Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЧАСТЬЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ / СОСТАВЛЯЮЩИЕ СЧАСТЬЯ / ИНДЕКС СЧАСТЬЯ / ЖУРНАЛ ВРЕМЕНИ СЧАСТЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиновьев Феликс Владимирович

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что студенты современных ВУЗов подвержены эмоциональным переживаниям, и, в ходе получения высшего образования, проходят процесс психологического и физиологического становления, адаптации к факторам социума. Молодые люди подвержены высокому социальному риску в реализации собственных амбиций. Исходя из этого, в статье подчёркнута необходимость определения основных аспектов, характеризующих качество жизни и уровень счастья современных студентов. Авторами рассмотрена сущность качества жизни и представлены точки зрения учёных на эту тему, а также раскрыто содержание «уровня счастья», положенного в основу исследования. На примере одной из кафедр проанализированы параметры, позволяющие охарактеризовать специфику формирования трудовой культуры и результаты деятельности коллектива. Исследован ход подготовки специалистов, выявлены критерии оценки их потенциала. Определено качество предоставляемых образовательных услуг. Соотнесены показатели удовлетворенности качеством жизни преподавателей и студентов. Обозначены основные показатели индекса счастья. Рассмотрены факторы, влияющие на позитивное отношение студентов к жизни. В исследовании продемонстрирован ряд методов определения уровня счастья и качества жизни студенческой молодежи. Выявлено, что качество жизни студентов определяется рядом социально-психологических факторов. Обосновано влияние данных факторов на уровень удовлетворённости студентами жизнью. Автором определено, что уровень счастья студенческой молодёжи оценивается на основе комплексного подхода, который предполагает оценку ряда факторов, влияющих на качество жизни (качество и престижность получаемого образования, уровень жизни, социальная активность и взаимодействие с окружающей средой) а, соответственно, на удовлетворенность уровнем жизни в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зиновьев Феликс Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК 316.42

Зиновьев Феликс Владимирович,

доктор экономических наук, профессор,

профессор кафедры управления персоналом,

Институт экономики и управления (структурное подразделение),

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,

г. Симферополь, Российская Федерация

Zinoviev Feliks Vladimirovich,

Doctor of Economics, Professor,

Professor of the Department of Personnel Management,

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

VI. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

METHODOLOGICALAPPROACHES TO ASSESSING THE QUALITY OF LIFE

OFSTUDENTS

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что студенты современных ВУЗов подвержены эмоциональным переживаниям, и, в ходе получения высшего образования, проходят процесс психологического и физиологического становления, адаптации к факторам социума. Молодые люди подвержены высокому социальному риску в реализации собственных амбиций. Исходя из этого, в статье подчёркнута необходимость определения основных аспектов, характеризующих качество жизни и уровень счастья современных студентов. Авторами рассмотрена сущность качества жизни и представлены точки зрения учёных на эту тему, а также раскрыто содержание «уровня счастья», положенного в основу исследования. На примере одной из кафедр проанализированы параметры, позволяющие охарактеризовать специфику формирования трудовой культуры и результаты деятельности коллектива. Исследован ход подготовки специалистов, выявлены критерии оценки их потенциала. Определено качество предоставляемых образовательных услуг. Соотнесены показатели удовлетворенности качеством жизни преподавателей и студентов. Обозначены основные показатели индекса счастья. Рассмотрены факторы, влияющие на позитивное отношение студентов к жизни. В исследовании продемонстрирован ряд методов определения уровня счастья и качества жизни студенческой молодежи. Выявлено, что качество жизни студентов определяется рядом социально-психологических факторов. Обосновано влияние данных факторов на уровень удовлетворённости студентами жизнью. Автором определено, что уровень счастья студенческой молодёжи оценивается на основе комплексного подхода, который предполагает оценку ряда факторов, влияющих на качество жизни (качество и престижность получаемого образования, уровень жизни, социальная активность и взаимодействие с окружающей средой) а, соответственно, на удовлетворенность уровнем жизни в целом.

