Научная статья на тему 'Стратегия прорыва: ресурсы и возможности1'

Стратегия прорыва: ресурсы и возможности1 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПРОРЫВНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / TECHNOLOGICAL REVOLUTION / ECONOMIC POLICY / BREAKTHROUGH DEVELOPMENT / ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бодрунов С.Д.

В статье рассмотрены актуальные проблемы современного социально-экономического развития России. Показана необходимость и целесообразность их разрешения через активизацию технологического развития. Это требует пересмотра ориентиров и мер государственной экономической политики, прежде всего ее монетарной, промышленной и структурной составляющих. Сделан вывод о наличии ресурсов и возможностей для совершения «рывка» в развитии, рекомендован в этой связи пересмотр приоритетов государственного регулирования экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF BREAKTHROUGH:RESOURCES AND OPPORTUNITIES2

The article highlights the topical problems with regard to Russia’s pres-ent socio-economic development. The author shows the need for and expediency of solving them through more active technological develop-ment. It requires reconsidering the benchmarks and measures of state economic policy, and its monetary, industrial and structural elements rst of all. The author draws the conclusion the resources and opportu-nities for making a “breakthrough” in development being available and recommends the revision of priorities with regards to state economic regulation

Текст научной работы на тему «Стратегия прорыва: ресурсы и возможности1»

2

стратегия прорыва: ресурсы

и возможности1

strategy

of breakthrough:

resources

and opportunities2

с.д. бодрунов

Президент ВЭО России, Президент Международного Союза экономистов, директор Института нового индустриального развития имени С.Ю. Витте, д.э.н., профессор

s.d. bodrunov

President of the VEO of Russia, President of the International Union of Economists, Director of the Institute of the New Industrial Development named after S.Y. Vitte, dr.sc.econ., professor

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены актуальные проблемы современного социально-экономического развития России. Показана необходимость и целесообразность их разрешения через активизацию технологического развития. Это требует пересмотра ориентиров и мер государственной

1 Подготовлено по материалам доклада (вступительного слова) на Всероссийском экономическом собрании (12 ноября 2018 года, г. Москва, Колонный зал Дома Союзов).

2 Prepared based on the materials of a report (welcome speech) at the All-Russian Economic Meeting (November 12, 2018, Moscow, the Hall of Columns of the House of The Unions).

экономической политики, прежде всего - ее монетарной, промышленной и структурной составляющих. Сделан вывод о наличии ресурсов и возможностей для совершения «рывка» в развитии, рекомендован в этой связи пересмотр приоритетов государственного регулирования экономики. ABSTRACT

The article highlights the topical problems with regard to Russia's present socio-economic development. The author shows the need for and expediency of solving them through more active technological development. It requires reconsidering the benchmarks and measures of state economic policy, and its monetary, industrial and structural elements first of all. The author draws the conclusion the resources and opportunities for making a "breakthrough" in development being available and recommends the revision of priorities with regards to state economic regulation.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Социально-экономическое развитие, технологическая революция, экономическая политика, прорывное развитие, экономический рост. KEYWORDS

Socio-economic development, technological revolution, economic policy, breakthrough development, economic growth

Введение

Экономика России уже в течение ряда лет практически не развивается. Виной тому комплекс внутренних и внешних причин, анализ которых — тема отдельного исследования. С позиций практических требуется концептуальное решение комплекса вопросов относительно возможности (целесообразность очевидна) и инструментов стимулирования ускорения развития, запуска экономического роста.

54

Осознает важность и востребованность решения указанных задач и политическое руководство России. В майском указе президентом поставлена задача возобновления экономического роста страны. До 2024 года нам необходимо в два раза снизить бедность, увеличить ожидаемую продолжительность жизни, обеспечить естественный рост численности населения, войти в число пяти крупнейших экономик мира. Все это — непростая комплексная задача и достойный вызов. И главная проблема, по нашему мнению, это не только преодолеть кризис в отечественной экономике, но и устранить технологическое отставание России от развитых стран.

Приоритетные задачи социально-экономического развития

Чтобы догнать мировых экономических лидеров по показателям роста, мы должны ежегодно увеличивать свой внутренний валовый продукт на 4-5% и более, если мы говорим о догоняющем или опережающем развитии. В то же время Банк России и Минфин России на ближайшие годы прогнозируют темпы роста ВВП РФ в районе 1,5-2%. Таким образом, необходимо искать резервы роста, на что нацеливает нас и президентский указ, да и сама жизнь.

