Научная статья на тему 'Стратегия позиционирования как способ реализации субъектности во французском межперсональном интернет-дискурсе в жанре комментария'

Стратегия позиционирования как способ реализации субъектности во французском межперсональном интернет-дискурсе в жанре комментария Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
130
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПЕРСОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС / КОММУНИКАТИВНОЕ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / СТРАТЕГИЯ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ / СУБЪЕКТ / СУБЪЕКТНОСТЬ / КОММЕНТАРИЙ / ОЦЕНКА / INTERPERSONAL INTERNET DISCOURSE / COMMUNICATIVE INTERNET SPACE / POSITIONING STRATEGY / SUBJECT / SUBJECTNESS / COMMENT / EVOLUATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Попова Д. А.

Статья посвящена проблеме конструирования идентичности субъекта говорящего в межперсональном общении в коммуникативном Интернет-пространстве. Устанавливается, что данный процесс обусловлен особой концептуальной позицией коммуниканта, проецируемой на стратегии высказывания субъектности. Стратегия позиционирования в высказывании-комментарии реализуется посредством персонализации высказывания-мнения и структурированием оценивания предмета обсуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSITIONING STRATEGY AS A WAY OF THE SUBJECTNESS REALISATION IN THE INTERPERSONAL FRENCH DISCOURSE IN THE GENRE OF COMMENT

The article touches upon the subject identity construction in the interpersonal communication of The Internet space. This process is defined by the specific conceptual position of the communicator, projected on the strategies of a subjectness. The positioning strategy in the comment realizes due to opinion personalisation andevoluation.

Текст научной работы на тему «Стратегия позиционирования как способ реализации субъектности во французском межперсональном интернет-дискурсе в жанре комментария»

УДК 81'42 Д. А. Попова

аспирант кафедры романской филологии МГЛУ ЕАЛИ; e-mail: [email protected]

СТРАТЕГИЯ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ

СУБЪЕКТНОСТИ ВО ФРАНЦУЗСКОМ МЕЖПЕРСОНАЛЬНОМ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ В ЖАНРЕ КОММЕНТАРИЯ

Статья посвящена проблеме конструирования идентичности субъекта говорящего в межперсональном общении в коммуникативном Интернет-пространстве. Устанавливается, что данный процесс обусловлен особой концептуальной позицией коммуниканта, проецируемой на стратегии высказывания субъектности. Стратегия позиционирования в высказывании-комментарии реализуется посредством персонализации высказывания-мнения и структурированием оценивания предмета обсуждения.

Ключевые слова: межперсональный Интернет-дискурс; коммуникативное Интернет-пространство; стратегия позиционирования; субъект; субъект-ность; комментарий; оценка.

Popova D. A.

Post-Graduate Student, MSLU EАLI; e-mail: [email protected]

POSITIONING STRATEGY AS A WAY OF THE SUBJECTNESS

REALISATION IN THE INTERPERSONAL FRENCH DISCOURSE IN THE GENRE OF COMMENT

The article touches upon the subject identity construction in the interpersonal communication of The Internet space. This process is defined by the specific conceptual position of the communicator, projected on the strategies of a subjectness. The positioning strategy in the comment realizes due to opinion personalisation andevoluation.

Keywords: interpersonal Internet discourse; communicative Internet space; positioning strategy; subject; subjectness; comment; evoluation.

Интернет-пространство на уровне межперсонального общения образует особую коммуникативную ситуацию по оси «адресант-адресат», что обусловлено такими ее основополагающими характеристиками, как опосредованность, возникающая вследствие особого - технологического электронного канала передачи данных, анонимность и а-телесность, свобода самовыражения, свобода входа / выхода, что формирует особую проксемику в интеракции пользователей при от-

сутствии перцептивного аспекта коммуникации [3; 4; 13; 14]. В этой связи становится возможным выделение в коммуникативном-интер-нет пространстве (далее - КИП) межперсонального уровня коммуникации и межперсонального дискурса как особого речевого способа взаимодействия, отличающегося от прототипической прямой межперсональной коммуникации по способам проявления субъектности и идентичности общающихся.

