Научная статья на тему 'Факторы качественного образования как базис социально-экономического развития региона'

Факторы качественного образования как базис социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА / ФАКТОРЫ / ФИНАНСОВАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ / КАЧЕСТВО ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дышловой Игорь Николаевич, Пегушина Анна Александровна

В статье систематизированы и рассмотрены факторы, влияющие на качество образования как базиса социально-экономического развития региона. Внимание уделено взаимосвязи качества контингента студентов и системы конкурсного набора; мотивации студентов к обучению и использованию преподавателями педагогических приемов и применению активных методов обучения. Одним из значимых факторов в обеспечении качества образования и подготовки квалифицированных специалистов в вузе является материально-техническая база, которая должна быть адекватна имеющимся и прогнозируемым контингентам обучающихся с учетом межвузовской конкуренции. Уровень материально-технической базы косвенно свидетельствует о финансовой обеспеченности вуза, влияет на возможность применения инновационных технологий обучения и методическое обеспечение учебного процесса. Приоритетность в исследовании также принадлежит качеству профессорско-преподавательского состава, качеству образовательных программ и трудоустройству выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы качественного образования как базис социально-экономического развития региона»

УДК 332.146 : [37 : 005.6]

Дышловой Игорь Николаевич,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента,

Институт экономики и управления (структурное подразделение),

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,

г. Симферополь, Российская Федерация.

Пегушина Анна Александровна,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры управления персоналом,

Институт экономики и управления (структурное подразделение),

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,

г. Симферополь, Российская Федерация.

Dyshlovoi Igor Nikolaevich,

Doctor of Economic Sciences, Associate Professor,

Professor at the Department of Management,

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Pegushina Anna Aleksandrovna,

Ph.D. in Economics,

Associate Professor of the Department of the Personnel Management, Institute of Economics and Management (structural subdivision), V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation.

ФАКТОРЫ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК БАЗИС СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

FACTORS OF QUALITY EDUCATIONASA BASIS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

В статье систематизированы и рассмотрены факторы, влияющие на качество образования как базиса социально-экономического развития региона. Внимание уделено взаимосвязи качества контингента студентов и системы конкурсного набора; мотивации студентов к обучению и использованию преподавателями педагогических приемов и применению активных методов обучения. Одним из значимых факторов в обеспечении качества образования и подготовки квалифицированных специалистов в вузе является материально-техническая база, которая должна быть адекватна имеющимся и прогнозируемым контингентам обучающихся с учетом межвузовской конкуренции. Уровень материально-технической базы косвенно свидетельствует о финансовой обеспеченности вуза, влияет на возможность применения инновационных технологий обучения и методическое обеспечение учебного процесса. Приоритетность в исследовании также принадлежит качеству профессорско-преподавательского состава, качеству образовательных программ и трудоустройству выпускников.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, инновации, качество образования, материально-техническая база, факторы, финансовая обеспеченность, качество профессорско-преподавательского состава, образовательная программа.

The article systematizes and considers factors affecting the quality of education as a basis for the socio-economic development of the region. Attention is paid to the relationship between the quality of the student population and the competitive recruitment system; motivating students to learn and use teachers' pedagogical techniques and the use of active teaching methods. One of the significant factors in ensuring the quality of education and training of qualified specialists at a university is the material and technical base, which should be adequate to the existing and predicted contingents of students taking into account inter-university competition. The level of material and technical base indirectly indicates the financial security of the university, affects the possibility of using innovative teaching technologies and methodological support of the educational process. The priority in the study also belongs to the quality of the faculty, the quality of educational programs and the employment of graduates.

Keywords: higher education institution, innovation, quality of education, material and technical base, factors, financial security, quality of the teaching staff, educational program.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из главных условий инновационного развития любых территориальных образований является качественное профессиональное образование. Несмотря на дифференциацию показателей социаль-

182

но-экономического развития и особенностей регионов, существует определенная схожесть и устойчивость образовательных траекторий в разных регионах страны, в частности, население как благополучных, так и проблемных регионов ориентировано на получение максимально высокого уровня образования [4]. В настоящее время повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества является главной стратегической целью государственной политики в области образования. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Цель статьи — выделить и исследовать факторы, влияющие на качество образования в вузе как базиса социально-экономического развития региона. РЕЗУЛЬТАТЫ

Идентификации и систематизации факторов, влияющих на качество образования в вузе, посвящено множество научных трудов: анализ факторов — та информационная основа, которая необходима для оценки эффективности функционирования любой социально-экономической системы. Кроме того, результаты проведенного факторного анализа являются отправной точкой в разработке системы управления качеством в вузе с целью обеспечения соответствия уровня оказания образовательных услуг потребностям государства и запросам потребителей.

