Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ И РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ И РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организация / управление персоналом / атрибуты / аттестация / проблемы / предложения / organization / personnel management / attributes of the subprocess / reform model / certification / problems / proposals

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимов Борис Никифорович

Приведены состав и содержание модели реформирования деятельности существующих систем управления организациями, которые являются ключевым структурными единицами в социальных и экономических средах. Представлены материалы для дополнения недостающих элементов атрибутов структурными единицами в рамках подсистемы управления персоналом организации предназначены для последующего вывода на новый уровень аттестацию специалистов организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATING THE IMPLEMENTATION OF AN ORGANIZATION'S STRATEGY

The composition and content of the model of reforming the activities of existing sub-processes of the organization, which are the key structural units of object management systems in social and economic environments, are described. The presented research materials, identification and completion of the missing elements of the attributes of the key subprocess of managing the assessment of specialists within the framework of the personnel management process of a basic organization for the subsequent output to a new level of the quality of testing of specialists and their effective use in the organization's activities.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ И РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ»

Понятия, способы и инструменты менеджмента должны быть пересмотрены в соответствии с новейшими реалиями. Цифровая трансформация касается не только промышленных компаний, но также всех без исключения социальных учреждений.

Список литературы

1. Ананьин В.И. Цифровое предприятие: трансформация в новую реальность. // Ананьин В.И., Зимин К.В., Лугачев М.И., Гимранов Р.Д., Скрипкин К.Г. // Бизнес-информатика. 2018. № 2 (44). С. 45-54. Сайт журнала: http://bijournal.hse.ru

2. Аренков И.А., Смирнов С.А., Шарафутдинов Д.Р., Ябурова Д.В Трансформация системы управления предприятием при переходе к цифровой экономике // Креативная экономика. - 2018. - Том 19. - № 5. - электронный доступ: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-sistemy-upravleniya-predpriyatiem-pri-perehode-k-tsifrovoy-ekonomike.

3. Волошина В. Революция в мозгах, или чем цифровизация отличается от автоматизации. - М.: Альманах «Управление производством», 2018. Электронный доступ: http://www.up-pro.ru/library/strategy/tendencii/cyfra-avtomat.html.

4. Гаврилюк Е.С., Боркова Е.А., Бурцев Д.С., Чудесова Г.П., Казанская Н.Н. Преобразование системы организационного управления наукоемким предприятием в условиях цифровой трансформации: Краткий курс лекций. Учебное пособие. -СПб.: Издательство Университета ИТМО, 2020. - 137 с.

5. Кешелава А.В., Хает И.Л. Цифровые инструменты цифровой экономики: базовые вопросы и определения. - М.: Интегра, 2019. Электронная ссылка: http://integral-russia.ru/2019/09/10/tsifrovye-instrumenty-tsifrovoj-ekonomiki-bazovye-voprosy-i-opredeleniya.

6. Попов И.В., Киселева М.М., Толочко И.А. Влияние цифровых технологий на бизнес-процессы предприятия. // УЭПС: Управление, экономика, политика, социология. 2019, № 1/9. Электронный доступ: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tsifrovyh-tehnologiy-na-biznes-protsessy-predpriyatiya/viewer.

7. Сафрончук М.В. Влияние цифровой трансформации на бизнес // Цифровая экономика № 2, том 3, 2018. С. 38-44. Электронный ресурс: mgimo.ru // vliyanie-cifrovoj-transformacii-na-biznes-i-delovuyu-sredu.pdf.

УДК 338.24

doi:10.18720/SPBPU/2/id21-82

Герасимов Борис Никифорович,

д-р экон. наук, профессор кафедры менеджмента

ИССЛЕДОВАНИЕ И РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Россия, Самара, Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка», boris0945@mail.ru

Аннотация. Приведены состав и содержание модели реформирования деятельности существующих систем управления организациями, которые являются ключевым структурными единицами в социальных и экономических средах. Представлены

материалы для дополнения недостающих элементов атрибутов структурными единицами в рамках подсистемы управления персоналом организации предназначены для последующего вывода на новый уровень аттестацию специалистов организации.