Взаимодействие в КИП на рассматриваемом уровне в общей феноменологии КИП проявляется посредством диалогического обмена высказываниями субъектов коммуникации - авторов сообщений в рамках технологически заданной интернет-платформы и заданном формате общения - дискурсивном жанре, в том числе в жанре «комментария» [13]. Высказывание является единственным способом самоидентификации и самовыражения в интеракции по отношению к Другому и Другим, а в потенциале - неограниченно открытому миру как пространству адресации «всемирной паутины». Иными словами, субъект говорящий, не имея возможности задействовать перцептивный канал передачи сообщений, проявляет свою субъектность преимущественно через знак - дискурс / текст. В формате комментария дискурс представляет собой инициированное высказывание / мнение как некий содержательный вклад по заданной и аттрактивной теме-поводу. Проблема личностной идентификации интернет-коммуниканта является одним из дискуссионных направлений в интернет-лингвистике. Данная проблематика вписывается в более общую проблематику конструирования своей идентичности современным человеком и формирования новой культуры общения [2]. Для определения способов конструирования идентичности и проявления субъектности говорящего в координатах интернет-диалога и его жанровых форматов, в качестве опорных выдвигаются понятия «цифровой идентичности», «сетевой идентичности» [5; 9].

Во французской лингвистической традиции «идентичность» изучается в русле теории субъектности и проявления «следов субъекта» в интеракции К. Кербрат-Ореккьиони. Выявляются субъективемы, стратегии, модальные конструкции, отражающие идентификацию [16; 17]. «Цифровая идентичность» также стала предметом детального изучения последних лет. Она рассматривается как многоаспектное понятие (l'identité déclarative, l'identité agissante, l'identité narrative,

l'identité civile, l'identité calculée) [15; 19]. Внимание исследователей сосредоточивается на выявлении семиотических показателей цифровой идентичности (звуковые, визуальные, графические знаки) субъекта высказывания [15; 19].

Исходя из сказанного представляется, что существующий анализ прагматических маркеров проявления конструирования идентичности интернет-коммуникантом в дискурсе, отражая сложность и мно-гоаспектность данных процессов, должен быть, расширен, прежде всего, с учетом базового фактора позиции коммуниканта - субъекта говорящего как «концептуатора».

Вслед за О. Дюкро, выделяющим в целостности субъекта говорящего ипостаси концептуатора - интенционального субъекта, воспринимающего мир и формирующего некоторое о нем представление; концептуатора смысла высказывания и локутора, высказывающего смысл, полагаем обоснованным утверждение о том, что высказывание субъектности говорящим обусловливается, прежде всего, его концептуальной позицией, которая, как это обосновано С. Н. Плотниковой [18; 11] проецируется на стратегии дискурса. Тем самым, исследование стратегий говорящего в дискурсе позволяет раскрыть способы конструирования его идентичности.

В случае Интернет-дискурса, как это было уже отмечено, говорящий получает возможность занимать специфическую и во многом уникальную концептуальную позицию по отношению к миру и другим в мире. Будучи скрытым от наблюдения и прямой идентификации, говорящий получает свободу не только сообщать своё личностное субъектное мнение неограниченно аудитории, но и выносить свои суждения, критиковать, квалифицировать и даже «судить» все возможные ситуации, институты, лица, сосредоточивая на себе, на своём мнении, внимание аудитории. Коммуникант - «интернавт», вступающий в диалоговое общение, получает неограниченную возможность самореализации, самовыражения, конструируя свою субъектность.

Под субъектностью понимается проявление человека как субъекта говорящего в форме самоидентификации - выражения идентичности, которая определяется в общем смысле как самосознание и самопозиционирование путем принятия оценочного отношения присоединения (переживание как «своего») или отчуждения (переживание как иного, другого, чужого, чуждого) по отношению к аспектам мира, жизни и

Другому (Другим) в этом мире [20]. В этой связи, в русле когнитивно-дискурсивной парадигмы современных лингвистических исследований и лингвопрагматического подхода, актуальность исследования определяется важностью выявления стратегий конструирования субъ-ектности Интернет-коммуникантом, отражающих позиционирование говорящего, то есть его дискурсивную идентичность. Корпус примеров составляет 20 текстов, отобранных произвольно. Источниками послужили Интернет-версии французских газет Le Point, Le Monde, Le Figaro. В качестве «текста» рассматриваем новостное сообщение и реализованное на момент просмотра количество комментариев к нему. Уточним, что под жанром «Интернет-комментарий» понимается синхронная форма коммуникации в формате диалога в режиме «один ко многим» или «многие ко многим», отличающаяся бинарной базовой структурной позицией инициирующего текста и реагирующего высказывания. Объектом нашего анализа является в данном случае комментарий - реагирующее высказывание.

