Научная статья на тему 'Стратегия освоения возраста женщинами 25-30 и 45-50 лет'

Стратегия освоения возраста женщинами 25-30 и 45-50 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1649
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТ / СТРАТЕГИЯ ОСВОЕНИЯ ВОЗРАСТА / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ / СОЦИАЛЬНЫЙ / ЛИЧНОСТНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТЫ ОСОЗНАНИЯ ВОЗРАСТА / САМОСОЗНАНИЕ / STRATEGY OF AGE ASSIMILATION / PHYSIOLOGICAL / SOCIAL / PERSONAL AND PROFESSIONAL COMPONENTS OF AGE ASSIMILATION / CONSCIOUSNESS AND ADMISSION OF THE AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Силина Елена Алексеевна

Понятие «стратегия освоения возраста», введенное Н.С. Глуханюк и Т.Б. Гершкович, позволяет подвергнуть анализу осознание взросления и старения людьми различного этапа взрослости. Компонентами стратегии освоения возраста являются физиологический, социальный, личностно-психологический, профессиональный в соответствии с основными аспектами старения, которые реализуются на трех уровнях - когнитивном (осознание и понимание происходящих возрастных изменений, знание способов их преодоления и освоения), аффективном (переживание эмоционального отношения к происходящим изменениям), мотивационном (активный поиск и использование продуктивных стратегий адаптации к возрастным изменениям). В нашей работе изучалась стратегия освоения возраста женщинами 45-50 лет (30 женщин) в сравнении с выборкой женщин 25-30 лет (30 женщин). Использовались методики «Стратегия освоения возраста» Н.С. Глуханюк и Т.Б. Гершкович, 16 FP Р.Б. Кеттелла, УСК Дж. Роттера (адаптация Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкина, А.М. Эткинда). Полученные результаты показали, что к возрасту 45-50 лет формируются специфические возрастные различия в освоении возрастных изменений как в степени выраженности изучаемых характеристик, так и в их структурах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRATEGY OF AGE ASSIMILATION BY THE WOMEN OF 25-30 AND 45-50 YEARS OLD

The consept «strategy of age assimilation» suggested by N.S. Gluhanuk and T.B. Gershkovich allows to analyse the consciousness and admission of the age regression prosesses by the people of different age. The components of age assimilation are physiological, social, personal and professional. In the article we study the «strategy of age assimilation» of women at 45-50 years old in comparison with the 25-30 years old ones. Methods: the questionnaires «strategy of age assimilation» (N.S Gluhanuk. and T.B. Gershkovich), 16 FP, Rotter’s questionnaire of internality-externality. Results: the specific age characteristics of age assimilation are more marked in 45-50 years and their structure of indexes of physiological, social, personal and professional age admission are complicated and non coflicting in comparison with the 25-30 years old women.

Текст научной работы на тему «Стратегия освоения возраста женщинами 25-30 и 45-50 лет»

ВЕСТНИК ПГГПУ

УДК 159.922.6

Серия № 1. Психологические и педагогические науки

Силина Елена Алексеевна

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет». Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, +7(342) 212-70-19, e-mail: corney@yandex. ru

СТРАТЕГИЯ ОСВОЕНИЯ ВОЗРАСТА ЖЕНЩИНАМИ 25-30 и 45-50

ЛЕТ

Elena A. Silina

assistant professor, head of the Department of psychology

Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University»

24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: corney@yandex. ru

THE STRATEGY OF AGE ASSIMILATION BY THE WOMEN OF 25-30

AND 45-50 YEARS OLD

Аннотация. Понятие «стратегия освоения возраста», введенное Н.С. Глуханюк и Т.Б. Гершкович, позволяет подвергнуть анализу осознание взросления и старения людьми различного этапа взрослости. Компонентами стратегии освоения возраста являются физиологический, социальный, личностно-психологический, профессиональный в соответствии с основными аспектами старения, которые реализуются на трех уровнях - когнитивном (осознание и понимание происходящих возрастных изменений, знание способов их преодоления и освоения), аффективном (переживание эмоционального отношения к происходящим изменениям), мотивационном (активный поиск и использование продуктивных стратегий адаптации к возрастным изменениям). В нашей работе изучалась стратегия освоения возраста женщинами 45-50 лет (30 женщин) в сравнении с выборкой женщин 25-30 лет (30 женщин). Использовались методики «Стратегия освоения возраста» Н.С. Глуханюк и Т.Б. Гершкович, 16 FP Р.Б. Кеттелла, УСК Дж. Роттера (адаптация Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкина, А.М. Эткинда). Полученные результаты показали, что к возрасту 45-50 лет формируются специфические возрастные различия в освоении возрастных изменений как в степени выраженности изучаемых характеристик, так и в их структурах.

