Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ С УЧЕТОМ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ'

ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ С УЧЕТОМ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
526
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МЕТОД ОЦЕНКИ / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ПОТЕНЦИАЛ / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ENTERPRISE / INNOVATIONS / INNOVATIVE POTENTIAL / METHOD OF EVALUATION / SYSTEM OF INDICATORS / POTENTIAL / INTEGRAL INDEX / INFORMATION COMPONENT / DIGITALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова Екатерина Васильевна, Митякова Ольга Игоревна

Для эффективного и устойчивого экономического развития предприятия в связи с национальным проектом «Цифровая экономика» предприятиям необходимо учитывать фактор информатизации инновационных процессов, совершенствовать производственно-управленческую деятельность, наращивать потенциал путем перехода на приоритетные направления. В статье рассмотрены методы оценки инновационного потенциала предприятия, предложенные отечественными авторами, выделены преимущества и недостатки рассмотренных методов. Проведен комплексный анализ компонентов инновационного потенциала, выделены ключевые показатели для расчета интегрального показателя инновационного потенциала. Разработан новый метод оценки инновационного потенциала, который включает в расчет показатели информационной составляющей предприятия. Позволяет предприятиям оценить величину инновационного потенциала, определить сильные и слабые стороны, влияющие на потенциал, основные тенденции и направление для развития, также он позволит предприятию оценить возможности по внедрению информационных технологий в производственную деятельность. Рассмотрены характеристики показателей качества информационного сопровождения предприятия. Для интегральной оценки инновационного потенциала предприятия представлены характеристики и даны рекомендации по наращиванию потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Захарова Екатерина Васильевна, Митякова Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE INNOVATIVE POTENTIAL OF THE ENTERPRISE TAKING INTO ACCOUNT THE DIGITALIZATION OF THE ECONOMY

For effective and sustainable economic development of the enterprise, in connection with the national project "Digital economy", enterprises need to take into account the factor of informatization of innovation processes, improve production and management activities, build capacity by switching to priority areas. The article considers the methods of evaluating the innovative potential of an enterprise, proposed by Russian authors, and highlights the advantages and disadvantages of these methods. A comprehensive analysis of the components of innovation potential is carried out; and key indicators for calculating the integral indicator of innovation potential are identified. A new method of evaluating the innovative potential has been developed. It includes indicators of the information component of the enterprise. The method enables enterprises to measure innovation potential, identify strengths and weaknesses that affect the capacity, trends and direction for development. It will also allow the company to evaluate opportunities for implementation of information technologies in production activities. Characteristics of indicators of quality of information support in the enterprise are considered. For an integrated assessment of the innovative potential of the enterprise, the characteristics and recommendations for capacity building are presented.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ С УЧЕТОМ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ»

вопросы инновационной экономики

Том 10 • Номер 3 • Июль-сентябрь 2020 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

>

Первое

экономическое издательство

г.

оценка инновационного потенциала предприятия с учетом цифровизации экономики

Захарова Е.В. 1, Митякова О.И. 1

1 Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, Нижний Новгород, Рос-

Для эффективного и устойчивого экономического развития предприятия в связи с национальным проектом «Цифровая экономика» предприятиям необходимо учитывать фактор информатизации инновационных процессов, совершенствовать производственно-управленческую деятельность, наращивать потенциал путем перехода на приоритетные направления. В статье рассмотрены методы оценки инновационного потенциала предприятия, предложенные отечественными авторами, выделены преимущества и недостатки рассмотренных методов. Проведен комплексный анализ компонентов инновационного потенциала, выделены ключевые показатели для расчета интегрального показателя инновационного потенциала. Разработан новый метод оценки инновационного потенциала, который включает в расчет показатели информационной составляющей предприятия. Позволяет предприятиям оценить величину инновационного потенциала, определить сильные и слабые стороны, влияющие на потенциал, основные тенденции и направление для развития, также он позволит предприятию оценить возможности по внедрению информационных технологий в производственную деятельность. Рассмотрены характеристики показателей качества информационного сопровождения предприятия. Для интегральной оценки инновационного потенциала предприятия представлены характеристики и даны рекомендации по наращиванию потенциала.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: предприятие, инновации, инновационный потенциал, метод оценки, система показателей, потенциал, интегральный показатель, информационная составляющая, цифровизация.

