Научная статья на тему 'Россия - Евросоюз: время перемен'

Россия - Евросоюз: время перемен Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1837
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ЕВРОСОЮЗ / ПОЛИТИКА / КРИЗИС / СОТРУДНИЧЕСТВО / СТАБИЛЬНОСТЬ / ПАРТНЕРСТВО / RUSSIA / EUROUNION / POLITICS / CRISIS / COOPERATION / STABILITY / PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бадалова Е. В., Тонких В. А.

Во внешнеполитическом курсе российского государства одно из стратегических направлений занимали и занимают отношения со странами Европы. Статья посвящена проблемам взаимоотношений России и Евросоюза на рубеже XX-XXI веков. В начале XXI века в Европе и России утвердилось мнение о том, что взаимное партнерство РФ и ЕС носит долговременный стратегический характер, является основой поддержания мира и стабильности в Европе и во всем мире. Однако события на Украине, введение антироссийских санкций и ответные меры со стороны России серьезным образом осложнили перспективы сотрудничества РФ и ЕС. Западноевропейские политики пошли на поводу у Вашингтона, примкнув к антироссийским санкциям, понеся при этом многомиллиардные убытки и нанеся ущерб собственной политической репутации. Из-за западных санкций многие совместные программы России и ЕС не по вине российской стороны оказались либо свернуты, либо заморожены. Авторы статьи анализируют причины возникших трудностей и противоречий в развитии взаимного сотрудничества, рассматривая не только политические и экономические, но и духовно-нравственные аспекты. Разногласия России и западных партнеров из ЕС носят объективный характер, отражают реальные противоречия современного мира, фиксируют несовпадение интересов сторон. Западная Европа в последние годы утратила многие национальные духовно-нравственные ценности под прикрытием тезисов о демократии и толерантности. Особое внимание уделяется перспективам формирования отношений в условиях преодоления кризиса. Полагая, что язык санкций и взаимных ограничений не способствует налаживанию диалога, исследователи выделяют несколько факторов, которые могли бы послужить основой для конструктивного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the strategic directions in the foreign policy of the Russian state occupy relations with the countries of Europe. The article is devoted to relations between Russia and the European Union at the turn of XX-XXI centuries. At the beginning of the XXI century in Europe and Russia is established the view that the mutual partnership of Russia and the EU is of a long-term strategic character and it considers as the Foundation of maintaining peace and stability inEurope and around the world. However, the events in Ukraine, the introducing of anti-Russian sanctions and retaliatory measures from Russia seriously complicated the prospects of cooperation between Russia and the EU. Western European politicians have gone after Washington and joined the anti-Russian sanctions, incurring billions of dollars in losses and causing damage to his political reputation. Due to Western sanctions, many joint program of Russia and the EU were either curtailed or frozen but it is not the fault of the Russian side. The authors analyze the causes of the problems and contradictions in the development of mutual cooperation, considering not only political and economic but also moral and spiritual aspects. The differences between Russia and Western partners from the EU are objective, it reflect the real contradictions of the modern world, fix the mismatch of interests of the parties. Western Europe in recent years has lost many of its spiritual and moral values under the guise of the ideas of democracy and tolerance. Special attention is paid to the prospects of forming relations in the conditions of overcoming the crisis. Believing that the language of sanction and mutual restraint is not conducive to dialogue, researchers have identified the several factors that can serve as a basis for constructive cooperation.

Текст научной работы на тему «Россия - Евросоюз: время перемен»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТОЛОГИИ TOPICAL ISSUES OF POLITICAL SCIENCE

УДК 327

РОССИЯ - ЕВРОСОЮЗ: ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

RUSSIA - EUROUNION: TIME OF CHANGE

Е.В. Бадалова, В.А. Тонких E.V. Badalova, V.A. Tonkih

Воронежский государственный университет, Россия, 394068, г. Воронеж, Московский пр. 88

Voronezh State University, 88 Moskovskij pr, Voronezh, 394068, Russia

E-mail: [email protected]