Ключевые слова: организация, управление персоналом, атрибуты, аттестация, проблемы, предложения.

Boris N. Gerasimov,

Doctor of ekonomic sciences, professor of мanagement

EVALUATING THE IMPLEMENTATION OF AN ORGANIZATIONS STRATEGY

Russia, Samara, Samara state University of management «International market Institute»

Abstract. The composition and content of the model of reforming the activities of existing sub-processes of the organization, which are the key structural units of object management systems in social and economic environments, are described. The presented research materials, identification and completion of the missing elements of the attributes of the key subprocess of managing the assessment of specialists within the framework of the personnel management process of a basic organization for the subsequent output to a new level of the quality of testing of specialists and their effective use in the organization's activities.

Keywords: organization, personnel management, attributes of the subprocess, reform model, certification, problems, proposals.

Непрерывные изменения внешних и внутренних условий развития операционной и управленческой деятельности приводят к появлению противоречий и барьеров в функционировании систем управления различными типами экономических систем. Для противодействия существующим вызовам необходимо исследование экономических систем типа «организация» является выявление трудностей, патологий и точек развития, в также выработка и проведение изменений для обеспечения их успешного функционирования и продвижения в рыночной среде [1].

Соответственно составные части системы управления организацией (СУО) - подсистемы и функционально-управляющие блоки (ФУБ), составляющие подсистему, ориентированы на различные показатели функционирования и развития, но при этом реализуют единую стратегию экономической системы для достижения её целей и миссии [3]. ФУБ - это некоторая часть подсистемы, выделенная определенным образом в рамках СУО, обладающая основными системными и функциональными свойствами, имеющая право на существование [9, 10].

К основным атрибутам ФУБ в рамках организации относятся вход (назначение); основные преобразования (основные этапы); выход

(результаты); ресурсы (материальные, информационные, методические, трудовые, технические, правовые), критерии качества и эффективности. Более подробно состав и содержание основных атрибутов нормативного ФУБ управления организации было рассмотрено в работе [8]. На атрибуты ФУБ организации оказывают влияние различные факторы внешней среды. Для понимания структуры и взаимодействия атрибутов нормативного ФУБ и основных факторов внешней среды была разработана модель, которая представлена на рис. 1.

внешняя среда

культура

администра'

тивные предписания

социум

ценностные ориентации

материально-веще-ственная среда

СУО подсистема 1

назначение

ФУБ 1

критерии качества

вход

критерии эффекта

преобразование

информация

правовые нормы

материалы

специалисты

методы

техника

выход

ФУБ 2

результаты

1

ФУБ N

!

-^подсистема 2

1

1

подсистема М

Рис. 1. Модель взаимодействия атрибутов ФУБ СУО и внешней среды

Назначение и содержание атрибутов внешней среды, а также взаимодействие с другими ФУБ в рамках одного процесса, а также отношения с ФУБ других процессов экономической системы устанавливается, если необходимо, по известным теоретическим и методологическим источникам [4], а также известными технологическими инструментами!.

Исследование и представление данной концепции процессного управления позволило, выделить, описать и начать использование данные атрибуты для построения и реформирования состава, содержания и структуры отдельных ФУБ, а также для развития различных сфер практической деятельности в рамках экономических систем, так и для модельного применения в образовательном процессе для подготовки и переподготовки управленцев различного направления и уровня.

Определение состава атрибутов ФУБ управления позволило определить единицы их измерения, а также их ориентировочный диапазон и количественные характеристики для последующего практического использования при формировании нормативного представления составных

компонентов функциональной деятельности [6].

Для демонстрации использования модели реформирования выберем одна из важнейших структурных частей процесса управления персоналом организации - ФУБ управления управление оценкой специалистов.

Управление оценкой специалистов - деятельность по установлению количественных и качественных параметров знаний, профессиональных умений и навыков, личностных качеств и деятельности специалиста, а также документальное и правовое подтверждение этих параметров [14].

