Научная статья на тему 'ИНСТИТУТ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ПРОАКТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВА'

ИНСТИТУТ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ПРОАКТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
213
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ОСОБЕННОСТИ / ПОНЯТИЕ / СУЩНОСТЬ / ЦЕЛИ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ / ПОЗИТИВНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ / КАРДИНАЛЬНАЯ РЕФОРМА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ / STATE POLICY / STATE REGULATION OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / LEGAL MECHANISM OF SELF-REGULATION / SELF-REGULATION AS A METHOD OF STATE REGULATION / PECULIARITIES / CONCEPT / ESSENCE / GOALS OF SELF-REGULATION / POSITIVE LEGAL RESPONSIBILITY / LEGAL PROBLEMS OF SELF-REGULATION / CARDINAL REFORM OF SELF-REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мхитарян Юрий Иванович

Государства постоянно применяют и совершенствуют методы, позволяющие повышать эффективность и конкурентоспособность экономики. В Российской Федерации саморегулирование, которое традиционно противопоставляется государственному регулированию, недостаточно развито, применяется неэффективно и слабо влияет на повышение конкурентоспособности экономики. Недостаточное развитие института саморегулирования создает условия для правонарушений, ограничивает возможность регулирования рыночной экономики, повышения эффективности государства, реализации основополагающих конституционных положений Российской Федерации. Неразработанность правового механизма, обеспечивающего деятельность саморегулируемых организаций, ограничивает возможности влияния института саморегулирования на экономику, регулирование предпринимательской деятельности. В статье обосновывается, что саморегулирование - метод государственного регулирования предпринимательской деятельности и экономики, рассматриваются понятие, сущность, цели саморегулирования, основополагающие положения взаимодействия государства, органов власти с саморегулируемыми организациями. Автор считает, что главная проблема, снижающая эффективность института саморегулирования и государства - применение норм публичного права в частноправовых отношениях, которые не способствуют развитию общественно значимого социального института. Без создания эффективного института саморегулирования в современном мире не может быть эффективного государства. Развитие института саморегулирования оказывает непосредственное влияние на изменения социальной ответственности субъектов экономических отношений, цивилизационный путь развития экономики и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE OF SELF-REGULATORY ORGANIZATIONS AS A PROACTIVE ELEMENT IN IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF THE STATE

States are constantly applying and improving methods to improve the efficiency and competitiveness of the economy. In the Russian Federation, self-regulation, which is traditionally opposed to state regulation, is underdeveloped, is used inefficiently and has little effect on improving the competitiveness of the economy and the efficiency of the state. The insufficient development of the institution of self-regulation creates conditions for offenses, limits the possibility of regulating the market economy, improving the effectiveness of the State, and implementing the fundamental constitutional provisions of the Russian Federation. The lack of development of a legal mechanism that ensures the activities of self-regulatory organizations limits the possibilities of the influence of the institution of self-regulation on the economy and the regulation of entrepreneurial activity. The article justifies that self-regulation is a method of state regulation of entrepreneurial activity and the economy, the concept, essence, goals of self-regulation, the fundamental provisions of the interaction of the state, authorities with self-regulatory organizations are considered. The author believes that the main problem that reduces the effectiveness of the institution of self-regulation and the State is the application of public law in private legal relations, which do not contribute to the development of a socially significant social institution. Without the creation of an effective institution of self-regulation in the modern world, there can be no effective state. The development of the institution of self-regulation has a direct impact on changes in the social responsibility of subjects of economic relations, the civilizational path of development of the economy and society.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ПРОАКТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВА»

Электронный научный журнал «Век качества» № 3 (2020)

http://www.agequal.ru

Online scientific journal «Age of Quality»

ISSN 2500-1841

info@agequal.ru

Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http://www.agequal.ru 2020, №3 http://www.agequal.ru/pdf/2020/AGE QUALITY 3 2020.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Мхитарян Ю.И. Институт саморегулируемых организаций как проактивный элемент повышения эффективности государства // Электронный научный журнал «Век качества». 2020. №3. С. 9-29. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2020/320001.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 338.24

Институт саморегулируемых организаций как проактивный элемент повышения эффективности государства

Мхитарян Юрий Иванович,

доктор экономических наук, генеральный директор ООО «НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс», член Экспертного Совета при Комитете Госдумы РФ

по транспорту и строительству,

член Экспертного Совета при Комитете Госдумы РФ по образованию и науке, академик Международной академии

информатизации

Аннотация. Государства постоянно применяют и совершенствуют методы, позволяющие повышать эффективность и конкурентоспособность экономики. В Российской Федерации саморегулирование, которое традиционно противопоставляется государственному регулированию, недостаточно развито, применяется неэффективно и слабо влияет на повышение конкурентоспособности экономики.

