Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА НА РЫНКЕ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (НА ПРИМЕРЕ ООО "ЭЛЬГАС")'

СТРАТЕГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА НА РЫНКЕ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (НА ПРИМЕРЕ ООО "ЭЛЬГАС") Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

1289
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Цифровая наука
Область наук
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ / ПРОДВИЖЕНИЕ ТУРПРОДУКТА / СТРАТЕГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ СПРОСА / ТУРОПЕРАТОР / ТУРИСТСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / РЫНОК ТУРИСТСКИХ УСЛУГ / ПРОПАГАНДА ТУРИЗМА / СТИМУЛИРОВАНИЕ СБЫТА / МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саидова Л.И., Картоева М.М.

В данной статье рассмотрены основные методы и этапы продвижения туристского продукта. Авторами выявлены основные механизмы продвижения туристского продукта используемые российскими туроператорами. Основной акцент в статье сделан на деятельность единого туроператора «Эльгас» по стимулированию сбыта туристских услуг, также детально рассмотрены основные факторы продвижения ассортимента предлагаемого турпродукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Саидова Л.И., Картоева М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY FOR THE PROMOTION OF A TOURIST PRODUCT ON THE MARKET OF TOURIST SERVICES OF THE CHECHEN REPUBLIC (ON THE EXAMPLE OF ELGAS LLC)

This article discusses the main methods and stages of promoting a tourist product. The authors have identified the main mechanisms for promoting a tourist product used by Russian tour operators. The main emphasis in the article is made on the activities of a single tour operator "Elgas" to stimulate the sale of tourist services, and the main factors of promoting the assortment of the offered tourist products are also considered in detail.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА НА РЫНКЕ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (НА ПРИМЕРЕ ООО "ЭЛЬГАС")»

УДК: 379.85

Л. И. Саидова L. I. Saidova

старший преподаватель кафедры «Туризм и индустрия гостеприимства»

Senior lecturer

Department «Tourism and hospitality industry»

М. М. Картоева M.M. Kartoeva

студентка кафедры «Туризм и индустрия гостеприимства» A student of the department « Tourism and hospitality industry» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный

Of the «Chechen state University», Grozny

СТРАТЕГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА НА РЫНКЕ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ЭЛЬГАС»)

STRATEGY FOR THE PROMOTION OF A TOURIST PRODUCT ON THE MARKET OF TOURIST SERVICES OF THE CHECHEN REPUBLIC (ON THE

EXAMPLE OF ELGAS LLC)

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные методы и этапы продвижения туристского продукта. Авторами выявлены основные механизмы продвижения туристского продукта используемые российскими туроператорами. Основной акцент в статье сделан на деятельность единого туроператора «Эльгас» по стимулированию сбыта туристских услуг, также детально рассмотрены основные факторы продвижения ассортимента предлагаемого турпродукта.

Abstract: This article discusses the main methods and stages of promoting a tourist product. The authors have identified the main mechanisms for promoting a tourist product used by Russian tour operators. The main emphasis in the article is made on the activities of a single tour operator "Elgas" to stimulate the sale of tourist services, and the main factors of promoting the assortment of the offered tourist products are also considered in detail.

Ключевые слова: туристские услуги, продвижение турпродукта, стратегия продвижения, формирование спроса, туроператор, туристское предприятие, рынок туристских услуг, пропаганда туризма, стимулирование сбыта, методы стимулирования сотрудников туристского предприятия.

Key words: tourism services, promotion of a tourism product, promotion strategy, demand generation, tour operator, tourism company, tourism services market, tourism promotion, sales promotion, methods of incentivizing tourism enterprise employees.

Продвижение туристских услуг - это система мероприятий, направленных на увеличение объема продаж. Продвижение турпродукта сочетает в себе такие маркетинговые мероприятия, как реклама, формирование общественного мнения (паблик рилейшнз - ПР), прямые продажи, стимулирование сбыта и пропаганду [1].

Продвижение турпродуктов туроператорских компаний является актуальным при использовании самых прогрессивных методов комплекса маркетинговых коммуникаций. Использование такого рода методов заставляет потребителя надолго запомнить рекламируемый туристский продукт.

