Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ ПЕРЕХОДА К НОВОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

СТРАТЕГИЯ ПЕРЕХОДА К НОВОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
117
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / СУБЪЕКТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ / РЕФОРМА МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мхитарян Юрий Иванович

Изменение военно-стратегическогоположения Российской Федерации в мировой системе требует адекватных преобразований в экономике. Основа сильной, преуспевающей, независимой России- в эффективной конкурентоспособной экономике. Кризис, социальные и экономические противоречия свидетельствуют о системных юридических проблемах в гражданско-правовом регулировании, государственном регулировании предпринимательских, экономических отношений. Рыночная экономика не стала саморегулируемой.Нравственная система ценностей, нормы права, методы государственного регулированияне обеспечивают необходимый рост экономики. В статье обосновывается необходимость внесения изменений в концептуальные положения гражданско-правового регулирования, нормы права, определяющие правовое регулирование предпринимательской деятельности, перехода к новой модели экономического развития в интересах человека, гражданина, общества, государства. Важное место в новой модели экономического развития отводится реформированию правового механизма саморегулирования. Предлагаемые изменения, по мнению автора, могут быть использованы для достижения стратегических целей, смягчения негативных явлений рыночной экономики, укрепления нравственных начал гражданско-правового регулирования, повышения гражданско-правовой ответственности, обеспечения добросовестной деятельности, надлежащего исполнения гражданских обязанностей. Автор считает, что реформирование нормативно-правового регулирования института саморегулирования должно создавать правовые условия для становления саморегулируемых организаций как субъектовстратегического действия, способных регулировать предпринимательскую деятельностьна качественно новом уровне. Цель публикации: обосновать необходимость совершенствования действующего законодательства, внесенияпринципиальных изменений в основополагающие нормы гражданско-правового регулирования между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, реформирования нормативно-правового механизма саморегулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY FOR THE TRANSITION TO A NEW ECONOMIC DEVELOPMENT MODEL

Changing the military-strategic position of the Russian Federation in the world system requires adequate transformations in the economy. The basis of a strong, prosperous, independent Russia is in an effective competitive economy. The crisis, social and economic contradictions indicate systemic legal problems in civil law regulation, state regulation of entrepreneurial and economic relations. The market economy has not become self-regulatory. The moral system of values, norms of law, methods of state regulation do not ensure the necessary growth of the economy. The article justifies the need to amend the conceptual provisions of civil law regulation, the rules of law governing the legal regulation of entrepreneurial activity, the transition to a new model of economic development in the interests of man, citizen, society, and the state. Reform of the legal mechanism of self-regulation is important in the new model of economic development. The proposed changes, according to the author, can be used to achieve strategic goals, mitigate negative phenomena of the market economy, strengthen the moral principles of civil law regulation, increase civil law liability, ensure good faith activities, and properly fulfill civil duties. The author believes that reforming the regulatory regulation of the institution of self-regulation should create legal conditions for the formation of self-regulatory organizations as subjects of strategic action capable of regulating entrepreneurial activity at a qualitatively new level. The purpose of the publication is to justify the need to improve the current legislation, make fundamental changes to the fundamental norms of civil law regulation between persons engaged in entrepreneurial activities, or with their participation, and reform the regulatory and legal mechanism of self-regulation.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ ПЕРЕХОДА К НОВОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http://www.agequal.ru 2021, №2 http://www.agequal.ru/pdf/2021/AGE QUALITY 2 2021.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Мхитарян Ю.И. Стратегия перехода к новой модели экономического развития // Электронный научный журнал «Век качества». 2021. №2. С. 10-29. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2021/221001 .pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 338.24

Стратегия перехода к новой модели экономического развития Российской Федерации

Мхитарян Юрий Иванович,

доктор экономических наук, генеральный директор ООО «НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс»,

академик Международной академии информатизации

Изменение военно-стратегического положения Российской Федерации в мировой системе требует адекватных преобразований в экономике. Основа сильной, преуспевающей, независимой России - в эффективной конкурентоспособной экономике. Кризис, социальные и экономические противоречия свидетельствуют о системных юридических проблемах в гражданско-правовом регулировании, государственном регулировании предпринимательских, экономических отношений. Рыночная экономика не стала саморегулируемой. Нравственная система ценностей, нормы права, методы государственного регулирования не обеспечивают необходимый рост экономики.

