Научная статья на тему 'Когнитивно-дискурсивная модель межперсонального Интернет-дискурса (на материале французского языка)'

Когнитивно-дискурсивная модель межперсонального Интернет-дискурса (на материале французского языка) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
131
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
МЕЖПЕРСОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС / INTERPERSONAL INTERNET DISCOURSE / ДИАЛОГ / DIALOG / УРОВЕНЬ / LEVEL / МНЕНИЕ / OPINION / СУБЪЕКТ / SUBJECT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Попова Дарья Александровна

Обосновывается подход к выявлению функционального, текстового проявления субъектов межперсонального интернет-дискурса, осуществляющегося в условиях их афизичности и анонимности в общении. Данный метод основывается на разработке когнитивно-дискурсивной модели интернет-диалога на уровнях реконструкции структуры его реализации и смыслопорождения в диалоговом обмене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE-discursive MODEL OF interpersonal INTERNET DISCOURSE (ON EXAMPLE OF fRENCH lANGUAGE)

The article substantiates the approach to the identification of functional and textual manifestation of the subjects of interpersonal Internet discourse that is implemented under conditions of their immaterial and anonymous communication. This approach is based on the cognitive-discursive model of the Internet-dialogue at the reconstruction levels of its implementation and sense generation structure in dialog exchange.

Текст научной работы на тему «Когнитивно-дискурсивная модель межперсонального Интернет-дискурса (на материале французского языка)»

8. ГАНИИО. Ф. р-294. О. 1. Ед. хр. 107. Л. 10.

9. ГАНИИО. Ф. 3234. О. 3. Ед. хр. 10. Л. 4.

10. Голос Сибири. 1913. № 37.

11. Зуляр Ю.А., Корытный Л.М. Стошестидесятилетний путь ВСОрГО: мат-лы Всерос. науч. конф. Иркутск: Изд-во Ин-та географии СО РАН, 2011. С. 25-32.

12. История физической культуры и спорта / под общ. ред. В.В. Столбова. М.: Физкультура и спорт, 1983. 303 с.

13. Ширшиков А.Г. История становления и развития физической культуры и спорта в Приангарье 1923-1941 гг.: дис. ... канд. истор. наук: 07.00.02. Иркутск, 2002. 179 с.

14. Шохирев В.В. Спортивные организации и массовое физкультурное движение Иркутской области в конце XIX-середине XX в.: дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.04. Улан-Удэ, 2006. 170 с.

УДК 81'42

КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНАЯ МОДЕЛЬ МЕЖПЕРСОНАЛЬНОГО ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСА (НА МАТЕРИАЛЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА)

© Д.А. Попова1

Иркутский государственный лингвистический университет, 664025, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 8.

Обосновывается подход к выявлению функционального, текстового проявления субъектов межперсонального интернет-дискурса, осуществляющегося в условиях их афизичности и анонимности в общении. Данный метод основывается на разработке когнитивно-дискурсивной модели интернет-диалога на уровнях реконструкции структуры его реализации и смыслопорождения в диалоговом обмене. Ил. 1. Библиогр. 8 назв.

Ключевые слова: межперсональный интернет-дискурс; диалог; уровень; мнение; субъект.

COGNITIVE-DISCURSIVE MODEL OF INTERPERSONAL INTERNET DISCOURSE (ON EXAMPLE OF FRENCH LANGUAGE) D.A. Popova

Irkutsk State Linguistic University, 8 Lenin St., Irkutsk, 664025, Russia.

The article substantiates the approach to the identification of functional and textual manifestation of the subjects of interpersonal Internet discourse that is implemented under conditions of their immaterial and anonymous communication. This approach is based on the cognitive-discursive model of the Internet-dialogue at the reconstruction levels of its implementation and sense generation structure in dialog exchange. 1 figure. 8 sources.

Key words: interpersonal internet discourse; dialog; level; opinion; subject.

