Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АКВАКУЛЬТУРЫ КБР'

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АКВАКУЛЬТУРЫ КБР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ ЗАВИСИМЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СУБЪЕКТЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ / АССОЦИАЦИЯ / ЦЕНТР ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ / КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шахмурзов А.М.

В статье рассматривается актуальная проблема становления и развития рыбоводства (аквакультуры) в Российской Федерации и в Кабардино-Балкарской республике в частности. Предложены направления организационно-экономического совершенствования менеджмента в интеграционных (кластерных) структурах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AQUACULTURE DEVELOPMENT STRATEGIES IN KBR

The article deals with the actual problem of formation and development of fish farming (aquaculture) in the Russian Federation and the Republic of Kabardino-Balkaria, in particular. The directions of organizational and economic improvement in the integration of management (cluster) structures.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АКВАКУЛЬТУРЫ КБР»

рыбы получим за счет минеральных удобрений (зерновых отходов). Используя кормовой коэффициент -5, потребность в зерновых отходах составит: ПЗО = 5 х 7 ц/га = 35 ц/га.

Таким образом, на 1 га водоема для обеспечения прироста рыбы за счет удобрений и кормов потребуется 5 тонн навоза и 35 ц зерновых отходов. На всю зарыбленную площадь водоемов КБР потребуется:

- навоза: 5 т х 830 = 4150 тонн;

- зерновых отходов: 35 ц х 830 = 29050 ц или 2905 тонн.

Объемы затрат на последующие периоды рассчитываются с учетом коэффициентов прироста объемов производства рыбы.

Далее рассчитываем сумму затрат на удобрения и корма.

Для конкретного рыбохозяйственного субъекта данные расчеты необходимо производить отдельно. По данным таблицы потребного оборудования и инвентаря, рассчитывается сумма амортизационных отчислений.

Согласно штатному расписанию, определяются статьи себестоимости: фонд оплаты труда и единый социальный налог. Другие статьи себестоимости определяются по типовым методикам, что позволяет рассчитать экономическую эффективность развития аквакультуры (см. табл. 4).

Таблица 4 - Экономическая эффективность развития аквакультуры региона (на примере КБР)

Показатели Годы

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Объем рыбопроизводства (тонн) 1869 2329 3104 4555 5921 6737 7425 7635 7845

Цена за 1 тонну (руб.) 150000 160000 160000 170000 170000 180000 180000 20000 20000

Валовой доход (млн.руб.) 270,0 368,0 496,0 765,0 1003,0 1206,0 1332,0 1520,0 1560,0

Рентабельность (%) 8,0 9,0 11,0 11,0 12,0 13,0 14,0 16,0 18,0

Себестоимость (млн.руб.) 250,0 337,0 447,0 689,0 895,0 1067,0 1168,0 1310,0 1322,0

Прибыль (млн.руб.) 20,0 31,0 49,0 76,0 108,0 139,0 164,0 210,0 238,0

Таким образом, данная методика позволяет рассчитать цену производства рыбы, прибыль, рентабельность и другие производственные и экономические показатели программы развития рыбопроизвод-ства в регионе.

Литература

1. Крайний А. Законы в свете ФАР. //Рыбное хозяйство, 2001. - №1.

2. Шахмурзов М.М. Современное состояние и перспективы развития рыбохозяйственного комплекса //Материалы Международной научно-практической конференции "Ломоносов-2004". - М., 2004.

3. Шерман И.М. Рекомендации по интенсификации прудового рыбоводства. - Херсон, 2002.

УДК 639.2:332.1 (470.64)

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АКВАКУЛЬТУРЫ КБР

Шахмурзов А. М., кандидат экономических наук

ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В.М. Кокова»

AQUACULTURE DEVELOPMENT STRATEGIES IN KBR

Shakhmurzov A. M., Candidate of Economy

FSBEIHPE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokov»

В статье рассматривается актуальная проблема становления и развития рыбоводства (аквакультуры) в Российской Федерации и в Кабардино-Балкарской республике в частности. Предложены направления организационно-экономического совершенствования менеджмента в интеграционных (кластерных) структурах.

