Научная статья на тему 'Футбол как средство организации свободного времени школьников'

Футбол как средство организации свободного времени школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3600
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛ / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / ДОСУГ / АКТИВНЫЙ ОТДЫХ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шихалиев Шамиль Сейфудинович

В статье освещаются вопросы эффективной организации футбольной деятельности школьников в свободное от учебы время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Футбол как средство организации свободного времени школьников»

ФУТБОЛ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ШКОЛЬНИКОВ

®2011 Шихалиев Ш.С.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье освещаются вопросы эффективной организации футбольной деятельности школьников в свободное от учебы время.

The article deals with the problem of the effective organization of schoolchildren’s football activities.

Ключевые слова: футбол, свободное время, досуг, активный отдых, физическое развитие.

Keywords: football, free time, leisure, active rest, physical development.

Футбол - это вид спорта, о котором много говорят и спорят, в футбол любят играть, футбол любят смотреть, многие считают, что неплохо разбираются в футболе, что связано с его популярностью и общепризнанностью среди

представителей различных

возрастных групп и профессий.

Сегодня футбол рассматривается и как спортивно-педагогическая

дисциплина, предполагающая четкую систему обучения.

Футбол представляет собой соперничество двух команд,

осуществляемое в рамках правил, где победительницей признается

команда, которая забьет большее количество голов. Такое

соперничество может быть только при условии, если игроки обеих команд владеют технико-

тактическими навыками, умеют взаимодействовать друг с другом, знают правила игры.

Известно, что система обучения игре в футбол, как и другие подобные дисциплины спортивно-

педагогического цикла, должна

включать последовательное освоение знаний, умений и навыков.

Технология обучения игре в футбол - это связующее звено между теорией обучения и его практической реализацией, то есть проекция теории обучения на плоскость, которая и образует систему обучения. Нами разработана схема, характеризующая элементы

технологии игры в футбол.

Дисциплину футбол мы условно разделили на семь больших блоков, связанных между собой и составляющих определенную

последовательность: первый блок включает элементы техники игры; второй - тактику; третий - вопросы, связанные с методикой обучения; четвертый - компоненты спортивной тренировки; пятый - все, что связано с проведением

соревнований по футболу; шестой -методику исследовательской

работы; седьмой блок - вопросы психологической направленности, биоэнергетики, питания и гигиены, профилактики травматизма,

врачебного контроля и

самоконтроля, а также истории

развития футбола. Такое деление определяется тем, что вопросы системности обучения недостаточно разработаны, что часто приводит к беспорядочному применению в учебно-тренировочном процессе различных блоков.

Однако прежде чем приступить к изучению игры в футбол как учебной дисциплины, необходимо иметь четкое представление об интересе детей и подростков к футболу в частности.

В последнее время на страницах печати, радио, на телевидении, а также в педагогических кругах обсуждается вопрос о вовлечении детей в активные занятия физической культурой и спортом, причем проблема рассматривается с точки зрения возможности организации такой работы вблизи места жительства.

Еще выдающийся советский педагог А. С. Макаренко советовал решать проблему занятости молодежи через воспитательный процесс, проходящий на каждом квадратном метре земли, поскольку свое свободное время большинство подростков проводили вне школы, в семье, во дворе и на улице.

Сегодня двор, улица, микрорайон значительно поменяли свой облик и в итоге строения вытеснили подростков с их игровой территории. Ушли в прошлое и традиционно проводимые ЖЭКами соревнования среди дворовых и уличных команд.

Анализ использования школьниками свободного времени на основе хронометражных листов (табл. 1) показывает, что 48,7% школьников от 2 до 3 часов свободного времени проводят во дворе или на улице, зачастую находясь вне контроля со стороны родителей, педагогических коллективов и общественности.

Таблица 1 Использование свободного времени

в зависимости от пола и возраста

С учетом того, что в республике слабо поставлена воспитательная работа с подростками по месту жительства, не исключается возможность «вредного» влияния улицы. Опасность улицы в слабом контроле и воспитательном воздействии на подростков. Способом же предостережения от опасного влияния улицы выступает наполнение их свободного времени интересным и полезным делом, в качестве которого, на наш взгляд, выступает та сфера, которая больше всего интересует их, что выявил анализ анкет (табл. 2).

