Научная статья на тему 'Информационный ресурсы как инструмент продвижения на рынок туристской дестинации на примере республики Хакасия'

Информационный ресурсы как инструмент продвижения на рынок туристской дестинации на примере республики Хакасия Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1407
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / TOURISM / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / DOMESTIC TOURISM / ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / INBOUND TOURISM / РЕСУРСЫ / RESOURCES / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ / INFORMATION TOURIST RESOURCES / ДЕСТИНАЦИЯ / DESTINATION / ТУРПРОДУКТ / TOURIST PRODUCT / ТУРПАКЕТ / TOUR PACKAGE / ПРОДВИЖЕНИЕ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА / PROMOTION OF TOURIST PRODUCT / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / CULTURAL AND HISTORICAL HERITAGE / ПОСЕЩАЕМОСТЬ САЙТА / SITE TRAFFIC

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кузнецова Наталия Федоровна

Актуальность статьи обусловлена тем, что регионы России обладают огромными туристскими ресурсами, которые необходимо использовать более эффективно, развивая как въездной, так и внутренний туризм. Для этого надо целенаправленно заниматься активным продвижением российских туристских продуктов и дестинаций. Эффективное развитие туристского бизнеса основано на использовании новейших информационных технологий не только для создания турпродукта, но и его продвижения. В данной статье автор рассматривает процесс продвижения республики Хакасия в качестве туристской дестинации на основе использования следующих информационных ресурсов: издания наглядно-имиджевых материалов, организации рекламных инфотуров, рекламно-информационных кампаний в СМИ и на транспорте, участия в туристских выставках-ярмарках, создания Туристского информационного центра, виртуальных музеев и экскурсий, размещения информации в сети Интернет на туристских и других сайтах с анализом их посещаемости и др. Итогом этой деятельности стал заметный рост потока туристов в республику, особенно российских. Для повышения эффективности продвижения указанной дестинации необходимо создать узнаваемые бренды, улучшить качество ее турпродуктов, активнее рекламировать их на русском и иностранных языках в сети Интернет на туристских сайтах, на федеральных и региональных телеканалах, в социальных сетях, создать специальные телепередачи, мультфильмы, телесериалы и кинофильмы о Хакасии, Но все эти мероприятия требуют гораздо более значительных финансовых вложений, чем были в республтке до этого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Кузнецова Наталия Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION RESOURCES AS AN INSTRUMENT OF PROMOTION TO THE MARKET OF TOURIST DESTINATION ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF KHAKASSIA

The relevance of the article is due to the fact that the regions of Russia have huge tourist resources that need to be used more efficiently, developing both inbound and domestic tourism. To do this, it is necessary to actively pursue the promotion of Russian tourism products and destinations. The effective development of the tourist business is based on the use of the latest information technologies not only to create a tourist product, but also to promote it. In this article, the author considers the process of promotion of the Republic of Khakassia as a tourist destination on the basis of the use of the following information resources: publication of visual and image materials, organization of advertising infotours, advertising and information campaigns in the media and transport, participation in tourist exhibitions and fairs, Center, virtual museums and excursions, posting information on the Internet on tourist and other sites with an analysis of their attendance, etc. The result of this activity There was a noticeable increase in the flow of tourists to the republic, especially Russian ones. To increase the effectiveness of promotion of this destination, it is necessary to create recognizable brands, improve the quality of its tourist products, advertise them more actively in Russian and foreign languages on the Internet at tourist sites, on federal and regional TV channels, in social networks, create special TV shows, cartoons, television series and movies About Khakassia, But all these events require much more significant financial investments than they were in the republic before that.

Текст научной работы на тему «Информационный ресурсы как инструмент продвижения на рынок туристской дестинации на примере республики Хакасия»

экономические науки

Кузнецова Наталия Федоровна ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРСЫ ...

