Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ АУДИТА КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ УСПЕХА'

СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ АУДИТА КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ УСПЕХА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
482
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ключевые факторы успеха / конкурентные профили / конкурентная разведка / success factors / competitive profiles / competitive intelligence

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н В. Николаева

Проблема повышения конкурентоспособности компаний всех сфер деятельности остается актуальной на протяжении многих лет. В условиях кризисных тенденций развития экономики она усиливается. В статье рассмотрена модель деятельности предприятия для повышения его конкурентоспособности, осуществлен выбор методов оценки и повышения конкурентоспособности предприятия, проведено экспертное исследование состояния конкуренции на примере рынка пищевых ингредиентов, апробирована методика аудита ключевых факторов успеха, составления конкурентного профиля предприятии. В результате исследования экспертным путем выделены приоритетные критерии оценки конкурентоспособности предприятий оптовой торговли, определены проблемные зоны конкурентоспособности. Даны рекомендации по применению методов конкурентной разведки, оценена роль такого метода конкурентной разведки, как «таинственный покупатель». Сделан вывод о том, что эффективными методами оценки конкурентоспособности являются экспертная оценка конкурентной ситуации на рынке с помощью модели М.Портера, аудит ключевых факторов успеха, построение конкурентных профилей, конкурентной разведка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF INCREASING COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE BASED ON THE AUDIT OF KEY SUCCESS FACTORS

The problem of increasing the competitiveness of companies in all fields of activity remains relevant for many years. In conditions of crisis trends in the development of the economy, it is growing. The article discusses the enterprise’s activity model to increase its competitiveness, selects methods for assessing and improving the enterprise’s competitiveness, conducts an expert study of the state of competition using the food ingredients market as an example, and audits the audit of key success factors and compiles the company's competitive profile. As a result of the study, the expert identified priority criteria for assessing the competitiveness of wholesalers, and identified problem areas of competitiveness. Recommendations on the use of competitive intelligence methods are given, and the role of such a competitive intelligence method as the “mystery shopper” is evaluated. It is concluded that the effective methods for assessing competitiveness are expert assessment of the competitive situation in the market using the M.Porter model, audit of key success factors, building competitive profiles, and competitive intelligence

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ АУДИТА КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ УСПЕХА»

Источники:

1. Маурер Р. Путь кайзен. М. Попурри, 2005. - 192 с.

2. Мишурова И.В. Стратегические сессии для декомпозиции бизнес-процессов корпоративных структур //Вестник академии знаний, N»34 (5), 2019, сентябрь-октябрь, с. 175-179 - Режим доступа: http://academiyadt.ru/zhurnal-vestnik-akademii-znanij-vaz-n-34-5-sentyabr-oktyabr-2019/

3. Николаев Д.В. Управление организационным развитием компании для роста экономических результатов //Финансовые исследования, 2019, № 3 (64), с. 141-147, https://finis.rsue.ru/2019_N3/2019-3.pdf

4. Николаев Д.В. Концептуальные подходы к управлению и оценке эффективности процессов организационных изменений на предприятиях //Вестник академии знаний, №34(5),2019, с. 191-198

5. Николаев Д.В. Управление процессами реализации стратегических изменений //Естественно-гуманитарные исследования №28(2), 2020, с. 210-215

6. Нив Г. Организация как система. Принципы построения устойчивого бизнеса Эдвардса Деминга. М.: Аль-пина Бизнес Букс, 2007. - 370 с.

7. Mishurova I.V. Nikolaev D.V., Nikolaeva N.V., Sinyuk T.Yu. Structural modeling and process approach to communication conflict management. Communicative strategies of the information society. XI international scientific and theoretical conference. 25-26 October, 2019

References:

1. Maurer R. The Way of Kaizen. M. Potpourri, 2005 .-- 192 p.

2. Mishurova I.V. Strategic sessions for the decomposition of business processes of corporate structures // Bulletin of the Academy of Knowledge, No. 34 (5), 2019, September-October, p. 175-179 - Access mode: http://academiyadt.ru/zhurnal-vestnik-akademii-znanij-vaz-n-34-5-sentyabr-oktyabr-2019/

3. Nikolaev D.V. Management of the organizational development of the company for the growth of economic results // Financial Research, 2019, No. 3 (64), p.141-147, https://finis.rsue.ru/2019_N3/2019-3.pdf

4. Nikolaev D.V. Conceptual approaches to managing and evaluating the effectiveness of organizational change processes at enterprises // Bulletin of the Academy of Knowledge, No. 34 (5), 2019, p. 191-198

5. Nikolaev D.V. Management of the processes of implementation of strategic changes // Natural and Humanitarian Studies No. 28 (2), 2020, p. 210-215

6. Niv G. Organization as a system. The principles of building a sustainable business Edwards Deming. M . : Alpina Business Books, 2007 .-- 370 p.

