Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационный потенциал / стратегия / интегральный показатель / цифровая экономика / innovative potential / strategy / integral indicator / digital economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чечурина Майя Николаевна

С целью выработки стратегии повышения уровня инновационного потенциала компании, характеризующего возможность его инновационного развития, предлагается рассчитывать уровень инновационного потенциала в условиях цифровой экономики путем введения интегрального показателя, учитывающего группу факторов внутренней среды предприятия производственно-технических ресурсов, уровня инновационного развития, обеспеченности информационными ресурсами, и внешней среды: конкурентоспособности предприятия на рынке и участия в реализации принципа «тройной спирали» партнерства государства, науки и бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чечурина Майя Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF INTENSIFYING OF INNOVATIVE POTENTIAL OF THE ENTERPRISE IN THE CONTEXT OF DIGITAL ECONOMY

With the purpose of creation of the strategy of intensifying of innovative potential of the enterprise that characterizes the possibility of innovative development of the aforementioned enterprise, it is submitted to calculate the level of the innovative potential in the context of digital economy on the basis of introduction of the integrated index which includes the group of elements such as factors of internal environment of the enterprise namely production technology resources, the level of innovative development, availability of informational resources and factors of external environment namely competitiveness of the enterprise on the market and participation in realization of the principle of «triple helix »-the partnership of the state, science and business.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

11. Карпенко Г.Г. К вопросу о методологии науки управления // Terra Economicus. - 2009. - Т.7. - №1-2. - С. 25-30.

12. Коннор Дж., Макдермотт И. Искусство системного мышления / пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер. 2020. - 396 с.

13. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003. - 864 с.

14. Ackoff R.L. A theory of practice in the social systems sciences // Systems Research. - 1988. - № 5(3). - P. 241-246.

УДК 338

doi: 10.18720/SPBPU/2/id21-83

Чечурина Майя Николаевна,

профессор, д-р экон. наук, профессор

СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ

ЭКОНОМИКИ

Россия, г. Мурманск, ФГАОУ ВО «Мурманский государственный

технический университет», maya1946g@mail.ru

Аннотация. С целью выработки стратегии повышения уровня инновационного потенциала компании, характеризующего возможность его инновационного развития, предлагается рассчитывать уровень инновационного потенциала в условиях цифровой экономики путем введения интегрального показателя, учитывающего группу факторов внутренней среды предприятия - производственно-технических ресурсов, уровня инновационного развития, обеспеченности информационными ресурсами, и внешней среды: конкурентоспособности предприятия на рынке и участия в реализации принципа «тройной спирали» - партнерства государства, науки и бизнеса.

Ключевые слова: инновационный потенциал, стратегия, интегральный показатель, цифровая экономика.

Maya N. Chechurina,

Professor, Doctor of Economic Science, Professor

STRATEGY OF INTENSIFYING OF INNOVATIVE POTENTIAL OF THE ENTERPRISE IN THE CONTEXT OF DIGITAL ECONOMY

Russia, Murmansk, Murmansk State Technical University, maya1946g@mail.ru

Abstract. With the purpose of creation of the strategy of intensifying of innovative potential of the enterprise that characterizes the possibility of innovative development of the

aforementioned enterprise, it is submitted to calculate the level of the innovative potential in the context of digital economy on the basis of introduction of the integrated index which includes the group of elements such as factors of internal environment of the enterprise namely production technology resources, the level of innovative development, availability of informational resources and factors of external environment namely competitiveness of the enterprise on the market and participation in realization of the principle of «triple he-lix»-the partnership of the state, science and business.

Keywords: innovative potential, strategy, integral indicator, digital economy.

Введение

Переход любой страны (региона или предприятия) к инновационному типу развития предполагает активное использование накопленного инновационного потенциала. В России имеется огромный инновационный потенциал в виде фундаментальных научных разработок как результатов интеллектуальной деятельности (РИД), необходимый для перехода на инновационный тип развития. Однако фактические показатели инновационной активности, то есть коммерциализации РИД - введение данных новшеств в хозяйственный оборот в качестве нового продукта, услуги или новой технологии с целью удовлетворения спроса на рынке и извлечения прибыли, остаются низкими [3].

Инновационная активность и развитие НИОКР на отечественных предприятиях резко отстают от среднемировых показателей. Удельный вес инновационно активных предприятий в России в последние годы находится на уровне 8-9%, в то время как в странах ОЭСР этот показатель составляет около 50%, в странах Восточной Европы он также значительно выше: в Румынии — 28%, Словении — 32%, Польше — 38%. Невысокая инновационная активность российских промышленных предприятий не приводит к структурным сдвигам в экономике. Лидерами по уровню инновационной активности остаются машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность. Это вполне объяснимо: именно в этих секторах (наряду с отраслями нефтяной, черной и цветной металлургии) доминируют финансово-промышленные группы, которые одними из первых начали ориентироваться на инновационное развитие, поскольку вышли на мировой рынок.

