Научная статья на тему 'Перспектива интеграции России с ЕС'

Перспектива интеграции России с ЕС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1151
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EUROPEAN UNION (EU) / RUSSIAN FEDERATION (RF) / WORLD TRADE ORGANIZATION (WTO) / ИНТЕГРАЦИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (ЕС) / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ (РФ) / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) / САММИТ / ФОРУМ / ЛИССАБОНСКИЙ ДОГОВОР / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / СОГЛАШЕНИЕ О ПАРТНЕРСТВЕ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ / СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ НА ПЕРСПЕКТИВУ / INTEGRATION / SINGLE ECONOMIC SPACE / GLOBALIZATION / GLOBAL ECONOMIC CRISIS / STANDARD OF LIVING / BOLOGNA DECLARATION / SUMMIT / FORUM / TREATY OF LISBON / CUSTOMS UNION / PARTNERSHIP AND COOPERATION AGREEMENT / MEDIUM-TERM STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF RELATIONS BETWEEN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE EU

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Старкова Надежда Олеговна

Произведен анализ, и дана общая оценка отношениям ЕС и РФ в сфере экономи-ки, внешней политики и политики безопасности, вопросах построения демократическо-го общества в России. Оценены перспективы интеграции РФ и ЕС. Выявлены и обос-нованы наиболее перспективные направления сотрудничества России и Евросоюза и основные факторы, препятствующие сближению сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis is made and the general assessment of relations between EU and Russian Federation in sphere of economy, foreign policy and a security policy, questions of building of a democratic society in Russia is given. The prospects of integration of Russian Federation and the EU are estimated. The most perspective directions of cooperation between Russia and the European Union and the major factors interfering rapprochement between the parties are detected and proved.

Текст научной работы на тему «Перспектива интеграции России с ЕС»

Н.О. Старкова

ПЕРСПЕКТИВА ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ С ЕС Аннотация

Произведен анализ, и дана общая оценка отношениям ЕС и РФ в сфере экономики, внешней политики и политики безопасности, вопросах построения демократического общества в России. Оценены перспективы интеграции РФ и ЕС. Выявлены и обоснованы наиболее перспективные направления сотрудничества России и Евросоюза и основные факторы, препятствующие сближению сторон.

2010 № 3

Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Annotation

The analysis is made and the general assessment of relations between EU and Russian Federation in sphere of economy, foreign policy and a security policy, questions of building of a democratic society in Russia is given. The prospects of integration of Russian Federation and the EU are estimated. The most perspective directions of cooperation between Russia and the European Union and the major factors interfering rapprochement between the parties are detected and proved.

Ключевые слова

Интеграция, Европейский Союз (ЕС), Российская Федерация (РФ), единое экономическое пространство, глобализация, мировой экономический кризис, уровень жизни, Болонская декларация, Всемирная торговая организация (ВТО), саммит, форум, Лиссабонский договор, таможенный союз, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, Стратегии развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу.

Keywords

Integration, European Union (EU), Russian Federation (RF), single economic space, globalization, global economic crisis, standard of living, Bologna Declaration, World Trade Organization (WTO), summit, forum, Treaty of Lisbon , customs union, Partnership and Cooperation Agreement, Medium-Term Strategy for the Development of Relations between the Russian Federation and the EU.

Интеграция России и Европейского союза и создание единого экономического пространства являются актуальной проблемой современной мировой экономики. Наряду с явно наметившимся поступательным движением в сторону сближения, направленным на взаимодействие РФ и ЕС, наличие общих интересов, программ, стратегий, у каждой из сторон существует в настоящее время много внутренних и внешних неразрешенных проблем, что замедляет, а иногда блокирует процесс интеграции.

Основой правовых взаимоотношений России и Европейского союза является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, вступившее в силу 1 декабря 1997 года и действующее, после продления в 2007 году, до сих пор. Согласно ст. 1 Соглашения, основными целями партнерства являются: содействие экономическим и политическим преобразованиям в России, обеспечение политического диалога, расширение экономического сотрудничества между сторонами Соглашения, создание усло-

вий для организации Зоны свободной торговли между Россией и ЕС. Соглашение носит всеобъемлющий характер, затрагивает все три «опоры» Европейского союза: экономическую политику, внешнюю политику и политику безопасности, сотрудничество полиций и судов в уголовно-правовой сфере. Помимо Соглашения перспективы развития взаимоотношений РФ и Европейского союза прописаны в стратегиях развития отношений и сотрудничества и других документах, разработанных на саммитах ЕС - России.