В статье обосновывается необходимость внесения изменений в концептуальные положения гражданско-правового регулирования, нормы права, определяющие правовое регулирование предпринимательской деятельности, перехода к новой модели экономического развития в интересах человека, гражданина, общества, государства.

Важное место в новой модели экономического развития отводится реформированию правового механизма саморегулирования. Предлагаемые изменения, по мнению автора, могут быть использованы для достижения стратегических целей, смягчения негативных явлений рыночной экономики, укрепления нравственных начал гражданско-правового регулирования, повышения гражданско-правовой ответственности, обеспечения добросовестной деятельности, надлежащего исполнения гражданских обязанностей.

Автор считает, что реформирование нормативно-правового регулирования института саморегулирования должно создавать правовые условия для становления саморегулируемых организаций как субъектов стратегического действия,

[email protected]

способных регулировать предпринимательскую деятельность на качественно новом уровне.

Цель публикации: обосновать необходимость совершенствования действующего законодательства, внесения принципиальных изменений в основополагающие нормы гражданско-правового регулирования между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, реформирования нормативно-правового механизма саморегулирования.

Ключевые слов: предпринимательская деятельность, нравственные ценности, коллективное сознание, правовое воздействие, государственное регулирование, саморегулирование, саморегулируемая организация, принципы гражданско-правового регулирования, субъект стратегического действия, реформа модели экономического развития.

Условия развития мировой экономики, глобальная конкуренция, необходимость разрешения противоречий в экономике, социальной сфере в Российской Федерации ставят задачу создания правового механизма, позволяющего на качественно новом уровне регулировать экономические отношения для устойчивого социально-экономического роста экономики. Очевидно, что достижению этих целей будет способствовать изменение действующей модели экономического развития.

Глобальная конкуренция, стратегические цели требуют, чтобы темпы экономического развития страны соответствовали темпам роста экономики развивающихся стран (5-7% прироста ВВП). Для этого экономика должна быть саморегулируемой, сохранять устойчивые темпы роста, несмотря на воздействие внутренних и внешних факторов. Прирост ВВП (номинал) в млрд долл. в 20132020 гг. составил соответственно: +1,8%, +0,7%, -2,5%, +0,2%, +1,5%, +2,2%, +1,3%, -3,0%.

15 января 2020 г. в своем ежегодном послании к Федеральному Собранию Президент Российской Федерации сформулировал приоритеты социально-экономической политики, трансформации экономической системы, главным вектором которой должно стать существенное повышение эффективности управления экономическими и социально-экономическими ресурсами1. Кризис в экономике свидетельствует о нарушении саморегуляции общественных

1 Послание Президента Федеральному Собранию 15 января 2020 г. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения 28.06.2021 г.).

экономических отношений, нравственной системы ценностей, без восстановления которых будет сложно или невозможно добиться ожидаемых положительных системных изменений экономического, социального развития.

В основе роста экономики лежит система ценностей, которая формируется нормами права, правовым воздействием, государственным регулированием экономических, предпринимательских отношений. Гражданско-правовое регулирование придает импульс модернизации экономики, общественным отношениям или сдерживает, ограничивает рост экономики [7, 8].

В 2008 г. в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации в качестве важной меры рассматривалось укрепление нравственных начал гражданского законодательства Российской Федерации, предлагался определенный «спектр мер, направленных на укрепление нравственных начал гражданско-правового регулирования - введение в гражданское законодательство принципа добросовестности в качестве одного из наиболее общих и важных принципов гражданского права... усиление и повышение эффективности гражданско-правовой ответственности»2.

Принцип добросовестности был закреплен в основных началах гражданского права, но определение мер, направленных на укрепление нравственных начал гражданско-правового регулирования предпринимательской деятельности, становится все более актуальным. Важно, чтобы нормы гражданско-правового регулирования создавали систему непротиворечивых мер, правовой механизм для перехода к модели экономического развития, повышающей нравственные начала гражданско-правового регулирования.