Assessment of the innovative potential of the enterprise taking into account the digitalization of the economy

Zakharova E.V. 1, Mityakova O.I. 1

1 Nizhny Novgorod State Technical University named after R.E. Alekseev (NNSTU), Russia

введение

Для эффективного управления, устойчивого экономического развития предприятия необходимо реализовывать инновации и наращивать потенциал предприятия. Построение алгоритма расчета и анализ инновационного потенциала позволят ускорить процесс реализации инноваций на предприятии.

Вопросами изучения инновационного потенциала занимались как зарубежные, так и отечественные ученые: Ансофф И. [11] (Ansoff,

сия

АННОТАЦИЯ:

2009), Друкер П. [13] (Druker, 1994), Шумпетер Й. [14] (Shumpeter, 1982), Завлин П. [15] (Zavlin, Kazantsev, Mindeli, 2000), Яковец Ю. [16] (Yakovets, 2000), Трифилова А. [5] (Trifilova, 2005), Фатхудинов Р.А. [6] (Fatkhutdinov, 2008), Митякова О.И. [4] (Mityakova, 2004), Щекотурова С.Д. [12] (Shchekoturova, 2016), Горбунов В.Л., Матвеев П.Г. [7] (Gorbunov, Matveev, 2002). Каждый ученый рассматривал потенциал предприятия с разных точек зрения. Многообразие различных мнений ученых повлияло на создание методики оценки инновационного потенциала предприятия.

Такие ученые, как Горбунов В.Л. и Матвеев П.Г. [7] (Gorbunov, Matveev, 2002), предлагали проводить оценку предприятия по набору критериев, которые характеризуют его инновационный потенциал.

Для каждого раздела выбираются характеристики, которым присваиваются рейтинговые оценки, и формируются критерии оценки деятельности предприятия, которые эксперт использует как установленный норматив развития по рассматриваемому разделу. По каждой из характеристик вычисляется интегральная оценка, которая формируется как средняя оценка по всем разделам.

ABSTRACT:_

For effective and sustainable economic development of the enterprise, in connection with the national project "Digital economy", enterprises need to take into account the factor of informatization of innovation processes, improve production and management activities, build capacity by switching to priority areas. The article considers the methods of evaluating the innovative potential of an enterprise, proposed by Russian authors, and highlights the advantages and disadvantages of these methods. A comprehensive analysis of the components of innovation potential is carried out; and key indicators for calculating the integral indicator of innovation potential are identified. A new method of evaluating the innovative potential has been developed. It includes indicators of the information component of the enterprise. The method enables enterprises to measure innovation potential, identify strengths and weaknesses that affect the capacity, trends and direction for development. It will also allow the company to evaluate opportunities for implementation of information technologies in production activities. Characteristics of indicators of quality of information support in the enterprise are considered. For an integrated assessment of the innovative potential of the enterprise, the characteristics and recommendations for capacity building are presented.

KEYWORDS: enterprise, innovations, innovative potential, method of evaluation, system of indicators, potential, integral index, information component, digitalization

JEL classification: o31, o32, o33, M11 Received: 04.06.2020 / published: 30.09.2020

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Zakharova E.V. (ZaharovaKV0yandex.ru)

CITATION:_

Zakharova E.V., Mityakova O.I. (2020) Otsenka innovatsionnogo potentsiala predpriyatiya s uchet-om tsifrovizatsii ekonomiki [Assessment of the innovative potential of the enterprise taking into account the digitalization of the economy]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 10. (3). - 1653-1666. doi: 10.18334/vinec.10.3.1 10601

На сегодняшний день существуют следующие методы для оценки инновационного потенциала предприятия:

• экспертный метод - оценивается экспертами предприятия;

• количественный метод - рассчитывает и оценивает финансовые показатели, которые лежат в основе оценки имеющегося потенциала;

• анализ ресурсов - позволяет оценить материально-технический, производственный, финансовый потенциал предприятия;

• интегрированная оценка потенциала - обобщенная оценка потенциала. Ученые выделяют также детальный и диагностический подход к оценке инновационного потенциала предприятия.