© Силина Е.А., 2015

66

РАЗДЕЛ 4. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: возраст; стратегия освоения возраста;

физиологический, социальный, личностный и профессиональный компоненты осознания возраста; самосознание.

Abstract. The consept «strategy of age assimilation» suggested by N.S. Gluhanuk and T.B. Gershkovich allows to analyse the consciousness and admission of the age regression prosesses by the people of different age. The components of age assimilation are physiological, social, personal and professional. In the article we study the «strategy of age assimilation» of women at 45-50 years old in comparison with the 25-30 years old ones. Methods: the questionnaires «strategy of age assimilation» (N.S Gluhanuk. and T.B. Gershkovich), 16 FP, Rotter’s questionnaire of internality-externality. Results: the specific age

characteristics of age assimilation are more marked in 45-50 years and their structure of indexes of physiological, social, personal and professional age admission are complicated and non coflicting in comparison with the 25-30 years old women.

Key words: strategy of age assimilation; physiological, social, personal and professional components of age assimilation; consciousness and admission of the age.

Исследование личностных характеристик людей зрелого возраста является одной из тем наших предыдущих работ [6; 7; 8]. Актуальность изучения психологии взрослых и пожилых связана с наличием значительного количества подходов к пониманию причин старения и характеристик этих периодов жизни человека при незначительном количестве эмпирических данных. Особый интерес, на наш взгляд, представляет осознание взрослой личностью факта собственной зрелости, изменений в своих возрастных характеристиках, а также приближающегося старения. Взрослость как середина жизни, «день жизни», как назвал этот период Г. Юнг [10; 12] является интересующим нас периодом, который анализируется в данной статье.

На основе понятия «структура жизни», основанного на специфических взаимосвязях индивида с обществом D.A. Levinson [13] предложил классификацию «взрослости», выделив следующие периоды: переход к ранней взрослости 17-22 года, ранняя взрослость 22-28 лет, переход 30-летия 28-33 года, ранняя взрослость 33-40, переход к средней взрослости 40-45 лет, начальный период средней взрослости 45-50 лет, переход 50-летия 50-55 лет, кульминационный период средней взрослости 55-60 лет, переход к поздней взрослости 60-65 лет, эра поздней взрослости 60- ... лет. На всех этапах возрастного развития взрослых людей прослеживаются гендерные различия (Б.Г. Ананьев [1], Л.А. Головей [5]; Г. Крайг, Д. Бокум [3]).

Психологии женщин среднего возраста, как отмечает Г. Крайг [3], посвящено незначительное количество исследований, по сравнению с мужчинами, в то время как для женщин середина жизни является временем перехода и переоценки. Они сильнее, чем мужчины, реагируют на физическое старение, начинающееся в средней взрослости, тем более, что общество реагирует на внешний вид женщины. Для того чтобы считаться успешной, здоровой, коммуникативно и профессионально интересной, она должна молодо

67

|Д| ВЕСТНИК ПГГПУ Серия № 1. Психологические и педагогические науки

выглядеть, хотя появляются очевидные признаки старения. В профессиональном плане возраст 45-50 лет также приносит ролевое напряжение, поскольку даже при успешной профессиональной карьере можно считать, что это возраст «высокого плато», или «поколения руководителей», которому предшествовали десятилетия профессионального становления и роста. Именно с работой для человека среднего возраста связана, вероятно, большая часть его идентичности. При этом приходит осознание приближающегося пенсионного возраста и адаптации к возможному прекращению работы. Е. Эриксон [9; 11] полагает, что люди среднего возраста начинают решать проблемы грядущей старости, и средняя взрослость выполняет подготовительную функцию перехода к «вечеру жизни». В целом в периоде средней взрослости возрастает склонность к самоанализу, и человек начинает чётче осознавать многогранность собственной личности и ближайшие перспективы старения. Актуальность данной работы объясняется отсутствием специальных исследований осознания женщинами начального периода средней взрослости 45-50 лет, который приносит напряжение и приближающуюся рефлексию старения. На базе основных подходов и некоторых важнейших положений, характеризующих среднюю взрослость и специфику психологии женщин этого возраста, предметом нашего исследования является изучение готовности к освоению возрастно-временных изменений у женщин средней взрослости 45-50 лет. Основная гипотеза нашей работы заключается в том, что у женщин 45-50 лет отчетливо проявляются компоненты осознания возрастных изменений прежде всего в физиологической и социальной сферах самосознания.

