составе и содержании деятельности / С.Д. Резник // Университетское управление. — 2016. — .№5 (105). — С. 133-142.

118

SPISOKLITERATURY

1. Zinoviev F.V. Otsenka effektivnosti funktsionirovaniya kafedry / F.V Zinoviev // Perspektivy i eifektivnost' sotrudnichestva rossiyskikh i zarubezhnykh VUZov. — Korolev: Tekhnologicheskiy universitet, 2016. — S. 126-129.

2. Zinoviev F.V Nepreryvnoye razvitiye chelovecheskogo potentsiala / F.V. Zinoviev // Nauchnyye shkoly KFU imeni VI. Vernadskogo: monografiya. — Simferopol': Arial, 2018. — 552 s. —S. 128-153.

3. Zinoviev F.V. Upravleniye deyatel'nost'yu kafedry: monografiya / F.V Zinoviev. — Simferopol': Poliprint, 2020. — 128 s.

4. Zinoviev F.V Problemy rossiyskogo rynka intellektual'nogo truda Rossii / F.V Zinoviev, I.F. Zinoviev // Razvitiye ekonomiki truda v tsifrovuyu epokhu: metody i tekhnologii: monografiya. — Simferopol': Izdatel'stvo «KFU imeni VI. Vernadskogo». 2022. — 160 s. — S. 21-40.

5. Kleyner G.B. Sistemnoye upravleniye v transformiruyushcheysya ekonomike / G.B. Kleyner // Effektivnoye antikrizisnoye upravleniye. — 2014. — N°5 (86). — S. 54-58.

6. Mokhnachev V.P. O novoy roli zaveduyushchego kafedroy v realizatsii programmy strategicheskogo razvitiya vuza / V.P. Mokhnachev, S.A. Kislyakova, Yu.G. Anisimova // Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. — 2015. — №> 5. — S. 427.

7. Reznik S.D. Zaveduyushchiy kafedroy sovremennogo vuza: izmeneniya v sostave i soderzhanii deyatel'nosti / S.D. Reznik // Universitet-skoye upravleniye. — 2016. — №>5 (105). — S. 133-142.

Статья поступила в редакцию 18 марта 2022 года Статья одобрена к печати 5 апреля 2022 года

119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.