УДК 338.48

ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ НА РЫНОК ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

© 2017

Кузнецова Наталия Федоровна, кандидат исторических наук, доцент, зам. директора по научной работе Института экономики и управления Хакасский государственный университет (655017, Россия, Абакан, проспект Ленина, 92, e-mail: natakuznecova05@mail.ru)

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что регионы России обладают огромными туристскими ресурсами, которые необходимо использовать более эффективно, развивая как въездной, так и внутренний туризм. Для этого надо целенаправленно заниматься активным продвижением российских туристских продуктов и дести-наций. Эффективное развитие туристского бизнеса основано на использовании новейших информационных технологий не только для создания турпродукта, но и его продвижения. В данной статье автор рассматривает процесс продвижения республики Хакасия в качестве туристской дестинации на основе использования следующих информационных ресурсов: издания наглядно-имиджевых материалов, организации рекламных инфотуров, рекламно-информационных кампаний в СМИ и на транспорте, участия в туристских выставках-ярмарках, создания Туристского информационного центра, виртуальных музеев и экскурсий, размещения информации в сети Интернет на туристских и других сайтах с анализом их посещаемости и др. Итогом этой деятельности стал заметный рост потока туристов в республику, особенно российских. Для повышения эффективности продвижения указанной дестинации необходимо создать узнаваемые бренды, улучшить качество ее турпродуктов, активнее рекламировать их на русском и иностранных языках в сети Интернет на туристских сайтах, на федеральных и региональных телеканалах, в социальных сетях, создать специальные телепередачи, мультфильмы, телесериалы и кинофильмы о Хакасии, Но все эти мероприятия требуют гораздо более значительных финансовых вложений, чем были в республтке до этого.

Ключевые слова: туризм, внутренний туризм, въездной туризм, ресурсы, информационные туристские ресурсы, дестинация, турпродукт, турпакет, продвижение туристского продукта, культурно-историческое наследие, посещаемость сайта.

INFORMATION RESOURCES AS AN INSTRUMENT OF PROMOTION TO THE MARKET OF TOURIST DESTINATION ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF KHAKASSIA

© 2017

Kuznetsova Nataliya Fedorovna, candidate of history sciences, associate professor, Deputy Director for Research of the Institute of Economics and Management Khakass State University of N.F. Katanov (655017, Russia, Abakan, Lenin Avenue 92, e-mail: natakuznecova05@mail.ru)

Abstract. The relevance of the article is due to the fact that the regions of Russia have huge tourist resources that need to be used more efficiently, developing both inbound and domestic tourism. To do this, it is necessary to actively pursue the promotion of Russian tourism products and destinations. The effective development of the tourist business is based on the use of the latest information technologies not only to create a tourist product, but also to promote it. In this article, the author considers the process of promotion of the Republic of Khakassia as a tourist destination on the basis of the use of the following information resources: publication of visual and image materials, organization of advertising infotours, advertising and information campaigns in the media and transport, participation in tourist exhibitions and fairs, Center, virtual museums and excursions, posting information on the Internet on tourist and other sites with an analysis of their attendance, etc. The result of this activity There was a noticeable increase in the flow of tourists to the republic, especially Russian ones. To increase the effectiveness of promotion of this destination, it is necessary to create recognizable brands, improve the quality of its tourist products, advertise them more actively in Russian and foreign languages on the Internet at tourist sites, on federal and regional TV channels, in social networks, create special TV shows, cartoons, television series and movies About Khakassia, But all these events require much more significant financial investments than they were in the republic before that.

Keywords: Tourism, domestic tourism, inbound tourism, resources, information tourist resources, destination, tourist product, tour package, promotion of tourist product, cultural and historical heritage, site traffic.

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что в современном мире все более важную роль в экономическом и социальном развитии многих стран и регионов играет туризм. Рост объемов туристской индустрии оказывает положительное влияние на экономику и социальное развитие региона, поскольку способствует оживлению многих других обслуживающих отраслей, создавая спрос на транспортные, гостиничные, развлекательные услуги, услуги учреждений общественного питания и т.п., обеспечивает занятость населения, активизирует малый бизнес, увеличивает налоговые поступления и др.

Регионы России обладают огромными туристскими ресурсами, которые необходимо эффективно использовать, активно развивая как въездной, так и внутренний туризм. А для этого необходимо целенаправленно заниматься активным продвижением российских туристских продуктов и дестинаций как на внутренний, так и на внешний рынок.

Отличительная особенность туристской индустрии - большое количество разнообразных информационных потоков, которые должны постоянно обновляться и обмениваться между собой. Информационные связи устанавливаются между всеми субъектами туристского рынка, однако особую значимость имеет информация,

предназначенная для конечных потребителей, т.е. самих туристов. Туристская услуга не может быть представлена в магазине или салоне, как промышленные товары или другие услуги. Она обычно приобретается задолго и далеко от места ее потребления. Поэтому туристский рынок очень зависит от разного рода информации: текстовой, иллюстративной, справочной, аналитической, комментарийной, методической, а также от средств ее передачи.