Рассмотрим содержательные характеристики атрибутов выбранного ФУБ, которые необходимы для формирования его нормативного состояния. Нормативное содержание всех атрибутов данного ФУБ необходимо для сравнения с ним фактического содержания состояния подобного ФУБ в выбранной организации.

Содержание этих параметров нужно для понимания современного уровня реализации данного ФУБ, к которому нужно стремиться любой современной организации [7]. Содержание нормативного ФУБ необходимо для поиска противоречий, и трудностей в его реализации в организации, а также для формулирования проблем. Использование литературных источников и проведение эмпирических исследований ФУБ управления оценкой специалистов позволило сформировать нормативное содержание атрибутов данного ФУБ, который представлен на табл. 2.

Полнота содержания атрибутов нормативного ФУБ отражает авторское понимание их состава и содержания и может изменяться при дальнейшем использовании этих материалов на практике [5].

Представленные комментарии помогут более подробно и качественно рассмотреть их содержание для успешной разработки улучшения технологии реализации ФУБ управления оценкой специалистов, формулирования проблем и определения предложений в дальнейшем.

В качестве базовой организации для исследования был выбран отель «Lotte», который был открыт в 2017 г. и является одним из самых современных существующих отелей Поволжья. Особенно много внимания в ней уделяется процессу управления персоналом и ФУБ управления профессионализмом специалистов. Рассмотрим подробнее состояние ключевые атрибуты в выбранной организации, которые представлены в табл. 3.

По материалам проведенного исследования базовой организации приводятся основные аргументы, которые определяют необходимость улучшения деятельности ключевых атрибутов выбранного ФУБ для повышения качества его функционирования за счет адекватного определения и последующего повышения компетентности специалистов.

Таблица 2.

Содержание параметров нормативного состояния атрибутов ФУБ управления

оценкой специалистов

Наименование атрибута Характеристика

1. Вход Потребность в определении характеристик, аттестуемых для установления их потенциала и возможностей (результативности) их деятельности в организации

2. Преобразова ния 1. Формирование плана аттестации на год другой период времени 2. Определение критериев (качества, эффективности) по профессиям 3. Определение графика прохождения аттестации специалистов 4. Подготовка к аттестации) 5. Проведение испытаний аттестуемым 6. Проведение работы комиссии 7. Объявление результатов работы комиссии 8. Оформление деятельности аттестационной комиссии 9. Занесение информации по аттестуемым в базу данных 10. Передача информации по аттестуемым в отдел кадров

3. Выход установление соответствия занимаемой должности, необходимость повышения квалификация или компетенций дифференциация заработной платы и премий определение их возможностей карьерного роста удовлетворение потребности в информации

4. Материальные ресурсы расходные материалы и запчасти для оборудования, бумага, канцтовары

5. Информационные ресурсы протоколы, тесты, анкеты, экспертные и опросные листы, результаты деятельности работников по периодам времени

6. Методические ресурсы должностные инструкции, технологии решения задач, перечень квалификаций и компетенций, база данных аттестаций сотрудников

7. Трудовые ресурсы менеджеры по персоналу, руководители подразделений, представители профсоюза, консультанты, наставники, эксперты, операторы

8. Технические ресурсы компьютер, ксерокс, средства связи и регистрации, видео- и фотоаппаратура

9. Правовые ресурсы перечень профессий, положение об аттестации, распоряжение о проведении аттестации, постановление, контракт, договор, регламенты.

10. критерии качества полнота, достоверность, лаконичность, корректность, адекватность деятельности инструкциям, своевременность выполнения

11. критерии эффективности выполнение планов, профессиональный потенциал, соответствие занимаемой должности, производительность труда

Таблица 3.