1. Постановка задачи

Разработка стратегии инновационного развития компании связана с проблемой определения уровня ее инновационного потенциала. Необходимо отметить, что инновационный потенциал является базовым элементом механизма реализации инновационной стратегии предприятия, ее целей и задач. От состояния инновационного потенциала зависят управленческие решения по выбору и реализации инновационных стратегий, вследствие чего необходима его комплексная оценка.

Инновационный потенциал, в общем случае, представляет собой условия, при которых успешно реализуется инновационная деятельность компании.

С одной стороны, компания с высоким инновационным потенциалом - компания, находящаяся в развитом информационном пространстве, обладающая патентами, исследовательскими разработками, изобретениями, новыми идеями, новыми технологиями, неосвоенными потребностями и т.д.

С другой стороны, этот инновационный потенциал должен реали-зовываться инновационной деятельностью компании, которая характеризуется активной стратегией производства и продвижения на рынок инновационных продуктов, услуг и технологий.

Именно поэтому необходим интегральный показатель, определяющий уровень инновационного потенциала компании, учитывающий как одну, так и другую сторону. В статье [4] авторами был разработан такой интегральный показатель, отражающий уровень инновационного потенциала предприятия в условиях цифровой экономики. Достоинством этого показателя является возможность расчета составляющих его факторов, в отличие от других работ, где авторы предлагают определение показателя инновационного потенциала, в основном, на основании экспертных оценок [1, 2].

В целом, предложенный интегральный показатель, определяющий уровень инновационного потенциала компании, включает следующие группы факторов:

1. Производственно-технические ресурсы, необходимые для инновационной деятельности (Р1): обеспеченность интеллектуальной собственностью (Р11), доля затрат (по времени либо по оплате) на исследования и разработки (Р12), освоение новой техники и технологий (Р13), освоение производства новой продукции (Р14).

2. Уровень инновационного развития организации (Р2): доля работников, занятых исследованиями и разработками (Р21), доля затрат на обучение персонала в общем объеме производственных затрат (Р22), рентабельность инноваций (Р23), инновационная активность (Р24).

3. Обеспеченность информационными ресурсами (Р3): обеспеченность ПК (Р31), обеспеченность ПО (Р32), относительная степень оцифровки бизнес-процессов организации (Р33).

4. Факторы внешней среды (Р4): конкурентоспособность организации (Р41), участие организации в реализации «принципа тройной спирали»: взаимодействия государства, науки и бизнеса, либо государственно-частного партнерства (принцип «двойной спирали» - взаимодействие государства и бизнеса (Р42).

Общий интегральный показатель потенциала рассчитывается как сумма групп показателей всех его составляющих

Так как каждый показатель рассчитывается как относительная доля максимально возможного значения, то числовое значение каждого показателя колеблется от 0 до 1, что позволяет вычислить уровень инновационного потенциала объекта.

Всего 13 показателей, таким образом, интегральный показатель уровня инновационного потенциала может принимать значения от 0 до 13. Определение уровня инновационного потенциала компании дает возможность выработать соответствующие рекомендации по повышению инновационного потенциала предприятия.

2. Разработка стратегии.

Алгоритм разработки стратегии повышения инновационного потенциала компании выглядит следующим образом:

1. Расчетным путем определяется значение каждого из факторов группы показателей и определяется значение интегрального показателя данной компании Кинтк.

2.Очевидно, что Кинт принимает значения от 0 до 13. Выделим четыре степени значения уровня инновационного потенциала: очень низкий (0-2), низкий (2-6), средний (6-10), высокий (10-13). Определяем, к какой группе относится полученное значение .

3. Проанализировать значение всех показателей и выделить те из них, которые имеют значение 0,5 и менее. Именно эти показатели оказали влияние на пониженный уровень инновационного потенциала компании.

4. Запланировать мероприятия по повышению уровня инновационного потенциала для соответствующих показателей.

Покажем разработку стратегии повышения инновационного потенциала на примере одной из компаний Мурманской области.

Компания «Инфо-Норд», франчайзи фирмы «1С», занимается разработкой программного обеспечения с целью автоматизации бизнес-процессов различных организаций. Компания ведет разработку и внедрение на платформе «1С: Предприятие 8», имеет опыт создания сайтов и порталов с применением решений «1С-Битрикс» и обслуживания баз данных на PostgreSQL, ведет консультационную деятельность. Имеется интеллектуальная собственность в виде разработанных программных продуктов. Заказчиками и потребителям услуг компании являются организации из самых разнообразных отраслей, среди которых рыболовство и рыбообработка, транспорт и логистика, здравоохранение, энергетика, ЖКХ, судостроение и судоремонт. Компания сотрудничает с предприятиями государственного сектора.