Аннотация

Во внешнеполитическом курсе российского государства одно из стратегических направлений занимали и занимают отношения со странами Европы. Статья посвящена проблемам взаимоотношений России и Евросоюза на рубеже XX-XXI веков. В начале XXI века в Европе и России утвердилось мнение о том, что взаимное партнерство РФ и ЕС носит долговременный стратегический характер, является основой поддержания мира и стабильности в Европе и во всем мире. Однако события на Украине, введение антироссийских санкций и ответные меры со стороны России серьезным образом осложнили перспективы сотрудничества РФ и ЕС. Западноевропейские политики пошли на поводу у Вашингтона, примкнув к антироссийским санкциям, понеся при этом многомиллиардные убытки и нанеся ущерб собственной политической репутации. Из-за западных санкций многие совместные программы России и ЕС не по вине российской стороны оказались либо свернуты, либо заморожены. Авторы статьи анализируют причины возникших трудностей и противоречий в развитии взаимного сотрудничества, рассматривая не только политические и экономические, но и духовно-нравственные аспекты. Разногласия России и западных партнеров из ЕС носят объективный характер, отражают реальные противоречия современного мира, фиксируют несовпадение интересов сторон. Западная Европа в последние годы утратила многие национальные духовно-нравственные ценности под прикрытием тезисов о демократии и толерантности. Особое внимание уделяется перспективам формирования отношений в условиях преодоления кризиса. Полагая, что язык санкций и взаимных ограничений не способствует налаживанию диалога, исследователи выделяют несколько факторов, которые могли бы послужить основой для конструктивного сотрудничества.

Abstract

One of the strategic directions in the foreign policy of the Russian state occupy relations with the countries of Europe. The article is devoted to relations between Russia and the European Union at the turn of XX-XXI centuries. At the beginning of the XXI century in Europe and Russia is established the view that the mutual partnership of Russia and the EU is of a long-term strategic character and it considers as the Foundation of maintaining peace and stability in Europe and around the world. However, the events in Ukraine, the introducing of anti-Russian sanctions and retaliatory measures from Russia seriously complicated the prospects of cooperation between Russia and the EU. Western European politicians have gone after Washington and joined the anti-Russian sanctions, incurring billions of dollars in losses and causing damage to his political reputation. Due to Western sanctions, many joint program of Russia and the EU were either curtailed or frozen but it is not the fault of the Russian side. The authors analyze the causes of the problems and contradictions in the development of mutual cooperation, considering not only political and economic but also moral and spiritual aspects. The differences between Russia and Western partners from the EU are objective, it reflect the real contradictions of the modern world, fix the mismatch of interests of the parties. Western Europe in recent years has lost many of its spiritual and moral values under the guise of the ideas of democracy and tolerance. Special attention is paid to the prospects of forming relations in the conditions of overcoming the crisis. Believing that the language of sanction and mutual restraint is not conducive to dialogue, researchers have identified the several factors that can serve as a basis for constructive cooperation.

Ключевые слова: Россия, Евросоюз, политика, кризис, сотрудничество, стабильность, партнерство. Key words: Russia, Eurounion, politics, crisis, cooperation, stability, partnership.

На современном этапе мировое сообщество живет в условиях кардинальных перемен, затрагивающих все сферы жизнедеятельности. Не остаются в стороне от общих тенденций взаимоотношения России и Евросоюза1.

1 Большая Европа: идеи, реальность, перспективы /под ред. А.А. Громыко. М., 2014; Глобализация и современная Россия / под ред. В.Ю. Бельского. М., 2015; Рар А. Россия - Запад: кто кого? М., 2016; Тонких В.А. 2016. Россия в глобальном мире. Воронеж, C. 23.

Во внешнеполитическом курсе Российского государства одно из стратегических направлений занимают отношения со странами Евросоюза. Россия и Европа исторически развивались в едином цивилизационном пространстве. Данный тренд сформировался еще в первой четверти XVIII столетия, когда император Петр I ценой огромных усилий «прорубил окно в Европу», приспособив российский истеблишмент к европейским законам и порядкам. Вся последующая история Российской империи заключалась в поддерживании и укреплении российско-западноевропейских связей во всех сферах жизнедеятельности.