Уточним лингвопрагматический аспект речевой (дискурсивной стратегии), которую мы определили в когнитивном плане, вслед за С. Н. Плотниковой, как проекцию концептуальной позиции субъекта говорящего. В лингвопрагматическом плане реализованного высказывания стратегия - это совокупность речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели [8; 10].

Стратегичность дискурса проявляется, прежде всего, в координатах общения, в режиме диалога. С. Н. Плотникова, вслед за Э. Гофф-маном считает, что общение людей всегда является стратегическим. При этом речь не идет об осознанно управляемой коммуникации. Напротив, стратегичность дискурса закладывается на уровне бессознательного, а спонтанное общение основывается на осознанном или частично осознанном выборе стратегий. В связи с данным утверждением С. Н. Плотникова понимает под стратегией проекцию сценария, хранящегося на бессознательном уровне, в цепочку определенных действий [12, с. 15].

При изучении педагогического дискурса Г. В. Димова уточняет понятие коммуникативной стратегии в виде дискурсивной и определяет ее как «проективное концептуальное видение субъектом определенного социального института своего дискурсивного поведения, основанное на осознании путей оптимального достижения цели в ус-

ловиях социальной интеракции и способов их выражения в конкретных языковых средствах» [7, с. 7].

Специфика Интернет-коммуникации и жанра «Интернет-комментария», требует уточнения понятия стратегии с учетом представленных определений. Стратегия субъекта в КИП на межперсональном уровне определятся как когнитивная интерпретативная деятельность, погруженная в значимый для субъекта контекст, сопровождающаяся оцениванием.

Являясь социальной личностью, субъект КИП взаимодействует с. другими, узнает об их высказываниях, оценках, интенциях и занимает определенную позицию по отношению к инициирующему тексту. Стратегия позиционирования предполагает продвижение своей идентичности, которая в свою очередь формируется на основе персональных ценностей. Таким образом, субъект в интернет-комментарии определяет и заявляет свою позицию как идентифицикацию себя относительно множества других комментариев.

Таким образом, основываясь на концептуальных основаниях стратегии и на лингвопрагматических маркерах её выражения в тексте, представим способы конструирования идентичности субъекта высказывания - комментария как вклада коммуниканта в обсуждение темы инициирующего диалог текста на материале нашего корпуса примеров.

Стратегия позиционирования прослеживается, прежде всего, с точки зрения способа персонализации Я-высказывания. Комментарии подразделяются на три условные группы:

1. Индивидуализирующая идентификация. В Я-высказываниях говорящий, посредством личного местоимения 1-го числа, идентифицирует себя как субъекта категорического мнения (je pense que, je trouve que) или нюансированного мнения (je pern dire que); сомнения (je ne comprends pas); ощущения (je ne peux qu'être charmée); уступки (j'en peux plus que de le voir). Маркер je акцентирует инициальную сильную позицию Я в концептуальном сценарии видения предмета обсуждения и в палитре выражаемых мнений: «Я - Мир, мнения Других».

Часто он относит свое высказывание к самому себе, выступает как субъект/объект рефлексии (pour ma part, je me dis que); сомнения (je ne comprends pas) ; допускает к себе отношение объекта

убеждения (je suis pour, j'en peux plus que de le voir); «соблазнения» (je ne peux qu'être charmée).

2. Имплицированная индивидуализирующая идентификация. Указание на себя как говорящего не выражено, но имплицировано и часто подтверждается употреблением указательных дейктических местоимений, соотносимых с Я и Ты: c'est triste, je crois que, je trouve que, je vois que.

3. Национальная (метонимическая) идентификация. Я включается как часть в целое: свой народ и своя страна, посредством этнонимов Les Français, La France: Un désastre pour la France, Les Français ont le président qu'ils méritent, Les Français ont la classe politique qu'ils méritent!

