Научная статья на тему 'Стратегия партнерства России и европейского союза на современном этапе'

Стратегия партнерства России и европейского союза на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1258
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ПАРТНЕРСТВА / STRATEGY OF PARTNERSHIP / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / EXTERNAL ECONOMIC RELATIONS / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / POLITICAL RELATIONS / ПОТЕНЦИАЛ СОТРУДНИЧЕСТВА / COOPERATION POTENTIAL / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ / STRATEGIC PROGRAMS / ТОРГОВЫЕ ПАРТНЕРЫ / TRADE PARTNERS / ПОЗИЦИИ НА ПРОСТРАНСТВЕ СНГ / POSITIONS ON SPACE OF THE CIS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гайсумов Зелимхан Хусейнович

До недавнего времени российская политика в отношении Европейского союза (ЕС) отличалась неопределенностью: с одной стороны, ЕС воспринимался как один из многих демократических институтов Европы, в который могла бы вступить и Россия по примеру большинства европейских стран, с другой процесс европейской интеграции воспринимался как явление второстепенное в российской политике, поскольку традиционно Россия ориентировалась на двусторонние отношения с европейскими государствами, прежде всего с Германией, Францией и Великобританией, которые воспринимались как достойные партнеры для диалога. В статье анализируются ответы на актуальные вопросы, связанные со способами укрепления партнерских отношений между государствами. Выявляются предпосылки развития отношений между Россией и ЕС в различных сферах деятельности. Автором раскрывается сущность основных проблем, возникающих на пути сотрудничества между Россией и ЕС, и выдвигаются предложения по предотвращению причин появления проблемных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Until recently Russian policy for the European Union (EU) differed in uncertainty: on the one hand, the EU was perceived as one of many democratic institutes of Europe which also Russia by an example of the majority of the European countries could enter, with another process of the European integration was perceived as the phenomenon minor in the Russian policy as traditionally Russia was guided by the bilateral relations with the European states, first of all with Germany, France and Great Britain which were perceived as worthy partners for dialogue. In article answers to the topical issues connected with ways of strengthening of partnership between the states are analyzed. Prerequisites of development of the relations between Russia and the EU in various fields of activity come to light. The author the essence of the main problems arising on the way of cooperation between Russia and the EU locates and proposals on prevention of the reasons of emergence of problem situations are made.

Текст научной работы на тему «Стратегия партнерства России и европейского союза на современном этапе»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

СТРАТЕГИЯ ПАРТНЕРСТВА РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Гайсумов Зелимхан Хусейнович

аспирант кафедры мировой экономики РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]

До недавнего времени российская политика в отношении Европейского союза (ЕС) отличалась неопределенностью: с одной стороны, ЕС воспринимался как один из многих демократических институтов Европы, в который могла бы вступить и Россия по примеру большинства европейских стран, с другой - процесс европейской интеграции воспринимался как явление второстепенное в российской политике, поскольку традиционно Россия ориентировалась на двусторонние отношения с европейскими государствами, прежде всего с Германией, Францией и Великобританией, которые воспринимались как достойные партнеры для диалога. В статье анализируются ответы на актуальные вопросы, связанные со способами укрепления партнерских отношений между государствами. Выявляются предпосылки развития отношений между Россией и ЕС в различных сферах деятельности. Автором раскрывается сущность основных проблем, возникающих на пути сотрудничества между Россией и ЕС, и выдвигаются предложения по предотвращению причин появления проблемных ситуаций.

Ключевые слова: стратегия партнерства, внешнеэкономические отношения, политические отношения, потенциал сотрудничества, интеграция, стратегические программы, торговые партнеры, позиции на пространстве СНГ.

STRATEGY OF PARTNERSHIP BETWEEN RUSSIA AND THE EU AT THE CURRENT STAGE

Gaysumov, Zelimkhan H.

Post-Graduate Student of the Department for World Economy of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Until recently Russian policy for the European Union (EU) differed in uncertainty: on the one hand, the EU was perceived as one of many democratic institutes of Europe which also Russia by an example of the majority of the European countries could enter, with another - process of the European integration was perceived as the phenomenon minor in the Russian policy as traditionally Russia was guided by the bilateral relations with the European states, first of all with Germany, France and Great Britain which were perceived as worthy partners for dialogue. In article answers to the topical issues connected with ways of strengthening of

partnership between the states are analyzed. Prerequisites of development of the relations between Russia and the EU in various fields of activity come to light. The author the essence of the main problems arising on the way of cooperation between Russia and the EU locates and proposals on prevention of the reasons of emergence of problem situations are made. Keywords: strategy of partnership, the external economic relations, the political relations, cooperation potential, integration, strategic programs, trade partners, positions on space of the CIS.