Ключевые слова: технологически зависимые предприятия, субъекты институциональной структуры, ассоциация, центр инновационных технологий, центр управления интеграционными технологиями, кластер и др.

The article deals with the actual problem of formation and development of fish farming (aquaculture) in the Russian Federation and the Republic of Kabardino-Balkaria, in particular. The directions of organizational and economic improvement in the integration of management (cluster) structures.

Key words: technology ventures, institutional actors, association, Center for Innovative Technology, the control center integration technology, cluster, etc.

Мировое рыболовство не может существенно наращивать вылов водных биологических ресурсов в естественной среде - тут "потолок" уже практически достигнут. Поэтому, чтобы удовлетворить спрос на рыбопродукцию, необходимо увеличивать её выращивание в водных акваториях. Биологический потенциал внутренних водоемов Российской Федерации может обеспечить производство аквакультуры в объеме до 3 млн. тонн [4]. Программой развития аквакультуры до 2020 года предусмотрено методическое обеспечение реализации региональных программ развития рыбоводства (аквакультуры), планируется также совершенствование системы управления деятельностью хозяйств аквакультуры в регионах [5].

Всестороннее развитие рыбохозяйственного комплекса является одним из ключевых приоритетов экономической политики Правительства Российской Федерации. Рыболовство, рыбопереработка и аквакульту-ра - это главные звенья рыбохозяйственного комплекса.

Наиболее сложные проблемы рыбохозяйственного комплекса, требующие межведомственного согласования и взаимодействия решать вне соответствующей организационной структуры не возможно. Субъекты рыбохозяйственного комплекса технологически и институционально разобщены. Государственная поддержка в таких условиях не эффективна. Заметного продвижения в решении задачи обеспечения населения страны качественной рыбной продукцией отечественного производства не наблюдается. Между тем, под реализацию Федеральной целевой программы "Повышение эффективности использования ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2014 годах" мобилизованы значительные денежные средства. Общий объем капиталовложений составил 62 млрд. рублей. С 2012 года начнет реализовываться Госпрограмма "Развитие рыбохозяйственного комплекса до 2020 года", предусматривающая доведение среднедушевого потребления рыбной продукции до 28 кг [4].

Опыт функционирования субъектов рыбохозяйст-венной деятельности свидетельствует об адекватной и оперативной их реакции на формы и методы государственной поддержки. В настоящее время рыбохо-зяйственный комплекс РФ представляет собой сложный и разбалансированный механизм, требующий структурных преобразований, совершенствования производственно-технологического и финансово-экономического управления.

Принятые в последние годы законопроекты в основном направлены на сокращение административных барьеров в рыбохозяйственном комплексе, оптимизации полномочий федеральных и региональных органов власти. В первую очередь в области обеспечения качества и безопасности рыбной продукции.

Россия производит только 0,2 процента мировой продукции аквакультуры. Вместе с тем, наша страна располагает крупнейшим в мире водным фондом, пригодным для ведения аквакультурной деятельности. Это 225 тыс. кв. километров озер, 43 тыс. кв. километров водохранилищ и 520 тыс. километров водной глади рек. По данным Росрыболовства, на этой территории в сфере аквакультуры работает 2427 хозяйствующих субъектов различных форм собст-

венности, большинство из которых - малые и средние предприятия [4].

Достижение к 2020 году статуса России как ведущей мировой державы в области рыбного хозяйства видится в решении следующих задач:

- совершенствование организационно-правовой базы развития рыбохозяйственного комплекса, включая и аквакультуру;

- государственная поддержка РХК в части создания услвоий для повышения инвестиционной привлекательности аквакультуры;

- совершенствование менеджмента в интеграционных структурах (кластерах) РХК и аквакультуры;

- государственная поддержка производства рыбо-посадочного материала с последующим предоставлением его по льготным ценам субъектам аквакультуры.

Приоритетным по производству аквакультуры является, в том числе и Северо-Кавказский регион. В Южном федеральном округе зарегистрировано порядка 800 организаций, осуществляющих производство продукции аквакультуры.

Несмотря на благоприятные природно-климатические условия для развития аквакультуры, эта отрасль находится в настоящее время в депрессивном состоянии.

Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 589 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления в сфере рыбного хозяйства" перед Росрыболовством поставлена задача - довести к 2020 году выпуск продукции аквакультуры со 130 тыс. до 410 тыс. тонн в год, тем самым, повысив среднедушевое потребление продукции аквакультуры до 21 килограмма в год.

Эффективность развития регионального рыбохо-зяйственного комплекса связана с необходимостью комплексного решения основных проблем в системе рыбного хозяйства КБР, а именно:

- падение уровня производства товарной рыбы и рыбопосадочного материала;

- низкий уровень потребления рыбопродуктов населением республики;

- низкий уровень воспроизводства рыбных запасов рек и водохранилищ;

- большие масштабы браконьерства и, как следствие, снижение количества ценных объектов рыболовства (ручьевая форель, терский подуст, усач);

- банкротство значительной части рыбохозяйст-венных предприятий.

Реализацию программы развития аквакультуры планируется осуществлять также через создание инновационных центров рыбохозяйственного профиля с задачами: стимулирования научных исследований, внедрения новых разработок, подготовки информационных материалов, создания банка рыбоводно-биологических обоснований и биотехнологий, формирования кадастрового реестра рыбоводных участков на водных объектах рыбохозяйственного комплекса, развития аквакультуры в целом.

Что позволит сконцентрировать все виды ресурсов и, тем самым, ускорить процесс перевооружения и развития аквакультуры.

На региональном уровне создание инновационных структур будет проходить с учетом специфики конкретного региона.

Для КБР предыдущее десятилетие характерно неравномерностью производства рыбы. Показатели производства являются чрезвычайно низкими и не отвечают потребностям населения.

Низкий уровень производства рыбной продукции связан со слабой институциональной базой (отсутствие единой организационной структуры, несовершенство законодательной базы, недостаточное финансирование) в подкомплексе.

Эффективность функционирования отрасли сдерживается большим количеством взаимосвязанных внутренних проблем, среди которых особо выделяются: неэффективность системы управления и координации деятельности субъектов рыбопроизводства, отсутствие механизмов межотраслевой координации, высокие издержки. В результате финансово-экономические показатели практически не улучшаются или растут крайне медленно.

Анализ показывает, что низкий уровень использования имеющегося потенциала РХК объясняется и тем, что рыбные хозяйства исключены из системы

государственной поддержки. Состояние аквакультуры в КБР представлено на схеме 1.

По данным схемы видно, что импорт рыбопродукции превышает собственное производство в среднем на 50-60%. При сохранении завозимой рыбы, в целях компенсации недостающих до нормы объемов потребления, собственное производства должно быть увеличено более чем в два раза. Отсюда вытекают и задачи, которые предстоит решать РХК КБР в ближайшей перспективе.

Рыбохозяйственный комплекс КБР - это многоотраслевая производственно-хозяйственная система, которая включает в себя предприятия по производству рыбы, организации занимающиеся переработкой, хранением, реализацией, а также воспроизводством рыбных запасов. В рыбохозяйственный комплекс также входят вспомогательные, обслуживающие, торговые, финансово-банковские структуры, исследовательские и учебные заведения. Несмотря на то, что формально государственные и ведомственные структуры рыбохо-зяйственной деятельности обеспечены необходимыми нормативными и законодательными актами, наделены функциями государственного контроля, реальное взаимодействие и сотрудничество между ними отсутствует, что негативно сказывается и на отношениях с инвестиционными и финансовыми структурами.

Схема 1 - Объемы производства и завоза прудовой рыбы

5000 1

и 4500

5000

ю О

4000

3500

3000 -

2500 -

2000 -i

1500 -1000 -500

2006

2007

2008

2009

2012

прогноз

2020 годы

™ Необходимый объем рынка прудовой рыбы _ ^ Объем производства прудовой рыбы по КБР

~ Объем завозимой рыбы из соседних субъектов РФ ♦ " Суммарный объем рынка прудовой рыбы

Отсутствие единого органа управления и целостной программы развития рыбохозяйственной подотрасли привело к тому, что рыбохозяйственный комплекс распался на множество хозяйств, каждое из которых проводит свою политику или просто формально числится. По сути, мы имеем сегодня мелкотоварное неконкурентоспособное рыбоводство и абсолютно не защищенных работников, без достоверной отчетности, информации о количестве рыбоводных площадей, уровне производства рыбопосадочно-го материала и товарной рыбы.

