ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО АКВАКУЛЬТУРНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Шахмурзов М.М.- д.б.н., профессор, Кабардино-Балкарской государственной сельскохозяйственной академии им. В.М.Кокова,
Шахмурзов А.М.- ст.препод. КБГСХА им. В.М.Кокова Камбиев А.А. - аспирант КБГСХА им. В.М.Кокова
Краткая аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема становления и развития аквакультуры в Кабардино-Балкарской республике. Рекомендуется создание в регионе Республиканского центра управления и координации аквакультуры.
The brief summary. The article deals with the actual problem of formation and development of aquaculture in the Kabardino-Balkaria. We recommend the establishment of the National Center area of management and coordination of aquaculture.
Ключевые слова: рыбохозяйственный комплекс, аквакультура, инновационный центр, управление и координация.
Keywords: Fisheries Complex, Aquaculture, Innovation Centre, management and coordination.
Российская Федерация является одним из крупных потенциальных производителей продукции пресноводной аквакультуры в Европе. Меры, предусмотренные Постановлением Правительства РФ №1201 от 31.10.99 г. "О развитии товарного рыбоводства и рыболовства, осуществляемого во внутренних водоемах РФ", способствовали росту объемов производства рыбы. В последнее время в России, несомненно, прослеживается тенденция к наращиванию объемов выращивания товарной рыбы. За последние десять лет продукция аквакультуры увеличилась с 73,5 тыс. тонн в 2000 году до 115 тыс. тонн в 2010 году. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАУ), в мировой практике общий объем производства рыбопродукции ежегодно растет исключительно за счет аквакультуры (4).
Страны, оказывающие поддержку указанной отрасли со стороны государства, значительно укрепили свою продовольственную безопасность.
Так, в Китае (страна - лидер в развитии аквакультуры) принята государственная программа, предусматривающая субсидирование создания производства по выращиванию рыбы и производству кормов, освободив их от налогов на пять лет.
Что касается России, то она производит только 0,2 процента мировой продукции аквакультуры. Вместе с тем наша страна располагает крупнейшим в мире водным фондом, пригодным для ведения аквакультурной деятельности. Это 225 тыс. кв. километров озер, 43 тыс. кв. километров водохранилищ и 520 тыс. километров водной глади рек (4).
По данным Росрыболовства, на этой территории в сфере аквакультуры работает 2427 хозяйствующих субъектов различных форм собственности, большинство из которых - малые и средние предприятия.
Приоритетным по производству аквакультуры является, в том числе и Северо-Кавказский регион. В Южном федеральном округе зарегистрировано порядка 800 организаций, осуществляющих производство продукции аквакультуры. Большая часть продукции производится в Ростовской и Астраханской областях и в Краснодарском крае. (4)
Несмотря на благоприятные природно-климатические условия для развития аквакультуры эта отрасль рыбохозяйственной деятельности находится в настоящее время в депрессивном состоянии.
В настоящее время, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 589 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления в сфере рыбного хозяйства" перед Росрыболовством поставлена задача - довести к 2020 году выпуск продукции аквакультуры с 130 тыс. до 410 тыс. тонн в год, тем самым, повысив среднедушевое потребление продукции аквакультуры до 21 килограмма в год. В связи с этим, в структуре Федерального агентства по рыболовству было создано Управление аквакультуры.
Первым шагом стала разработка и внесение в Г осударственную Думу законопроекта "Об аквакультуре", который принят в первом чтении в марте текущего года.
Росрыболовством разработан проект государственной программы РФ "Развитие рыбохозяйственного комплекса (2012-2020 годы)", включающий в себя подпрограмму "Развитие рыбоводства (аквакультуры) на период 20122020 годы)". На базе названной программы планируется разработка и реализация региональных программ развития аквакультуры в субъектах Российской Федерации. Программой предусматривается как прямое выделение государственных инвестиций, так и предоставление субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на софинансирование обязательств, направленных на поддержку аквакультуры.
В 2011 году научные исследования будут проведены по наиболее приоритетным регионам, имеющие наилучшие возможности развития аквакультуры.
Реализацию программы развития аквакультуры планируется осуществлять через создание инновационных центров рыбохозяйственного профиля. Что позволит сконцентрировать все виды ресурсов и, тем самым, ускорить процесс перевооружения и развития аквакультуры.
На региональном уровне создание инновационных структур будет проходить с учетом специфики конкретного региона.
Для КБР предыдущее десятилетие характерно неравномерностью производства рыбы. Показатели производства являются чрезвычайно низкими и не отвечают потребностям населения и потенциалу рыбохозяйственного комплекса.
Низкий уровень производства рыбной продукции связан со слабой институциональной базой (отсутствие единой организационной структуры, несовершенство законодательной базы, недостаточное финансирование) в подкомплексе.