В современном мире ни одно государство или интеграционное объединение не могут развиваться и существовать обособленно, что обусловлено экономическими, политическими, научно-техническими, общественными и рядом других объективных факторов. Россия и Европейский союз (ЕС) в силу территориального, исторического и геополитического факторов являются внешнеэкономическими партнерами с длительной историей взаимоотношений, которые под воздействием ряда причин и событий постоянно претерпевают изменения. Последние события (глобальный экономический кризис 2008-2010 гг.; конфликт между Грузией и Россией в августе 2008 г.; газовые вопросы между Россией и Украиной, возникающие на протяжении последних пяти лет, и последующие военно-политические события в Украине 2013-2015 гг.) оказали значительное влияние на характер этих отношений, а также на стратегии будущего партнерства.

До недавнего времени российская политика в отношении ЕС отличалась неопределенностью. С одной стороны, Евросоюз представляет собой один из многих демократических институтов Европы, куда могла бы вступить и Россия по примеру большинства европейских стран. С другой стороны, процесс европейской интеграции российскими политиками воспринимался как явление второстепенное, поскольку традиционно Россия ориентировалась на двусторонние отношения с европейскими государствами, прежде всего с Германией, Францией и Великобританией, которые

воспринимались как достойные партнеры для торгово-эконо-мического диалога.

Теоретико-методологические основы исследования интеграционных процессов и необходимость торгово-экономического сотрудничества для развития экономики государства были разработаны еще в классических работах Б. Баллаша, Дж. М. Кейн-са, А. Маршалла, Д. Рикардо, П. Самуэль-сона, А. Смита, Дж. Стиглица. Помимо зарубежных авторов значительный вклад в разработку данной проблемы внесли российские ученые С. Авдашева, В. Барановский, Е. Винокуров, С. Глазьев, Р. Качалов, Г. Клейнер, В. Тамбовцев, Ю. Шишков, Р. И. Хасбулатов и др.

Существует достаточно много исследований, посвященных торгово-экономическому сотрудничеству как необходимому условию социально-экономического развития государств. Например, исследованию вопросов стратегического партнерства посвящены труды следующих зарубежных ученых: Димитара Бечера (директор Института европейской политики, Болгария), Гиованна Броги (Миланский университет, Италия), Алена Гетьманчука (Институт мировой политики, Украина) и др. В их работах подчеркивается важность развития дальнейшего взаимодействия России со странами Евросоюза. В частности, отмечается, что «...они с нетерпением ждут того дня, когда Россия сможет вернуть свое законное место в Европейской семье наций, и быть полностью вовлеченной в процесс европейской интеграции»1.

1 URL: http://www.svoboda.org/content/article/ 24744728.html (дата обращения: 17.01.2016).

Проблемы политического взаимодействия Европейского союза с Россией раскрываются в исследованиях А. Эткинда (советский психолог), Р. Финнина (профессор Кембриджского университета, Великобритания), О. Гнатюк (Варшавский университет, Польша). Основной упор в них был сделан на необходимость пересмотра торгово-экономического сотрудничества между Россией и странами ЕС. Их основные выводы сводились к тому, чтобы изолировать российские компании и расширить торговлю с другими партнерами.

Для разработки рекомендаций по возможным направлениям сотрудничества нами были использованы следующие документы:

- доклады Института Европы Российской академии наук;

- аналитические доклады и статистические сборники, подготовленные статистической службой Европейского союза -Евростатом;

- нормативные документы, регламентирующие региональное сотрудничество;

- материалы, опубликованные в монографиях отечественных и зарубежных исследователей, статьях в периодической печати.

Следует отметить, что до украинских событий (2013-2015) между Россией и ЕС было подписано много соглашений - от Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) до соглашений 2005 г. о стратегическом партнерстве посредством формирования четырех общих пространств. Так называемые дорожные карты предусматривали сотрудничество между сторонами в следующих направлениях: экономическом, внутренней безопасности и правосудия, внешней безопасности, а также науки и образования.

