Научная статья на тему 'Структура, динамика и содержательные характеристики психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте'

Структура, динамика и содержательные характеристики психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
390
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковалева Е. А.

Статья посвящена исследованию структуры, динамики и содержательных характеристик психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте. Показано, что в содержании и структуре психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте при переходе от одного периода к другому происходят значимые изменения. Различия в уровнях показателей этих изменений являются индикаторами психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте и группируются вокруг таких показателей как переживание по поводу ухода из реального взаимодействия с референтной группой и снижения социального статуса, а также тесно связаны с адаптацией, самопринятием, принятием других, самоинтересом и качеством жизни. В приведенном в статье исследовании показана динамика психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте при переходе от одного его этапа к другому, имеющая в каждом из компонентов ряд тенденций положительного, отрицательного, гетерохронного и неизменного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура, динамика и содержательные характеристики психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте»

Ковалева Е.А.

Структура, динамика и содержательные характеристики психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте.

Общей целью эмпирического исследования психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте стало выявление их структуры, динамики и содержательных характеристик.

Под психологическими трансформациями личности мы понимаем процесс преобразования или замены одних психических свойств другими вследствие изменений социального статуса и условий жизнедеятельности.

В качестве основной гипотезы исследования выступило предположение о том, что психологические трансформации личности в пенсионном возрасте имеют компонентную структуру и маркированы критериями инвариантной, то есть общей для психологических трансформаций личности и вариативной, специфичной для психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте, составляющих.

В качестве частных гипотез исследования выступили следующие предположения:

1. инвариантная составляющая психологических трансформаций включает темперамент, характер, общие способности и направленность личности. Эти показатели являются неизменными, отвечают за устойчивость, стабильность и целостность личности в процессе ее жизнедеятельности;

2. пенсионный возраст можно разделить на ряд периодов, каждый из которых содержит значимые изменения в вариативной части, связанные с психологическими трансформациями личности;

3. вариативная составляющая психологических трансформаций лиц пенсионного возраста включает: когнитивный компонент, представленный показателями самопринятия, принятия других, самопонимания и самообвинения, а также ожиданием отношений со стороны других; аффективный компонент представлен показателями переживания потери социального статуса и снижения социальной активности, переживанием по поводу ухода из реального взаимодействия с референтной группой; конативный компонент представлен показателями адаптации, интернальности локуса контроля, готовности и активности.

В исследовании приняли участие мужчины (44%) и женщины (56%) в возрасте 55 - 75 лет. Средний возраст испытуемых - 63,5 года.

Для диагностики показателей психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте использовались следующие методы и методики: беседа, наблюдение, анкетирование, методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, опросник «Готовность к возрастным изменениям» Н.С. Глуханюк, Т.Б. Гершкович, опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева, опросник «Самочувствие, активность, настроение

(САН)», методика «Оценка адаптационного потенциала», методика «Шкала одиночества» Д. Рассела, Л. Пепло, М. Фергюсона, методика «Шкала оценки качества жизни», тест смысложизненных ориентаций (СЖО), тест-опросник уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера.

Диагностика показателей психологических трансформаций личности на разных периодах пенсионного возраста в соответствии с установленными методами и методиками исследования позволила получить следующие результаты:

1. Получены значимые тенденции по показателям «адаптация»; «принятие других»; «интернальность». При этом рост показателя, то есть усиление интернальности субъекта, характерен от начала исследуемого периода до его окончания. Кроме того, по показателю «самопринятие» наблюдается сильная связь друг с другом у первого, третьего и четвёртого периодов пенсионного возраста. Это означает, что пенсионеры соответствующего этим трём периодам возраста одинаково принимают себя как субъекта актуальной жизнедеятельности. Иное принятие пенсионером себя отмечено в период 60 - 65 лет, что объяснимо условной кризисностью данного этапа как результатом осознания всей глубины и серьёзности вхождения в новый этап онтогенетического развития;

2. Показатель готовности к возрастным изменениям имеет выраженную тенденцию при переходе от периода к периоду. Полученная тенденция повторяет тенденцию показателя адаптации, только представлена для готовности на более высоком уровне значимости (p<0.01), что объяснимо причинно-следственной связью этих явлений: для адаптации и адаптированности необходима готовность к осуществлению действия, в данном случае - комплекс будущих адаптивных действий;

3. При переходе от одного периода пенсионного возраста к другому значимые тенденции имеют показатели «самообвинение», «самоинтерес» и «самопонимание». При этом самоинтерес и самопонимание имеют согласованную тенденцию, что можно объяснить самоочевидной логикой следующей связи «интерес к себе - познание себя - понимание себя».

