Научная статья на тему 'Стратегия повышения конкурентоспособности аграрного сектора региона'

Стратегия повышения конкурентоспособности аграрного сектора региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
792
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ / АГРАРНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Третьякова Л.А.

Разработка стратегии повышения конкурентоспособности аграрного сектора имеет важное методологическое значение в оценке характера происходящих в данной сфере экономики количественных и качественных изменений. Она позволяет глобально рассматривать проблемы общественного развития и направлена на достижение эффективных метаморфоз общества при сохранении возможностей материального и социального обеспечения как ныне живущих, так и будущих поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия повышения конкурентоспособности аграрного сектора региона»

42 (273) - 2012

ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ

УДК 330.341.2

стратегия повышения конкурентоспособности аграрного сектора региона

л. а. Третьякова,

доктор экономических наук, доцент кафедры организации предпринимательской деятельности и менеджмента в АПК E-mail: lora_tretyakova@mail. ru орловский государственный аграрный университет

Разработка стратегии повышения конкурентоспособности аграрного сектора имеет важное методологическое значение в оценке характера происходящих в данной сфере экономики количественных и качественных изменений. Она позволяет глобально рассматривать проблемы общественного развития и направлена на достижение эффективных метаморфоз общества при сохранении возможностей материального и социального обеспечения как ныне живущих, так и будущих поколений.

Ключевые слова: сельское хозяйство, конкурентоспособность, устойчивое развитие, многофункциональность, аграрный сектор экономики.

Проблема повышения конкурентоспособности сельского хозяйства возникла как составная часть обшей проблемы устойчивого развития сельских территорий. Последняя стала актуальной для научной общественности в период, когда стало понятно, что в современных условиях развития мирового сообщества происходит деградация природных систем жизнеобеспечения, увеличивается дифференциация не только между бедными и богатыми странами, но и внутри них.

Определенно установлен тот факт, что около 75 % бедного и беднейшего населения проживает в сельских районах. По прогнозам ученых, при росте

нищеты в городах бедное и беднейшее население будет особенно распространено в сельских районах. Это обусловливает необходимость принятия системы мер по улучшению качества жизни населения таких районов, обеспечению стабильного и эффективного развития сельского хозяйства. Сложность задачи заключается в том, чтобы снизить уровень бедности, обеспечить максимальную занятость и повысить доходы сельских жителей, а также достичь продовольственной безопасности. Все это возможно при обеспечении устойчивого и рационального использования ресурсного потенциала сельских территорий. Концептуальные основы повышения конкурентоспособности и качественного развития сельского хозяйства и сельских территорий лежат в одной плоскости и направлены на достижение этой цели.

Необходимо отметить, что современная российская наука не обладает теоретико-методологическим аппаратом для изучения конкурентоспособности аграрного сектора в рамках многофункциональности сельского хозяйства в более широкой трактовке. Для понятия закономерностей развития сельского хозяйства необходима разработка понятий и трактовок, его характеризующих [1].

Сельское хозяйство, по мнению автора, следует рассматривать как системообразующую часть

народнохозяйственного комплекса страны, направленную на поддержание устойчивого развития сельских территорий через рациональное использование ресурсного потенциала, содействие занятости, дальнейшее социокультурное развитие.

Помимо своей основной задачи—производства продуктов питания и обеспечения продовольственной безопасности — сельское хозяйство выполняет важные функции в экономической и социальной сферах, играет большое значение в деле охраны окружающей среды. Многофункциональность сельского хозяйства означает, что его функции не ограничиваются производством сельскохозяйственной продукции, а являются источником общественных благ.

Понятие «многофункциональность сельского хозяйства» достаточно широко используется в научном мире, при этом не существует общепризнанного понятия «многофункциональность сельского хозяйства». Например, специалисты ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) при определении роли аграрного производства в мировом развитии под многофункциональностью сельского хозяйства понимают не только экономическое, социальное, экологическое, культурное и политическое значение сельского хозяйства, но и производство базовых продуктов питания, развитие ландшафтов, поддержание здоровой окружающей среды, социальное развитие сельских сообществ [8].