7. Mishurova I.V. Nikolaev D.V., Nikolaeva N.V., Sinyuk T.Yu. Structural modeling and process approach to communication conflict management. Communicative strategies of the information society. XI international scientific and theoretical conference. October 25-26, 2019

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10171

Н.В. Николаева - кандидат экономических наук, доцент кафедры налогообложения и бухгалтерского учета, Южно-Российский институтуправления-филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Ростов-на-Дону,

Natalinikolaewa@yandex.ru,

N.V. Nikolaeva - PhD in Economics, Associate Professor, Department of Taxation and Accounting, South Russian Institute of Management, a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don.

СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ АУДИТА КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ УСПЕХА STRATEGY OF INCREASING COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE BASED ON THE AUDIT OF KEY SUCCESS FACTORS

Аннотация. Проблема повышения конкурентоспособности компаний всех сфер деятельности остается актуальной на протяжении многих лет. В условиях кризисных тенденций развития экономики она усиливается. В статье рассмотрена модель деятельности предприятия для повышения его конкурентоспособности, осуществлен выбор методов оценки и повышения конкурентоспособности предприятия, проведено экспертное исследование состояния конкуренции на примере рынка пищевых ингредиентов, апробирована методика аудита ключевых факторов успеха, составления конкурентного профиля предприятии. В результате исследования экспертным путем выделены приоритетные критерии оценки конкурентоспособности предприятий оптовой торговли, определены проблемные зоны конкурентоспособности. Даны рекомендации по применению методов конкурентной разведки, оценена роль такого метода конкурентной разведки, как «таинственный покупатель». Сделан вывод о том, что эффективными методами оценки конкурентоспособности являются экспертная оценка конкурентной ситуации на рынке с помощью модели М.Портера, аудит ключевых факторов успеха, построение конкурентных профилей, конкурентной разведка.

Abstract. The problem of increasing the competitiveness of companies in all fields of activity remains relevant for many years. In conditions of crisis trends in the development of the economy, it is growing. The article discusses the enterprise's activity model to increase its competitiveness, selects methods for assessing and improving the enterprise's

competitiveness, conducts an expert study of the state of competition using the food ingredients market as an example, and audits the audit of key success factors and compiles the company's competitive profile. As a result of the study, the expert identified priority criteria for assessing the competitiveness of wholesalers, and identified problem areas of competitiveness. Recommendations on the use of competitive intelligence methods are given, and the role of such a competitive intelligence method as the "mystery shopper" is evaluated. It is concluded that the effective methods for asse ssing competitiveness are expert assessment of the competitive situation in the market using the M.Porter model, audit of key success factors, building competitive profiles, and competitive intelligence.

Ключевые слова: ключевые факторы успеха, конкурентные профили, конкурентная разведка.

Keywords: key success factors, competitive profiles, competitive intelligence

Введение. В течении последних лет наблюдается усиление конкурентной борьбы, снижение темпов роста производства ряда предприятий на фоне снижения покупательской способности из-за малых денежных доходов населения. Падение спроса и рост конкуренции обостряет борьбу за потребителя и первостепенную роль играет повышение конкурентоспособности компании в целом.

Научно-технический уровень и степень совершенства современной экономики обусловлены эволюционной моделью развития организации и стратегией развития рынка в целом, которая имеет тенденцию геометрической прогрессии усложнения и дифференцированности. Поэтому для успешного функционирования организации на новой стадии жизненного цикла отраслей необходимо применять последние достижения науки и техники, методов и приемов таких основополагающих наук, как стратегический маркетинг-менеджмент.