В основных началах гражданского законодательства принцип добросовестности нашел свое закрепление в ч. 3 ст. 1 «Основные начала гражданского законодательства» Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), согласно которой «при установлении, осуществлении и защите гражданских

2 Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12176781/ (дата обращения 26.06.2021 г.).

[email protected]

прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно»3.

Вместе с тем, в ч. 1 ст. 2 ГК РФ закреплено, что «гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг»4.

В ч. 1 ст. 50 ГК РФ определено, что «юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)». В ч. 2 ст. 3 ГК РФ указано, что «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу»5.

Правовые установки формируют правосознание, правовое поведение [1-3, 6]. Нормы права создают необходимое представление о желательном типе социального поведения. При рассмотрении прибыли (согласно ст. 2 ГК РФ) в качестве цели предпринимательской деятельности, регулирования отношений между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, формируется основной принцип общественных отношений, гражданского законодательства; систематическое получение прибыли от предпринимательской деятельности фактическое признание высшей ценностью.

Гражданское законодательство определило и закрепило приоритеты для

\J ГЛ \J

участников экономических отношений. В системе важнейших нравственных ценностей правового воздействия «прибыль» приобрела большее значение, чем

3 Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5142/ (дата обращения 26.06.2021 г.).

4 Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 26.06.2021 г.).

5 Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5142/ (дата обращения 26.06.2021 г.).

«добросовестная деятельность». Закрепление «систематического получения прибыли» в качестве цели предпринимательской деятельности поставило «прибыль» в системе нравственных и экономических ценностей выше цели осуществления добросовестной деятельности, защиты прав и интересов потребителей, человека, общества, государства. Это ограничивает возможность реализации основополагающего положения Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, направленного на усиление нравственных начал в предпринимательской сфере, реализации принципа добросовестной деятельности, снижает эффективность регулирования предпринимательских отношений.

Модель экономического развития Российской Федерации посредством законодательного установления цели предпринимательской деятельности, регулирующей отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, показала всем целевую ориентацию - получение прибыли. В коллективном сознании снизилось значение добросовестной деятельности, повысилась роль и значение прибыли. Стало сложно, экономически невыгодно осуществлять добросовестную деятельность, соответствовать правилам, требованиям, стандартам.

Не умаляя значение прибыли как одного из финансовых показателей, следует отметить, что в практике оценки предпринимательской деятельности финансовые показатели, производные от материальных результатов деятельности, отражают широкий спектр результатов деятельности. К наиболее значимым результатам-показателям, отражающим финансовое состояние предпринимательской деятельности, относятся показатели ликвидности, показатели структуры капитала, показатели рентабельности, себестоимости, прибыли, показатели финансовой деловой активности, инвестиционные показатели.

Перечисленные финансовые показатели не представляют исчерпывающий перечень. Каждый из этих показателей в зависимости от целей предпринимательской деятельности может рассматриваться в качестве наиболее важного для того, чтобы на достижение ожидаемого результата были направлены необходимые действия. Структура финансовых показателей наглядно показывает,

что прибыль не всегда может рассматриваться в качестве главной финансовой цели предпринимательской деятельности. Прибыль как главная цель предпринимательской деятельности вступает в противоречие с принципами добросовестности, снижает защиту потребителя, ставит интересы собственника, корпоративные интересы выше интересов общества, человека.

Кроме того, необходимо отметить, что в системе показателей, отражающих предпринимательскую деятельность, не менее важное место занимают нематериальные, немонетарные активы, включающие в себя, в том числе, объекты интеллектуальной собственности, деловую репутацию организации, а также показатели, отражающие профессиональные, интеллектуальные, деловые качества персонала, результаты системы управления персоналом. Они тоже могут рассматриваться в качестве главной цели предпринимательской деятельности, на них должны быть направлены систематические усилия при организации предпринимательской деятельности.

Таким образом, прибыль не может и не должна рассматриваться в качестве главной цели предпринимательской деятельности, и гражданское законодательство не должно регулировать отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательская деятельность должна быть направлена на систематическое получение прибыли. Это ошибочное утверждение, если мы подходим к пониманию и оценке содержания предпринимательской деятельности, регулирования предпринимательских отношений, формирования принципов и норм гражданского законодательства. В содержании правовой категории «предпринимательская деятельность» роль прибыли чрезмерно завышена и не отражает объективное содержание и цели предпринимательской деятельности.