Детальный подход используется на стадии определении готовности и способности предприятия к внедрению и реализации инноваций.

Диагностический подход используется для интегральной оценки текущего состояния предприятия относительно группы уже реализуемых проектов. Выделенные методики имеют ряд недостатков:

• экспертные оценки являются в большей мере субъективными и обычно «сглаживают» реальный разброс характеристик: эксперты инстинктивно к середине заданной шкалы избегают крайних оценок;

• процесс свода частных показателей в интегральный показатель чаще всего выполняется методами «суммы баллов», «суммы ранговых мест»;

• привлечение квалифицированных специалистов, обладающих необходимыми навыками в работе с подобными методиками, что затрудняет последующее применение методик внутренними пользователями предприятия.

Вышеописанные методы, с одной стороны, требуют затратных экспертных процедур, а с другой стороны, не позволяют убедиться в адекватности полученных результатов и оценить их достоверность математически.

Цель данной работы - разработать новый метод оценки инновационного потенциала.

Научная новизна - применение нового комплексного метода, который включает в себя показатели для расчета инновационного потенциала предприятия по 4 группам; выделение показателей информационного потенциала в отдельную группу.

ОБ АВТОРАХ:_

Захарова Екатерина Васильевна, аспирант (ZaharovaKV0yandex.ru)

Митякова Ольга Игоревна, профессор кафедры «Управление инновационной деятельностью», д.э.н., профессор

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Захарова Е.В., Митякова О.И. Оценка инновационного потенциала предприятия с учетом цифро-визации экономики // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - Том 10. - № 3. - С. 1653-1666. doi: 10.18334/^пее.10.3.1 10601

В основе комплексного метода лежит гипотеза прямого влияния группы показателей информационного потенциала на инновационный потенциал и деятельность предприятия в целом.

методики оценки инновационного потенциала

Под инновационным потенциалом понимается системный показатель, который показывает степень готовности предприятия к выпуску и реализации инновационной продукции.

В настоящее время существует множество методов оценки инновационного потенциала, в таблице 1 представлена сравнительная характеристика методов оценки.

Таблица 1

сравнение характеристик ряда методик оценки инновационного потенциала

Фио автора методики методика оценки результат преимущества

О.И. Митякова [4] (Mityakova, 2004) Аналитический метод расчета системы показателей Определение состояния каждой составляющей инновационного потенциала путем вычисления ряда показателей, характеризующих инновационный потенциал Расчеты опираются на данные, которые фиксируются в отчетности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, высокий уровень объективности расчетов, всесторонняя оценка потенциала

С.Д. Щеко-турова [12] Шгг^, 2016) Метод расчета интегрального показателя на основе модели логистической регрессии Определяет финансово-экономическое состояние компании в момент активной реализации инновационной деятельности Расчеты опираются на данные, которые фиксируются в отчетности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, всесторонняя оценка

Р.А. Фатхут-динов [6] (Fatkhutdinov, 2008) Метод экспертных оценок Определяет готовность и восприимчивость предприятия к реализации конкретного инновационного проекта Позволяет оценить материально-техническую сторону предприятия для реализации нового проекта

В.Л.Горбунов, П.Г. Матвеев [7] (Goгbunov, Matveev, 2002) Интегральная методика (совмещает экспертный и аналитический метод Определяет интегральный уровень инновационного потенциала, взаимосвязь всех характеристик деятельности предприятия Всесторонняя оценка инновационного потенциала

А.А. Трифило-ва [5] (Tгifilova, 2005) Метод фи-нансово-эко-номического анализа Позволяет оценить обеспеченность предприятия финансовыми ресурсами, которые необходимы для осуществления конкретных инноваций Объективная оценка расчета инновационного потенциала

Источник: составлено авторами.

В результате проведенного исследования можно выделить перечень общих недостатков, свойственных рассмотренным методам:

• различная трактовка при толковании понятия «инновационный потенциал»;

• недостаточная аргументированность принципов отбора факторов для оценки совокупных показателей инновационного потенциала предприятия;

• реализованные методы охватывают разнородное число показателей с различной степенью детализации и конкретизации;

• предпочтение отдают использованию балльных, преимущественно экспертных оценок, что ведет к субъективной итоговой оценке;

• не охвачены показатели информационной составляющей инновационного потенциала для расчета.