В связи с этим эффективное развитие туристского бизнеса основано на использовании новейших информационных технологий не только для создания турпродук-та, но и его продвижения.

Цель данной статьи - рассмотреть процесс продвижения на рынок с помощью использования информационных ресурсов республики Хакасии в качестве туристской дестинации.

Согласно ФЗ от 24.11.1996 г. «Об основах туристской деятельности в РФ» (с изм. и доп., вст. в силу с 01.01.2017) туристский продукт - это «комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта» [1].

Кузнецова Наталия Федоровна ИНФОРМАЦИОННЫМ РЕСУРСЫ ..

economic sceinces

Понятие «туристская дестинация» в указанном законе отсутствует. И.В. Зорин и В.А. Квартальнов в «Энциклопедии туризма» дают следующее определение этому понятию - это «территория, предлагающая определенный набор услуг, которые отвечают потребностям туриста, удовлетворяют его спрос на перевозку, ночевку, питание, развлечения т.д. и является целью его путешествия» [2, с. 37].

А.А. Сафарян считает, что дестинацией можно называть «территорию, которая кроме центрального туристского объекта имеет привлекательное окружение, доступное для посещения большинства туристов. Это территория, покрытая сетью туристских объектов и связывающих их маршрутов, которые можно осуществить за время не более десяти дней» [3, с.16].

Хотя дестинация может объединять территории нескольких субъектов, все-таки, как правило, она совпадает с административными границами страны или региона. Исходя из этих определений республика Хакасия может выступать в качестве туристской дестинации.

Продвижение турпродукта по вышеуказанному федеральному закону - это «комплекс мер, направленных на реализацию турпродукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое)» [4].

Продвижение Хакасии на туристский рынок - задача сложная в финансовом, организационном и временном отношении, поскольку этот сибирский регион при наличии благоприятного для условий Сибири климата и богатых туристских ресурсов, представленных уникальным культурно-историческим наследием, природными памятниками, заповедниками, целебными озерами и т.п. до сих пор мало знаком не только гражданам других стран, но и россиянам. До настоящего времени для многих этот регион мало узнаваем, по названию он часто ассоциируется с Абхазией, а его столица г. Абакан (по созвучию - Ереван, Бюракан, Кировакан) с Арменией. У Хакасии нет ни одного узнаваемого бренда, как впрочем, и у многих регионов России.

Продвижению туристской дестинации и реализации турпродукта способствует информация о стране или регионе пребывания, о правилах поведения, традициях и обычаях конкретной местности и всей страны, о наличии природных и культурных памятников, а также о транспортных, гостиничных, сервисных услугах, возможных способах приобретения и т.п. Для этого используются рекламные проспекты, специальные справочники, туристские путеводители, СМИ, рекомендации уже опытных туристов и т.п.

Подобная работа ведется и в Хакасии. Но государственное финансирование издания наглядно-имиджевых материалов в связи с недостатком средств в бюджете республики в последние годы сокращается. В 2014 г. на издание подобных изданий: плакатов, буклетов, справочников, календарей, брошюр, а также изготовление сувениров комитетом по туризму РХ было израсходовано 875,0 тыс. руб., в 2015 г. - 604 тыс. руб. [5, с. 137], а в 2016 г. - 184,89 тыс. руб. [6].

Продвижению туристской дестинации способствуют и информационные туры. В 2016 г. в Хакасии в связи с недостаточным финансированием на эти цели было потрачено из республиканского бюджета всего 100 тыс. из запланированных 300 тыс. руб. На эти средства в июле 2016 г. был организован рекламный тур, в котором приняли участие представители 8 турфирм из соседних регионов Сибири, а также Германии и Китая. Недостаток средств не позволил привлечь к участию в туре туроператоров из западных регионов РФ и других стран.

Весной 2016 г. для привлечения туристов из соседних сибирских регионов на летний отдых в Хакасию Госкомтуризмом РХ была проведена рекламно-информационная кампания для радио-аудитории Красноярского края, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской

и Томской областей.

В последние годы для продвижения Хакасии специалисты комитета по туризму участвуют в разных международных и всероссийских туристских выставках-ярмарках: «Енисей» в г. Красноярске, «ТУРСИБ» в г. Новосибирске, INWETEX-CIS TRAVEL MARKET в г. Санкт-Петербурге, «ITB» в г. Берлине и др. Но в 2016 г. на эти цели было выделено всего 137 тыс. руб., что позволило представить Хакасию только на одной Международной выставке-ярмарке «Интурмаркет» (ITM) в Москве.