Третья значимая тенденция обнаружена для показателя «самообвинение». Здесь возрастание признака несколько изменёно: наибольший показатель - у группы лиц 60-65 лет, затем - у группы лиц 55-60 лет, и лишь затем - у группы лиц 65-70 и 70-75 лет. Факт гетерохронности показателя можно объяснить сложностью самого второго этапа пребывания в пенсионном возрасте, а факт целостного уменьшения этого показателя - адаптацией к пенсионному возрасту и новым целеполаганием, переосмыслением себя и своей позиции через стремление быть адекватным возрасту.

Кроме того, существуют значимые связи между группами испытуемых по показателям «ожидаемое отношение других» и «саморуководство». Но в первом случае эта значимая связь существует между первыми тремя группами, а во втором - между всеми четырьмя периодами пенсионного возраста. Эта последняя стабильность определяется безотносительностью самого факта саморуководства к возрасту, поскольку здесь более очевидна её связь именно с индивидуально-

психологическими характеристиками человека, а не с возрастом. Тем самым, этот показатель, возможно, более релевантен инвариантной части психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте. Специфика же корреляции показателя ожидаемых отношений других объяснима адаптированностью к требованиям и условиям существования в пенсионном возрасте, и, как результат, переходом на стадию «мудрости», где исследуемый признак не является принципиальным;

4. Обнаружена значимая тенденция для показателя «активность», причём тенденция обратная: с возрастом активность существенно снижается. Это объяснимо и физиологическими факторами, и социально-психологическими причинами, как то: быстрая утомляемость, замедление физиологических процессов, смена статуса, принятие или непринятие новой позиции и пр;

5. Переживание человеком одиночества в процессе онтогенетического перехода от 55 к 75 годам неравномерно и неоднозначно: максимальное его ощущение приходится на второй период (60 - 65 лет), далее - по убывающей 5560, 65-70 и 70-75 лет. Такое распределение измеренного признака объяснимо сложностью процесса вхождения в возраст и адаптивностью уже в процессе актуального в нём бытия;

6. Существует значимая тенденция к изменению показателя качества жизни: так, на начальном и конечном периоде исследуемого пенсионного возраста приходятся наибольшие значения этого показателя, что связано, с одной стороны, с недавним выходом на пенсию или ещё только подготовкой к этому, что, в свою очередь, определяет достаточно хорошее отношение к составляющим качества жизни, а, с другой, - выходом из условно «кризисного» пенсионного возраста на новые планы и цели, новое осознание своего места в жизни и возможности реализации в ней;

7. Локус контроля в двух своих вариантах имеет значимую тенденцию, причём обратимую: локус контроля, связанный с концентрацией внимания на себе, ослабляется с возрастом, в то время как локус контроля, связанный с акцентом на жизненной позиции, жизни в целом во всех её проявлениях, усиливается к концу исследуемого этапа. Это может объясняться тем, что со временем пенсионер больше внимания и усилий отдаёт семье и семейным ценностям, смещая тем самым средоточье психических и психологических акцентов с себя. Одновременно с этим значимо растёт не просто средоточье на не-Я, а устанавливается концентрированность сознания и внимания конкретно - на жизнь, её достижения и результаты, цели и планы, людей и отношения.

Таким образом, приведённый анализ и описание полученных в ходе психологической диагностики данных позволяет выделить в соответствии с компонентами психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте показатели, которые явились индикаторами существенных изменений внутри пенсионного возраста при переходе от одного периода к другому. Выделив значимые корреляционные связи между показателями, можно спрогнозировать направление, динамику и структурные сдвиги психологических трансформаций

личности в пенсионном возрасте. Это может стать основой для ведения специальной психологической, социально-педагогической, терапевтической и другой работы с пенсионером.

