Научная статья на тему 'Стратегия ООН в сфере борьбы с неравенством. (обзор)'

Стратегия ООН в сфере борьбы с неравенством. (обзор) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
600
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ООН / НЕРАВЕНСТВО / БЕДНОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия ООН в сфере борьбы с неравенством. (обзор)»

11. Mann C.L. OECD economic outlook: Better, but not good enough. - 2017. - Mode of access: https://oecdecoscope.wordpress.com/2017/06/07/oecd-global-economic-outlook-better-but-not-good-enough/

12. Roubini N. L'économie sous la menace de Trump. - 2017. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/dim-outlook-for-trumponomics-by-nouriel-roubini-2017-08/french

13. Shiller R. Comprendre la stagnation actuelle. - 2017. - Mode of access: https:// www.project-syndicate.org/commentary/secular-stagnation-future-of-work-fears-by-robert-j--shiller-2017-05/french

14. Stiglitz J.E. Une réduction d'impôt pour les riches ne résoudra rien du tout. - 2017. -Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/tax-cuts-for-the-rich-solve-nothing-by-joseph-e--stiglitz-2017-07/french

15. Synthèse du scénario: la routine de l'incertitude // Revue de l'OFCE. - P.: OFCE, 2017. - N 151. - P. 15-29. - Mode of access: http://www.ofce.sciences-po.fr/pdf/ revue/1-151.pdf

2018.01.006. ПРЯЖНИКОВА О Н. СТРАТЕГИЯ ООН В СФЕРЕ БОРЬБЫ С НЕРАВЕНСТВОМ. (Обзор).

Ключевые слова: ООН; неравенство; бедность; устойчивое развитие.

На Саммите тысячелетия (Millennium summit), проведенном ООН в 2000 г. при участии представителей 189 государств, была принята программа «Цели развития тысячелетия» (Millennium development goals, MDG), направленная на борьбу с бедностью, повышение уровня жизни людей, решение проблем голода, тендерного неравенства и сокращение детской смертности в мире (7). Программа осуществлялась в период до 2015 г. Ключевой проблемой, обозначенной в декларации саммита, стало неравенство в современном мире, которое препятствует инклюзивному развитию и сокращению бедности, а также подрывает сплоченность общества.

Роль координирующего агентства по MDG была возложена на Программу развития ООН (ПРООН). Реализация MDG началась в 2004 г. в «пилотных» странах - Доминиканской Республике, Эфиопии, Гане, Кении, Сенегале, Таджикистане и Йемене. Главной задачей являлось определение наиболее эффективных способов интегрирования MDG в национальные стратегии борьбы с бедностью и неравенством. В ходе ее решения были сформированы такие показатели, как необходимое число учителей в районе с опреде-

ленным количеством населения; количество детей, нуждающихся в вакцинах; протяженность дорог, которые необходимо построить, и т.д. На основе этих показателей были созданы модели для других развивающихся стран (РС) с высоким уровнем неравенства. В результате был разработан Практический план достижения MDG (Practical plan to achieve the Millennium development goals)1, в котором представлены конкретные стратегии борьбы с бедностью в РС.

В целом с 1990 по 2015 г. в РС показатель крайней бедности (доля жителей, зарабатывающих менее 1,25 долл. в день) снизился с 49 до 14%, смертность матерей при родах - на 45%, а доля населения, получающего недостаточно питания, и смертность детей младше пяти лет сократились вдвое (4, с. 3; 7, с. 4). Следует отметить, что в ряде стран, например в Китае, ключевым фактором сокращения крайней бедности явился рост экономики и торговли.

Эксперты ЮНИСЕФ2 указывают на огромный вклад MDG в улучшение положения детей в РС. При этом они отмечают, что при выполнении программы в центре внимания были так называемые «средние» показатели сокращения бедности, а это иногда приводит к тому, что недостаточно внимания уделяется проблемам самых бедных граждан.