Г. Олпорт [4] отмечал, что восприятие и самопознание личности в целом отличаются эффективностью и точностью, т.е. зрелость не искажает

реальность, чтобы приспособить ее к потребностям и фантазиям человека.

Пик интроспекции и рефлексии «Я», по мнению В. Neugarten [14], приходится на период 50-60 лет, являясь ресурсом для преодоления физических изменений и социальных стрессов, которые могут возникать в это время. Большинство современных исследователей (Diener, Seligman, 1999) сходятся в том, что позитивный образ «Я» связан с субъективным благополучием, в котором выделяются аффективные, когнитивные и соматические показатели. Экспериментальные исследования показали, что глобальные самооценки имеют тенденцию оставаться положительными в течение периода от средней взрослости до старости, в то время как некоторые специфические (проблемно-зависимые) снижаются с увеличением возраста.

По данным теоретического анализа, в связи с проблемой самосознания взрослого человека Н.С. Глуханюк и Т.Б. Гершкович [2] предложили понятие «готовность к освоению возрастно-временных изменений», т.е. интегративное психическое образование, определяющее осознание личностью факта собственного старения, толерантное отношение к нему и проявляющееся в активном поиске продуктивных стратегий адаптации к этому процессу.

Модель готовности к освоению возрастно-временных изменений включает в себя четыре компонента - физиологический, социальный,

68

РАЗДЕЛ 4. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

личностно-психологический, профессиональный - в соответствии с основными аспектами старения, которые реализуются на трех уровнях - когнитивном (осознание и понимание происходящих возрастных изменений, знание способов их преодоления и освоения), аффективном (переживание эмоционального отношения к происходящим изменениям), мотивационном (активный поиск и использование продуктивных стратегий адаптации к возрастным изменениям).

Для определения сформированности готовности к освоению возрастновременных изменений Н.С. Глуханюк и Т.Б. Гершкович разработали опросник «Г отовность к возрастным изменениям», позволяющий диагностировать готовность к физическим, социальным, личностно-психологическим и профессиональным изменениям на когнитивном, аффективном и мотивационном уровнях.

В опроснике показателями готовности к освоению возрастно-временных изменений являются компоненты и уровни.

Компоненты: физиологический компонент (ФК), социальный компонент (СК), личностно-психологический компонент (ЛК), профессиональный компонент (ПК).

Уровни: 1) КУ - когнитивный уровень любого компонента; 2) АУ -аффективный уровень любого компонента; 3) МУ - мотивационный уровень любого компонента; ГО - общий показатель готовности

Авторы предлагают следующую интерпретацию полученных результатов: общий показатель готовности к освоению возрастно-временных изменений является интегративной характеристикой отношения человека к происходящим с ним возрастным изменениям или изменениям, которые произойдут с ним в будущем. Готовность характеризуется спокойным толерантным отношением к происходящим или будущим возрастным изменениям, без острых переживаний и негативных эмоциональных реакций.

Компоненты готовности - показатели, конкретизирующие особенности проявления готовности к освоению возрастно-временных изменений относительно различных проявлений возраста.

Уровни готовности - показатели, иллюстрирующие психологические особенности реализации готовности в плане осознания происходящих с человеком в настоящем или ожидаемых в будущем возрастных изменений (когнитивный уровень), толерантного отношения к ним как к нормальному, неизбежному явлению (аффективный уровень), активного поиска продуктивных стратегий адаптации к этим изменениям (мотивационный уровень).

Организация и методики исследования

Были сформированы 2 выборки: первая - контрольная 25-30 лет 30 женщин, средний возраст 28,2 лет. Вторая - 45-50 лет, 30 женщин, средний возраст 47,4 лет.

69

|Д| ВЕСТНИК ПГГПУ Серия № 1. Психологические и педагогические науки

Диагностика проводилась по следующим методикам:

1. Опросник Н.С. Глуханюк и Т.Б. Гершкович «Готовность к возрастным изменениям».

2. 16 FP Р.Б. Кеттелла .