Проблема преодоления конкуренции и повышения конкурентоспособности является одной из базовых и давно исследуемых тем в экономической теории и практике [1-7]. . В начале 70-х годов 20 века появились новые идеи в разработке конкурентоспособности благодаря профессору Гарварда и известному бизнес-консультанту Майклу Портеру. Он сформулировал концепцию ценности товара для потребителя и предложил способы расчета его ценности. Однако данная концепция ближе производителям, чем продавцам [6]. Для торговых предприятий важна не столько конкурентоспособность товара, сколько конкурентоспособность компании в целом.

Основное содержание. Оценка сильных и слабых сторон, возможностей и угроз традиционно осуществляется благодаря интеллектуальной модели, логически согласованной схемы SWOT, которая позволяет объединить и систематизировать представления о фирме и конкурентном окружении. В идеале необходимо строить матрицы SWOT с определенной периодичностью с целью наблюдения динамики и прогнозирования событий в каждом направлении деятельности компании. Как правило, на основе SWOT-анализа планируется стратегическое управление компанией, его деятельностью. Для решения такой задачи используют специализированное программное обеспечение "KonSi-SWOT ANALYSIS", который включает в себя модели PEST, Портера и другие [23].

Удобным инструментом сравнения возможностей предприятия и основных конкурентов является построение конкурентных профилей, представляющих собой графическое отображение оценок положения предприятия и конкурентов по наиболее значимым ключевым факторам успеха (КФУ).

В работе были применены следующие методические подходы:

^ экспертные оценки, для оценки основополагающих факторов конкуренции для торговых предприятий на примере рынка пищевых ингредиентов и сырья;

^ конкурентный профиль, для определения узких мест компании с целью их ликвидации;

^ метод взвешенной суммы, для вычисления общей интегральной оценки конкурентоспособности предприятия и его конкурентов.

Внутренние конкурентные преимущества, определяющие рыночные позиции хозяйствующего субъекта, группируют по шести наиболее значимым аспектам: [4]

• конкурентоспособность изделия;

• финансовое состояние предприятия;

• эффективность маркетинговой деятельности;

• рентабельность продаж;

• имидж (марочный капитал) предприятия;

• эффективность менеджмента.

Таблица 1 - Факторы конкуренции на рынке пищевых ингредиентов и сырья

Факторы конкуренции Экспертная оценка Прогноз изменения фак-

тора

1_Ситуация в отрасли

1.1 Число и мощность фирм, конкурирующих на рынке Четко проявляется Усилится

1.2 Изменение платежеспособного спроса Четко проявляется Ухудшится

1.3 Степень разновидности товара, предлагаемого на рынке Четко проявляется Увеличится

1.4 Издержки переключения клиента с одной фирмы на другую Четко проявляется Останется стабильным

1.5 Унифицированность сервисных услуг по товару в отрасли Четко проявляется Останется стабильным

1.6 Барьеры ухода с рынка (затраты фирмы на перепрофилирование) Слабо проявляется Останется стабильным

1.7 Барьеры проникновения на рынок Четко проявляются Останется стабильным

1.8 Ситуация на смежных товарных рынках (рынки товаров с близкими технологиями и сферами применения) Четко появляется Определенно усилится

1.9 Стратегия конкурирующих фирм (поведение) Четко появляется Определенно усилится

1.10 Привлекательность рынка ингредиентов и сырья Останется стабильным Определенно усилится

2. Влияние потенциальных конкурентов

2.1 Трудности входа на отраслевой рынок Сильно проявляется Определенно усилится

2.2 Доступ к каналам распределения Четко проявляется Определенно усилится

2.3 Отраслевые преимущества Четко проявляются Определенно усилится

3. Влияние поставщиков

3.1 Уникальность канала поставок Стабильно проявляется Останется стабильным

3.2 Значимость покупателя Четко проявляется Определенно усилится

3.3 Доля отдельного поставщика Четко проявляется Определенно усилится

4. Влияние покупателей

4.1 Статус покупателей Четко проявляется Останется стабильным

4.2 Значимость товара у покупателя Четко проявляется Определенно усилится

4.3 Стандартизация товара Слабо проявляется Останется стабильным

5. Влияние товаров-заменителей

5.1 Цена Четко проявляется Определенно усилится

5.2 Инновационные товары Четко проявляется Определенно усилится

Дополнительно берутся в расчет показатели: прибыльности, производительности или объема продаж, оборачиваемость, деловую активность, ликвидность и другие. Как уже стало очевидно, конкурентоспособность компании заключается в ее умении грамотно использовать все имеющиеся ресурсы, в том числе кадровые.

