ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
DOI 10/24411/2227-7315-2020-1009 УДК 342.97
Ю.И. Мхитарян
РЕФОРМА ПРАВОВОГО РЕЖИМА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение: в статье рассматриваются проблемы саморегулирования в сфере предпринимательской деятельности, совершенствования предпринимательских отношений, исследуется государственная политика в сфере развития предпринимательства. Саморегулирование предпринимательской деятельности, по мнению автора, должно сбалансировать главный тренд рыночной экономики — коммерциализацию общественных отношений. Очевидно, что саморегулирование в сфере предпринимательской деятельности пока не оказывает существенного влияния на регулирование предпринимательских отношений. Цель: изменить правовой режим саморегулирования в сфере предпринимательской деятельности, выделить ключевые правовые проблемы, раскрыть основополагающие правовые категории, систему норм права, определяющих новый вектор регулирования предпринимательской деятельности. Методологическая основа: общенаучные, формально-логические методы познания (анализ, синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение, доказательство, системный подход), методы сравнительного правоведения, метод статистического анализа. Результаты: сформулированы предложения по реформированию саморегулирования, общегосударственная модель приоритетного развития саморегулирования, авторская трактовка фундаментальных правовых категорий, норм права, определяющих возможность реформирования саморегулирования в сфере предпринимательской деятельности. Выводы: реформа правового режима саморегулирования будет способствовать реализации конституционно-правовых основ, принципа добросовестной деятельности как одного из основных начал гражданского законодательства, достижению установленных стратегических целей государства.
Ключевые слова: правовые категории, общегосударственная модель саморегулирования, государственная политика, цели, задачи саморегулируемых организаций.
© Мхитарян Юрий Иванович, 2020
Доктор экономических наук, ректор (Образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Международный институт качества бизнеса»); e-mail: [email protected] © Mkhitaryan Yuri Ivanovich, 2020
Doctor of Economic Sciences, Rector (Educational private institution of additional professional education 82 "International Institute of Business Quality")
Y.I. Mkhitaryan
REFORM OF THE LEGAL REGIME FOR SELF-REGULATION OF BUSINESS ACTIVITIES
Background: the article deals with the problems of self-regulation in the sphere of en-trepreneurship, improvement of entrepreneurial relations, explores the state policy in the sphere of entrepreneurship development. Self-regulation of business activities, according to the author, should balance the main trend of the market economy - commercialization of social relations. It is obvious that self-regulation in the sphere of business does not yet have a significant impact on the regulation of business relations. Objective: to change the legal regime of self-regulation in the sphere of business activity, to highlight key legal problems, to reveal the fundamental legal categories, the system of rules of law defining a new vector of regulation of business activity. Methodology: popular scientific, formal-logical methods of knowledge (analysis, synthesis, induction and derivation, analogy, comparison, proof, system approach), methods of comparative law, method of statistical analysis. Results: proposals on self-regulation reform, a national model of priority development of self-regulation, copyright interpretation of fundamental legal categories, norms of law determining the possibility of self-regulation reform in the sphere of business activity have been formulated. Conclusions: the reform of the legal regime of self-regulation will contribute to the realization of the constitutional and legal framework, the principle of good faith as one of the main beginnings of civil legislation, the achievement of the established strategic goals of the State.
Key-words: legal categories; nation-wide model of self-regulation; state policy; goals, objectives of self-regulating organizations.
В XXI в. в Российской Федерации возникла необходимость уделять больше внимания совершенствованию предпринимательских отношений, исследованию государственной политики в сфере развития предпринимательства, саморегулированию в сфере предпринимательской деятельности.
В стране стал очевидным главный тренд рыночной экономики — коммерциализация общественных отношений, стремление субъектов экономических отношений к систематическому получению прибыли, что должно быть сбалансировано развитием саморегулирования.
Институт саморегулирования развивается в Российской Федерации с 1995 г. и исследовался многими учеными-правоведами. Для его развития принимались решения высших органов государственного управления. Однако к 2020 г. стало очевидным, что саморегулирование в сфере предпринимательской деятельности не оказывает существенного влияния на регулирование предпринимательских отношений.