3. УСК Дж. Роттера (адаптация Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкина, А.М. Эткинда).

Результаты обрабатывались методами математической статистики - Т-критерий и корреляции.

Значимые Т-критериальные различия в показателях готовности к возрастным

изменениям

Показатели готовности 45-50 лет 25-30 лет Т-критерий Уровень значимости

ФК 25,43 22,70 2,86 0,007

СК 21,23 17,73 2,91 0,120

КУ 31,23 21,87 3,76 0,005

ГО 91,60 82,10 2,87 0,001

Примечания: ФК - физиологический компонент, СК - социальный компонент, КУ -когнитивный уровень, ГО - общий показатель готовности.

Значение общего показателя готовности к возрастным изменениям (ГО) у женщин 45-50 лет превышает значение того же показателя у женщин 25-30 лет, и высокие показатели когнитивного уровня готовности (КУ) свидетельствует о том, что женщины старшего возраста более четко осознают и понимают естественность и вероятную неизбежность общих проявлений старения. Помимо этого, женщины 45-50 лет более готовы и толерантны к проявлениям старения в социальной сфере (СК), возможно, к таким, как ухудшение материального положения и приобретение статуса иждивенца, а также необходимости налаживать отношения с социальными службами. Это вполне объяснимо, так как более молодым не свойственно задумываться о таких проблемах.

Рис. 1. Анализ корреляций у женщин 25-30 лет по ФК

70

РАЗДЕЛ 4. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

Показатель ФК (физиологический компонент) положительно коррелирует с показателем МУ (мотивационный уровень готовности) и общим показателем готовности к возрастным изменениям (ГО). Это можно рассматривать как четкое понимание естественных физиологических изменений и об активном поиске продуктивных стратегий адаптации к ним, т.е. чем отчётливее человек осознает происходящие с ним изменения, тем выше общая готовность к освоению возрастно-временных изменений. Кроме того, показатель ФК связан с фактором Q2 (уровень конформизма). Таким образом, независимость и самостоятельность влияет на повышение уровня осознания и приспособления к проявлениям признаков старения.

Рис. 2. Анализ корреляций у женщин 45-50 лет по ФК

Показатель ФК (физиологическая готовность) тесно связан практически со всеми показателями готовности к возрастным изменениям. Наличие более крепких связей у женщин 45-50 лет, по сравнению с корреляциями у женщин 25-30 лет, свидетельствует о целостной структуре готовности к возрастным изменениям, которая возникает к возрасту 45-50 лет и которая еще не сложилась в возрасте 25-30 лет. Представляется, что осознание именно физиологических показателей старения «стягивает» все прочие компоненты готовности к возрастным изменениям.

71

ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 1. Психологические и педагогические науки

Рис. 3. Анализ корреляций у женщин 25-30 лет по СК

Показатель СК (социальный компонент готовности) положительно связан с личностным компонентом (ЛК), когнитивным уровнем (КУ) и общей готовностью (ГО). Таким образом, сильнее выражен компонент социальной и общей готовности или чем выше осознанность принять и найти способы адаптироваться к проявлениям старения, тем более спокойно человек начинает относиться к возрастным изменениям как к нормальным явлениям и активно искать пути компенсации и саморегуляции. Взаимосвязь показателя общей интернальности (ИО) с социальным компонентом готовности означает, что человек считает происходящие в его жизни события результатом своих собственных действий и осознает свою ответственность за них. Связь СК с фактором N свидетельствует о том, что чем более человеку присуща проницательность в отношении других людей, тем более осознанно осуществляется социальная адаптация к возрасту.

Рис. 4. Анализ корреляций у женщин 45-50 лет по СК

72

РАЗДЕЛ 4. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

Наиболее чёткое различие корреляций СК у женщин 45-50 лет, по сравнению с женщинами 25-30 лет, заключается в связи социальной готовности к возрастным изменениям с профессиональной готовностью (ПК). То есть социальная адаптация к возрасту тем выше, чем человек более адекватно рассматривает возможности конкуренции с более молодыми коллегами или сложности в освоении новых технологий. Взаимосвязь СК с интернальностью в области неудач говорит о том, что социальная готовность к возрастным изменениям усиливает самоконтроль и собственную ответственность за профессиональную деятельность и неудачи в ней у женщин 45-50 лет, чего еще не обнаруживается у 25-30-летних женщин.