Основные направления целостной и всеобъемлющей политики, в равной степени связывающей государства-члены и сообщество и включающей в себя все правомерные средства совместной деятельности РФ и ЕС, обозначены в Стратегии развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000 - 2010 гг.), принятой в октябре 1999 года в Хельсинки. Стратегия развития не заменяет Соглашения о парт-

нерстве и сотрудничестве, но дополняет его, используя его механизмы. Стратегия формулирует основные цели ЕС по отношению к России: укрепление демократии, принцип правового государства и государственных учреждений в России; интеграцию России в общеевропейское экономическое и социальное пространство; сотрудничество в интересах укрепления стабильности и безопасности в Европе и за ее пределами; совместное участие в решении общих проблем европейского континента:

ядерной безопасности, экологии, проблем преступности.

На основе анализа современного положения и взаимоотношений ЕС и РФ рассматриваются некоторые конкретные практические шаги, которые могли бы быть предприняты двумя сторонами в ближайшее время, а также причины, препятствующие взаимному сближению.

Нынешняя бедность широких слоев населения РФ делает ее вступление в ЕС вопросом отдаленного будущего. В то же время уровень жизни в нашей стране сопоставим с уровнем жизни наиболее бедных стран Евросоюза из числа новых членов и стран-кандидатов на вступление в ЕС. Согласно рейтингу качества жизни в странах мира на 2009 год, проведенному ООН России занимает 71 место[15].

Известно, что в современных условиях глобализации особую привлекательность для иностранных инвесторов из развитых стран приобрели перспективные развивающиеся рынки ЮгоВосточной Азии [7]. Однако не смотря на то что российский рынок не может продемонстрировать рост опережающими темпами, Россия по-прежнему в культурном и социальном отношении остается ближе к Западу, даже при различиях в уровнях развития. Более того, мировой экономический кризис, нарушивший сложившиеся пропорции мировой экономики, внес свои коррективы

в ситуацию не только на российском, но и на общеевропейском рынке, изменив соотношение показателей не в пользу последнего. Это обстоятельство позволило переоценить отношение сторон к проблеме экономического неравенства и оценить перспективы сотрудничества в решении вопросов послекризисного восстановления и роста.

Узкоспрофилированная и энергоемкая экономика РФ, сильно зависимая от сырьевых рынков, испытывает сегодня большие трудности на пути интеграции в глобальную экономику, продвигаясь вперед пошагово, особенно после резкого спада цен за нефть в конце 2008 года и мирового финансового кризиса, однако, сегодня характеризуется как растущая. По опубликованной Росстатом оценке, ВВП России за первый квартал 2010 г. увеличился на 2,9% относительно аналогичного периода предыдущего года. При продолжающемся падении инвестиционной активности и вялой динамике потребительского спроса основным фактором роста стало расширение экспорта. По данным Банка России, в первом квартале 2010 г. внешнеторговый оборот составил 138,1 млрд. дол. и увеличился на 44,2% к первому кварталу 2009 г. Экспорт относительно января-марта 2009 г. вырос на 61,6% - до 92,6 млрд дол., импорт - на 18,4% - до 45,6 млрд дол. Положительное сальдо торгового баланса почти в 2,5 раза превысило показатель первого квартала 2009 г. и достигло 47,0 млрд дол. Рост промышленного производства по сравнению с январем - апрелем 2009 г. составил 106,9%. Очень важным является то, что восстановление промышленности определялось опережающим ростом обрабатывающих производств (108,3% относительно I квартале 2009 г.) относительно добычи полезных ископаемых (106,3%) и производства и распределения электроэнергии, газа и воды (106,0%) [6].