В целях продвижения туристского продукта используется комплекс мер, направленных на его реализацию, включающий рекламу, участие в специализированных выставках, ярмарках, а также организацию информационных центров и издание туристских каталогов, буклетов и др.

Прогрессивные методы продвижения туристского продукта вызывают у потенциальных потребителей особый интерес к услугам туроператоров и значительно выделяют турпродукт среди конкурентов. Применение основных методов продвижения турпродукта помогает наиболее ярко представить туристскую компанию на рынке туруслуг и эффектно подчеркнуть имидж туристского предприятия.

Стратегия продвижения зачастую предусматривает формирование спроса, формы реализации товаров, дизайн системы продвижения, включая маркетинговую логистику, а также стимулирование потребителей [2].

В самом общем виде процесс разработки стратегии продвижения турпродукта выделяют шесть основных этапов:

1. Выборка целевого региона;

2. Анализ деятельности конкурентов;

3. Определение стратегических параметров предприятия;

4. Постановка целей разработки стратегии;

5. Планирование доведения продукции от производителя до потребителя;

6. Разработка бюджета продвижения [3].

Выборка целевого региона

Анализ деятельности конкурентов

Определение стратегических параметров предприятия

Постановка целей разработки стратегии

Планирование доведения продукции от производителя до потребителя

Разработка

бюджета продвижения

Рис. 1. Основные этапы разработки стратегии продвижения турпродукта

Основные методы продвижения турпродукта, прежде всего, строятся на использовании в промоакциях серьезного технического обеспечения, новейших компьютерных технологий и нестандартных способов подачи информации туроператором о своем турпродукте.

В условиях жесткой конкуренции производителям товаров и услуг для сохранения и приумножения объемов продаж необходимо постоянно привлекать

внимание потребителей к туристским продуктам. Прежде всего это должен быть продукт, разработанный в соответствии с изучением спроса, основанный на стратегическом планировании деятельности фирмы, предложенный в нужном месте, который имеет адресную направленность конкретными сегментами потребителей, обязательно по приемлемым ценам и реализованный с качественным обслуживанием.

Самое главное для любого туроператора - формирование спроса на туристский продукт, но для этого необходимо выбрать правильное направление в его продвижении.

Российскими туроператорами ведется широкая пропаганда отдыха для населения на общероссийском и региональном телевидении, создаются и публикуются сюжеты о преимуществах отдыха в России на радио и телевидении, в крупнейших печатных изданиях и в городах России. Туристскими предприятиями большими тиражами на нескольких языках мира издается рекламно-информационная продукция на печатных и электронных носителях, предназначенная для некоммерческого распространения на международных туристских выставках.

На сегодняшний день на региональном туристском рынке Чеченской Республики функционирует два туроператора - ООО «Эльгас» и ООО «Визит Чечня», каждый из которых имеет свою специфику деятельности.

ООО «Эльгас» является единственным туроператором Чеченской Республики, занимающимся внутренним и международным въездным туризмом, разрабатывая туристские маршруты по республикам Северного Кавказа. С момента начала своей туроператорской деятельности ООО «Эльгас» зарекомендовало себя как надежный партнер множества предприятий разных регионов Северного Кавказа и завоевало положительный имидж у потребителей турпродукта своей компании.

Общая численность сотрудников ООО «Эльгас» составляет 4 чел.: директор, бухгалтер, и 2 менеджера по туризму. Сотрудники туристского предприятия охотно предоставляют бесплатную туристскую информацию потребителям туристских услуг и консультации. Помимо этого, туристское предприятие оказывает полный комплекс туристских услуг: бронирование билетов, отелей, туров, визовая поддержка, организация экскурсий, трансфера, прокат авто, туристского инвентаря и т.д.

Туристским предприятием ООО «Эльгас» разработаны и предлагаются своим потребителям 5 туристских маршрутов по Чеченской Республике, Республике Ингушетия, Республике Адыгея, Ставропольскому краю, Карачаево-Черкесской республике, Северной Осетии, Республике Дагестан.

В основном во всех предлагаемых турах гости республики знакомятся с обычаями, традициями и национальной кухней народов Северного Кавказа.