Ключевые слова: счастье, качество жизни, студенческая молодёжь, методика оценки, составляющие счастья, индекс счастья, журнал времени счастья.

The relevance of the topic is due to the fact that students of modern Universities are subject to emotional experiences, and, in the course of higher education, go through the process of psychological and physiological formation, adapt to the factors of society. Young people are exposed to a high social risk in the area of realizing their own ambitions. Based on this, the article emphasizes the need to determine the main aspects that characterize the quality of life and the level of happiness of modern students. The authors consider the essence of the quality of life and present the views of scientists on this topic, as well as the content of the «level of happiness», which is the basis of the study. For example, one of the departments analyzed the parameters that characterize the specificity of the formation of human culture collective, the results of its activities. The course of training of specialists is studied, the criteria for evaluating their potential are identified. The quality of educational services provided is determined. Indicators of satisfaction with the quality of life of teachers and students are correlated. The main indicators of the happiness index are indicated. The factors influencing the positive attitude of students to life are considered. The study demonstrates a number of methods for determining the level of happiness and quality of life of students. It is revealed that the quality of life of students is determined by a number of socio-psychological factors. The influence of these factors on the level of student satisfaction with life is substantiated. The author determined that the level of happiness of students is assessed using a comprehensive approach, which involves assessing a number of factors that affect the quality of life (quality and prestige of education, standard of living, social activity and interaction with the environment) and, accordingly, satisfaction with the standard of living in general.

Keywords: happiness, quality of life, student youth, assessment methodology, components of happiness, happiness index, journal of happiness time.

ВВЕДЕНИЕ

Современные тенденции определения уровня удовлетворенности людей жизнью, предполагают необходимость исследования таких показателей как «качество жизни», «уровень жизни» и «человеческий капитал».

213

Изучением качества жизни занимались И.А. Бусоедов [1], А.А. Вороненко [2], В.М. Золотухин [4, 5], И.А. Филюков [6]. В практике уровень жизни определяется при сравнении его по различным странам, внутри страны по регионам. Исследуя показатель «качество жизни», как ценность, необходимо учитывать на кого проецируется данная оценка, какова её масштабность. А качество жизни индивида целесообразно рассматривать через анализ ценностных ориентиров, шкалу индивидуальных потребностей, волевых качеств.

Счастье — понятие личного душевного сознания человека, определяемое внутренней удовлетворённостью, условиями своего бытия и полнотой, осмысленностью жизни, степенью осуществления своего человеческого назначения. Именно счастье является одной из вечных тем научных размышлений и исследований. Учёные разных стран мира стремятся к определению той идеальной, всеобъемлющей формулы, которая бы с максимальной точностью позволяла оценить уровень счастья как отдельно взятого человека, так и группы людей или страны в целом.

Качество жизни студенческой молодёжи должно оцениваться по ряду параметров, среди которых стоит выделить индекс счастья. Данный показатель отражает реальное состояние человека, в духовном и материальном смыслах, в определённый момент времени. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Рассмотреть и проанализировать методы оценки качества жизни студенческой молодежи. Выявить факторы, влияющие на удовлетворенность студентов качеством жизни.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В настоящее время, существует множество формул, методов и «инструментов», позволяющих определить как персональный индекс счастья, так и индекс валового национального счастья. Индексом счастья называют показатель отражающий благосостояние людей, их удовлетворенность жизнью, а также состоянием окружающей среды, оказывающей определённое социально-психологическое воздействие на людей.

Популярными методами определения уровня счастья являются: расчёт индекса счастья (как общенационального, так и личного); создание и ведение журнала времени счастья; создание и анализ баланса счастья.