Что касается экономики ЕС, то ей по сравнению с РФ и другими странами гораздо труднее восстановиться от последствий мирового финансового кризиса, оказавшего сильное влияние на снижение темпов ее роста. Согласно данным Евростата, в четвертом квартале ВВП зоны евро (ЕС 16) и ЕС в целом (ЕС27) вырос на 0,1%. Рост ВВП в третьем квартале 2009 года составил

0,4% в зоне евро и 0,3% в ЕС в целом. В отличие от квартальных показателей, годовая динамика ВВП ЕС остается негативной. За 2009 год ВВП зоны евро уменьшился на 4,1%, а ВВП ЕС в целом

- на 4,2% [5]. Для сравнения, ВВП США в четвертом квартале 2009 года вырос на 1,4%, после роста на 0,6% в третьем квартале. В Японии ВВП четвертого квартала 2009 года вырос на

1,1% - после нулевого показателя в третьем квартале [3]. За четыре месяца с мая по август 2010 года, когда прекратился спад, промышленное производство Евросоюза выросло только на 1.8% [11].

Оценивая перспективы интеграции РФ и ЕС, отечественные и зарубежные эксперты зачастую говорят о желательности для России инновационной программы «Партнерство для модернизации», подразумевающей трансферт технологий. [8]. Данная программа рассматривалась в ходе Петербургского международного экономического форума - 2010 в контексте обсуждения проблем иностранного бизнеса в России, однако никаких решений относительно нее принято не было. Возможно, это связано с тем, что в современных условиях реализация программы осложняется высоким уровнем конкуренции на глобальном рынке. Более конструктивным представляется серьезный анализ зон пересечения экономических интересов ЕС и России и поиск моделей сотрудничества по принципу соответствия и взаимодополняемости.

В настоящее время создаются предпосылки для возможного существенного прогресса в деле приближения России к стандартам ЕС в самых разных областях: технике, праве, медицине, социальной сфере, вопросах гражданского общества. Например, Президент России Д.А. Медведев не случайно призвал в рамках нынешней модернизации технического регулирования брать на вооружение стандарты ЕС.

Важным фактором, удаляющим нашу страну от стандартов развитых стран Евросоюза, является низкий уровень развития российской демократии. Сегодняшняя политическая система и политическая культура РФ демонстрируют тенденцию к монопартийности. Нынешнее руководство России осознает опасность подобных тенденций, но развитие политической системы происходит очень медленно.

Большие расхождения сохраняются и по общим вопросам архитектуры европейской безопасности. Новейшие инициативы Президента РФ Д.А. Медведева по заключению нового Договора о европейской безопасности [4], который рассматривается российской стороной в качестве предложения по международно-правовому урегулированию, в настоящее время вызывает в Евросоюзе интерес, но не готовность к быстрой реализации.

Важным аргументом в пользу дальнейшей, ориентированной на будущее, основательной проработки сближения России с ЕС является выраженное желание молодого поколения россиян жить в открытом, современном и предсказуемом глобализирующемся мире [12, 13].

На сегодняшний день очень благоприятные перспективы возникают между Россией и Европейским союзом в сфере высшего образования. В 1999 г. европейские страны подписали Болонскую декларацию, которая предусматривала стимулирование интеграции на-

циональных систем высшего образования в объединяющейся Европе [1]. Подписав Декларацию в 2003 году, Россия выразила желание интегрировать в европейское образовательное пространство. Это само по себе важное событие, целью которого является достижение единых стандартов высшего образования в странах Болонского процесса -взаимное признание дипломов вузов. Таким образом, в сфере высшего образования происходит совпадение преобразований и по времени, и по основному направлению развития.

Большое значение в отношениях России и Европейского союза приобретает пограничное сотрудничество. На первом этапе его главной целью было снять напряжение, которое десятилетиями накапливалось по обе стороны границы, позволить людям, местным органам самоуправления установить прямые контакты. Сейчас в рамках приграничного сотрудничества можно решать и более крупные задачи. Несомненно, развитие приграничного сотрудничества будет способствовать появлению единого экономического пространства. В России оно выступает в качестве одного из стимулов к развитию местного самоуправления, децентрализации всей системы управления. Приграничное сотрудничество способно играть и стабилизирующую роль в случаях осложнения отношений на более высоком уровне.