В результате рыбоводческие хозяйства вынуждены были перейти на более дешевые, менее ресурсоемкие технологии выращивания, что не позволило существенно увеличить производство рыбы. Увеличение издержек в отрасли вызывает рост цен на рыбу и рыбопродукты, снижение спроса на них вследствие низкой покупательной способности основной массы населения республики.
Эффективность функционирования отрасли сдерживается большим количеством взаимосвязанных внутренних проблем, среди которых особо выделяются: неэффективность системы управления и координации деятельности субъектов рыбопроизводства, высокие издержки, неконкурентоспособность выпускаемой продукции. В результате финансово-экономические показатели практически не улучшаются или растут крайне медленно.
Как известно, по температурному режиму территория России традиционно делится на VI зон прудового рыбоводства. Объективная оценка влияния зонально-климатических факторов на эффективность рыбоводства необходима для определения основных принципов интенсификации производства прудовой рыбы, оптимального размещения рыбоводных хозяйств и планирования производства. Зоны рыбоводства - условное деление территорий по количеству дней в году, температура воздуха которых превышает 150С. Интервал между зоной рыбоводства составляет около 15 дней. Распределение количества дней с температурой воздуха выше 150С по зоне рыбоводства следующее: I - 60-75, II - 76-90, Ш -91-105, IV - 106-120, V - 121 - 135, VI - 136-150 дней.
Для всех зон разработаны рыбоводно-биологические нормативы, принятые при проектировании и эксплуатации прудовых рыбных хозяйств.
Характерной особенностью прудового рыбоводства в КБР (зона Y по общероссийской классификации) является размещение хозяйств в районах с чрезвычайно разнообразными климатическими условиями. Действительно по сумме активных температур (более чем +100С) самые теплые зоны превосходят самые холодные в 2 раза, по продолжительности периода с температурой более 150С - в 2,5 раза. Средняя температура в апреле-сентябре, то есть в период наиболее интенсивного роста рыбы, колеблется от 14,6 в ЫП зонах до 24,10С в IV-V зоне (5,6).
С учетом большого разнообразия климатических условий автор обоснованно предлагает разбить территорию республики на 5 экономикоклиматических зон.
По данным различных авторов, 85-90% площадей прудов в КБР приходится на три экономические рыбоводные зоны: III - 17,4, IV - 32,6 и V - 38%. В остальных двух (I и II) зонах прудовое рыбоводство развито сравнительно слабо.
Научный анализ показывает, что низкий уровень использования имеющегося потенциала РХК республики объясняется тем, что аквакультура ещё не рассматривается как перспективное направление экономики региона. В обще-
государственной классификации видов хозяйственной деятельности рыбоводство относится к перерабатывающей промышленности, в связи, с чем рыбные хозяйства исключены из системы государственной поддержки. Отсутствует механизм межотраслевой и межрегиональной координации и регулирования рыбохозяйственной деятельности.
Объемы производства прудовой рыбы по КБР и завозимой рыбы из соседних субъектов РФ представлены на рис. 1, из которого видно, что импорт превышает собственное производство в среднем на 50-60%.
В оценках состояния рыбопроизводства нельзя не учитывать и превышающие темпы роста завозимой рыбопродукции (17% в 2009 г. по отношению к 2008 г.) по сравнению с темпами роста собственного производства - всего 4 процента за тот же период.
Рис. 1. Блок схема объема рынка прудовой рыбы по КБР и стратегического резерва роста
По сравнению с потребным объемом рыбопроизводства на уровне 5000 тонн резерв объективно обоснованного его роста составляет 1500, 2225, 2110 и 1880 тонн по соответствующим годам. То есть, при сохранении завозимых объемов рыбы из соседних субъектов РФ, в целях компенсации недостающих до нормы объемов потребления, собственное производство должно быть увеличено в два раза. Отсюда вытекают и задачи, которые предстоит решать РХК КБР в ближайшей перспективе.
Определенные шаги по эффективному использованию водных ресурсов предприняты в отдельных районах КБР. В республике, особенно в местах, приближенных к городам, уже начинают действовать участки по разведению карпа, сазана, форели.
Продолжающиеся в республике экономические преобразования создают благоприятные предпосылки для интенсивного фермерского рыбоводства: большое количество малых (до 5 га) водоемов, эксплуатация которых государству не выгодна; низкий уровень занятости населения; наличие в республике программы поддержки малого и среднего бизнеса.
Очевидно, что при организации таких предприятий основное внимание должно быть уделено освоению методов получения продукции за счет кормовых возможностей самих водоемов и основанному на этом ведению рыбоводства по пастбищному типу.
Проблема повышения эффективности использования рыбоводных площадей, особенно специализированных, стала сегодня главной стратегической задачей отрасли, без решения которой невозможно дальнейшее развитие РХК.