Зачем рассматривать систематическое получение прибыли в качестве цели предпринимательской деятельности, регулирования отношений между экономическими субъектами, формирования гражданского законодательства? Нормы права оказывают правовое воздействие, создают коллективное сознание. С помощью правовых норм в сознание и поведение каждого члена общества было введено понимание «сверх значения», «фетишизации» прибыли, финансовых

показателей; формирование общества потребления ограничило потребность в образовании, снизило нравственные ценности.

В структуре норм регуляторов социального развития особое воздействие на поведение субъектов права оказывают нормы - социальные мультипликаторы, определяющие закономерность общественного развития. Нормы - социальные мультипликаторы могут оказывать кардинальное влияние, как положительное, так и отрицательное на регулирование общественных, предпринимательских отношений. По силе разрушительного воздействия на экономику они могут превышать влияние технологических методов разрушения. С помощью нормативно-правового регулирования была реализована новая закономерность общественного развития. Обществу дали возможность усвоить: главное - прибыль, обогащение. Результат этого мультипликативного воздействия на коллективное сознание - избыточная коммерциализация общественных отношений, которая ограничила возможности роста экономики, изменила общественные отношения.

Законодательно одобренный вид поведения субъекта права на протяжении длительного периода сформировал сознание потребительского общества, в котором «наименьшую ценность для населения представляет познание и творчество» [4], а добросовестная деятельность не стала приоритетной ценностью. Что в действительности является целью предпринимательской деятельности? Основной результат предпринимательской деятельности - производство продукции (товаров, работ, услуг), которые благодаря определенным потребительским свойствам способны удовлетворять потребности потребителя. В случае если продукция не обладает определенными потребительскими свойствами, не удовлетворяет потребности потребителя, такая деятельность приносит убытки.

Основными началами гражданского законодательства определена обязанность участников гражданских правоотношений при исполнении гражданских прав действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Согласно ст. 10 ГК РФ «Предел осуществления гражданских прав», не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход

закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав6. Добросовестная предпринимательская деятельность должна быть направлена на защиту потребителя - важную составляющую гражданско-правового регулирования, удовлетворение потребностей потребителя.

Принимая во внимание вышеприведенный анализ, а также фундаментальные положения Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, необходимо внести изменения в гражданское законодательство. Предпринимательскую деятельность предлагается рассматривать как самостоятельно осуществляемую добросовестную деятельность, направленную на удовлетворение потребностей потребителя, общества, государства. Предлагается следующая редакция абзаца 3 ст. 2 ГК РФ: «Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательская деятельность является самостоятельной, осуществляемой на свой риск добросовестной деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей потребителя, общества, государства» [6].

Модель экономического развития на основе совершенствования гражданского законодательства должна регулировать отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательская деятельность в Российской Федерации это добросовестная деятельность, что повысит ответственность субъектов права, усилит нравственные начала в гражданско-правовом регулировании.

При рассмотрении в качестве основополагающего положения для повышения нравственных начал в экономике обеспечение добросовестной деятельности необходимо отрегулировать правовой механизм, который обеспечит реализацию этот принцип в системе гражданско-правового регулирования. В этой связи важно обратить внимание на принципы гражданско-правового регулирования, в частности, на принцип саморегулирования. В системе принципов, определяющих

6 Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5142/ (дата обращения 26.06.2021 г.).

[email protected]

основные начала гражданского законодательства (ст. 1 ГК РФ), принципа саморегулирования нет, но он является фактически основным принципом гражданско-правового регулирования.

Законодательство Российской Федерации позволяет субъектам права самостоятельно организовывать свою деятельность, предоставляет субъектам экономических отношений возможность использовать свое имущество, производить продукцию (товары, работы, услуги). Субъекты экономических отношений самостоятельно на основе юридического равенства вступают в договорные отношения, организуют свою деятельность для достижения поставленных целей.