При этом в высказывании субъектного мнения выражается как позитивная, так и негативная концептуальная информация, что свидетельствует о неоднозначности вектора выражаемой эмпатии говорящего: он может занимать критическую позицию, позицию неприятия позиции соотечественников (Les Français ont la classe politique qu'ils méritent!) либо позицию сопереживания и сочувствия (Un désastre pour la France).

4. Инклюзивная идентификация путем обращенности и солидаризации с единомышленниками, предполагаемыми в пресуппозиции высказывания. Основным маркером является личное местоимение 1-го лица множественного числа Nous:

... pendantquenous; Nous avons un président; Un jour, nous allons payer;

malgré nous; il nous refait, que nous payons [21; 22; 26].

В данном способе идентификации наиболее явно прослеживается эмпатия говорящего, которая нацелена на конкретизацию последствий воздействия и действий референтных событий и лиц; высказывание переносится в Мир действия (Р. Барт) и возможного противодействия. В стратегическом плане высказывание приобретает эпидейктический характер.

5. Деперсонализованная идентификация путем скрытия своего Я за общепризнанными провербиальными высказываниями, либо ценностно-релевантными лозунгами и призывами, относящимся к «доксе» (общему мнению, стереотипным и прецедентным высказываниям):

Le pire est avenir, vive le socialisme a la française; Qu'il ne s'étonne pas le jour où lui sera «débarqué»!; Qui n'a rien compris ou qui ne veut rien comprendre, ce qui revient au même [21; 22; 26].

В целом, персонализация как способ реализации стратегии конструирования идентичности, маркируя позицию говорящего, отражает конструирование субъектности говорящего градуированно: от. акцентирования себя самого (я сам) в открытости (приятии), к иным позициям, отвечающим его установкам и ценностным ориентирам; через репрезентацию себя как части целого народа и страны, до стирания своей единичности и подключения себя к подразумеваемому кругу единомышленников и, наконец, скрытия своей субъектности под доксастическими высказываниями.

Субъектность в стратегии позиционирования также структурируется посредством личностного отчуждения, дистанцирования. Комментатор, субъект высказывания, моделирует воображаемый межперсональный диалог с Другим, выражающим неприемлемую позицию. Маркером данного Другого является местоимение 2-го лица множественного числа vous, оппозитивное je солидарному nous. Высказывая неприятие к vous, характеризуя оппонентов, в том числе соотечественников, раскрывая сущность их позиции, субъект характеризует себя «от противного»:

Vous vous êtes trompé et vous le niez encore; Comment voulez vous faire confiance à ça [22].

Таким образом, четко выявляются два способа (или, в другой терминологии, тактики) в стратегии позиционирования как способа конструирования субъектности: персонализация (возможная в форме деперсонализации) и дистанцирование. Идентичность в данном случае конструируется через бинарные оппозиции «Я - Вы», «Мы -Вы». При этом «Я» и «Мы» репрезентированы как непосредственные участники комментируемого события, как его бенефициары или проигравшие; «Вы» представлены как лица, несущие ответственность за комментируемое событие.

Высказывание субъектности в комментарии, проецируемую концептуальной позицией, структурирует оценочное отношение, которое реализует стратегию позиционирования в траектории дискурса. Оценка совмещена с высказываемым мнением. В нашем корпусе

примеров было выделено три оценочных типа комментария, которые классифицируются с опорой на систему оценки, обоснованную Н. Д. Арутюновой [1, с. 198-199].

1. Комментарии, структурирующие мнение на основе эмоциональной оценки:

Bernard91

C'est triste, à force de politiser l'école et de cultiver sa médiocrité, les milieux gauchisants vont entraîner sa destruction.Le 15/05/2014 à 17:22 [22].

Маркер эмоциональной оценки является модусом к пропозиции, которая содержит и другие оценочные элементы, посредством которых утверждается в причинно-следственной связи некоторое видение положение дел во французской средней школе. Несмотря на то, что эмоциональная оценка, как правило, не мотивирована, в комментарии она сопряжена с оценочной аргументацией, в которой «акторы» ситуации получают яркие оценочные номинации - «ярлыки», сама ситуация «стянута» к ценностному концепту «destruction».

Таким образом, оценочный предикат (C'est triste) характеризует позицию антагонизма субъекта по отношению к сторонникам левых политических сил.