Кроме того, в докладе ООН (7) говорится о том, что по состоянию на 2014 г. в мире сохранялась острая проблема неравенства доходов, гендерного неравенства; миллионы людей жили в условиях крайней бедности; из-за военных конфликтов многие вынуждены покидать места своего проживания; последствия изменения климата и деградации окружающей среды (ОС) сводят на нет попытки улучшить экономическую составляющую борьбы с неравенством и наносят удар в первую очередь по самым бедным слоям населения (6).

Проведенный Исследовательским институтом социального развития ООН (The United Nations Research institute for social development, UNRISD) в 2010 г. анализ бедности и неравенства в мире (3) лег в основу стратегии трансформационного развития по-

1 Scams.info and Unmillenniumproject.org. - Mode of access: http://www.unmi

llenniumproject.org/reports/index_overview.htm

2

Progress for children beyond averages: Learning from the MDGs / UNICEF. -N.Y., 2015. - 65 p. - Mode of access: https://www.unicef.org/publications/files/ Progress_for_Children_No._11_22June15.pdf

сле 2015 г. ООН (transformative development agenda beyond 2015). Если раньше программы ООН главным образом были нацелены на помощь бедным, то в будущем планируется уделять больше внимания институциональной и политической среде, так как ее низкое качество является причиной бедности и неравенства и препятствием к их сокращению. Кроме того, опыт стран, успешно борющихся с неравенством, показывает, что эффективнее работают стратегии, в которых сочетаются цели экономического развития и задачи социальной политики.

В докладе UNRISD выделяются три главных элемента стратегии, способной обеспечить сокращение неравенства и устойчивое развитие. Во-первых, необходимо добиться того, чтобы результатом роста и структурных преобразований экономики стало создание рабочих мест с адекватной заработной платой и доступных всем членам общества вне зависимости от дохода, классовой принадлежности, пола или национальности. Во-вторых, всеобъемлющая социальная политика, в основе которой лежат универсальные права человека, должна реализовать общественный договор о распределении благ между гражданами и государством и способствовать структурным преобразованиям, сплоченности общества и демократии. В-третьих, важно создать механизмы подотчетности государства гражданам и условия для гражданской активности. Благодаря этому государство сможет лучше понять реальные потребности граждан, а бедные и ущемленные слои населения будут влиять на проводимую государственную политику.

На 70 ассамблее ООН в 2015 г. был принят новый план действий - «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». В нем утверждены 17 целей устойчивого развития (sustainable development goals, SDG), которые пришли на смену MDG. SDG направлены на ликвидацию всех форм бедности, голода, гендерного неравенства, создание условий для здоровой жизни и повышение благосостояния людей всех возрастов, а также на обеспечение доступа всех людей к недорогим, надежным и современным источникам энергии. Если в MDG делался акцент на борьбе с бедностью и развитии здравоохранения, то SDG охватывают такие сферы, как защита ОС, изменение климата, защита прав человека и др. Расширение горизонта стратегии сокращения неравенства делает SDG более универсаль-

ными и актуальными для всех стран, сталкивающих с проблемой неравенства, а не только для РС (6).

Успехи в реализации МЭО в целом были омрачены ростом неравенства и экологических проблем в мире. По мнению экспертов ООН, такие явления могли стать следствием того, что проводимая под эгидой ООН политика была сконцентрирована на создании условий для устойчивого развития, тогда как следовало обратить внимание прежде всего на достижение эффективного баланса между экономическими, социальными и экологическими целями программы. Смещение акцента в ходе реализации на сокращение неравенства между странами и внутри стран, а также на сохранение ОС будет способствовать гармонизации социальной и экологической политики и целей экономического развития (5, с. 3).

Исследования иКЯ^Э показывают, что только воздействие на структурные причины неравенства может способствовать сокращению бедности и экономическому росту1. Страны, которые смогли сократить бедность в достаточно короткий период, принимали меры, одновременно стимулирующие рост экономики и рост благосостояния населения. Они стремились повысить компетентность государственных служащих, институционализировать социальные права граждан и повысить конкурентность демократических режимов.