Нельзя не остановиться на перспективах отношений России и ЕС в более далекой перспективе. Европейская комиссия говорит о «сотрудничестве без членства в институтах» для ряда государств, которые она относит к «кругу друзей ЕС» [2]. Среди них называют и Россию. Подход ЕС к России как к другу, конечно, очень важен. Однако в этой концепции есть ряд неясных мест. Прежде всего, к «кругу друзей ЕС» отнесены государства, имеющие самые различные политические системы, находя-

щиеся на разных уровнях экономического развития, проводящие различную внешнюю политику, имеющие различную степень ориентации на Европейский союз. Ситуация с Россией в этом вопросе не проста. То, что Россия старается, чтобы ее нормы совпадали с ЕС, не означает, что она автоматически будет следовать всем нормам, которые вырабатывались без ее участия. Очевидно, что ЕС не будет при выработке своих норм учитывать позицию страны, которая не является его членом и не станет им в обозримом будущем. Также очевидно, что Россия отличается от других стран, включенных в «круг друзей», тем, что она не будет ориентироваться исключительно на Европейский союз. Во внешней политике России всегда будут играть важную роль отношения с США, КНР и рядом других стран. Особенно ценным тут, конечно, представляется сотрудничество с США в рамках антитеррористической коалиции в связи с угрозами, которые возникли для безопасности России на ее южных рубежах. В отличие от других стран, входящих в «круг друзей», во внешней политике России всегда будет присутствовать глобальный аспект, причем связанный не только с наличием стратегического ядерного оружия. Таким образом, можно предположить, что сама по себе политика ЕС будет способствовать улучшению отношений с Россией, но вряд ли приведет к коренному прорыву.

Еще одним вопросом перспективного сотрудничества является экология. Президент РФ Медведев ясно обещал европейцам, особенно бережно относящимся к экологии, оказать поддержку в вопросе, который они считают особенно актуальным, - в достижении соглашения по защите климата, которое должно сменить Киотский протокол [9,10]. Таким образом РФ демонстрирует готовность к налаживанию отношений с ЕС и одновременно оказывает давление на другие страны, в первую очередь, на

США и Китай, с тем чтобы и они присоединились к новому соглашению. Но вместе с тем заявление отлично согласуется с недавно представленным планом модернизации и с целью повышения эффективности энергопотребления в России. Сократить выбросы углекислого газа по сравнению с 1990 годом России и так не очень трудно, поскольку они уже уменьшились в 90-е годы прошлого века в результате развала советской промышленности [10].

Схожая взаимовыгодная для Европейского союза и для России ситуация наблюдается в том, что Россия стремится избрать «кратчайший путь» вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Вступление планируется на конец 2010 года. Таможенный союз России с Беларусью и Казахстаном больше не должен служить тому помехой. Скорейшее вступление в ВТО в интересах как политики модернизации президента Медведева, так и государств ЕС, которые надеются на то, что в результате в России улучшатся условия для инвестиций и торговли.

На повестке дня российско-европейских отношений стоит вопрос об отмене визового режима. За отмену визового режима между Россией и Евросоюзом в 2010 году выступали важные политические персоны Испании, Италии, Франции и Греции, Германии и Финляндии, Люксембурга, Польши. РФ в свою очередь отметила готовность отменить визы с ЕС. На саммите в Ростове-на-Дону российская делегация передала представителям ЕС проект соглашения об отмене виз, однако, несмотря на то что этот документ был принят к рассмотрению, решения по этому вопросу вынесено не было. «В соответствии с 77 статьей Договора о функционировании Европейского союза положение о том, включать ли Россию, как всякую третью страну, в список стран, граждане которых не обязаны иметь визу при въезде в ЕС, действи-

тельно содержится в Лиссабонском договоре» [12]. Однако это не повод рассчитывать на то, что вопрос об отмене виз решится в ближайшее время. Это исключительно политический шаг ЕС, который следует рассматривать в долгосрочной перспективе.

Таким образом, несмотря на оптимистическую оценку современных отношений РФ и ЕС, нельзя не учитывать того, что многое еще только находится в процессе обсуждения: новое соглашение о партнерстве и сотрудничестве все еще не подготовлено; правовые гарантии энергоснабжения Европы посредством энергетической хартии остаются непроясненными.