Для каждой отдельно взятой страны многофункциональность сельского хозяйства имеет свое конкретное содержание и определяет приоритеты дальнейшего развития всего аграрного сектора экономики, в том числе и стратегические направления повышения его конкурентоспособности. Для многих стран положительными моментами многофункциональности являются:

• сохранение традиционного уклада жизни;

• сохранение традиционной сельской архитектуры, передача культурного наследия;

• возможность полноценного использования рекреационных ресурсов сельских территорий;

• предупреждение и защита от стихийных бедствий, сохранение природы, консервация земель;

• сохранение и поддержание естественного плодородия земельных ресурсов;

• сбережение водных ресурсов;

• обеспечение продовольственной безопасности. Нельзя не отметить, что неоднократно в ходе

международных переговоров в рамках ВТО понятие

«многофункциональность сельского хозяйства» признавалось всеми странами-участниками. Подвергались сомнению только лишь попытки применить данное понятие для оправдания применения политики, искажающей торговые отношения.

Основная идея многофункциональности с точки зрения торговой политики заключается в том, что разнообразие позитивных внешних факторов (от живописных ландшафтов до развитой экономики в сельской местности) является результатом сельскохозяйственного производства. Именно такая постановка концептуального содержания понятия «многофункциональность сельского хозяйства» вызывает споры в рамках ВТО по данному вопросу.

Страны, поддерживающие идею многофункциональности сельского хозяйства, утверждают, что именно сельскохозяйственное производство определяет создание широкого диапазона общественных благ — обеспечение продовольственной безопасности, сохранение природно-ресурсного потенциала и др.

Следует отметить, что концепцию многофункциональности сельского хозяйства разделяют в основном экономически развитые страны с наиболее высоким уровнем государственных расходов на поддержку данной сферы экономики (прежде всего это страны — члены Европейского Союза (ЕС), а также Япония, Швейцария и Норвегия). Позиция этой группы стран заключается в том, что сельское хозяйство не только производит сельхозпродукцию, но и обеспечивает продовольственную безопасность, уменьшает риски, связанные с неожиданными событиями или возможной нехваткой продовольствия в будущем, способствует сохранению плодородия земель и окружающей среды, поддержанию жизни сельского населения посредством производственной деятельности в гармонии с природой. Сельское хозяйство организует устойчивое производство, сохраняет природный ландшафт, имеет большое значение для организации отдыха граждан, обеспечивает чистый воздух и воду — это комплекс мероприятий, который значительно шире, чем только функция производства сельскохозяйственной продукции. Все эти названные функции связаны с затратами, но производитель не может включить эти расходы в цену самой сельскохозяйственной продукции [2].

По мнению ряда государств, сельское хозяйство является специфической сферой экономики, чем объясняется неприемлемость стандартных норм

ВТО, применяемых к другим сферам экономической деятельности.

Оппоненты многофункциональности в рамках ВТО и в первую очередь США и страны Кернской группы (Cairns Group) рассматривают выдвинутую концепцию как попытку сторонников многофункциональности самоустраниться от процесса дальнейшего сокращения мер по поддержке сельскохозяйственного производства. По мнению экспертов, обсуждение неторговых аспектов сельского хозяйства (многофункциональности) способствует тому, что под видом сохранения живой природы и биологического разнообразия, защиты окружающей среды и сохранения плодородного слоя почвы страны — члены ЕС и Япония смогут поддерживать и субсидировать своих сельхозпроизводителей, что категорически неприемлемо.

Вместо обсуждения концепции многофункциональности США, например, предлагают сосредоточить основное внимание на комплексной реформе системы сельского хозяйства, развитии свободного рынка торговли сельхозпродукцией, включающего полное устранение субсидирования экспорта, упрощение доступа к рынкам и устранение любой другой практики ограничения торговли [3].

Вместе с тем следует отметить, что ст. 20 Уругвайского соглашения по сельскому хозяйству (УССХ) гласит, что переговоры по поводу продолжения реформ в сельском хозяйстве должны принимать в расчет требования членов ВТО, не связанные с торговлей, и, в частности, продовольственную безопасность и необходимость заботы об окружающей среде. В рамках ВТО не было достигнуто согласия по поводу концепции многофункциональности и как предмета переговоров. Взгляды различных стран на проблему многофункциональности в контексте переговоров ВТО по сельскому хозяйству разбросаны в широком спектре и существенно отличаются друг от друга. В частности, отличаются подходы к тому, в каком объеме многофункциональность понимается в рамках УССХ, а также какое внимание следует уделить этой концепции на переговорах по сельскому хозяйству [8].