На рисунке приведено графическое представление полной схемы корреляционных связей для психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте, показывающее, что наибольшее количество связей - у показателей «переживание потери социального статуса» и «переживание по поводу ухода из реального взаимодействия с референтной группой». Это говорит о том, что вокруг этих показателей формируются психологические особенности исследуемого возрастного периода.

Как показывает исследование, для человека, вступившего в пенсионный возраст, характерно снижение самооценки, возникновение ощущения социальной бесполезности, снижение уровня самоуважения. У пенсионеров сужается круг людей, с которыми они ранее были в активном контакте. Всё это в совокупности образует комплекс переживаний одиночества, выход из которого всецело зависит от осмысления собственных возможностей, т.е. от саморефлексии переживаемых состояний. Однако, этот вывод верен в общем случае: так, обнаружено, что для представителей некоторых профессий и социальных категорий (учителя, преподаватели, учёные) изменения в показателях сомоотношения, самооценки, переживания отвлечения от референтной группы и других не являются значимыми, а в некоторых случаях инверсивны, то есть противоположны общей тенденции. Это объясняется особенностями самой профессии и, как следствие, особенностями профессионального самосознания, которое формировалось в условиях априорной предзаданности социальной значимости профессии и личных достижений в процессе профессиональной самореализации у её представителей. Есть повод также говорить о некотором влиянии мотивации выхода на пенсию, возрастного ценза, характеристик семейных связей и отношений конкретного пенсионера, и некоторых других факторов на психологические трансформации личности в пенсионном возрасте, однако в целом по выборке эти случаи не влияют на значимость общей тенденции.

Рис. - Полная схема значимых связей между показателями (составляющими) психологических трансформаций личности в пенсионном

возрасте

Условные обозначения:

- очень сильная положительная связь (р<0.01)

- сильная положительная связь (р<0.05)

- очень сильная отрицательная связь (р<0.01)

- сильная отрицательная связь (р<0.05)

У пенсионера, согласно общей тенденции, возникает, с одной стороны, потребность в принятии сложившейся ситуации, а с другой, в фактическом отсутствии готовности к новому социальному статусу, т.е. к роли пенсионера. Этот период может сохраняться достаточно долго (до 20 лет), т.е. до формирования мудрости как качества личности пожилого человека. На протяжении этого времени пенсионер сравнивает, оценивает свои возможности и желания, ценности и потребности с требованиями актуальной жизненной ситуации. В ходе возникновения трудностей процесса адаптации к новому социальному статусу пенсионер склонен к самобичеванию и предъявлению претензий к самому себе.

Минимальное количество корреляционных связей - у показателей «готовность», «саморуководство» и «локус контроля (жизнь)», которые одновременно являются также и теми показателями, которые обладают только внутренней корреляцией. Заметим, что все эти показатели принадлежат конативному компоненту.

Материалы и результаты проведенного исследования позволили сформулировать следующие выводы. Критериями психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте выступают инвариантная и вариативная составляющие, а структурными компонентами - когнитивный, аффективный и конативный. Инвариантная составляющая представлена ядровыми психическими образованиями личности, которые остаются постоянными, неизменными, не претерпевая изменений в связи с трансформациями внешней и внутренней для личности среды. Именно эти образования придают личности целостность, стабильность, устойчивость. Вариативная составляющая создаёт индивидуальность личности, её особенность и непохожесть на себе подобных. Она является специфичной для психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте и представлена релевантными данному возрасту показателями.

Показатели когнитивного компонента - самопринятие, принятие других, самопонимание, самообвинение, а также ожидание отношений со стороны других. Показатели аффективного компонента - переживание потери социального статуса и снижения социальной активности, переживание по поводу ухода из реального взаимодействия с референтной группой. Показатели конативного компонента -адаптация, интернальность, локус контроля, готовность к возрастным изменениям и активность.

В пенсионном возрасте психологические трансформации личности сопряжены с основными периодами, выделенными по содержательному и формальному критерию на основе теоретических представлений о сути и

специфике пенсионного возраста, его внутренних условий и закономерностей развития личности. Это период адаптации (55-60 лет), период реализации замыслов (60-65 лет), период освоения новых видов деятельности (65-70 лет) и период корректировки социальной ситуации (70-75 лет). При переходе от одного периода пенсионного возраста к другому в содержании и структуре психологических трансформаций личности происходят значимые изменения. Различия в характеристиках этих изменений являются индикаторами психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте, ключевыми показателями которых выступают переживание по поводу ухода из реального взаимодействия с референтной группой, снижение социального статуса, характер адаптации, самопринятие и принятие других.