Правовым средством регулирования предпринимательских отношений саморегулирования в Российской Федерации стало введение Федерального закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе», направленного на защиту от недобросовестной конкуренции, предотвращение и пресечение отношений, способных ввести потребителя в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц1.
1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 30, ст. 2864.
83
При рассмотрении саморегулирования как направления регулирования предпринимательской деятельности, систематизации норм права, определивших их деятельность, большое внимание было уделено подготовке базового Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях»2. Были определены отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций (СРО), объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов с потребителями, органами власти и местного самоуправления.
В стратегических документах Российской Федерации развитию саморегулирования уделяется постоянное внимание, что показывает важность для государства и общества надлежащего правового обеспечения деятельности саморегулируемых организаций, саморегулирования в предпринимательской деятельности. Так, например, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-Р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», предусматривалось взаимодействие частного бизнеса и общества по созданию условий для развития механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества3.
Президент Российской Федерации В.В. Путин в 2012 г. в статье «Демократия и качество государства» сформулировал важную программную цель: «Рассчитываю, что саморегулирование станет одним из столпов сильного гражданского общества в России»4! тем самым определив, что саморегулирование — особый общественно значимый институт гражданского общества, определяющий роль и место гражданского общества в развитии российской экономики, повышении конкурентоспособности. В этой связи интересен опыт, например, Малайзии, которая в 2000 г. в числе стратегических задач поставила задачу развития гражданского общества, а в 2019 г. превзошла по уровню конкурентоспособности экономику нашей страны.
В развитие теории саморегулирования в предпринимательском праве важный вклад внесли многие известные ученые-юристы5 [1-26]. Тем не менее на 1 января 2019 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 1,1 тыс. саморегулируемых организаций6 из числа 216 тыс. некоммерческих организаций7! Количество саморегулируемых организаций в Российской Федерации в общем количестве некоммерческих организаций составило 0,49%. Следует отметить, что в 2016 г.
б 2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 49, ст. 6076.
° 3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 47, ст. 5489.
§ 4 Путин В.В. Демократия и качество государства // Газета «Коммерсантъ». 2012. № 20. С. 1.
" 5 Мхитарян Ю.И. Саморегулируемые организации должны отражать интересы социума.
! URL: http://www.all-sro.ru/articles/yurii-mhitaryan-samoreguliruemie-organizatsii-dolz (дата
J обращения: 22.04.2019).
6 См.: Доклад Минэкономразвития России за 2018 г. «О состоянии развития саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности в Российской Федерации». URL: https://pravdaosro.ru/wp-content/uploads/2019/07/Doklad-Minyek-SR0-2019.pdf (дата обращения: 22.04.2019); Доклад Минэкономразвития России за 2019 г. «О состоянии развития саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности в Российской Федерации». URL: http://ar.gov.ru/ru-RU/document/default/view/554 (дата обращения: 22.04.2019).
7 О результатах работы Минюста России в сфере деятельности некоммерческих организаций за 2018 год. URL: https://minjust.ru/ru/novosti/o-rezultatah-raboty-minyusta-rossii-v-sfere-
84 deyatelnosti-nekommercheskih-organizaciy-za-2018 (дата обращения: 22.04.2019).
их количество в общем количестве некоммерческих организаций составляло 0,6% [2]. Если в 2018 г. количество СРО в Российской Федерации сократилось на 2,6% в сравнении с аналогичными показателями 2017 г., то относительно 2015 г. их количество уменьшилось на 9%.
