статистической деятельности и программ в области статистики;
распространение и использование данных; создание партнерств с
участием заинтересованных сторон; мобилизация ресурсов и координация управления их потоками.
Список литературы
1. Доклад о Целях в области устойчивого развития, 2017 год / ООН. - Нью-Йорк, 2017. - 60 с. - Режим доступа: https://unstats.un.org/sdgs/report/2017/
2. Cape town global action plan for sustainable development data. - 2017. - Mode of access: https://unstats.un.org/sdgs/hlg/Cape-Town-Global-Action-Plan/
3. Combating poverty and inequality: Structural change, social policy and politics. -Geneva: UNRISD, 2010. - 380 p. - Mode of access: https://www.unicef.org/social policy/files/Combating_Poverty_and_Inequality .pdf
4. Health in 2015: from MDGs to SDGs / World health organization. - Geneva, 2015. - 204 p. - Mode of access: http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/200009/ 1/9789241565110_eng.pdf?ua=1
5. Managing the transition from MDGs to SDGs - an UNRISD contribution to what it will take / UNRISD. - Geneva, 2013. - 4 p.
6. Renwick D. Sustainable development goals / Council on foreign relations. - 2015. -09.23. - Mode of access: https://www.cfr.org/backgrounder/sustainable-develop ment-goals
7. The Millennium development goals report 2015 / United Nations. - N.Y., 2015. -72 p. - Mode of access: http://www.un.org/millenniumgoals/2015_MDG_Report/ pdf/MDG%202015%20rev%20(July%201).pdf
2018.01.007. ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА НА ПРАКТИКЕ: КООРДИНАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА И БИЗНЕСА В АФРИКЕ И ВОСТОЧНОЙ АЗИИ. The practice of industrial policy: Government - business coordination in Africa and East Asia / Ed. by J. Page, F. Tarp; UNU-WIDER. - Oxford: Oxford univ. press, 2017. - 304 p.
Ключевые слова: промышленная политика; страны Африки; страны Восточной Азии.
В работе представлены результаты совместного проекта Корейского агентства по международному сотрудничеству (Korea international cooperation agency) и Международного научно-исследовательского института экономики развития Университета ООН (World institute for development economic research of the United
Nations university, UNU-WIDER) «Практика промышленной политики: Уроки для Африки» (Practice of industrial policy: Lessons for Africa). Целью проекта было помочь африканским правительствам создать условия для лучшей координации сотрудничества государственного и частного секторов, чтобы выявить ограничения в процессах структурных преобразований и сформировать стратегию их устранения.
Все больше экспертов сходятся во мнении, что в условиях «несовершенства» рыночного механизма для развития экономики стран с низкими доходами требуется реализация скоординированной государственной политики в промышленном секторе. Основной целью такой политики является ускорение процесса структурной трансформации и перехода рабочей силы из низкопроизводительных отраслей в отрасли с высокой производительностью. По мнению Дж. Стиглица (с. 29), помимо «сглаживания» несовершенства рынка промышленная политика должна также влиять на траекторию и характер экономического роста, обеспечивающего сокращение неравенства доходов населения.
В Африке структурная трансформация практически не способствовала стимулированию экономического роста и созданию новых рабочих мест. Вплоть до XX в. в африканских странах доля занятых на низкооплачиваемых и низкопроизводительных рабочих местах росла. В настоящее время изменение структуры экономики в Африке характеризуется главным образом перемещением рабочей силы из сельского хозяйства в сектор услуг (торговлю). В странах Африки южнее Сахары производительность труда в сфере услуг в два раза выше производительности в сельском хозяйстве, тогда как производительность занятых в промышленности более чем в шесть раз выше, чем у занятых в сельском хозяйстве (с. 2). При этом промышленный сектор в большинстве стран Африки находится в состоянии стагнации.
Рассматривая опыт внедрения стратегий кооперации государственных органов и бизнеса в таких азиатских странах, как Китай, Малайзия, Южная Корея и Вьетнам, авторы приходят к выводу, что не существует единой азиатской модели промышленной политики и координации сотрудничества государства и частного сектора. Вместе с тем в ходе исследования практической реализации промышленной политики в странах Азии удалось выявить ряд
общих черт процессов взаимодействия правительственных структур и предпринимателей: заинтересованность (commitment), целенаправленность (focus), готовность экспериментировать (experimentation), наличие обратной связи (feedback).
Высокая степень заинтересованности и готовность активно участвовать в реализации промышленной политики и плодотворно сотрудничать с частным сектором характерны для представителей исполнительной власти в странах Азии. Формирование информационных потоков между правительственными органами и бизнесом сопровождалось целенаправленными мерами, направленными на ликвидацию препятствий для роста производственных результатов промышленных компаний. Кроме того, повышению целенаправленности мер промышленной политики способствовали создание в регионах благоприятной для бизнеса среды, а также государственное финансирование и ресурсное сопровождение имплементации приводящих к успеху практик в дальнейшем в других регионах и отраслях. В Малайзии и Вьетнаме проекты экспортно ориентированной индустриализации осуществлялись посредством открытия зон свободной торговли. В Китае на уровне провинций и муниципалитетов формировались специфические меры в рамках промышленной политики в зависимости от местного контекста и стадии экономического развития конкретного района.