Значительное количество развитых стран считает, что ссылка на проблемы, не связанные с торговлей, в документах УССХ полностью очерчивает понятие «многофункциональность», что сельское хозяйство вследствие своей уникальной роли выполнения множества задач должно рассчитывать на определенную степень государственной поддержки и

особые условия в контексте последующих переговоров под эгидой ВТО. Другие страны считают, что существующие в настоящее время положения «зеленой корзины» (мер, освобожденных от обязательств по сокращению в рамках договоров ВТО) УССХ обеспечивают достаточную гибкость в вопросах решения узаконенных проблем, не связанных с торговлей. Они также считают, что ст. 20 УССХ призывает к фундаментальным реформам в сельском хозяйстве, чтобы национальные программы поддержки многофункциональности сельского хозяйства не нарушали равновесия на глобальных рынках. Наконец, многие развивающиеся страны в свете собственного опыта выполнения принятых решений, а также с учетом низкого уровня развития своего сельского хозяйства считают, что чисто рыночный подход к сельскому хозяйству не позволит разрешить их ярко выраженных социально-экономических проблем. Вследствие этого они делают упор на необходимость разрешить определенную гибкость внутренней политики, включая модификацию положений «зеленой корзины», а также узаконить специальный и дифференцированный подход к развивающимся странам. Все это уже стало предметом переговоров [8].

Концепцию повышения конкурентоспособности аграрного сектора экономики в рамках многофункциональности сельского хозяйства, по мнению автора, нельзя рассматривать как шаг назад в процессе либерализации торговли.

Во-первых, это объясняется, тем, что большинство стран — членов ВТО рассматривает сельское хозяйство как многофункциональную систему. Другими словами, эта объективная реальность не является причиной для конфронтации в рамках многосторонней торговой системы.

Во-вторых, ни одна из стран — сторонниц концепции многофункциональности, несмотря на имеющиеся трудности, не заявила об отказе от взятых на себя в ходе Уругвайского раунда обязательств по либерализации сельскохозяйственного сектора.

В-третьих, реализация механизмов протекционистской защиты отрасли, отработанных на протяжении многих лет, позволяет обеспечивать эффективно развивающееся, устойчивое сельское хозяйство. Изменение этих механизмов и применяемых в ходе их реализации подходов и методов предполагает не только резкое сокращение финансовых вливаний, но и, главное, требует революционного изменения психологии и философии сельхозпроизводителей.

В-четвертых, эволюционное развитие мировой торговой системы, несомненно, будет способствовать процессу либерализации сферы деятельности, в том числе и в странах, поддерживающих концепцию многофункциональности сельского хозяйства.

Анализируя отечественные традиции культивирования многофункциональности сельского хозяйства в историческом аспекте, следует упомянуть о реальных преференциях России в этом вопросе перед зарубежными странами. Это подтверждается усилением внимания русской науки к проблемам развития сельского хозяйства. Так, еще в конце ХУШ в. были написаны знаменитые научные труды А. Т. Болотова на аграрные темы: «Примечание о хлебопашестве вообще» (1768), «Об удобрении земель» (1770), «Наказ управителю...» (1770), «О разделении полей» (1771) и ряд других, актуальность которых сегодня является несомненной. В этих работах уже тогда рассматривались вопросы ведения многоотраслевого хозяйства, диверсификации аграрного производства, агробиологические основы производства продукции растениеводства и возможности повышения эффективности сельского хозяйства при ограниченном сочетании экономических интересов хозяйствующего субъекта с экологическими императивами, а также механизмы более полного использования природно-ресурсного потенциала в сельской местности.

Наряду с этими императивными установками вопросы многофункциональности сельского хозяйства конкретизировались в исследованиях конца XIX в., в частности, в трудах В. В. Докучаева «Русский чернозем», «Наши степи прежде и теперь», а также в практических результатах его экспедиций в Каменную степь в целях изучения работ, которые сохраняют чрезвычайную актуальность и для современной аграрной науки [7].

Бесспорно, что все это лишь убедительно подтверждает то, что на протяжении веков сельское хозяйство России изучали именно с учетом его многофункциональности. Данная тенденция вполне сохраняется в условиях социально-экономического развития современного российского государства. Многофункциональность сельского хозяйства — это совокупность общественно значимых целей и задач, решение которых обеспечит устойчивый экономический рост в разных сферах деятельности и положительные тенденции социально-экономического развития сельских территорий, определяя

вектор стратегии повышения конкурентоспособности аграрного сектора экономики.