Экспертное исследование рынка для целей оценки состояния конкуренции, должно, на наш взгляд, включать помимо традиционного SWOT-анализа, такие методы как: модель 5 сил конкуренции М.Портера и построение конкурентных профилей [2,6].

Оценка подверженности рынка процессам конкуренции на базе анализа основных факторов, обусловливающих интенсивность конкуренции, проведена экспертным путем, на примере рынка пищевых ингредиентов Южного федерального округа, а конкурентные профили на примере ООО "Конверсия-ТД", осуществляющего оптово-розничную торговлю пищевыми ингредиентами для хлебопекарного производства.

Состояние и прогноз изменения факторов конкуренции на рынке, полученные в результате обработки экспертной информации от покупателей и поставщиков на основе модели 5 сил конкуренции М.Портера представлены в таблице 1.

Результаты оценки показали, что рынок ингредиентов и сырья остается привлекательным, спрос в значительной мере не меняется, является насыщенным, условия работы, спектр услуг у крупных конкурирующих организаций приблизительно равные, что побуждает искать их новые маркетинговые решения, появление крупного лидера в ближайшее время не ожидается, равным счетом, как резкое увеличение количества новых конкурирующих организаций, рынок давно поделен между крупными компаниями с многолетним опытом работы.

Схематично каналы распределения компании ООО "Конверсия-ТД" представлены на рисунке 1.

ХЛЕБОЗАВОДЫ КОНДИТЕРСКИЕ ФйЕРкКИ МЯСОКОМБИНАТЫ РЫБОКОМБИНАТЫ

ПИЩЕК0МВ/1НАТЫ КОНСЕРВНЫЕ ЗАВОДЫ СЫРЭДВОДЫ ЗАВОДЫ ПЛОДОПЕРЕРАБОТКИ

МОЛЗАЁОДЫ ЧАСТИ=£ ЦЕХА И ПЕКАРНИ

ВИНЗАВОДЫ СТОЛОВЫЕ И ДРУГИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Рисунок 1 - Каналы распределения ООО "Конверсия-ТД"

Уникальность канала поставок имеет существенное значение, но не первостепенное, поскольку рыночная ситуация в Москве и Санкт-Петербурге схожа с ситуацией на местном рынке. Борьба за платежеспособного покупателя обострится, увеличиваются тенденции работы в кредит. Массовое появление новых производителей не прогнозируется, а наоборот будет наблюдаться слияния в крупные холдинги такие как, например "Юг Руси". Угрозы со стороны товаров-заменителей и аналогов не предвидится, к тому же анализируемому предприятию ничего не мешает все новинки тоже поставлять на выгодных условиях, поскольку понятие "эксклюзивность поставок" у многих производителей и поставщиков по данному направлению отсутствует.

Компания ориентирована на потребителя и применяет маркетинговый подход в менеджменте организации. Выбор стратегий осуществляется на основе:

• анализа конкурентоспособности функционирования предприятия и ее конкурентов;

• прогнозирования конкурентных преимуществ;

• прогнозирования механизма действия закона конкуренции.

Диагностику конкурентоспособности компании предлагаем проводить с помощью анализа ключевых факторов успеха (КФУ), то есть действий по реализации стратегий, которые каждая фирма должна обеспечивать, чтобы быть конкурентоспособной и добиться финансового успеха [3]. В контексте исследования рынка пищевых ингредиентов и применительно к компании ООО "Конверсия-ТД" рассмотрим, прежде всего, КФУ, имеющие отношение к: маркетингу, профессиональным навыкам и организационным возможностям, которые перечислены в таблице 2.

