Научная статья на тему 'Стратегия, перспективы и состояние футбола в Республике Дагестан'

Стратегия, перспективы и состояние футбола в Республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛ / СТРАТЕГИЯ / ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ФУТБОЛА / НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ПО ФУТБОЛУ / ШКОЛА ФУТБОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шихалиев Шамиль Сейфудинович

В статье освещаются вопросы стратегии футбола, перспективы его развития в Республике Дагестан, анализируется опыт работы футбольной школы по подготовке квалифицированных футболистов (причины, препятствующие развитию футбола, пути решения и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия, перспективы и состояние футбола в Республике Дагестан»

СТРАТЕГИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ И СОСТОЯНИЕ ФУТБОЛА В РЕСПУБЛИКЕДАГЕСТАН

© 2011 Шихалиев Ш.С.

Дагестанский государственный педагогическийуниверситет

В статье освещаются вопросы стратегии футбола, перспективы его развития в Республике Дагестан, анализируется опыт работы футбольной школы по подготовке квалифицированных футболистов (причины, препятствующие развитию футбола, пути решения и т.д.).

The author of the article highlights the issues of the football strategy, prospects of its development in the Republic of Dagestan, analyses the working experience of the football school for training skilled players (obstacles to the football development, solutions, etc.).

Ключевые слова: футбол, стратегия, перспектива развития футбола, научный центр по футболу, школа футбола.

Keywords: football, strategy, prospects of football development, scientific football centre, football school.

Весьма важным событием в спортивной жизни стало посещение республики Президентом РФ С. С. Фурсенко. Его встреча с Президентом РД М. Магомедовым дала определенную надежду на качественный толчок в развитии футбола в Дагестане. Тем более что в ходе встречи сторонами был подписан «Кодекс чести».

В периодической печати

подчеркивается значимость

модернизации материально-технической базы ДЮСШ, строительства новых полей, создания в целом фундамента для подъема профессионального футбола, пересмотра программы подготовки и переподготовки тренеров-

преподавателей, в том числе подготовки молодого поколения судейского корпуса.

Изучение опыта работы

Республиканской специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва свидетельствует о том, что при наличии материально-технической базы и других атрибутов футбольной этики в ней функционирует Республиканский научнометодический центр (РНМЦ) по футболу, ориентированный на повышение качества учебно-тренировочной работы тренеров -преподавателей, работающих с юными футболистами, инструкторов, методистов и судей по футболу, разработку научно-

методических рекомендаций по работе с одаренными футболистами. Важно отметить факт привлечения к работе в научно-методическом центре

специалистов смежных для футбола дисциплин (М. Б. Рамазанов, д.п.н., профессор ДГУ; Э. Ш. Исмаилов, д.б.н., профессор ДГТУ; С. С. Шихалиев, к.т.н., профессор ДГТУ; Н. Р. Тумалаев, к.б.н., доцент ДГПУ; И. М. Абдуллаев, к.б.н., доцент ДГПУ; Р. Г. Ханов, к.п.н., доцент ДГПУ; Б. А. Ферзалиев, к.б.н., доцент РГУ), которые проводят работу по следующим направлениям:

- изучение и обобщение передового

опыта работы ведущих тренеров-

преподавателей республики;

- повышение квалификации тренеров-

преподавателей, проведение научнопрактических конференций по

проблемам качества подготовки юных футболистов;

- издание методических разработок по повышению «футбольной грамотности» тренеров-преподавателей, работающих с детьми;

- изучение функциональных возможностей одаренных футболистов в научной лаборатории.

В рамках этих направлений РНМЦ опубликовано 13 методических

разработок, раскрывающих различные вопросы организации футбола.

В помощь тренерам-преподавателям предложены примерные тесты аэробной и анаэробной направленности по определению двигательных качеств юных футболистов; разработаны примерные конспекты занятий (тренировочного занятия); составлен список литературы по футболу; подготовлены наглядные материалы в виде плакатов по профилактике травматизма в футболе.

Также РНМЦ проведены два этапа курсов повышения квалификации тренеров-преподавателей республики, работающих с детьми, заключен договор с ДГПУ о взаимном сотрудничестве с кафедрами психологии (зав. каф., проф. М. М. Далгатов и спортивных игр (зав. каф. проф. Г. И. Магомедов).

Подготовлены методические

разработки по различным вопросам технологии футбола (схема психологопедагогических наблюдений за динамикой деятельности футболистов, тесты по определению двигательных качеств футболистов и т.д.). Кроме того, проведена Первая Республиканская научно-практическая конференция «Пути дальнейшего развития футбола в Республике Дагестан», организованы круглый стол «Качество подготовки юных футболистов в Республике Дагестан», а также семинар-совещание «О детях, школе и футболе» с публикацией материалов.

В РНМЦ создается база данных футболистов, разработаны программы повышения квалификации тренеров-преподавателей, подготовки судей для обслуживания соревнований городского и республиканского масштаба.