Недостаточное развитие института саморегулирования создает условия для правонарушений, ограничивает возможность регулирования рыночной экономики, повышения эффективности государства, реализации основополагающих конституционных положений Российской Федерации.

Неразработанность правового механизма, обеспечивающего деятельность саморегулируемых организаций, ограничивает возможности влияния института саморегулирования на экономику, регулирование предпринимательской деятельности. В статье обосновывается, что саморегулирование - метод государственного регулирования предпринимательской деятельности и экономики, рассматриваются понятие, сущность, цели саморегулирования, основополагающие положения взаимодействия государства, органов власти с саморегулируемыми организациями.

Автор считает, что главная проблема, снижающая эффективность института саморегулирования и государства - применение норм публичного права в частноправовых отношениях, которые не способствуют развитию общественно значимого социального института. Без создания эффективного института саморегулирования в современном мире не может быть эффективного государства. Развитие института саморегулирования оказывает непосредственное влияние на изменения социальной ответственности субъектов экономических отношений, цивилизационный путь развития экономики и общества.

Ключевые слова: государственная политика, государственное регулирование предпринимательской деятельности, правовой механизм саморегулирования, саморегулирование как метод государственного регулирования, особенности, понятие, сущность, цели саморегулирования, позитивная юридическая ответственность, правовые проблемы саморегулирования, кардинальная реформа саморегулирования.

Развитие государственной политики и государственного регулирования в ХХ веке показывает изменение способов воздействия государства на экономику, регулирование предпринимательской деятельности. Поиск и совершенствование методов государственной политики и государственного регулирования, правовых средств - стратегическая задача, которая стоит перед любым государством, от решения которой зависит его эффективность.

Саморегулируемые организации как правовой метод регулирования экономики и предпринимательской деятельности в Российской Федерации развиваются с 1995 г.1 Саморегулирование призвано регулировать взаимоотношения участников экономических отношений, которые возникают по их воле. Субъекты права самостоятельно определяют содержание своих взаимосвязей, условия, на которых они вступают во взаимоотношении. Согласно законодательству Российской Федерации субъекты права, руководствуясь своими частными интересами, имеют право объединяться в ассоциации (союзы), саморегулируемые организации.

В соответствии с п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) саморегулируемые организации создаются в организационно-правовой форме: ассоциации (союзы). В организационно-правовой форме ассоциации

1 О рекламе: Федеральный закон от 18.07.1995 г. № 108-ФЗ (утратил силу). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7234/ (дата обращения 03.09.2020 г.).

(союзы), исходя из содержания ст. 123.8 ГК РФ, создаются объединения лиц, имеющих целью координация их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов2. Ассоциации (союзы) могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, соответствующие целям их создания и деятельности, предусмотренные уставами таких ассоциаций (союзов). Конвенция № 87 Международной организации труда (МОТ) «Относительно свободы ассоциаций и защиты прав на организацию», принятая в г. Сан-Франциско 09.07.1948 г. на 31-й сессии Генеральной конференции МОТ, закрепила и защитила права

3

участников экономических отношений на организацию ассоциаций .

Исходя из законодательного определения саморегулирования (ст. 2 Федерального закона от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»), «под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил»4. Взаимоотношения субъектов права, объединяющихся в саморегулируемые организации - частноправовые отношения, основанные на равноправии сторон.

Как показывают проведенные автором исследования, в ХХ! в. развитие института саморегулирования в Российской Федерации - одно из важнейших условий успешного регулирования предпринимательской деятельности и рыночной экономики [5]. Автономия воли участников правовых отношений, свобода экономической деятельности, свобода объединений,

2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.087.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019). - Режим доступа: https://base.garant.ru/10164072/ (дата обращения 03.09.2020 г.).

3 Конвенция N 87 Международной организации труда "Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию" (принята в г. Сан-Франциско 09.07.1948 на 31-ой сессии Генеральной конференции МОТ). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121088/ (дата обращения: 03.09.2020 г.).

4 О саморегулируемых организациях: Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 72967/ (дата обращения 03.08.2020 г.).

неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, беспрепятственное осуществление гражданских прав - все это является благодатной почвой, необходимым условием для развития экономической деятельности, но недостаточным для эффективного регулирования предпринимательской деятельности и повышения эффективности государства. Необходима согласованность в действиях участников экономических отношений.

Стандарты, правила деятельности, требования к деятельности формируют нравственные, духовные, культурные потребности групп лиц, субъектов экономической деятельности или общества в целом. В этой связи важно обратить внимание на то, что правила предпринимательской деятельности и контроль за их исполнением обеспечивают в обществе устойчивую взаимосвязь субъектов экономических отношений, упорядочивающих предпринимательскую деятельность для обеспечения соответствия деятельности субъектов права, законодательству, в чем, несомненно, заинтересовано государство. Правила предпринимательской деятельности определяют конкурентоспособность экономики и эффективность государства.

