UDC 332.122
GENESIS OF INFRASTRUCTURAL COMPLEX OF LABOR MARKET IN RUSSIA: FROM WORKING HOUSES TO WORKING POWER MARKETING SYSTEM
Vyacheslav Yuryevich LAPSHIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor of Service and Tourism Department, e-mail: [email protected]
Irina Mikhailovna LAPSHINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor of Personnel Management and Marketing Department, e-mail: [email protected]
The article discusses the main stages in the development of infrastructure of the labor market in Russia. The genesis of it since its inception in the early 20th century and the substantial transformation at the turn of the third millennium is studied. The article identifies the current trends and changes in the mechanism of infrastructural support of the labor market subjects, which consist in the fact that the basic institutions of the system, which is becoming more and more, must comply not only accounting and distribution functions, but also the promotion, positioning the labor force, i.e. use the entire marketing mix to optimize supply and demand. The systemic changes necessary to implement the marketing concept of labor in Russia and the initiation of progressive trends in the infrastructure complex social and labor sphere are determined.
Key words: subjects of labor market; infrastructure; development; transformation; marketing complex; marketing work power; maximizing in use of labor potential.
УДК 332.122
СТРАТЕГИЯ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАЛОГО ГОРОДА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РОССИИ
© Полина Викторовна ЯЗЫКОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры управления персоналом и маркетинга,
e-mail: [email protected] © Вячеслав Юрьевич ЛАПШИН Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор кафедры сервиса и туризма, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются направления формирования маркетинговой стратегии ориентированной на оптимизацию социально-экономического развития малых городов в современных условиях России. Выявляются приоритетные элементы развития будущего кластера, а также системные изменения, необходимые для инициирования прогрессивных тенденций в данной сфере. Определяются основные этапы реализации маркетинговой стратегии и повышения конкурентоспособности малого территориально-административного образования.
Ключевые слова: маркетинг территории; малые города; стратегия позиционирования; конкурентоспособность; устойчивое развитие.
Развитие привлекательности малых городов России является одним из перспективных направлений современного маркетинга территорий. Фактически, с одной стороны, качественное позиционирование города определяет его привлекательность для притока разнообразных ресурсов, но, с другой стороны, приток ресурсов и социально-экономический прогресс сами способствуют эффективному имиджевому росту. Потенциал территориального маркетинга и социальноэкономический потенциал малых городов находятся в тесной и взаимообусловленной связи между собой.
Одним из значимых параметров привлекательности того или иного города является стабильность его социально-экономической системы, а не только возможность быстрого умножения вложенного капитала. Вообще, говоря о территориальном маркетинге, следует учесть, что данный вид маркетинга «ориентирован на привлечение капитала и обеспечение устойчивого развития...» [1, с. 20].
В исследовании маркетинговая стратегия разрабатывалась и апробировалась на примере города Моршанска Тамбовской области как типичного представителя малых городов
центральной России, для большинства из которых в условиях рыночной трансформации характерна регрессивная динамика, кризисное состояние основных элементов социально-экономической системы территории, низкие уровень и качество жизни [2, с. 20-21].
Поэтому, на наш взгляд, основная миссия маркетинговой стратегии для города Моршанска - это превращение города в динамично развивающийся на инновационной основе центр, отвечающий европейским стандартам качества жизни, что в долгосрочном плане предполагает реализацию следующих стратегических целей:
- обеспечение устойчивого развития и темпов качественного экономического роста;
- повышение благосостояния и качества жизни населения;
- усиление конкурентных позиций территориального образования в регионе;
- укрепление репутации и имиджа города.
Стратегическим направлением реализации целей социально-экономического развития города Моршанска как основы его позитивного позиционирования в маркетинге территорий должна выступать его модерни-
зация, предполагающая осуществление неоиндустриализации экономики города, восстановление его экономического потенциала и развитие социальной сферы. Поэтому основными оперативными задачами в данном случае мы видим следующие:
- достижение роста экономики на базе более эффективного использования природного и производственного потенциала города, притока инвестиций в развитие имеющихся и вновь создаваемых производств, а также социальной сферы города. Повышение конкурентоспособности производимой продукции за счет совершенствования ее качества, продвижения на новые рынки сбыта путем формирования грамотной маркетинговой стратегии;
- обеспечение роста реальных денежных доходов населения на основе: сохранения и развития реального сектора экономики города; его неоиндустриализации, которая позволит создать дополнительные рабочие места и условия для развития предпринимательства, поэтапного роста заработной платы;
- увеличение налогового потенциала и повышение уровня обеспеченности доходной части муниципального бюджета;
- совершенствование инфраструктурного обеспечения города;
- развитие образовательного, научнопроизводственного, культурного и духовного потенциала города, а также повышение доступности и совершенствование механизмов взаимодействия органов власти с населением.
Нам представляется возможным для формирования эффективного позициониро-
вания территориального образования использовать мультипликатор привлекательности, т. е. объективную причинно-следственную связь с положительным нарастающим итогом, когда одно позитивное изменение в маркетинговом муниципальном управлении активно задействует принцип эмерджентно-сти. Если, например, стимулировать инвестиционную деятельность, то мультипликатор привлекательности для трех субъектов маркетинга территорий - бизнеса, резидентов и муниципальной власти - можно представить наглядно (рис. 1).
Мультипликатор привлекательности территориального образования определяет множественность положительных изменений, которые сами по себе составляют положительный имидж территориального образования. Так, инвестиционная активность, вызывающая рост деловой активности, положительно влияет и в отношении бизнеса, и в отношении существующих и потенциальных резидентов, а также способствует общему развитию инфраструктуры города.