На современном этапе важно, чтобы республиканские государственные и общественные организации, в том числе и Дагестанский футбольный союз, активизировали работу в плане использования научного потенциала повышения качества подготовки футболистов, для чего необходимо развивать массовый футбол в школах и дворовых площадках. Справедливости ради следует отметить, что в последнее время в этом направлении проводятся традиционные турниры памяти Ш. Шамхалова, игроков (К. Кафарова, И. Гасанбекова), соревнования среди

дворовых и уличных команд на призы мэра г. Махачкалы С. Д. Амирова, в рамках которых происходит отбор наиболее одаренных ребят в группы подготовки профессиональных футболистов.

Следует отметить, что эти турниры не удовлетворяют желание огромной массы детей, желающих поиграть в футбол «команда на команду», вследствие чего основным местом игры с мячом

становится спортивная школьная площадка, качество которой не отвечает элементарным требованиям. Именно школа должна стать основным центром организации футбольных игр.

В общеобразовательной школе произошли значительные изменения в постановке и содержании учебного

процесса по предмету «Физическая культура». Учителю предоставляется

широкий диапазон деятельности в выборе средств, форм и методов учебной и внеучебной работы. Однако при определении программных требований и выборе той или иной дисциплины необходимо, на наш взгляд, учитывать интерес школьников к виду спортивной деятельности. Проведенный опрос среди детей и подростков свидетельствует о том, что футбол является самым любимым и популярным видом спорта [4]. Нам представляется, что и уроки физической культуры с учетом интересов детей должны носить игровую направленность.

При изучении специальной литературы выявлено достаточно много популярных книг, справочников и другого материала по технике и тактике игры в футбол. Однако методические рекомендации по футболу в помощь учителю физической культуры в литературе встречаются редко. Тем более что 68% учителей школ, по нашим данным, испытывают трудность при подборе учебного материала по обучению приемам игры в футбол.

Анализ школьных программ по физической культуре свидетельствует о том, что, наряду с действующей программой по физическому воспитанию учащихся 1-Х1 классов, имеется альтернативная программа, основанная на одном виде спорта (баскетболе), авторы (Е. Н. Литвинов, М. Я. Виленский, Б. И. Туркунов) которой достаточно грамотно и умело представили материал по обучению

техническим приемам игры, начиная с 1 класса. Учителю физической культуры не представит большого труда адаптировать ее к другим видам спортивных игр, в частности к футболу, что создает возможность детально охватить футбол как спортивную игру, включая в нее учащихся, начиная с 1 класса.

Вместе с тем отметим, что при проведении уроков по футболу в школе учителя испытывают ряд трудностей, главная из которых - отсутствие системных знаний по технологии обучения игре в футбол, что подтверждают результаты опроса учителей школ, анализа программ подготовки будущих учителей физической культуры. При этом будущие учителя физической культуры в рамках освоения программ подготовки не получают необходимого объема знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечит готовность к

самостоятельному ориентированию в сложной игровой обстановке и т.д.

Как и в большинстве регионов, в Дагестане ощущается нехватка игровых

площадок. В Махачкале в этом году на базе ГУ ДЮСШ МОН РД построено пять футбольных полей с искусственным покрытием, также оборудованы поля по ул. М. Омарова, ул. Орджоникидзе, на территории школы № 8. Хорошие

футбольные поля имеются в городах и райцентрах: Хасавюрте, Избербаше,

Дербенте, Магарамкенте, Ботлихе, Кизилюрте и в Кизлярском районе.

Считаем важным составить реестр футболистов всех возрастов

(профессионалов и любителей), наличие которого поможет избежать подставок, двойных заявок и прочих нарушений. При этом в базу данных необходимо вносить тренеров, воспитанников не только ДЮСШ, но и отделений футбола в районных спортшколах, что позволит отслеживать динамику изменений, судить о реальном состоянии футбола в республике.

Важной остается задача подготовки молодого поколения футбольных тренеров и арбитров для обслуживания игр городского и республиканского масштаба.

Примечания

1. Андреев С. Н. Играй в футбол. М. : ПОМАТУР, 1999. 2. Голомазов С., Чирва Б. Футбол. Универсальная техника атаки. М., 2001. 3. Закон Республики Дагестан от 23.11.2010 г. № 65 «Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие футбола в Республике Дагестан на 2011-2013 годы"» (принят Народным Собранием РД 18.11.2010 г.) // Дагестанская правда. № 408-409. 25.11.2010. 4. Шихалиев Ш. С. Всео футболе. Махачкала, 2010. 5. Чирва Б. Г. Футбол. Методика совершенствования «техники эпизодов игры». М., 2006. 6. Юный футболист/ под ред. А. П. Лаптева, А. А. Сучилина. М. : ФиС, 1 983.

Статъя поступила вредакцию 10.10.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.