74
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
УДК 330.3
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ И БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
ЦЫПИН ИГОРЬ СЕМЕНОВИЧ,
д-р экон. наук, профессор Московского государственного индустриального университета [email protected]
ЦЫПИНА СВЕТЛАНА ИГОРЕВНА,
аспирантка Финансового университета [email protected]
В статье системно рассматривается стратегия развития промышленности и экономики России на основе тесной координации государственной, региональной, отраслевой и бизнес-стратегий. Особое внимание уделяется взаимодействию государства, бизнеса и общества. Рассматривается развитие внешнеэкономической деятельности в целях продвижения промышленных товаров. Отдельно анализируются проблемы научно-технологического развития индустрии. Предлагается комплекс мер по долгосрочной модернизации экономики с учетом кризисных явлений на национальном и международном уровне.
Ключевые слова: промышленная политика; стратегия; кризис; взаимодействие государства, бизнеса и общества; Открытое правительство, развитие экономики; регионы.
The Strategy for Economic, Industrial
and Business Development in the Modern Context
TSYPIN I.S.,
ScD (Economics), full professor at the Moscow State Industrial University [email protected]
TSYPINA S.I.,
PhD student, Financial University [email protected]
The paper analyzes the strategy for the development of the Russian industry and economy based on the close coordination of federal, regional, sectoral and business strategies. The focus is laid on the cooperation between the government, business and society. The development of foreign trade activities aimed at the promotion of industrial products is considered. Special attention is paid to problems of scientific and technological development of the industry. A package of measures is proposed for the long-term modernization of the economy with account for the crisis phenomena at the national and international levels.
Keywords: industrial policy; strategy; crisis; cooperation of the state, business and society; open government; economic development; regions.
Источники мировых экономических кризисов
За последние 43 года произошли пять мировых экономических кризисов (табл. 1). Иными словами, кризисы повторялись каждые восемь лет. Причинами последнего кризиса стали перепроизводство нефти и замедление развития мировой экономики вследствие обвала, произошедшего на финансовых площадках США и КНР, а также санкций (в частности, в отношении России и Ирана), неустойчивости международной финансовой системы.
Кризисные явления оказали отрицательное влияние на развитие экономики России (рис. 1).
Определенный спад имел место в промышленности России. Так, в 2015 г. он составил 3,5% по отношению к предыдущему году.
Для предотвращения кризисных явлений в экономике стратегия промышленной политики должна обеспечивать комплексный системный подход к реализации наиболее важных национальных целей внутри страны и за рубежом, позволяющий обеспечивать всестороннее развитие индустрии и осуществление наиболее существенных научно-технических, технологических, социально-экономических и экологических задач. Рассмотрим указанные стратегии более подробно.
Таблица 1
Мировые кризисы в период 1973-2016 гг.
Наименование и время кризиса Источник кризиса Последствия кризиса Завершение кризиса
Нефтяной кризис 1973-1974 гг. Прекращение продажи странами ОПЕК нефти странам Европы и Израилю Рост цен на нефть, что привело к спаду в мировой экономике Увеличение со стороны СССР в два раза экспорта нефти на мировой рынок и рост поставок газа в страны Европы и завершение санкций ОПЕК
«Черный» понедельник 1987-1988 гг. Широкое использование роботов для покупки и продажи акций на биржах Масштабный обвал биржевых индексов в странах Европы, Америки, Австралии, Гонконга Ограничение торговли на фондовых рынках, принятие в США специальных правил по защите инвестиций и инвесторов
Азиатский кризис 1996-1998 гг. Интенсивный рост экономики стран Юго-Восточной Азии, сопровождающийся ростом госдолга Валютно-финансовый кризис, приведший к обвалу фондовых рынков и валют, падение цен на нефть с 25 до 8 долл. США за баррель (южнокорейская вона упала на 47%, а российский рубль - примерно в 4 раза) Выделение МВФ 40 млрд долл. США на прекращение кризиса, а в России реализация антикризисной программы правительства Примакова Е.М.