В плане территориального развития и проведения эффективной политики позиционирования территориального образования маркетинговое управление должно ориентироваться на три основных направления работы:
- поддержка промышленности и привлечение инвестиций в экономику города как основа неоиндустриализации;
- улучшение условий жизни населения на основе развития производства, социальной сферы и эффективного управления городским хозяйством;
Рост привлекательности территориального образования
Рис. 1. Мультипликатор привлекательности территориального образования
- совершенствование механизмов управления ресурсами города.
Мониторинг ресурсного потенциала города Моршанска показывает, что наиболее оптимальным вектором в долгосрочной перспективе является создание агропромышленного кластера как основы развития экономики не только города, но и района в целом. Это позволит эффективно использовать аграрный потенциал территории, способствовать привлечению инвесторов в аграрный сектор и создаст дополнительные условия для развития перерабатывающей промышленности.
Центром данного агропромышленного объединения могут стать уже действующие предприятия, например, ОАО «Булочно-кондитерский комбинат «Моршанский», ОАО «Завод пивоваренный «Моршанский», ООО «Моршанская мануфактура», а также создание нескольких потенциальных инвестиционных площадок под строительство перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию комбинатов.
Приоритет развития данного элемента будущего кластера обусловлен следующими преимущественными конкурентными позициями:
- высокими экологическими параметрами местного сельскохозяйственного сырья;
- возможностью обеспечить приемлемые параметры по соотношению «качество -цена»;
- близостью рынков сбыта;
- актуальностью участия в формируемой на федеральном уровне долгосрочной стратегии обеспечения продовольственной безопасности России.
Кроме того, одним из основных элементов создаваемого кластера должна стать индустрия гостеприимства. В Моршанске сложилась благоприятная экология, имеются значительные рекреационные возможности. Эти свойства городов высоко ценятся в современном мире. Например, ощущение покоя, комфорта, отсутствие шума и суеты -главные признаки большинства лучших европейских городов.
Развитие малого города как рекреационного центра, зоны туризма будет способствовать активному привлечению малого бизнеса и развитию сопутствующих производств (народных промыслов и др.).
Важнейшим аспектом при разработке и реализации направлений социально-экономического развития города Моршанска выступает его социальная направленность: содействие занятости населения, выполнение трудового законодательства, развитие системы трудоустройства и профессионального обучения, развитие социального партнерства. «Основная парадигма развития сферы соци-
ально-трудовых отношений заключается в обеспечении эффективного управления минимизирующего потери в имеющемся человеческом потенциале» [3, с. 115].
Необходимо добиться повышения и эффективности расходования бюджетных средств посредством перехода к конкурсному финансированию социальных программ (аналогично другим сферам управления) на основе введения системы муниципального заказа на оказание социальных услуг, разработку и реализацию социальных проектов.
В части развития жилищно-коммунального хозяйства и транспорта предусматривается решение наиболее важных задач по созданию и совершенствованию организационных механизмов снижения стоимости услуг при условии обеспечения их качества и устойчивости работы отрасли.
Необходимо повышение эффективности использования муниципальной собственности, усовершенствовав порядок сдачи в аренду объектов недвижимости. Арендную плату необходимо сделать прогнозируемой, адекватно отображающей изменения на финансовом рынке, перейти к ее расчету на основе рыночной ставки, определяемой независимым оценщиком. С целью поддержания хорошего технического состояния объектов муниципальной недвижимости и улучшения облика города целесообразно при проведении конкурсов на право аренды включать в качестве дополнительных условий арендных договоров такие дополнительные обязательства арендатора, как ремонт фасада здания, прилегающей территории и т. п.
В условиях низкой ликвидности объектов недвижимости представляется целесообразным использование таких финансовых инструментов, как лизинг, продажа в рассрочку, реализация с инвестиционными обязательствами.
Приведенный перечень направлений социально-экономического развития города Моршанска не исчерпывает все проблемы города. Выделенные направления относительно немногочисленны и охватывают те сферы, где предполагается сконцентрировать основные усилия для улучшения качества городской среды. Стратегические цели определяются на длительный срок (минимум на 10 лет) и на всем протяжении служат основой для формирования муниципальной политики,
конкретные задачи которой и пути решения могут корректироваться по мере изменения ситуации в городе и внешних условий развития.
Проведение предлагаемого комплекса мероприятий, на наш взгляд, является основой стратегического позиционирования и повышения конкурентоспособности города Моршанска в настоящее время. Данные мероприятия направлены на активизацию экономической деятельности в городе, на привлечение внешних ресурсов, что должно привести к росту занятости и пополнению доходов бюджета. Конечной целью является оптимальное использование бюджетных средств и привлечение дополнительных источников финансирования для улучшения условий жизни в городе и формирования благоприятной общественной среды как основы внутренней и внешней привлекательности территориального образования. Все это в совокупности создаст синергетический эффект, позволит оптимизировать имеющийся ресурсный потенциал, максимизировать бюджетные возможности муниципалитета, повысить качество жизни населения и, в конечном итоге, обеспечит устойчивое развитие малого города.
Механизм реализации маркетинговой стратегии рассчитан на долгосрочный период и должен корелировать с существующей программой социально-экономического развития города Моршанска до 2020 г. [4], активизируя и повышая результативность основных ее элементов.
Реализацию маркетинговой стратегии предполагается осуществить в три этапа.
Первый этап (двухлетний период). Должны быть созданы экономические условия для: стабилизации работы существующих предприятий промышленности различных форм собственности; роста производства; внедрения маркетинговой (рыночноориентированной) системы управления.
Планируется разработать и приступить к реализации программ по неоиндустриализации, формированию конкурентоспособного ассортиментного ряда местных товаров и услуг, внедрению прогрессивных форм и методов организации производства; разработке новой ценовой политики и системы продвижения; стимулированию развития приоритетных направлений деятельности предприятий, основного спектра инвестиционных