Рис. 5. Анализ корреляций у женщин 25-30 лет по КУ (пунктирной линией обозначена отрицательная связь)

Наиболее важным фактом в обнаруженных связях является отрицательная связь показателя когнитивного уровня (КУ) с аффективным уровнем (АУ) и тревожностью (фактор О). Это демонстрирует, что осознание будущих возрастных изменений у молодых женщин вызывает яркую эмоциональную реакцию, скорее всего, негативную.

Рис. 6. Анализ корреляций у женщин 45-50 лет по КУ

Структура связей у женщин 45-50 лет отличается от аналогичной у более молодых женщин тем, что практически все основные показатели готовности -когнитивный, аффективный, личностный уровни и общая готовность образуют устойчивую и целостную структуру, аналогично структуре связей физиологической готовности в этом возрасте. Кроме того, когнитивный

73

|Д| ВЕСТНИК ПГГПУ Серия № 1. Психологические и педагогические науки

уровень связан с осознанием собственной ответственности за неудачи и самоконтролем, что обеспечивает компенсаторные механизмы адаптации к жизни и профессиональной деятельности и, вероятно, формирующуюся к данному возрасту высокую саморегуляцию.

Выводы

1. Все компоненты и уровни готовности к возрастным изменениям у женщин 45-50 лет обладают более высокой степенью выраженности по сравнению с более молодыми женщинами.

2. Анализ интегрального показателя готовности к возрастным изменениям (ГО) у женщин 25-30 лет и 45-50 лет связан с одними и теми же показателями - физиологическим компонентом, социальным и когнитивным уровнем. Это может быть интерпретировано как меньшая дифференцированность общего показателя готовности к возрастным изменениям и его невысокая чувствительность к указанным возрастам.

3. Отличительными характеристиками готовности к возрастным изменениям являются следующие:

^ показатель физиологической готовности у женщин 45-50 лет связан практически со всеми показателями готовности к возрастным изменениям и не выражен в возрасте 25-30 лет. Следовательно, данный симптомокомплекс формируется в относительно позднем онтогенезе - средней взрослости;

^ показатель социальной готовности у женщин 45-50 лет связан с интернальностью в области неудач, развитием самоконтроля и собственной ответственности в профессиональной деятельности, чего нет у более молодых женщин;

S когнитивный уровень готовности к возрастным изменениям у молодых женщин 25-30 лет вызывает травмирующие, отрицательные переживания;

S для женщин 45-50 лет когнитивный уровень осознания возрастных изменений образует целостную непротиворечивую структуру и может обеспечивать адекватное компенсаторное приспособление к профессиональной деятельности и толерантное принятие возрастных изменений.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.

2. Глуханюк Н.С., Гершкович Т.Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. - Изд. 2-е, доп. - М., 2003.

3. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - М., 2004.

4. Олпорт Г. Становление личности. - М., 2002.

5. Психологическая зрелость личности / под ред. Л.А. Головей. - СПб., 2014.

6. Силина Е.А. Дифференциально-психологическое исследование интегральной индивидуальности людей зрелого и пожилого возраста // Вестник ПГПУ. Серия Х. Дифференциальная психология. - 2010. -Вып. 1/2. - С. 184-201.

74

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РАЗДЕЛ 4. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

7. Силина Е.А. Некоторые эмоционально-личностные особенности

людей пожилого возраста // Ананьевские чтения - 2010.

«Современные прикладные направления и проблемы психологии»: материалы науч. конф., 19-20 окт. 2010 г. - Ч. 2. - СПб.: Изд-во

СПбГУ, 2010. - С. 157-159.

8. Силина Е.А. Онтогенез интегральной индивидуальности людей зрелого и пожилого возраста // Вестник ПГПУ. Серия 1. Психология.

- 2010. - Вып. 1/2. - С. 74-79.

9. Эриксон Е. Детство и общество. - Изд. 2-е. - СПб., 1996.

10. Юнг К. Проблемы души нашего времени. - М., 1996.

11. Erikson Е.Н. On generativity and identity // Harvard Educational Review. -1981. - № 51. - Р. 249-269.

12. 12. Jung The Stages of Life // The Collected works of Jung C. -1931/1960. - Vol. 8.

13. Levinson D.A. inception of adult development //American Psychologist.

- 1986. - № 41. - Р. 3-13.

14. Neugarten B. The changing meaning of age // Psychology Today. - 1987. -№ 21 (5). - Р. 29-33.

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.