Рассмотренные недостатки позволяют предложить ряд направлений по совершенствованию оценки инновационного потенциала предприятия:

• свести к минимуму использование экспертных оценок, весовых коэффициентов, что приведет к снижению субъективизма;

• оцениваемые факторы должны определять непосредственно инновационный потенциал предприятия, его составляющие;

• ввести для расчета показатели информационного блока, что сегодня особенно актуально, так как одним из ключевых приоритетов развития нашего государства является курс на цифровизацию экономики;

• ограничить набор показателей небольшим числом, который обеспечит достаточно полный охват компонентов и составляющих инновационного потенциала предприятия;

• для показателей необходимо разработать критериальные значения, которые будут основываться на данных официальной государственной статистики и производных от них расчетов.

Основные положения по цифровизации российской экономики изложены в программе развития цифровой экономики Российской Федерации до 2035 г., которая учитывает реализацию потенциала нового экономического направления при участии государства и предполагает создание необходимых условий для развития институтов цифровой экономики и инновационной деятельности. Сейчас активно идет разработка цифровых платформ, предоставляющих различные услуги, сервисы, которые являются базовыми элементами цифровой экономики России.

Для повышения эффективности бизнес-процессов, информационного потенциала предприятиям необходимо взять на курс на цифровизацию внутренних бизнес-процессов.

Рассмотренные выше авторы предлагают методики, которые основываются на системе расчетных показателей и на методах экспертных оценок, которые учитывают финансовые, кадровые, маркетинговые, научно-технические, организационно-управленческие составляющие.

Ряд ученых определяют инновационный потенциал как интегральную системную характеристику, которая может быть измерена путем оценки инновационной восприимчивости, активности и конкурентоспособности.

На сегодняшний день для расчета интегрального показателя инновационного потенциала не применяются показатели информационного потенциала. В экономической литературе термин «информационный потенциал» не имеет широкого распространения и чаще характеризуется как система информационных ресурсов предприятия. Информационный потенциал необходимо выделить в самостоятельную экономическую категорию.

Определим информационный потенциал как совокупность методов, средств, программного обеспечения, которые позволяют получать, хранить, обрабатывать, анализировать и актуализировать информацию, которая необходима предприятию для адаптации к условиям рынка.

Стоит отметить тот факт, что информация, аккумулированная и обработанная определенным образом, приводит к созданию новых знаний и увеличению инновационного потенциала предприятия.

Согласно статистическим данным (форма № 4 «Сведения об инновационной деятельности организации»), одним из факторов, препятствующих развитию инноваций, является недостаток информации о новых технологиях, информационной инфраструктуре, рынках сбыта. Данное обстоятельство не позволяет в полной мере предприятию реализовать инновационные процессы. Информационные потребности предприятия определяются исходя из специфики его деятельности, которая возникает в процессе решения конкретных целей и задач.

Для определения информационного потенциала предприятия были выделены и оценены основные показатели, которые вошли в разработанную методику, позволяющую модернизировать механизм оценки инновационного потенциала предприятия.

Выделим 4 группы инновационного потенциала:

1 группа - характеризует наличие производственно-технических ресурсов у предприятия, которые необходимы для инновационной деятельности;

2 группа характеризует наличие у предприятия финансово-управленческих ресурсов;

3 группа - характеризует факторы инновационной активности предприятия (возможность, готовность предприятия к инновациям);

4 группа - характеризует информационную обеспеченность предприятия.

Группы потенциала характеризуют такие показатели, как кадровый, финансовый,

экономический, научно-технический, производственно-технологический, организационно-управленческий потенциалы, инновационная активность и информационная обеспеченность предприятия.

Зависимость компонент и составляющих инновационного потенциала от частных факторов позволяет выделить показатели, которые характеризуют способность, готовность предприятия к инновационной деятельности по каждой из четырех групп.