Саморегулируемые организации (далее - СРО), объединяя субъектов права, устанавливая правила, требования, стандарты предпринимательской деятельности в соответствии с действующим законодательством и осуществляя контроль за их исполнением, защищают интересы потребителей, участников экономических отношений, участвуют в создании культурно-ценностного ядра общества.

Государству, обществу для достижения стратегических целей, задач, несомненно, необходима устойчивая взаимосвязь между субъектами экономических отношений на основе нравственных ценностей, что и создает эффект саморегуляции. Исходя из этого, социально-правовая модель регулирования предпринимательских отношений может существенно влиять

на эффективность государства посредством обеспечения приоритетного развития СРО в экономике.

Важно принять во внимание, что, разрабатывая правила предпринимательской деятельности, стандарты, требования, осуществляя контроль за деятельностью своих членов, СРО регулируют общественные отношения, оказывают социальные услуги не только членам СРО, но и обществу, государству. Саморегулируемые организации - институт социального предпринимательства [3, 8]. Но их деятельность отличается от организаций, предоставляющих социальные услуги: медицинские, психологические, юридические, услуги по страхованию и другие, направленные на удовлетворение имущественных потребностей5 и призванные защитить российских граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации от негативного воздействия рыночной экономики.

Общественнозначимые услуги саморегулируемых организаций направлены не только на создание правил предпринимательской деятельности, стандартов - правового механизма, согласованного взаимодействия организаций, ставших членами СРО (ассоциаций, союзов), для установления требований, правил предпринимательской деятельности, контроля за их исполнением, для защиты своих имущественных и неимущественных прав, но и на защиту потребителей, третьих лиц, а, следовательно, общества, государства. Саморегулируемые организации могут стать проактивным элементом общественного развития6, отражать интересы общества для глубокой институциональной трансформации, изменения культурно-ценностного ядра общества, что, несомненно, повышает эффективность государства. Возможности эффективного

5 Барков А.В. Рынок социальных услуг: проблемы правового регулирования: дис. ... доктор юридических наук: 12.00.03 - Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право. - М., 2008. - 625 с. - Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/rvnok-sotsialnvkh-uslug-problemv-pravovogo-regulirovaniva (дата обращения 03.08.2020 г.).

6 Мхитарян Ю.И. Саморегулируемые организации должны отражать интересы социума // Все о саморегулировании: информационный портал. 22.04.2019. - Режим доступа: http://www.all-sro.ru/articles/vurii-mhitarvan-samoreguliruemie-organizatsii-dolz

использования института саморегулирования определяются государственной политикой в сфере развития предпринимательства.

Многие исследователи рассматривают саморегулирование как негосударственный способ регулирования предпринимательских отношений [2, 3]. Вместе с тем, саморегулирование - особый метод государственного регулирования предпринимательской деятельности и экономики, несмотря на то, что его нет до сих пор в структуре методов государственного регулирования экономики , в которой традиционно рассматриваются бюджетно-налоговая деятельность, внешне-экономическая деятельность, государственные целевые программы, техническое регулирование и т.д.

Цели государственного регулирования предпринимательской деятельности и экономики:

• обеспечение конституционного регулирования предпринимательской деятельности;

• достижение установленных стратегических целей социально-экономического развития;

• обеспечение добросовестной конкуренции деятельности субъектов экономических отношений;

• защита интересов потребителей и российских предпринимателей;

• регулирование научно-технического прогресса, инновационной, инвестиционной деятельности;

• обеспечение национальной безопасности и т.д.

Сравнение целей и задач, выполняемых саморегулируемыми организациями в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях», показывает, что они полностью совпадают с целями государственного регулирования предпринимательской деятельности и экономики.

7Государственное регулирование экономики // Википедия. - Режим доступа:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D 1%83%оР0%В4%Р0УоВ0УоР10/о800/оР10/о810/оР10/о 82%Р0%В2%Р0%В5%Р0%ВР%Р0%ВР%Р0%ВЕ%Р0%В5 %Р1%80%Р00/оВ5%Р00/оВ3%Р10/о830/оР0°/оВВ %Р0%В8%Р1%80%Р0%ВЕ%Р0%В2%Р0%В0%Р0%ВР%Р0%В8%Р0%В5 0/0Р1</08Р0/0Р00/0ВА0/оР0</оВЕ</о Р0%ВР%Р0%ВЕ%Р0%ВС%Р0%В8%Р0%ВА%Р0%В8

Деятельность саморегулируемых организаций направлена на развитие экономики и способствует достижению целей государственного регулирования предпринимательской деятельности. В основе механизма государственного регулирования предпринимательской деятельности лежат правовые средства. От их эффективности зависит успешность регулирования предпринимательских отношений, развитие национальной экономики.

