Карпов О.Э., Шишканов Д.В., Субботин С.А., Баракшаев Д.Н. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПИРОГОВСКОМ ЦЕНТРЕ - ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПИРОГОВСКОМ ЦЕНТРЕ - ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
Карпов О.Э., Шишканов Д.В., Субботин С.А., Баракшаев Д.Н. УДК: 61:004+004.38
Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова, Москва
INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE PIROGOV CENTER - THE CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DIGITAL TRANSFORMATION
Karpov O.E., Shishkanov D.V., Subbotin S.A., Barakshaev D.N.
В этом году Пироговский Центр отмечает юбилей. В масштабах истории 15 лет - совсем небольшой срок, но в условиях цифровизации - это целая эпоха. Что произошло за это время в мире информационных технологий и как это отразилось на процессах медицинского центра? Минувшие 15 лет отмечены позитивными изменениями в отношении российских граждан к своему здоровью, активизацией политики государства в сфере охраны здоровья, повышением доступности медицинской помощи и увеличением средней продолжительности жизни [1]. Существенно изменились требования пациентов, которые стремятся не только получать качественные и своевременные информационные услуги, но и пользоваться при этом уже привычными мобильными и другими инновационными технологиями и устройствами.
Общепризнанно, что Пироговский Центр является лидером не только в вопросах науки, образования и прикладной медицины, но и применения информационных технологий в российском здравоохранении. Обеспечена ИТ-поддержка текущей медицинской деятельности, ведется повышение квалификации врачей всей страны в режиме онлайн, проводится научно-исследовательские работы и апробация пилотных решений поддержки принятия врачебных решений.
В базах данных учреждения уже хранятся миллионы записей о пациентах, десятки миллионов записей об услугах, десятки терабайт томограмм, рентгенограмм и других медицинских изображений. Наши эксперты участвуют в разработке и экспертизе государственных программ цифрового здравоохранения и соответствующих нормативных документов.
Когда Пироговский Центр сформировался как самостоятельное многопрофильное медицинское учреждение, ИТ-ландшафт состоял из разрозненных компонент. В каждом из филиалов и большинстве подразделений были свои программные продукты, зачастую не промышленного производства, а разработанные группой энтузиастов. О наличии автоматизированных систем можно было говорить с большой натяжкой. Данные были неполны и противоречивы, подготовка даже регламентной отчетности требовала титанических усилий. Фактически
первому составу айтишников приходилось начинать с инвентаризации имеющихся решений, информационных активов и потребностей в автоматизации.
Постепенно была произведена унификация используемых продуктов, сложились продуктивные отношения с их производителями и внедренцами. Управление развитием и сопровождением аппаратных и программных решений было переведено на регулярную основу. В учреждении была создана единая технологическая и информационная инфраструктура, обеспечивающая функционирование многопрофильного медицинского учреждения. Правильность принятых в тот период решений подтверждается тем, что до сих пор используются выбранные программные линейки MS Clinic для создания медицинской информационной системы Пироговского Центра и «Парус» для системы автоматизации его административно-хозяйственной деятельности.
Со временем разрозненные решения были развиты до уровня нескольких крупных автоматизированных систем, обеспечивающего поддержку всех ключевых процессов текущей деятельности Пироговского Центра.
Рис. 1. Типоразмеры жестких дисков. Рядом дюймовая линейка (автор снимка Paul R. Potts)
Карпов О.Э., Шишканов Д.В., Субботин С.А., Баракшаев Д.Н.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПИРОГОВСКОМ ЦЕНТРЕ - ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
Рис. 2. Применение робот-ассистированной хирургии и видео-коммуникационных комплексов
Основными результатами стало внедрение и начальная интеграция медицинской и лабораторной информационных систем, системы хранения медицинских изображений. Сейчас этими решениями постоянно пользуются более 1000 сотрудников, в том числе врачей, медицинских сестер и руководителей! Подсистемы административно-хозяйственной деятельности были переведены на единую платформу и обеспечивают работу более 280 пользователей. Запущены и активно используются видео-коммуникационные комплексы. В целом ряде случаев это потребовало создания новых, зачастую уникальных решений. Проектирование структуры коечного фонда, поддержка обслуживания и ремонтов медицинской техники, дистанционное образование в институте усовершенствования врачей - все это работает на повышение эффективности учреждения! Отдельно необходимо упомянуть обеспечение информационной безопасности в соответствии с требованиями законодательства - недавние атаки вирусов Petya и ШаппаСгу не затронули Пироговский Центр.
Таким образом, сегодня информационные технологии в Пироговском Центре - уже не просто набор автоматизированных рабочих мест, но неотъемлемая часть деятельности учреждения.
На основе новой ИТ-стратегии Пироговский Центр начал цифровую трансформацию - переход к «умной» цифровой больнице. Это должно обеспечить бесшовную интеграцию реализованных и вновь создаваемых систем
Рис. 3. Корпоративная сеть передачи данных Пироговского Центра
и медицинских изделий и, главное, использование информации для проактивной поддержки принятия врачебных решений.
Для этого в Пироговском Центре создано и функционирует Управление развития информационных технологий, в котором есть специалисты различных ИТ-профилей: аналитики, программисты, системные администраторы, специалисты по информационной безопасности. Спектр задач, решаемых управлением, затрагивает практически все процессы, протекающие в учреждении, как лечебные, так и управленческие - от подключения медицинского оборудования и организации сопровождения медицинской информационной системы, до аналитической деятельности, включая мониторинг и анализ перспектив развития информационных технологий в России и во всем мире. Ведется переход к бимодальной схеме управления развитием ИТ, когда относительно медленные процессы эксплуатации отделяются от быстрых проектов развития и инноваций.