Международный финансовый кризис 20072009 гг. Крупномасштабный выпуск необеспеченных ценных бумаг ипотечными госкомпаниями США Падение биржевых индексов в США, Европе, Азии, банкротство 50 крупнейших банков США, спад цен на нефть до 50 долл. США за баррель Выделение корпорациям, банкам в США, ЕС и России кредитов на триллионы долларов
Нефтяной кризис 2014 г. - н/в Перепроизводство нефти относительно потребностей мировой экономики, снижение темпов роста экономики КНР и США Падение цен на нефть со 100 до 25-30 долл. США за баррель. Обвал биржевых индексов в США более чем на 20%. Спад производства в России, Венесуэле и т.д., рост цен на продовольственные и промышленные товары Соглашение между станами ОПЕК, а также Венесуэлой и Россией об ограничении производства нефти, постепенное снятие санкций с Ирана и России
Источники: «Аргументы и факты». 2015. № 36. С. 18; Цыпин И.С., Цыпина С.И. Стратегия развития экономики России до 2030 г. (опыт, проблемы, перспективы) // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, апрель 2013 г. М.: МГИУ, 2013. С. 15-26.
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
о4 10 8 6 4 2 0 -2 -4 -6 -8 -10
2005
2015
Год
Рис. 1. Динамика изменения ВВП России, в процентах к предыдущему году с 2005 по 2015 г. (2005 = 100%)
Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики, представленным на сайте www.gks.ru.
Государственная стратегия промышленной политики за рубежом
В последние двадцать лет произошел ряд негативных явлений во внешнеэкономической сфере, в частности значительно сократилось число торговых представительств России за рубежом, что уменьшило возможности развития международного торгово-экономического сотрудничества. Отрицательное влияние на российский внешнеторговый оборот оказывают в последние несколько лет экономические санкции Запада и США, существенно ослабляя централизованную координацию внешнеэкономической деятельности. По-прежнему в экспорте России значительное место занимает сырьевая составляющая. Все это требует существенного изменения внешнеэкономической и промышленной стратегии.
Государственная стратегия промышленной политики должна быть ориентирована не только на добычу минеральных ресурсов, но и на экспорт промышленных товаров: самолетов, военной техники, продукции агропромышленного комплекса и т.д., что и делается Правительством РФ в последнее время. Особое внимание в современных условиях должно обращаться на страны Азии, такие как Индия, Китай, Сингапур,
Вьетнам и др., не только в части поставки нефти и газа, но и современных вооружений, самолетов, оборудования для атомных электростанций [3]. Существенную финансовую помощь в этом может оказать банк БРИКС, а также созданный в Японии Инвестиционный фонд в размере 100 млрд долл. США для осуществления крупных азиатских проектов, в том числе на Дальнем Востоке. В перспективе это позволит реализовывать далеко идущие планы России по развитию БАМа, осуществлению крупномасштабных проектов по строительству мостов в Крыму, на реках Сибири и Дальнего Востока, строительству скоростных железнодорожных магистралей (например, Москва — Казань) и т.д. Существенную роль в повышении экспортного потенциала России должен сыграть недавно созданный Экспортный центр Российской Федерации, одной из задач которого должно стать активное вовлечение предприятий России в организацию всемирной сети выставок промышленной продукции, технологий и оборудования, а также в продвижение отечественной продукции за рубежом.
Государство в лице Минпромторга России активно осуществляет мероприятия по поддержке экспорта. В 2015 г. был одобрен 91 экспортный
проект «Росэксимбанка» на сумму субсидий 2942,7 млн руб.1
Особое внимание в нашей стране уделяется в последние годы расширению торгово-экономического сотрудничества с Китаем. Принимая во внимание сложность проникновения на китайский рынок и получения инвестиций в современных условиях, на наш взгляд, следует обратить более пристальное внимание на взаимодействие с другими странами БРИКС, АТЭС и АТР, а также объединения стран Латинской Америки и Африки [4, 5]. Развитие экспортного потенциала нашей страны должно основываться на реализации стратегий промышленной политики внутри России (рис. 2).