С момента функционирования на рынке туристских услуг руководство и сотрудники ООО «Эльгас» работают ежедневно, привлекая туристов в регионы Северного Кавказа и в частности нашу республику. Данная туристская компания старается своим потребителям предоставлять полюбившиеся и уже проверенные экскурсии по регионам Северного Кавказа, максимально насыщая и включая в программу тура интересные объекты туристского интереса, создавая комфортные условия для туристов.

Ежегодно туристским операторам в преддверии нового туристского сезона разрабатываются и изготавливаются информативные красочные цветные буклеты и проспекты, рекламные материалы в которых очень подробно расписаны все туристские маршруты, предлагаемые данным туристским предприятием. Это важный туристско-информационный материал по республике, что помогает пропаганде туризма и продвижению туристского продукта в Чечне. Также предприятие имеет производственные связи с другими туристскими

предприятиями Северо - Кавказского федерального округа региона (Ингушетия, Дагестан, Адыгея и др.).

ООО «Эльгас» осуществляет свою рекламная деятельность посредством использования основных средств распространения рекламных обращений: печати, наружной рекламы, полиграфической продукции, услуг справочных служб.

Стимулирование сбыта в ООО «Эльгас» осуществляется путем предоставления скидок определенным категориям потребителей, это, как правило, дети и пенсионеры. Также для постоянных потребителей туристских услуг данного туристского предприятия предоставляются бонусные скидки.

Туроператор «Эльгас» организует рассылку пресс - релизов на различные порталы и сайты («Чеченинфо», «Инфоскидка. Ру» и другие), активно принимает участие в специализированных туристских выставках: «Отдых без границ», «Интурмаркет», «Митт», фестиваль «Шашлык-Машлык».

В преддверие туристского сезона ООО «Эльгас» осуществляет рекламный тур «Чайный экспресс», в котором туристы могут участвовать в железнодорожном туре продолжительностью 7 дней и 6 ночей по маршруту: Москва - Ростов-на-Дону - Назрань - Владикавказ - Грозный - Дербент - Минеральные Воды - Москва. Участники такого тура останавливаются в каждом из городов по этому маршруту и знакомятся с достопримечательностями регионов Северного Кавказа: уникальными древними башнями горной Ингушетии, цитаделью Нарын-Кала в 2000 летнем Дербенте, мечетью «Сердце Чечни» в центре возрожденного Грозного, а также с курортами Кавказских Минеральных вод, красотами Северной Осетии и, несомненно, с величественной красотой Кавказских гор.

Туристское предприятие «Эльгас» является участником многих туристских мероприятий, проводимых в Чеченской Республике и за ее пределами - это конференции, выставки, бизнес-сессии, старт-апы, марафоны и т.п. Туристы из г. Волгоград и Нальчик участвовали в рекламных турах по Чеченской Республике.

Руководство данного туристского предприятия активно занимается вопросами стимулирования собственного персонала: периодически выплачиваются премии с реализованных экскурсионных маршрутов в зависимости от состава экскурсионной группы, отправляются в обучающие рекламно - информационные поездки в другие регионы России.

Сотрудники туристского предприятия «Эльгас» занимаются рассылкой писем с буклетами, а также писем с рекламными листовками на почтовые адреса электронной почты потребителей.

К основным используемым методам продвижения и реализации туруслуг относится официальный сайт туроператора. У ООО «Эльгас» есть свой сайт - www. http://elgastour.ru. [4], где есть вся справочная информация о туроператоре о предоставляемых услугах с указанием цен и продолжительности туристских путешествий и полным перечнем объектов показа каждой экскурсии.

Для потенциальных потребителей на сайте также размещена информация по гостиничным предприятиям в регионах Северного Кавказа с дополнительным описанием достопримечательностей. Наличие сайта с достоверной информацией очень удобно для туриста, он может заранее посмотреть предоставляемые услуги и ценовую политику туристского предприятия.

Через сайт ООО «Эльгас» потребители могут подобрать понравившийся тур и отправить заявку туроператору.