Развитие саморегулируемых организаций способствует повышению квалификации специалистов, руководителей. Разрабатывая требования, стандарты к продукции (товару, услугам, работам), правила предпринимательской деятельности, профессиональной компетентности, саморегулируемые организации влияют на направление и содержание деятельности участников института саморегулирования, совершенствуют материально-техническую базу экономики, способствуют повышению квалификации руководителей и персонала, лучшему использованию ресурсов общества. Саморегулируемые организации могут успешно участвовать в создании условий, влияющих на развитие научно-технической, инновационной деятельности, совершенствование научно-технической политики.

Однако, развитие саморегулируемых организаций не получило должного развития в Российской Федерации. Сложившиеся ценностные ориентиры в обществе и правовой механизм не способствуют развитию института саморегулирования. Инерционность экономической системы была дополнена содержанием организационного процесса приватизации, который привел к тому, что государственная собственность перестала носить общенародный характер, приобрела частную форму, стала принадлежать незначительной части общества. Общегосударственная собственность в процессе приватизации стала собственностью представителей бывшей советской номенклатуры. В результате в России не возник эффективный частный собственник, часть российского бизнеса, выигравшая от приватизации, заинтересована в сохранении неэффективного

государственного и муниципального управления, потери от которого компенсируются политическим влиянием на номенклатурную элиту и получение экономической выгоды от неэффективного управления экономикой [10, 11].

Развитие номенклатурного капитализма привело к отсутствию у бизнеса и власти интереса к созданию конкурентоспособной экономики и эффективного государства и побудило интерес к созданию неэффективного рыночного механизма [11]. Вследствие этих процессов коррупция как норма поведения должностных лиц приобрела широкое распространение и дополнила факторы, сдерживающие рост эффективности государства. Неэффективная система регулирования рыночных отношений не способствует развитию института саморегулирования как универсального правового средства, проактивного элемента, способного повысить эффективность экономики и государства.

Важность развития саморегулируемых организаций в экономике определена стратегическими документами. Саморегулируемые организации должны были стать одной из основ гражданского общества, регулировать общественные, предпринимательские отношения. Но для этого необходимо принимать во внимание мировой опыт регулирования деятельности некоммерческих организаций, саморегулируемых организаций. Саморегулируемые организации могут занять особое место в регулировании предпринимательских отношений в Российской Федерации.

Однако этого не удалось достигнуть за четверть века. Развитие саморегулируемых организаций при определенных условиях может стать мультипликатором экономического роста, проактивным элементом, предназначенным для регулирования предпринимательских отношений на качественно новом уровне только при определенных условиях. Успешность развития саморегулируемых организаций в экономике зависит от государственной политики регулирования предпринимательских отношений, нормативно-правового регулирования деятельности СРО.

Как показывает анализ мирового опыта, институт саморегулирования может успешно развиваться в Российской Федерации только на основе принципов и норм частного (гражданского) права. Субъекты права, руководствуясь своими собственными, частными интересами, заинтересованы в организации добросовестной конкуренции. Но они сталкиваются со сложившимися в обществе отношениями, государственной политикой, нормативно-правовым регулированием, которые либо способствуют позитивному развитию, либо ограничивают возможность повышения эффективности государства.

Вмешательство государства в сферу частных интересов субъектов права по организации деятельности института саморегулирования должно носить характер защиты и стимулирования деятельности участников саморегулирования. Публичная власть не вправе принимать меры, внедрять правовые инструменты, которые не соответствуют основам конституционного строя, нормам Конституции Российской Федерации.

Вмешательство государства, органов государственной власти, нарушающее это положение, подавляет инициативу субъектов права, стремление к организации добросовестной конкуренции и не создает условия для развития института саморегулируемых организаций как проактивного элемента общества. Участники института саморегулирования становятся не активными, а пассивными участниками организации предпринимательской деятельности, теряют интерес к развитию института саморегулирования, что снижает конкурентоспособность экономики и эффективность государства, создает условия для правонарушений и коррупции, вносит противоречия между собственными интересами и интересами общества, государства.

Эффективность государства может быть повышена на основе развития института саморегулирования только на основе использования норм права, отражающих частноправовую сферу. Применение методов публичного права в частноправовой сфере приводит к нарушению взаимосвязи между субъектами права и между субъектами права и государством. Применение

общеобязательных императивных норм права ограничивает самостоятельность и инициативность участников регулируемых отношений, что допустимо для реализации основополагающих положений, направленных на защиту, стимулирование, развитие института саморегулирования, защиты конституционного строя.