Для полного понимания того, что подразумевает под собой каждый из вышеперечисленных методов, составляющих общую методологию определения уровня счастья, следует рассмотреть их подробней. Метод расчёта общенационального индекса счастья предполагает рассмотрение его как социально-экономической метрики. Она измеряет социально-экономическое развитие, отслеживая и сопоставляя между собой семь областей, включая психофизиологическое и эмоциональное здоровье нации. Подразумевается, что валовое национальное счастье является некоторой индексной функцией от общего среднего на душу населения таких показателей как:

• финансово-экономическое благосостояние (потребительский долг, средний доход и их соотношение с индексом потребительских цен, а также распределения доходов);

• окружающая среда (измерение экологических показателей, таких как уровень загрязнения среды, шум, пробки на дорогах);

• физическое здоровье (продолжительность жизни, продолжительность активного трудового долголетия и т. д.);

• ментальное здоровье (психическое здоровье населения, количество использования антидепрессантов);

• удовлетворённость трудом (уровень самореализации, уровень занятости, смена места работы в рамках отрасли, региона, страны);

• социальное благосостояние (дискриминационные признаки, безопасность, количество разводов, количество исков в суды в связи с семейными конфликтами, публичные иски, уровень преступности);

• политическое благосостояние (уровень демократии, индивидуальная свобода, социальная напряжённость, социальная активность, открытые противостояния).

Как определяет Золотухин В.М.: «Благодаря данным измерителям, можно качественно определить валовое национальное счастье, что даст в полной мере понимание того, в каком направлении государству необходимо работать (в случае наличия проблемных сфер), для того чтобы создать максимально комфортные условия жизнедеятельности для населения страны» [4]. Это наиболее целесообразный и эффективный подход к определению «проблемных зон» в системе государства (начиная от стоимости потребительской корзины, заканчивая экологической обстановкой и социальной напряженностью).

Переходя к анализу процесса обучения и становления студенческой молодёжи, следует отметить, что в ходе своей учёбы студенты воспринимают методы формирования трудового коллектива (табл. 1), что в дальнейшем позволяет им опираться на них в своей трудовой деятельности.

Обозначенные параметры позволяют охарактеризовать особенности формирования трудовой культуры коллектива и выработать эффективное взаимодействие преподавателей и студентов. Исходя из данных параметров, студенты могут анализировать фактические показатели, тенденции и потенциал развития кафедры в целом. Все это формирует общие цели и ценности, вырабатывая общую организационную культуру.

Подготовка специалистов формируется не только в ходе самой учёбы, но и на всех этапах жизненного цикла личности. То есть, немаловажную роль в становлении специалиста имеет его предыдущий опыт получения и усвоения знаний, умений, навыков в юности (обучение в средней школе, базис знаний на момент поступления в университет), а также его желание к личностному развитию (самообучение, самосовершенствование) и профессиональной самореализации. Опираясь на опыт одной из кафедр можно выделить, как происходит процесс становления самого специалиста (табл. 2).

214

Таблица!. Формирование трудовой культуры коллектива *

Параметры Значение параметра

Личность зав. кафедрой

Направление воздействия Цели руководителя определяют систему менеджмента

Характер влияния Не меняется со сменой руководителя

Специфические особенности Не навязываются новые правила рабочего процесса в связи с опытом работы на другой кафедре

Возможность изменения Возможно по мере приобретения

Степень зависимости Высокая степень делегирования полномочий

Стадия жизненного цикла кафедры

Направление воздействия На формализацию ролей, на скорость реагирования на изменения, ориентированность на инновации

Характер влияния Изменится со сменой стадии жизненного цикла

Специфические особенности Требования формальные в связи со сложившимися особенностями менеджмента в ВУЗе

Возможность изменения Со сменой стадии жизненного цикла

Степень зависимости Высокая, определяет характер развития

Сфера деятельности

Направление воздействия Расширение профиля подготавливаемых специалистов

Характер влияния Ограничен профессиональной подготовкой преподавателей и подготовленностью абитуриентов

Специфические особенности Усиление связей с работодателями и «поставщиками» абитуриентов

Возможность изменения Подготовка кадров по управлению персоналом на основе 1Т

Степень зависимости Высокая в связи с низкой платежеспособностью родителей абитуриентов