Рассмотрим эти стратегии подробнее.
Отраслевая стратегия промышленной политики
Отраслевая стратегия промышленной политики разрабатывается в отношении соответствующих промышленных комплексов с учетом перспективных и текущих задач их развития, принимая во внимание конкретные вызовы, кризисы и санкции (рис. 3).
Санкционная политика Запада и террористические угрозы вынуждают Россию заниматься опережающим развитием оборонно-промышленного, машиностроительного и агропромыш-
1 Сайт Минпромторга России. URL: http://minpromtorg.gov.ru/ open_ministry/declaration/export/ (дата обращения: 11.07.2016).
ленного комплексов, позволяющих обеспечивать научно-техническое перевооружение индустрии, высокий уровень обороноспособности и продовольственной безопасности Российской Федерации.
Анализ показывает, что, несмотря на экономические санкции, отсутствие дешевых кредитов и финансовую блокаду, в нашей стране активно продолжается создание новых предприятий в различных отраслях индустрии (табл. 2).
Государственная стратегия промышленной политики должна быть ориентирована не только на добычу минеральных ресурсов, но и на экспорт промышленных товаров
В рамках выполнения задач, поставленных Стратегией-2030, в России строятся сотни промышленных предприятий и успешно внедряется стратегия импортозамещения.
Для реализации стратегии развития индустрии очень важно обеспечить интенсификацию деятельности агропромышленного комплекса, который уже в настоящее время обеспечивает население продовольственной продукцией в виде мяса свинины и птицы. Для дальнейшего развития АПК необходимо:
*-V
СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА
Рис. 2. Государственная стратегия промышленной политики
Источник: составлено авторами.
78
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Рис. 3. Основные производственные комплексы
Источник: составлено авторами.
Таблица 2
Новые предприятия, созданные в России в 2015-2016 гг.
Наименование предприятия Область (город) Объем вложенных инвестиций Объем производства в год
Деревообрабатывающий завод «Судома» Псковская область 1,8 млрд руб. 60 тыс. м куб.
Фармацевтический завод Калужская область, индустриальный парк «Ворсино» 10 млрд руб. 40 млн упаковок лекарств
Птицеперерабатывающее предприятие «Евродон» Ростовская область - В 2016 г. станет крупнейшим в Европе
Кондитерский комбинат «КДВгрупп» Воронежская область (строится) 16 млрд руб. 500 т в сутки
Ферма-робот (в перспективе 5 таких ферм) Вологодская область 3 млрд руб. -
Источник: составлено по данным газеты «Аргументы недели». 2015. № 44 (485). 19-25 ноября. С. 1.
вводить в оборот миллионы га свободной пашни;
изымать у владельцев используемые не по назначению сельскохозяйственные земли и передать их фермерам; выделять дополнительные средства для фермерских и приусадебных хозяйств, которые позволят поднять обеспеченность населения нашей страны продовольствием по умеренным ценам; координировать работу и максимально использовать потенциал более 20 институтов АПК и восстанавливать исследовательские центры и лаборатории.
Для устойчивого развития индустрии необходимо предусмотреть четкие пропорции в развитии различных промышленных комплексов, отдавая предпочтение ОПК, машиностроению и АПК.
Выбор эффективной стратегии промышленной политики, предполагающий оптимальное сочетание ресурсной стратегии, импортозаме-щения и политики авангардных технологий, зависит от специфики построения отечественной индустрии и экономики в целом, располагающей колоссальными запасами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, отсталым машиностроением и комплексом требующих интенсивного
развития передовых отраслей, в частности атомной, космической, ракетостроения, ОПК и др.
По данным специалистов, рубль, вложенный в ресурсные отрасли, окупается приблизительно через 12 лет, в машиностроение — через 5-6 лет, а в электронную индустрию — через 3-4 года. Это грамотно учитывают в КНР, обеспечивая быструю окупаемость капиталовложений [2].
