Научная статья на тему 'Стратегия обеспечения соответствия как основа концепции развития информационных технологий в медицинском учреждении'

Стратегия обеспечения соответствия как основа концепции развития информационных технологий в медицинском учреждении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ / STRATEGY OF ENSURING THE CONFORMITY / РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES / АРХИТЕКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ / ENTERPRISE ARCHITECTURE / ЦИФРОВАЯ МЕДИЦИНА / DIGITAL MEDICINE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпов О. Э., Субботин С. А., Шишканов Д. В., Здирук К. К.

Начавшаяся цифровая трансформация российского здравоохранения требует изменения роли информационных технологий в медицине, быстрого внедрения целого ряда новаций как на уровне государства, так и в каждом учреждении. Это, в свою очередь, возможно только при радикальном повышении качества планирования и управления развитием информационных технологий. Пироговский Центр является крупным федеральным многопрофильным медицинским учреждением, включающим образовательные и научные подразделения, уже много лет признает стратегический характер информационно-технологического обеспечения своей деятельности и начал работу по совершенствованию этой функции. Рассмотрены организационные и методические инструменты, использованные в НМХЦ им. Н.И. Пирогова в процессе продолжающейся разработки концепции развития информационных технологий (ИТ-концепции). Статья является дискуссионной и предназначена для инициирования обсуждения и отрефлексированной фиксации подходов к планированию и управлению, методов оценки достигнутого уровня информационно-технологического обеспечения, организации взаимодействия подразделений по вопросам автоматизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карпов О. Э., Субботин С. А., Шишканов Д. В., Здирук К. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия обеспечения соответствия как основа концепции развития информационных технологий в медицинском учреждении»

Карпов О.Э., Субботин С.А., Шишканов Д.В., Здирук К.К. СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ КАК ОСНОВА КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МЕДИЦИНСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ

СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ КАК ОСНОВА КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МЕДИЦИНСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Карпов О.Э., Субботин С.А., Шишканов Д.В., Здирук К.К. УДК: 614.21:618.3

Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова, Москва

Резюме

Начавшаяся цифровая трансформация российского здравоохранения требует изменения роли информационных технологий в медицине, быстрого внедрения целого ряда новаций как на уровне государства, так и в каждом учреждении. Это, в свою очередь, возможно только при радикальном повышении качества планирования и управления развитием информационных технологий. Пироговский Центр является крупным федеральным многопрофильным медицинским учреждением, включающим образовательные и научные подразделения, уже много лет признает стратегический характер информационно-технологического обеспечения своей деятельности и начал работу по совершенствованию этой функции.

Рассмотрены организационные и методические инструменты, использованные в НМХЦ им. Н.И. Пирогова в процессе продолжающейся разработки концепции развития информационных технологий (ИТ-концепции). Статья является дискуссионной и предназначена для инициирования обсуждения и отрефлексированной фиксации подходов к планированию и управлению, методов оценки достигнутого уровня информационно-технологического обеспечения, организации взаимодействия подразделений по вопросам автоматизации.

Ключевые слова: стратегия обеспечения соотвествия, развитие информационных технологий, архитектура предприятия, цифровая медицина.

STRATEGY FOR ENSURING CONFORMITY AS A BASIS OF THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE MEDICAL INSTITUTION

Karpov O.Je., Subbotin S.A., Shishkanov D.V., Zdiruk K.K.

The initiated digital transformation of Russian health care requires changing the role of information technology in medicine, the rapid introduction of a number of innovations both at the state level and in each institution. This, in turn, is possible only with a radical increase in the quality of planning and management of the development of information technology. The Pirogov Center is a large federal diversified medical institution, including educational and scientific units, has for many years recognized the strategic nature of information technology support for its activities and has begun work to improve this function. Organizational and methodological tools used in the NMSC named by. N.I. Pirogov in the process of the continuing development of the concept of the development of information technology (IT concepts). The article is controversial and is intended to initiate discussion and reflexively fixing approaches to planning and management, methods for assessing the achieved level of information and technological support, organization of interaction of units on automation issues.

Keywords: strategy of ensuring the conformity, development of information technologies, enterprise architecture, digital medicine.