Очевидно, что обеспечение качества образования — системная проблема, в решении которой должны быть задействованы многие направления функционирования вуза. При этом следует учитывать, что для получения действительно качественного образования вузу в первую очередь необходимо позаботиться о ресурсном обеспечении: материально-технической базе, кадровом потенциале, контингенте абитуриентов, финансовой обеспеченности, образовательных программах.

Качество результатов деятельности вуза оценивают по текущим и итоговым результатам обучения студентов. Однако качество получаемых и усваиваемых знаний зависит не только от профессионализма и педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава. В том, что студент демонстрирует высокий уровень знаний, умений и практических навыков все же немалую роль играет так называемая его «базовая» подготовка (или начальный потенциал) — все те знания, которыми обладает студент при поступлении в высшее учебное заведение, а также его индивидуальные способности. Иными словами, уровень интеллектуального развития, эрудиции и мышления студента является предпосылкой его дальнейшего успешного обучения, проявления на научном поприще. Качество контингента студентов (или качество подготовки абитуриентов) — первый фактор, на который имеет возможность влиять руководство вуза. Качество результатов обучения студентов частично зависит от функционирующей в вузе системы конкурсного набора. Чем выше престиж вуза, тем более тщательнее идет отбор будущих студентов. Во всех высших учебных заведениях идет профориентационная работа: проведение дня открытых дверей, предоставление информации о направлениях подготовки в школах. Но качество организации профориентационной работы также следует повышать, особенно в части отбора и мотивации абитуриентов. В идеале профориентационная работа должна быть направлена на привлечение в вуз выпускников школ с высоким уровнем мотивации к учебной деятельности. К средствам, с помощью которых можно контролировать качество приема, относится установление минимальных требований по оценкам ЕГЭ по каждому из предметов; ранний «захват» абитуриентов: через олимпиады, довузовскую подготовку, интеллектуальные состязания школьников. Довузовская подготовка, как правило, организуется исходя из интересов клиента: школьников в стенах вуза готовят к ЕГЭ, но в процессе подготовки абитуриенты знакомятся с требованиями и атмосферой вуза.

Очевидно, что результат профессиональной подготовки конкретной личности будет зависеть от индивидуальных способностей, качеств и мотивации этой личности к получению высшего образования по выбранной специальности [12]. Качественно подготовленный абитуриент — это студент с высоким уровнем мотивации к учебной деятельности, ориентированный на максимальное получение знаний в области своей будущей профессии.

Задача вуза — побуждать студентов к продуктивной познавательной деятельности, пробуждать их активность к освоению образовательных программ, нацеливать не только на получение специальных знаний, умений и навыков, но и ориентировать на достижения и успех. А задачи, которые ставит перед студентом преподаватель, в идеале должны быть не только понятны студенту, но и быть для него значимыми. Конечно, современный студент желает получить не только набор теоретических положений (хоть и немаловажных), а четкое обоснование полезности и значимости получаемых знаний в будущей практической деятельности, с конкретными примерами и решением не абстрактных, а реальных производственных проблем. В данном контексте среди основных преимуществ процесса подготовки специалистов в вузе может стать активное привлечение предприятий-партнеров (потенциальных работодателей) к подготовке студентов: участие представителей промышленных и сервисных предприятий в теоретической подготовке студентов (чтение лекций и проведение семинаров); закрепление студентов на предприятиях для прохождения производственных и преддипломных практик и стажировок; выполнение

183

выпускных квалификационных работ под руководством представителей работодателей и приглашение работодателей на защиту дипломных работ.