Таблица 2 - Анализ ключевых факторов успеха

Тип КФУ Степень овладениям/о Ограничения Необходимые изменения для овладения КФУ

Высокая квалификация сотрудников отдела реализации 60 Новый штат сотрудников, не закончена стадия обучения Уже организованы еженедельные занятия по обучению и повышению квалификации

Доступность технологической помощи для покупателей 70 Нет в штате собственного технолога широкого профиля, а таковых не бывает. Вводить отдел технологической помощи в целом не выгодно. Предлагаем каждому крупному поставщику оказывать комплексную технологическую поддержку, в том числе иметь в штате регионального технолога.

Четкое исполнение заказов 90 нет нет

Ассортимент товаров и спектр оказываемых услуг 75 Транспортные компании берутся максимум за раз загрузится в 4 точках, поэтому предпочтение отдается поставщикам с широким ассортиментом товаров. Поиск новых поставщиков только в случае финансовой целесообразности, объемности и прибыльности новых заказов

Искусство продаж 55 Отсутствие опыта у начинающих «продажников» Необходима практика, в том числе выездная

Выполнение гарантий и обязательств 100 нет нет

Высокая квалификация сотрудников отдела маркетинга 60 Новый штат сотрудников, не закончена стадия обучения Уже организованы еженедельные занятия по обучению и повышению квалификации

Регулярность рекламы и ее эффективность 40 Время от времени в связи с большим объемом текущих работ Распланировать с учетом тематики, сезонности и эффективности

Медиа планирование 35 Не разработан, ранее не применялся Детально разработать и внедрить. Использовать многократно как ценную маркетинговую технологию

Креативность и новаторство 55 Недостаток обучающих программ Стимулирование обучения и самообучение, поощрение идей и их реализация

Ценовая политика, формы оплаты 80 Скорость отслеживания динамики рыночных цен и появления товаров-заменителей или аналогов Необходима непрерывная работа с покупателями и конкурентная разведка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Способность быстро реагировать на изменяющуюся рыночную ситуацию 60 Возможность и скорость доступа к информации для принятия решений Дополнительная закупка компьютеров для выхода в сеть Интернет

Уровень технического вооружения и программного обеспечения 90 нет нет

Благоприятный имидж/репутация фирмы 100 нет нет

По полученным данным построим аналитический график (рисунок 2).

В результате диагностики были выявлены следующие проблемные зоны по овладению КФУ: медиа планирование; регулярность рекламы и ее эффективность; креативность и новаторство; искусство продаж; квалификация сотрудников.

Построение конкурентного профиля предприятия позволяет провести оценку конкурентоспособности по сравнению с основными конкурентами предприятия.

100 97,5 95 92,5 90 87,5 85 82,5 80 77,5 75 72,5 70 67,5 65 62,5 60 57,5 55 52,5 50 47,5 45 42,5 40 37,5 35 32,5 30 27,5 25 22,5 20 17,5 15 12,5 10 7,5 5 2,5 0

100

100

т<г

тг

-35-

Высокая Четкое квалифи- исполне-кация со- ние зака-

Доступ- Ассорти-ность мент то-

техноло- варов и

Искусство Высокая Медиа продаж квалифи- плани-кация со- рование Выполне- Регуляр- Креа-ние га- ность тив-

Ценовая Уровень политика, техниче-формы ского во-

Способ- Благопри-ность бы- ятный

рантий и

рекламы и

ность и

стро реа-

имидж/реп

Рисунок 2 - Аудит ключевых факторов успеха ООО "Конверсия-ТД"

Как известно, факторами, определяющими конкурентоспособность торгового предприятия являются:

1. качество и цена товаров;

2. широкий ассортиментный перечень товаров и его постоянная модификация;

3. формы оплаты, кредитование;

4. услуги по доставке;

5. стабильность поставок;

6. собственные оборотные средства;

7. собственные основные средства;

8. расположение склада и офиса;

9. профессионализм сотрудников;

10. научно-технический уровень и степень совершенства торговли;

11. продвижение продаж;

12. послепродажное обслуживание;

13. выполнение обязательств и гарантий.

Эти факторы могут, как способствовать, так и ограничивать деловую активность предприятия. Так же некоторые из них являются конкурентными преимуществами организации. Для проведения качественной экспертной оценки необходимо сначала выделить основные приоритетные факторы, а затем произвести сравнительный анализ с конкурентами для выявления узких зон. С этой целью была произведена экспертная оценка значимости 13 обозначенных критериев конкурентоспособности пятью квалифицированными сотрудниками

компании. Для проверки точности полученных данных необходимо убедиться в степени согласованности мнений экспертов с помощью коэффициента вариации: Кв=Ско/Са,

где Ско - среднее квадратичное отклонение оценок, а Са - среднее арифметическое.