В координатах векторно-уровневой семиотической модели межперсональный Интернет-дискурс представляет собой отдельный уровень коммуникации, развивающийся в векторе «^Внутри^» в феноменологии целостного коммуникативного Интернет-пространства [7]. Данный уровень выделяется по отношению к вектору «.../ До и «После и обладает совокупностью сущностных и дифференциальных характеристик. С одной стороны, он характеризуется общими для Интернет-дискурса (конституируемого специфическим, технологическим каналом связи) признаками, в число которых входит прежде всего признак опосредованности коммуникации. Коммуникация осуществляется через текст (интерфейс) при отсутствии прямого физического контактирования, во многом облегчая получение информации по каналам перцептивной связи. С другой стороны, как это обусловливается межперсональным заданным технологически режимом общения, данный уровень Интернет-коммуникации предполагает возможность обмена посланиями-сообщениями между лицами, остающимися анонимными. Если воспользоваться метафорой

У. Эко, относящейся к анализу глубинных семиотических феноменов, - отсутствующих, но имеющихся структур интерпретативного плана [8], можно обозначить теоретическую проблему в следующем виде. В качестве диалоговой формации данный уровень по своей сущности являет собой обмен личностными смыслами между отсутствующими в происходящей интеракции физически, но имеющимися и активно действующими авторами дискурсов - субъектами инициирующих и реагирующих высказываний. Анализ этого вида Интернет-дискурса связан, таким образом, с изучением способов организации и функционирования особого рода межперсональной, межсубъектной коммуникации с учетом ее «промежуточной» позиции в векторной модели Интернета. Теоретической базой исследования функционирования субъекта послужили основные положения теории субъектности Э. Бенве-ниста, где субъектность рассматривается как основополагающая категория при формировании высказывания. Высказывание являет собой способ субъектива-ции человека говорящего. «Человек становится субъектом, присваивая себе язык в высказывании» [1, с.

1 Попова Дарья Александровна, аспирант, тел.: 89086681204, e-mail; dasha.16.97@mail.ru Popova Darya, Postgraduate, tel.: 89086681204, e-mail: dasha.16.97@mail.ru

294].

В формате данной статьи поставлена задача осуществить общее моделирование данной формации, исходя из когнитивной (смыслопорождающей) природы происходящего обмена сообщениями.

В качестве основной гипотезы примем положение о том, что субъекты (авторы дискурса) проявляются посредством дискурса самовыражения, а именно личного мнения. Данный тип дискурса технологически задан через формат жанра [5-7] и через тему, задаваемую во вводной части дискурсивно-текстовой формации. Как следствие, изучение способов представления дискурса самовыражения на межперсональном уровне коммуникативного Интернет-пространства может быть выявлено посредством создания когнитивно-дискурсивной модели данного типа дискурса, предполагающей, во-первых, установление и раскрытие уровня структурирования межперсонального Интернет-дискурса, во-вторых, уровня реализации смыс-лопорождения в диалоговой формации. Анализ осуществляется на материале 23 текстов в жанре комментария, отобранных из Интернет-сайта lefigaro.fr в разделе actualité.

На уровне структурирования модели следует выделить следующие составные части:

1. Введение (заданное в векторе «.../ До ^»), подразумевающее наличие текстовых структур, обеспечивающих вхождение, удержание внимания в диалоге и возможное участие в нем коммуникантов, свободно ориентирующихся в пространстве Интернета;

2. Основная часть (организуется в векторе «внутри»), которая призвана обеспечить развитие обмена мнениями по теме, выраженной во вводной части; представляет собой ограниченное таким образом (тематически) коммуникативное и дискурсивное пространство, формирующее, по сути, некоторый ассумп-тивный универсум, если понимать под коммуникативным Интернет-пространством мир общения, развивающийся не по отношению к действительному миру, не к реально существующему объекту, а по отношению к некоторой субъективной установке мнения [3, с. 17];

3. Вывод, предполагающий формирование впечатления, которое создается как у участников диалога, так и у более широкого круга адресатов с точки зрения оценки прагматической или иной значимости, ценности состоявшегося обмена мнениями в векторе «на выходе», выводящем на вектор «- после».

Рассмотрим способы выражения введения в Интернет-диалог. Анализ корпуса примеров показал, что в жанре комментария вводная часть может быть оформлена вариативно, часто поликодово, с помощью видео-фрагмента развлекательной или информационной передачи, которая выступает как аттрактивная «зацепка» для обсуждения. Инициирование диалога также возможно с помощью знака-картинки или фотографии какого-либо события. Этот способ характерен для такой интернет-платформы, как instagram. Еще одной формой инициирования коммуникации является сообщение о значимом событии или цитирование мнения некоего авторитетного лица. Для примера возьмем высказывание из социальной сети facebook,

внутри которой комментарии являются одним из наиболее популярных жанров:

Delphine Marosso

Dans le 93, un enseignant écrit: «Aujourd'hui un élu de l'opposition à la mairie des Pavillons Sous Bois a envoyer une photo d'une affiche placée sur une école... Un beau geste de dénonciation digne d'un grand courage puisque qu'il n'a même pas oser voirle directeur....»