Предпосылки для формирования ИТ-концепции

В настоящее время в России и в мире сформировался целый ряд стимулов для перехода к цифровой медицине. Эксперты НМХЦ им. Н.И. Пирогова принимали участие в подготовке проекта подпрограммы «Цифровая трансформация здравоохранения» программы «Цифровая экономика», где в качестве ключевых предпосылок было указано:

- научно-технический прогресс - достижения в развитии науки и технологий в медицине, молекулярной биологии, компьютерных науках и рост вычислительных мощностей дают новые эффективные методы и инструменты диагностики и лечения;

- глобальная информатизация и мобильность - люди более не ограничены географическими преградами в общении, активно используя интернет, мобильные устройства, социальные сети и приложения для связи в удобное время;

- пациентоцентричность - современный человек ведет здоровый образ жизни, а как пациент принимает решения о добровольном мониторинге здоровья, активно участвует в сборе данных, ознакомлении с информационными ресурсами, выбирает лечащего врача и стратегии лечения;

- датацентричность - обилие данных о состоянии здоровья граждан, на основе которых создаются аналитические инструменты для принятия решений.

Тема цифрового здравоохранения и цифровой медицины очень активно развивается на международном уровне. Так, ВОЗ разработала в составе комплекта материалов модель национальной концепции электронного здравоохранения (http://apps.who.int/iris/bitstream/ 10665/75211/9/9789241548465_rus.pdf) и подготовила глобальный обзор профильных программ (Global Observatory for eHealth - http://www.who.int/goe/en/), который включает информацию более, чем по 120 странам. В Европейском союзе реализуется уже второй План действий в области цифрового здравоохранения (eHealth Action Plan 2012-2020 - Innovative healthcare for the 21st century - https://ec.europa.eu/health/sites/health/files/ehealth/docs/ com_2012_736_en.pdf). При этом можно говорить о буме инвестиций в стартапы, технологии, сервисы и решения цифровой медицины во всех странах с уровнем подушевого валового дохода выше среднего.

В настоящее время является общепризнанным, что цифровая трансформация здравоохранения является одним из ключевых факторов стратегического развития России [1]. Для ее обеспечения реализуется сразу несколько государственных инициатив, программ и проектов, наиболее важными из которых являются следующие:

• приоритетный проект Министерства здравоохранения РФ «Совершенствование процессов организации

Карпов О.Э., Субботин С.А., Шишканов Д.В., Здирук К.К.

СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ КАК ОСНОВА КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МЕДИЦИНСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ

медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий» [2];

• развитие Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения [3];

• проект «Хелснет» Национальной технологической инициативы (http://www.nti2035.ru/markets/docs/ DK_healthnet.pdf).

На уровне рыночных агентов в России имеется масса разрозненных, но перспективных проектов и решений, создаются и развиваются (в том числе при поддержке Скол-ково) перспективные стартапы, отдельные телемедицинские устройства и программное обеспечение для них уже сертифицируются как медицинские изделия. Создаются и начинают использоваться в профильных сервисах системы поддержки принятия управленческих и врачебных решений, в том числе на основе анализа больших данных. Большинство из таких систем находятся на стадии научной работы, но часть уже может быть использована на практике. Есть понимание, что российские разработчики смогут предложить широкий спектр конкретных решений, но их использование на уровне отдельной организации станет технологичным только после формирования целостной экосистемы цифровой медицины.

Как бы не менялись условия «за бортом», для любой медицинской организации по-прежнему большую роль играют требования и характеристики существующей регуляторной среды и существующего рынка информационных технологий:

• крайне высокий уровень регулирования, политизированность отрасли;

• высокий уровень нормативной стандартизации - как показано в [4], при наличии более 50 стандартов только в серии ГОСТ «Информатизация здоровья», на практике «наблюдается ... разрозненность и функциональная несовместимость действующих информационных систем»;

• обязательность взаимодействия с громадным количеством внешних информационных систем и подсистем при крайне слабом обеспечении интероперабельно-сти;

• незрелый рынок профильных отечественных информационно-технологических решений - нет явных лидеров среди вендоров, многие крупные медицинские центры используют в своих автоматизированных системах самостоятельно разработанное или, как минимум, очень сильно кастомизированное прикладное программное обеспечение;

• поставщики тиражных медицинских информационных систем не берут на себя риски интеграции с неапробированными, инновационными решениями цифровой медицины;

• повышенные требования к информационной безопасности - см. раздел 7 монографии [4];

• медицинское оборудование все теснее связывается с локально-вычислительными сетями, компьютерами и программами;

• вопрос о создании целостной экосистемы цифровой медицины пока рассматривается только в экспертном сообществе;

• необходимость сочетания работы по государственному заданию и коммерческой деятельности;

• наличие требований по импортозамещению и переходу на свободное программное обеспечение.