Помимо этого на российско-германско-французском саммите в Довиле 2010 г. лидеры Германии, России и Франции согласовали план действий, по которому через 10-15 лет Россия и ЕС должны были сфор-

мировать единое экономическое пространство. Однако в связи с изменением своего стратегического курса, вызванного геополитическими факторами, страны Евросоюза взяли курс на полное сворачивание взаимодействия с Россией, в том числе в вопросах международной и региональной безопасности, включая борьбу с распространением оружия массового уничтожения, терроризмом и другими новыми вызовами и угрозами.

В настоящее время большинство аналитиков и экспертов сходятся во мнении, что отношения России и ЕС находятся в противоречивом, а порой и кризисном состоянии, при котором серьезные расхождения в политической сфере и жесткая конкуренция в области экономики сочетаются с программой сотрудничества, нацеленной на восприятие Россией европейских норм и правил. Например, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Ф. Лукьянов отмечает, что «заменить» Европу в качестве основного партнера России ни одна страна - ни США, ни Китай, никакая иная страна - не может по объективным причинам. И самое главное -те изменения, на которых настаивает Европейская комиссия для успешного сотрудничества, прежде всего необходимы самой России для того, чтобы построить эффективную экономику и здоровое общество [3]

Можно согласиться с выводом эксперта Российского совета по международным делам Н. Арбатовой, что в последнее десятилетие в отношениях России и ЕС следует выделить два основных момента, способных придать этому сотрудничеству стратегическую перспективу. Это Санкт-Петербургская инициатива (сформулированная на саммите Россия - ЕС в мае 2003 г.), положенная в основу переговоров о новом договоре и предполагавшая создание четырех общих пространств в сфере экономики, внутренней безопасности, внешней безопасности и науки, образования и куль-

туры, а также партнерство для модернизации (обсуждалось на саммите Россия - ЕС в Ростове-на-Дону 31 мая - 1 июня 2010 г.) [1]. В рамках данных инициатив в 2013 г. было заключено Соглашение о сотрудничестве между Росстандартом и европейскими органами стандартизации (CEN/ CENELEC), а также разработана стратегическая программа таможенного сотрудничества Россия - ЕС на 2013-2014 гг. (так называемый механизм раннего предупреждения), способствующая предотвращению заторов на границе и регулированию торговых потоков.

По нашему мнению, главная особенность внешнеэкономического взаимодействия между Россией и ЕС состоит в очевидном противоречии между огромным потенциалом сотрудничества, с одной стороны, и крайне медленным его развитием - с другой. У этого противоречия есть объективные экономические причины, дополняемые причинами политического и культурного характера.

Для Евросоюза по-прежнему одним из ключевых партнеров остаются США, и в настоящее время мы можем наблюдать новый виток в их отношениях (переговоры о трансатлантической торгово-экономической интеграции между США и странами Евросоюза). Что касается России, то, несмотря на то, что ЕС остается одним из основных ее торговых партнеров, она стремится диверсифицировать свою внешнеэкономическую политику в азиатском направлении и удержать свои позиции на пространстве СНГ.

Тем не менее, несмотря на достаточно сильное воздействие политического фактора на взаимное сотрудничество двух сторон, потенциал партнерства России и ЕС, безусловно, большой. В первую очередь - это огромные человеческие ресурсы (почти 650 млн человек, живущих на территории площадью свыше 21 млн кв. км), а также взаимодополняемость и взаимозависимость экономик, объективная недели-

мость европейской безопасности, общие культурные корни.

В настоящее время Евросоюз по-прежнему продолжает оставаться крупнейшим торговым партнером для России, а для европейского бизнеса наша страна является четвертым по величине рынком сбыта.

По данным Федеральной таможенной службы России, доля стран Евросоюза во внешней торговле Российской Федерации по итогам 2015 г. составила 45,9%, в денежном выражении это 391 млрд долларов. В целом Россия за 2015 г. продала товаров на 28 млрд долларов, или на 30% меньше, чем годом ранее. В 2014 г. этот показатель составлял 49,4%, в денежном выражении -411 млрд долларов. За десять лет товарооборот с европейскими странами увеличился более чем в 3 раза (Россия является третьим по величине торговым партнером ЕС). В 2015 г. объем российского экспорта в страны ЕС составил 210 млрд долларов, в то время как в 2013 г. - 283 млрд долларов, импорт из стран ЕС в 2015 г. составлял 103,6 млрд долларов, в 2013 г. - 134 млрд долларов. На российский рынок приходится 7,3% зарубежных поставок европейских товаров (этот показатель выше лишь у США, Китая и Швейцарии)1.