Приоритетность в исследованиях в области обеспечения качества образования принадлежит такому фактору как качество профессорско-преподавательского состава. Традиционным показателем данного критерия является процент преподавателей, имеющих ученое звание кандидата наук и доктора наук. С другой стороны, для обеспечения успеха педагогу мало быть ученым — необходимо владеть всем сложнейшим технологическим комплексом приобщения к знаниям студенческой аудитории — разнородной по интеллектуальному потенциалу и творческим задаткам, по профессиональной целеустремленности и личностным интересам. Творческий педагог должен стремиться к созданию собственного стиля преподавания на основе апробирования различных вариантов объяснений, демонстраций, удачных методических «изюминок», ярких и запоминающихся примеров. Важное значение имеет разработка собственной оригинальной методики преподавания конкретной, «своей» дисциплины с использованием собственных подходов и наработок в преподавании. Поэтому у всех преподавателей высшей школы следует поддерживать и активно стимулировать поисковый интерес ко всем аспектам педагогической деятельности, а общественное отношение к педагогическому творчеству должно быть такое же, как и к научному[10]. Наибольшей эффективности можно достигнуть посредством использования интерактивных методов, которые способствуют творческому применению полученных знаний, развивают интеллектуальную самостоятельность, а также терпимость к любой точке зрения; формируют навыки работы в команде, а также исследовательские навыки в ходе поиска и анализа фактов, их аргументирования, что способствует также и развитию навыков публичного выступления. Важна комплексность в применении активных методов обучения: деловых игр, круглых столов, дискуссий, практикумов и участие в конкурсах [3].

При оценке качества профессорско-преподавательского состава оценивается и периодичность повышения квалификации, публикационная активность, в особенности Scopus и Web of Science. Во многих современных исследованиях по проблемам формирования системы оценки качества образовательных услуг прослеживается тенденция обоснования целесообразности применения эффективного контракта с целью стимулирования ППС к повышению качества образования. Эффективный контракт предполагает нормирование труда преподавателей и позволяет разделить гарантированную и стимулирующую части заработной платы каждого сотрудника. Стимулирующие выплаты преподавателю назначаются за выполнение сверх минимальных показателей, установленных Положением об эффективном контракте [8].

Один из значимых факторов в обеспечении качества образования и подготовке квалифицированных специалистов в вузе — материально-техническая база, которая должна быть адекватна имеющимся и прогнозируемым контингентам обучающихся с учетом межвузовской конкуренции. Материально-техническая база широко используется и в информационно-рекламных целях, привлекая абитуриентов и формируя положительный имидж вуза. Значимость данного фактора заключается в том, что уровень развития материально-технической базы студент способен оценить еще до момента принятия окончательного решения о поступлении в конкретное учебное заведение. Оценке студентами подлежит состояние административных и учебных корпусов, удобство их местонахождения, транспортная доступность. Обеспеченность студентов общежитиями, комфортабельность размещения позволяет осуществлять набор на обучение выпускников сельских школ «своего» региона, иногородних студентов, иностранных обучающихся. Внимание студентов распространяется и на оснащенность учебных аудиторий соответствующей мебелью, досками, средствами мультимедиа презентаций, что позволяет качественно осуществлять учебный процесс. Важно наличие и оборудованность компьютерных классов, сеть Wi-Fi, точки доступа которой в идеале должны быть размещены на всех этажах учебного корпуса, в читальном зале библиотеки и общежитии. Привлекательной должна быть и прилегающая территория высшего учебного заведения.

Развитая сеть общественного питания, наличие спортивных комплексов и оздоровительных баз также является конкурентным преимуществом для вуза; учебные лаборатории с современным оборудованием для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ позволят повысить качество организации учебного процесса.

В ряде случаев возможность создания и использования материально-технической базы ограничивается финансовыми ресурсами, располагаемыми производственными площадями и территориями, нормативно-юридическими правилами деятельности вуза. Но существуют возможности расширить материально-техническую базу учебного заведения в «неявной форме» благодаря партнерской деятельности с организациями — базами производственных и преддипломных практик, созданию совместных с корпоративными структурами научно-исследовательских лабораторий, формированию малых научных предприятий при вузах[2].

