ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ экономики
ЦЫПИНИ.С.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ
РОССИИ
Рассматриваются этапы и содержание экономических реформ, направленных на модернизацию экономики России за последние 30 лет, а также стратегия развития экономики России и промышленности страны на федеральном и региональном уровне. Предлагаются основные направления модернизации экономики России в условиях современной нестабильной экономики XXI века.
CYPINIX
ECONOMIC REFORMS AND MODERNIZATION OF RUSSIAN
ECONOMY
The paper highlights major stages and content of economic reforms aimed at modernizing the Russian economy over the last 30 years as well as economic development strategy at both federal and regional level. It outlines the main directions for modernizing Russia's economy in today's unstable economic reality of the XXI century.
Ключевые слова: реформа, модернизация, стратегия, приватизация, шоковая терапия, стабилизация экономики, инновационная стратегия, реструктуризация, пирамида бизнеса, региональное управление, финансовая нестабильность XXI века.
Keywords: reform, modernization, strategy, privatization, shock therapy, stabilization of the economy, innovation strategy, restructuring, pyramid business, regional management, financial fragility in the XXI century.
В XXI веке перед Россией стоит крупномасштабная проблема интенсификации и модернизации экономики, придания её нового качества экономического роста.
Учитывая сложное промежуточное положение между Востоком (Азией) и Европой (Западом), наличие огромной территории и колоссальных природных ресурсов, в том числе водных, в которых остро нуждаются различные страны мира, вопросы модернизации экономики, обеспечивающие управление её национальной безопасностью, повышение уровня благосостояния населения и сохранение её международного статуса в условиях резко возрастающей конкуренции США и Китая, стран ЕС, их территориальных претензий на районы Сибири и Дальнего Востока, играют колоссальную роль в сохранении России как мощной самостоятельной, развитой великой державы мира.
Всё это требует активного государственного участия в партнерстве с бизнесом при поддержке экономических и социальных реформ народом нашей страны.
К сожалению, и сегодня ряд видных ученых и специалистов при разработке системы модернизации экономики придерживаются либеральной модели экономического развития.
Видимо, провал либеральной модели развития экономики в капиталистических и развивающихся странах в 90 - х годах XX века, а также в России не оказал отрезвляющего воздействия и ничему не научил этих исследователей.
Сегодня эти ученые и специалисты вновь призывают правительство РФ к проведению крупномасштабной приватизации собственности с использованием «шоковой терапии», которая доказала свою несостоятельность в переходный период нашей страны.
Может быть, именно благодаря тому, что около 70% собственности, в том числе предприятий находится в настоящее время в руках государства и поддерживается им, нам удалось относительно, без крупномасштабных разрушений экономики, выбраться из пучины мирового экономического кризиса 2007-2009 годов.
Поэтому при рассмотрении вопроса стратегии модернизации экономики России мы придерживаемся взвешенного подхода к соотношению государственного регулирования экономики на основе партнерских отношений государства и бизнеса путем создания максимально благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса и поэтапной (постепенной) приватизации государственной собственности, что позволит, не разрушая действующую систему управления экономикой, придать ей новые стимулы для развития в XXI веке.
1. Путь к модернизации экономики шел через целую серию реформ, проведенных за последние 30 лет:
❖ реформы М. Горбачева, связанные со стремлением создать современную систему развития НТП и модернизации социально-экономической и политической системы, построить социализм с человеческим лицом;
❖ реформы Б.М. Ельцина, связанные с переходом от социалистической к рыночной экономике, построением новой системы хозяйствования и управления;
❖ реформы В.В. Путина и Д.А. Медведева, направленные на интенсификацию развития и модернизацию экономики и управления страной.
2. С переходом к рыночной экономике Россия, в условиях распада СССР, попала сначала в системный экономический кризис 1991-1996 гг., в результате которого при спаде объема ВВП почти вдвое мы столкнулись с деиндустриализацией экономики.
Волна нового финансового кризиса 1998-1999 годов потребовала серьезной трансформации экономической политики РФ и разработки политики стабилизации экономики, которая была достигнута в 2003-2004 годах.
3. Для обеспечения дальнейшего развития экономики в начале XXI века руководством страны был принят курс на модернизацию экономики нашей страны, которая должна обеспечить превращение РФ в мощное современное государство с развитой экономикой, современным уровнем научно-технического и инновационного потенциала, высоким уровнем благосостояния населения страны.