Важность развития РХК подчеркивается фактом его включения с 2007 года в приоритетный национальный проект "Развитие АПК" по разделу "Ускоренное развитие животноводства". Минсельхоз России 10 сентября 2007 года утвердил "Стратегию развития аквакультуры Российской Федерации на период до 2020 года", которая определила современное состояние, проблемы и основные пути ускоренного развития товарного рыбоводства в России.
Рыбохозяйственный комплекс КБР - это многоотраслевая производственно-хозяйственная система, которая включает в себя предприятия по производству рыбы, организации, занимающиеся переработкой, хранением, реализацией, а также воспроизводством рыбных запасов. В рыбохозяйственный комплекс также входят вспомогательные, обслуживающие, торговые, финансовобанковские структуры, исследовательские и учебные заведения. Несмотря на то, что формально государственные и ведомственные структуры рыбохозяйственной деятельности обеспечены необходимыми нормативными и законодательными актами, наделены функциями государственного контроля, реальное взаимодействие и сотрудничество между ними отсутствует, что негативно сказывается и на отношениях с инвестиционными и финансовыми структурами.
Отсутствие единого органа управления и целостной программы развития рыбного хозяйства привело к тому, что рыбохозяйственный комплекс распался на множество предприятий, каждое из которых проводит свою политику или просто формально числится. По сути, мы имеем сегодня мелкотоварное неконкурентоспособное рыбоводство и абсолютно не защищенных работников, без достоверной отчетности, информации о количестве рыбоводных площадей, уровне производства рыбопосадочного материала и товарной рыбы.
Для выхода из этой ситуации необходимо восстановить организационную структуру подотрасли, создать корпоративный орган по управлению рыбным хозяйством КБР, который сможет объединить все разрозненные предприятия, занимающиеся рыбоводством в республике, провести инвентаризацию существующих рыборесурсов с целью разработки механизмов реализации производственного, экономического и социального потенциала рыбной подотрасли. Выработать программу, которая определит специализацию каждого хозяйства, будет решать проблемы финансирования, кредитования, страхования, залоговых обязательств, оказывать консультационную помощь, внедрять научные разработки. Это позволит оптимизировать отраслевую вертикаль и повысить эффективность использования рыбохозяйственного потенциала КБР.
Необходимо восстановить механизм эффективной межхозяйственной кооперации предприятий рыбохозяйственного комплекса на региональном уровне и перейти к комплексному управлению рыбохозяйственным процессом
в целом. Концептуальная схема аквакультурного кластера в КБР представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Концептуальная технологическая схема аквакультурного кластера в КБР
Первым и главным звеном должны стать специализированные рыбоводческие предприятия (ФГУП "Племенной рыборазводный завод "КабардиноБалкарский", ГУП "Кабардино-Балкарский государственный карповый рыбопитомник") как основные производители товарной рыбы и посадочного материала.
Вторым производственным звеном станут компенсационные предприятия по воспроизводству рыбных запасов - рыборазводные заводы (Чегемский и Майский), обеспечивающие выпуск молоди в естественные водоемы (реки и водохранилища). Эти предприятия должны расширить свои функции, а именно
- производство рыбопосадочного материала для рыбоводческих хозяйств республики, так как имеют специалистов-рыбоводов и оснащены всем необходимым для этого оборудованием.
Третьим, не менее важным звеном станут водоемы комплексного использования (ВКИ), в том числе рекреационные. Роль этих хозяйств заметно возрастет в обеспечении населения рыбопродуктами, а их деятельность должна стать приоритетным направлением аквакультурного производства.
Следующее звено - рыбопереработка (в основном вяление, соление, копчение), которая будет работать на собственном и привозном сырье.
Завершающим звеном аквакультурного производства будет сбыт готовой продукции в живом, мороженом и переработанном виде. Кроме того, необходимо учитывать значительное количество частников, частных и коммерческих фирм, занимающихся оптово-розничной и посреднической деятельностью.
Все эти звенья аквакультурного производства создадут единую технологическую линию "производство - переработка - сбыт".
Научно-производственную координацию в кластере возьмет на себя, создаваемый в соответствии с рекомендациями Росрыболовства РФ - "Республиканский инновационный центр рыбоводства". Его функции представлены на рисунке 3.
Совершенствование механизмов страхования и залогового обеспечения
Формирование стратегических программ развития РХК КБР
Оценка перспектив кооперации и интеграции
Становление единого нормативноправового пространства налоговой и таможенной политики
Совершенствование экономических механизмов управления и стимулирования
Оценка стратегических источников инвестиций
Расширение ассор тимента рыбопродукции
Обоснование эволюции организационноправовых форм субъектов РХК
Рис. 3. Блок схема функций Республиканского инновационного центра аквакультуры
Представленный перечень функций инновационного центра обусловлен необходимостью поиска новых форм и методов хозяйствования с учетом требований рынка на основе формирования целостности рыночной системы кооперации и интеграции; активизации маркетинговых исследований; совершенствования системы управления; развития перспективных форм хозяйствования; диверсификации производимой продукции; обновления техники и технологий с учетом широкого использования достижений научно-технического прогресса; формирования высокопрофессионального кадрового ресурса РХК.