[www.facebook.com/CONTRE.LA.REFORME.SCOLAIRE ?ref=profile].

Еще одним способом инициации может являться опрос. Адресант призывает потенциальных участников ответить на вопрос с несколькими вариантами ответов. Данный формат также предусматривает комментарии:

Croyez-vous François Hollande quand il dit que «le retournement économique arrive»?

49607 Votants

7% Oui

93% Non [www.lefigaro.fr/conjoncture/].

Примером может также служить заголовок в виде экспрессива, в котором выражается протест против агрессии родителей учеников по отношению к учителям, а затем следует рассказ очевидца о событии:

Parents d'élèves: le ras-le-bol d'un prof !-

Une étude révèle que 49% des directeurs d'écoles déclarent avoir été agressés, verbalement ou physiquement par des parents d'élèves pendant l'année scolaire 2012-2013. Le témoignage d'un professeur de français [www.lefigaro.fr].

Как видим, адресант-источник инициирует диалоговую коммуникацию благодаря достаточной аттрак-тивности новостного сообщения, «проявляющейся в способности остановить внимание интернавта, стать интересным - повлиять на его разум, заинтересовать, тронуть эмоционально - подействовать на чувства, эмоции, сенситивность и тем самым получить возможность войти в когнитивное пространство субъекта восприятия и интерпретации, преодолев его психологический и оценочный фильтр и, возможно, достичь некоторой степени интериоризации конструируемого оценочного смысла» [7, с. 72]. В данном случае зацепка формулируется в заголовке виде обобщенного мнения родителей учеников на социально значимую проблему - образование (Parents d'élèves: leras-le-bold'unprof!). Аттрактивность достигается с помощью разговорного выражения (le ras-le-bol de un), в котором объекту дается отрицательная, категоричная характеристика, основывающаяся на социальном опросе.

Инициирующая часть порождает реагирующие высказывания, которые могут соотноситься как с данным, инициирующим высказываниям, так и между собой, структурируя по-разному образующееся внутреннее дискурсивное пространство. Как показывает наш материал, модель межперсонального диалога в жанре комментария на уровне его внутренней структуры, ограниченной тематически и задаваемой вводной частью, представлена на рисунке.

Приведем некоторые репрезентативные примеры:

François Hollande signe dans Le Monde daté du 9 mai un tribune axée sur les prochaines élections européennes.

François Hollande signe dans Le Monde daté du 9 mai un tribune axée sur les prochaines élections européennes.

Commentaires

Matt Malone: «Sortir de l'histoire», rien que ça... Ces gens sont tellement déconnectés de tout que c'en est drôle...

Le 08/05/2014 à 12:53

zerbh bnsbnzbh: «Une europe volontaire ou une europe frileuse».

Структура модели межперсонального интернет-диалога в жанре комментария

Donc à ceux qui ne veulent pas d'europe du tout, il en propose. 2. SAns leur laisser le choix de ne plus en vouloir.

Le 08/05/2014 à 12:45

cdf33: «...sortir de l'Europe est une justice. L'europe en france est illégitime, on a voté NON au référendum...»

Le 08/05/2014 à 12:44

gottfried57: «Sortir de l'euro c'est entrer dans l'histoire comme nos ancêtres qui ont fait la France, se libérer du carcan des banqsters et redonner la parole aux peuples... »

Le 08/05/2014 à 12:40

isigny: Quelle histoire?? L'Europe cherche à appauvrir les citoyens européens, évidemment pour les libéraux et les politiques l'Histoire est belle je n'en doute pas!!

Le 08/05/2014 à 12:35 [www.lefigaro.fr/flash-actu/].

Данные комментарии восходят только к инициирующему сообщению, при этом они не связаны друг с другом, что создает эффект полифонии, разноголосия мнений по одному предмету обсуждения. Отношение к инициирующему сообщению акцентируется анафорической связью - в дублировании и вариаций заголовка (sortirdel'Europe, Sortirdel'euro, Quellehistoire??) или цитировании как заголовка, так и основного сообщения («Sortir de l'histoire», «Une europe volontaire ou une europe frileuse»).