Содержание атрибутов существующего ФУБ управления оценкой специалистов

«Lotte»

Наименование атрибута Характеристика

1. Вход Потребность в определении характеристик специалистов для установления их соответствия занимаемой должности

2. Преобразования 1. Составление графика выполнения аттестации в течение квартала) 2. Определение графика прохождения аттестации специалистов 3. Подготовка к аттестации 4. Проведение работы комиссии 5. Объявление результатов работы комиссии 6. Оформление деятельности аттестационной комиссии 7. Передача документации по аттестуемым в отдел кадров

3. Выход установление соответствия занимаемой должности, дифференциация заработной платы и премий

4. Материальные ресурсы расходные материалы, бумага, канцтовары

5. Информационные ресурсы протоколы, тесты, анкеты, экспертные листы

6. Методические ресурсы должностные инструкции, инструкции и технологии решения задач и заданий

7. Трудовые ресурсы менеджеры по персоналу, руководители подразделений

8. Технические ресурсы компьютер, ксерокс, средства связи и регистрации

9. Правовые ресурсы перечень профессий, положение об аттестации, распоряжение о проведении аттестации

10. Критерии качества полнота, ясность, достоверность, конкретность

11. Критерии эффективности выполнение плановых заданий, соответствие критериям занимаемой должности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об уровне профессионализма специалистов, также наличие противоречий и трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей, необходимы при определении кандидатов при постановке специалистов в резерв на более высокую должность, использование того или иного специалиста при временном замещении на смежной должности, определении уровня и тематики курсов повышения квалификации, а также при определении кандидатур для участия в программах карьерного роста.

Формулирование противоречий и трудностей в деятельности позволяет сконцентрироваться на конкретных атрибутах ФУБ, понимания их содержания в деятельности специалистов, при взаимодействии сотрудников в коллективе, а также для выстраивания отношений с клиентами. Исследуются причины их возникновения, а также прогнозируются ожи-

даемые последствия, если ничего не предпринимать. Для поиска и формулирования проблем необходимо использовать, в основном, ресурсные атрибуты, преобразования, критерии качества и эффективности [11].

Фрагмент результатов исследования проблем в рамках ФУБ управления оценкой специалистов «Lotte» представлен в табл. 4.

Таблица 4.

Проблемы, выявленные в ФУБ «Lotte» (фрагмент)

Наименование атрибута ФУБа Наименование проблемы Причина возникновения Ожидаемые последствия

4.2. информационные ресурсы Информация об аттестации специалистов не накапливается Отсутствие базы данных за время работы специалистов Отсутствие данных о динамике развития специалистов

4.3. методические ресурсы Оценка личностных качеств специалистов, а не профессиональных Отсутствие профессиональных тестов и показателей, профессиональных экспертов 2.1 Сотрудники остаются без профессионального развития

4.4. трудовые ресурсы Не используется информация о профессиональной деятельности специалистов Не предусмотрена подача в комиссию справки о деятельности специалиста Неполнота данных о деятельности специалистов

Для исследования состояния выбранного ФУБ в выбранной организации необходим взгляд различных категорий экспертов, которые способны оценить уровень параметров каждого атрибута с разных профессиональных позиций [2]. Для каждой проблемы следует указывать несколько причин возникновения и ожидаемых последствий.

По результатам исследования делаются выводы о важности работы по установлению и формулированию проблем и их характеристик в ФУБ управления оценкой специалистов организации [12]. Указывается также необходимость определения предложений по устранению противоречий и трудностей в деятельности специалистов.

Рекомендуется использовать для предложений следующие атрибуты: все виды ресурсов, критерии и преобразования, так именно от них зависят конечные результаты деятельности выбранного ФУБ. характеристик предложений используются управленческие и другие инструменты их устранения (методы, модели, механизмы, технологии, ресурсы т.д.) [13]. Фрагмент представления предложений по развитию атрибутов ФУБ управления оценкой специалистов «Lotte» приведен в табл. 5.

Разработка предложений и их характеристик в заданном ФУБ организации необходима для понимания средств реализации и прогнозирования ожидаемых результатов использования методологических и технологических инструментов на практике.

Таблица 5.