Не менее перспективным представляется организация рациональной научно-технологической и производственной структуры промышленности в соответствии с требованиями современного отечественного и зарубежного рынка [9].
Однако при определении стратегии развития промышленности важно учитывать не только современные реалии, но и потребности будущего, что предполагает продуманный подход к выбору научно-технологической политики будущего. Проведенный нами анализ показывает, что можно выделить три возможных подхода в этом направлении (рис. 4).
Первый подход опирается на решение текущих научно-технологических задач по частичному совершенствованию конструкций и технологических параметров разработки новой техники (узлов, деталей).
Второй подход направлен на решение среднесрочных проблем развития науки и производства (разработка мобильной связи, лазерных установок для медицинских и других целей и т.д.). Данный подход нацелен на создание конкретного продукта и отражает рыночно-отраслевой характер и соответствующие преимущества.
Третий подход позволяет создать в среднесрочной и долгосрочной перспективе принципиально новые технологии на базе фундаментальных исследований, приводящих к смене
технологического уклада. В качестве примера можно привести разработку ядерной проблемы, которая привела к созданию специального машиностроения, и т.д. Таким образом, стратегический подход вызывает мультипликативный эффект, лежащий в основе создания новых отраслей производства и прорывных технологий.
Рубль, вложенный в ресурсные отрасли, окупается приблизительно через 12 лет, в машиностроение - через 5-6 лет, а в электронную индустрию - через 3-4 года
Для успешного решения задач, связанных с реализацией первого, второго и третьего подходов, необходимо:
• создать штат главных конструкторов по наиболее перспективным направлениям развития науки и производства;
• сформировать систему высококонкурентных ОКБ с опытным производством по наиболее важным направлениям развития ма-шино- и станкостроения, авиации, других отраслей индустрии (эта система успешно действовала в условиях СССР);
• провести инвентаризацию выполненных НИОКР;
• расширить коммерциализацию НИОКР, в том числе за счет размещения работ в Интернете, что позволит привлечь к их выполнению талантливых ученых и специалистов;
Рис. 4. Основные подходы научно-технологической политики
Источник: составлено авторами.
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
• вернуться к практике многостороннего сотрудничества по цепочке: НИИ РАН — отраслевые прикладные НИИ — федеральные университеты — промышленные предприятия — министерства и ведомства, восстановить практику избрания в члены РАН научно-практических работников, главных конструкторов космических и других инновационных проектов, руководителей крупных государственных корпораций;
• обеспечить развитие инновационных кластеров (типа «Сколково»), вкладывая государственные ресурсы в наукограды, имеющие значительное количество нереализованных оригинальных научно-практических разработок;
• создать новое министерство инноваций для реализации инновационной политики в Российской Федерации и координации крупномасштабных научно-технологический проектов.
Региональная стратегия
Рассматривая стратегию и тактику развития российских регионов, важно принимать во внимание [3]:
• природно-ресурсный потенциал;
• нормативно-правовое регулирование их деятельности в рамках центр — регионы;
• административное деление и степень его укрупнения;
• финансово-бюджетные отношения федеральный центр — регионы;
• инвестиционную политику;
• прогнозирование и планирование;
• соотношение промышленности, аграрного сектора, строительства;
• конкурентоспособность предприятий;
• развитие инфраструктуры региона;
• уровень развития МСП и др.
Для более тщательного анализа развития регионов и их сопоставления можно использовать метод семантического дифференциала с более детальной градацией факторов, позволяющих оценивать узкие места и преимущества регионов.
В настоящее время можно выделить следующие основные направления экономического развития регионов [6]:
• разработка стратегии долгосрочного (на 10-15 лет), среднесрочного (на 5-7 лет) и краткосрочного (до 1 года) планирования деятельности регионов в жесткой увязке с централизованным государственным планированием;
• формирование эффективной стратегии развития и основных направлений развития НТП, коррелированных с соответствующей стратегией государства:
• выбор, с учетом специфики региона, оптимальной промышленной, в том числе агропромышленной, политики региона;
• создание укрупненных самодостаточных регионов;
• формирование и развитие территорий опережающего развития, современных кластеров и технопарков;
Рис. 5. Пирамида бизнеса в России
Источник: составлено авторами.