Внешняя политика СССР, несмотря на глубокие идеологические и политические разногласия, сохраняла тенденцию поддержания торгово-экономического, политического и культурного сотрудничества с рядом европейских государств, прежде всего с Германией, Англией и Францией. В годы Второй мировой войны СССР был союзником Англии и Франции в вооруженном противостоянии с гитлеровской Германией. Народы, проживающие на территории СССР, выполнили свою планетарную миссию спасения Европы и всего остального мира от фашизма.

Новая Россия после распада СССР сохранила в качестве ведущего стратегического направления внешней политики укрепление отношений с объединенной Европой1. Первым соглашением о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС стало соглашение от 1 декабря 1997 года, содержавшее меры по либерализации российской экономики. Соглашение предусматривало режим наибольшего благоприятствования в торговле, структурный политический диалог, наличие форума для обсуждения представляющих взаимный интерес проблем. На основе соглашения были созданы совет по сотрудничеству, комитет по сотрудничеству, парламентский комитет по сотрудничеству, призванные реализовать на практике положения принятого документа2.

После того как в мае 1999 года вступил в силу Амстердамский договор, в ЕС была принята Общая стратегия, ставшая инструментом укрепления общей внешней политики и безопасности ЕС. Общая стратегия была подписана в июне 1999 года и подчеркивала большое значение сотрудничества ЕС и России как единственного пути решения основных проблем, стоящих перед Европой. ЕС предполагал принять участие в укреплении демократии, законности, строительстве правового государства, поддержке институтов гражданского общества в России, ее интеграции в общеевропейское торгово-экономическое и социальное пространство. Взаимовыгодное сотрудничество развивалось в таких областях как энергетическая и ядерная безопасность, охрана окружающей среды и здоровья, борьба с организованной преступностью и отмыванием денег.

Партнерство России и ЕС предполагалось строить на долговременной основе, на базе договорных отношений, при которых Россия сохраняла бы право проводить независимую внутреннюю и внешнюю политику, участвовать в международных организациях. На перспективу планировалось развивать партнерство в направлении формирования системы коллективной безопасности в Европе при механизме создания зоны свободной торговли при высоком уровне доверия и сотрудничества в сферах экономики и политики. Были приложены усилия по дальнейшему открытию европейского рынка для российских товаров, устранению дискриминационных барьеров в торговле, стимулированию притока европейских инвестиций в российскую экономику. К началу XXI века ЕС превратился в ведущего торгово-экономического и политического партнера России.

В 2000-е годы РФ и ЕС продолжали наращивать усилия по взаимодействию в ключевых сферах, включая экономику, энергетику, безопасность государств. Россия стала в это время третьим торговым партнером ЕС после США и КНР: более половины внешнеторгового оборота России приходилось на страны ЕС. ЕС в то же время стал главным потребителем российских энергоресурсов. Плодотворно развивались человеческие и профессиональные связи, туризм как итог реализации соглашения от 1 июня 2007 года об упрощении визового режима. Укреплялось сотрудничество в сфере внешней политики и безопасности, борьбы с международным терроризмом, организованной преступностью и нелегальной миграцией.

В начале XXI века в Европе и России утвердилось мнение о том, что взаимное партнерство РФ и ЕС носит долговременный стратегический характер, является основой поддержания мира и стабильности в Европе и во всем мире.

В мае 2003 года на саммите в Санкт-Петербурге была подписана концепция о формировании четырех общих пространств России и ЕС. Провозглашались общее экономическое пространство; общее пространство свободы, безопасности и правосудия; общее пространство внешней безопасности и общее пространство науки и образования, включающее культурные аспекты. В мае 2005 года на саммите в Москве была одобрена реализация «дорожных карт» по формированию общих пространств. О создании эффективного механизма для реализации стратегического партнерства РФ и ЕС говорилось на саммите в Сочи в мае 2006 года.