Однако этот период займет не менее 20 лет и потребует от Правительства РФ разработки и реализации долгосрочной стратегии развития страны до 2030 года.
4. В настоящее время в мировой практике используются 4 стратегии модернизации экономики:
❖ военно-промышленная стратегия;
❖ ресурсная стратегия;
❖ стратегия стабилизации;
❖ инновационная стратегия.
Более перспективной, с точки зрения экономического развития, представляется инновационная стратегия.
Однако в чистом виде ее будет трудно реализовать, учитывая современные реалии.
Поэтому в расчете на длительную перспективу, с учетом огромных ресурсов страны, сложности военно-политического положения и ряда других факторов, необходимо разработать комплексную стратегию модернизации, основанную на оптимальном сочетании военно-промышленной, ресурсной, стабилизационной и инновационной стратегий.
5. Реализация комплексной стратегии развития экономики России должна осуществляться по следующим основным направлениям:
❖ определение и приоритетное финансирование ключевых направлений развития науки и техники;
❖ создание и эффективное функционирование инновационного комплекса;
❖ формирование эффективной стратегии развития промышленности и других отраслей экономики;
❖ обеспечение развития и эффективного использования природно-ресурсного потенциала;
❖ реструктуризация предприятий;
❖ модернизация производства и основных производственных фондов;
❖ обеспечение интенсивного развития транспортной, топливно-энергетической и жилищно-коммунальной инфраструктуры;
❖ создание эффективной административно-правовой антимонопольной системы регулирования;
❖ обеспечение эффективного регулирования государственной, региональной и муниципальной собственности;
❖ формирование эффективной финансовой системы страны;
❖ развитие пирамиды бизнеса, и прежде всего, малого и среднего бизнеса;
❖ обеспечение экономической безопасности.
6. При разработке современной промышленной политики для обеспечения успешной модернизации экономики рекомендуется использовать в РФ комбинированную стратегию промышленного развития, основанную на оптимальном сочетании 3 следующих стратегий:
❖ сырьевая стратегия (для группы отраслей сырьевого и топливно-энергетического направления);
❖ стратегия дублирования (для неконкурентных отраслей обрабатывающей промышленности);
❖ авангардная стратегия (для передовых в научно-техническом отношении отраслей науки и производства).
Между указанными группами отраслей, с использованием деревьев целей, должны быть установлены четкие приоритеты и пропорции, на основе которых должно быть обеспечено приоритетное финансирование.
7. Обеспечение гибкой финансовой политики важно реализовать на основе проведения следующих мероприятий:
❖ создание и эффективное использование для развития экономики в условиях мировой финансовой нестабильности необходимых финансовых резервов на основе Резервного фонда и Бюджета развития;
❖ формирование международного финансового центра в Москве и его филиалов в крупнейших городах Северо-Запада, Урала, Сибири и Дальнего Востока;
❖ создание, наряду с ипотечным кредитованием, системы страховых сберегательных касс, обеспечивающих рациональную систему аккумулирования собственными ресурсами и рациональную систему кредитования строительства жилья для населения России;
❖ расширение применения системы микрокредитования малого бизнеса;
❖ снижение налогообложения бизнеса и введение прогрессивной шкалы налогообложения личных доходов среднего класса и богатых слоев населения.
8. Рекомендуется осуществить совершенствование системы управления экономикой РФ на базе проведения следующих преобразований:
❖ наряду с организацией функционального управления, для обеспечения ускорения модернизации и инновационного развития создать комплекс централизованных специализированных министерств (на базе Мин-промторговли и других федеральных ведомств);
❖ развивать рациональное укрупнение регионов, что позволит создать систему, включающую 13-15 самодостаточных региональных образований, и облегчить управление ими;
❖ продолжить создание системы электронного правительства, позволяющего упорядочить функции управленческих органов в центре и на местах, облегчить их взаимодействие с налогоплательщиками и другими органами управления, сделать прозрачными и антикоррупционными взаимодействие власти и бизнеса.