Изучая сельское хозяйство как часть народнохозяйственного комплекса страны, необходимо учитывать выполнение следующих основных функций:

• экономическая (использование ресурсного потенциала территории для производства сельскохозяйственной продукции);

• социальная (влияние на функционирование объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, обеспечение занятости, сохранение менталитета сельских территорий);

• экологическая (обеспечение экологического равновесия и охраны окружающей среды и природных ресурсов);

• инновационная (внедрение прогрессивных ресурсосберегающих технологий);

• информационная (аккумуляция всех видов информационных ресурсов).

Исследуя ролевое значение сельского хозяйства, нельзя не отметить, что современное мировое сельское хозяйство имеет чрезвычайно пеструю картину: от примитивной подсечно-огневой системы — до высокоточной технологии ведения агробизнеса, при которой системно используются высокотехнологичные информационные ресурсы. Оставаясь важнейшей составной частью биосферы, аграрный сектор императивно связан и, безусловно, должен балансировать с природными экосистемами, ставя при этом многофункциональность сельского хозяйства в ряд непреложных проблем, решение которых способствует не только обеспечению экологического равновесия глобальной экосистемы, но и устойчивому развитию сельских территорий. Это предопределяет необходимость детализации многофункциональности сельского хозяйства, применения многоаспектного подхода при разработке стратегии его развития как на мегауровне, так и на уровне региональных межгосударственных сообществ, внутринациональных, региональных и локальных.

Нельзя не сказать, что в начале XXI в., оценивая значение многофункциональности сельского хозяйства с общемировых позиций в условиях возросшей вертикальной межотраслевой интеграции вкупе со смежными секторами производства АПК, а также лесного хозяйства и рыболовства, аграрная сфера деятельности в первую очередь призвана обеспечивать продовольствием более 6,3 млрд людей.

Методологической основой исследования перспективных направлений повышения конкурентоспособности аграрного сектора экономики, по мнению автора, следует считать более полный учет глубинных взаимосвязей, присущих данной сфере деятельности, и именно — в вопросах взаимодействия социальных, экономических, экологических и институциональных факторов, позволяющих не только эффективно производить сельскохозяйственную продукцию, но и активно влиять на стратегию развития сельских территорий, которые, несомненно, являются внешней и внутренней сферой сельского хозяйства.

Неоспорим тот факт, что во все времена эффективность и конкурентоспособность аграрного сектора экономики определяли систему жизнеобеспечения человечества, при этом его относительная роль существенно менялась. Как совершенно справедливо отмечают Д. Медоуз и некоторые другие ученые, предындустриальная экономика была преимущественно аграрной, затем промышленный сектор обогнал аграрный, а в последние десятилетия главным сектором глобальной экономики стал сервис [5].

Несомненно, что сельское хозяйство является важнейшим фактором существования человечества в настоящее время, поскольку именно оно обеспечивает людей продуктами питания, причем его роль в экономике разных стран весьма существенна. При этом следует отметить, что относительное значение сельского хозяйства в экономике стран падает по мере роста их богатства.

Так, в странах с очень низким уровнем ВВП на душу населения, доля сельского хозяйства в ВВП достигает 60 %, а в наиболее богатых — единицы процента. Вместе с тем весьма важно, что эта связь не линейна. По мере роста ВВП на душу населения вплоть до 3—4 тыс. долл. доля сельского хозяйства в общем производстве ВВП быстро снижается до 10 %, а затем происходит лишь небольшое уменьшение [10].

Интересно, что эта зависимость имеет тот же характер, что и связь эффективности использования ресурсов с уровнем развития страны, что было отмечено ранее.

Исследуя функциональные особенности сельского хозяйства, на втором месте по значимости, по мнению автора, надо рассматривать значимость сельского хозяйства в геополитике и в международных отношениях, ведь это разноплановые и мно-

говариативные вопросы по обеспечению сырьем промышленности, созданию рынков сбыта, а также разные подходы и механизмы к экономическим основам развития сельского хозяйства.

Несомненно, что только эффективное и стабильно развивающееся сельское хозяйство позволит иметь качественный рынок труда в аграрной сфере и, кроме того, стабильную систему жизнеобеспечения сельского населения. При этом можно рассматривать реализацию нескольких стратегических направлений обеспечения устойчивого и экологически приемлемого развития аграрного сектора экономики.

Первое и самое главное направление связано с оптимизацией размещения сельскохозяйственного производства, внедрением новых ресурсосберегающих технологий, охраной почв, выведением новых сортов и пород сельскохозяйственных растений и животных, широким распространением использования биологизированных технологий производства продукции растениеводства.