Поскольку сам по себе экономический рост не гарантирует повышения социального благополучия граждан и сохранения экологического равновесия, политика, направленная на экономическое развитие и одновременно сокращение неравенства, должна сочетать меры, направленные на социальную инклюзию и устойчивое развитие. Это предполагает эффективную работу механизмов перераспределения как товаров и услуг, так и социальных выплат, а также защиту прав граждан.

Таким образом, по мнению экспертов ООН, именно социальная политика представляется инструментом сокращения неравенства, продвигающим фундаментальные ценности социальной инк-

1 UNRISD research and policy brief 10. - 2010. - 2 p. - Mode of access: http:// www.unrisd.org/80256B3C005BCCF9/httpNetITFramePDF?ReadForm&parentunid=82 BBE4A03F504AD9C1257734002E9735&parentdoctype=brief&netitpath=80256B3C00 5BCCF9/%28httpAuxPages%29/82BBE4A03F504AD9C1257734002E973 5/$file/Polic y-Brief-10. pdf

люзии, солидарности, равенства и уважения прав человека. Главной составляющей социальной политики является механизм социальной защиты населения в меняющихся социально-экономических условиях. В современном мире растет важность взаимосвязи мер социальной защиты с мерами, направленными на экономическое развитие и сохранение экологического равновесия, способствующими, например, созданию «зеленых» рабочих мест и «зеленому» потреблению. И наконец, социальная политика может и должна генерировать структурные изменения, нивелируя причины неравенства и экологически опасного поведения. Примерами таких изменений, по мнению специалистов UNRISD, являются методы перераспределения ресурсов, например земельные реформы, особенно в странах с высоким уровнем неравенства, где жизнеобеспечение бедных слоев населения зависит от возделывания земли, а также налоговые реформы, направленные на совершенствование налогового администрирования, предотвращение уклонения от уплаты налогов и т.д. (5).

В «Докладе ООН о Целях в области устойчивого развития, 2017 год» (1) описывается текущая ситуация в отношении неравенства в мире и представлены результаты, которых на сегодняшний день удалось достигнуть в ходе реализации SDG.

Цель 1 - ликвидация нищеты с помощью мер социальной защиты, мер по обеспечению достойной занятости и поддержки малоимущих. Так, с 1999 по 2013 г. произошло снижение крайней нищеты с 28 до 11%; сейчас население мира, живущее в условиях крайней бедности, составляет 767 млн человек.

Цель 2 - ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности. Доля страдающего от недоедания населения мира сократилась за 2000-2016 гг. с 15 до 11% и составляет 793 млн человек.

Цель 3 - развитие здравоохранения и поддержания здоровья. За 2000-2015 гг. коэффициент материнской смертности в мире снизился на 37%, а показатель смертности детей в возрасте до 5 лет - на 44%. В это же время число случаев инфицирования ВИЧ сократилось на 46%, заболевания туберкулезом - на 17%, заболевания малярией - на 41%.

Цель 4 - обеспечение качественного образования для всех. В 2000-2014 гг. в мире наблюдался значительный прогресс в росте

набора учащихся в начальную школу, тем не менее 9% детей младшего школьного возраста все еще остаются не вовлеченными в систему начального образования.

Цель 5 - обеспечение гендерного равенства. В 2017 г. доля женщин в парламентах стран мира составляла всего 23,4%.

Цель 6 - решение проблем санитарии, гигиены и доступности питьевой воды. В 2015 г. 71% населения мира пользовались услугами организованного снабжения питьевой водой и 39% - услугами санитарии (безопасной канализацией).