Если рассматривать торговлю России с отдельными европейскими странами, то для них российский рынок не является основным экспортным рынком. Ключевыми торговыми партнерами России являются Нидерланды, Германия, Италия, Польша, Великобритания, Франция и Финляндия (7 стран - членов ЕС). По сравнению с 2013 г. эти страны в основном сохранили свои позиции в структуре российского товарооборота, за исключением Польши и Великобритании. Однако в отличие от европейского российский экспорт не диверсифицирован, в его структуре ведущее место занимают энергоресурсы.

1 Едовина Т. Торговля в рост / / Коммерсантъ. - 2014. - 14 мая.

По данным Евростата, Россия обеспечивает порядка половины импорта нефти и 40% импорта газа. Следует отметить, что согласно новой стратегии ЕС в сфере энергетики степень зависимости стран от внешних поставщиков ресурсов должна сокращаться. Тем не менее потребности в энергоресурсах трети стран блока, включая Финляндию, Польшу и страны Балтии, до сих пор обеспечиваются практически исключительно за счет импорта из России [6]. Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что торговые связи между Россией и ЕС по-прежнему имеют стратегическое значение для обеих сторон.

Одним из направлений стратегического партнерства между двумя сторонами продолжает оставаться инвестиционное сотрудничество. Так, например, в 2013 г. общий объем накопленных инвестиций из стран ЕС в российскую экономику превышал 260 млрд долларов, а российские инвестиции в странах ЕС достигли 75 млрд долларов1. Расширение рамок такого взаимодействия на базе единых правил торговли, по мнению экспертов, во многом было обусловлено присоединением России к ВТО в августе 2012 г. Однако последние политические и экономические события (военные действия в Украине, присоединение Крыма к России, а также введение санкций по отношению к России) и здесь внесли свои коррективы.

В настоящее время, по данным Центрального банка Российской Федерации, приток ПИИ в экономику России упал втрое - с 69 млрд до 21 млрд долларов. Российские инвестиции в экономику стран ЕС в 2014 г. также сократились до 56,3 млрд долларов, почти половину этого объема получили Кипр и Бермуды2. Вместе с тем эксперты сходятся во мнении, что такая ситуация не является прекращением со-

1 URL: http://www.vedomosti.ru/economics/articles/ 2015/06/25/597910-investori-ne-vernutsya-v-rossiyu (дата обращения: 17.04.2015).

2 Данные за 2014 г.

трудничества в данной сфере. Страны, бизнес которых активно взаимодействует с российскими компаниями (например, Германия, Франция, Италия, Люксембург), выступают против замораживания взаимной торговли. Подтверждение этого - недавнее обращение крупнейших немецких компаний к властям страны с требованием воздержаться от новых санкций в отношении России.

Следует выделить и такое направление сотрудничества, как научно-техническое, особенно в авиации и космосе, которое в целом успешно развивается. Так, например, 14 марта 2013 г. в Париже Роскосмо-сом и Европейским космическим агентством было подписано Соглашение о сотрудничестве в области исследования в 2016-2018 гг. робототехническими средствами Марса и других тел Солнечной системы - Юпитера и Луны, хотя его потенциал используется далеко не в полной мере [6].

К сожалению, в результате обострения отношений между Россией и Евросоюзом многие проекты приостановлены. Хочется верить, что политический фактор не будет играть важную роль в деле достижения научно-технического прогресса, который важен не только для России и ЕС, но и для всего человечества.

Вместе с тем существуют и определенные проблемы, которые оказывают негативное воздействие на характер и развитие сотрудничества. Так, например, Россия, серьезно обеспокоена действиями Евросоюза (желание самостоятельно регулировать рынки), связанными с реализацией положений Третьего энергетического пакета ЕС. Конечно, мы не оспариваем право Евросоюза самостоятельно регулировать рынки, но рассчитываем, что будут соблюдаться международно-правовые обязательства. В настоящее время для российского бизнеса возрастают системные риски, а в отдельных случаях наблюдается фактическая экспроприация активов российских

компаний. Политическая полемика между ЕС и Россией, безусловно, препятствует укреплению взаимного партнерства.

