УДК 37.013
© О.А. Одинаева Стратегия разработки концепции развития ОУ
В статье на основе анализа теоретико-методологических подходов к разработке проблемы развития инноваций в системе общего образования приведен опыт разработки стратегии и концептуально обосновано инновационное развитие эвенкийской школы-интерната.
Ключевые слова: стратегия инновационного развития учреждения общего образования, программа развития, этнические образовательные традиции, национально-региональный компонент содержания общего образования.
© O.A. Odinaeva
Strategy of working out a conception of educational institution development
In the article the experience of working out a strategy has been described and the innovative development of the Evenk boarding school has been conceptually substantiated on the basisof the analysis of theoretical and methodological approaches to the problem of innovations development in the system of general education.
Keywords: strategy of innovative development of general education institution, program of development, ethnic educational traditions, national-regional component of general education content.
Анализ роли образования в современном мире позволяет сделать вывод о том, что система образования не соответствует темпам развития общества. Сложившаяся социокультурная ситуация актуализирует проблему поиска новых направлений и форм работы образовательной системы, что позволит ей выполнять историческую миссию обеспечения целостности общественной жизни, реализации функции развития социума, культуры, их воспроизводства и сохранения.
Возможность продуктивного решения проблемы осложняется отсутствием у руководителей различного уровня научно обоснованной политики, позволяющей перейти отдельным образовательным учреждениям и системе образования в целом к системному опережающему развитию.
Анализ научно-педагогических исследований по данной проблеме показывает, что для ее решения необходимо определение целей и задач образования, обозначение принципов и закономерностей развития и функционирования общеобразовательного учреждения в новом режиме, обоснование организационных, социальноэкономических и содержательных инноваций как в самом образовательном процессе, так и в управлении им.
Разработка программы развития школы - одна из основных и первостепенных задач управления образовательным учреждением. Не видя и не представляя будущего своей школы, невозможно эффективно и качественно организовать процесс ее функционирования сегодня, а тем более ее дальнейшее развитие. Успех школы за-
висит от умения видеть цель, предопределять возможности развития, прогнозировать спектр ее изменений.
Отметим, что в настоящее время инновационному развитию общеобразовательных учреждений придается первостепенное значение. В связи с этим нам представляется необходимым сделать акцент на сущность понятия «инновационное развитие образовательного учреждения». Так, М.Ю. Келигов рассматривает развитие как упорядоченный, постепенно развивающийся целостный процесс, формирующийся как между компонентами, так и внутри них. Так же, как тело и душа определяют сущность человека, основными компонентами, определяющими специфику и направления жизнедеятельности школы, должны являться устав и программа развития. И если первый устанавливает ее юридический, структурный статус (тело), то программа развития наполняет школьную жизнь содержанием.
Нам близка позиция Т.В. Орловой, которая утверждает, что подлинно развивающейся школой можно считать ту, «которая реализует три принципа: 1) развитие свойств и качеств учителя и ученика; 2) развивающее обучение, обеспечивающее внедрение программ и образовательных технологий; 3) специальная разработка средств и условий, обеспечивающих развитие ученика и учителя». Эти три принципа были положены в основу разработки инновационной программы развития школы.
Концепция инновационного развития образовательного учреждения представляет собой сложную динамическую систему теоретико-
методологических и технологических знаний, которая направлена на повышение эффективности и качества общеобразовательной подготовки школьников через определение:
- концептуальных оснований образовательного процесса, обеспечивающих повышение его качества (интеграционного единства личностноориентированного, деятельностного и диалогического - в подсистеме «личность»; приоритета культурологического при единстве антропологического, генетического и исторического - в подсистеме «образовательный процесс»; учета потребностей рынка труда - в подсистеме «результат - качество»);
- содержания образовательного процесса, ориентированного на социокультурные ценности;
- механизмов преобразования и интенсификации позитивных количественных изменений параметров образовательного процесса в новые качественные аналоги, соответствующие поставленной цели.
Особо отметим, что при разработке стратегии инновационного развития образовательного учреждения с национальной спецификой, каким является Багдаринская эвенкийская школа-интернат среднего (полного) общего образования, необходимо акцентировать внимание на внутришкольную политику, позволяющую школьникам эффективно реализовать национальное самоопределение. Тонкое соотношение между воспитанием толерантности и этнической идентичности, между учетом исторических корней, традиций и обычаев своего народа, сохранением культуры своего народа и формированием человека мира; между воспитанием патриотизма и недопустимости национализма, экстремизма важно в школах, где обучаются дети разных национальностей. Поэтому вопросы этнокультурного и поликультурного воспитания также являются приоритетными направлениями в развитии школы.