9. Очень важно обеспечить ускорение разработки и внедрения инноваций на
федеральном и региональном уровнях на базе проведения следующих мероприятий:
❖ пропорциональное инвестирование со стороны государства наряду со Сколково, других наукоградов, поскольку иначе мы можем потерять колоссальный инновационный потенциал более 20 современных наукоградов России;
❖ использование системы параллельного выполнения цикла НИОКР -производство с изготовлением опытных образцов совместно с исследователями, конструкторами и технологами НИИ (КБ) и будущих заводов с передачей автоматических линий вместе с оснасткой на новые заводы при совместном участии в сборке и запуске новых заводов специалистов НИИ (КБ) и заводов, что позволит ускорить развертывание предприятий по реализации нанотехнологий, новых углеродных и других производств;
❖ принятие в качестве основы отсчета инноваций патента и обеспечение его реализации (поскольку пакет патентов фирмы в несколько раз увеличивает стоимость компании на рынке, что обеспечивает приток инвестиций и ее престиж);
❖ создание специального федерального фонда, который обеспечит прохождение сложной международной системы регистрации лучших отечественных патентов;
❖ расширение с привлечением федеральных служб (на паритетных началах с бизнесом) организации и проведения крупных отечественных и зарубежных ярмарок, экономических форумов с представлением на них новейших образцов техники и технологий, новых перспективных проектов и разработок российских ученых и инженеров.
10. Наряду с указанными мероприятиями, следует обратить особое внимание
на следующие моменты модернизации:
❖ обеспечить оптимальное сочетание в масштабе страны и регионов отраслевого и функционального управления;
❖ предусмотреть в длительной перспективе существенное превышение темпов роста производительности труда над увеличением зарплаты и доходов населения (причем в условиях модернизации темп роста доходов населения должен быть не выше 1-2% в год);
❖ обратить внимание (в условиях недостаточного количества ресурсов в пенсионном фонде и фонде медицинского страхования) на необходимость постепенного повышения пенсионного возраста (для женщин -до 60 лет и для мужчин - до 65 лет), а также увеличить отчисления в пенсионный фонд и фонд медицинского страхования со стороны организаций и предприятий с проведением предварительного эксперимента в различных регионах, чтобы не привести к резкому увеличению серых схем оплаты труда;
11. Важно также проводить стратегию модернизации экономики последовательно, несмотря на кризис международной валютно - финансовой системы.
Для того, чтобы максимально уменьшить отрицательные последствия
кризисных явлений, целесообразно:
❖ ускорить создание общего рынка государств СНГ с использованием рубля как основного средства международных расчетов;
❖ увеличить долю золота в составе золотовалютных резервов государства;
❖ ужесточить финансовый контроль за использованием государственных финансовых ресурсов, идущих как на осуществление программ модернизации, так и других фундаментальных программ;
❖ обеспечить контроль за движением крупных финансовых сумм как внутри страны, так и за рубежом, что позволит предотвратить утечку финансовых ресурсов за рубеж и предотвратить масштабные финансовые спекуляции внутри страны;
❖ обеспечить прозрачность и ужесточить координацию и контроль использования ресурсов, выделяемых на реализацию государственных закупок;
❖ переходить во взаимных расчетах государств к использованию взаиморасчетов в национальных валютах;
❖ использовать при активном содействии Правительства РФ привлечение иностранных и отечественных инвестиций для реализации крупномасштабных отечественных и зарубежных проектов;
❖ более целеустремленно преобразовывать с участием Правительства зарубежные кредиты в инвестиции, используя членство в международных клубах кредиторов (Парижском, Лондонском и др.);
❖ поэтапно разработать и запустить в перспективе в обращение золотые червонцы в целях укрепления рубля как средства международных расчетов.
_Литература_
1. Балакина А.П., Аносова Л.А., Бабленкова И.И., Цыпин И.С., под ред. Антикризисное управление, экономическая безопасность и борьба с коррупцией. Сборник. - М.: ВГНА Минфина РФ, 2010. - 450 с.
2. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. - М.: Экономика 2010г.
3. Полтерович В.М.(под ред.) Стратегия модернизации российской экономики. - Санкт-Петербург, 2010.
4. Сухарев О.С. Институциональная теория и экономическая политика. К новой теории передаточного механизма в макроэкономике. Книга I. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика»«, 2007.
5. Цыпин И.С. Проблемы модернизации экономики России в XXI веке. Монография. - М.: ВГНА, 2012.
6. Цыпин И.С. и др. Стратегия и тактика развития экономики России до 2020 года на федеральном и региональном уровнях. Монография. - М.: ВГНА, 2011.
7. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия: Учебник для вузов. - М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 2007.
8. Шамхалов Ф. Философия бизнеса. - М.: Экономика, 2010.