Негативные аспекты проблемы взаимного сотрудничества проявляются не только в сфере энергетики, но и в вопросах упрощения визового режима между Россией и странами - членами ЕС. По всей вероятности, в свете введения экономических санкций ЕС в отношении России вопрос об упрощении визового режима будет отложен на неопределенный срок.

Как отметил посол по особым поручениям МИД РФ Анвар Азимов, без решения отмены виз между Россией и Евросоюзом невозможно стратегическое партнерство. Он также подчеркнул, что Россия является наиболее естественным по географическим и торгово-экономическим параметрам стратегическим партнером ЕС1.

По нашему мнению, стратегические направления отношений Россия - ЕС все еще не реализованы полностью. Данный вывод основан на высказывании Председателя Европейской комиссии Ж. М. Баррозу, который подчеркнул, что положение дел может измениться лишь в том случае, если взаимодействие между Россией и Евросоюзом из «партнерства по необходимости» обретет новую форму и будет опираться на фундамент стратегического доверия на основе принципов равноправия, взаимного уважения и взаимного учета интере-сов2.

В отношениях Россия - ЕС, без сомнения, должны учитываться и новые реалии, которые создаются в результате продвижения евразийской интеграции на пространстве СНГ.

Россия, Казахстан и Беларусь образовали Таможенный союз (ТС) и Единое экономическое пространство (ЕЭП), рынок которых объединяет 165 млн потребите-

1 URL: http://ria.ru/politics/20130625/945723335.htmI (дата обращения: 18.01.2016).

2 URL: http://www.ieras.ru/pub/gromyko/7.pdf (да-

та обращения: 18.01.2016).

лей, опирается на универсальные интеграционные принципы в соответствии с нормами ВТО и гармонизирован с точки зрения макроэкономической политики, правил конкуренции, системы технического регулирования, транспорта, тарифов естественных монополий, сельскохозяйственных и промышленных субсидий. В 2012 г. начала работу Евразийская экономическая комиссия - единый постоянно действующий орган этих двух форматов. В ее ведение перешли вопросы таможенно-тарифного и технического регулирования, установления торговых режимов в отношении третьих стран, конкурентная, макроэкономическая и энергетическая политика, ряд других позиций. Постепенно ей будут предоставлены новые полномочия.

Становление ТС и ЕЭП идет гораздо динамичнее, чем становление ЕС, в том числе потому, что учитывается опыт Европейского союза как самого успешного на сегодняшний день интеграционного проекта. Созданный Евразийский экономический союз (ЕАЭС) призван максимально задействовать взаимовыгодные хозяйственные связи на пространстве СНГ. Для России эта задача имеет приоритетный характер. Подразумевается, что ЕАЭС станет моделью объединения, которое определит будущее не только стран-участниц объединения, но и других государств на постсоветском пространстве.

В перспективе планируется создание альянса между Европейским и Евразийским союзами. Однако нельзя с уверенностью утверждать, что этот вектор развития отношений с ЕС будет реализован. Для этого необходима согласованная политика обеих сторон3.

Тем не менее эксперты достаточно скептически относятся к обсуждению стратегического партнерства России и ЕС на данный момент, отмечая отсутствие про-

3 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-ekonomicheskogo-sotrudnichestva-evraziyskogo-i-evropeyskogo-soyuzov (дата обращения: 17.01.2016).

гресса в подготовке нового базового соглашения, а также в переговорах по безвизовому режиму и Третьему энергетическому пакету, и видят барьеры стратегического партнерства в «огромном взаимном недоверии».

Тем не менее, по мнению В. В. Путина, имеются перспективы стратегического партнерства в развитии европейской и евразийской интеграции. Обе интеграционные модели построены на схожих принципах, опираются на нормы ВТО и могли бы эффективно дополнить друг друга и способствовать росту взаимного товарообмена [5].

По словам министра иностранных дел С. В. Лаврова, добиться вывода связей России и ЕС на более качественный уровень возможно, но для этого необходимо:

- укрепление энергетического сотрудничества вплоть до создания в перспективе единого энергетического комплекса Европы;

- заключение нового базового соглашения Россия - ЕС, которое определило бы векторы развития взаимодействия между сторонами на перспективу и способы достижения совместных целей;

- заключение соглашения об отмене виз для краткосрочных поездок, что стало бы серьезным подтверждением действительного стратегического характера партнерских взаимоотношений России и ЕС;

- развитие сотрудничества в сфере внешней политики и безопасности (обеспечение единой неделимой безопасности Евро-Атлантики) [6].