Готовы ли методы планирования и управления развитием информационных технологий и имеющиеся автоматизированные системы медицинских организаций к ответам на новые вызовы? Проведенный анализ показал, что сложившиеся годами практики ориентированы в основном на администрирование потока работ по реализации отдельных функций. Формализованная оценка качества информационно-технологического обеспечения деятельности применялась спорадически, главным критерием выступала удовлетворенность конечных пользователей, что привело к потере фокуса на решение задач учреждения в целом и накоплению технологического долга. Основными проблемами были признаны следующие:

а) недостаточная коммуникация между медицинскими и информационно-технологическими подразделениями; отсутствие выделенной позиции бизнес-архитектора;

б) низкая скорость реализации функциональных требований;

в) состав и уровень контроля качества данных в информационных системах ориентированы исключительно на текущие статистические и учетные задачи, что затрудняет их использование для целей исследований и поддержки принятия решений.

Кроме того, было отмечено несоответствие современному уровню программного обеспечения автоматизированных систем, что делает невозможным оперативно превратить информационные технологии в элемент лечебного процесса и фактор конкурентоспособности.

Следует отметить, что, во-первых, выявленные проблемы во многом являются организационно-методическими и, во-вторых, достаточно типовыми, что неоднократно отмечалось отраслевыми экспертами и консалтинговыми компаниями.

Подходы к формированию ИТ-концепции

Медицинские учреждения, стремящиеся к цифровой трансформации своей деятельности, должны уже сейчас модернизировать систему управления развитием информационных технологий и быть готовыми ответить как минимум на перечисленные вызовы. Как же наиболее рационально определить перечень решаемых концепцией задач, степень детализации по каждой из них и какими принципами руководствоваться медицинской организации?

В практике деятельности и литературе имеется масса подходов к разработке стратегий развития информационных технологий (ИТ-стратегий) и ИТ-концепций.

Карпов О.Э., Субботин С.А., Шишканов Д.В., Здирук К.К. СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ КАК ОСНОВА КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МЕДИЦИНСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Так, выполненный в 2010 году обзор [5] дал более 20 определений и выявил массу публикаций, где эти термины используются вообще без определения. На наш взгляд, наиболее системно вопрос стратегического планирования развития информационных технологий проработан [6], а архитектурные подходы к проектированию «циф-ровизации» медицины изложены [7]. В [8], во многом являющейся ответом практика на [6], классификация, предложенная в [5], структурирована как три концептуальных подхода:

• управление развитием информационных технологий;

• обеспечение соответствия информационных технологий и основной деятельности;

• обеспечение соответствия информационных технологий и основной деятельности.

Таким образом, общепринято, что современная система стратегического управления развитием информационных технологий должна строиться на использовании архитектуры предприятия в качестве основного инструмента. Но любое управление изменениями требует эволюционного сценария перехода. Переосмыслив указанные концептуальные подходы как этапы преобразования методов управления функцией информационно-технологического обеспечения деятельности, мы получаем естественную последовательность в разработке руководящих документов в области развития информационных технологий, которой и планируем придерживаться:

Этап Руководящий документ Концептуальный подход Содержание

0 Планы мероприятий Планирование и выполнение мероприятий (IT Management) выполнение поступивших задач

1 Планы деятельности и программы развития управление развитием информационных технологий (IT Governance) перечень задач и требуемый объем ресурсов для реализации функций информационно-технологического обеспечения деятельности

2 ИТ-концепция обеспечение соответствия информационных технологий и основной деятельности (Business and IT Alignment) использование автоматизированных систем для поддержки бизнес-стратегии, включая реализацию новых возможностей, которые предлагают современные информационные технологии

3 ИТ-стратегия архитектура предприятия (Enterprise Architecture) общая точка зрения на роль автоматизированных систем в организации

систем? Как обеспечить их органическое развитие? И как должны быть учтены требования в части обеспечения цифровой трансформации медицины - ведь они требуют от нас «желания странного» и совершенно других скоростей?

Ответим сначала на последний вопрос - надо, используя наличие научного потенциала, выделить функции «разведки» возможностей цифровой медицины в самостоятельный блок, который будет управляться и оцениваться отдельно от блока обеспечения непрерывного функционирования и развития автоматизированных систем. Данный подход основан на редуцированном (инновационный блок будет много меньше основного) принципе бимодальности, который был в 2014 году предложен компанией Гартнер [9], и основные характеристики которого проиллюстрированы на рисунке 1. Несмотря на регулярно раздающуюся критику (главный тезис - ничего нового, обычное опытное производство!), бимодальность как управленческая технология все шире используется во всем мире, причем не только в сфере информационных технологий.