Вместе с тем представляется необходимым обозначить и другие направления обеспечения конкурентоспособности аграрного сектора экономики, в том числе:

• оптимизацию цен на сельскохозяйственную продукцию;

• рациональное сокращение сельскохозяйственных угодий;

• углубление селекционной работы по увеличению многообразия видов культурных растений и животных.

С активным развитием человечества все более значительными стали негативные последствия неэффективного использования природно-ресурсного потенциала Земли, в большей степени связанные с ведением сельскохозяйственного производства.

Во многом это объясняется тем, что передовые страны мира осуществили в процессе аграрной эволюции рационализацию производства за счет его интенсификации. Это позволило не только увеличить выпуск сельскохозяйственной продукции и расширить ее ассортимент, повысить производительность труда и эффективность аграрного производства, но и экономнее расходовать отдельные ресурсы производства, в том числе наиболее важный среди них — земельный, предназначенный для сельскохозяйственного использования. В то же время использование в производстве сельскохозяйственной продукции все более мощных тракторов,

специальных машин и сложного сельскохозяйственного оборудования, новейших технологических приемов, включающих орошение и химизацию, ускорило истощение и потери ценных земельных и водных ресурсов. Усилилось негативное воздействие общества на окружающую природную среду.

Заметным последствием научно-технической революции в сельском хозяйстве мира стало обезлюдение сельских территорий. Надо сказать, что такая тенденция характерна в особенности для стран сравнительно малонаселенных, но располагающих значительными земельными угодьями. Безусловно, к числу таких стран относятся Российская Федерация и США. И если для США это связано в первую очередь с механизацией и электрификацией производственных процессов, заменой машинами живого труда, ростом производительности и сокращением рабочих мест в сельском хозяйстве, то для российской действительности, увы, ситуация определяется крайней дифференциацией уровня и качества жизни городского и сельского населения. В обоих случаях в связи с урбанизацией и увеличением миграции сельского населения в города сельские территории становятся все более безлюдными. В результате не только меняется образ жизни большей части населения, но и теряется территориальный контроль за ранее освоенными пространствами, что ведет к их запустению и «деколонизации».

Таким образом, на рубеже веков человечество столкнулось с рядом факторов, угрожающих жизни нынешнего и будущих поколений, а именно:

— обостряющимся дефицитом минерально-сырьевых ресурсов и энергии;

— деградацией природной среды (появлением кислотных осадков, сокращением озонового слоя, глобальным потеплением климата и другими экологическими проблемами);

— расширением масштабов бедности и ростом дифференциации между бедными и богатыми странами, районами и группами населения;

— продовольственным кризисом и распространением голода;

— межэтническими конфликтами и др.

Указанные опасные процессы обусловили

необходимость разработки политических, экономических и правовых решений для ослабления или смягчения негативного действия этих факторов и повышения устойчивости развития мирового сообщества. Здесь вполне оправданным будет повторение того, что первоначальный смысл устойчи-

вого развития был сформулирован Международной комиссией по окружающей среде и развитию ООН как «способность удовлетворять потребности ныне живущих без ущерба для возможности будущих поколений также удовлетворять свои потребности». Подобный подход позднее был закреплен в ряде международных документов, в том числе в решениях Конференции ООН по экологии и развитию в 1992 г. в Рио-де-Жанейро.

В России Президентом РФ был принят Указ от 01.04.1996 № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». В нем ставилась задача «осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей». Предусматривалось, что «переход к устойчивому развитию — процесс весьма длительный, так как требует решения беспрецедентных по масштабу социальных, экономических и экологических задач. По мере продвижения к устойчивому развитию само представление о нем будет меняться и уточняться, потребности людей рационализироваться в соответствии с экологическими ограничениями, а средства удовлетворения этих потребностей — совершенствоваться» [6].

Понятие устойчивого развития сельского хозяйства определялось на сессии ФЛО (международной организации по продовольствию при ООН) в Риме в 1996 г., на которой было заявлено, что главной задачей программы устойчивого сельского хозяйства и сельского развития является повышение уровня производства продуктов питания устойчивым способом и обеспечение продовольственной безопасности. Для решения этой задачи необходимо поддерживать образовательные инициативы, использование экономических инноваций и развитие приемлемых новых технологий, обеспечивая, таким образом, стабильный доступ к продуктам питания, соответствующим потребности человека в питательных элементах, доступ к ним для бедных групп, развитие товарного производства, сокращение безработицы и повышение уровня доходов в целях борьбы с бедностью, управление природными ресурсами и защиту окружающей среды [10].