Анализ индекса развития СРО свидетельствует о том, что к 2020 г. саморегулирование не стало основой сильного гражданского общества, оно не оказывает существенного влияния на регулирование предпринимательской деятельности. Стагнация и кризис — вот наиболее подходящая оценка развития саморегулирования, которое должно было стать важным общественно значимым институтом, могло оказать существенное влияние на развитие экономики. Но прирост ВВП (номинал) в млрд долл. США в 2013-2018 гг. соответственно составил: +1,8%, +0,7%, -2,5%, +0,2%, +1,5%, +2,2% [2], т.е. находился ниже темпов роста мировой экономики и экономики развивающихся стран, для которых характерно 5-7% прироста ВВП. Таким образом, экономику страны нельзя рассматривать как саморегулируемую систему, что также свидетельствует о недостаточном развитии института саморегулирования, саморегулируемых организаций.
В Указе Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлены амбициозные цели развития страны, в числе которых вхождение России в крупнейшие экономики мира, а также другие цели8, которых не удастся достигнуть без надлежащего становления саморегулирования предпринимательской деятельности.
Почему в XXI в. в Российской Федерации становление саморегулирования как фактора, существенно влияющего на регулирование предпринимательской деятельности, развитие экономики, приобретает такое большое значение для государства, общества, граждан страны? Саморегулирование в предпринимательской деятельности может изменить регулирование предпринимательских отношений, противостоять избыточной коммерциализации общественных отношений как главному тренду их развития, стремлению субъектов экономических отношений к систематическому получению прибыли, позволит повысить темпы роста экономики, производительность труда.
По мнению известных ученых-правоведов, в настоящее время «необходима глубокая институциональная трансформация» [26]. Саморегулируемые организации могут существенно повлиять на регулирование предпринимательских отношений, формирование культурно-ценностного ядра общества, если правовой наукой будет обеспечено их приоритетное развитие.
Возможность влияния саморегулирования, саморегулируемых организаций на налаживание предпринимательских отношений, развитие экономики определяется правовым режимом — совокупностью правовых норм, действующих в этой сфере общественных отношений и закрепленных в нормативных правовых актах. Актуальность и необходимость более эффективного развития саморегулируемых организаций в системе факторов, оказывающих влияние на общественные отношения, более чем очевидна. Но для этого теория саморегулирования должна отличаться полнотой и правильностью применения правовых категорий, адекватно отражать исследуемый предмет, а государственная политика должна
8 иКЬ: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038 (дата обращения: 22.04.2019). 85
создавать благоприятный правовой, экономический, организационный, информационный режим развития саморегулируемых организаций.
В 2003 г. в качестве основной идеи развития саморегулируемых организаций ставилась задача переложения контрольных и надзорных функций за деятельностью экономических субъектов с государственных органов на саморегулируемые организации9.
В 2015 г. целью развития саморегулирования полагалось формирование единой общегосударственной модели саморегулирования, переход от обязательного членства в саморегулируемых организациях к добровольному членству11! Модели саморегулирования с обязательным членством должны быть скорректированы с учетом базового Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях». Итогом реализации этих концептуальных положений стали стагнация, кризис развития саморегулирования. Поэтому важно пересмотреть сложившуюся теорию саморегулирования, нормы права, вычленить ключевые правовые проблемы, юридические пробелы и коллизии.
Основной целью формирования единой общегосударственной модели саморегулирования следует рассматривать приоритетное развитие саморегулируемых организаций в добровольной и обязательной формах для обеспечения добросовестной деятельности участников экономических отношений как одного из основных начал гражданского законодательства, ориентированного на реализацию системы ценностей, имеющих важное социальное, экономическое значение: качество, добросовестность, профессионализм, ответственность, добросовестная конкуренция.
Саморегулирование следует рассматривать как универсальный регулятор предпринимательских отношений, позволяющий устанавливать правила, стандарты добросовестной деятельности, представлять и защищать интересы членов саморегулируемых организаций, контролировать, защищать их деятельность, защищать интересы потребителей.
Анализ действующих норм Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» показывает, что сложившаяся система норм права, регулирующих отношения участников саморегулирования, не рассматривает в качестве главной задачи саморегулирования реализацию принципа добросовестной деятельности, трансформацию системы ценностей участников экономических отношений, а такие фундаментальные правовые категории, такие как «саморегулирование», «саморегулируемые организации», не содержат в дефинициях указанный признак.