Сайт компании имеет несколько разделов (рисунок 2):

«к эльгас

О КОМПАНИИ ПУТЕШЕСТВИЯ РЕГИОНЫ ТУРАГЕНТАМ ОТЗЫВЫ КОНТАКТЫ ЕН

ПУТЕШЕСТВИЯ +7 (499) 398 20 99

+7 (929) 909-26-20

ЭЛЬГАС > ПУТЕШЕСТВИЯ ммн^

ЗвОромнровать тур Заказать звонок

дА ВСЕ РЕГИОНЫ

СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

К вашим услугам межрегиональные линейные туры по всему Северному Кавказу - только у нас.

О ТРАДИЦИОННАЯ КАВКАЗСКАЯ КУХНЯ

Кавказские блюда от лучших профессионалов в десятом поколении -

©ПУТЕШЕСТВИЯ НА ЛЮБОЙ ВКУС

Разнообразные путешествия - от категории «стандарт* до комфорт-класса и туров для VIР-гостей.

ТОЛЬКО

ПРОФЕССИОНАЛЫ

Мы предлагаем лучших гидов, которые всем сердцем любят родной Кавказ и с

9р ПРОВЕРЕННЫЕ <—9 МАРШРУТЫ

Мы разработали и протестировали новые маршруты, которые сохранят ваши силы и подарят максимум ярких впечатлений.

|в| ВНИМАНИЕ К

ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ

Нас отличает уважение к путешественникам и внимание к

Д^к КОМФОРТАБЕЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

Современные и комфортные автобусы и микроавтобусы, а также комфортабельные ж/д вагоны.

ГГ71 НЕЗАБЫВАЕМЫЕ I 40 I ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Путешествие на Кавказ никого не оставляет равнодушным и

Рис. 2. Официальный сайт ООО «Эльгас»

- информация о компании;

- информация о путешествиях по субъектам Северного Кавказа;

- информация о регионах Северного Кавказа;

- информация для турагентов;

- отзывы туристов;

- контактная информация о компании.

Информация об компании «Эльгас» присутствует на многих Интернет-ресурсах, таких как «www.Facebook.ru.» [5], «www.vk.com» [6] и есть страница на сайте «Instagram» [7].

Данное туристское предприятие практикует на таких методах стимулирования продаж, как предоставление скидок на экскурсионные услуги в случае раннего предварительного бронирования в сроки ранее установленной даты. Предоставляется также бесплатное дополнительное обслуживание в течение 1-3 дней, в случае покупки потребителем тура с большой продолжительностью поездки; включение в комплексное обслуживание некоторых бесплатных

34

дополнительных услуг (например, дополнительная городская экскурсия или предоставление дополнительных бесплатных услуг в средствах размещения регионов Северного Кавказа). Распространяются на потребителей туристского предприятия и сезонные скидки.

В целом на российском туристском рынке программы поощрения постоянных корпоративных потребителей, привлечения партнеров по бизнесу (речь не идет о финансовых скидках) пока являются редкостью. Однако эти программы не будут работать, если туристские организации не предоставят своим потребителям качественное обслуживание, т.к. качество определяет степень удовлетворения туриста, воздействует на его решение повторно обратиться за услугами к той или иной туристской организации и формирует положительное общественное мнение, образ (имидж) организации.

Библиографический список:

1. Кондрашов, В. М. Менеджмент продаж. Учебник, М.: ИНФРА - М, 2008.

300 с.

2. Хершген Х. Маркетинг: Основы профессионального успеха: Учебник, М.: ИНФРА -М, 2019. 215 с.

3. Голубков, Е. П. Основы маркетинга: Учебник. М.: Фин-пресс, 2013. с.2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Данные об ООО «Эльгас». Информационный ресурс сайта ООО «Эльгас» ГУП «Тур-Экс». - URL: http://www. http://elgastour.ru. сайт ООО «Эльгас». Свободный (дата обращения 12.01.2021).

5. Путешествуйте по Кавказу. URL: http://www.facebook.com. Свободный (дата обращения 14.01.2021).

6. Эльгас - Путешествия по Кавказу. URL: http:// vk.com. elgastour. Свободный (дата обращения 10.01. 2021).

7. Эльгас Инстаграм. URL: http://www.instagram.com. elgastour. Свободный (дата обращения 15.01. 2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.