Для продвижения туристских продуктов республики за ее пределами Госкомтуризмом РХ стали публиковаться рекламные статьи в журналах по туризму: «Туризм. Туристические ресурсы России» (г. Москва), «Отдых по-сибирски» (г. Новосибирск), «Живописная Россия» (г. Москва) и др.

По соглашению о сотрудничестве между правительствами Санкт-Петербурга и Хакасии на 2014-2017 гг. социальная реклама о туристских возможностях Хакасии в форме аудио-ролика появилась в метро этого мегаполиса.

В 2012 г. для продвижения республики Хакасия в качестве туристской дестинации и ее турпродуктов был создан Туристский информационный центр Хакасии (ТИЦ РХ), в деятельности которого реализуются современные информационные и туристские технологии, которые позволят повысить эффективность продвижения Хакасии как туристской дестинации на российский и международный рынок.

В феврале 2016 г. указанный центр при участии представителей туристского бизнеса издал туристскую карту Хакасии тиражом 10 тыс. экземпляров, которая в том же году стала победителем на федеральном конкурсе туристических карт и путеводителей MAP. GUIDE. SMART по направлению «карта региона». Это издание распространяется бесплатно в офисе ТИЦ РХ и на разных туристских выставках. Им же был опубликован путеводитель для самостоятельной экскурсии по столице республике - г. Абакану, а также буклеты «Туры выходного дня».

По специальным заказам съемочными группами из Хакасии и Москвы были созданы видеофильмы о республике, но их практически не видно на федеральных каналах. В 2016 г. государственный телевизионный канал Russia Today вместе с ТИЦ РХ сняли серию передач о достопримечательностях Хакасии, которые демонстрировались в более 100 странах мира, в т.ч. в США, в европейских и латиноамериканских странах.

Ежегодно в республике формируется региональный календарь событий. Он используется региональными туроператорами при разработке турпродукта. В 2016 г. он включал 101 мероприятие как регионального, так и муниципального уровней. Это эколого-этнический фестиваль «Чир Чайаан», хакасский праздник «Тун Пайрам» и др.

Важную роль в продвижении дестинации играют сувениры. В республике ведется реестр сувенирной продукции, включающий 97 наименований изделий из разных материалов, национальные украшения, музыкальные инструменты, гастрономические деликатесы, чучела разных животных и др. Он размещён в туристском паспорте Хакасии.

Эффективную роль в продвижении туристской де-стинации в современных условиях играет сеть Интернет. ТИЦ РХ имеет свой официальный сайт. Ранее это был сайт - http://www.turism19.ru. В 2014 г. его посетителями стали около 140 тыс. человек. В 2015 г. у этого центра появилась другая информационная платформа - туристский портал khakassia.travel (http://khakassia.travel/ru/ index.html), который тоже востребован потенциальными туристами. В 2015 г. его просматривали 156 866 раз. Более полутора тысяч человек получили консультации в этом центре. Но в основном это жители республики,

216

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 3(20)

экономические науки

Кузнецова Наталия Федоровна ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРСЫ ...

только 215 из них были из других регионов РФ, а 39 -иностранные граждане [7, с. 136].

В 2016 г. дизайн этого сайта подвергся реновации. Он был дополнен новыми разделами и фотоматериалами. Сегодня главный туристский портал Хакасии предоставляет информацию о республике на русском и английском языках в 5 разделах: «О Хакасии», «Важно знать», «Планируй путешествие», «Блог» и «Магазин».

Информационно важными для продвижения республики являются разделы: 1) «О Хакасии» с такими страницами: история, шаманизм, кухня с кулинарными рецептами, традиции, хакасский календарь, легенды, культура, природа, официальная Хакасия и 2) «Планируй путешествие», где можно узнать календарь событий, уникальные места республики, как до них добраться, где остановиться и чем заняться. Раздел «Магазин» предлагает для реализации 11 туров, из них один 7-дневный -«Земля мечты Хакасия» и 10 однодневных.

После обновления увеличилось количество просмотров этого сайта с 156 866 в 2015 г. до 181 770 раз в 2016 г. Об этом свидетельствует таблица 1 [8].