Вот почему предлагается правовые категории «саморегулирование» и «саморегулируемые организации» дополнить важным признаком, который вносит изменения в государственную политику развития саморегулирования, в целеполагание организации института саморегулирования, создает большую определенность в содержании деятельности саморегулируемых организаций,
9 См.: Административная реформа и саморегулирование бизнеса (Москва, 30 сентября 2003 г.). Интернет-конференция. URL: http://www.insur-info.ru/events/d24529l3/ (дата обращения: 22.04.2019); Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 30, ст. 3046.
10 См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 2776-р
«О Концепции совершенствования механизмов саморегулирования» // Собр. законодательства 86 Рос. Федерации. 2016. № 2, ч. II, ст. 458.
позволяет организовывать деятельность субъектов права в соответствии с основополагающими принципами Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, изменяет стратегический вектор регулирования предпринимательских отношений, развития российской экономики.
Правовую категорию «саморегулирование» предлагается рассматривать как самостоятельную и инициативную деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, содержанием которой является разработка и установление стандартов и правил организации добросовестной деятельности членов саморегулируемых организаций, осуществление контроля за их соблюдением, защиты потребителей и иных лиц, достижение социальных целей, установленных обществом.
Правовая категория «саморегулируемая организация» рассматривается как ассоциация (союз), объединяющая субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности для защиты прав, представления интересов своих членов в органах власти, а также разработки требований, стандартов, правил добросовестной предпринимательской, профессиональной деятельности, контроля за их выполнением, регулирования предпринимательских отношений, защиты потребителей и иных лиц, достижения социальных целей общества.
Таким образом, новое раскрытие понятий правовых категорий «саморегулирование» и «саморегулируемая организация» наполняет новым содержанием развитие института саморегулирования, что повысит потребность в повышении эффективности государственной политики развития саморегулирования.
Дополнительная имущественная ответственность — одно из основополагающих положений Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О само- е регулируемых организациях» — рассматривается как средство формирования и коллективного сознания, коллективная форма регулирования предпринима- а тельских отношений без раскрытия дефиниций данной правовой категории, о где в качестве ее основополагающих признаков выступают формирование о компенсационных фондов (предопределивших негативное отношение со сто- о
с
роны субъектов права к институту саморегулирования) и (или) страхование а гражданской ответственности. Без раскрытия содержания правовой категории в
е
невозможно эффективно регулировать отношения участников саморегулиро- о
вания и ожидать, что государственная политика развития саморегулирования р
сможет эффективно влиять на регулирование предпринимательских отношений |
и развитие экономики. к
Законодательно установленное требование рассматривать дополнительную а
имущественную ответственность только в виде компенсационных фондов и |
(или) страхования гражданской ответственности ограничивают волю и граж- ии
данские права саморегулируемых организаций и их членов. Согласно п. 2 ст. 1 №
Гражданского кодекса Российской Федерации «граждане (физические лица) и 1
юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей )
волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанно- 0 стей на основе договора...»11. Конституция Российской Федерации гарантирует свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, единство экономического пространства (ст. 8), а также
11 См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 18 июля 2019 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32, ст. 3301.
права граждан и юридических лиц на объединение, свободу деятельности общественных объединений (ст. 30). Изменить сложившуюся в стране закономерность развития саморегулируемых организаций можно, если привести нормы права, регулирующие общественные отношения участников института СРО, в соответствие с основополагающими нормами Конституции РФ.
Предлагается следующая авторская трактовка правовой категории «дополнительная имущественная ответственность членов саморегулируемой организации»: дополнительная имущественная ответственность членов СРО — это правовая ответственность юридического лица, индивидуального предпринимателя, связанная с обеспечением добросовестной деятельности, выполнением обязательств перед потребителями, иными лицами, обществом (например, разработка стандартов, проведение работ по сертификации, подтверждающей качество произведенной продукции, товаров, работ, услуг, обеспечение безопасности, социальной ответственности и т.д.), не связанная напрямую с получением прибыли, но требующая дополнительных затрат финансовых, материальных, интеллектуальных ресурсов (имущественных затрат).