Предложения по развитию атрибутов ФУБ управления оценкой специалистов

«Lotte» (фрагмент)

Наименование атрибута ФУБ Наименование предложения Средства реализации Ожидаемые результаты

4.2. Информационные ресурсы Ведение базы данных обо всех результатах аттестации специалистов, в т.ч. за прошлые годы Приобретение программного обеспечения Обучение пользователей базы данных Внесение результатах аттестации в базу данных Появление полной картины о результатах аттестации специалистов за время деятельности в данной организации

4.3. Методические Разработка программы аттестации профессиональной деятельности специалистов Приобретение профессиональных тестов. Обучение пользователей работе с профессиональными тестами при аттестации специалистов Формирование оценок о профессиональной деятельности специалистов в процессе аттестации

4.4. Трудовые ресурсы Разработка отчета о деятельности специалистов по периодам времени Введение положения об отчетности специалистов по периодам времени и представление её на аттестацию Возможность оценки вклада специалистов в деятельность организации

^исок итературы

1. Адизес И.К. Управляя изменениями. Как эффективно управлять изменениями в обществе, бизнесе и личной жизни / пер. с англ. - М.: Манн, Иванов и Фербер. 2014. - 368 с.

2. Гейн К., Сарсон Т. Структурный системный анализ: средства и методы / пер. с англ. - М.: Эйтэкс, 1993. Ч. 1. - 186 с. Ч. 2. - 214 с.

3. Герасимов Б.Н. Исследование и определение направления развития стратегии деятельности организации // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2021. -№1. - С. 81-95.

4. Герасимов Б.Н. Методологические инструменты науки управления в социальных и экономических средах // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2020. - №4. - С. 4-17.

5. Герасимов Б.Н. Построение систем управления организациями на основе типовых методологических подходов // Менеджмент и бизнес-администрирование. -2019. - №3. - С. 121-131.

6. Герасимов Б.Н. Исследование и развитие функционального подхода в процессах управления экономическими системами / Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2019. - №4. - С. 4-14.

7. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Теория управления: онтология, структура, содержание // Проблемы теории и практики управления. - 2021. - №5. - С. 130-144.

8. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Методологические атрибуты управления // Онтология проектирования. - 2020. - Т. 10. - №3(37). - С.296-306.

9. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Практика управления: онтология, структура, содержание // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2021. - №2. - С. 4-15.

10. Желтенков А.В. Самоорганизующаяся система управления: организация и методология создания. - М.: ГУУ, 2001. - 120 с.

11. Карпенко Г.Г. К вопросу о методологии науки управления // Terra Economicus. - 2009. - Т.7. - №1-2. - С. 25-30.

12. Коннор Дж., Макдермотт И. Искусство системного мышления / пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер. 2020. - 396 с.

13. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003. - 864 с.

14. Ackoff R.L. A theory of practice in the social systems sciences // Systems Research. - 1988. - № 5(3). - P. 241-246.

УДК 338

doi: 10.18720/SPBPU/2/id21-83

Чечурина Майя Николаевна,

профессор, д-р экон. наук, профессор

СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ

ЭКОНОМИКИ

Россия, г. Мурманск, ФГАОУ ВО «Мурманский государственный

технический университет», maya1946g@mail.ru

Аннотация. С целью выработки стратегии повышения уровня инновационного потенциала компании, характеризующего возможность его инновационного развития, предлагается рассчитывать уровень инновационного потенциала в условиях цифровой экономики путем введения интегрального показателя, учитывающего группу факторов внутренней среды предприятия - производственно-технических ресурсов, уровня инновационного развития, обеспеченности информационными ресурсами, и внешней среды: конкурентоспособности предприятия на рынке и участия в реализации принципа «тройной спирали» - партнерства государства, науки и бизнеса.

Ключевые слова: инновационный потенциал, стратегия, интегральный показатель, цифровая экономика.

Maya N. Chechurina,

Professor, Doctor of Economic Science, Professor

STRATEGY OF INTENSIFYING OF INNOVATIVE POTENTIAL OF THE ENTERPRISE IN THE CONTEXT OF DIGITAL ECONOMY

Russia, Murmansk, Murmansk State Technical University, maya1946g@mail.ru

Abstract. With the purpose of creation of the strategy of intensifying of innovative potential of the enterprise that characterizes the possibility of innovative development of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.