Чиновники стран Восточной Азии, ответственные за реализацию промышленной политики, демонстрировали готовность к экспериментам. На основе анализа успешных примеров мер, стимулирующих промышленное развитие, разрабатывался набор конкретных действий, которые затем реализовывались в рамках промышленной политики. Результаты реализованных проектов детально анализировались. Если результат расходился с ожидаемым, проект либо корректировался, либо от дальнейшей реализации таких проектов отказывались. Успешные проекты реплицировались в других регионах и / или отраслях.
Развитие каналов обратной связи представляет собой ключевой элемент промышленной политики в азиатских странах. С одной стороны, происходит постоянная оценка результатов: рост рабочих мест, производительности, экспорта. С другой стороны, обратная связь осуществляется непосредственно в процессе общения бизнеса и государственных чиновников, их поездок в регионы
и промышленные кластеры, встреч с предпринимателями для выявления препятствий для роста. Обратная связь стала также важной составляющей формирования института подотчетности власти гражданам.
Исследование промышленной политики ряда стран Африки (Эфиопия, Гана, ЮАР) и опыта развития зон свободной торговли стран Африки южнее Сахары позволило экспертам выявить ряд общих характеристик. Очевидно, что фактором успеха координации взаимоотношений государства и бизнеса является создание отношений на основе доверия. Исследования особенностей промышленной политики африканских стран выявили недоверие и отсутствие взаимопонимания государства и бизнеса, а также эффективной координации действий внутри африканских правительств. В Танзании, Нигерии и Кении были обнаружены проблемы, связанные с отсутствием формальных связей между агентствами по продвижению инвестиций и агентствами, осуществляющими проекты зон свободной торговли.
Странам Африки предстоит проделать большую работу по внедрению механизмов эффективной координации отношений правительственных органов и предпринимателей. Главным фактором, обеспечивающим координацию реализации промышленной политики, является заинтересованность и готовность реализовывать конкретную политику на самом высоком политическом уровне, например на уровне главы правительства. Участие высших должностных лиц в осуществлении промышленной политики является, по мнению экспертов, ключевым фактором ее успеха. Также важно, чтобы отношения власти и бизнеса выстраивались прежде всего на местном уровне, т.е. максимально учитывали местную специфику. Примеры локальных инициатив в области реализации промышленной политики в африканских странах были наиболее успешны, когда представители бизнеса брали на себя ведущую роль. Так, учреждение бизнес-ассоциаций, таких как Ассоциация промышленности Ганы (Association of Ghana industries) и Федерация частных предприятий (Private enterprise fédération) (Гана), привело к улучшению диалога между государством и бизнес сообществом.
Эксперты формулируют ряд правил использования льгот и поощрений в ходе реализации промышленной политики:
- введение льгот для проектов, которые приносят не только экономические, но и социальные дивиденды;
- четкие критерии успеха и провала проектов;
- определение сроков окончания проекта и условий, при которых он должен быть завершен (sunset clause);
- мониторинг и оценка результатов, а также установление целевых ориентиров (с. 18).
Авторы полагают, что осуществление всех этих мер вполне под силу правительствам африканских стран. Кроме того, в качестве платформы для проведения взаимной оценки реализации программ в рамках промышленной политики может быть использовано Новое партнерство для африканского развития (New partnership for Africa's development).
О.Н. Пряжникова
2018.01.008. ГУЭЛЬ К., ГИМБАР Х. МИРОВОЙ СПРОС НА ПРОДОВОЛЬСТВИЕ В 2050 г.
GOUEL Ch., GUIMBARD H. La demande alimentaire mondiale en 2050: Lettre du CEPII. - P.: CEPII, 2017. - N 377. - 4 p. - Mode of access: http://www.cepii.fr/PDF_PUB/lettre/2017/let377.pdf
Ключевые слова: состав и структура питания; рост доходов; спрос на сельскохозяйственную продукцию.
В работе французских экономистов приводится количественная оценка изменений в составе и структуре питания, связанных с развитием и ростом доходов.
Различия в структуре питания в мире - как по количеству ежедневно потребляемых калорий, так и по продуктам - в значительной степени объясняются уровнем развития стран и, следовательно, финансовыми возможностями домохозяйств. Хотя на структуру питания влияют и другие факторы, например такие как уровень урбанизации, потребительские предпочтения, культурные особенности, включая религиозные соображения или коллективные предпочтения, признанные на государственном или надгосударст-венном уровне (в частности, запрет на генномодифицированную продукцию в ЕС), авторы считают, что именно доход является фактором, определяющим спрос на продукты питания.