184

Уровень развития материально-технической базы высшего учебного заведения косвенно свидетельствует о его финансовой обеспеченности, хотя проектирование и строительство новых зданий, капитальный ремонт имеющихся сооружений требуют значительных средств и потому чаще всего финансируется МинОбрнауки [2]. Финансовое положение вуза определяется бюджетными (выделяемыми государством) и внебюджетными средствами. Наличие внебюджетных средств наглядно отражает способности вуза привлекать средства в результате осуществления образовательной, научной и другой деятельности. Современный вуз должен стремиться к эффективному использованию как бюджетных средств (в основном это поддержка программ развития и госзаказ), так и привлекать различные внебюджетные источники (финансовые ресурсы работодателей, частных лиц, увеличение удельного веса иностранных студентов, развитие различных форм обучения). Финансовая обеспеченность вуза во многом зависит от грамотной ценовой политики, качества финансового менеджмента, а также способности адаптироваться к внешним неблагоприятным факторам, основные среди которых — экономический кризис и демографическая ситуация.

Дополнительные средства для развития материально-технической базы вуза можно получить и от использования во внеучебное время спортивных сооружений (если таковые имеются в наличии): крытые бассейны, тренажерные залы, теннисные корты могут использоваться и на платной основе.

Материально-техническая база влияет и на возможность применения инновационных технологий обучения в вузе и методическое обеспечение учебного процесса. К сожалению, во многих вузах недостаточное методическое обеспечение учебного процесса: доминируют диктанты, запись, сосредоточенность обучить на понятийном аппарате. Устранить данный недостаток возможно посредством совершенствования системы организации методической деятельности. Каждый преподаватель должен иметь собственные методические разработки (практикумы, наглядный материал, материал для дистанционной формы обучения), позволяющие дополнить теоретические знания формированием умений и навыков практической деятельности. Необходимо программное обеспечение для занятий в компьютерных классах, модульных заданий в формате дистанционного обучения[5].

Фактором, влияющим на качество образования в высшем учебном заведении, является качество образовательной программы. Традиционно под качеством образования понимается соответствие результатов образования требованиям его основных благополучателей (государства, экономики, населения). При этом вузы преимущественно ориентируются именно на требования государства, отраженные в ФГОС ВО и других регламентирующих документах, так как выполнение именно этих требований является условием существования вуза с государственной аккредитацией. В связи с чем в процессе управления образовательными программами возникает противоречие между интересами социальных заказчиков, на требования которых ориентируются вузы при разработке и реализации ООП ВО. Сложной управленческой задачей для вузов является построение иерархии требований различных образовательных заказчиков (государства, работодателей, студентов) с целью достижения компромисса, удовлетворяющего все стороны.

Еще одним проблемным аспектом при управлении образовательными программами является взаимодействие руководителей ОПОП с заведующими кафедрами. Практический опыт свидетельствует, что наиболее удачной является форма, когда оба эти субъекта — одно лицо[1].

С целью повышения качества образования в вузе работа должна проводиться и в части совершенствования содержания образовательных программ, например, разработка междисциплинарных образовательных программ по всем уровням высшего образования.

Аккумулировать лучший опыт ведущих отечественных и зарубежных организаций, совместить практический опыт с исследовательским процессом позволяют сетевые образовательные программы. Также благодаря реализации сетевых образовательных программ активизируется обмен передовым опытом подготовки кадров между организациями, развиваются способности у студентов адаптироваться к иной образовательной среде.

Трудоустройство выпускников как показатель качества образования, с одной стороны, связано с востребованностью и дефицитом специалистов конкретных специальностей в различных регионах страны. Например, если Южный федеральный округ характеризуется переизбытком выпуска менеджеров, экономистов, юристов, то отдаленные районы России испытывают нехватку этих и других кадров[6]. Возможно, следует использовать распределительное трудоустройство выпускников. Но в данном случае молодых специалистов следует обеспечить не только местом работы, но и жильем, достойной оплатой труда, четко обозначить возможные пути личностного и профессионального роста. Трудоустройство выпускников вузов будет эффективно в том случае, если система их мотивации будет решаться на государственном уровне.