По - прежнему отсутствует конкретика между РФ и ЕС в отношении вопросов, касающихся

- создания новой архитектуры европейской безопасности;

- введения взаимного визового режима;

- европейской политики добрососедства («Восточное партнерство»), которая, по мнению России, игнорирует её,

- признания независимости Абхазии и Южной Осетии,

- роли Украины как транзитной страны для поставок российского газа в Европу.

Подписанный в декабре 2009 года меморандум о создании российско-европейской системы раннего предупреждения в сфере энергоснабжения представляется важным шагом, направленным на сближение сторон и установление взаимопонимания. Однако это еще не может являться основанием для выдвижения гипотезы о возможности скорого достижения согласия между РФ и ЕС в решении других дискуссионных вопросов.

В настоящее время перечень важных тем в отношениях между ЕС и Россией значительно расширяется, а их проблематика существенно актуализи-

руется. Очевидно, что в решении этих проблем должен быть использован подход, подразумевающий применение совместных и согласованных двусторонних действий. Саммит ЕС-Россия 2010 года пока не достиг значительного прогресса в направлении сближения. Одним из инструментов, способных инициировать развитие интеграционного процесса между Россией и ЕС, может явиться совместно выработанный документ, формализующий стратегию будущих отношений. При этом важным элементом стратегии должна быть ликвидация дефицита демократии, который, несомненно, присутствует и играет сдерживающую роль в развитии двусторонних отношений.

На основании проведенного анализа выявлены основные направления сотрудничества и конкретные практические мероприятия, которые могли бы быть реализованы Европейским союзом и Россией в ближайшее время.

Вступление РФ в ЕС на сегодняшний день не представляется возможным по причине низкого уровня жизни широких слоев населения России, сильно отличающегося от уровня жизни ведущих европейских стран, а также низкого уровня развития российской демократии.

Одним их важных факторов, объективно препятствующих интеграции РФ в глобальную экономику, является узкая сырьевая специализация и энергоемкость экономики России.

Положительной оценки в настоящее время обоснованно заслуживают перспективы, возникающие между РФ и ЕС в сферах: высшего образования, техники, права, медицины, экологии, построения гражданского общества, пограничного сотрудничества, «сотрудничества без членства в институтах» для государств из «круга друзей», к которым отнесена Россия, вопроса о вступлении Российской Федерации в ВТО.

Вместе с тем нерешенными на сегодняшний день или находящимися в процессе обсуждения остаются серьезные вопросы, касающиеся отношений РФ и ЕС как политических, так экономических и правовых.

Библиографический список

1. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие // Документация международных форумов и мнения европейских экспертов. М.: Министерство образования Российской Федерации. 2002.

2. В.С. Шире круг / Итоги - 18.03.03. -

№11/353. ШЪ:

http://www.itogi.ru/archive/2003/11/80430 .Мт1

3. Вестник для журналистов: новости

ЕС. 9.03.2010. ШЪ:

http://ec.europa.eu/de1egations/be1arus/doc uments/more_info/march_ru.pdf

4. Выступление Д. Медведева на Совете по международным отношениям в рамках саммита «двадцатки» в Вашингтоне

- ноябрь 2008. ЦКЬ:

http://www.vesti.ru/doc.htm1?id=224151

5. Данные ВЭД 2010. Таможенная ста-

тистика // Информационное обеспечение маркетинговых проектов. -

21.03.2010. - ШЪ:

http://ana1izinfo.ru/news.php?id=39

6. Динамика ВВП и промышленности России в январе-апреле 2010 г. // Институт экономики переходного периода. ШЪ:

http://www.iet.ru/ru/kommentarii/dinamika

-vvp-i-promysh1ennosti-rossii-v-yanvare-

apre1e-2010-g.htm1

7. Инвестиции в трудные времена // Интерфакс - 11.08.2010. ЦКЬ:

http://www.interfax.ru/business/txt.asp?id= 149063

8. Инвестиции минус бюрократия // Российская Бизнес-газета. - 25.05.2010.