• создание разветвленной транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры;
• модернизация и техническое перевооружение предприятий региона;
• интенсификация развития МСП.
Особое внимание в условиях дефицита финансовых ресурсов, а также кризисных явлений в отечественной и мировой экономике следует уделять региональным территориям опережающего развития и, прежде всего, регионам Сибири, Дальнего Востока и Сахалина.
Стратегии бизнеса
Анализируя стратегии развития бизнеса, следует учитывать его величину, направленность и возможности с учетом пирамиды бизнеса. В настоящее время сложилась трехуровневая пирамида бизнеса (рис. 5).
В основании пирамиды располагаются предприятия малого бизнеса, выше — предприятия среднего бизнеса и, наконец, вершину пирамиды занимают крупные предпринимательские структуры («Газпром», «Норникель» и др.). В условиях нестабильной экономики численность малых предприятий уменьшается. В частности, только за 2013 г. количество малых предприятий в Российской Федерации сократилось на 600 тыс., что отрицательно влияет на развитие промышленности в стране.
При рассмотрении состояния пирамиды бизнеса следует уделить особое внимание усилению координации различных уровней, что позволит обеспечить создание системы интенсивного развития промышленности и экономики страны. При этом необходимо, чтобы государственные заказы, поступающие крупному бизнесу, равномерно распределялись в соответствии с решениями Правительства РФ малым и средним предприятиям, выполняющим соответствующие работы для государственных госкорпораций России, как это успешно делается на фирмах Японии и других высокоразвитых стран мира [1, 2].
Вывод экономики России из кризиса в рамках современной промышленной политики требует более тесного взаимодействия государства, бизнеса и общества. Цели этого взаимодействия: снять основные препятствия для развития индустрии, создать благоприятные условия для привлечения отечественных и зарубежных ин-
вестиций, создать конкурентную среду для развития бизнеса в России [8, 9].
Важную роль в реализации этих целей должна сыграть формируемая с 2012 г. система Открытого правительства (далее — ОП). Согласно информации, представленной на сайте правительства, «Открытое правительство — не отдельное министерство или ведомство. Это система механизмов и принципов, обеспечивающих открытость и подотчетность органов власти; экспертизу, вовлечение общества и бизнеса в принятие решений; прозрачность государственных расходов, закупок и инвестиций; эффективный общественный контроль».
Так, за 2015 г. в результате работы ОП было опубликовано более 11 тыс. наборов открытых государственных и муниципальных данных, создано более 200 приложений и сервисов на их основе. За этот же период Экспертный совет при правительстве в составе ОП подготовил более 200 заключений по различным тематикам (социально-экономическая политика, инновации, противодействие коррупции, программы развития госкомпаний, реформа системы госконтроля и т.д.)2.
Выводы
Для обеспечения динамичного развития России необходимо изменить модель развития экономики:
• поменять модель развития экономики, перейдя от сырьевой к инновационной структуре;
• обеспечить активное взаимодействие государства, бизнеса и населения на основе дальнейшего развития системы ОП;
• обеспечить реализацию программы разумного импортозамещения;
• постепенно добиваться сбалансированности бюджета (не более 3% дефицита) и снижения величины госдолга, достигающего в настоящее время около 10% ВВП;
• развивать национальную платежную систему на основе национальной карты «Мир»;
• вернуть ведущую роль госпрограмм в развитии науки и промышленности страны;
• обеспечить развитие МСП на основе налогового стимулирования, создания благоприятного экономического климата в центре и регионах в виде выделения соб-
2 Сайт Отрытого правительства. URL: http://open.gov.ru/ infografika/result-2015/ (дата обращения: 10.07.2016).