Авторская трактовка правовой категории «дополнительная имущественная ответственность» членов СРО, позволяет осуществить трансформацию культурно-ценностного ядра участников саморегулирования, повысить привлекательность института СРО, в том числе за счет ограничения излишнего изъятия средств из предпринимательского оборота, формирования компенсационных фондов, ограничивающих развитие саморегулируемых организаций. Институт СРО реализует принципы коллективного сознания не за счет нарушения свободы договора, собственности, а за счет формирования требований, правил деятель-о ности,стандартов.
¿т Саморегулируемые организации создаются для достижения управленческих
~ целей, защиты прав, законных интересов юридических лиц и индивидуальных ^ предпринимателей, осуществления добросовестной деятельности, для содей-| ствия их членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение | установленных целей. Саморегулируемые организации, предоставляющие со-£ циально полезные услуги, осуществляющие координационную деятельность | своих членов для достижения управленческих целей, решения социальных | проблем, развития гражданского общества в Российской Федерации, должны 2 получать поддержку от федеральных, региональных, местных органов власти. ° Приоритетное развитие саморегулируемых организаций во многом зависит от
« того, какие задачи они решают. Систематизация задач, установленных с учетом | Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых ор-| ганизациях», Федерального закона от 25 декабря 2008г. № 273-ФЗ «О противо-о действии коррупции»12, Указа Президента РФ от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об | основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», § позволяет выделить следующие задачи:
| 1. Защита потребителей. Предотвращение и пресечение отношений, способных
§ ввести потребителя в заблуждение или причинить вред гражданину, человеку, обществу.
2. Защита и представление интересов членов саморегулируемых организаций.
3. Разработка и установление правил, требований, стандартов деятельности членов саморегулируемых организаций.
88
12 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 52, ч. I, ст. 6228.
4. Обеспечение дополнительной имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций перед потребителями производимых товаров (работ, услуг) и иными лицами.
5. Контроль за деятельностью членов саморегулируемых организаций.
6. Содействие развитию добросовестной деятельности, конкуренции, повышению ответственности членов саморегулируемой организации за их деятельность.
7. Проведение оценки состояния конкуренции, эффективности государственной политики по развитию конкуренции.
8. Применение механизма общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления для выявления фактов и действий, направленных на ограничение конкуренции и создание необоснованных административных барьеров.
9. Взаимодействие с государственными органами по вопросам противодействия коррупции и формирования в обществе негативного отношения к коррупционному поведению, проявлениям актов недобросовестной конкуренции и экономической деятельности, направленной на монополизацию.
10. Обеспечение добросовестной деятельности, открытости, добросовестной конкуренции, объективности при осуществлении закупок, товаров, работ, услуг, содействие устранению необоснованных запретов и ограничений в области экономической деятельности членов саморегулируемых организаций.
11. Содействие организациям-членам СРО в предоставлении качественных товаров (работ, услуг) потребителям продукции (товаров, работ, услуг).
12. Противодействие коррупции в государственных, муниципальных органах власти, организациях-членах СРО.
13. Содействие развитию антикоррупционного менеджмента.
14. Содействие открытости деятельности органов власти и организаций-членов СРО.
15. Содействие членам СРО в соблюдении законодательства Российской Федерации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Государственная политика приоритетного развития института саморегулирования в добровольной и обязательной форме должна быть направлена на создание условий для развития института саморегулирования. Для этих целей важно учитывать, что в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»13 (ст. 31.1) предусмотрена поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, действие которых можно распространить на саморегулируемые организации, предоставляющие социально полезные услуги.
В связи с этим ст. 31.1 «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и местного самоуправления» вышеуказанного Закона должна быть дополнена пунктом 13: «Установленные настоящей статьей формы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления полностью распространяются на саморегулируемые организации, предоставляющие социально полезные услуги для осуществления добросовестной деятельности их членов».
13 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3, ст. 145.