Какие новые решения можно было бы сформулировать? На каких направлениях нам надо сосредоточиться, чтобы обеспечить необходимый экономический рост? И не просто рост, но рост качественный, повышающий уровень жизни населения, обеспечивающий формирование здоровой нации и массового креативного класса?

Выступая на пленарном заседании XXII Петербургского международного экономического форума, Владимир Путин

главными факторами роста назвал новые компетенции и знания людей, передовые технологии и коммуникации. А рывок в экономике, социальной сфере, науке и образовании обозначил как национальные приоритеты. «В своем развитии мы намерены опираться на наш человеческий, творческий, кадровый потенциал, готовы учиться и адаптировать лучшие мировые практики и, конечно, использовать собственный успешный опыт решения сложнейших структурных задач», — отметил Президент России3.

Правительству совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать национальные программы в сфере демографии, здравоохранения, экологии, образования, науки, культуры, цифровой экономики, строительства жилья, безопасных и качественных автомобильных дорог, улучшения городской среды, повышения производительности труда и поддержки занятости, развития малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы, а также — международной кооперации и экспорта.

По всем этим направлениям нам необходимо в кратчайшие сроки осуществить прорыв формата «экономического чуда». Возможно ли это? Автор полагает, что да. Однако это требует широкого и повсеместного использования преимуществ нового технологического уклада.

Роль технологий в обеспечении прорывного развития

Одна из ключевых характеристик современной мирохозяйственной системы — ее развитие в условиях четвертой

3 Цитируется по стенограмме выступления на форуме.

промышленной революции. Безусловно, оказывает влияние этот системный феномен и на российскую экономику. Нам необходимо опережающее развитие производств нового технологического уклада, иначе «прорыв» осуществить не удастся. Технологическое отставание трансформируется в отставание экономическое и — в дальнейшем — приведет к утрате страной роли одного из мировых лидеров.

Заметим, что нынешний переход к новоукладным технологиям (резко и принципиально отличающимся от предыдущих) сопровождается превалированием в новых технологиях знания над материальной основой [1]. А это влечет за собой драматическое расширение использования их в качестве базовых, переход на применение таких технологий, которые я называю «знаниеемкими», которые имеют в основе «знания» и «емкость» и имплементируют в себе воплощенные определенные технологические решения.

Речь идет об объединении и синергетическом взаимном усилении нано-, био-, генно-, инфо- и когнитивных технологий, интегрированных на базе единой — цифровой — платформы и формирующих ядро нового технологического уклада. Надо четко осознать, что весь мир в ближайшие десятилетия перейдет к такому укладу, который составит основу экономики будущего. И у нас есть, в отличие от «азиатских тигров» второй половины XX века, создававших свое «экономическое чудо» в условиях предыдущего технологического уклада, огромные заделы в наличии и продвинутости ново-укладных технологий и соответствующих знаний — причем не только пятого, но и шестого уклада.

Далее, технологии нового поколения значительно, на порядки относительно менее капиталоемки и фондоемки, чем технологии предыдущих укладов, где в производственных

издержках доминируют материалы. Плюс — что всем вам хорошо известно — выделяя в новом информационно-когнитивно-коммуникативном продукте его информационную составляющую (как сублимированное знание), мы понимаем, что она обладает свойством распределения издержек и не имеет такой затратности на условную единицу применения при масштабировании, как материальный продукт эпохи любого из предыдущих технологических укладов. Это позволяет получать результат от перехода к таким технологиям практически сразу при их внедрении, что резко сокращает и глобальные издержки, и период первоначальных инвестиций, связанных с переводом экономики на новую технологическую базу.

К такой новой цифровой инфокоммуникативно-когни-тивной экономике мы в состоянии перейти, и можем, не откладывая, в ближайшие годы начать реальную реинду-стриализацию сразу на вот этой, новой технологической основе [3, 4]. Каковы же инструменты осуществления этой трансформации?

В оценке «прорывности» или нужности конкретных технологий поможет многими нелицеприятно упоминаемый рынок с его спросом на конкретные вещи, который будет двигать вперед, «прорывать», «тащить за собой одеяло» экономики, обозначая и обеспечивая потребности общества, нынешние и перспективные. В последние годы проводится много исследований на эту тему. Почему? Потому что непрерывно формируется общественный запрос на конкретные технологии.