Для оценки работы отдельных субъектов кластера целесообразно использовать широкую систему показателей, позволяющую более полно и всесторонне раскрыть динамику и уровень эффективности производства и реализации рыбной продукции, её качество.
Система показателей должна обеспечивать:
- оценку эффективности взаимосвязи отдельных формирований, входящих в систему рыбохозяйственного кластера;
- оценку результатов деятельности в динамике с выявлением тенденций;
- простоту, понятность и объективность оценок;
- комплексность и научную обоснованность оценки использования производственных и трудовых ресурсов, инвестиций, основных и оборотных фондов, влияющих на устойчивость функционирования предприятий.
В оценочной системе, на наш взгляд, целесообразно использовать как стоимостные, так и натуральные показатели, которые позволят наиболее полно судить о состоянии производства и экономики структурных подразделений РХК, о динамике роста производства и потребления рыбы и рыбопродуктов населением.
Рекомендуемые показатели оперативной и объективной оценки результатов деятельности субъектов РХК представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Показатели оценки результативности взаимодействия субъектов РХК
Показатели оценки текущей деятельности субъектов РХК Показатели оценки стратегического взаимодействия субъектов РХК
- Эффективность и полнообъемность использования фонда рабочего времени - Динамика компонентов деловой активности субъектов РХК
- Рациональность и экономическая целесообразность структуры себестоимости - Динамика компонентов инвестиционной привлекательности субъектов РХК
- Рентабельность производства и рентабельность продаж - Эффективность реализации компонентов конкурентных преимуществ
- Порог рентабельности и запас финансовой прочности - Рентабельность актива
- Финансовый результат деятельности
Ожидаемый результат: обеспечение стабильного функционирования и простого воспроизводства факторов производства Ожидаемый результат: финансовая устойчивость субъектов РХК, гарантия расширенного воспроизводства
В совокупности динамика названных показателей даст комплексную оценку состояния и тенденций в развитии производства субъектов РХК КБР.
Таким образом, восстановление организационной структуры рыбохозяйственного подкомплекса позволит в короткие сроки наладить менеджмент в данной отрасли, обеспечить учет рыбохозяйственного фонда и сопутствующих ресурсов, вовлечь в рыбохозяйственный оборот неиспользуемые водоемы, повысить производство живой рыбы и поднять уровень ее потребления на душу населения с 6 до 20 кг, обеспечить в целом реализацию задач, поставленных Программой развития рыбоводства до 2020 года.
Литература
1. Глущенко В.Д. Рыбное хозяйство внутренних водоемов: потенциал и тенденции //Рыбное хозяйство. - М.: 2008. - №3. - С. 4-9.
2. Киселев А.Ю. Перспективы развития аквакультуры России и вопросы ее научного обеспечения //Рыбное хозяйство. - М.: 2008. - №3. - С. 62-65.
3. Курдюков С.И. Формирование стратегии устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса (теория и практика). - Дисс. докт. экон.наук. - М.: 2007.- 288с.
4. Крайний А. Аквакультура нуждается в поддержке //Рыбное хозяйство.
- М.: 2011. - №2. - С. 4-6.
5. Казанчева В.С. Экономический анализ факторов интенсивности прудового рыбоводства в регионе (на примере КБР) //Известия КБНЦ РАН. -Нальчик, 2008. - 3(23).- С. 42-48.
6. Казанчева В.С. Специализация в прудовом рыбохозяйстве //Актуальные проблемы научного обеспечения животноводства КБР. - Нальчик, 2008. - С. 100-105.
Literature
1. Glushchenko VD Fisheries of inland waters: the potential and trends //Fisheries. - M.: 2008. - № 3. - S. 4-9.
2. Kiselev, AJ The prospects for aquaculture development in Russia and its scientific support issues //Fisheries. - M.: 2008. - № 3. - S. 62-65.
3. Kurdyukov S. The formation of strategies for sustainable development of fish of economic complex (theory and practice). - Diss. Doctor. ekon.nauk. - M.: 2007 .- 288s.
4. Krainei A. Aquaculture needs to be supported // Fisheries. - M.: 2011. - № 2. - S. 4-6.
5. Kazancheva V.S. Economic analysis of intensity factors of pond fish culture in the region (for example, CBD) //Proceedings KBSC Sciences. - Nalchik, 2008. - 3 (23) .- S. 42-48.
6. Kazancheva V.S. Specializing in pond rybohozyaystve //relevance nye problem of scientific support livestock CBD. - Nalchik, 2008. - S. 100-105.