89
Основные выводы
1. Институт саморегулирования в сфере предпринимательской деятельности за четверть века своего развития в Российской Федерации не стал существенно влиять на регулирование предпринимательской деятельности и не может оказать влияние на достижение установленных стратегических целей развития российской экономики.
2. Нормы права, регулирующие отношения участников саморегулирования, противоречат основополагающим положениям Конституции Российской Федерации, снижают возможность эффективного развития института саморегулирования в предпринимательской деятельности.
3. Новая общегосударственная модель развития саморегулирования в Российской Федерации должна обеспечить приоритетное развитие саморегулируемых организаций, осуществляющих деятельность в добровольной и обязательной форме, для обеспечения добросовестной деятельности субъектов права.
4. Государственная политика в сфере развития предпринимательства должна создавать благоприятный правовой, экономический, организационный, информационный режим; содействовать установлению системы норм права, не противоречащих основам конституционного строя, для приоритетного развития саморегулируемых организаций, осуществления регулирования предпринимательских отношений на качественно новом уровне на основе принципа добросовестной деятельности как одного из основных начал гражданского законодательства.
5. В целях реализации государственной политики приоритетного развития института саморегулирования рекомендуется внести изменения в Федеральный
° закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»: п. 13
0
? ст. 31.1 «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций а органами государственной власти и местного самоуправления» дополнить поло» жением о том, что «установленные настоящей статьей формы поддержки социаль-
1 но ориентированных некоммерческих организаций органами государственной | власти и органами местного самоуправления полностью распространяются на | саморегулируемые организации, предоставляющие социально полезные услуги § для осуществления добросовестной деятельности их членов».
| 6. Приоритетное развитие саморегулируемых организаций во многом определяется составом задач, решаемых саморегулируемыми организациями. Предло-
0 женная система задач, которые должны решать саморегулируемые организации
1 как общественно значимый институт гражданского общества, позволяет форми-| ровать систему ценностей участников саморегулирования на основе реализации | принципа добросовестности.
° 7. Предлагается внести новую статью в Федеральный закон от 1 декабря
0
° 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» — «Основные задачи
го
з саморегулируемыми организаций, позволяющие существенно изменить роль и
1 значение саморегулируемых организаций в регулировании предприниматель-$ ской деятельности».
Претворение в жизнь предложенной общегосударственной модели приоритетного развития саморегулируемых организаций, разработанных теоретических положений, правовых категорий, норм права будет способствовать реализации конституционно-правовых основ, принципа добросовестной деятельности как одного из основных начал гражданского законодательства, достижению установ-90 ленных стратегических целей, реформированию института саморегулирования.
Библиографический список
1. Мхитарян Ю.И. Особенности саморегулируемых организаций, осуществляющих строительство и реконструкцию объектов связи и телекоммуникаций. Правовые основы деятельности саморегулируемых организаций в строительной отрасли. Место и роль государства в развитии саморегулирования // Саморегулирование в строительной отрасли // Саморегулирование в строительной отрасли: учебно-практическое пособие для руководителей и специалистов саморегулируемых организаций. 2-е изд. / под ред. М.Ю. Викторова и А.Н. Ларионова, М., 2012. 808 с.
2. Мхитарян Ю.И. Правовые аспекты саморегулирования и повышение эффективности экономики Российской Федерации в XXI веке. М.: Издательский центр «Инте-рэкомс», 2017. 370 с.
3. Бадмаева И., Гринкевич Д. Игра в ассоциации: Минэк раскритиковал отраслевые объединения // Известия. 2019. 15 июня.
4. Барков А.В. Цивилистическая концепция правового регулирования рынка социальных услуг. М.: Юрист, 2008. 493 с.
5. Батрова ТА.. Саморегулирование в сфере торговой деятельности // Цивилист. М.: АНО «Юридические программы», 2010. № 4. С. 44-46.
6. Батрова ТА. Тенденции развития торгового права: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011, 450 с.
7. ДолинскаяВ.В. Частноправовые формы и методы экономического саморегулирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 2. С. 22-30.