Коммуникационная инфраструктура - сети (вкл. беспроводные), сетевое оборудование, видеоконференцсвязь и телефония, провайдеры, в т.ч. выход во внешний мир...
Вычислительная инфраструктура - серверы, системы хранения резервирования, центры обработки данных в целом, компьютеры, мобильные устройства, офисное оборудование...
Общесистемное программное обеспечение - операционные системы,системы управления базами данных, управление коммуникационной и вычислительной инфраструктурой...
3 (О о.
Прикладное программное обеспечение автоматизированных систем
Аналитика и представление данных - аналитические системы, моделирование, системы поддержки принятия [врачебных] решений, отчетность, сайт, интранет...
Рис. 4. Компоненты современной ИТ-инфраструктуры учреждения
ш ю
З' я 2 о. о
■е-
Карпов О.Э., Шишканов Д.В., Субботин С.А., Баракшаев Д.Н. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПИРОГОВСКОМ ЦЕНТРЕ - ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
Рабочая группа по автоматизации процессов, обеспечивающих деятельность учреждения
Управление развития
информационных технологий
^Требования ^z
Профильные подразделения
Руководство Управления
Актуализация стратегических документов Управление изменениями Управление ЦТ-персоналом
Данные
4Г
Управление процессами эксплуатации
Функционирование и сопровождение
- автоматизированных систем (АС)
- оборудования
и системного ПО
Информационная безопасность
Выделена в связи с повышенными требованиями в здравоохранении
Сектами6 Мониторинг Цифровая ^развитие) "на
Создание и развитие АС
Проекты организационного развития
Управление Инновации
инцидентами в самом
Показатели широком
п смысле слова Развитие системы оценки
Инфраструктура, обеспечение непрерывности функционирования
Организация функции для КРУПНЫХ -через срочные трудовые договоры
Возможно использование за пределами ИТ
Рис. 5. Организационная схема управления развитием информационных технологий
В рамках реализации новой стратегии совместно с партнерами разработан проект концепции кластера цифрового здравоохранения, проведена и проводится апробация целого ряда систем по поддержке принятия врачебных решений и медицинских изделий, в том числе с автоматическим описанием результатов функциональной диагностики. Текущие результаты работ изложены в монографиях [3], [4]. Наработки, прежде всего по семантической интероперабельности систем для разработки и внедрения цифровых медицинских сервисов, легли в основу подготовленного при участии Пироговского Центра раздела «Цифровая трансформация здравоохранения» проекта программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
В институте усовершенствования врачей ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России расширен спектр направлений дополнительного профессионального образования. На кафедре общественного здоровья, организации и информатизации здравоохранения под руководством члена-корреспондента РАН, доктора медицинских наук, профессора, заслуженного врача Российской Федерации О.Э. Карпова открыто направление «Цифровые и информационные технологии в здравоохранении».
Необходимо отметить, что одной из перспективных задач нового управления является обеспечение в соответствии с 242-ФЗ возможности применения телемедицинских технологий при оказании медицинской помощи, что особенно важно федеральному учреждению, чьи пациенты разъезжаются по всем регионам России и странам ближнего и дальнего зарубежья. В Пироговском Центре апробируются медицинские изделия для дистанционного мониторинга состояния здоровья пациента, проводятся пилотные консультации с применением
Рис. 6. Монографии по проблематике цифрового здравоохранения, созданные при авторском участии Пироговского Центра
телемедицинских технологий. Отдельно надо выделить реабилитационное отделение, которое уже активно использует преимущества современных информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих дистанционное взаимодействие с пациентами. Так обеспечивается связь времен - ведь именно Юрий Леонидович Шевченко - Президент Пироговского Центра, еще в 2001 году совместным Приказом Минздрава России и Российской академии медицинских наук [4] утвердил первую в России «Концепцию развития телемедицинских технологий в Российской Федерации»!
Много позитивных событий произошло в Пироговском Центре за 15 лет существования. Но еще больше предстоит сделать: внедрение электронных рецептов и поддержка формирования стратегии назначения антибиотиков, детальный расчет затрат на оказание медицинских услуг и оценка конечных результатов оказания медицинской помощи, анализ накопленных больших данных и автоматизированное проектирование медицинских технологических процессов. Главное не останавливаться на достигнутом!
Литература
1. Здравоохранение: современное состояние и возможные сценарии развития [Текст] : докл. к XVIII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 11-14 апр. 2017 г. / рук. авт. кол. С. В. Шишкин ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. - 54, [2] с. - 500 экз. - ISBN 978-5-7598-1578-5 (в обл.).
- ISBN 978-5- 7598-1645-4 (e-book).
2. О.Э. Карпов, Ю.М. Акаткин, В.А. Конявский, Д.С. Микерин, «Цифровое здравоохранение в цифровом обществе», Москва, Деловой экспресс, 2016, ISBN 978-5-89644-126-7.
3. О.Э. Карпов, Ю.М. Акаткин, В.А. Конявский, Д.В. Шишканов, Е.Д. Ясиновская «Цифровое здравоохранение в цифровом обществе. Экосистема и кластер», Москва, ДПК Пресс, 2017, ISBN 978-5-91976-104-4.
4. Об утверждении Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и плана ее реализации. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Российской академии медицинских наук от 27 августа 2001 № 344/76.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
105203, г. Москва, ул. Нижняя Первомайская, 70 e-mail: [email protected]