И формирует его та часть общества, которая уже в них заинтересована: это либо реципиенты этих технологий в качестве конечных потребителей, либо реципиенты из бизнеса,

58

который использует эти технологии, либо — те люди, которые управляют созданием технологий — конструкторы, инженеры, и т.д. Этот интегральный запрос и показывает нам направление, условно говоря, «главного удара» при цифро-визации нашей экономики.

Общественный этот запрос покажет и другое — куда люди понесут свои деньги, где и в какой мере они будут этими технологиями и соответствующими продуктами пользоваться. Фактически, особенно на предпринимательском уровне — во что они будут инвестировать. И здесь, при внимательном подходе, может быть достигнута мощная синергия государственных и частных инвестиций.

Ресурсы для технологического и экономического «рывка»

Так достаточно ли у нас сил и возможностей, чтобы использовать позитивные глобальные факторы и упомянутые выше нами преимущества? Мы слышим, что — да, верно, надо думать о цифровизации экономики, наращивании инвестиций в реальный сектор, инновациях и т.д. Но — сначала следует сделать экономику устойчивой, застраховаться резервами от всего, что только может случиться. По этому поводу можно сказать — застраховаться от всего и вся невозможно. В принципе. И, более того, сами резервы — нашу страховку — пожалуй, учитывая конфликтогенность нынешнего периода ломки мироуклада, стоило бы страховать. И лучшая страховка здесь — развитая национальная экономика.

Я не столь сильно убежден в том, что для того, чтобы широко развернуть реиндустриализацию на новой технологической основе, начать активно инвестировать в прорывные направления, нам надо добиваться еще более «твердой»

устойчивости экономики. Скорее надо двигаться параллельно, по возможности — даже больше акцентируя внимание на технологическом развитии, «подтягивая» под него государственную, финансовую и технологическую инфраструктуру. Ведь сам «процесс пользования» информационно-когни-тивнокоммуникативными технологиями практически сразу дает приток денег в эти отрасли. И именно их стоило бы приоритетно поддержать институтами частно-государственного партнерства, модернизацией финансовой и банковской системы, мерами налогового стимулирования и другими форматами новой промышленной политики [2, 5].

Не менее важный фактор эффективного перехода к новому укладу — модернизация социальной сферы на новом технологическом уровне. Приведу еще одно высказывание президента Владимира Путина: «Мы намерены строить нашу политику вокруг человека, его благополучия, интересов и запросов. Убежден, только та страна может быть сильной и успешной, где люди могут в полной мере реализовать все свои способности. Для этого нам предстоит продолжить модернизацию экономики и создание современных рабочих мест, обеспечить рост доходов граждан, сделать отечественное здравоохранение и образование одними из лучших в мире».

Уже сегодня мы видим, как изменяется характер труда как компоненты производственного процесса, в нем растет интегрально-творческая компонента. Проще говоря — в новом, «знаниеемком» производстве завтрашнего дня главная роль принадлежит человеку и его творческим способностям.

В грядущем мире технологическое развитие ведет к тому, что человек должен будет постоянно совершенствоваться в творческом процессе, постигать новое, переучиваться, соз-

0

давая мир вокруг себя и созидая самого себя. И на каждом этапе развития технологий потребуются все более и более творчески мыслящие люди. В результате «главным продуктом» в новом индустриальном обществе следующего поколения станет творческий человек. Подчеркну, не материальный продукт, а именно творческий человек.

Отсюда — и наше обязательство перед будущими поколениями совершенствовать образование, развивать интеллектуальную сферу приложения сил общества. В это тоже надо инвестировать. И — не откладывая, учитывая, что риски потерь в этой сфере весьма и весьма трудновосполни-мы. И могут стать критичными для нашей экономики — ведь в прорыв надо идти не только с резервами, но и с подготовленными кадрами. На все это нужны не только понимание и воля. Нужны и деньги.

Правительственные экономисты подсчитали, что на выполнение майского указа президента необходимо за несколько лет дополнительно изыскать 8 триллионов рублей. Есть ли они у нас? Я вижу здесь много аспектов, которые можно было бы обсуждать.