Таблица 2

система показателей оценки инновационного потенциала

наименование частного показателя Формула расчета характеристика показателя

1. Производственно-технические ресурсы

1. Обеспеченность интеллектуальной собственностью П,=^*100 ОЕН Характеризует наличие объектов интеллектуальной собственности на предприятии

2. Доля затрат на исследования и разработки „ 3 равра; П2= _ ' ' *100 Зт ЕН-: лнаов. Доля затрат на исследования и разработки в общем объеме затрат на технологические инновации

3. Освоение новой техники ОФ,, П3=-—*100 СФд: Характеризует способности предприятия по освоению новых производств

4. Освоение новой продукции П4=^^*100 Характеризует способности предприятия по выпуску инновационной продукции

5. Доля затрат на приобретение машин и оборудования П5=:"-: :*100 Ь 5 ^Т€3£Н ЛННОЕ. Доля затрат на приобретение машин и оборудования в общем объеме затрат на технологические инновации

6. Доля затрат на приобретение технологий П6= *100 Зт ЕКН ШИВ . Доля затрат на приобретение технологий в общем объеме затрат на технологические инновации

2. Финансово-управленческие ресурсы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Доля работников, занятых исследованиями и разработками П7=^^*100 7 Удельный вес работников, занятых исследованиями и разработками, в общем количестве работников предприятия в отчетном периоде

8. Доля затрат на обучение персонала П8= *100 8 - Удельный вес затрат на обучение персонала в общем объеме затрат на технологические инновации

9. Доля собственного капитала в общей сумме активов СК *100 збш Удельный вес собственных средств в общей сумме активов

10. Рентабельность инноваций п10= - : *100 Отношение прибыли, полученной от реализации инноваций, к сумме затрат на инновации

11. Доля затрат на технологические инновации Пп=^'::"::"*100 Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг

Окончание табл. 2

наименование частного показателя Формула расчета характеристика показателя

12. Доля затрат на маркетинговые инновации П12=: ''''"'*100 Удельный вес затрат на маркетинговые инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг

3. Факторы инновационной активности

13. Готовность сотрудников предприятия к инновациям М 1 П13= : '' *100 Характеризует степень готовности сотрудников предприятия проявлять творческую активность, осуществлять инновационную деятельность

14. Коэффициент инновационного роста Пи=-^-*100 14 Характеризует устойчивость технологического роста предприятия, определяется как отношение стоимости научно-исследовательских инвестиционных проектов к общей стоимости прочих инвестиционных расходов

15. Доля инновационных товаров П15=:':>>:3 *100 Доля инновационных товаров, работ или услуг в общем объеме произведенных товаров за год

16. Интенсивность затрат на инновации П16=У>:: *100 Удельный вес затрат на инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ

4. Показатели информационной обеспеченности

17. Обеспеченность предприятия ПК П17^"т*100 Характеризует степень обеспеченности предприятия персональными компьютерами

18. Обеспеченность предприятия ПО Характеризует степень обеспеченности предприятия программным обеспечением

19. Надежность функционирования ИС Характеризует надежность функционирования информационных систем предприятия

Источник: составлено авторами по данным [6, 17] (Fatkhutdinov, 2008; Maltseva, 2017).

Рассмотрим показатели информационного потенциала предприятия более подробно.

Коэффициент обеспеченности предприятия персональными компьютерами

(далее - ПК) (П17):

Чпк.факт,

п17 = —"—, (1)

17 ЧРпк '

где Чпк. факт. - фактическое число ПК; ЧРпк - численность работников предприятия, основная деятельность которых напрямую связана с использованием ПК.

Коэффициент обеспеченности предприятия программным обеспечением (далее -ПО) (П18):

П^Е^Яи*™^, (2)

где г - конкретный вид ПО; к . = фа^ес-кое ^исл° П0; - коэффициент обес-

оо,по ! Необходимое число П01

печенности предприятия ПО вида ц IV; - важность ПО вида по мнению экспертов, для ведения инновационной деятельности, и^ = 1; N - число видов ПО на предприятии.

Надежность функционирования ИС предприятия можно оценивать, основываясь на интенсивности отказов ИС на временном интервале Д[. В качестве временного интервала целесообразно использовать 1 месяц.