Свобода, самостоятельность, независимость стимулируют экономическое развитие. На основе гарантированной государством свободы экономической деятельности, поддержки конкуренции, свободного перемещения продукции (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ7) предоставляется возможность без специального разрешения государства заниматься экономической деятельностью единолично, совместно с другими гражданами или юридическими лицами, выбирать организационно-правовую форму своей организации.

Принцип саморегулирования отражает права и интересы субъектов экономических отношений - самостоятельно организовывать свою деятельность. Он позволяет полноценно реализовывать права и свободы человека, являющиеся высшей ценностью для общества, государства и обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ). Принцип саморегулирования позволяет реализовать свободу договора, свободу объединения; осуществлять гражданские права своей волей и в своих интересах; самостоятельно регулировать свою деятельность; защищать свои права и интересы.

Субъекты экономических отношений для достижения своих целей могут самостоятельно осуществлять свою деятельность на основе свободы экономической деятельности, вступать в договорные отношения, объединяться в

7 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/ (дата обращения 26.06.2021 г.)

саморегулируемые организации для защиты своих прав и интересов. Принцип саморегулирования проявляется как способ регулирования деятельности конкретных субъектов права и как способ коллективного регулирования субъектами прав, предпринимательских отношений, как действие для защиты своих прав и интересов потребителей.

Принцип саморегулирования как концептуальное положение гражданского права, определяя регулирование экономических, предпринимательских отношений субъектов экономических отношений, занимает особое место в структуре основных начал гражданского законодательства современного общества. На основе анализа причинно-следственных связей можно сделать вывод, что принцип саморегулирования определяет логико-правовую основу связей основных принципов, приведенных в ст. 1 ГК РФ, и этим обуславливается его приоритетное положение в системе основных начал гражданского законодательства. Принцип саморегулирования лежит в основе свободы договора, беспрепятственного осуществления гражданских прав.

Принцип саморегулирования не входит в систему принципов, определяющих основные начала гражданского законодательства согласно ст. 1 ГК РФ. Но, по сути, его нельзя не рассматривать в качестве основного принципа гражданско-правового регулирования, потому что в соответствии с гражданским законодательством, с одной стороны, это способ регулирования субъектами права своей деятельности, а с другой - способ коллективного регулирования субъектами права предпринимательской деятельности, что является правовым методом регулирования предпринимательской деятельности.

Субъекты экономических отношений самостоятельно на основе юридического равенства вступают в договорные отношений, организуют свою деятельность и регулируют предпринимательскую деятельность коллективными действиями, формируют коллективное сознание, коллективную ответственность за ее осуществление. Принцип саморегулирования позволяет реализовать свободу договора и объединения, осуществлять гражданские права своей волей, в своих интересах в согласовании с волей, интересами других субъектов права, не допуская причинения вреда другим лицам.

[email protected]

Принцип саморегулирования позволяет полноценно реализовывать права и свободы человека, являющиеся высшей ценностью для общества, государства и обязанностью государства (ст. 2 Конституции Российской Федерации) на основе гарантированной государством свободы экономической деятельности (ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации), свободы объединения (ст. 30 Конституции Российской Федерации).

Саморегулирование - метод государственного регулирования предпринимательской деятельности, правовой механизм регулирования предпринимательской деятельности. Предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединившихся в саморегулируемые организации (ст. 4 Федерального закона «О саморегулируемых организациях»8). Основное звено института саморегулирования - саморегулируемая организация. В соответствии с законодательством Российской Федерации саморегулируемые организации имеют организационно-правовую форму - ассоциация (союз).

Основополагающие положения Конституции Российской Федерации гарантируют субъектам экономических отношений объединение в саморегулируемые организации для защиты своих прав, регулирования экономических (предпринимательских) отношений, иметь гражданские права и нести гражданские обязанности в соответствии с целями их создания и деятельности, предусмотренной уставом саморегулируемой организации, разрабатывать требования, стандарты, правила предпринимательской деятельности, контролировать их исполнение.

Требования, стандарты, правила предпринимательской деятельности упорядочивают общественные отношения. Они должны формировать нравственные, духовные, культурные, управленческие потребности. Саморегулируемые организации отличаются от ассоциаций (союзов), координирующих предпринимательскую деятельность, защищающих общие

8 О саморегулируемых организациях: Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-Ф3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 72967/(дата обращения 26.06.2021 г.)