Отметим, что программу развития разрабатывают заинтересованные в этом люди: начиная со школьников (кто в принципе и является адресатом всех школьных преобразований) и заканчивая социальным окружением образовательного учреждения, в роли которого могут выступать социальные партнеры ОУ, а также местная администрация, представляющая интересы государства.
Исходя из этого, Программа развития школы должна быть направлена на:
• развитие качеств личности учителя и ученика;
• внедрение развивающих программ и образовательных технологий;
• создание условий для развивающего обучения;
• создание условий для этнической самоидентификации учащихся.
Эффективность реализации инновационной программы развития школы зависит от учета конкретных организационно-педагогических условий, которые предполагают разработку информационного, организационного и социальнопсихологического обеспечения управленческой деятельности. При этом следует иметь в виду, что сформировавшаяся информационная база используется в качестве комплексного средства ее совершенствования. Существенным признаком реализации инновационной программы развития школы является возможность осмысления информации всеми субъектами управления (руководителями, службой качества, педагогическим коллективом). Среди стандартных процедур наиболее эффективным является бенчмаркинг, где предполагается использование достижений науки, передового организационного, методического и технологического опыта в разработке и реализации инновационной программы развития школы.
При этом должны учитываться следующие положения:
• для ликвидации двойственности организационной структуры нужно ориентировать все основные подразделения учреждения на реализацию миссии и стратегических целей школы;
• функции управления администрации школы должны смещаться в зоны планирования и анализа результатов выполнения планов, а функции служб учреждения - в зоны качественного выполнения стандартных процессов и процессов непрерывного совершенствования своей деятельности;
• трансформация культуры управления должна начинаться со смены приоритетов: рассмотрение информационного обеспечения должно предшествовать рассмотрению материально-энергетического;
• каждый из учебных курсов выступает одновременно в роли и «поставщика» и «потребителя», то есть каждый преподаватель выдвигает требования к качеству преподавания «чужих» дисциплин и удовлетворяет запросы преподавателей к качеству процессов и результатов своей деятельности.
Социально-психологическое обеспечение стратегического управления качеством общего образования в школе включает в себя управление социальным развитием организации; социально-психологический климат и доминирующий стиль руководства в коллективе; мотивацию профессиональной деятельности в режиме стратегического управления; управление инновациями; развитие корпоративной культуры; управление конфликтами и стрессами; управление безопасностью; поддержание работоспособности коллектива; оценку труда; обучение и повышение квалификации персонала; адаптацию и готовность к профессиональной деятельности в режиме стратегического планирования.
Особое место в стратегии управления инновационным развитием общеобразовательного учреждения занимает оценка. Значимость системы оценки для общего образования отражена в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: «Эффективное управление современной школой невозможно без адекватной обратной связи - системы оценки качества образования, введения инновационных механизмов добровольной оценки качества, включая системы оценивания силами профессиональнопедагогических объединений...». Вышеизложенное убеждает в том, что для эффективной системы управления образовательным процессом в школе необходима система мониторинга текущих, конечных и отдаленных результатов образования.
Основным инструментом мониторинга является школьная система оценки качества образования, предметом которой выступают качество профессиональной деятельности педагогов по реализации программы развития школы, качество образовательной программы, качество учебных, внеучебных и метапредметных достижений школьников. Таким образом, школьная оценка качества образования складывается из трех составляющих - качества условий, качества процесса и качества результатов обучения.
Для реализации заявленного проекта (концепция инновационного развития школы-интерната) нами выделено 5 инновационных направлений, работа по которым предполагает введение инноваций в систему работы коллектива.
Первое направление. Разработка и апробация новых моделей системы образования: модель перехода на образование по новым ФГОС; модель образования учащихся 10-11 классов по индивидуальным образовательным маршрутам (в условиях такой школы, где количество уча-
щихся 10 и 11 классов в сумме не превосходит 25 человек).
Второе направление. Внедрение в процесс обучения инновационных педагогических технологий. Средством реализации концептуальных позиций является перевод из эпизодических и единичных применений инновационных технологий обучения в разряд систематических и массовых. Использование деятельностных технологий обучения (метода проектов, проблемного обучения, модульного обучения, разноуровневой дифференциации и др.) позволит достигнуть поставленных любой программой, стандартом образования целей по каждому предмету другими методами, альтернативными традиционным, опираясь при этом на достижения отечественной дидактики, педагогической психологии.