Потенциал кафедры

Направление воздействия Кафедра имеет недостаточный потенциал для успешного развития

Характер влияния Предполагает возможность совершенствования организационной культуры коллектива

Специфические особенности Цели сотрудников и культурные ценности преподавателей и студентов неоднородны

Возможность изменения Для улучшения требуется длительный период

Степень зависимости Определяет стратегию и тактику развития

Уровень образования работников

Направление воздействия Недостаточная профессиональная подготовка преподавателей сказывается на качестве подготовки специалистов

Характер влияния Недостаточная заинтересованность преподавателей и студентов

Специфические особенности Недостаточная мотивация преподавателей к развитию и перепрофилированию

Возможность изменения Необходимо провести переаттестацию преподавателей и сокращение персонала

Степень зависимости Высо кая

Технологии

Направление воздействия Недостаточная ориентация на требования рынка

Характер влияния Излишнее дублирование материала, слабая практическая ориентация

Специфические особенности Практически отсутствует инновационность в методах преподавания

Возможности изменения Требуются радикальные изменения

Степень зависимости Качество образования определятся степенью взаимодействия со студентами

* [3, с. 60-61]

Приведенные данные позволяют отметить, что в целом по исследуемой кафедре показатели по баллам при зачислении в ВУЗ, походу обучения, при защите выпускных квалификационных работ находятся на уровне выше среднего, что свидетельствует о хорошем студенческом составе с соответствующим потенциалом развития. Работающих студентов (бакалавров и магистров) в среднем за период трех лет обучения составило 62 %. Трудоустроенных выпускников — 73 %, что обуславливает необходимость улучшения работы с выпускниками и содействию их трудоустройству, поскольку это влияет на имидж университета в целом. Доля выпускников, трудоустроенных по специальности, на данный момент существенно ниже желаемого. Данный факт

215

Таблица 2. Характеристика хода подготовки специалистов (данные представлены в среднем за последние три года) *

Наименование показателей б/о б/з м/о м/з

Поступило на 1 курс 36 21 19 10

Средний балл при зачислении 66 60 76 70

Учились на бюджете 21 2 19 5

Средний балл по учёбе 3.93 3.77 4.04 3.87

Работали и учились 12 14 15 8

Выпускников 29 18 19 10

Средний балл при защите ВКР 4.1 3.93 4.23 4.16

Отличников 6 3 3 1

С баллом ниже 3.5 5 4 5 1

Трудоустроены 14 11 19 10

в т.ч. по специальности 7 4 9 4

* [3, с. 101]

Таблица 3. Результативность деятельности коллектива кафедры *

негативно сказывается на имидже рассматриваемой кафедры. Как это не прискорбно отмечать, он характеризуется коэффициентом лишь 0.53 (табл. 3).

В максимально упрощенном понимании, имидж кафедры заключается в целенаправленно формируемом образе, с целью адресного воздействия на определенный круг стейкхолдеров для достижения конкретного результата. Именно студенты и выпускники являются главным фактором, формирующим представление о кафедре «со стороны».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наименование показателей Фактический коэффициент Ожидаемый коэффициент

1. Рост контингента студентов 0.65 0.85

2. Студентов, поступивших на первый курс магистратуры 0.76 0.25

3. Магистров и аспирантов из приведенного контингента 0.35 0.40

4. Выпускники, работающие по специальности 0.44 0.65

5. Публикационная активность преподавателей 0.53 0.85

6. Востребованность разработок кафедры, хоздоговорной деятельности 0.15 0.50

7. Трудоустройство выпускников 0.71 1.0

Имидж кафедры 0.51 0.64

* [3, с. 107]

Востребованность выпускников определяется уровнем их квалификации, соответствующего запросам работодателей (табл. 4).