[email protected]

имущественные интересы тем, что их деятельность направлена на защиту потребителей продукции, произведенной членами саморегулируемой организации. Саморегулирование как правовой механизм и саморегулируемая организация как правовое средство могут и должны наиболее эффективно содействовать повышению ответственности и добросовестной деятельности субъектов экономических отношений.

Разрабатывая требования, стандарты, правила добросовестной предпринимательской деятельности, саморегулируемые организации упорядочивают экономические отношения между субъектами права, повышают устойчивое развитие субъектов права, отражают и защищают интересы добросовестных производителей, потребителей, человека, общества, государства, смягчают или устраняют негативные явления рыночной экономики, содействуют устойчивому росту экономики, повышают устойчивость социально-экономической системы, что особенно важно в условиях информационного общества, одна из особенностей которого - повышение неустойчивости социально-экономических систем.

Принимая во внимание особенность саморегулирования как основного принципа гражданского правового регулирования, правового механизма саморегулируемых организаций как проактивного элемента, способного кардинально изменить регулирование предпринимательской деятельности, усилить нравственные начала, повысить ответственность и добросовестную деятельность для защиты прав и интересов добросовестных производителей, общества, государства [5-9], важно закрепить приоритетность принципа саморегулирования и права субъектов экономических отношений на объединение в саморегулируемые организации в основных началах гражданского законодательства, и создать адекватный правовой механизм для развития института саморегулирования в Российской Федерации.

Предлагается следующая редакция ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации «Основы начала гражданского законодательства»: «Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы

[email protected]

договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, приоритетного права субъектов экономических отношений на саморегулирование и объединение в саморегулируемые организации».

Принимая во внимание фундаментальное положение Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации - укрепление нравственных начал гражданского правового регулирования, важность обеспечения добросовестной предпринимательской деятельности, предметом

саморегулирования предлагается рассматривать добросовестную предпринимательскую или профессиональную деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации.

В связи с вышеизложенным предлагается следующая редакция ч. 1 и ч. 2 ст. 4 «Предмет саморегулирования, стандарты и правила саморегулируемых организаций» Федерального закона «О саморегулируемых организациях»:

«1. Предметом саморегулирования является добросовестная предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов права, объединенных в саморегулируемые организации»;

«2. Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает требования, стандарты и правила добросовестной предпринимательской или профессиональной деятельности».

Таким образом, предметом деятельности саморегулируемых организаций на законодательном уровне будет признана разработка и утверждение требований к добросовестной предпринимательской или профессиональной деятельности. В настоящее время согласно ч. 1 ст. 4 «Предмет саморегулирования, стандарты и правила саморегулируемых организаций» Федерального закона от 01.12.2007 № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» «предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов,

объединенных в саморегулируемые организации»9. Принимая во внимание содержание и смысл ст. 2 ГК РФ, в качестве предмета саморегулирования следует рассматривать систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг субъектами права, ставшими членами саморегулируемой организации, что противоречит содержанию и смыслу ст. 3 Федерального закона «О саморегулируемых организациях».

Некоммерческая организация признается саморегулируемой организацией (СРО) при условии: объединения определенного количества организаций, наличия стандартов и правил предпринимательской деятельности, обеспечения СРО дополнительной имущественной ответственности ее членов перед потребителями. Требование систематического получения прибыли членами СРО отсутствует как требование к организации деятельности саморегулируемых организаций. Раскрытие содержания основного понятия «предмет саморегулирования» имеет большое значение для формирования теории приоритетного развития саморегулирования. Рассмотрение в качестве предмета саморегулирования добросовестной деятельности обеспечивает развитие института саморегулирования на более высоком уровне, обеспечивает гармонизацию положений, определяющих основные начала гражданского законодательства, Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, способствует увеличению в стране количества добросовестных организаций, повышению эффективности экономики [5, 6, 8, 10].