Расчет уровня инновационного потенциала организации.

1. Производственно-технические ресурсы, необходимые для инновационной деятельности

P1 = Р11 + Р12 + Р13 + Р14 = (1 + 0,5 + 0,3 + 0,5) = 2,3.

2. Уровень инновационного развития организации

P2= Р21 + Р22 + Р23 + Р24 = (0,4 + 0,1 + 0,25 + 0,5) = 1,25.

3. Обеспеченность информационными ресурсами

P3= Р31 + Р32 + Р33 = (1 + 1+ 0.8)=2,8.

4. Факторы внешней среды P4 = Р41 + Р42 = (0,1 + 0,4 ) = 0,5.

5. Интегральный показатель уровня инновационного потенциала компании Кинт = 2.3 + 1,25 + 2.8 + 0,5= 6,85.

Согласно ранее введенной шкале компания имеет средний уровень инновационного потенциала.

Анализ показывает, что в первой группе недостаточный уровень показателя освоения новой техники и технологий и производства новой продукции. Вторая группа факторов, относящихся к инновационному развитию организации, имеет весьма низкий показатель.

В этом случае, стратегия повышения инновационного потенциала должна быть направлена на:

• использование прогрессивных цифровых технологий;

• формирование компетенций у сотрудников в области цифровиза-ции;

• развитие механизма «открытых инноваций»;

• сотрудничество со структурами высшего образования и научными организациями.

Заключение.

Таким образом, в связи с тем, что разработка стратегии инновационного развития компании связана с проблемой определения уровня ее инновационного потенциала и повышения его в случае недостаточного значения, предложено использовать интегральный показатель для расчета, и строить стратегию относительно повышения тех факторов, показатели которых имеют низкий уровень оценки.

Список литературы

1. Горбунов В.Л., Матвеев П.Г., Методика оценки инновационного потенциала предприятия [Текст] / В.Л. Горбунов, П.Г. Матвеев // Инновации. 2002. №8. C. 67-69.

2. Захарова Е.В., Митякова О.И. Оценка инновационного потенциала предприятия с учетом цифровизации экономики // Вопросы инновационной экономики. -2020. - Том 10. - № 3. - С. 1653-1666. - doi: 10.18334/vinec.10.3.110601.

3. Майкова С.Э., Головушкин И.А. Коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности как основной фактор инновационного развития национального исследовательского университета // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2012. №4 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommertsializatsiya-rezultatov-nauchno-issledovatelskoy-

deyatelnosti-kak-osnovnoy-faktor-innovatsionnogo-razvitiya-natsionalnogo (дата обращения: 21.03.2021).

4. Чечурина М.Н., Гринь А.А., Круглов Н.В. Показатели инновационного потенциала предприятия в условиях развития цифровой экономики. Enterprise innovative potential assessing indicator elaboration in view of the digital economy development (р 16-24) Proceedings of the International Conference "Process Management and Scientific Developments"

(Birmingham, United Kingdom, July 21, 2021). Part 2, DOI 10.34660/INF.2021.46.87.002. УДК 330.46

doi:10.18720/SPBPU/2/id21-84

Жуковская Лидия Владиславна,

вед. науч. сотр., д-р экон. наук, канд. физ.-мат. наук.

СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ МАКРОСИСТЕМ НА ОСНОВЕ

МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Россия, Москва, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Центральный экономико-математический институт Российской академии наук (ЦЭМИ РАН), zhukovskaylv@mail.ru

Аннотация. В работе рассматриваются проблемы сбалансированности экономической, правовой и социальной макросистем [1]. Цель исследования - получить ответ на вопрос «Позволяет ли существующая экономическая модель, ставка в которой делается на рынок, развивать науку, образование, культуру, здравоохранение систему социальной защиты и поддержки населения и пр., т.е. отрасли социальной сферы, в частности, социальную сферу в целом, и как эта модель соотносится с правовой доктриной о том, что Россия - это социальное государство, деятельность которого направлена на обеспечение благополучия его граждан?».

Ключевые слова: макросистема, стратегические решения, сбалансированность, равновесие по Бержу, Золотое правило нравственности, равновесие по Нэшу, экономическая доктрина.

Lidiya V. Zhukovskaya,

Doctor of Economics Sciences, Candidate of Physical and Mathematical Sciences

THE BALANCEDNESS OF ECONOMIC, LEGAL AND SOCIAL MACROSYSTEMS BASED ON MODELLING DECISION

PROCESSES

Russian, Moscow, Central Economics and Mathematics Institute Russian Academy of Sciences, zhukovskaylv@mail.ru

Abstract. Does the existing market-oriented economic model develop science, education, culture, health care, the population's social security and support, and other social

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.