Таблица 4. Критерии оценки специалиста управленческого профиля *

Выпускник вуза ВУЗ Работодатель

Соответствие потенциала образовательным стандартам Соответствие выпускника квалификационным требованиям Соответствие работника требованиям работодателя

Востребованность на рынке труда Доля трудоустроенных выпускников Мотивация управленческих кадров

Профессиональная мобильность специалиста Контролируемость дипломов выпускников Деловая и инновационная активность специалистов

Конкурентоспособность специалиста Готовность к моментальной работе Эффективная деятельность сотрудника

* [3, с. 32]

Перечисленные критерии обуславливают высокие требования к выпускникам. Лучшим из них, тем, кто соответствует выдвигаемым работодателями требованиям, предоставляются рабочие места «вне очереди», остальные вынуждены искать место трудоустройства. Иногда, это приводит к тому, что некоторая часть выпускников вынуждена работать не по специальности, оставаясь вне конкурентной борьбы.

Кроме того, в сознании отечественных работодателей сложилось мнение, что уровень бакалавриата — это незаконченное высшее образование, хотя, согласно профессиональным стандартам, бакалавры имеют право на выполнение стандартных трудовых функций. Значительным препятствием, в данном случае, является факт отсутствия у подавляющего большинства выпускников практического опыта по полученной специальности. Эта проблема связана с тем, что кафедра, в достаточной мере, не обеспечивает студентам возможность прохождения производственной и преддипломной практики, что приводит к тому, что студенты не получают реальных практических навыков. Это и снижает конкурентоспособность выпускников, не позволяя им реализоваться в желаемых сферах, и влияют на их удовлетворенность положением дел в целом. Руководству института и кафедры, необходимо принять решение о тесном взаимодействии с работодателями, способными предоставить студентам реальную возможность испытать свои способности, применить полученный комп-

216

лекс знаний, умений и навыков в профессиональной среде. Такой подход позволит сформировать у студентов реальное представление о профессии и получить необходимый практический опыт.

Все более актуальным становится вопрос о том, какое значение имеет уровень счастья в процессе становления и социальной адаптации молодых людей. Современные студенты ВУЗов, представляющие поколение «2» — это та категория молодых людей, которые подвержены постоянным эмоциональным переживаниям, проходящим в период получения высшего образования, процессе психологического и физиологического становления, адаптирующихся к комплексу факторов социального и природного окружения.

В силу ряда причин, молодые люди подвержены высокому социальному риску в реализации собственных амбиций. Данные аспекты современного становления студентов, как личностей, являются определённой информационной базой для качественного анализа их уровня счастья.

Ниже (табл. 6) представлено мнение студентов о качестве образовательных услуг, ведь это напрямую влияет на уровень их удовлетворенности качеством образования (составной частью их жизни). Наблюдаются серьезные недочеты в соблюдении стандартов образования. Наибольший разрыв виден в обеспечении спортивными сооружениями, общежитиями. Студенты проживают в общежитиях других структурных подразделений. Однако количество мест в них ограничено, вследствие чего студенты вынуждены арендовать жильё. Также низкое обеспечение учебного процесса компьютерными технологиями (-1,5), что снижает уровень образовательного процесса.

Такое положение дел формирует у студентов негативное отношение к руководству университета и, соответственно, влияет на уровень удовлетворенности качеством предоставляемых условий и получаемым образованием. А это, в свою очередь, отрицательно влияет на обобщенный показатель индекса счастья студенческой молодёжи.

Соотношение персонального индекса счастья студентов и преподавателей позволяет получить представление об уровне их удовлетворенности качеством жизни, и, заключается в необходимости определения средних показателей, обобщённых в результате исследования (табл. 7).

Обобщённый показатель по качеству жизни студентов находится в срединном диапазоне, что говорит, прежде всего, о том, что среднестатистический студент не всегда доволен той средой, которая его окружает и тем положением дел, которое у него складывается. А у преподавателей он выше среднего, что позволяет говорить об относительной удовлетворенности качеством жизни. Следует отметить, что выдающийся преподаватель счастлив тогда, когда успешны студенты и выпускники кафедры.