Составим базовую матрицу оценки важности критериев, благодаря которой были определены пять основных. Оценка производилась по 5-бальной шкале и отражена в таблице 3.

Таблица 3 - Экспертная оценка факторов, влияющих на конкурентоспособность

ЭКСПЕРТЫ / КРИТЕРИИ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Коммерческий директор 5 5 5 5 5 5 5 4 5 5 4 4 5

Начальник отдела маркетинга 5 4 4 5 4 5 5 4 5 5 5 4 5

Начальник отдела продаж 5 4 4 5 5 5 4 3 5 5 4 4 4

Менеджер 1 5 4 5 5 5 4 4 3 4 4 4 3 4

Менеджер 2 5 5 4 4 3 4 3 3 4 4 4 3 4

Итого 25 22 22 24 22 23 21 17 23 23 21 18 22 283

Средний бал критерия 5 4.4 4.4 4.8 4.4 4.6 4.2 3.4 4.6 4.6 4.2 3.6 4.4

Весовой коэффициент критерия 0.02 0.02 0.02 0.02 0.02 0.02 0.01 0.01 0.02 0.02 0.01 0.01 0.02

Полученное ранжирование* 1 2 5 3 4

Стандартное отклонение 0 0.5 0.5 0.4 0.8 0.5 0.8 0.5 0.5 0.5 0.4 0.5 0.5

Коэффициент вариации 0 0.1 0.1 0.1 0.2 0.1 0.2 0.2 0.1 0.1 0.1 0.2 0.2

По согласованному мнению экспертов, среди равных критериев выделены по степени важности приоритетные пять критериев, определяющих успех современного торгового предприятия на рынке ингредиентов и сырья, по их мнению, стали:

1. качество и цена товаров;

2. услуги по доставке;

3. собственные оборотные средства;

4. профессионализм сотрудников;

5. научно-технический уровень и степень совершенства торговли.

Полученные данные необходимы для составления конкурентного профиля предприятия. Около 240 предприятий в Южном Федеральном Округе осуществляют торговлю почти аналогичными или аналогичными товарами. Ценообразование и условия работы почти у всех одинаковые. Для сравнения возьмем основных крупных конкурентов из Ростова-на-Дону: "Альтаир", "Вита", ИП Киреев, "Колви", "Союзснабрегион", "Суворовский редут", "Югкомплект". "Мозговым штурмом" экспертов были коллективно определены и измерены критерии в баллах по 10-балльной шкале. Сравнительный анализ конкурентных профилей представлен на рисунке 3.

___Конкурентные профили_

Шкала измерения критерия С в баллах)

ТЫЧ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Качество и цена товаров 0.02 X

Собственные оборотные средства 0,02 • Ш

Услуги по доставке 0,02 т

Профессионализм сотрудников 0.02 1

Научно-технический уровень н степень со вершенства торговли 0.02 Ш • 5

Альтаир Вша

ИП ЕСнреев Колвн

Союзснабрегион Суворовский редуг I Югкомплект Конверсия ТД

Рисунок 3 - Конкурентный профиль ООО "Конверсия-ТД"

Как видно на графике, в правой области узких мест нашего предприятия оказались: услуги по доставке и профессионализм сотрудников.

По прямым и косвенным факторам можно сделать более точную оценку. Для этого необходимо осуществлять конкурентную разведку на систематической основе. Самый результативный ее аспект это выезды «тайных покупателей». Во многих случаях конкурентная разведка является основой для принятия решений. По

сути, конкурентная разведка это спланированные действия по систематическому законному этическому сбору и анализу той информации (относительно открытой и доступной), которая может повлиять на работу предприятия в целом. Она необходима для повышения конкурентоспособности организации на разных

уровнях.

Источники информации о конкурентной разведке многообразны, актуальные для анализируемой компании, рассмотрены в таблице 4.