Таблица 1 - Посещаемость сайта khakassia.travel в 2016 г. в сравнении с подобными сайтами других регионов

Посетителей Просмотров

За 1 За 1 месяц За 12 месяцев За 1 За 1 месяц За 12 месяцев

khakas5ia.travel.iu (Хакасия) 125 3738 45497 49 S 14940 181770

lrkvisitinfo (г. Иркутск) 62 1864 22673 24S 7440 90520

binkra ru (р ее публика Г орный 64 1927 23446 257 7710 93805

visitsibeiiajnfo.'ru (Красноярский К>ай> 92 2769 33691 369 11070 134685

visittuva.ru (Тыва) 106 31S9 38796 425 12750 155125

vi5it-kuzbass.ru (Кемеровская 143 42 S3 52110 571 17130 208415

visitbury atia ли_(р е столика 357 10716 130376 1429 42870 521585

visitaltalinfo (Алтайский край) 378 11343 138002 1512 45360 551880

tiTniTn.nso.ru (Новосибирская 170S 51252 623566 6834 205020 2 494 410

Как видно из указанной таблицы это годовое значение больше, чем у подобных сайтов г. Иркутска, Горного Алтая, Тывы и Красноярского края, но значительно меньше, чем Кемеровской, Новосибирской областей, республики Бурятия и Алтайского края.

В 2015 г. ТИЦ РХ запустил социальный детский проект «Виртуальный тур по Республике Хакасия». Его целью является ознакомление школьников с уникальными местами республики, зарождение интереса к познанию своей малой исторической родины, к путешествиям по ней. Около 40 минут дети получают информацию об природных, культурных и исторических достопримечательностях Хакасии, им показывают слайд-фильмы и видеоролики.

Еще одним информационным ресурсом для продвижения Хакасии является сайт Государственного комитета по туризму РХ, который с 2017 г. входит в состав министерства культуры республики.

Для сведения туристов на этом сайте размещены реестры природных ресурсов и объектов культурного наследия, туроператоров и турагентств, туристских маршрутов и пляжей Хакасии. 65 активных маршрутов имеют паспорт и согласованы с главным управлением МЧС РФ по РХ [9].

В течение 2016 г. ТИЦ РХ занимался наполнением и обновлением раздела о республике Хакасия Национального туристического портала Russia.travel. который создан при участии Федерального агентства по туризму РФ. На нем представлены 117 достопримечательностей республики [10].

Способствуют продвижению республики бесплатные виртуальные музеи и экскурсии, которые привлекают внимание туристов к ее культурному, историческому и природному наследию. В 2013 г. виртуальный музей энергетики открылся в «Хакасэнерго». В 2017 г. виртуальный гид с визуальным и звуковым сопровождением появился в Хакасском национальном краеведческом музее им. Л.Р. Кызласова. Он представляет 8 экспозиций по

разной тематике. Через сайт музея можно записаться и на его живые экскурсии. На сайте http://www.3d-navigator. ru размещены ЗД-Панорамы архитектурных памятников г. Абакана, Хакасии, музеев, парков республики. Абаканская централизованная библиотечная система на своем сайте организовывает виртуальные выставки, там же есть виртуальный музей «Абакан 1041-1045» Виртуальные туры проводит заповедник «Хакасский». Видеофильмы о музее-заповеднике «Сундуки» есть на сайте этого учреждения. Но все эти музеи, фильмы и экскурсии обеспечены сопровождением только на русском языке, что не дает привлечь иностранных туристов [11]. Далеко не у всех музеев и заповедников Хакасии есть собственные сайты.

Одним из инструментов продвижения Хакасии на туристский рынок является Международный культурно-туристский форум «СИБЕР ИЛ», который проводится в республике с 2011 г. (прежнее название «Историко-культурное наследие как ресурс социокультурного развития»). Он поддерживается президентом и правительством РФ. В апреле 2017 г. Хакасия за организацию этого форума получила премию правительства РФ.