Уровень реализации когнитивно-дискурсивной модели предполагает выявление способов продуцирования смыслов самовыражения пользователей Интернета, пожелавших высказать свое мнение в сообщении. В данном случае, исходя из природы выражаемого смысла как мнения, следует выявить следующие аспекты реализации модели в соответствии с выделенными тремя элементами уровня структуры:

1. Введение - смыслы инициации (выявление атрактивных тем, значимых концептов);

2. Основная часть - смыслы выражения мнения в сообщении;

3. Вывод - аксиологические аспекты выражаемых мнений.

Рассмотрим выделенные когнитивно-аксиологические аспекты реализации модели Интернет-диалога на некоторых репрезентативных примерах.

Смыслы инициации обладают свойством аттрак-тивности. Так, во вводном сообщении Croyez-vous François Hollande quand il dit que «le retournement économique arrive»? инициирование строится в форме вопроса, который касается аттрактивной темы во французском обществе - политической жизни страны, напрямую связанной с экономическим благополучием. Двумя базовыми аттракторами являются актуально значимая персона (François Hollande) и оценочная номинация ситуации (le retournement économique). Эти аттракторы - семантические, их «можно представить как доминантный смысл текста, который притягивает и структурирует смыслы вокруг себя» [2].

Смыслы выражения мнения в сообщении будем рассматривать с точки зрения способа и цели его формулирования. Уточним, что мнение, являя собой субъективное знание, представляет собой «одно из важнейших проявлений общественного и индивидуального сознания, совокупность связанных между собой суждений, заключающих в себе скрытое или явное отношение, оценку явлений, процессов, событий и фактов действительности» [4, с. 318]. По своему языковому грамматическому статусу мнение рассматривается как один из способов выражения категории модальности (типовые грамматические конструкции je pense que, je crois que, il me semble, il me paraît que) в высказывании. В наиболее законченном виде эта концепция нашла отражение в работах Ш. Балли, который считал, что «в любом высказывании реализуется противопоставление предметного содержания (дикту-ма) и индивидуальной оценки излагаемых фактов (модуса)» [4, с. 2754].

В ряду способов формулирования мнения в рассматриваемом типе диалога выделяется прежде всего мнение-оценка:

toto bello

(1) Je ne fais aucune généralité mais certains profs méritent d'être remis en question voir sanctionné mais cela N'ARRIVE JAMAIS même si plusieurs plaintes sur plusieurs années de parents qui ne se connaissent pas sont faites... Je connais ce cas de figure pour deux profs "bien connus" du rectorat pour le nombre de plaintes déposées mais pour lesquels rien n'est fait .... lamentable

Le 29/04/2014 à 14:19

Ledemi52

(2) Avant, un enfant amené des sales notes, les parents disaient qu'il ne travaillé pas assez bien. Maintenant, un enfant amène des sales notes, la responsabilité est reporté sur le prof. Triste réalité.

Le 29/04/2014 à 12:45 [www.lefigaro.fr/vox/societe/].

В данных примерах оценочное мнение выражается по отношению как к классу преподавателей, обладающих стереотипными признаками, устанавливаемыми по шкале общей оценки «хорошо/плохо» (très bien, bien connus, être remis en question voir

sanctionné), так и ко всей ситуации в целом (lamentable, triste réalité). Мнение-оценка насыщена словами и структурами оценочной семантики, в том числе наречиями, прилагательными, существительными, глагольными оборотами.

Выделяется также мнение-свидетельство, выражающее такой способ самовыражения, как «опубликование» личного опыта:

(3) Moi je n'ai eu aucun problème avec mes enfants à qui j'ai fait l'école tout le primaire. Maintenant ils sont dans le secondaire Belge officiel et s'en sortent très bien. Le tout c'est de faire de bonnes primaires et là je n'ai jamais fait confiance à l'enseignement officiel quel qu'il soit.

Le 29/04/2014 à 14:41;

Jean Michel 3

(4) Je partage son analyse. Ce monsieur semble être très impliqué dans son métier et c'est tout à son honneur. J'ai eu quelques très bons profs, et c'est sans doute en grande partie grâce à eux que j'en suis là aujourd'hui. A ceux là, je ne pourrais jamais les remercier assez.

Le 29/04/2014 à 13:42 [Там же].

Данный тип мнения характеризуется персонифицированными Я-конструкциями: J'ai eu quelques très bons profs. Moi je n'ai eu aucun problème avec mes enfants. .