Таблица 4 - Основные используемые источники информации ООО "Конверсия-ТД"

Вид Частота Ценность Польза

1 Телефонный прозвон Раз в три дня 4,5 МАХ4

2 Выезд таинственных покупателей* 4 раза в год 5 МАХ1

3 Сообщения от постоянных покупателей Время от времени 5 МАХ2

4 Специализированные печатные издания Еженедельно 4 -

5 Информация от поставщиков Время от времени 5 МАХ3

6 Выставки тематические 2 раза в год 4 -

7 Интернет Время от времени 3 -

Примечание:

* В данном случае термин «таинственный покупатель» несколько отличен от общепринятого. Обычно владельцы организации заказывают сторонним организациям оценку работы их предприятий, квалификации персонала, просят дать рекомендации и так далее.

По результатам экспертной оценки значимости различных источников информации приоритетное значение имеют выезд на места «таинственных покупателей», сообщения от постоянных покупателей и информация от поставщиков. Данная информация актуальна для многих компаний.

Предприятие для укрепления своих позиций на рынке должно достигать конкурентных преимуществ, благодаря обеспечению: снижения издержек на производство и сбыт товара и незаменимости продукта за счет его большей потребительской стоимости, а также постоянным пополнением основных и оборотных средств компании. Для того, чтобы конкурентные преимущества были устойчивыми, необходимо грамотно разрабатывать и внедрять стратегии конкурентной борьбы, в частности, такие комплексные стратегии как: тотальное управление качеством, бенчмаркинг, аутсорсинг, регулярно совершенствовать бизнес-процессы при эффективном использовании и распределении ресурсов. Предлагается привлекать собственных специалистов и внешних консультантов для разработки эффективных предложений, а для развития профессиональных навыков сотрудников активно применять программу мероприятий, направленную на развитие требуемых компетенций.

Заключение. Исследования в области стратегического маркетинг-менеджмента показывают необходимость проведения комплексного аудита конкурентных позиций предприятия для обеспечения успешной деятельности на конкурентных рынках. Анализ выводов теоретиков и практиков менеджмента и маркетинга показывает, что оценка конкурентоспособности предприятия должна систематически производиться по следующим аспектам: ценовая политика, качество товаров/услуг, финансовое состояние предприятия, эффективность маркетинговой деятельности, рентабельность продаж, имидж предприятия, эффективность менеджмента.

Проведенное исследование и апробация на примере предприятия оптовой торговли показало, что эффективными методами оценки конкурентоспособности являются экспертная оценка конкурентной ситуации на рынке с помощью модели М.Портера, аудит ключевых факторов успеха, построение конкурентных профилей, конкурентной разведка.

Источники:

1. Мишурова И.В. Стратегические сессии для декомпозиции бизнес-процессов корпоративных структур //Вестник академии знаний, №34 (5), 2019, сентябрь-октябрь, с. 175-179 - Режим доступа: http://academiyadt.ru/zhurnal-vestnik-akademii-znanij-vaz-n-34-5-sentyabr-oktyabr-2019/

2. Николаева Н.В. Инструменты достижения стратегических приоритетов развития компании . Монография Изд-во «Перо», Москва: 2017. - 152 стр.

3. Николаева Н.В. Глава 2. Стратегический маркетинг-менеджмент/Управление малым бизнесом. Учебное пособие /под ред.Мишуровой И.В.- Ростов н/Д: Изд-во ООО «Азовпринт»,2019.- 348 с.

4. Николаев Д.В. Концептуальные подходы к управлению и оценке эффективности процессов организационных изменений на предприятиях //Вестник академии знаний, №34(5),2019, с. 191-198

5. Николаев Д.В. Управление процессами реализации стратегических изменений //Естественно-гуманитарные исследования №28(2), 2020, с. 210-215

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов, М: Альпина Паблишер, 2015. - 600 с.

7. Четвертон П. Теория и практика современного маркетинга: Полный набор стратегий, инструментов и тех-

ник. -Москва: издательский дом "ФАИР-Пресс", 2002.

References:

1. Mishurova I.V. Strategic sessions for the decomposition of business processes of corporate structures // Bulletin of the Academy of Knowledge, No. 34 (5), 2019, September-October, p. 175-179 - Access mode: http://academiyadt.ru/zhurnal-vestnik-akademii-znanij-vaz-n-34-5-sentyabr-oktyabr-2019/

2. Nikolaeva N.V. Tools to achieve strategic development priorities of the company. Monograph Publishing House "Feather", Moscow: 2017. - 152 pp.