Цель 7 - обеспечение всеобщего доступа к энергоснабжению. Доля населения мира, имеющая доступ к электроэнергии, возросла с 77,6% в 2000 г. до 85,3% в 2014 г. Однако 1,06 млрд человек по-прежнему не могут пользоваться электричеством.

Цель 8 - содействие устойчивому экономическому росту. Темпы роста ВВП на душу населения в мире в целом увеличились с 0,9% в 2005-2009 гг. до 1,6% в 2010-2015 гг. Уровень безработицы в среднем в странах мира снизился с 6,1% в 2010 г. до 5,7% в 2016 г.

Цель 9 - развитие инфраструктуры, содействие индустриализации и инновациям. В 2005-2016 гг. душевой показатель добавленной стоимости, созданной в обрабатывающей промышленности, в наименее развитых странах увеличился почти на 59%. В 2016 г. 95% населения мира проживало в зоне досягаемости мобильной связи.

Цель 10 - сокращение неравенства внутри стран и между ними. Международное торговое сообщество продолжает предоставлять наименее развитым странам благоприятные условия доступа на рынки. С 2005 по 2015 г. доля беспошлинных товарных позиций экспортной продукции из наименее развитых стран выросла с 49 до 65%.

Цель 11 - создание условий для устойчивого развития городов. Доля городского населения, живущего в трущобах, сократилась с 28% в 2000 г. до 23% в 2014 г. При этом в странах Африки к югу от Сахары в трущобах живут более половины (56%) горожан.

Цель 12 - переход к рациональной модели потребления и производства. Показатель «ресурсозатрат» жизнедеятельности человека увеличился с 48,5 млрд метрических тонн в 2000 г. до 69,3 млрд метрических тонн в 2010 г. Большинство государств,

входящих в ООН, являются участниками по крайней мере одного из глобальных природоохранных соглашений по химическим веществам и опасным отходам, однако многие из них не выполняют в полном объеме обязательства, предусмотренные этими соглашениями.

Цель 13 - борьба с изменением климата и его последствиями. В 2016 г. средняя температура на планете продолжала расти и достигла рекордного уровня, который примерно на 1,1°С выше, чем в доиндустриальный период. Хотя эксперты указывают на успехи реализуемых стратегий по снижению риска бедствий, число их жертв растет.

Цель 14 - сохранение океанов, морей и морских ресурсов. Доля общемировых морских рыбных запасов, пострадавших в результате превышения нормы вылавливания рыбы, чье биологическое воспроизводство находится под угрозой, возросла с 10% в 1974 г. до 31% в 2013 г.

Цель 15 - защита и восстановление экосистем суши. В 20102015 гг. темпы сокращения лесных площадей в мире были более чем вдвое ниже по сравнению с 1990-ми годами. Тем не менее доля покрытых лесом земель на планете сократилась с 31,6% в 1990 г. до 30,6% в 2015 г. Продолжает сокращаться видовое разнообразие флоры и фауны.

Цель 16 - построение мирного и открытого общества. В 2015 г. в странах с высоким уровнем неравенства доходов (индекс Джини > 0,45) произошло в девять раз больше умышленных убийств, чем в странах с низким уровнем неравенства доходов (индекс Джини < 0,35).

Цель 17 - укрепление партнерских отношений и глобального партнерства в интересах устойчивого развития. С 2015 по 2016 г. объем официальной помощи на цели развития увеличился 8,9%, достигнув 142,6 млрд долл. При этом помощь наименее развитым странам, предоставляемая на двусторонней основе, в реальном выражении сократилась на 3,9%. В 2016 г. в развитых странах Интернет был доступен примерно 80% населения, в РС - 40%, а в наименее развитых странах - 15%.