8. Егорова М.А.. Концепция совершенствования механизмов саморегулирования. М.: Юстицинформ, 2017. 180 с.
9. Ершова И.В. Общие и специальные нормы в правовом обеспечении саморегулирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 4. С. 3-9.
10. Ершова И.В. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной ш деятельности (Лекция в рамках учебного курса «Предпринимательское право» // и Предпринимательское право. Приложение к журналу. М.: Юрист, 2014, № 3. С. 2-15. а
11. Ершова И.В. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной Т деятельности: вопросы теории и законодательства // Актуальные проблемы россий- к ского права. 2014. № 10. С. 21-46. |
12. Ершова И.В. Общие и специальные нормы в правовом обеспечении саморегули- д рования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 4. С. 3-9. С
13. Ершова И.В., Отнюкова Г.Д. Предпринимательское право: учебник / отв. ред. Н И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2015. 624 с. °
14. Банковский С.С., Михайлов Н.И. Предпринимательское право в XXI веке. Истоки | и перспективы /под ред. С.С. Занковского, Н.И. Михайлова. М.: Проспект, 2018. 672 с. Ч
15. ИшинА.В., Капинус Н.И. Саморегулирование в строительстве: понятие, пробле- О мы, совершенствование // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 4. С. 3-36. К
16. Лаптев ВА.. Акты саморегулируемых организаций как источник регулирова- ш ния профессиональной и предпринимательской деятельности // Юрист. 2014. № 20. |
17. Лескова Ю.Г. Концептуальные и правовые основы саморегулирования предпри- № нимательских отношений. М.: Статус, 2014. 384 с. 1
18. Мхитарян Ю.И. Безопасность и правовые аспекты саморегулирования строй- 3) комплекса. М.: Издательский центр «Интерэкомс», 2012. 48 с. 0
19. Петров ДА. Саморегулирование как способ правового регулирования отношений ° в сфере предпринимательства. Предпосылки, воплощение и перспективы развития.
М.: Проспект, 2016. 367 с.
20. Романовская О.В. Публичные корпорации в российском праве. М.: Юстицин-форм, 2010. 400 с.
21. Романовская О.В. Правовой статус СРО в сфере электроэнергетики // Российская юстиция. 2011. № 7. С. 40-43. 91
22. Романовская О.В. Саморегулирование в сфере здравоохранения // Менеджер здравоохранения. 2013. № 4. С. 13-19.
23. Романовская О.В. Правовой статус саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка // Реформы и право. 2016. № 3. С. 3-8.
24. Салиева Р.Н. Институт саморегулирования как правовое средство стимулирования развития самоорганизации в сфере предпринимательства в топливно-энергетическом комплексе современной России // Конкурентное право. 2019. № 4. С. 16-21.
25. Ситдикова Р.И. Гражданско-правовой механизм охраны частных, общественных и публичных интересов авторским правом: дис.....д-ра юрид. наук. Казань, 2013. 408 с.
26. Тихомиров ЮА. Правовое регулирование: теория и практика. М.: Формула права, 2010. 400 с.
References
1. Mkhitaryan Yu.I. Features of Self-regulating Organizations Engaged in the Construction and Reconstruction of Communication and Telecommunications Facilities. Legal Basis for the Activities of Self-regulatory Organizations in the Construction Industry. The Place and Role of the State in the Development of Self-regulation // Self-Regulation in the construction industry // Self-Regulation in the construction industry: an educational and practical guide for managers and specialists of self-regulating organizations. ed. 2nd / edited by M.Yu. Viktorov and A. N. Larionov, M., 2012. 808 p.
2. Mkhitaryan Yu.I. Legal Aspects of Self-regulation and Improving the Efficiency of the Russian Federation's Economy in the XXI Century. Moscow: Interecoms Publishing center, 2017. 370 p.
3. Badmaeva I., Grinkevich D. Association Game: the Ministry of Economy Criticized the Industry Enterprises // News. 2019. June 15.
8 4. Barkov A.V. Civilistic Concept of Legal Regulation of the Social Services Market.