Также мнение может быть сформулировано в форме аргументации своей позиции, точки зрения на ситуацию:

berna2394

(5) Je pense que globalement, le syndicalisme dans le milieu enseignant a apporté beaucoup de troubles. Tout le monde sait cela, y compris au ministère. Claude Allègre disait: il faut dégraisser le mammouth, il savait pertinemment tout cela. Mais en France, aujourd'hui, dire la vérité est un blasphème contre la religion socialiste!

Le 29/04/2014 à 14:30 [Там же].

В данном примере аргументация состоит из заявленной позиции субъекта по отношению к проблеме, доказывании своей позиции посредством аргумента к авторитету; в заключение делается однозначный вывод.

Выделяется также такой вид дискурса самовыражения, как мнение-поддержка:

Viviane M

(6) Tout à fait juste. Je suis 100% d'accord. c'est bien que le figaro passe ce genre de témoignage.

Le 29/04/2014 à 13:43 [Там же].

Характерными способами выражения данного ти-

па мнения являются структуры с семантикой согласия/несогласия с чем-либо или с кем-либо, например: Tout à fait juste, Je suis 100% d'accord, Je partage son analyse и характеризует самого адресанта (Ce monsieur semble être très impliqué dans son métier et c'est tout à son honneur).

Отметим, что некоторые примеры представляет собой смешанный тип мнения. Так в примере (1) мнение формируется как с помощью оценки, так и личного свидетельства. В примере (4) мнение формулируется с помощью выражения поддержки и личного свидетельства.

Реагирующие высказывания в дискурсе самовыражения основываются на интенциональности «отсутствующего», но действующего субъекта, что выявляется в анализе целей выражения мнений. Опираясь на выявленные пропозициональные смыслы, определяющие соответствующий вид выраженного мнения, путем инференции выводим, что в примерах (1), (2) целью высказываний является демонстрация осведомленности; в примерах (3), (4), (5) - убеждение в правоте своей позиции; в примерах (5), (6) - выражение согласия, поддержка мнения другого, выражение солидарности: Je partage son analyse. Ce monsieur semble être très impliqué dans son métier et c'est tout à son honneur; Tout à fait juste. Je suis 100% d'accord. C'est bien que le figaro passe ce genre de témoignage.

Для субъектов-участников диалога и для более широкого круга пользователей, заходящих на сайт, на котором представлена целостная структура состоявшегося диалога или диалог в динамике его реализации, для восприятия и осмысления представляется некоторая коллективная интеллектуальная и эмоциональная разработка актуальных и аттрактивных тем. Данная «разработка» позволяет «диагностировать» знание и оценку современников по вопросам, вызывающим интерес, составить собственное впечатление об объекте осмысления или значимости данного обмена смыслами, охарактеризовать его с точки зрения моральной, интеллектуальной, прагматической или эстетической ценности. Активно вступая в диалог, субъект выступает в роли актора некоторого целостного, но полифонического мира мнения. Именно данная характеристика Интернет-общения и, особенно, Интернет-диалога, позволяет рассматривать их как способ формирования нового типа современной культуры общения - «партисипативной».

Статья поступила 05.06.2014 г.

Библиографический список

1. Бенвенист Э. Общая лингвистика. 2-е изд., стереотип. М.: Прогресс, 1974. 448 с.

2. Болдырева Э.Т. Креативный аттрактор как структурный компонент текста: автореф. дис. ... канд. филолог. наук: 10.02.19. Челябинск, 2007. 22 с.

3. Бочкарев А.Е. Семантический словарь. Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2003. 200 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярцева. М.: Высш. шк. 1990. 688 с.

5. Серебренникова Е.Ф. Интерн-дискурс: к проблеме семи-ометрии значимых параметров лингвистического анализа // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал

Восточной Сибири. 2011. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://md. islu.ru/sites /md.islu.ru

/fi les/ra r/statya_se rebre nnikova_ef_0.pdf

6. Серебренникова Е.Ф. Основания уровневого подхода и векторного анализа в семиотическом моделировании Интернета // Вестник ИГЛУ. 2012. № 1 (17). С. 20-27.

7. Серебренникова Е.Ф. Динамика межперсональной диалоговой коммуникации в интернет-пространстве в свете понятия проксемики // Вестник ИГЛУ. 2014. № 1 (26). С. 69-74.

8. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.