3. Nikolaeva N.V. Chapter 2. Strategic marketing management / Small business management. Textbook / edited by Mishurova I.V. - Rostov n / A: Publishing house of Azovprint LLC, 2019.- 348 p.

4. Nikolaev D.V. Conceptual approaches to managing and evaluating the effectiveness of organizational change processes at enterprises // Bulletin of the Academy of Knowledge, No. 34 (5), 2019, p. 191-198

5. Nikolaev D.V. Management of the processes of implementation of strategic changes // Natural and Humanitarian Studies No. 28 (2), 2020, p. 210-215

6. Porter M. Competitive strategy: Methodology for the analysis of industries and competitors, M: Alpina Publisher, 2015. -

600 p.

7. Chetverton P. Theory and practice of modern marketing: A complete set of strategies, tools and techniques. -Moscow: publishing house "FAIR-Press", 2002.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10172

В.С. Новиков - доцент кафедры государственного и муниципального управления, к.э.н., доцент, Кубанский государственный технологический университет, vs.novikov@mail.ru,

V.S. Novikov - associate professor Department of State and Municipal Management, Ph.D., Kuban State Technological University.

НОВЫЕ ЭФФЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ NEW EFFECTS OF MODERN TRANSFORMATIONS THAT NECESSITATE THE DEVELOPMENT OF THE THEORY

OF VIRTUAL ECONOMIC RELATIONS

Аннотация. Автором в материалах исследования заявлена главная цель - это определение новых эффектов современных преобразований, обусловливающих необходимость развития теории виртуальных экономических отношений. В материалах статьи определено, что четвертая промышленная революция - это переход к применению модернизированной индустриальной и информационной инфраструктуры в формировании и развитии интеллектуальноемких, а главное эмоциональноемких сфер деятельности: научные поиски и исследования, сфера здравоохранения и обеспечения медицинскими услугами (телемедицина), формирование и развитие сферы виртуальных образовательных услуг, сфера культуры и искусства (виртуальные выставки, виртуальные музеи) и др. Автором доказаны эффекты современных преобразований, обусловливающие необходимость развития теории виртуальных экономических отношений (ВЭО), в числе которых: технологическое совершенство процессов управления социально-экономическими системами и индивидами; ВЭО как «ареал» развития фиктивного капитала; ВЭО как объективно складывающиеся отношения между людьми при производстве, распределении, обмене и потреблении товаров (благ); ВЭО как плоскость реализации нового качества человеческого капитала и проявления креативного потенциала индивида, результаты которого отраженны в ИСиИТ; и т.д. Автором определено, что приоритетными ресурсами в реализации виртуальных экономических отношениях являются: а) интеллектуальный ресурс, б) временной ресурс. В материалах исследования доказано, что ВЭО характеризуются наличием / отсутствием ресурса времени, который является основным в существовании самих виртуальных экономических отношений, а именно это выражается в следующем: ресурс времени в виртуальных экономических отношениях является отражением действительности социально-экономических систем и индивидов в виртуальных экономических системах; ресурс времени в виртуальных экономических отношениях как критерий эффективности предпринимаемых усилий по достижению результата; ресурс времени в виртуальных экономических отношениях как вариация траектории движения развития виртуальных экономических систем; ресурс времени как альтернатива манипуляций результативностью (инструмент «давления») у участников виртуальных экономических отношений, потому что от наличий того или иного объема ресурса времени прямо пропорционально зависит результат достижения поставленных целей.

Abstract. The author in the research materials stated the main goal-to determine the new effects of modern transformations, which necessitate the development of the theory of virtual economic relations. The article defines that the fourth industrial revolution is the transition to the use of modernized industrial and information infrastructure in the formation and development of intellectual and, most importantly, emotional-intensive spheres of activity: scientific research and research, the sphere of health and medical services (telemedicine), the formation and development of virtual educational services, the sphere of culture and art (virtual exhibitions, virtual museums), etc. The author has proved the effects of contemporary changes that necessitate the development of the theory of virtual economic relations (VEO),

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.