ственности, субсидий и дешевых кредитов, уменьшить избыточный контроль за МСП; • обеспечить интенсивное научно-технологическое развитие страны на основе четкой координации на базе стратегических
госпрограмм РАН, отраслевых министерств и ведомств, госкорпораций, институтов развития, инновационных МСП, а также на базе формирования Федерального агентства технологического развития.
Литература
1. Смирнов В.М. Государственные корпорации в региональной экономике: монография. М.: ВГНА Минфина России, 2010. 224 с.
2. Смирнов В. М. Государственная региональная политика в современных условиях и социально-экономическая динамика развития регионов // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2011. № 6. С. 276-279.
3. Потрубач Н.Н., Цыпин И.С., Цыпина С.И. Стратегия развития экономики и промышленности России в условиях современных геополитических вызовов // Микроэкономика. 2015. № 5. С. 27-38.
4. Цыпин И.С. Проблемы модернизации экономики России в XXI веке: монография. М.: ВГНА Минфина России, 2012. С. 224.
5. Цыпин И.С., Веснин В.Р. Мировая экономика: учебник. М.: ИНФРА-М, 2016. 288 с.
6. Цыпин И. С., Веснин В.Р. Государственное регулирование экономики: учебник. М.: ИНФРА-М, 2015. 296 с.
7. Будович Ю.И. Проблемы практического исследования в системе государственного управления промышленностью // Экономические науки. 2015. № 4 (125). С. 11-17.
8. Лебедев К.Н. Системный подход и методология менеджмента. М.: Красная звезда, 2008. 840 с.
9. Дивина Т. В. Особенности взаимодействия объектов и субъектов, составляющих систему управления промышленным предприятием // Социально-экономическое развитие России в условиях нестабильной экономики: сборник научных статей. М.: МГИУ, 2014. С. 71-76.
References
1. Smirnov V. M. Public corporations in the regional economy [Gosudarstvennue corporatsii v regionalnoy ekonomike: мonografia]. Moscow, 2010, 224 р.
2. Smirnov V. M. State regional policy in modern conditions and socio-economic dynamics of regional development [Gosudarstvennaya regionalnaya politika v sovremennih usloviyah i sotsialno-ekonomicheskaya dinamika razvitiya regionov]. Biznes vzakone — 2011, No. 6, pp. 276-279.
3. Potrubach N. N., Tsypin I. S., Tsypina S. I. Strategy of development of economy and industry of Russia in contemporary geopolitical challenges [Strategia razvitia ekonomiki i promyshlennosti Rossii v usloviyah sovremennih geopoliticheskih vyzovov]. Mikroekonomika — Microeconomics, 2015, No. 5, pp. 27-38.
4. Tsypin I. S. Problems of modernization of the Russian economy in the XXI century [Problemy modernizatsii ekonomiki Rossii v XXI veke: мonografiya]. Moscow, 2012, p. 224.
5. Tsypin I. S., Vesnin V. R. World economy [Mirovaya ekonomika: uchebnik]. Moscow, 2016, 288 p.
6. Tsypin I. S., Vesnin V. R. State Regulation of Economy [Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomiki: uchebnik]. Moscow, 2015, 296 p.
7. Budovich U. I., Lebedev K. N., Tsypina S. I. Practical research problems in the public administration of industry [Problemi prakticheskogo issledovania v sisteme gosudarstvennogo upravlenia promyshlennostiu]. Ekonomicheskie nauki — Economics, 2015, No. 4 (125), pp. 11-17.
8. Lebedev K. N. The systematic approach and methodology management [Sistemniy podhod i metodologia menedzhmenta]. Moscow, 2008, 840 p.
9. Divina T.V. Features of interaction of objects and subjects that make up the industrial enterprise management system [Osobennosti vzaimodeistviya obiekotov i subiektov, sostavlyaushih sistemu upravlenia promyshlennim predpriatiem]. Socio-economic development of Russia in the conditions of unstable economy: collection of scientific articles, Moscow, 2014, pp. 71-76.