Введение принципа саморегулирования в основные начала гражданского законодательства, изменение цели предпринимательской деятельности, регулирование отношений между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, изменение предмета саморегулирования и деятельности саморегулируемых организаций создадут основу правового механизма обеспечения приоритетного развития института

9 О саморегулируемых организациях: Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72967/(дата обращения 26.06.2021 г.)

саморегулирования в Российской Федерации, принципиально изменят отношения между участниками саморегулирования.

Изменение предмета саморегулирования и деятельности саморегулируемых организаций должно стать основой правовой реформы саморегулирования. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» должен быть построен на принципах гражданско-правового регулирования отношений между участниками саморегулирования, которые должны регулироваться исключительно диспозитивными нормами.

Рассмотрение приоритетного принципа саморегулирования и объединения в саморегулируемые организации в структуре основных начал гражданского законодательства, изменение цели предпринимательской деятельности (систематическое получение прибыли) как условие регулирования гражданским законодательством отношений субъектов права, изменение предмета саморегулирования и деятельности саморегулируемых организаций - все это создаст правовую основу новой модели экономического развития, позволит на качественно новом уровне регулировать предпринимательские отношения, повысит защиту потребителей, добросовестных субъектов экономических отношений, усилит нравственные начала в гражданско-правовом регулировании. Ответственность субъектов права станет важным фактором повышения устойчивости социально-экономического развития Российской Федерации.

Выводы

1. Саморегулируемая экономика - экономика, сохраняющая устойчивое социально-экономическое развитие, эффективность и конкурентоспособность независимо от внутренних и внешних факторов воздействия. Основа саморегулируемой экономики - система нравственных ценностей, гражданско-правовое регулирование, направленное на повышение нравственных ценностей, ответственности, добросовестности деятельности.

2. Важную роль в системе гражданско-правового регулирования играют нормы - социальные мультипликаторы, определяющие закономерность общественного развития, состояние экономики. Нормативно-правовое

[email protected]

регулирование может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на регулирование общественных отношений, создание саморегулируемой экономики. В условиях глобальной конкуренции нормативно-правовые методы регулирования могут быть использованы для создания нежелательных для общества, экономики закономерностей. Нормы - социальные мультипликаторы могут оказывать на экономику более разрушающее воздействие, чем технологические методы разрушения.

3. На протяжении длительного периода модель экономического развития Российской Федерации на законодательном уровне определяется регулированием отношений между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательская деятельность должна обеспечивать систематическое получение прибыли.

Социально-мультипликативная норма определила социальное поведение определенного типа, сформировала коллективное сознание потребительского общества, в котором значение добросовестной деятельности существенно снизилось, и создались условия, следствием которых стала избыточная коммерциализация общественных отношений, поставившая в системе ценностей «обогащение» над «добросовестной деятельностью». Изменения полярности отрицательных норм - социальных мультипликаторов - важная составляющая стратегии перехода к новой модели развития.

4. В новой модели экономического развития особую роль социального мультипликатора, регулирующего отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, предпринимательскую деятельность предлагается рассматривать как добросовестную деятельность, обеспечивающую удовлетворение потребностей потребителя, общества, государства.

5. На законодательном уровне правовой механизм новой модели экономического развития Российской Федерации для повышения нравственных начал, ответственности, эффективности субъектов права обеспечивается изменением системы принципов основных начал гражданского законодательства, введением приоритета принципа саморегулирования, объединением в

[email protected]

саморегулируемые организации, нормативно-правовым регулированием саморегулируемых организаций как субъектов стратегического действия, обеспечивающих разработку требований, стандартов, правил добросовестной предпринимательской профессиональной деятельности, контроля их выполнения. .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Предлагается следующая редакция абзаца 3 ст.2 ГК РФ: «Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательская деятельность является самостоятельной, осуществляемой на свой риск добросовестной деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей потребителя, общества, государства».

7. Предметом саморегулирования предлагается рассматривать добросовестную предпринимательскую или профессиональную деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации. Саморегулируемые организации разрабатывают и утверждают требования, стандарты, правила добросовестной предпринимательской или профессиональной деятельности. Предлагается следующая редакция ч. 1 и 2 ст. 4 «Предмет саморегулирования, стандарты и правила саморегулируемых организаций» Федерального закона «О саморегулируемых организациях»:

«1. Предметом саморегулирования субъектов экономических отношений является добросовестная предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации»;

«2. Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает требования, стандарты и правила добросовестной предпринимательской или профессиональной деятельности».