Третье направление. Реализация программы «Я - здоровый человек». Актуальными для каждой школы являются вопросы сохранения и укрепления здоровья. Работа школы в этом направлении сводится к созданию службы здоровья, которая должна стать основным механизмом реализации системного подхода ко всей оздоровительной деятельности школы. Видами деятельности службы станут организация комплексной диагностики здоровья учащихся (введение электронных паспортов здоровья); экспертиза различных сторон учебно-воспитательного процесса; организация профилактической работы в школе; наполнение здоровьесберегающим содержанием всех дисциплин учебновоспитательного процесса школы; введение пятидневной учебной недели в 1-8 классах; создание условий для инклюзивного образования.
Четвертое направление. Реализация программы «Я и мое будущее». Для изучения склонностей и способностей ребенка в школе используется психолого-педагогическая диагностика детей. В условиях нового содержания образования совместная работа всех специалистов (психолог, педагоги, логопед, педиатр) позволит определить уровень способностей, возможностей и интересов ребенка, что станет основой для построения его индивидуального образовательного маршрута, для выбора модулей внеурочной деятельности.
Пятое направление. Реализация программы «Я-сын своего народа». Приоритетной для школы является работа по этнокультурному воспитанию и образованию. Основной идеей данного блока является организация дистанционного обучения по дисциплинам национальнорегионального компонента через заключение договоров о взаимовыгодном сотрудничестве с
эвенкийскими школами или школами, где обучаются дети-эвенки Бурятии и других регионов. Это эвенкийский язык, литература народов Севера, география, биология и история территорий компактного проживания эвенков, технологии, ИЗО и физическое развитие.
По каждому блоку разработаны критерии, показатели и индикаторы, что позволяет отслеживать эффективность реализации программы развития, своевременно реагировать на возникающие проблемы, вносить необходимые корректировки в планы работы.
Таким образом, стратегия разработки концепции инновационного развития учреждения общего образования выстраивается на основе
программы развития школы с учетом стратегий развития национальной образовательной системы, региональных особенностей, этнических образовательных традиций и собственного опыта образовательного учреждения.
Литература
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» / Министерство образования и науки Российской Федерации // Актуальные документы. - 2010. - 21 янв.
2. Орлова Т.В. Технология развития школы: теория и практика. Кн. 1: Стратегия развития общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. - М.: Academia АПК и ППРО, 2005. - 190 с.
Одинаева Оксана Александровна, заместитель директора по научно-методической работе Багдаринской эвенкийской школы-интерната среднего (полного) общего образования.
Odinaeva Oksana Alexandrovna, deputy director for research and methodological activities, Bagdarinskaya Evenk boarding school of secondary (complete) general education.
УДК 378.1
© О.Л. Подлиняев, К.А. Морнов Борьба парадигм в современном образовании
В статье анализируются методологические противоречия, существующие между двумя стратегиями современного образования: социодинамической и субъектнодинамической. Характеризуются сущность и содержание социодинамического и субъектнодинамического подходов к образованию, дается их сравнительная характеристика. Рассматривается место современного отечественного образования в контексте альтернативных парадигм.
Ключевые слова: социодинамический подход, субъектнодинамический подход, образовательная парадигма, гуманизация образования.
© O.L. Podlinyaev, K.A. Mornov
The struggle of paradigms in modern education
The article analyzes methodological contradictions between two strategies of modern education: they are sociodynamic and subjective and dynamic ones. The essence and content of sociodynamic and subjective and dynamic approaches to education are characterized, their comparative characteristic is given. The article considers the place of the modern Russian education in the context of alternative paradigms.
Keywords: sociodynamic approach, subjective and dynamic approach, educational paradigm, humanization of education.
В начале прошлого века выдающийся американский философ и педагог Джон Дьюи писал: «Вся история педагогической мысли отмечена борьбой двух идей: идеи о том, что обучение -это развитие, идущее изнутри, что оно основано на природных способностях; и идее о том, что обучение - это формирование, идущее извне и представляющее собой процесс преодоления природных наклонностей и замещения их при-
обретенными под внешним давлением навыками» [7].
Данный тезис Дьюи остается актуальным и для современного образования; в мировой пси-холого-педагогической науке сегодня можно выделить два парадигмальных направления, имеющих диаметрально противоположные взгляды на природу человека и динамику его личности: социодинамический и субъектнодинамический подходы.