От решения проблем эффективного развития ры-бохозяйственного комплекса зависят и здоровье населения (компенсировать потребность белка другими видами продуктов питания практически невозможно: если из 100 грамм белка рыбы человеческий организм усваивает около 40 грамм, то из 100 г говядины - только 15 г), и продовольственная безопасность страны.

Нам представляется, что развитие аквакультуры в КБР должно идти поэтапно. На первом этапе (2-3 года) необходимо восстановить в обновленном виде

ранее действующую структуру организации данной подотрасли, создать централизованный орган координации и управления на межотраслевом уровне, разработать программу обеспечения динамичного роста объемов производства рыбной продукции, при-

ступить к формированию организационно-правовой базы интеграции и взаимодействия.

Оранизационно-технологическая схема аквакуль-турного производства представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Концептуальная модель структуры аквакультурного производства

На первом этапе, таким образом, будет сформирована единая технологически оправданная цепь от производства аквакультуры до её реализации на потребительском рынке.

На втором этапе развития аквакультуры КБР необходимо предусмотреть более глубокую интеграцию всех субъектов региональной экономики так или иначе причастных к функционированию аквакульту-ры.

Тенденцией, обеспечивающей ей стратегический и инновационный характер развития, стали широко и интенсивно внедряемые интеграционные формы сотрудничества предприятий и организаций региона.

Наиболее распространенной интеграционной формой, эффективность которой подтверждена практикой, стала отраслевая и межотраслевая кластеризация по видам экономической деятельности региональной экономики.

Кластер интегрирует ресурсы и потенциалы входящих в него субъектов, чем достигается синергети-ческий эффект от взаимодействия.

Однако, механическое или чисто технологическое объединение предприятий и организаций, без соответствующих исследований и обоснований и без разработки консолидированного бюджета кластера, нельзя рассчитывать на гарантированное и долгосрочное эффективное сотрудничество его субъектов, включая науку.

В этой связи нами разработана концептуальная модель построения кластера КБР "Аквакультура" (рис. 2).

Как видно из рисунка, "единую технологическую цепочку" производства аквакультуры составляют предприятия и организации блоков А и Б, взаимодействие между ними должно строиться на основании договоров исполнения "интеграционных технологий". Блок учреждений и организация - "С" формирует институциональную структуру кластера и взаимодействие между тремя блоками осуществляется на основе договоров исполнения трансакций.

Важную роль в обеспечении эффективности функционирования кластера должен сыграть его блок "Д", включающий ассоциацию "Аквакультура" с функциями:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- управление реализацией "интеграционных технологий";

- формирование нормативно-правового обустройства "интеграционных технологий";

- формирование и координация использования централизованных источников материальных и финансовых средств;

- организация подготовки и повышения квалификации кадров.

Как видим, акцент нами делается на организацию взаимодействия на основе "интеграционных технологий". Новация здесь заключается в том, что типовые коммерческие договоры дополняются конкретными технологиями исполнения обязательств его сторонами, то есть - "интеграционными технологиями", как самостоятельными технологически завершенными видами экономической деятельности, результаты которых подвергаются квалиметрической оценке.

Рисунок 2 - Организационная модель кластера КБР "Аквакультура"

Квалиметрическая система менеджмента кластера должна включать в себя комплекс критериев и показателей, оценивающих качество реализации интеграционных технологий и их конечный результат: объемы производства рыбопродукции, динамику себестоимости, тех её статей, затраты которых формируются в институциональной структуре кластера.

В совокупности динамика контролируемых центром показателей покажет тенденции и эффективность функционирования кластера КБР "Аквакульту-ра" в спектре видов взаимодействия (табл. 1).

В рамках ассоциации создается "Центр инновационных технологий" с задачами:

- разработка и реализация инновационных программ развития аквакультуры КБР в рамках соответствующего кластера;

- контроль качества и безопасности аквакультуры;

- организация взаимодействия субъектов институциональной структуры кластера на основе "договор-трансакций" и формирование соответствующей нормативно-правовой базы.