К этому времени сложились конструктивные форматы взаимодействия России и ЕС. Среди них - саммиты с участием Президента РФ и председателей Европейского Совета и Европейской комиссии; встречи председателей правительств России и Европейской комиссии; заседания постоянного совета партнерства, включавшего министров иностранных дел и представителей по отдельным секторальным вопросам с участием министров юстиции, транспорта, энергетики; прове-

1 Тонких В.А. 2016. Россия в современном глобальном мире (в свете событий последнего времени) // Панорама. Т. XXII. C. 41-49.

2 Лукьянов Ф.А. 2015. В прошлое и обратно // Россия в глобальной политике. №7. URL: http://globalaffairs.ru/number/V-proshloe-i-obratno-17303 (03.03.2017).

дение совместных научных исследований; регулярные консультации постоянного представительства России при ЕС с председателем комитета по внешней политике и безопасности ЕС. Нарастала интенсивность сотрудничества в рамках отраслевых диалогов и экспертных консультаций по актуальным внешнеполитическим проблемам. Ежегодно проводилось свыше двадцати раундов переговоров. На регулярной основе стали проводиться мероприятия по парламентской линии1.

Плодотворное сотрудничество РФ и ЕС поставило качественно новые задачи - переход к безвизовому режиму, более эффективное взаимодействие в области внешней политики, что предполагало начало диалога по формированию концепции социально-экономического развития РФ и ЕС на период до 2020 года.

В целях преодоления глобального финансово-экономического кризиса 1 июня 2010 года на саммите в Ростове-на-Дону особое значение приобрела инициатива об учреждении «Партнерства для модернизации». Начало реализации данной программы получило одобрение на саммите в Брюсселе 7 декабря 2010 года. Проект предполагал поддержку российских реформ, содействие экономическому росту, повышению конкурентоспособности РФ и ЕС. На перспективу выдвигалась подготовка Договора о европейской безопасности и о выработке новой правовой базы международного сотрудничества в сфере энергетики2. Энергетический диалог постоянно углублялся и реа-лизовывался на практике в масштабных проектах, поскольку обе стороны - Россия как экспортер, а ЕС как потребитель энергоресурсов - заинтересованы в эффективной и долгосрочной системе транспортировки продукта. Россия на протяжение многих лет зарекомендовала себя надежным партнером в сфере энергетики.

В новой Концепции внешней политики Российской Федерации отмечается: «Российская Федерация настроена на поддержание интенсивного и взаимовыгодного диалога с ЕС по основным вопросам внешнеполитической повестки дня, а также на дальнейшее развитие практического взаимодействия во внешнеполитической и военно-политической сферах. Потенциал имеет активизация совместной работы России и ЕС по противодействию терроризму, неконтролируемой и незаконной миграции, а также организованной преступности, включая такие ее проявления, как торговля людьми, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия и взрывчатых веществ, киберпреступность»3.

Основу конструктивного сотрудничества России и ЕС определяют несколько факторов. Во-первых, геополитическое положение: Россия и Европа находятся на одном континенте, являются близкими соседями, что налагает ответственность за состояние дел. Во-вторых, значительную роль играет историческая и культурная составляющая. Народы Европы и России в течение столетий исходили из единого культурного пространства, близости культурных ценностей и идеалов. Свою лепту внесла и совместная борьба наших народов против фашизма в годы Второй мировой войны. Народы России и Европы знают ужасы войны, которые до сих пор сохраняются в генетической памяти нынешних поколений. В-третьих, объединяющим фактором является христианство. Несмотря на определенные различия западного и восточного христианства, начало общехристианскому диалогу было положено встречей Патриарха всеа Руси Кирилла и Понтифика Римской католической церкви Франциска на Кубе в феврале 2016 года и подписанием совместной декларации4.