Таблица 2 Интерес школьников к видам спорта

Виды спорта 10-15 лет 10-15 лет

Маль- чики Девочки Маль- чики Девоч- ки

1976 год 2010 год

Футбол 49,4 - 53,7 2,4

Баскетбол 30,8 24,3 34,6 26,8

Волейбол 34,2 30,1 38,6 28,4

Бадминтон 12,4 16,2

Настольный теннис 14,5 18,8 19,6 20,4

Акробатика 12,2 29,8 16,4 31,3

Г имнастика 18,4 30,6 20,8 32,4

Вольная борьба 44,6 - 48,2 10,5

На что затрачено время Величина затраченного времени

10-13 лет 13-15 лет

Маль- чики Девочки Маль- чики Девочки

Кино, театр 8,4 7,1 6,5 6,8

Чтение книг 4,1 8,4 5,0 9,3

Музыка 2,2 3,2 1,3 4,5

Рисование, лепка 2,4 2,8 3,4 4,5

Шитье, вязание - 6,4 - 8,8

Телевидение 9,4 9,2 10,4 9,0

Физическая культура, спорт 6,3 4,4 7,6 6,4

Просто проводят время 2,4 2,5 3,2 1,8

Борьба дзюдо 40,1 1,2 42,4 9,6

Борьба самбо 31,3 - 33,6 4,4

Бокс 29,4 - 44,2 7,2

Легкая атлетика 5,6 3,4 7,4 5,8

Другие виды спорта 3,4 4,2 4,6 6,7

Анкетный опрос также позволил определить формы спортивномассовой и физкультурно-оздоровительной работы, которая удовлетворяет желания подростков. В качестве основной формы нами определен подростковый клуб, где подростки в свободное время занимаются в спортивных секциях, участвуют в различных спортивномассовых мероприятиях: «День

бегуна», «День прыгуна», турниры по футболу и настольному теннису,

шашкам и шахматам.

В таком клубе занимаются школьники разных возрастов,

целенаправленно и с интересом проводят свободное время,

приобщаясь к занятиям физической культурой и спортом. Следует отметить, что «трудные» подростки, которые совершали кражи, побеги из дома, употребляли спиртные напитки и т.д., также посещали клуб.

Среди причин, побудивших подростка совершить тот или иной проступок, выявлены:

неблагополучная семья, незанятость детей в свободное время, отсутствие должной работы по месту жительства и другие.

Использование средств

физического воспитания, занятия в спортивных секциях способствовали профилактике правонарушений со стороны подростков, поскольку, проводя свободное время в клубе, они находились под наблюдением педагога-организатора, выполняли различные поручения, с ними вели индивидуальную работу.

В последние годы меняются формы и методы работы с подростками, поскольку меняется система ценностей, о чем

свидетельствуют и данные опросов среди подростков (табл. 3).

Следует заметить, что дети давно не ждут, когда взрослые создадут условия для игры в футбол, и гоняют мяч там, где для этого есть элементарные условия.

Таблица 3 Интерес детей к физической культуре

Часто площадка для игры представляет собой

необорудованное место, где не соблюдаются необходимые меры предосторожности, отсутствуют

атрибуты футбольной этики (экипировка, инвентарь и

оборудование). Играя в футбол, подростки удовлетворяют

потребность в движениях, получают ряд положительных эмоций и энергетический заряд для

последующей учебной деятельности. В играх подростки активно отдыхают, развиваются физически и

психологически, несмотря на то, что не обеспечивается познавательный и образовательный эффект. К сожалению, как показывает практика, школа не стала центром организации свободного времени школьников.

В действующей же махачкалинской футбольной школе работает группа квалифицированных тренеров-препо-давателей, в прошлом известных футболистов, которые осуществляют учебно-тренировочный процесс с детьми различного возраста с учетом современных футбольных

технологий. Не остаются без должного внимания и одаренные в футболе подростки, а участие в различных турнирах приносит положительные воспитательные результаты.

Год Футбол Игровые виды Виды единоборств Другие виды спорта

1976 49,4 30,8 40,1 5,6

1996 51,3 34,3 42,4 6,3

2010 54,8 38,6 49,6 8,2

1. Андреев С. Н. Играй в футбол. М. : ПОМАТУР, 1999. 2. Бриль М. С. Отбор в спортивных играх. М. : ФиС, 1980. 3. Варюшин В. В. Тренировка юных футболистов. М., 1997. 4. Голомазов С , Чирва Б. Футбол. Универсальная техника атаки. М., 2001. 5. Джармен Д. Футбол для юных. М. : ФиС, 1982. 6. Макаренко А. С. Собрание сочинений. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1957. Т. 4. 7. Шихалиев Ш. С. Физическая культура, спорт и туризм в бюджете свободного времени школьников. Махачкала, 1996. 8. Шихалиев Ш. С. Все о футболе. Махачкала, 2010.

Статья поступила в редакцию 13.08.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.