К примеру, 8 триллионов рублей — это 120-125 миллиардов долларов по текущему курсу. А у нас сегодня в резервах почти 500. Причем ни один из кризисов нам не обошелся дороже, чем в 300 млрд. Если мы потратим хотя бы часть резервов на то, чтобы разумно выстроить промышленную политику в том ключе, который вербально уже обозначил президент, — у нас будут большие результаты в ближайшие 5-7 лет, и не нужно будет потом поддерживать бесконечными резервами, как подпорками, велосипед нашей экономики, потому что она перестанет шататься, встав в правильную колею, — колею нового технологического уклада.

Огромные средства, существенно превышающие наши золотовалютные резервы, находятся на руках у населения. Еще больше — размещенные в банках на коротких депозитах деньги того же населения и бизнеса. И т.д. Нужны меры и действия по вовлечению этих средств в программу модернизации отечественной экономики. Какие — в общем-то они известны, обсуждалось неоднократно. Необходимо эти меры и инструменты более решительно использовать.

Заключение

Объективный анализ позволяет положительно оценить перспективы нашего развития. У нас сегодня в целом есть и понимание, что делать, и возможности благоприятного развития экономики и решения поставленных не только лидером страны, но и, в общем-то, самими вызовами развития цивилизации, задач. Но что мы должны признать — «дорогу осилит идущий». Необходим отход от идеологем неоклассического представления о государстве, как о «ночном стороже», необходима существенная активизация экономической политики.

Мы все привыкли работать в рамках возможностей и не до конца осознаем, что при переходе к новоукладным технологиям наши возможности становятся намного шире. Причем «ширина» этого «коридора возможностей», как часто говорят, такова, что мы сможем достаточно уверенно, если действовать разумно, перейти в новый технологический уклад теми ресурсами, которые сегодня у нас имеются, обеспечив стране ускоренный экономический рост. Осуществить прорыв в новое общественное устройство XXI века в качестве одного из лидеров, а не периферийно-догоняющей экономики.

2

Introduction

Russia's economy has been demonstrating little if any development over the past several years. The blame for that lies with a group of causes, the analysis of which is a topic of a separate study. From the point of view of practice, we need a conceptual solution for the set of issues with regards to opportunities (the expediency is obvious) and tools for encouraging the acceleration of development and launch of economic growth.

The political leadership of Russia is aware of the importance of and need for solving these problems. In his May decree, the President set a task of economic growth resumption. By 2024, we have to reduce poverty rate twofold, raise the life expectancy, ensure the natural growth in population, and join the Top5 largest economies of the world. These issues constitute an arduous and complex task, as well as worthy challenge. The main problem, in our opinion, lies in not only overcoming the crisis in Russian economy, but closing the gap in technological development that exists between Russia and developed countries as well.

Top Priority Tasks of Socio-Economic Development

To catch up with global economic leaders in terms of growth, we should raise the domestic GDP by 4-5% minimum annually, if we talk about the overtaking or outstripping economic development. However, The Bank of Russia and Finance Ministry forecast GDP growth rate on the level of about 1.5-2% for the years to come. Thus, it is necessary to look for reserves of growth. Both the presidential decree and the life itself focus our attention on this very task.

What new solutions could be formulated? What areas should we focus on to ensure the required economic growth? Moreover, it should be not just simple growth, but qualitative one raising the living standards of Russian people, as well as promoting the formation of healthy nation and creative community large in number.

Speaking at the plenary meeting of the 22nd Saint Petersburg International Economic Forum (SPIEF), Vladimir Putin quoted new competencies and knowledge of people, advanced technologies and communications as the key factors of growth, as well as denoted a breakthrough in economy, social sphere, science and education as the task of top national priority. "In our development, we intend to rely upon the human, creative and talent potential, are ready to learn and adjust the world best practices, and certainly use our own proven track record of accomplishing challenging structural tasks", the Russian President said4.

He charged the government and public authority bodies of the constituent territories of the Russian Federation with the task of evolving national programs in the spheres of demographics, healthcare, environmental protection, education, science, culture, digital economy, construction of housing and safe motor roads of high quality, improvement of urban environment, raising labor productivity and support of employment, development of small and medium business, support of individual entrepreneurial initiative, as well as international cooperation and export.

In all these areas, we must make a breakthrough of "economic miracle" format. Is it possible? The author believes that it is.

4 Cited by the verbatim report at the forum.

64

However, it will require extensive and common use of the advantages offered by the new technological setup.

Role of Technologies in Promotion of Breakthrough Development

One of the key aspects of modern global economic system lies in its development in conditions of the fourth industrial revolution. Naturally, this systemic phenomenon affects Russia's economy as well. We need the outstripping development of production typical for the new technological setup. Otherwise, the "breakthrough" is impossible. The technological gap translates into economic one, which will lead to our country losing the role of one of the global leaders.