? Moscow: Yurist, 2008. 493 p.
a 5. Baturova T.A. Self-Regulation in the sphere of trade activities // Tsivilist. Moscow:
1 ANO "Legal programs", 2010. No. 4. P. 44-46.
6. Baturova T.A. Tendencies of development of trade law: dis. ... d-RA yurid. sciences'. I Moscow, 2011, 450 p.
I 7. Dolinskaya V.V. Private Law Forms and Methods of Economic Self-regulation // Laws
of Russia: experience, analysis, practice. 2009. No. 2. P. 22-30. S 8. Egorova M.A. The Concept of Improving the Mechanisms of Self-regulation. Moscow:
1 Justicinform, 2017. 180 p.
2 9. Yershova I.V. General and Special Rules in the Legal Support of Self-regulation // £ Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2015. No. 4. P. 3-9.
« 10. Yershova I.V. Self-Regulation of Business and Professional Activity (Lecture in the
£- framework of the training course «Business law» // Business law. Appendix to the journal. f Moscow: Yurist, 2014, No. 3. P. 2-15.
'§ 11. Yershova I.V. Self-Regulation of business and professional activity: issues of theory
g and legislation // Actual problems of Russian law. 2014. No. 10. P. 21-46. I 12. Yershova I.V. General and special rules in the legal support of self-regulation / /
I Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2015. No. 4. P. 3-9. s 13. Yershova I.V., Otnyukova G.D. Business Law: textbook / resp. edited by I.V. Ershov,
" G.D. Otnyukova. Moscow: Prospect, 2015. 624 p.
14. Zankovsky S.S., Mikhailov N.I. Business Law in the XXI Century. Sources and Prospects / edited by S.S. Zankovsky, N.I. Mikhailov. Moscow: Prospect, 2018. 672 p.
15. Ishin A.V., Kapinus N.I. Self-Regulation in Construction: Concept, Problems, Improvement // Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2015. No. 4. P. 3-36.
16. Laptev V.A. Acts of self-regulating organizations as a source of regulation of profes-92 sional and business activitie // Yurist. 2014. No. 20.
17. Leskova Y.G. Conceptual and Legal Foundations of Self-regulation of Entrepreneurial Relations M.: Status, 2014. 384 p.
18. Mkhitaryan Yu.I. Security and Legal Aspects of Self-regulation of the Construction Complex. Moscow: Interecoms Publishing center, 2012. 48 p.
19. Petrov D.A. Self-Regulation as a Method of Legal Regulation of Relations in the Sphere of Entrepreneurship. Background, Implementation and Development Prospects. Moscow: Prospect, 2016. 367 p.
20. Romanovskaya O.V. Public Corporation in the Russian law. Moscow: Justicinform Publishing House, 2010. 400 p.
21. Romanovskaya O.V. Legal Status of SRO in the Field of Electric Power Industry // Russian justice. 2011. No. 7. P. 40-43.
22. Romanovskaya O.V. Self-Regulation in the Field of Health Care // Health Manager. 2013. No. 4. P. 13-19.
23. Romanovskaya O.V. Legal Status of Self-regulating Organizations in the Financial Market // Reforms and law. 2016. No. 3. P. 3-8.
24. Salieva R.N. Institute of self-regulation as a legal means of stimulating the development of self-organization in the sphere of entrepreneurship in the fuel and energy complex of modern Russia // Competition law. 2019. No. 4. P. 16-21.
25. Sitdikova R.I. Civil Law Mechanism of Protection of Private, Public and Public Interests by Copyright: dis.....doc. of law. Kazan, 2013. 408 p.
26. Tikhomirov YA. Legal Regulation: Theory and Practice. Moscow: Formula of law, 2010. 400 p.
CD П) О
T3
QJ —
О го о
X
О Sc
О о
д
QJ
тз
0 —I
го
п>
1
1
о
Sc
5
тз
S
S
X ф
о
X
о
Sc а
ж ш
1э ф
§
№
ю
3 )
2 О N) О