п20=2?=1^*и*. О)

где п(Д1) - число отказов объектов типа 1 на интервале Дс; N= ': ':41 - число работоспособных объектов типа г в середине интервала Д{; и^ - веса по важности объектов ИС предприятия, определяемые экспертами; Я - число видов объектов ИС предприятия.

Приведенные выше показатели оценки инновационного потенциала П1-П19 при необходимости могут быть заменены, увеличены или уменьшены, в зависимости от специфики предприятия.

Общий (интегральный) показатель потенциала может быть рассчитан как сумма инновационных потенциалов всех его составляющих.

Вычисляем интегральный показатель по формуле:

кинт=;ег=1^Пь (5)

где Г^ -значение ¿-го показателя инновационного потенциала; -весовой коэффициент, который отражает значимость 1-го показателя.

В таблице 3 представлено содержание и рекомендации для качественной характеристики интегрального показателя инновационного потенциала.

Использование в методе расчета инновационного потенциала показателей информационного потенциала делает данный метод новым по отношению к существующим методам, которые были рассмотрены в начале статьи. Определение и расчет показателей информационного потенциала позволяют предприятию определить возможности, которые ранее не использовались предприятиями для увеличения производительности и конкурентоспособности производства.

Значения показателей инновационного потенциала с учетом информационной составляющей позволят определить сильные и слабые стороны потенциала предприя-

Таблица 3

характеристика интегральной оценки потенциала предприятия

интервал показателя содержание рекомендации

0 < Кинт < 0,25 Очень низкий уровень потенциала - повышение квалификации сотрудников; - увеличение затрат на исследования и разработки; - проведение маркетинговых исследований; - информационное обеспечение бизнес-процессов; - развитие инновационной корпоративной культуры; - обновление основных фондов; - формирование нового подхода

0,25 < Кинт < 0.5 Низкий уровень потенциала - повышение квалификации сотрудников; - увеличение затрат на исследования и разработки; - информационное обеспечение бизнес-процессов; - формирование компетенций у сотрудников в области цифровизации; - создание единой цифровой экосистемы

0,5 < Кинт < 0,75 Средний уровень потенциала - информационное обеспечение бизнес-процессов; - использование прогрессивных цифровых технологий; - развитие механизма «открытых инноваций»; - сотрудничество со структурами высшего образования и научными организациями

0,75 < Кинт < 1 Высокий уровень потенциала - использование прогрессивных цифровых технологий; - разработка цифровых сервисов и платформ на уровне отрасли предприятия; - развитие механизма «открытых инноваций»; - сотрудничество со структурами высшего образования и научными организациями

Источник: составлено авторами по данным [6] (Fatkhutdinov, 2008).

тия, выявить «узкие» места, которые ранее были скрыты и не очевидны для руководителя предприятия при расчете «обычного» инновационного потенциала. Для наращивания потенциала предприятию необходимо прорабатывать стратегию по развитию информационно-коммуникационных технологий, которые уже на протяжении двух десятилетий являются тенденцией для развития инновационной деятельности.

заключение

Рассмотрим особенности системы показателей оценки инновационного потенциала:

1. Расчет показателей осуществляется по 4 группам: производственно-техническая, финансово-управленческая, факторы инновационной активности и показатели информационной составляющей. Системный подход к оценке инновационного потен-

циала позволяет с различных сторон оценить влияние факторов на инновационный потенциал и также выявить важные причины, которые решающим образом влияют на общее состояние системы.

2. Предлагаемый метод охватывает относительно небольшое количество показателей - 19 показателей, что облегчает расчеты и одновременно обеспечивает необходимый охват элементов инновационного потенциала предприятия.

3. Расчет показателей информационного блока, которые позволяют оценить степень информатизации предприятия.

4. Расчет интегрального показателя инновационного потенциала включает информационную составляющую, что делает данный метод новаторским и актуальным.

5. Результат применения выбранного метода позволяет выявить конкретные элементы, для которых нужно применить управленческое воздействие для увеличения инновационного потенциала предприятия.