- №751 (18)

9. Маннтойфель И. Комментарий: Будущее российско-европейских отношений осталось за рамками саммита в

Стокгольме. - 18.11.2009. URL:

http://www.dw-

world.de/dw/article/0,,4906886,00.html

10. Миронов С. Проблема изменения

климата и задачи мировой и российской экологической политики // Изменение климата.т. 2010. URL:

http://www.climatechange.ru/node/337

11. Прогноз индикаторов экономики

РФ: 2009 - 2013 гг. // Квартальный прогноз ИНП РАН. - 16.23.11. - Выпуск №16. URL:

http://www.perspektivy.info/rus/ekob/prog noz_indikatorov_ekonomiki_rf_2009__20 13_gg_2009-12-22.htm

12. Перспективы евро-атлантической интеграции России //Вся Европа.т. -

25.03.2010. - №3(42). URL:

http://www.alleuropa.ru/index.php?option =com_content&task =view&id=1478

13. Россия XXI века: образ желаемого завтра // Доклад ИНСОР -

3.02.2010. URL: http://www.riocenter.ru/ru/news/7871

14. Сизов В.Ю. Отношения России и США в сфере безопасности. Можно ли считать 2009 год успешным? // Россия и Америка в XXI веке - 2010 - №1. URL: http://www.rusus.ru/?act=read&id=177

15. A guide to bringing INTERREG and Tacis funding together. // Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities. - 11.04.2010. -URL:

http://www.europa.eu.int/comm/external_r

ela-

tions/north_dim/conf/formin2/intreg_tac_e

n.pdf

Bibliographic list

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bologna process: the increasing dynamics and diversity / Documentation international forums and the views of European experts. Moscow: Ministry of Education of the Russian Federation. 2002.

2. V.S. Wider range / Results -

18/03/2003. - № 11/353. URL:

http://www.itogi.ru/archive/2003/11/80430 .html

3. Messenger for journalists: news of EU. -

03.09.2010. - URL:

http://ec.europa.eu/delegations/belarus/doc uments/more_info/march_ru.pdf

4. Medvedev's Speech at the Council on

Foreign Relations in the summit "Twenties" in Washington, DC - November 2008. URL:

http://www.vesti.ru/doc.html?id=224151

5. These FEA 2010. Customs statistics / information support marketing projects. -

21.03.2010. - URL:

http://analizinfo.ru/news.php?id=39

6. Dynamics of GDP and industry in Russia in January-April 2010 // Institute of Economy in Transition. URL: http://www.iet.ru/ru/kommentarii/dinamika -vvp-i-promyshlennosti-rossii-v-yanvare-aprele-2010-g.html

7. Investing in difficult times // Interfax -

11.08.2010. URL: http://www.interfax.ru/business/txt.asp?id= 149063

8. Investments minus the bureaucracy // Russian business newspaper. - 25.05.2010.

- № 751 (18)

9. Web Services I. Commentary: The future of Russian-EU relations have remained outside the summit in Stockholm. -

18.11.2009. URL: http://www.dw-

world.de/dw/article/0,, 4906886,00. html

10. Mironov S. The problem of climate

change and global challenges and Russia's environmental policy // Change klimata.ru. 2010. URL:

http://www.climatechange.ru/node/337

11. Forecast economic indicators of Russia: 2009 - 2013 years. // Quarterly forecast INP RAS. - 16.23.11. - Issue number 16. URL:

http://www.perspektivy.info/rus/ekob/prog noz_indikatorov_ekonomiki_rf_2009__20 13_gg_2009-12-22.htm

12. Prospects for Euro-Atlantic integration of Russia // All the Europa.ru. -

25.03.2010. - № 3 (42). URL:

http://www.alleuropa.ru/index.php?option =com content&task = view & id = 1478

13. Russia of XXI century: the image of

the desired tomorrow // Report INSOR -03/02/2010. URL:

http://www.riocenter.ru/ru/news/7871

14. Sizov, VY Relations between Russia and the United States in the security sphere. Can we succeed in 2009? // Russia and America in the XXI century - 2010 -№ 1. URL:

http://www.msus. ru/?act=read&id=177

15. A guide to bringing INTERREG and Tacis funding together. // Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities. - 11.04.2010. -URL: http ://www. europa. eu.int/comm/exter nal_reltions/north_dim/conf/formin2/intreg _tac_en.pdf (11.04.2010.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.