Для ответа на первый и второй вопросы - как организовать планирование и управление «марафонской», регулярной частью информационных активов - вслед за [10], [8] используем стратегическую модель соответствия (the Stratégie Alignment Model, SAM), которая определяет возможные пути обеспечения соответствия развития информационных технологий и целей организации в целом. SAM предполагает, что это соответствие может быть обеспечено за счет согласования (функциональной интеграции) четырех областей (доменов):

• бизнес-стратегия;

• ИТ-стратегия, ИТ-концепция;

• организационная инфраструктура и процессы;

• коммуникационная и вычислительная инфраструктура, автоматизированные процессы,

что может быть достигнуто одним из четырех способов (см. рисунок 2), причем авторы [10] указывают, что универсального среди них нет.

Bimodal IT = Marathon Runners + Sprinters. Deeply Différent, Both Essential Mode 1 Mode 2

Think Maratho Runner

Согласно предложенной схеме, ИТ-концепцию следует разрабатывать при переходе на второй этап, и она должна быть основана на обеспечении соответствия информационных технологий и основной деятельности. Как это может быть достигнуто в части непрерывности функционирования существующих автоматизированных

Reliability Goal Agility

Price for n performance Value Revenue, brand, customer experience

Waterfall, v-Model, high-ceremony IID Approach Agile, kanban, low-ceremony IID

Plan-driven, approval-based Governance Empirical, continuous, process-based

Enterprise suppliers, long-term deals Sourclng Small, new vendors, short-term deals

Good at conventional process, projecfs Talent Good at new and uncertain projects

IT-centric, removed from customer Culture Business-centric, close to customer

Long (months) Cycle Times Short (days, weeks)

Think Sprinter

t

Gartner

Рис. 1. Бимодальный подход к развитию информационных технологий

Карпов О.Э., Субботин С.А., Шишканов Д.В., Здирук К.К.

СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ КАК ОСНОВА КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МЕДИЦИНСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Выполнение стратегий

Потенциал технологий

Бизнес-стратегия

ИТ-концепция

Бизнес-стратегия

ИТ-концепция

Организацион- ИТинфра-ная структура структура и процессы и процессы

Организацион- ИТинфра-ная структура структура и процессы и процессы

Конкурентный потенциал Обеспечение уровня услуг

Бизнес-стратегия

ИТ-концепция

г.

Бизнес-стратегия

ИТ-концепция

Организацион- ИТинфра-ная структура структура и процессы и процессы

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организацион- ИТинфра-ная структура структура и процессы и процессы

Коммуникационная инфраструктура - сети (вкл. беспроводные), сетевое оборудование, видеоконференцсвязь и телефония, провайдеры, в т.ч. выход во внешний мир...

Вычислительная инфраструктура - серверы, системы хранения резервирования, центры обработки данных в целом, компьютеры, мобильные устройства, офисное оборудование...

Общесистемное программное обеспечение - операционные системы,системы управления базами данных, управление коммуникационной и вычислительной инфраструктурой...

Прикладное программное обеспечение автоматизированных систем

Аналитика и представление данных - аналитические системы, моделирование, системы поддержки принятия [врачебных] решений, отчетность, сайт, интранет...

Рис. 2. Способы функциональной интеграции Рис. 3. Компоненты целевого состояния автоматизированных систем

Если сейчас учреждение неявно использует способ «Обеспечение уровня услуг», то для целей разрабатываемой ИТ-концепции требуется перейти к способу «Выполнение стратегий», который в настоящее время наиболее популярен и широко используется, т.к. соответствует классическому иерархическому взгляду на стратегическое управление.

Данный подход согласно [10] характеризуется следующими чертами:

Драйвер изменений Бизнес-стратегия

Методы обеспечения функциональной интеграции Именно стратегия развития основной деятельности является причиной как организационных изменений, так и развития автоматизированных систем, а через них - инфраструктуры информационных технологий

Роль топ-менеджмента Лидеры, формулирующие стратегию

Роль руководителя ИТ-блока Функциональный руководитель, реализующий стратегию учреждения

Фокус информационных технологий Обеспечение запросов бизнеса

Методы оценки информационных технологий Операционные критерии (ИТ как сервисный центр) для оценки результативности Результативность по отношению к финансовым критериям (ИТ как центр затрат) для оценки эффективности

Отметим, что «спринтерский» подход соответствует функциональной интеграции по способу «Потенциал технологий», для которого драйвером изменений также является бизнес-стратегия. Этот способ не детализируем из-за редуцированного функционального наполнения подхода.