Результат применения данного подхода позволяет выявить конкурентные элементы, для которых уровень потенциала можно повысить путем управленческого воздействия.

ИСТОЧНИКИ:

1. Захарова Е.В., Митякова О.И. Информационное обеспечение инновационной деятельности в регионе // Креативная экономика. - 2018. - № 10. - с. 1619-1628. - doi: 10.18334/ce.12.10.39500.

2. Захарова Е.В., Митякова О.И. Управление инновационной системой региона на примере Нижегородской области) // Креативная экономика. - 2019. - № 6. - с. 10851098. - doi: 10.18334/ce.13.6.40723.

3. Захарова Е.В. Роль информационного обеспечения в инновационной деятельности // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и инноваций: Материалы Международной научно-практической конференции ученых, специалистов, преподавателей вузов, аспирантов, студентов. Нижний Новгород, 2017. - с. 103-105.

4. Митякова О.И. Оценка инновационного потенциала промышленного предприятия // Финансы и кредит. - 2004. - № 13(151).

5. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. / Монография. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 304 с.

6. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. / Учебник для вузов. 6-е изд. -СПб.: Питер, 2008. - 448 с.

7. Горбунов В.Л., Матвеев П.Г. Методика оценки инновационного потенциала предприятия // Инновации. - 2002. - № 8. - с. 67-69.

8. Горфинкель В.Я., Чернышев Б.Н. Инновационный менеджмент. / Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник, 2008. - 464 с.

9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 05.04.2020).

10. Гунин В.Н., Баранчеев В.П., Устинов В.А., Ляпина С.Ю. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». / Модуль 7. - М.: Юнити, 1999. - 328 с.

11. Ансофф И. Стратегический менеджмент. - СПб: Питер, 2009. - 303 с.

12. Щекотурова С.Д. Применение методики оценки эффективности инновационного развития предприятия на примере ПАО «Русполимет» // Финансы и кредит. -2016. - № 47(719). - с. 27-46.

13. Питер Ф. Друкер Эффективный управляющий. - Москва: BCI, 1994. - 268 с.

14. Шумпетер И. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982. - 515 с.

15. Завлин П.Н., Казанцев А.Н., Миндели Л.Э. Основы инновационного менеджменты: Теория и практика. / Учебное пособие. - М.: Экономика, 2000.

16. Яковец Ю.В. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование. / Учебное пособие. - М.: Издательство РАГС, 2000. - 236 с.

17. Мальцева С.В. Инновационный менеджмент. / Учебник. - М.: Юрайт, 2017. - 527 с.

18. Грибов В.Д. Основы экономики, менеджмента и маркетинга. / Учебное пособие. -М.: КноРус, 2020. - 224 с.

19. Петрова Е.А., Фокина Е.А. Информационный менеджмент. - М.: ЭБС Лань, 2019. -144 с.

20. Романова Ю.Д., Музычкин П.А., Меламуд М.Р. Информационные технологии в менеджменте (управлении). / Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2019. - 412 с.

21. Антонец В.А., Бедный Б.И. Инновационный менеджмент. / Учебник и практикум для СПО. - М.: Юрайт, 2018. - 304 с.

22. Мыльников Л.А. Управление и внедрение результатов инновационных проектов в условиях динамики внешней среды и диффузии проектов // Инновации. - 2019. -№ 12(254). - с. 104-112. - doi: 10.26310/2071-3010.2020.254.12.015.

23. Сулейманова Д.Ю., Яшина Н.Г. Информационные системы управления инновационными процессами. / Монография. - Москва: Русайнс, 2020. - 149 с.

REFERENCES:

Ansoff I. (2009). Strategicheskiy menedzhment [Strategk management] SPb.: Piter. (in Russian).

Antonets V.A., Bednyy B.I. (2018). Innovatsionnyy menedzhment [Innovation management] M.: Yurayt. (in Russian). Fatkhutdinov R.A. (2008). Innovatsionnyy menedzhment [Innovation management]

sPb.: Piter. (in Russian). Gorbunov V.L., Matveev P.G. (2002). Metodika otsenki innovatsionnogo potentsi-ala predpriyatiya [Methods of assessment of enterprise's innovative potential]. Innovations. (8). 67-69. (in Russian). Gorfinkel V.Ya., Chernyshev B.N. (2008). Innovatsionnyy menedzhment [Innovation management] M.: Vuzovskiy u^ebnik. (in Russian).