2. Комментарии, структурирующие мнение на основе утилитарной оценки:

Par Hassan Céhèffe

L'intérêt de l'utile...

Pour l'avoir subie pendant des années je peux dire que c'est une bonne chose car hormis les compte-rendus de vacances et le pot de rentrée cette journée n'avait pas grand intérêt ! le 16/05/2014 à 08:48 [22].

Данный тип оценок относится к группе рациональных, общих оценок, идущих от личного опыта и профессиональной деятельности субъекта. Для французского межперсонального интернет-дискурса утилитарная оценка в большинстве случаев сопровождается аргументами Ad rem (car hormis les compte-rendus de vacances ...)

3. Комментарии, структурирующие мнение на основе нормативной оценки:

Par fb691

L'incompétent c'est Hollande. Sarko est perçu comme le politique inspirant le plus l'espoir en l'avenir. Vous vous êtes trompé et vous le niez encore. Le 15/05/2014 à 21:40 [21].

В данном примере нормативная оценка является субъективной, так как в сознании говорящего субъекта существует свой собственный идеальный образ президента. Возможный кандидат на эту должность (Sarko) оценивается именно в соотношении с действующим президентом по шкале компетентности/ некомпетентности. Такой оценочный тип комментария можно назвать также прототипическим.

Анализ корпуса примеров показал, что идентичность в стратегии позиционирования формируется в отношениях солидаризации как к инициирующему посту, так и по отношению к другим говорящим. Наиболее характерными языковыми маркерами являются выражения tout à fait d'accord, complètement d'accord avec, avoir raison sur un point.

Также формируется отношение одобрения (c'est une bonne chose, Je suis pour, l'efficacité, une bonne idée, une bonne initiative), неодобрения (triste, Dommage que, C'est réellement flippant, c'est désespérant), отрицания (n'importe quoi, jamais de).

Реализация стратегии позиционирования характеризуется определенными тональностями, отражающими установки субъекта высказывания - мнения в комментарии. Ироническая тональность характеризуется фамильярным именованием действующих лиц комментируемого события, а также гипотетическими конструкциями, противоречащими реальному положению дел, антифризами (ça promet une nouvelle version du bal des maudits!; vive le socialisme à la française; et là je trouve que de présenter sa démission ce ne serait pas un signe de faiblesse, mais grand signe de courage).

Пренебрежительная тональность характеризуется презрительным отношением к предмету речи: L'incompétent c'est Hollande; Sarko; Les politicards; Quand je pense à tous les taudis qui existent sur terre, je me dis que ces associations feraient mieux d'aller pleurnicher à Rio, Manille ou Bogota... Là au moins y a du taf ! [21; 22].

Враждебной тональности свойственны пренебрежение моральными ограничениями, открытая неприязнь:

Les fonctionnaires ne sont pas les nécessiteux et n'ont rien à réclamer; Ce

n'est pas leur salaire qu'il faut baisser, mais leur nombre! Monsieur 14 % ferait mieux de se taire, car pour les faiblesses il en connait un rayon de jour

comme de nuit; Alors qu'il n'a toujours rien compris aux deux gifles reçues par son parti aux deux derniêres élections ni entendu les citoyens, il ne fait rien de plus si ce n'est de gloser, de palabrer dans le désert catastrophique de son incurie et de son incompétence! [21-23].

Таким образом, стратегия позиционирования субъекта в межперсональном общении в коммуникативном Интернет-пространстве проецируется концептуальной позицией говорящего, отражающего его идентичность. Основными способами конструирования позиции автора высказывания в интернет-комментарии является различного рода персонализация высказывания, способы выражения эмпатии, а также дистанцирование. Дискурсивная идентичность комментатора выражается в оценках, составляющих содержание мнения, а также в тональностях дискурса, коррелирующих с высказываемой оценкой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. - изд. 2-е, испр. - М. : Языки русской культуры, 1999. - 896 с.

2. Войскунский А. Е., Евдокименко А. С., Федунина Н. Ю. Сетевая и реальная идентичность: сравнительное исследование // Психология: журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10. - № 2. - С. 98-121.

3. Галичкина Е. Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций): ав-тореф. дис. ... канд. филол. наук, Волгоград, 2001.