Укреплению доверия между Российской Федерацией и ЕС может способствовать и активизация сотрудничества в военной сфере. Решению данной задачи во многом способствует Рабочая группа по военным вопросам, созданная в 2010 г. по инициативе ЕС, в круг компетенций которой входит ряд таких аспектов, как обмен оценками состояния и перспектив развития военно-политической ситуации в кризисных

регионах, использование миротворческих потенциалов России и Евросоюза, борьба с пиратством.

Пока же мы не можем говорить о том, что процесс взаимного сотрудничества набирает обороты. Во многом этому препятствуют и санкции, которые пошатнули экономику России и, по мнению ряда экспертов, послужили причиной финансового кризиса в нашей стране.

Этот вывод подтверждается и действиями Центрального банка Российской Федерации, который разработал проект Основных направлений денежно-кредитной политики на 2016-2018 годы. В частности, в нем отмечается, что введенные против России санкции названы в числе главных факторов, которые будут препятствовать росту экономики нашей страны за период с 2016 по 2018 г.1

Западные санкции предусматривали замораживание активов и введение визовых ограничений для граждан России, включенных в специальные списки. Также были наложены санкции на многие российские компании.

Тем не менее в «пострадавших» может оказаться не только экономика России. По мнению экспертов, введение полномасштабных санкций в отношении Российской Федерации может спровоцировать падение экономики Европейского союза, лишь недавно оправившейся от последствий долгового кризиса, в очередную рецессию. Российская же экономика, по оценке Всемирного банка, в случае эскалации кризиса может потерять почти 2% ВВП. Более того, ухудшение отношений на уровне бизнеса может привести к резкому оттоку капитала из страны, который только в 2014 г. составил 150 млрд долларов2.

Несмотря на то, что Россия и ЕС используют разные инструменты внешней

1 См.: Кувшинова О. Экономика потеряет шесть лет // Ведомости. - 2015. - 14 сентября. - № 3916.

2 URL: http://ictsd.org/i/news/mosty-blog/183209/ #sthash.WUrZng6d.dpuf

политики, существует так называемое «окно возможностей» для взаимного сотрудничества. От того, насколько будут открыты стороны для взаимодействия и совместной выработки компромиссных решений, учитывающих интересы друг друга, зависят перспектива развития, результаты и сроки исполнения поставленных задач.

Несмотря на напряженную ситуацию в отношениях между Россией и ЕС из-за эскалации украинского кризиса, многие эксперты оптимистичны относительно перспектив дальнейшего взаимодействия сторон. Евросоюз неоднократно заявлял о готовности наладить тесные контакты с Российской Федерацией в различных направлениях, прежде всего это инновационное сотрудничество.

Европейский союз нацелен на более широкую социально-политическую модернизацию в России, тогда как наша страна больше сосредоточена на реструктуризацию промышленности. Иными словами, ЕС хочет развивать политический диалог с Россией и стремится вестернизи-ровать российское общество, в то время как Россия рассматривает модернизацию как средство повышения конкурентоспособности ее отраслей1.

Проведенный анализ оценки стратегического партнерства позволяет сделать следующее заключение. Потребуется ни один год, чтобы произошла модернизация российской экономики, хотя имеются немалые предпосылки для решения этого вопроса. Россия имеет государственные проекты, такие как «Роснано», Российская венчурная компания (РВК), «Сколково» и некоторые другие, но этого недостаточно. Мотивация для инноваций должна формироваться снизу-вверх: необходимо иметь инновационных предпринимателей, которые заинтересованы в инновационном развитии.

1 ИКЬ: http://read.virmkra/p/POLITOLOGIA/ch 20.htm (дата обращения: 17.01.2016).

Инновации обычно начинаются не тогда, когда есть возможность, а когда есть необходимость. Поэтому в краткосрочной перспективе именно политический фактор будет тормозить сближение российской экономики с экономиками стран Евросоюза. В связи с этим сложно говорить о перспективах стратегического партнерства между сторонами.

Стоит отметить, что до эскалации украинских событий Россия и Евросоюз активно сотрудничали по линии гармонизации образовательных стандартов, создания совместных программ и обмена студентами и преподавателями. Кроме того, успешно развивалось научно-техническое сотрудничество, особенно в авиации и космосе; постепенно наращивалось торгово-инве-стиционное сотрудничество. Евросоюз ставил сотрудничество с Россией в число одного из своих географических приоритетов. Об этом четко прописано в Коллективной стратегии Евросоюза по отношению к Российской Федерации, принятой в Кельне еще в 1999 г.2 В этом документе, в частности, отмечено, что будущее России является важным элементом в будущем всего европейского континента и представляет стратегический интерес для всех стран ЕС.