С другой стороны — трудоустройство молодых специалистов напрямую связано с удовлетворением требований работодателей и зависит от эффективности установления прочных и долговременных

185

взаимосвязей с предприятиями в регионе. Во многих высших учебных заведениях имеют место совместные процессы (партнерские отношения) с работодателями: руководство производственной и преддипломной практикой, привлечение практиков с производства к участию в итоговой аттестации. Однако и часты случаи, когда в вузах прохождение практики для студента ограничивается лишь заполнением дневника практики и подготовкой отчета, в лучшем случае — по предоставленным предприятием материалам. Как правило, к таковым материалам относится статистическая и финансовая отчетность. При такой организации практики работодатели не имеют возможности оценить знания и навыки студента, т.е. фактически отсутствует заинтересованность работодателя в формировании кадрового резерва из перспективных студентов. Студент, в свою очередь, не получив возможности поучаствовать в производственном процессе на предприятии, лишается возможности получить практические навыки по своему направлению подготовки. Как результат — основная часть выпускников вузов решает проблему трудоустройства самостоятельно и, как показывает практика, часто занимают должности, не соответствующие их специальности.

Нельзя не отметить инновационную составляющую высшего образования. Во-первых, проектирование новых учебных программ, основанных на инновационных принципах, способствует повышению мотивации студента к образованию[9]. Во-вторых, инновационная деятельность обеспечит связь науки и бизнеса в регионе, а также конкурентоспособность выпускников российских вузов на международном рынке[11]. В основе инновационных образовательных технологий — развитие компетенций, адекватных реальной бизнес-практике и современная инфраструктура, позволяющая эффективно реализо-вывать различные формы обучения.

Уровень инновационности вуза напрямую связан с выбранным типом управления — еще один фактор, влияющий на качество подготовки в вузе. Тип управления должен способствовать апробации и внедрению инновационных технологий, высокой эффективности интеллектуальных, информационных и материальных ресурсов, обеспечивать ориентацию на максимально высокий уровень качества подготовки обучающихся. А современные вузы имеют возможность самостоятельно формировать политику в области внутривузовского управления, в том числе и управления качеством. ВЫВОДЫ

В заключении отметим, что с целью предоставления качественного образования такие направления как развитие материально-технической базы, повышение качества профессорско-преподавательского состава, обеспечение качества образовательных программ, внедрение инноваций и трудоустройство молодых специалистов должны стать сферой непосредственного воздействия и контроля со стороны менеджмента вуза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранова Н.В. Условия эффективного управления качеством образовательных программ в вузе / Н.В. Баранова / / Научный диалог. — 2016. — № 10 (58). — С. 299-308.

2. Брумштейн Ю.М. Материально-техническая база вуза: анализ структуры, подходов к управлению и использованию в информационно-рекламных целях / Ю.М. Брумштейн, Н.Н. Пугина, Е.Ю. Васьковский, И.А. Дюдиков // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2016. — № 11 (190). — С. 83-92.

3. Григораш О.В. Интерактивные методы обучения в современном мире / О.В. Григораш, А.И. Трубилин [Электронный ресурс] // Научный журнал КубГАУ — 2014. — № 101 (07). — Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-metody-obucheniya-v-sovremennom-vuze-1 (дата обращения: 09.09.2019).

4. Голубев В.В. Диверсификация системы образования как основа устойчивого развития / В.В. Голубев [Электронный ресурс] // Международный электронный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика. — 2011. — Вып. 2 (7). — Режим доступа: www.yrazvitie.ru (дата обращения: 09.09.2019).

5. Зиновьев Ф.В. Управление развитием персонала: монография / Ф.В. Зиновьев. — Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2018. — 220 с.

6. Кузьминская Т.П. Проблемы повышения качества образования в вузах России / Т.П. Кузьминская, Н.Н. Бурова [Электронный ресурс] // JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION. — 2017. — №2. Т.8. — С. 119-131. — Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=29736293 (дата обращения: 09.09.2019).

7. Кучерова Е.Н. Состав и система факторов, влияющих на качество образования / Е.Н. Кучерова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.vfmgiu.ru/files/16_02_2007_4.pdf (дата обращения: 09.09.2019).

8. Лагусева Н.Н. О формировании инновационной системы оценки качества образовательной деятельности и ее результатов / Н.Н. Лагусева // Вестник РМАТ. — 2016. — № 1. — С. 49-53.

9. Мельников В.Е. Мотивация к обучению студентов в вузе как психолого-педагогическая проблема / В.Е. Мельников // Вестник Новгородского государственного университета. — 2016. — № 5 (96). — С. 61-64.

10. Розов Н.Х. Профессия-преподаватель / Н.Х. Розов [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета. —2016. — № 2. — Режим доступа: istina.msu.ru/media/publications/article/079/6d3/28013886/Vestn._MGU.pdf (дата обращения: 09.09.2019).