4. Горошко Е. И. Лингвистика Интернета: формирование дисциплинарной парадигмы // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе. -Орел : Картуш, 2007. - С.16-25.

5. Горошко Е. И. Коммуникативная виртуальная идентичность: тендерный анализ // Филологический заметки. - Пермь : Изд-во ПГУ, 2009. - С. 88-100.

6. Демьянков В. З. Конвенции, правила и стратегии общения: (Интерпретирующий подход к аргументации) // Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. - 1982. - Т. 41. - № 4. - С.327-337.

7. Димова Г. В. Основные стратегии французсого университетского педагогического дискурса: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Иркутск, 2004. - 343 с.

8. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи: монография. - Омск : Омск.гос. ун-т, 1999. - 285 с.

9. Лутвинова О. В. Языковая личность в виртуальном дискурсе автореф. дис. . д-ра филол. наук. - Волгоград : 2013. - 42 с.

10. Матвеева Г. Г., Ленец А. В., Петрова Е. И. Основы прагмалингвистики: монография. - М. : Флинта : Наука, 2013. - 232 с.

11. Плотникова С. Н. Я-Наблюдатель и Я-Конструктор: дискурсивный мониторинг и дискурсивное конструирование мира // Лингвистические парадигмы и лингводидактика: материалы X Международной научно-практической конференции (Иркутск 14-18 июня 2005). - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2005. - Ч. 1. - С. 101-107.

12. Плотникова С. Н. Технологизация дискурса в современном обществе: коллективная монография / под ред. С. Н. Плотниковой. - Иркутск : ИГЛУ, 2011. - 320 с.

13. Серебренникова Е. Ф. Интернет-дискурс: к проблеме семиометрии значимых параметров лингвистического анализа [Электронный ресурс] // «MagisterDixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири. - 2011б. - №2. - http://md.islu.ru/sites/ md.islu.ru /files/rar/statya_ serebrennikova_ef_0.pdf .

14. Щипицина Л. Ю. Компьютерно-опосредованная коммуникация: Лингвистический аспект анализа. - М. : Красанд, 2010. - 296 с.

15. Cardon D. Le design de la visibilité Un essai de cartographie du web 2.0 [Texte] / D. Cardon, Réseaux № 152 - La Decouverte, 2008. - . pp. 93-137

16. Ertzscheid O. Qu'est-ce que l'identité numérique? [Text] /O. Ertzscheid. -Open Edition Press, 2013. - 70 p.

17. Dorais L-J. La construction de l'identité [Text]: Discours et constructions identitaires. - Les Presses de l'Université Laval, 2004. - 248 с.

18. Ducrot O. Logique, structure, énonciation. - Paris: ed. de Minuit, 1998. - 292 p.

19. Georges F. Représentation de soi et identité numérique: une approche sémiotique et quantitative du web 2.0 [Text]: / F.Georges, - La Decouverte, Г2009. - pp. 165-193.

20. Marchal H. L'identité en question [Text] / H. Marchal. - P. :Ellises Edition, 2012. - 163 p.

21. www.lepoint.fr. - URL : http://www.lepoint.fr/politique/le-point-politique-le-fn-triomphe-l-ump-sombre-31-05-2014-1829730_20.php#.

22. www.lepoint.fr. - URL : http://www.lepoint.fr/politique/ump-l-image-du-parti-plombee-dans-l-opinion-01-06-2014-1829877_20.php.

23. www.lepoint.fr. - URL : http://www.lepoint.fr/societe/la-pre-rentree-2014-des-enseignants-repoussee-15-05-2014-1823265_23.php.

24. www.lemonde.fr. - URL : http://www.lemonde.fr/societe/reactions/2014/ 05/31/voter-fn-comme-au-poker-pour-voir_4429653_3224.html.

25. www.lemonde.fr.-URL:http://www.lemonde.fr/politique/reactions/2014/05/31/ la-majorite-s-inquiete-d-un-probleme-hollande_4429654_823448.html.

26. www.lefigaro.fr. - URL : http://www.lefigaro.fr/actualite-france/2014/05/15/ 01016-20140515ARTFIG00190-la-prerentree-des-enseignants-serait-supprimee-en-2014.php?pagination=2#nbcomments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.