Gribov V.D. (2020). Osnovy ekonomiki, menedzhmenta i marketinga [The basics of Economics, management and marketing] M.: KnoRus. (in Russian).

Gunin V.N., Barancheev V.P., Ustinov V.A., Lyapina S.Yu. (1999). Upravlenie inno-vatsiyami: 17-modulnayaprogramma dlya menedzherov «Upravlenie razvitiem orga-nizatsii» [Innovation management: 17-modular program for managers "Managing the development of the organization"] M.: YuNITI. (in Russian).

Maltseva S.V. (2017). Innovatsionnyy menedzhment [Innovation management] M.: Yurayt. (in Russian).

Mityakova O.I. (2004). Otsenka innovatsionnogo potentsiala promyshlennogo predpri-yatiya [Evaluation of innovative potential of industrial enterprises]. Finance and credit. (13(151)). (in Russian).

Mylnikov L.A. (2019). Upravlenie i vnedrenie rezultatov innovatsionnyh proektov v usloviyakh dinamiki vneshney sredy i diffuzii proektov [Management and implementation of innovation project outcomes under environment dynamics and project diffusion]. Innovations. (12(254)). 104-112. (in Russian). doi: 10.26310/20713010.2020.254.12.015.

Petrova E.A., Fokina E.A. (2019). Informatsionnyy menedzhment [Information management] M.: EBs Lan. (in Russian).

Piter F. Druker (1994). Effektivnyy upravlyayushchiy [Effective manager] Moscow: BCI. (in Russian).

Romanova Yu.D., Muzychkin P.A., Melamud M.R. (2019). Informatsionnye tekhnologii v menedzhmente (upravlenii) [Information technologies in management (management)] M.: Yurayt. (in Russian).

Schekoturova S.D. (2016). Primenenie metodiki otsenki effektivnosti innovatsionnogo razvitiya predpriyatiya na primere PAO «Ruspolimet» [Applying the methodology for assessment of enterprise innovative development efficiency: Evidence from PAO Ruspolymet]. Finance and credit. (47(719)). 27-46. (in Russian).

Shumpeter I. (1982). Teoriya ekonomicheskogo razvitiya [The theory of economic development] M.: Progress. (in Russian).

Suleymanova D.Yu., Yashina N.G. (2020). Informatsionnye sistemy upravleniya inno-vatsionnymi protsessami [Information system of innovative processes management] Moscow: Rusayns. (in Russian).

Trifilova A.A. (2005). Otsenka effektivnosti innovatsionnogo razvitiya predpriyatiya [Efficiency assessment of the enterprise innovative development] M.: Finansy i statistika. (in Russian).

Yakovets Yu.V. (2000). Innovatsii: teoriya, mekhanizm, gosudarstvennoe regulirovanie [Innovations: theory, mechanism, governmental regulation] M.: Izdatelstvo RAGS. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zakharova E.V. (2017). Rol informatsionnogo obespecheniya v innovatsionnoy dey-atelnosti [The role of information software in innovation activity] Topical issues of Economics, management and innovation. 103-105. (in Russian).

Zakharova E.V., Mityakova O.I. (2018). Informatsionnoe obespechenie innovatsionnoy deyatelnosti v regione [Information support of innovation activity in the region]. Creative economy. 12 (10). 1619-1628. (in Russian). doi: 10.18334/ce.12.10.39500.

Zakharova E.V., Mityakova O.I. (2019). Upravlenie innovatsionnoy sistemoy regiona na primere Nizhegorodskoy oblasti) [Management of the regional innovative system (on the example of Nizhny Novgorod region)]. Creative economy. 13 (6). 1085-1098. (in Russian). doi: 10.18334/ce.13.6.40723.

Zavlin P.N., Kazantsev A.N., Mindeli L.E. (2000). Osnovy innovatsionnogo menedzh-menty: Teoriya i praktika [Basics of innovation management: Theory and practice] M.: Ekonomika. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.