Состав ключевых решений ИТ-концепции

Планирование перехода к использованию выбранного подхода «Выполнение стратегий» должно строиться на понятии «целевое состояние автоматизированных систем» (в перспективе согласно [7] - «целевое состояние архитектуры предприятия»).

Основные компоненты целевого состояния автоматизированных систем приведены на рисунке 3. Перечень сформирован с учетом указанных выше требований. Поскольку компоненты могут развиваться относительно самостоятельно, технологические решения должны приниматься в отношении каждого из них.

Необходимо отметить, что конечные бизнес-пользователи непосредственно работают только с прикладным программным обеспечением и аналитическими решениями. Трансформация их требований к инфраструктурным компонентам - задача профессионалов.

Каковы вопросы, ответы на которые должны быть зафиксированы в ИТ-концепции для успешного развития в среднесрочной перспективе? Какие принципы мы должны выбрать для обеспечения верности и согласованности управленческих и технологических решений? В таблице указаны приоритеты, которые мы определили по результатам анализа, проведенного с учетом наличия унаследованных аппаратных и программных решений, многие из которых используют свой собственный стек технологий, а также сложившихся практик использования средств автоматизации и взаимоотношений подразделений.

Что должны решить? Альтернативы Выбранное решение

Однородность программных и аппаратных решений Ориентация на стратегическое партнерство с одним (несколькими) вендорами и (или) системными интеграторами ИЛИ выбор лучших решений, невзирая на производителя Выбор за мультивен-дорной стратегией - мы выбираем лучшее, и с открытыми глазами соглашаемся на увеличение работ по интеграции

Источники решений (сорсинг) В последние годы помимо приобретения решений и их самостоятельного обслуживания появилась возможность передавать отдельные процессы на аутсорсинг, арендовать решения и даже приобретать результат как услугу (например, не покупать принтеры и даже не брать их в аренду, но платить за лист) Преимущество будет отдаваться приобретаемым решениям и процессам как более управляемым

Карпов О.Э., Субботин С.А., Шишканов Д.В., Здирук К.К. СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ КАК ОСНОВА КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МЕДИЦИНСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Что должны решить? Альтернативы Выбранное решение

Способы интеграции Взаимодействия по принципу «точка - точка», создаваемые по запросам ИЛИ отдельное решение - шина, с которой интегрируются все системы и базы данных Однозначно - победа за шиной, без этого муль-тивендорную стратегию не обеспечить

Использование только проверенных поставщиков и решений Надежность ИЛИ инновацион-ность Вечная дилемма, на которую в случае информационных технологий накладываются проблемы обслуживания, которые для мало распространенных решений могут стать существенными. Выбираем надежность!

Импорто-за-мещение Только из Реестра отечественного программного обеспечения ИЛИ только исходя из возможностей Это решение самое простое - сравниваться должны выгоды и затраты с учетом рисков (но все выгоды, затраты и риски!), навязываемые искусственные ограничения не должны, на наш взгляд, влиять на выбор

Использование свободного программного обеспечения Проприетарное ИЛИ свободное

Источник персонала Растим сотрудников ИЛИ нанимаем готовых профессионалов Стажеров массово не берем, но постоянно повышаем квалификацию сотрудников

д) поддержание высокой готовности к включению в цифровую трансформацию за счет пилотных проектов и контактов (зона ответственности ИТ-подразделения при поддержке медицинских и научных подразделений);

е) организация мониторинга показателей.

Для обеспечения данных требований предлагается следующая организационная схема:

Структура ИТ-подразделения Основные задачи в контексте ИТ-концепции

Руководство Формализация информационно-технологических аспектов бизнес-стратегии учреждения. Поддержание ИТ-концепции в актуальном состоянии. Обеспечение партнерского взаимодействия с медицинскими подразделениями. Управление изменениями

Управление процессами эксплуатации Обеспечение непрерывного функционирования и сопровождение: - автоматизированных систем; - оборудования и системного программного обеспечения

Управление информационной безопасностью Обеспечение информационной безопасности всего стека используемых технологий и решений

Управление проектами Создание и развитие автоматизированных систем

Мониторинг и аудит информационных технологий Разработка показателей Управление инцидентами Развитие системы оценки