Государственная политика в сфере развития предпринимательства должна быть направлена на поддержку развития института саморегулирования, т.е. определять правовые, экономические, организационные условия, при которых субъектам экономических отношений становится экономически интересным вступать в СРО для разработки стандартов, правил предпринимательской деятельности. В противном случае развитие института саморегулирования в стране приводит к формализму, поддержке бюрократии и пассивности субъектов права.

Необходимо согласиться с мнением ученых, которые считают, что в структуре ценностных ориентиров российского общества важное место занимают коллективизм и патернализм [10, 11]. Одна из форм патернализма связана с поддержкой государством ожидаемых действий субъектов права, по своему содержанию позитивная юридическая ответственность, определяющая ожидаемые действия от субъекта права со стороны общества, государства возложением на него обязанностей, поощрением определенного поведения и оценки этого поведения с учетом интересов общества, государства, оказывает непосредственное влияние на формирование коллективного сознания. Позитивная юридическая ответственность формирует коллективное сознание и становится регулятором общественных отношений. Таким образом, позитивная юридическая ответственность - это не ответственность, возникающая как последствие за нарушение установленного порядка, а правовой механизм, стимулирующий определенное ожидаемое поведение.

Юридическая ответственность (позитивная) - вид юридической ответственности, ответная реакция государства и общества на совершенное социально-полезное правомерное деяние (заслугу) лица в виде применения различных мер правового поощрения. К признакам позитивной юридической ответственности относят установленное государством в поощрительных правовых нормах правовое стимулирование: предоставление физическому, юридическому лицу дополнительных прав, возможностей и др. [7].

В этой связи институт саморегулируемых организаций может стать для общества и государства правовым средством, которое оказывает непосредственное воздействие на формирование и реализацию позитивной юридической ответственности, позволяющей формировать настоящие и будущие действия субъекта права, ожидаемые от него обществом, государством. Участие субъекта права в деятельности института саморегулирования для разработки стандартов, правил предпринимательской деятельности, организации деятельности с учетом разработанных стандартов и правил предпринимательской деятельности способствует формированию коллективного сознания и становится регулятором общественных отношений.

На основе вышеизложенного можно сформулировать, что сущность саморегулирования состоит в формировании и реализации в обществе позитивной юридической ответственности, направляющей деятельность субъектов права на установление норм, требований, стандартов, правил предпринимательской деятельности и реализации их в процессе осуществления экономической, предпринимательской деятельности.

Развитие института саморегулируемых организаций в Российской Федерации имеет большую перспективу, потому что чем выше в обществе применение позитивной юридической ответственности, тем выше эффективность государства. Однако, это может быть обеспечено кардинальной реформой существующего правового механизма развития саморегулируемых организаций. В действующем правовом механизме нормы

публичного права сдерживают, а не стимулируют развитие института саморегулирования.

Развитие саморегулируемых организаций - новая, инновационная форма государственного регулирования предпринимательских отношений на основе норм конституционного, гражданского права, необходимое условие для институциональной трансформации, изменения культурно-ценностного ядра общества. Успешность развития предпринимательских отношений, экономики, общества в XXI в. зависит не от «невидимой руки», «автоматического саморегулирования» (о чем писал Адам Смит в «Исследовании о природе и причинах богатства народов»), а от правил, по которым осуществляется регулирование предпринимательских отношений.

Исходя из содержания и смысла базового Федерального закона от 01.12.2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» (действующая редакция) в установлении правил предпринимательской деятельности ключевая роль принадлежит саморегулируемым организациям, которые должны отражать волю социума, государства. Возможность достижения этой ключевой роли зависит от норм права, норм принципов, применяемых правовых категорий, концептуального подхода государственной политики.

Анализ международного опыта8 показывает, что существует отличие в регулировании предпринимательской деятельности, ориентированной на систематическое получение прибыли, и деятельности некоммерческих организаций, деятельности крупных бизнес-структур и деятельности саморегулируемых организаций. Как показано в статье «Почему методы управления крупными бизнес-структурами не подойдут для институтов саморегулирования?»9, в основе деятельности крупных бизнес-структур

8 Мхитарян Ю.И. Власть Капитала и развитие института саморегулирования в строительной отрасли [Электронный ресурс] // Все о саморегулировании: информационный портал. 2016. 01 сентября. - Режим доступа: http://www.all-sro.ru/articles/vlast-kapitala-i-razvitie-instituta-samoregulirova. (дата обращения: 03.09.2020 г.).