Исследуя проблему повышения конкурентоспособности аграрного сектора экономики, необходимо

понимать, что на современном этапе развития мирового сельскохозяйственного производства первоочередным является обоснование перспективной стратегии формирования эффективного сельского хозяйства. Ее реализация должна предполагать рациональное использование ресурсного потенциала территорий, обеспечение занятости и повышение доходов населения, чтобы благосостояние граждан в любом районе государства отвечало требованиям, предъявляемым к качеству жизни человека.

Как показывает практика, на эффективность и конкурентоспособность аграрного сектора экономики влияют в основном административные и финансовые проблемы, что также не способствует рациональному использованию природных ресурсов и привлечению в данную сферу экономики инвестиций, причем это характерно для многих стран мирового сообщества. В то же время разрушение, а не модернизация и структуризация неэффективных систем управления, зачастую приводит к нестабильности, политическому кризису и серьезным конфликтным ситуациям для миллионов людей.

Надо сказать, что социально-экономические особенности различных стран и многоаспектное воздействие чрезвычайно большого числа факторов оказывают всестороннее влияние на модель конкурентоспособности аграрного сектора экономики. Важнейшей задачей в этой ситуации, по мнению автора, является совершенствование международных норм, правил, мер и методов, определяющих взаимодействие аграрного сектора экономики, природной среды и социума.

Опыт развития мировой экономической науки показал, что устойчивость развития сельской местности определяется в первую очередь устойчивостью развития сельской экономики.

Несмотря на положительные эффекты ускоренного развития аграрного сектора, определяющие вариативность формирования аграрного рынка труда, разрыв между возможной и фактической продуктивностью по-прежнему велик. Для того чтобы разработать необходимые экономические меры, направленные на повышение устойчивости производства сельскохозяйственной продукции, важно понять, что его достижение должно определяться не только объемами производства, но в большей степени продуктивностью или эффективностью.

Если охарактеризовать суть аграрной политики Российской Федерации в период 2000—2012 гг., то ее можно назвать политикой минимальной вынуж-

денной поддержки в условиях агрессивного импорта. Минимальной потому, что объемы поддержки снижаются в расходах бюджета из года в год. Эта поддержка позволяет иметь средний уровень рентабельности несколько выше нуля, а единственная форма, получившая заметное расширение, — это субсидирование процентных ставок. Применяются также квотирование импорта мяса птицы и повышенное налогообложение импорта сахара-сырца. Отметим, что обе меры ограничения импорта положительно сказались на динамике отечественного производства. Вынужденной эта поддержка являлась потому, что в противном случае было бы получено абсолютное снижение объемов производства, что негативно сказалось бы на имидже власти.

Такие тенденции дают основание констатировать факт быстрого сокращения ресурсного потенциала сельхозпредприятий при очевидных социальных потерях.

Изучая развитие аграрного сектора экономики в Российской Федерации надо учитывать, что в советскую эпоху большие объемы сельскохозяйственного производства были в основном обусловлены не эффективностью, а огромными субсидиями. В условиях роста глобализации советская ориентация на объемы производства и самообеспеченность любой ценой (отчасти такая политика сохранилась до сегодняшнего дня), безусловно, неуместна. Если учесть, что сельское хозяйство получало значительные субсидии и что производство как таковое неприемлемо в качестве конечной цели социально-экономической политики, то сокращение объемов сельскохозяйственного производства в России в переходный период было объяснимо и имело положительный эффект. Тревогу вызывает то, что в условиях относительной адаптации к новым ценовым условиям аграрный сектор продолжает стагнировать.

Влияние сельскохозяйственного производства на уровень социально-экономического развития сельских территорий является первостепенным и определяющим векторное направление перспективного развития. Несомненно, аграрный сектор экономики — это базис, обеспечивающий стабильное функционирование других сфер экономики. При этом наиболее актуальным является вопрос определения стратегической роли сельского хозяйства в развитии сельских территорий в современных условиях государственной поддержки развития агропромышленного комплекса. Следует признать, что средства,

выделяемые в рамках реализации государственных проектов и программ, направленных на поддержание конкурентоспособного сельскохозяйственного производства, совершенно необходимы, однако они позволяют сельхозтоваропроизводителям решать незначительную часть проблем.