Цифровая медицина Инновации

Ключевые организационные решения должны в рамках способа «Выполнение стратегий» обеспечить выполнение следующих функций:

а) понимание бизнес-стратегии и способов поддержки ее реализации информационными технологиями;

б) организация постоянного партнерского взаимодействия медицинских подразделений и подразделений, отвечающих за информационно-технологическое обеспечение их деятельности (ИТ-подразделений);

в) обеспечение высокого качества данных в информационных системах (зона ответственности профильного подразделения);

г) обеспечение запросов бизнеса с достижением запланированных показателей результативности и эффективности (зона ответственности ИТ-подразделения), в том числе:

• структуриров ание целев ой архитектуры автоматизированных систем по блокам, каждый из которых закрепляется за профильным подразделением;

• формирование совместно с профильными подразделениями операционных показателей оценки результативности каждого из блоков;

• декомпозиция показателей на инфраструктурные компоненты;

• формирование с финансово-экономическими подразделениями бюджета и финансовых показателей;

Необходимо отметить, что подразделения управления проектами и мониторинга и оценки могут работать с задачами развития и оценки не только информационных технологий.

Резюме

Планируемая цифровая трансформация российской экономики, в том числе отрасли здравоохранения, а также сложившаяся ситуация на рынке информационных технологий и внутренние условия медицинской организации определяют дополнительные требования и накладывают существенные ограничения на определение подходов к разработке ИТ-концепции.

Проведенный анализ показал, что современная система стратегического управления развитием информационных технологий должна строиться на использовании архитектуры предприятия в качестве основного инструмента и позволил определить ограничить перечень концептуальных подходов для этого. Было предложено сформулировать ранее описанные концептуальные подходы как этапы преобразования методов управления функцией информационно-технологического обеспечения деятельности. Это, на наш взгляд, дает практичный инструмент планирования изменений в развитии информационных технологий синхронно с изменением стратегии развития организации в целом.

Карпов О.Э., Субботин С.А., Шишканов Д.В., Здирук К.К.

СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ КАК ОСНОВА КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МЕДИЦИНСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ

С использованием выбранного подхода была определена основа ИТ-концепции - стратегия обеспечения соответствия, а анализ существующей ситуации с информационно-технологическим обеспечением НМХЦ им.

H.И. Пирогова - конкретные варианты функциональной интеграции. Рассмотрен перечень ключевых вопросов, ответы на которые должны быть включены в ИТ-концепцию и предложены выбранные технологические приоритеты и организационные решения.

Литература

I. Стенограмма Заседания Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 марта 2017 года // http://www.kremlin.ru/events/president/news/540-79 (дата проверки 06/06/2017).

2. Паспорт приоритетного национального проекта «Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий» (Приложение к протоколу президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому завитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 г. № 9), 2016.

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 апреля 2011 г. № 364 «Об утверждении концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения», 2011.

4. О.Э. Карпов, Г.С. Клименко, Г.С. Лебедев, О.С. Якимов, «Стандартизация в электронном здравоохранении. Монография». Москва, ДПК Пресс, 2016, ISBN 978-5-91976-088-7.

5. Chen, D.Q., Mocker, M., Preston, D.S., Teubner A., Information systems strategy: reconceptualization, measurement, and implication. MIS Quarterly, 34(2), 233-259 (2010).

10.

А. Данилин, А. Слюсаренко, «Архитектура и стратегия. «Инь» и «янь» информационных технологий предприятия». Москва, Интернет-университет информационных технологий, 2005, ISBN 5-9556-0045-0 О.Э. Карпов, Ю.М. Акаткин, В.А. Конявский, Д.С. Микерин, «Цифровое здравоохранение в цифровом обществе», Москва, Деловой экспресс, 2016, ISBN 978-5-89644-126-7.

Зеленков Ю.А., «Искусство бега по граблям. Стратегическое управление ИТ в условиях неопределенности», Москва, КРОК, 2013, ISBN 978-5-9904993-2-4 Mary Mesaglio, Simon Mingay (2014). Bimodal IT: How to Be Digitally Agile Without Making a Mess, https://www.gartner.com/doc/2798217/bimodal-it-digitally-agile-making.

Henderson, J.C., Venkatraman, N., Strategic alignment: Leveraging information technology for transforming organizations, IBM systems journal, vol.32, #1 (1993).

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

105203, г. Москва, ул. Нижняя Первомайская, 70 e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.