11. Сироткин Г.В. Системный анализ факторов качества образования в вузе / Г.В. Сироткин // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. — 2013. — № 2 (22). — С. 109-118.

12. Удотова О.А. Факторы, влияющие на обеспечение и повышение качества образовательного процесса в вузе / О.А. Удотова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.emissia.org/offline/2011/1523.htm (дата обращения: 09.09.2019).

186

SPISOK UTERATURY

1. Baranova N.V. Usloviya effektivnogo upravleniya kachestvom obrazovatel'nykh programm v vuze / N.V. Baranova // Nauchnyy dialog. — 2016. — № 10 (58). — S. 299-308.

2. Brumshteyn Yu.M. Material'no-tekhnicheskaya baza vuza: analiz struktury, podkhodov k upravleniyu i ispol'zovaniyu v informatsionno-reklamnykh tselyakh / Yu.M. Brumshteyn, N.N. Pugina, Ye.Yu. Vas'kovskiy, I.A. Dyudikov // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. — 2016. — № 11 (190). — S. 83-92.

3. Grigorash O.V. Interaktivnyye metody obucheniya v sovremennom mire / O.V. Grigorash, A.I. Trubilin [Elektronnyy resurs] // Nauchnyy zhurnal KubGAU. — 2014. — № 101 (07). — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-metody-obucheniya-v-sovremennom-vuze-1 (data obrashcheniya: 09.09.2019).

4. Golubev V.V. Diversifikatsiya sistemy obrazovaniya kak osnova ustoychivogo razvitiya / V.V. Golubev [Elektronnyy resurs] // Mezhdunarodnyy elektronnyy zhurnal. Ustoychivoye razvitiye: nauka i praktika. — 2011. — Vyp. 2 (7). — Rezhim dostupa: www.yrazvitie.ru (data obrashcheniya: 09.09.2019).

5. Zinov'yev F.V. Upravleniye razvitiyem personala: monografiya / F.V. Zinov'yev. — Simferopol': IT «ARIAL», 2018. — 220 s.

6. Kuz'minskaya T.P. Problemy povysheniya kachestva obrazovaniya v vuzakh Rossii / T.P. Kuz'minskaya, N.N. Burova [Elektronnyy resurs] // JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION. — 2017. — №2. T.8. — S. 119-131. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/item.asp?id=29736293 (data obrashcheniya: 09.09.2019).

7. Kucherova Ye.N. Sostav i sistema faktorov, vliyayushchikh na kachestvo obrazovaniya / Ye.N. Kucherova [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.vfmgiu.ru/files/16_02_2007_4.pdf (data obrashcheniya: 09.09.2019).

8. Laguseva N.N. O formirovanii innovatsionnoy sistemy otsenki kachestva obrazovatel'noy deyatel'nosti i yeye rezul'tatov / N.N. Laguseva // Vestnik RMAT. — 2016. — № 1. — S. 49-53.

9. Mel'nikov V.Ye. Motivatsiya k obucheniyu studentov v vuze kak psikhologo-pedagogicheskaya problema / V. Ye. Mel'nikov // Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2016. — № 5 (96). — S. 61-64.

10. Rozov N.KH. Professiya-prepodavatel' / N.KH. Rozov [Elektronnyy resurs] // Vestnik Moskovskogo universiteta. — 2016. — № 2. — Rezhim dostupa: istina.msu.ru/media/publications/article/079/6d3/28013886/Vestn._MGU.pdf (data obrashcheniya: 09.09.2019).

11. Sirotkin G.V. Sistemnyy analiz faktorov kachestva obrazovaniya v vuze / G.V. Sirotkin // Prikaspiyskiy zhurnal: upravleniye i vysokiye tekhnologii. — 2013. — № 2 (22). — S. 109-118.

12. Udotova O.A. Faktory, vliyayushchiye na obespecheniye i povysheniye kachestva obrazovatel'nogo protsessa v vuze / O.A. Udotova [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.emissia.org/offline/2011/1523.htm (data obrashcheniya: 09.09.2019).

Статья поступила в редакцию 25 сентября 2019 года Статья одобрена к печати 23 октября 2019 года

187

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.