Очевидно, что уровень и формы государственной поддержки сельского хозяйства в Российской Федерации по сравнению с экономически развитыми странами несовершенны и мало адаптированы к условиям ведения сельскохозяйственного производства. Об этом свидетельствует полное отсутствие безвозвратных форм поддержки (выделение ресурсов производится только на возвратной основе). В то же время, например в Канаде, уровень безвозвратной государственной поддержки сельского хозяйства составляет 35 % стоимости продукции, в странах ЕС — 38 %, в США — до 40 %, в Швеции — 47 %, в Японии — 72 %, в Швейцарии — 76 % [2].

Кроме того, нельзя не отметить несовершенство большей части государственных программ, направленных на повышение конкурентоспособности аграрного сектора экономики, а именно:

1) от участия в государственных программах отстранено около 40 % сельхозорганизаций и большинство крестьянских (фермерских) хозяйств, не имеющих залоговой базы, но еще способных в случае поддержки не попасть в категорию банкротов;

2) лизинг оказался невыгоден, практически приобретать технику и животных с использованием льготных кредитов банков выгоднее (дешевле);

3) целевые ориентиры кредитных ресурсов весьма ограничены, что не позволяет диверсифицировать в полной мере сельскохозяйственное производство;

4) не учитываются специфические особенности и закономерности функционирования сельского хозяйства, например сезонность производства;

5) отсутствует эффективный механизм финансово-кредитной и инвестиционной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Анализ теоретико-методологических основ повышения конкурентоспособности аграрного сектора экономики показал, что с научной точки зрения конкурентоспособность целесообразно рассматривать не только через призму экономического роста, но и через ряд функционально близких понятий: стабильное, динамичное, фундаментальное, безубыточное, содержательное развитие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом исходным пунктом методологического подхода к анализу повышения конкурентоспособности аграрного сектора экономики являются обобщающая характеристика степени конкурентоспособности, определение ее критериев, разработка инструментов и механизмов ее обеспечения посредством экономического стимулирования и регулирования.

Рассматривая все аспекты проблематики повышения конкурентоспособности аграрного сектора, можно выделить следующие основные составляющие концептуальной модели повышения конкурентоспособности аграрного сектора экономики (см. рисунок).

В концепции устойчивого развития это модель новой системы социально-экономических отношений на принципах самоорганизации, обеспечивающая эффективную систему производственных отношений на основе рационального использования ресурсного потенциала через стабильное экономическое развитие.

Обеспечение конкурентоспособности аграрного сектора экономики включает два взаимосвязанных этапа: создание моделей, которые через рычаги и механизмы способствуют достижению намеченных целей регионального развития, и их широкое применение с учетом своевременного выявления потенциалов и факторов, снижающих их конкурентоспособность и тормозящих социально-экономическое развитие.

Стратегия повышения конкурентоспособности аграрного сектора экономики — это интегрированная модель действий, направленных на качественное развитие агропромышленного комплекса в рамках обеспечения положительных тенденций качества и уровня жизни населения сельских территорий.

Основные концептуальные положения стратегии повышения конкурентоспособности аграрного сектора экономики должны быть разработаны с учетом дифференцированного, системного подхода, предполагающего переход от модели неолиберального развития к модели социально ориентированного развития сельской экономики, где занятость и доходность сельского населения рассматриваются как одна из основных целей макроэкономической агропродовольственной политики.

При этом стратегия повышения конкурентоспособности аграрного сектора экономики должна быть не только целенаправленной, но и комплексной, стабилизируя и поддерживая все функциональные

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АГРАРНОГО СЕКТОРА

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ

Рыночные

Институциональные

Государственное регулирование

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ

Экономические

Производственные

Финансовые

Социальные

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

Экономика:

- продовольственная безопасность;

- конкурентоспособное

производство;

- доходность производства

Экология: сохранение местообитания; сохранение и воспроизводство сырьевых, генетических и рекреационных ресурсов

i

Население: трудовые ресурсы;

генетический

потенциал

и здоровье;

образование;

социальные

связи

i

Социальная сфера:

- духовное развитие;

- культурно-историческое наследие;

- эстетические ценности

Результативность развития аграрного сектора экономики это обеспечение продовольственной безопасности государства на основе поддержания природно-экологической системы жизнеобеспечения через рост эффективности сельской экономики

Структура концептуальной модели стратегии повышения конкурентоспособности аграрного сектора

особенности села, в первую очередь качественное воспроизводство трудовых ресурсов. Это создаст реальные предпосылки обоснованной трансформации занятости сельского населения, не только создавая новые рабочие места и сохраняя существующие в приоритетных секторах сельской экономики, но и создавая новые высокодоходные рабочие места в несельскохозяйственных сферах.