События на Украине, введение антироссийских санкций и ответные меры со стороны России серьезным образом осложнили перспективы сотрудничества РФ и ЕС. Западноевропейские политики пошли на поводу у Вашингтона, примкнув к антироссийским санкциям, понеся при этом многомиллиардные убытки и нанеся ущерб собственной политической репутации. США имеют значительные возможности для шантажа ведущих лидеров Западной Европы. Можно вспомнить, хотя бы, историю с французским банкиром Д. Сросс-Каном, попавшим в устроенную ему ловушку, лишившую его перспектив продолжить политическую карьеру. Канцлер Германии А. Меркель в некоторых политических ситуациях стремиться предвосхитить пожелания американских лидеров. Эти и другие подобного рода примеры наводят на серьезные размышления относительно самостоятельности ряда ведущих европейских политиков. Американские спецслужбы активно работают на европейском направлении. Наличие компрометирующей информации - тот рычаг, который по мере необходимости можно приводить в действие для достижения собственных целей.

Из-за западных санкций многие совместные программы России и ЕС не по вине российской стороны оказались либо свернуты, либо заморожены. Это относится к программе «Партнерство ради модернизации». Проект изначально предполагал передачу России ряда современных технологий. Руководство ЕС и США от точечных санкций против отдельных физических лиц перешли к мерам против целых секторов российской экономики. РФ в качестве ответных мер ограничила импорт продовольственных товаров из стран, поддержавших санкции. Под запрет попали многие продукты питания из США, ЕС, Канады, Австралии и Норвегии.

В современных условиях применять в отношении России санкции абсолютно не приемлемо.

1 Энтин М.Л. 2006. В поисках партнерских отношений: Россия и Европейский Союз в 2004-2005 гг. СПб. С. 337.

2 Цыганков П.А. 2014. Политическая динамика современного мира: теория и практика. М. С.119.

3 Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г. № 640). URL: http://www.mid.ru/foreign_poHcy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (05.03.2017).

4 Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла (13 февраля 2016). URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4372074 (05.03.2017).

Исторический опыт показывает, что в мировой экономике и политике санкции не всегда достигают планируемого результата. Одним из примеров может быть Куба, находившаяся с начала 1960-х годов под санкциями со стороны США. Итогом стало дипломатическое признание кубинского режима и стремление Вашингтона наладить конструктивные контакты с Островом свободы.

Существенное влияние на позиции лидеров ЕС оказало намерение России пересмотреть собственные внешнеполитические приоритеты. Камнем преткновения в сотрудничестве России и ЕС стал не столько тезис о «развороте в сторону Азии», сколько формулирование концепции упадка «исторического Запада». РФ четко определила собственные стратегические приоритеты, стала проводить самостоятельную, взвешенную внешнюю политику, что пришлось не по нраву многим политикам на Западе, желавшим видеть Россию по-прежнему зависимой и униженной. Но эти времена, к счастью, ушли в прошлое.

Ухудшению отношений РФ и ЕС способствовала проблема европейской безопасности с подачи лидеров стран Прибалтики и Польши. Из столиц прибалтийских стран и из Варшавы раздавались призывы остановить мнимую российскую агрессию против «беззащитных прибалтийских народов» при помощи усиления группировки НАТО на территории этих стран. Обеспокоенность России сохранением собственной безопасности воспринималась в Западной Европе как попытка совершить агрессию против Запада. Подобные панические настроения подогревались американскими союзниками. В ходу вновь оказались идеи и теории о «военной угрозе» со стороны России, образе врага, исторической агрессивности русских и иные заимствования времен «холодной войны». Подобные идеи привели к росту военных расходов стран НАТО, усилению напряженности в Европе.

Для опровержения подобного рода измышлений достаточно привести такой пример: США имеют на территории разных стран свыше 800 военных баз, в основном вдоль российских границ. Военный бюджет США больше, чем расходы всего остального мира. Эти данные приводит известный российский историк и дипломат В. Фалин1. Военный бюджет США равен почти $600 млрд., что в 10 раз больше аналогичных показателей России. И в нынешнем году президент Д. Трамп планирует увеличить расходы на оборону еще на $54 млрд. Этих средств хватило бы на содержание пяти польских армий или десяти украинских2.