В докладе обращается особое внимание на необходимость достоверных, актуальных, доступных данных для оценки достигнутых результатов, принятия обоснованных решений и обеспечения

учета интересов всех. Для реализации SDG в полном объеме и контроля результатов проводимой работы директивным органам требуются точные, своевременные, дезагрегированные, доступные и удобные для использования данные. За прошедшие годы круг имеющихся данных расширился, а их качество повысилось. Однако работу по наращиванию статистического потенциала и углублению знаний в области обработки данных по-прежнему необходимо продолжать на всех уровнях принятия решений. Это потребует согласованных усилий со стороны как поставщиков данных, так и пользователей, а также инновационных подходов к обработке и использованию данных при решении многоплановых задач в области устойчивого развития.

В докладе подчеркивается важность того обстоятельства, что национальные статистические ведомства при поддержке международных организаций продолжают разрабатывать и осуществлять такие бизнес-модели, которые стимулируют эффективное взаимодействие разных акторов в интересах повышения доступности и качества данных, относящихся к деятельности по обеспечению устойчивого экономического развития. В настоящее время инновационная работа с данными осуществляется в ряде стран Африки, Азии и Латинской Америки. Все больше стран переходят на использование стандартных систем информации и программ представления отчетности в сфере здравоохранения, разработанных Всемирной организацией здравоохранения. Это позволяет отказаться от использования неэффективных дублирующих друг друга систем отчетности.

На первом Всемирном форуме ООН по использованию данных, который состоялся в январе 2017 г. в Кейптауне, был представлен глобальный план действий по совершенствованию качества данных устойчивого развития (Cape Town Global action plan for sustainable development data) (2). В нем изложены руководящие принципы разработки и осуществления национальных стратегий наращивания статистического потенциала. Кейптаунский глобальный план предполагает реализацию ряда мер по совершенствованию процесса сбора и обработки данных, в частности таких как координация и стратегическое руководство работой с данными в интересах устойчивого развития; инновации в национальных статистических системах и их модернизация; укрепление основной

статистической деятельности и программ в области статистики;

распространение и использование данных; создание партнерств с

участием заинтересованных сторон; мобилизация ресурсов и координация управления их потоками.

Список литературы

1. Доклад о Целях в области устойчивого развития, 2017 год / ООН. - Нью-Йорк, 2017. - 60 с. - Режим доступа: https://unstats.un.org/sdgs/report/2017/

2. Cape town global action plan for sustainable development data. - 2017. - Mode of access: https://unstats.un.org/sdgs/hlg/Cape-Town-Global-Action-Plan/

3. Combating poverty and inequality: Structural change, social policy and politics. -Geneva: UNRISD, 2010. - 380 p. - Mode of access: https://www.unicef.org/social policy/files/Combating_Poverty_and_Inequality .pdf

4. Health in 2015: from MDGs to SDGs / World health organization. - Geneva, 2015. - 204 p. - Mode of access: http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/200009/ 1/9789241565110_eng.pdf?ua=1

5. Managing the transition from MDGs to SDGs - an UNRISD contribution to what it will take / UNRISD. - Geneva, 2013. - 4 p.

6. Renwick D. Sustainable development goals / Council on foreign relations. - 2015. -09.23. - Mode of access: https://www.cfr.org/backgrounder/sustainable-develop ment-goals

7. The Millennium development goals report 2015 / United Nations. - N.Y., 2015. -72 p. - Mode of access: http://www.un.org/millenniumgoals/2015_MDG_Report/ pdf/MDG%202015%20rev%20(July%201).pdf

2018.01.007. ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА НА ПРАКТИКЕ: КООРДИНАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА И БИЗНЕСА В АФРИКЕ И ВОСТОЧНОЙ АЗИИ. The practice of industrial policy: Government - business coordination in Africa and East Asia / Ed. by J. Page, F. Tarp; UNU-WIDER. - Oxford: Oxford univ. press, 2017. - 304 p.

Ключевые слова: промышленная политика; страны Африки; страны Восточной Азии.

В работе представлены результаты совместного проекта Корейского агентства по международному сотрудничеству (Korea international cooperation agency) и Международного научно-исследовательского института экономики развития Университета ООН (World institute for development economic research of the United

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.