9 Мхитарян Ю.И. Почему методы управления крупными бизнес-структурами не подойдут для институтов саморегулирования? [Электронный ресурс] // Все о саморегулировании: информационный портал. 2017. 18 апреля. - Режим доступа: http://www.aU-sro.ru/articles/Pochemu-metody-upravlenija-krupnymi-biznes-180417.

лежит непрерывно повторяющийся процесс - поиск и концентрация капитала, возрастание стоимости активов10.

Крупный бизнес ищет способы постоянного роста прибыли, увеличения доли на рынке. Закон управления капиталом предполагает уменьшение количества участников рынка в целях концентрации капитала у ограниченного круга его участников11.

В социальном государстве, каким является Российская Федерация, согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, основой деятельности института саморегулирования становится защита деятельности участников рынка, представление их интересов, решение социальных задач. Назначение некоммерческого сектора экономики - решение задач социального государства. Государственная политика в сфере развития некоммерческих организаций, саморегулируемых организаций должна быть направлена на увеличение количества саморегулируемых организаций и их членов.

Управление этим сектором в социальном государстве преследует цель увеличить количество участников некоммерческого сектора для обеспечения развития социального государства, более успешного регулирования предпринимательских отношений. Каждый сектор экономики должен выполнять свои задачи, и в каждом секторе экономики должны применяться свои технологии управления, регулирования предпринимательских отношений.

Развитие третьего, некоммерческого сектора экономики при определенных условиях повышает эффективность регулирования предпринимательских отношений в тех случаях, когда находит свое применение закон управления некоммерческими организациями, ассоциациями, союзами, саморегулируемыми организациями, определяющий

10 Рекомендация СМЖес (2007) 14 Комитета министров государств - членов Совета Европы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://by.odb-oifice.eu/files/docs/Rekomendacija-chlenoY-Soveta-Evropy.pdf. (дата обращения: 03.09.2020 г.).

11 Мхитарян Ю.И. Почему методы управления крупными бизнес-структурами не подойдут для институтов саморегулирования? [Электронный ресурс] // Все о саморегулировании: информационный портал. 2017. Режим доступа: http://www.all-sro.ru/articles/Pochemu-metody-upraYlenija-krupnymi-biznes-180417 (дата обращения: 03.09.2020 г.).

увеличение их количества и количества участников для установления, упорядочения связей в обществе и решения социальных задач. Государство заинтересовано в его реализации как в современном способе регулирования общественных отношений. Нормы конституционного права, гражданского

права - необходимые условия для создания эффективного третьего сектора

12

экономики .

Правовой механизм института саморегулируемых организаций может быть успешным на основе применения норм частного (гражданского) права и учете организационно-правовой формы организаций - ассоциация (союз), позволяющих применять положения, определяющие взаимоотношения государства, органов власти и местного самоуправления с саморегулируемыми организациями, установленные Конвенцией МОТ «Относительно свободы ассоциаций и защиты прав на организацию» в 1948 г., ратифицированной Российской Федерацией13.

Принимая во внимание установленные Конвенцией принципы, можно сформулировать ряд положений для создания правовой среды, позволяющей саморегулируемым организациям стать проактивным элементом общества, универсальным правовым средством, способствующим повышению эффективности государства.

В Конвенции МОТ термин «организация» означает всякую организацию трудящихся или предпринимателей, имеющую целью обеспечение и защиту интересов трудящихся или предпринимателей и, следовательно, распространяется на саморегулируемые организации.

Исходя из смысла, содержания и духа Конвенции МОТ субъекты экономический отношений имеют право:

12 Мхитарян Ю.И. Почему методы управления крупными бизнес-структурами не подойдут для институтов саморегулирования? [Электронный ресурс] // Все о саморегулировании: информационный портал. 2017. -Режим доступа: http://www.all-sro.ru/articles/Pochemu-metody-upravlenija-krupnymi-biznes-180417 (дата обращения: 03.09.2020 г.).

13 Конвенция N 87 Международной организации труда "Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию" (принята в г. Сан-Франциско 09.07.1948 на 31-ой сессии Генеральной конференции МОТ). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121088/ (дата обращения: 03.09.2020 г.).

• создавать саморегулируемые организации без предварительного на то разрешения, а также вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам саморегулируемых организаций;

• саморегулируемые организации имеют право самостоятельно организовывать свою деятельность;

• государство и органы государственной власти воздерживаются от всякого вмешательства, способного ограничить деятельность саморегулируемых организаций или воспрепятствовать их законному осуществлению деятельности;

• саморегулируемые организации не подлежат роспуску или временному запрету в административном порядке;

• саморегулируемые организации имеют право создавать федерации и конфедерации, а также право присоединяться к ним;

• саморегулируемые организации при осуществлении прав, признанных за ними, соблюдают законность;

• национальное законодательство не затрагивает гарантии, предусмотренные Конвенцией МОТ № 87 от 09.07.1948 г.