Динамика психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте при переходе от одного его этапа к другому в каждом из компонентов может быть положительной, отрицательной, гетерохронной и неизменной. Положительной динамике подвержены показатели когнитивного (самопонимание и принятие других), аффективного (самоинтерес) и конативного (локус контроля, ориентированный на жизнь, готовность к возрастным изменениям, интернальность как качество личности). Отрицательной динамике подвержены показатели самообвинения в когнитивном компоненте, переживания по поводу ухода из реального взаимодействия с референтной группой - в аффективном компоненте; локус контроля, ориентированный на себя - в конативном компоненте. Гетерохронной динамикой характеризуются показатели конативного компонента - адаптация и активность, а также показатель качества жизни в аффективном компоненте. При переходе от одного периода пенсионного возраста к другому остаются неизменными показатели самопринятия и ожидания отношения других в когнитивном компоненте, а также показатель саморуководства в конативном компоненте.

Литература:

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология [Текст] / В.Н. Дружинин. Учебное пособие. - СПб: Питер, 2000. 346 с.

2. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов [Текст] / О.Ю. Ермолаев. - М: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002. 198 с.

3. Краснова О.В. Виды и методы исследований в психологии старения [Текст] // О.В. Краснова. Психология зрелости и старения. - 1999. - №1. - С. 5-21.

4. Леонтьев А.Н., Лидерс А.Г. Возрастно-психологические особенности консультирования пожилых людей [Текст] // А.Н. Леонтьев, А.Г. Лидерс. Психология зрелости и старения. — 1998. — №4. — С. 13-22.

5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. - М., Наука, 1984. 314 С.

6. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности [ Текст] / М.Ш. Магомед-Эминов. - М.: Психоаналитическая Ассоциация, 1998. 496 с.

Отт Н.Г.

Рефлексивные компоненты формирования субъектности будущего

учителя

Разработка проблемы субъектности осуществлялась по пути развития отечественных представлений об активной роли самого человека в процессе жизнедеятельности в работах Б.Г. Ананьева [2], Л. С. Выготского [5], А.Н. Леонтьева [10], А.Р. Лурия [12], С.Л. Рубинштейна [17] и др.

По мнению В. А. Сластенина [18], субъектность - центральное образование человеческой субъективности, сложная интегративная характеристика личности, отражающая ее активно-избирательное, инициативно-ответственное преобразование отношений к самой себе, к деятельности, к людям, к миру и жизни в целом.

Субъектность как системное качество личности может быть представлена как сложная система, структурная организация которой базируется на принципах системологии. Основываясь на наиболее общих положениях системной организации и идеях Л.С. Выготского [5], выдвинутых Н.Д. Гордеевой и В.П. Зинченко [6] нами выделены единицы анализа такого сложного объекта, как субъектность, которая включает такие компоненты, как:

- «интегративная активность» (К. А. Абульханова-Славская [1]), предполагающая активную деятельную позицию личности во всех ее проявлениях, в том числе и в творчестве;

- субъектный потенциал как интеграция способностей и возможностей личности к самореализации;

- направленность как динамическая иерархия ценностно-смысловых отношений, составляющих мотивационно-ценностную сферу личности;

- способность к рефлексии (осознание, осмысление, прогнозирование процесса и результатов деятельности как условие регуляции поведения);

- ответственность как организация, регуляция и регламентация поведения.

Поэтапный характер становления человека как субъекта жизнедеятельности отмечается К.А. Абульхановой-Славской [1], А.В. Брушлинским [4], Б.Ф. Ломовым [11], В. А. Петровским [16], С. А. Огневым [15]. Наиболее известные концепции стадий и этапов формирования субъектности представлены в трудах В.И. Слободчикова [19], Г А. Аксеновой [18]. Из последних концепций следует отметить стадии субъектности, выделенные А. В. Белошицким [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.