Таким образом, уже многое достигнуто по линии двустороннего сотрудничества между Россией и странами ЕС. Если конфронтация между сторонами из-за украинского кризиса приведет к обнулению ранее достигнутых результатов, то для восстановления понадобятся десятилетия. Поэтому и европейские компании, и российские осознают важность продолжения сотрудничества. По мнению многих европейских политиков, санкционное давление на экономику России контрпродуктивно, поскольку санкции бумерангом оборачиваются против экономики Евросоюза.

2 ИКЬ: Ыйр://mgimo.ru/у11_2013/243404/4.3. collective_eu_strategy.htm (дата обращения: 17.01.2016).

Список литературы

1. Арбатова Н. Аналитическая записка к конференции «Россия и Европейский союз. Возможности партнерства». - URL: russiancouncil.ru/inner/?id_4=1559

2. Лебедева Л. Ф, Мигалева Т. Е., Подбиралина Г. В. Евразийский экономический союз: новый этап экономического взаимодействия // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2015. - № 3 (81). - С. 117-127.

3. Лукьянов Ф. Меняется Союз, меняется Россия // Европа. - 2003. - № 11 (34). - С. 3-4.

4. Отношения ЕС и России - время для переосмысления? - URL: http:/ /eu-russiacentre.ru / eu-russiacentre-news / otnosheniya-es-i-rossii-vremya-dlya-pereosmysleniya.html

5. Саммит Россия - ЕС: откровенное обсуждение накопившихся вопросов. - URL: http: / /ictsd.org/i/news/mosty-blog/183209/#sthash.WUrZng6d.dpuf

6. Статья министра иностранных дел России С. В. Лаврова «Россия - Евросоюз: перспективы партнерства в меняющемся мире», опубликованная в «Journal of Common Market Studies Annual Review». - URL: http://www.mid.ru/press_service/ minister_speeches/ - / asset_publisher /7OvQR5KJWVmR/c ontent /id/99770

References

1. Arbatova N. Analiticheskaya zapiska k konferentsii «Rossiya i Evropeyskiy soyuz. Vozmozhnosti partnerstva» [Analytical Note to the Conference 'Russia and the EU. Possibilities of Partnership']. (In Russ.). Available at: russiancouncil.ru/ inner/?id_4=1559

2. Lebedeva L. F., Migaleva T. E., Podbiralina G. V. Evraziyskiy ekonomicheskiy soyuz: novyy etap ekonomicheskogo vzaimodeystviya [Eurasian Economic Union: New Stage of Economic Interaction]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2015, No. 3 (81), pp. 117-127. (In Russ.).

3. Luk'yanov F. Menyaetsya Soyuz, menyaetsya Rossiya [The Union is Changing and Russia is Changing]. Evropa [Europe], 2003, No. 11 (34), pp. 3-4. (In Russ.).

4. Otnosheniya ES i Rossii - vremya dlya pereosmysleniya? [Relations between the EU and Russia - Time for Revision?]. (In Russ.). Available at: http://eu-russiacentre.ru/eu-russiacentre-news/otnosheniya-es-i-rossii-vremya-dlya-pereosmysleniya.html

5. Sammit Rossiya - ES: otkrovennoe obsuzhdenie nakopivshikhsya voprosov [Summit Russia - the EU: Frank Discussion of Accumulated Problems]. (In Russ.). Available at: http://ictsd.org/i/news/mosty-blog/183209/#sthash.WUrZng6d.dpuf

6. Stat'ya ministra inostrannykh del Rossii S. V. Lavrova «Rossiya - Evrosoyuz: perspektivy partnerstva v menyayushchemsya mire», opublikovannaya v «Journal of Common Market Studies Annual Review» [The Article by the Minister of Foreign Affairs S. V. Lavrov 'Russia -European Union: Prospects of Partnership in the Changing World'; published in 'Journal of Common Market Studies Annual Review']. (In Russ.). Available at: http:// www.mid.ru/press_service/minister_speeches/-/asset_publisher/7OvQR5KJWVmR/ content/id/99770

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.