«Российская Федерация, - говорится в новой Концепции внешней политики Российской Федерации, - в контексте усилий по укреплению региональной стабильности в Европе добивается приведения европейского режима контроля над обычными вооружениями в соответствие с современными реалиями, а также безусловного соблюдения всеми государствами согласованных мер укрепления доверия и безопасности»3.

Разногласия России и западных партнеров из ЕС носят объективный характер, отражают реальные противоречия современного мира, фиксируют несовпадение интересов сторон. Западная Европа в последние годы утратила многие национальные духовно-нравственные ценности под прикрытием тезисов о демократии и толерантности. В частности, в большинстве стран ЕС, в том числе католических, законодательно закреплены однополые браки с правом усыновления детей. А Священное Писание предупреждает: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Лев.18, 22). Россия остается одной из немногих христианских стран, которая не признает подобного рода семейные «ценности», продолжает следовать национальной исторической практике сохранения традиционной семьи.

Санкции Запада и ответные действия России привели к осознанию несостоятельности дальнейшего проведения подобного курса. Британский журнал «The Economist» полагает, что в связи с последними событиями Европа переживает самый глубокий кризис на глазах нынешнего поколе-ния4. Поддерживая санкции, европейские страны лишились не только возможности экспортировать многие товары, но и огромных возможностей российского рынка, который эти товары поглощал. Около половины стран ЕС выступают в настоящее время за ограничение либо за полную отмену санкций. Еще в начале введения санкций семь из двадцати восьми стран-членов ЕС призывали к отмене ограничений в торговле с Россией. Это - Австрия, Венгрия, Италия, Кипр, Словакия, Чехия, Франция. Париж ставит отмену санкций в зависимость от разрешения украинского кризиса. РФ не отказывается от диалога с ЕС, но только на равноправной, взаимовыгодной, конструктивной основе.

Вне зависимости от ситуации отношения между РФ и ЕС на приоритетных направлениях не только не ослабли, но и получили дальнейшее развитие. Так, в сфере образования ЕС увеличил финансирование совместных университетских образовательных проектов до 28 млн. евро. Только в 2015 году европейские университеты приняли 2100 российских студентов по стипендиям Евросоюза. Развивается совместная программа приграничного сотрудничества России и ЕС. На период до 2020 года на эту программу выделено более 190 млн. евро. Сохраняются приоритетные направ-

1 Фалин В.М. 2015. Если молча поднять лапки, Вашингтон низведет Россию до индейской резервации // Комсомольская правда. 14 января. С. 3.

2 Трамп предложил увеличить расходы на оборону на 54 млрд долларов. URL: http://www.bbc.com/russian/news-39107764 (03.03.2017)

3 Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г. № 640). URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (05.03.2017).

4 The Indispensable European // The Economist. November 7th 2015. P.11.

ления и в сфере экономики. Несмотря на снижение товарооборота РФ и ЕС более чем на треть, Евросоюз продолжает оставаться главным торговым партнером России: в 20l5 году этот показатель равнялся 47% всей торговли РФ. Для сравнения: товарооборот России со странами АТР и Китаем составлял 26%, с ЕАЭС - 6%. ЕС остается основным источником прямых иностранных инвестиций в российскую экономику, которые составляют 75% всех зарубежных инвестиций1.

Несмотря на имеющиеся противоречия со странами Евросоюза, России следует продолжать политический курс на конструктивное сотрудничество с ЕС, находить приемлемые для обеих сторон пути разрешения возникающих конфликтов и противоречий, использовать богатый и долговременный исторический опыт позитивного взаимодействия. Пророчески звучат и ныне слова великого русского писателя Ф.Ы. Достоевского: «А между тем нам от Европы никак нельзя отказаться. Европа нам второе отечество,- я первый страстно исповедую это и всегда исповедовал. Европа нам почти так же всем дорога, как Россия...»2.

Библиография References

1. Большая Европа: идеи, реальность, перспективы / под ред. А.А. Громыко. M.: Весь мир, 20l4.

Bol'shaja Evropa: idei, real'nost', perspektivy / pod red. Al. A. Gromyko. M.: Ves' mir, 2014.

2. Достоевский O.M. 198з. Полное собрание сочинений в 30 т.: Т.25. Л.: Наука.