Таким образом, взаимодействие субъектов кластера КБР "Аквакультура" на основе "интеграционных технологий" и "технологий исполнения трансакций" исключает негативы механического объединения и превращает его (взаимодействие) в нормативно обустроенное, технологически обоснованное, управляемое и ответственное сотрудничество.

"Инновационный центр" кластера должен стать филиалом создаваемого на базе федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийский научно-исследовательский институт предгорного хозяйства" "пилотного проекта" (4).

Таблица 1 - Компоненты квалиметрической системы оценки результатов взаимодействия

№№ п/п Виды взаимодействия Оценочные показатели Цели взаимодействия

1 В рамках текущей реализации факторов производства. Объемы производства, себестоимость, доходы, прибыль, рентабельность. Обеспечение воспроизводственного подхода.

2 Разработка и реализация инновационных проектов. Динамика объемов производства, рентабельности продаж, рентабельности актива, показателей деловой активности и инвестиционной привлекательности. Обеспечение стратегического развития.

3 Бюджетирование совместной деятельности. Упреждение производственных и финансовых рисков. Финансовая стабильность, платежеспособность, класс субъектов кластера, снижение рисков. Управление финансовыми потоками.

4 Реализация стратегического менеджмента. Положительная динамика запаса финансовой прочности субъектов кластера. Управление интеграционными технологиями.

Последовательная и систематизированная работа по созданию кластера "Аквакультура" позволит обеспечить реализацию задач программы "Развитие рыбоводства (аквакультуры) на период 2012-2020 годы", а население - высококачественной, экологически чистой отечественной рыбной продукцией.

Литература

1. Глущенко В.Д. Рыбное хозяйство внутренних водоемов: потенциал и тенденции //Рыбное хозяйство, 2008. - №3. - С.4-9.

2. Киселев А.Ю. Перспективы развития аквакуль-туры России и вопросы ее научного обеспечения //Рыбное хозяйство. - М., 2008. - №3. - С. 62-65.

3. Курдюков С.И. Формирование стратегии устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса (теория и практика). Дисс. докт. эконом. наук. - М., 2007. - 288 с.

4. Крайний А. Аквакультура нуждается в поддержке //Рыбное хозяйство, 2011. - №2. - С. 4-6.

5. Горбунов Г.А. Долгожданное развитие //Рыбное хозяйство, 2011. - №1. - С. 13.

УДК 338.436.33:658

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - ГАРАНТИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК РАЗНОГО ПРОФИЛЯ

Шахмурзов З. М., кандидат экономических наук

ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В.М. Кокова»

INTEGRATION TECHNOLOGIES - GUARANTEE THE EFFICIENCY OF INTERACTION OF AGRICULTURAL ENTERPRISES OF DIFFERENT PROFILES

Shakhmurzov Z. M., Candidate of Economy

FSBEIHPE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokov»

В статье рассматривается концепция механизма стратегического управления взаимодействием разнопрофильных предприятий АПК, базирующаяся на абстрагировании "интеграционные технологий" и обустройстве их организационно-экономическими и правовыми компонентами.

Ключевые слова: "интеграционные технологии", базовые стратегии, стратегический менеджмент, критерии и виды взаимодействия.

The paper examines the concept of the mechanism of strategic relationship management of agricultural enterprises of different profiles, based on the abstraction of "technology integration" and arrangement of their organizational and economic and legal components.

Key words: "integration of technology", the basic strategy, strategic management, criteria and types of interactions.

Агропромышленный комплекс региона представляет собой объединение разнопрофильных предприятий, взаимодействие которых ни организационно, ни экономически не обустроено. Четко не сформулированы как цели отдельного предприятия, так и общие цели и задачи АПК. Не определены принципы и

формы построения взаимодействия предприятий АПК разного профиля. Такая ситуация, в совокупности с общей социально-экономической ситуацией в стране и регионе, обусловила низкие темпы развития сельского хозяйства и предприятий перерабатывающей промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.