It stands to mention that the current transition to the technologies of new setup (starkly and fundamentally different from the previous ones) is accompanied by the prevalence of knowledge over material basis in new technologies [1]. It leads to dramatically extensive use of them as basic ones and switchover to the application of technologies that I call "knowledge-intensive." They are rooted in notions of "knowledge" and "intensive" and encapsulate certain technological solutions.

The matter is question is about the combination and synergy of nano-, bio-, gene-, info- and cognitive technologies integrated on the basis of a single - digital - platform that forms the nucleus of new technological setup. We should come in grips with the fact that the whole world will switch over to this setup in the coming decades, and this setup will form the foundation of future economy. Unlike "Asian tigers" working their "economic miracle" in the second half of 20th century in conditions of the previous technological setup, we have a serious head start in availability and advanced level of new technologies and the re-

spective knowledge, typical of not only the fifth, but sixth setup as well.

Subsequently, the technologies of new generation are much more (by times) capital-intensive and fund-intensive if compared to the technologies of previous setups with materials dominating in manufacturing costs. Besides, marking out the information element (as sublimated knowledge) in the new IT, cognitive and communicative product, we understand - everybody is aware of it - that it possesses the properties of costs distribution and features no such costs per unit of output in scaling, as the material product typical for any of the periods of previous technological setups had. It allows for obtaining the result from the transition to such technologies almost immediately with their implementation, which reduces both the global costs and period of initial investments associated with the conversion of economy into a new technological base.

We are capable of making a transition to this digital information-communicative-cognitive economy and can begin real re-industrialization right now, in the years immediately to come on this new technological basis [3, 4]. What are the tools for making this transformation?

The "notorious" market with its demand for certain things criticized by many people will help us in analyzing the "breakthrough nature" or need for specific technologies. It will move forward, "break through," bear-lead the economy, identifying and meeting the public needs, both current and long-term ones. A lot of research activities devoted to this topic have been carried out in recent years. Why? It is because the demand for specific technologies is continuously being formed.

It is formed by the part of society that is already interested in them. These are either the recipients of these technolo-

gies among end-users, or recipients from business using these technologies, or the people that control the process of creating technologies - designers, engineers, etc. This integral demand shows, figuratively speaking, "the point of main effort" in digitization of our economy.

This public demand will show another thing to us as well -where the people will bring their money to, and to what extent they will use these technologies and respective products. As far as the entrepreneurial level is concerned, it is the question of what they will invest in. Here, in case of attentive approach, we can achieve powerful synergy of public and private investments.

Resources for Technological and Economic "Leap"

Do we have enough of strengths and capabilities for using the positive global factors and the abovementioned advantages? We hear that, yes, we should think about economy digitization, buildup of investments in real sector, innovations, etc. However, we should first make the economy sustainable and insure it against all what may happen by way of creating reserves. One can say that it is impossible to insure against everything. It is fundamentally impossible. Moreover, the very reserves - our insurance policy - probably ought to be insured as well, taking into account the conflictogenic nature of the present period that features the destruction of the old global setup. Developed national economy looks to be the best insurance here.

I am not so strongly convinced in the fact that we should make the economy even more sustainable to double down on reindustrialization on the new technological basis and start investing in breakthrough areas more actively. It is rather that we ought to steer the parallel course, even focusing more on technological development, if possible, and adjusting the state,

financial and technological infrastructure to it. It is because the very process of using the information-communicative-cognitive technologies almost immediately results in inflow of money into these industries. These sectors ought to enjoy top priority in terms of being supported by the institutes of public-private partnership, upgrade of financial and banking system, measures of tax incentives and other formats of new industrial policy [2, 5].

Equally important is the factor of effective transition to a new setup - modernization of social sphere on a new technological level. Let me quote one more statement made by Vladimir Putin: "We intend to build our policy around people, their welfare, interests and needs. I am sure that only the country, where people can unlock their potential of talents and skills to the full extent, is capable of becoming strong and prosperous. To do that, we are to continue the modernization of our economy and creation of modern jobs, ensure the growth of people's incomes, and make domestic healthcare and education rank among the best ones in the world."

Even today, we see how the nature of labor as the component of production process is changing, how the integral-creative element of it is growing. Put it more bluntly, the main role in the new knowledge-intensive production of tomorrow belongs to people and their creative abilities.