Важной частью форума является туристское направление. На его секциях или площадках в разные годы обсуждались вопросы организации детского, гастрономического туризма, реализации международных проектов «Великий шелковый путь», «Великий чайный путь» и др. На форум всегда приглашаются медийные персоны, которые привлекают внимание не только к работе форума, но и к самой Хакасии. Это не только руководители и депутаты разного уровня (А. Жуков, В. Мединский, В. Толоконский, Р. Минниханов, В. Зимин, О. Ярилова и др.), но и общественные деятели (О. Астафьева, А. Хилькевич, А. Архангельский, А. Гукасян и др.), телеведущие (А. Бегак и др.) и всемирно известные артисты оперы, театра и кино (Х. Каррерас, Д. Хворостовский, П. Бурчуладзе, Т. Павловская, Л. Юдина, Х. Бадалян, Я. Моритц Онкен, В. Мэй, М. Пореченков и др.).

Указанный форум имеет свой сайт - http://forum.r-19. ru/, а также свои страницы в разных социальных сетях. Они также способствует продвижению республики, т.к. содержат общую информацию о ней, новости и интервью с интересными персонами, а также фото-, видеоматериалы и презентации, связанные с Хакасией.

Продвижение туристской дестинации может осуществляться на сайтах, напрямую не связанных с туризмом. К таким относится, например, автомобильный сайт «drom.ru», на форуме которого есть раздел «Путешествия и приключения» [12]. Автолюбители в нем оставляют отзывы и комментарии о своих автомобильных путешествиях, в т.ч. и по Хакасии, что тоже способствует ее продвижению. На 10.08.2017 г. в нем насчитывалось 192 сообщения, где присутствуют в основном положительные и даже восторженные отзывы о поездках по республике. Это и впечатления, и советы другим заинтересовавшимся будущим туристам, и характеристики многих объектов туристского показа, и ответы на вопросы, а также фотографии и видео.

Информационные ресурсы необходимы не только для рекламы дестинации, но и для реализации ее турпро-дуктов. Сайты крупных международных туроператоров и турагентств в основном ориентированы на выездной туризм из России, хотя они тоже в разном количестве предлагают на продажу готовые турпакеты по России и отдельным ее регионам, часто с отправлением из Москвы. Например, в «Туи» - всего 1 (Краснодарский край), 26 - в «Тезтур», а в «Корал тревел» - 151 предложение [13]. Но в основном это или только Сочи, или южные и западные регионы России: Краснодарский край, Москва, Санкт-Петербург, Крым. Вероятно, в связи с низким спросом совсем мало у этих фирм представлены регионы Сибири. В «Тезтуре» есть лишь 1 предложение по Сибири - Барнаул. В «Корал Тревел» их больше - 8. Это Алтай, Байкал, Белокуриха, Горная

Кузнецова Наталия Федоровна economic

ИНФОРМАЦИОННЫМ РЕСУРСЫ ... sceinces

Шория (Шерегеш), Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Омск. Хакасия на указанных и многих других сайтах отсутствует.

Реализацией турпродуктов Хакасии занимаются менее крупные российские фирмы: московские фирмы «СВ-Астур», «Туры по Европе», «Рио» из Новосибирска [14] и др. Большой выбор турпродуктов Хакасии предлагают и местные туроператоры: «Discovery», ООО «СаяныЭкоТур», ООО «ДиЛор» [15]. Но они в большей степени работают с местным и населением окрестных регионов.

В результате проведения всех вышеуказанных мероприятий по продвижению Хакасии значительно вырос туристский поток в республику. За 2012-2016 гг. его рост составил 3,5 раза, с 156,7 тыс. до 548,8 тыс. туристов, но при этом были учтены далеко не все т.н. «дикие» пляжные туристы, приезжающие из соседних регионов на своих автомобилях для отдыха на озера Ширинского района. Из общей массы всех туристов только 3,8 тыс. - иностранные [16].

В Хакасии ведется целенаправленная и разноплановая работа с использованием информационных ресурсов по продвижению Хакасии в качестве туристской дести-нации. Но в большей степени она касается привлечения российских туристов. Для еще более эффективного продвижения указанной дестинации необходимо повышать качество ее турпродуктов, создавать узнаваемые бренды. Кроме того, необходимо активнее рекламировать турпродукты Хакасии на русском и иностранных языках в сети Интернет на многочисленных туристских сайтах, на федеральных и региональных телеканалах, в социальных сетях, в других СМИ, на общественном транспорте. А для этого нужны яркие промофильмы, новые 3D-презентации о туристских ресурсах и маршрутах республики, в т.ч. выходного дня. Можно использовать опыт таких стран как Турция, Южная Корея и др., которые привлекли к себе внимание туристов после создания получивших известность мультфильмов, телесериалов и кинофильмов. Но все эти мероприятия требуют гораздо более значительных финансовых вложений, чем были в Хакасии до этого.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/136248/1/ #ixzz4pF9YrMP6 (дата обращения: 10.08.2017).

2. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедии туризма: справочник. М.: Финансы и статистика», 2003. -368 с.

3. Сафарян А.А. Туризм в Армении: дестинация, ат-трактивность, информационные ресурсы: дис. ... канд. географ. наук: 25.00.24 - Пермь, 2015 - 210 с.

4. Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/136248/1/ #ixzz4pF9YrMP6 (дата обращения: 10.08.2017).

5. Кузнецова Н.Ф. Современная инфраструктура как одно из важных условий для развития туризма // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т.5 № 3 (16). С. 134 - 138.

6. Официальный сайт Государственного комитета по туризму Республики Хакасия [Электронный ресурс] // URL: http://gkt19.ru/aboutus/otchety-o-deyatelnosti.html; http://r-19.ru/authorities/the-state-committee-for-tourism-of-the-republic-of-khakassia/docs/otchet-o-deyatelnosti/ (дата обращения: 12.08.2017).

7. Кузнецова Н.Ф. Современная инфраструктура как одно из важных условий для развития туризма // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т.5 № 3 (16). С. 134 - 138.

8. Примерная статистика сайта khakassia.travel/ru (аналитические данные) [Электронный ресурс] // URL: pr-cy.ru/site-statistics/ (дата обращения: 11.08.2017).

9. Официальный сайт Государственного комитета по туризму Республики Хакасия [Электронный ресурс] // URL: http://gkt19.ru/aboutus/otchety-o-deyatelnosti.html; http://r-19.ru/authorities/the-state-committee-for-tourism-of-the-republic-of-khakassia/docs/otchet-o-218

(дата обращения: 12.08.2017).

10. Официальный сайт Национального туристического портала Russia.travel [Электронный ресурс] // URL: https://russia.travel/hakasija (дата обращения: 12.08.2017).

11. Официальный сайт Хакасского национального краеведческого музея им. Л.Р. Кызлпсова [Электронный ресурс] // URL: http://www.nhkm.ru; museum. khakasenergo.ru; Официальный сайт Абаканской централизованной библиотечной системы [Электронный ресурс] // URL: httpy/цбс.абакан.рф; Официальный сайт государственного природного заповедника «Хакасский» [Электронный ресурс] // URL: http://zapovednik-khakassky.ru; Официальный сайт музея заповедника «Сундуки» [Электронный ресурс] // URL: http://www. museumsunduki.ru (дата обращения: 12.08.2017).

12. Автомобильный портал Drom.ru [Электронный ресурс] URL: http://forums.drom.ru/travel (дата обращения: 10.08.2017).

13. Подсчитано авт. См.: Официальный сайт TUI Group [Электронный ресурс] URL: https://www.tui.ru; Официальный сайт международного туристического оператора Tez tour [Электронный ресурс] URL: https:// www.tez-tour.com; Официальный сайт турагентства Koral Travel [Электронный ресурс] URL: http://poisk-tour.com/ (дата обращения: 12.08.2017).

14. Официальный сайт туристской компании «Св-Астур» [Электронный ресурс] URL: https://www. svastour.ru; Официальный сайт туристской компании «Туры по Европе» [Электронный ресурс] URL: https:// www.evropa-tours.ru; Официальный сайт туристской компании «Рио» [Электронный ресурс] URL: http:// www.rio-tour.ru

15. Официальный сайт туристской компании «Discovery» [Электронный ресурс] URL: www.discovery-khakasia.ru; Официальный сайт ООО «СаяныЭкоТур» [Электронный ресурс] URL: http://sayanyeco.com/ru; Официальный сайт ООО «ДиЛор» [Электронный ресурс] URL: http://www.turdelor.com (дата обращения: 12.08.2017).

16. Официальный сайт Государственного комитета по туризму Республики Хакасия [Электронный ресурс] // URL: http://gkt19.ru/aboutus/otchety-o-deyatelnosti.html; http://r-19.ru/authorities/the-state-committee-for-tourism-of-the-republic-of-khakassia/docs/otchet-o-deyatelnosti/ (дата обращения: 12.07.2017).

Статья публикуется в рамках поддержанного РФФИ научного проекта №16-02-00150

Статья поступила в редакцию 11.07.2017.

Статья принята к публикации 25.09.2017.

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 3(20)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.