Стоит отметить, что индекс счастья может включать любые показатели, которые являются важными для каждого человека. Развёрнутость ответов, положительный или отрицательный их характер дают понять, насколько студент удовлетворён тем, что у него уже есть, какой у него уровень самооценки, какова позиция в обществе, насколько он уверен в своих силах и как он видит своё будущее по окончании университета. Это и будет совокупным показателем того, насколько счастлив студент.

217

Таблица 6. Качество предоставляемых образовательных услуг *

№ Параметр Балл

1 Качество лекций 3.9

2 Качество практических занятий 4.0

3 Практическая ценность учебного материала 3.8

4 Авторитет преподавателей 4.2

5 Увлеченность профессией 3.6

6 Обеспеченность учебно-методическими пособиями 3.0

7 Обеспеченность компьютерными технологиями 2.0

8 Удовлетворенность расписанием 3.6

9 Обеспеченность местами в общежитиях 2.0

10 Обеспеченность общественным питанием 3.2

11 Обеспеченность спортивными сооружениями 2.0

12 Престижность диплома 3.8

Средний показатель 3.3

* [3, с. 49]

Таблица 7. Соотношение удовлетворённости качеством жизни преподавателей и студентов *

Наименование показателей Коэффициент

Преподаватель Студент

Уровень дохода 0.70 0.65

Удовлетворённость бытовыми условиями 0.78 0.68

Состояние здоровья 0.66 0.75

Отношения с людьми 0.75 0.82

Ощущение внутреннего счастья 0.72 0.70

Удовлетворённость образовательным процессом 0.65 0.65

Удовлетворённость менеджментом ВУЗа 0.69 0.48

Удовлетворённость социальной средой 0.77 0.56

Удовлетворённость окружающей средой 0.73 0.62

Уверенность в будущем 0.59 0.50

Обобщённый показатель 0.70 0.64

* Составлено на основе [3, с. 108]

Действенным методом определения уровня счастья студентов может также послужить журнал времени счастья. Данный метод предполагает отслеживание того, как используется личное время, каково личное самочувствие и многих других показателей. Согласно требованиям данного метода, необходимо создать таблицу с такими столбцами как:

• деятельность;

• время, которое на неё затрачивается;

• самочувствие в процессе её выполнения.

Необходимо определить перечень стоящих задач, их структуру и темп реализации. Затем, необходимо подсчитать какое количество времени израсходуется рационально (на то, что нравится), а сколько нерационально (на то, что не нравится делать). Исходя из этого, определяется процентное соотношение. Благодаря этому, студент сможет определить, достаточное ли количество времени он расходует на определённые виды занятий, а также правильно расставить приоритеты и рационально распределить свой временной ресурс.

Баланс счастья — это метод, позволяющий при помощи утверждений выявить соотношение тех дел, которые приносят удовольствие, доставляя счастье, а также тех, которые делают человека несчастным. При помощи данного метода студент может определить, насколько он вовлечён в те виды деятельности, которые действительно доставляют ему определённый уровень счастья, а также какое количество времени уходит на дела, не доставляющие никакого удовольствия. Данная методология, состоящая из трёх методов, позволяет глубоко и качественно изучить внутренне состояние студента, его отношение к себе, окружающим, к процессу учёбы, что в свою очередь будет говорить об определённом уровне его счастья.

Анализ динамики отдельных составляющих индекса счастья опрошенных студентов показал, что в их составе выделяются факторы, отрицательно влияющие на субъективную оценку счастья и напротив — положительно. К основным причинам, снижающим их уровень счастья, относятся: стремление понравиться окружающим, постоянные нервные стрессы, недовольство материальным положением своей семьи. В данном случае, под стабильными факторами подразумевается, что независимо от курса обучения, у студентов постоянно наблюдается положительное отношение к процессу обучения (им нравится учиться), у них есть хорошие друзья, коллеги и товарищи, они часто чувствуют себя весёлыми и удовлетворёнными.