Данные основополагающие положения корреспондируют с нормами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, определяющими деятельность ассоциаций (союзов). Однако они противоречат императивным нормам Федерального закона от 01.12.2009 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, например, в ч. 1 и 3 п. 3 ст. 3 установлены требования к приобретению статуса саморегулируемой организации:

1. Объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

2. Обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О саморегулируемых организациях». Ст. 13 императивной нормой установлены требования, что саморегулируемая организация вправе применять только два способа обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами:

• создание систем личного и (или) коллективного страхования;

• формирование компенсационного фонда.

П. 2 и п. 3 ст. 13 данного закона установлены минимальные размеры компенсационных фондов и размеры страховой суммы по договору страхования ответственности каждого члена саморегулируемой организации).

П. 4 ст. 21 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» установлено, что саморегулируемая организация, несоответствующая требованиям ст. 3, либо установленными другими федеральными законами требованиям к количеству членов саморегулируемой организации или размеру ее компенсационного фонда обязана представить заявление о таком несоответствии в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемой организации.

Введенные законом нормы публичного права противоречат смыслу, содержанию и духу положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, Конвенции МОТ, но на протяжении тринадцати лет продолжают ограничивать развитие института саморегулирования в Российской Федерации и эффективность российского государства.

Важно обратить внимание, что на протяжении тринадцати лет ни Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации, ни Счетная палата Российской Федерации, ни какой-либо другой орган исполнительной власти, ни законодательные органы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации не стремились изменить сложившуюся систему сдерживания эффективности института саморегулируемых организаций и государства. Количество саморегулируемых организаций в Российской Федерации в общем количестве некоммерческих организаций составляет 0,49%, что свидетельствует о необходимости изменения государственной политики регулирования предпринимательской деятельностью и рыночной экономики, необходимости повышения ответственности органов власти за эффективность действующего законодательства, соответствие его нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, Конституции Российской Федерации.

Очевидно, представляется правильным мнение ученых о необходимости правового регулирования эффективности деятельности организаций, осуществляющих государственно-властные полномочия [9].

Выводы

1. Саморегулируемые организации осуществляют общественно значимую деятельность, защищают интересы не только своих членов, но и интересы потребителей, иных лиц, общества, государства.

Развитие саморегулируемых организаций упорядочивает взаимоотношения субъектов экономических отношений, повышают устойчивость социально-экономических связей и социально-экономических систем, выводят общество и государство на более высокий уровень развития, эффективности, конкурентоспособности. Саморегулируемые организации предоставляют услуги управления своим членам, обществу, государству.

2. Сущность саморегулирования в использовании субъектами права своих прав и законных интересов, норм частного (гражданского) права для

защиты своих интересов и законных прав, организации добросовестной конкуренции и деятельности, формирование и реализации в обществе позитивной юридической ответственности, направляющей деятельность субъектов права на установление норм, требований, стандартов, правил предпринимательской, экономической деятельности.

3. Саморегулирование - один из основных методов государственного регулирования предпринимательской, экономической деятельностью, экономикой недостаточно применяется в Российской Федерации. Государство, используя частноправовые интересы, нормы частного (гражданского) права в регулировании предпринимательской, экономической деятельности и экономикой, формирует в обществе позитивную юридическую ответственность, направляющую деятельность субъектов права на установление и выполнение норм, требований, стандартов, правил предпринимательской деятельности. Государство должно применять нормы публичного права для стимулирования и защиты деятельности участников саморегулирования, защиты конституционного строя.

4. В основе правового механизма обеспечения деятельности саморегулируемых организаций должна быть система гражданско-правовых отношений, диспозитивных норм права. В действующем правовом механизме нормы публичного права не стимулируют, а сдерживают развитие института саморегулируемых организаций. Саморегулируемые организации имеют право самостоятельно организовывать свою деятельность, устанавливать критерии, определяющие количественный и субъектный состав участников саморегулирования, не подлежат роспуску или временному запрету в административном порядке, имеют право федерации и конфедерации, присоединяться к ним, согласно своей воли и интересам.

5. В современных условиях не стимулировать развитие института саморегулируемых организаций - ограничивать эффективность государства.

В интересах государства и общества принимать меры охраны и защиты деятельности участников института саморегулируемых организаций от

злоупотребления недобросовестных лиц, создавать правовую, экономическую, информационную, организационную среду для приоритетного развития института саморегулируемых организаций как проактивного элемента, повышающего эффективность государства.