Dostoevskij F.M. 1983. Polnoe sobranie sochinenij v 30 t.: T.25 / F.M. Dostoevskij. L.: Nauka.

3. Глобализация и современная Россия / под ред. В.Ю. Бельского. M.: ЮНИТИ, 20l5.

Globalizacija i sovremennaja Rossija / pod red. V.Ju. Bel'skogo. M.: JuNITI, 2015.

4. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 20l6 года). URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (05.03.2017).

Koncepcija vneshnej politiki Rossijskoj Federacii (utverzhdena Prezidentom Rossijskoj Federacii V.V.Putinym 30 nojabrja 2016 goda). URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-

/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (05.03.2017).

5. Лукьянов Ф.А. 20l5. В прошлое и обратно // Россия в глобальной политике. №7. URL: http://globalaffairs.ru/number/V-proshloe-i-obratno-17303 (03.03.2017).

Luk'yanov FA. 20l5. V proshloe i obratno // Rossia v globalnoj politike. №7. URL: http://globalaffairs.ru/number/V-proshloe-i-obratno-17303 (03.03.2017).

6. Рар А. 2016. Россия - Запад: кто кого? M.: Изд-во «Э».

Rar A. 2016. Rossia - Zapad: kto kogo? Izd-vo «Je».

7. Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла (l3 февраля 2016). URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4372074 (05.04.2017).

Sovmestnoe zajavlenie Papy Rimskogo Franciska i Svjatejshego Patriarha Kirilla (13 fevralja 2016). URL: http: //www.patriarchia.ru/db/text/4372074 (05.04.2017).

8. Трамп предложил увеличить расходы на оборону на 54 млрд долларов. URL: http: //www.bbc.com/russian/news-39107764 (03.03.2017).

Tramp predlozhil uvelichit' rashody na oboronu na 54 mlrd dollarov. http://www.bbc.com/russian/news-39107764 (03.03.2017).

9. Тонких В.А. 20l6. Россия в глобальном мире. Воронеж: Научная книга.

Tonkih V.A. 2016. Rossija v global'nom mire. Voronezh: Nauchnaja kniga.

10. Тонких В.А. 20l6. Россия в современном глобальном мире (в свете событий последнего времени) // Панорама. ^XXII. C. 41-49.

Tonkih V.A. 2016. Rossija v sovremennom global'nom mire (v svete sobytij poslednego vremeni) // Panorama. T. XXII. C. 41-49.

11. Ушацкас В. 20l5. В наших отношениях мосты не сожжены? // Новая газета. №l4. C. 2.

Ushackas V. 2015. V nashih otnoshenijah mosty ne sozhzheny? // Novaja gazeta. №l4. С. 2.

12. Фалин ВМ. 20l5. Если молча поднять лапки, Вашингтон низведет Россию до индейской резервации // Комсомольская правда. l4 января. С.2.

Falin V.M. 2015. Esli molcha podnjat' lapki, Vashington nizvedet Rossiju do indejskoj rezervacii // Komso-mol'skaja pravda. 14 janvarja.

13. Цыганков П.А. 20l4. Политическая динамика современного мира: теория и практика. M.: Издательство Mосковского университета.

Cygankov P.A. 2014. Politicheskaja dinamika sovremennogo mira: teorija i praktika. M.: Izdatel'stvo Mos-kovskogo universiteta.

14. Энтин M„H. 2006. В поисках партнерских отношений: Россия и Европейский Союз в 2004-2005 гг. СПб.: Россия-Нева.

Jentin M.L. 2006. V poiskah partnerskih otnoshenij: Rossija i Evropejskij Sojuz v 2004-2005 gg. SPb.: Rossi-ja-Neva.

15. The Indispensable European // The Economist. November 7th 2015. P.11.

1 Ушацкас В. 2015. В наших отношениях мосты не сожжены? // Новая газета. №14. С. 4.

2 Достоевский Ф.М. 1983. Полное собрание сочинений в 30 т.: Т.25. Л. С. 23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.