In the world of future, technological development makes people continuously perfect themselves in creative process, grasp new knowledge, and retrain creating both new environment and themselves. Each new stage of technological development will require people who think increasingly more creatively. Eventually, creative individual is to become the "main product" in the new industrial society of the next generation.

68

Hence, our commitment to the next generations lies in improving the education system and developing the intellectual sphere of action in the modern society. This sphere also requires investments. Moreover, it should be done right now taking into account that possible losses are hard to be made up for. These risks may become critical for our economy, as the country ought to start the breakthrough with not only reserves, but skilled personnel as well. Thus, not only understanding, but also will is required for it. Money is needed too.

The economists from the government have calculated that the state has to find additionally 8 trillion rubles for executing the May decree of the President over the next several years. Do we have this amount of cash? I see many aspects that could be discussed here.

For instance, the amount of 8 trillion rubles is equal to $120125 billion at the current rate of exchange, while we have almost $500 billion in reserves. Moreover, no crisis has cost us more than $300 billion. If at least a part of these reserves is spent for setting the industrial agenda in the reasonable way that the President has denoted, we will see good results within the next 5-7 years. Thus, we will not have to support the bicycle of our economy using reserves as shores, as it will stop staggering and get into the right groove, the one of new technological setup.

Enormous financial resources significantly outweighing our gold and currency reserves are now in the hands of households. Moreover, we see higher amount of cash belonging to households and business on short-term deposits in banks, etc. We require certain measures and actions aimed at involving this money in the program of economic modernization. We have discussed these measures many times. We should be firmer in using these tools.

Conclusion

The fact-based analysis makes it possible to take a favorable view of our development outlook. In general, we are aware of what should be done, as well as have opportunities for favorable economic development and accomplishment of tasks set not only by the President, but by civilizational challenges as well. However, we must admit that a "journey of thousand miles begins with one step." It is necessary to shift away from the paradigm of the neoclassical vision of state, as a "night watchman," and make economic policy more active.

We are not accustomed to working within the boundaries of capacity and cannot fully realize that the opportunities become ampler during the switchover to the technologies of a new setup. Moreover, the width of this "window of opportunities," as the popular phrase goes, is such that we can act firmly enough, if the reasonable approach is used, switch over to the new technological setup with the help of resources that we have today, ensuring accelerated economic growth for the country, and make a breakthrough to the new structure of society that we will have in the 21st century, as one of the leaders, instead of peripheral and catching-up economy.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бодрунов С.Д. Ноономика: монография. — Москва-Санкт-Петербург-Лондон: Культурная революция, 2018. — 432 с.

2. Вертакова Ю.В., Плотникова Н.А., Плотников В.А. Промышленная политика России: направленность и инструментарий // Экономическое возрождение России. — 2017. — № 3 (53). — С. 49-56.

3. Ленчук Е.Б. Технологический аспект новой индустриализации России // Экономическое возрождение России. — 2018. -№ 2 (56). — С. 68-73.

70

4. Максимцев И.А. Цифровые платформы и цифровые финансы: проблемы и перспективы развития // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2018. -№ 1 (109). — С. 7-9.

5. Мантуров Д.В. Подходы к реализации и инструменты промышленной политики в зарубежных странах: возможен ли трансфер опыта // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2018. — № 4 (112). — С. 7-15.

Bibliographical References

1. Bodrunov, S.D. Noonomics: Monograph. — Moscow — Saint Petersburg — London: Cultural Revolution, 2018. — P. 432.

2. Vertakova, Ju.V., Plotnikova, N.A., Plotnikov, V.A. Industrial Policy of Russia: Focus and Tools // The Economic Revival of Russia. — 2017. — № 3 (53). — P. 49-56.

3. Lenchuk, E.B. Technological Aspect of New Industrialization in Russia // The Economic Revival of Russia. — 2018. — № 2 (56). — P. 68-73.

4. Maksimtsev, I.A. Digital Platforms and Digital Finance: Problems and Prospects of Development // Izvestiya of the Saint Petersburg State University of Economics. — 2018. — № 1 (109). — P. 7-9.

5. Manturov, D.V. Approaches to Implementation and Tools of Industrial Policy in Foreign Countries: Is Transfer of Experience Possible? // Izvestiya of the Saint Petersburg State University of Economics. — 2018. — № 4 (112). — P. 7-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.