Таким образом, цель стратегии повышения конкурентоспособности аграрного сектора экономики — разработка и обоснование дифференцированных направлений развития, формирующих точки роста, стимулирующих спрос на рабочую силу и содействующих росту заработной платы и доходов сельского населения в рамках имеющихся финансовых, институциональных и социальных императивов.

Разработка концептуальных положений стратегии повышения конкурентоспособности аграрного сектора экономики является первым и наиболее ответс-

твенным этапом плановой деятельности и представляет собой научно обоснованную оценку основных целевых установок развития. Надо учитывать, что концептуальные положения стратегии повышения конкурентоспособности аграрного сектора экономики характеризуются следующим:

— приоритетным вниманием к характеристикам тенденций, в том числе к конкретным показателям экономического развития;

— конкретной детализацией показателей социально-экономической динамики;

— всесторонней оценкой социально-экономических последствий выбора предпочтительных вариантов развития.

Разработка основных положений стратегии требует в немаловажной степени регионального подхода, так как реализация проектов и программ в сельской местности предполагает осуществление комплекса мер в конкретных территориальных структурных единицах, отличающихся не только ресурсным потенциалом, но и специфическими проблемами развития, в том числе особенностями трудовой деятельности.

Исходя из специфики возможного влияния ресурсного потенциала территории на модель развития аграрного сектора, необходимо изучать и использовать при разработке стратегии законы динамики природно-климатических условий, качество человеческого капитала, а также необходимо отслеживать тенденции развития социально-политических, в том числе правовых, социально-трудовых отношений, чтобы адекватно отразить их в стратегических положениях.

Эффективность стратегии повышения конкурентоспособности аграрного сектора экономики в решающей мере зависит и определяется умением разработчиков учесть сложное взаимодействие объективных экономических законов, включая их специфические проявления в аграрной сфере. При этом особое значение имеет использование законов пропорционального развития экономики и социальной инфраструктуры,

товарно-денежного обращения, земельной ренты, законов цикличности воспроизводства, закономерностей трудовой деятельности.

Кроме того, обязательным является рассмотрение законов функционирования ресурсного потенциала сельских территорий, который является основой эффективного функционирования аграрной сферы и имеет прямое влияние на развитие и функционирование аграрного рынка труда, эффективность сельскохозяйственного производства, диверсификацию агробизнеса, уровень занятости сельского населения, качество жизни и др.

Таким образом, стратегия повышения конкурентоспособности аграрного сектора экономики требует разработки такой концепции, которая сочетала бы в себе различные организационно-экономические подходы, включающие методические и методологические аспекты решения проблемы.

Список литературы

1. Баутин В. М. Устойчивое развитие сельских территорий: вопросы стратегии и тактики. М.: Ро-синформагротех, 2004.

2. Баутин В. М., Бунин М. С., Козлов В. В. Устойчивое развитие сельских территорий. Вопросы стратегии и тактики. М.: Росинформагротех, 2008.

3. Крылатых Э. Н., Строкова О. Г. Аграрные аспекты вступления стран СНГ в ВТО. М.: Энциклопедия российских деревень, 2009.

4. Лысенко Е. Г. Подсобные хозяйства населения России за 100 лет: история, теория, практика. М.: Россельхозакадемия, 2002.

5. Менталитет и аграрное развитие России в XIX—XX вв. М.: РОССПЭН, 1996.

6. О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: Указ Президента РФ от 01.04.1996 № 440. URL: http://www. pravoteco. ru/actual_ legislation/184.

7. Пушкин В. В. Проблемы повышения эффективности сельскохозяйственного производства на предприятиях различных форм собственности и хозяйствования. М.: АгриПресс, 2010.

8. Семенов А. А. Реализация многофункциональности: международные подходы к проблеме. М.: ВИАПИ им. А. А. Никонова. 2007.

9. Трухачев В. И. Социально-экономические условия устойчивого развития аграрного сектора. Ставрополь: АГРУС, 2005.

10. Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий: зарубежный опыт и проблемы России. М.: Товарищество науч. изд. КМК, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.