8. Субъекты права свободны в стремлении объединяться в саморегулируемые организации. Саморегулируемые организации осуществляют свою деятельность и взаимодействие с членами саморегулируемых организаций на основе норм гражданско-правового регулирования, полноценно реализовывая принципы свободы договора, свободы объединения, автономии воли, беспрепятственного осуществления гражданских прав. Правовая реформа саморегулирования должна

обеспечить регулирование отношений между участниками саморегулирования на основе диспозитивных норм.

9. Предлагается следующая редакция ст. 1 ГК РФ: «Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, приоритетного права субъектов экономических отношений на саморегулирование и объединение в саморегулируемые организации».

Список литературы

1. Берг Л. Исследование правового воздействия: методология, теория, практика / ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)». - М., 2019.- 429 с.

2. Берг Л. Правовые ценности в структуре системы правового воздействия // История государства и права. 2017. № 14. С. 36-40.

3. Берг Л. Синергия правового воздействия // Право в современном мире. 2019. № 3. С. 23-31.

4. Зубова О.Г. Структура ценностей населения России. Теоретико-методологический анализ и эмпирические результаты // Образование и право. 2019. № 8. С. 182-189.

5. Мхитарян Ю.И. Государство и ответственность субъектов права за добросовестную деятельность/ Ю.И. Мхитарян // Журнал правовых и экономических исследований. 2020. № 3. С. 89-94.

6. Мхитарян Ю.И. Конституционная экономика. Принципы приоритета саморегулирования и добросовестной деятельности // Век качества. 2021. № 1. С. 831. - Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2021/121001.pdf (доступ свободный).

7. Мхитарян Ю.И. Концепция приоритетного развития саморегулируемых организаций в экономике / Ю.И. Мхитарян // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. № 3. С. 103-106.

[email protected]

8. Мхитарян Ю.И. Правовые аспекты саморегулирования и повышение эффективности экономики Российской Федерации в XXI веке: монография. - М., Издательский центр «Интерэкомс», 2017. - 369 с.

9. Мхитарян Ю.И. Реформа правового режима саморегулирования в сфере предпринимательской деятельности / Ю.И. Мхитарян // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2020. № 1. С. 70-80.

Strategy for the transition to a new economic development model

Mkhitaryan Yury Ivanovich,

Doctor of Economics, CEO of Ltd Company "Scientific Research Institute of Economy of Communication and Information Scientists «Interecoms»

Changing the military-strategic position of the Russian Federation in the world system requires adequate transformations in the economy. The basis of a strong, prosperous, independent Russia is in an effective competitive economy. The crisis, social and economic contradictions indicate systemic legal problems in civil law regulation, state regulation of entrepreneurial and economic relations. The market economy has not become self-regulatory. The moral system of values, norms of law, methods of state regulation do not ensure the necessary growth of the economy.

The article justifies the need to amend the conceptual provisions of civil law regulation, the rules of law governing the legal regulation of entrepreneurial activity, the transition to a new model of economic development in the interests of man, citizen, society, and the state.

Reform of the legal mechanism of self-regulation is important in the new model of economic development. The proposed changes, according to the author, can be used to achieve strategic goals, mitigate negative phenomena of the market economy, strengthen the moral principles of civil law regulation, increase civil law liability, ensure good faith activities, and properly fulfill civil duties.

The author believes that reforming the regulatory regulation of the institution of self-regulation should create legal conditions for the formation of self-regulatory organizations as subjects of strategic action capable of regulating entrepreneurial activity at a qualitatively new level.

The purpose of the publication is to justify the need to improve the current legislation, make fundamental changes to the fundamental norms of civil law regulation between persons engaged in entrepreneurial activities, or with their participation, and reform the regulatory and legal mechanism of self-regulation.

Keywords: entrepreneurial activity, moral values, collective consciousness, legal influence, state regulation, self-regulation, self-regulatory organization, principles of civil law regulation, subject of strategic action, reform of the model of economic development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.