6. В государстве на системной основе должна быть проведена работа по приведению норм законов, регулирующих отношения участников саморегулирования, в соответствие с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Конституции Российской Федерации и организована работа по созданию правового механизма регулирования эффективности деятельности организаций, осуществляющих государственно-властные полномочия.

Список литературы

1. Бортников С.П. Юридическая ответственность в налоговом праве: теория и практика: дис. ... доктора юридических наук: 12.00.04 / Бортников Сергей Петрович; [Место защиты: Моск. гос. юрид. акад. им. О.Е. Кутафина]. - М., 2017. - 441 с.

2. Крючкова П.В. Саморегулирование как дискретная институциональная альтернатива регулирования рынков: дис. ... докт. экон. наук: 08.00.01 / Крючкова Полина Викторовна. - М., 2006. - 282 с.

3. Лескова Ю.Г. К вопросу о критериях разграничения коммерческих и некоммерческих организаций / Ю.Г. Лескова // Государство и право: вопросы методологии, теории и практики функционирования: сб. науч. статей / под ред. А.А. Напреенко; Федер. агентство по образованию. -Вып. 2. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. - С. 240-248.

4. Липинский Д.А. Общая теория юридической ответственности: дис. ... доктора юридических наук: 12.00.01. - Самара, 2004. - 487 с.

5. Мхитарян Ю.И. Правовые аспекты саморегулирования и повышение эффективности экономики Российской Федерации в 21 веке / Ю.И. Мхитарян. - М.: Издательский центр «Интерэкомс», 2017. 369 с.

6. Мхитарян Ю.И. Реформа правового режима саморегулирования в сфере предпринимательской деятельности // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2020. - № 1 (132). - С. 82-93.

7. Мхитарян Ю.И. Юридическая ответственность и проблемы дополнительной имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций // Вестник СГЮА. - 2020. - № 4 (135). -С. 48-56.

8. Петров Д.А. «Приватизация» публичных функций и саморегулирование в сфере предпринимательства: проблемы сопряжения // Гражданское право. - 2017. - № 5. - С. 36-39.

9. Романовская Е.О. Правовое регулирование эффективности деятельности организаций, осуществляющих государственно-властные полномочия // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». - 2016. -Т. 4 (16). - С. 13-19.

10.Федулов А.В. Институциональная специфика отношений государства и крупного бизнеса в российском обществе культурно-ценностные особенности и современные тенденции: дис. ... канд. социологических наук: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. - Майкоп, 2014. - 191 с.

11.Федулов А.В. Стратегия совершенствования отношений государства и крупного бизнеса в современной России // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 11. С. 292-299.

12.Чепус А.В. Теория позитивной юридической ответственности органов исполнительной власти: дис. ... доктора юридических наук: 12.00.01 / Чепус Алексей Викторович; [Место защиты: Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ]. - М., 2017. - 534 с.

Institute of Self-Regulatory Organizations as a proactive element in improving the effectiveness of the state

Mkhitaryan Yury Ivanovich,

Doctor of Economics, CEO of Ltd Сompany "Scientific Research Institute of Economy of Communication and Information Scientists ofInterecoms", Member of the Expert Council under the State Duma Committee on Transport and Construction,

Member of the Expert Council under the State Duma Committee on Education and Science, academician of the International Academy of Informatization

States are constantly applying and improving methods to improve the efficiency and competitiveness of the economy. In the Russian Federation, self-regulation, which is traditionally opposed to state regulation, is underdeveloped, is used inefficiently and has little effect on improving the competitiveness of the economy and the efficiency of the state.

The insufficient development of the institution of self-regulation creates conditions for offenses, limits the possibility of regulating the market economy, improving the effectiveness of the State, and implementing the fundamental constitutional provisions of the Russian Federation.

The lack of development of a legal mechanism that ensures the activities of self-regulatory organizations limits the possibilities of the influence of the institution of self-regulation on the economy and the regulation of entrepreneurial activity. The article justifies that self-regulation is a method of state regulation of entrepreneurial activity and the economy, the concept, essence, goals of self-regulation, the fundamental provisions of the interaction of the state, authorities with self-regulatory organizations are considered.

The author believes that the main problem that reduces the effectiveness of the institution of self-regulation and the State is the application of public law in private legal relations, which do not contribute to the development of a socially significant social institution. Without the creation of an effective institution of self-regulation in the modern world, there can be no effective state. The development of the institution of self-regulation has a direct impact on changes in the social responsibility of subjects of economic relations, the civilizational path of development of the economy and society.

Keywords: state policy, state regulation of entrepreneurial activity, legal mechanism of self-regulation, self-regulation as a method of state regulation, peculiarities, concept, essence, goals of self-regulation, positive legal responsibility, legal problems of self-regulation, cardinal reform of self-regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.