Зачастую, приходя на первый курс обучения, студенты попадают в новую обстановку, проходят адаптацию, ставят перед собой цели в обучении и, тем самым стремятся к активной учебной деятельности для достижения своих целей. К третьему курсу студенты чувствуют себя счастливыми, в большей степени наслаждаются процессом обучения. Выпускников начинают волновать проблемы трудоустройства, решения материальных проблем, организации личной жизни. Всё это сказывается на уровне счастья выпускников, что негативно влияет на их удовлетворённость социально-экономическим положением в обществе.

ВЫВОДЫ

Стоит отметить, что от того насколько выпускник готов к практической деятельности зависит успешность реализации накопленного им потенциала, его возможности добиться успеха в жизнедеятельности. Готовность специалиста определяет ВУЗ (соответствие квалификационным требованиям) и работодатель (умение самостоятельно и квалифицировано решать проблемы).

Проведённое исследование демонстрирует полный спектр возможностей для оценки качества жизни. Методология его определения — это совокупность качественных методов, позволяющих провести анализ уровня удовлетворённости молодёжи жизнью. Качество жизни студенческой молодёжи можно определить по совокупности показателей, используя приёмы, предложенные в статье. Именно вышеописанные методы позволят дать объективный результат оценки, на который можно будет опираться и с уверенностью говорить о том или ином уровне счастья выпускника, удовлетворенности качеством жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бусоедов, И.А. Показатели качества жизни / И.А. Бусоедов, Т.А. Гребенюк // Молодой ученый. — 2016. — № 26. — С. 258-260.

2. Всемирный индекс счастья [Электронный ресурс]. — Режим доступа: gtmarket.ru/ratings/happy-planet-index/info (дата обращения: 15.04.2019).

3. Зиновьев Ф.В. Управление деятельностью кафедры: монография / Ф.В. Зиновьев. — Симферополь: «ДИАИПИ», 2020. — 128 с.

4. Золотухин В.М. Социально-философская интерпретация качества жизни / В.М. Золотухин, М.В. Козлова,

B.П. Щенников // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2012. — № 2 (50). — С. 151-155.

5. Золотухин В.М. Влияние качества жизни и потребностей на формирование среднего класса / В.М. Золотухин, М.В. Козырева // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2014. — № 1-1 (57). — С. 183-187.

6. Филюков И.А. Генезис научных идей о качестве жизни населения: отечественные и зарубежные подходы / И.А. Филюков // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. — 2009. — № 3 (11). —

C. 50-59.

SPISOK LITERATURY

1. Busoyedov, I.A. Pokazateli kachestva zhizni / I.A. Busoyedov, T.A. Grebenyuk // Molodoy uchenyy. — 2016. — № 26. — S. 258-260.

2. Vsemirnyy indeks schast'ya [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: gtmarket.ru/ratings/happy-planet-index/info (data obrashcheniya: 15.04.2019).

218

3. Zinov'yev F.V. Upravleniye deyatel'nost'yu kafedry: monografiya / F.V. Zinov'yev. — Simferopol': «DIAYPI», 2020. — 128 s.

4. Zolotukhin V.M. Sotsial'no-filosofskaya interpretatsiya kachestva zhizni / V.M. Zolotukhin, M.V. Kozlova, V.P. Shchennikov // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2012. — № 2 (50). — S. 151-155.

5. Zolotukhin V.M. Vliyaniye kachestva zhizni i potrebnostey na formirovaniye srednego klassa / V.M. Zolotukhin, M.V. Kozyreva // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2014. — № 1-1 (57). — S. 183-187.

6. Filyukov I.A. Genezis nauchnykh idey o kachestve zhizni naseleniya: otechestvennyye i zarubezhnyye podkhody / I.A. Filyukov // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennyye nauki. — 2009. — № 3 (11). — S. 50-59.

Статья поступила в редакцию 17 марта 2020 года Статья одобрена к печати 23 марта 2020 года

219

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.