Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА'

СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / СТРАТЕГИЯ ТУРИСТСКОЙ КОМПАНИИ / ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Девлетов Олег Усманович

Туризм, давно стал международным явлением, представляющим собой важный фактор экономического и социального развития многих государств. Он трансформировался в индустрию мирового масштаба, в рамках которой наблюдается развитие и расширение его направлений (например, этнического туризма, делового туризма). Автором в статье рассматривается деловой туризм как один из ключевых элементов туристской деятельности в России. Проводится оценка опасностей и угроз в обеспечении экономической безопасности предприятий туристской индустрии, а также анализ возможных стратегий их деятельности на рынке. Ключ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY FOR ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF BUSINESS TOURISM

Tourism has long become an international phenomenon, representing an important factor in the economic and social development of many states. It has transformed into a global industry, within which there is a development and expansion of its directions (for example, ethnic tourism, business tourism). The author in the article consider business tourism as one of the key elements of tourism in Russia. An assessment of the dangers and threats in ensuring the economic security of enterprises in the tourism industry is carried out, as well as an analysis of possible strategies for their activities in the market.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА»

Образец ссылки на эту статью: Девлетов О.У. Стратегия обеспечения экономической безопасности делового туризма // Бизнес и дизайн ревю. 2023. № 2 (30). С. 25-33.

УДК 338.48

СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА

Девлетов Олег Усманович

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), индивидуальный предприниматель, магистр делового администрирования, к.и.н, доцент, профессор кафедры менеджмента и маркетинга, oleg-devletov@mail.ru, + 7-977-587-43-25

Аннотация. Туризм, давно стал международным явлением, представляющим собой важный фактор экономического и социального развития многих государств. Он трансформировался в индустрию мирового масштаба, в рамках которой наблюдается развитие и расширение его направлений (например, этнического туризма, делового туризма). Автором в статье рассматривается деловой туризм как один из ключевых элементов туристской деятельности в России. Проводится оценка опасностей и угроз в обеспечении экономической безопасности предприятий туристской индустрии, а также анализ возможных стратегий их деятельности на рынке.

Ключевые слова: внутренний туризм; туристская индустрия; стратегия туристской компании; деловой туризм; экономическая безопасность.

STRATEGY FOR ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF BUSINESS TOURISM

Devletov Oleg Usmanovich

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9), individual entrepreneur, Master of Business Administration, PhD, Associate Professor, Department of Management and Marketing, oleg-devletov@mail.ru, + 7-977-587-43-25

Abstract. Tourism has long become an international phenomenon, representing an important factor in the economic and social development of many states. It has transformed into a global industry, within which there is a development and expansion of its directions (for example, ethnic tourism, business tourism). The author in the article consider business tourism as one of the key elements of tourism in Russia. An assessment of the dangers and threats in ensuring the economic security of enterprises in the tourism industry is carried out, as well as an analysis of possible strategies for their activities in the market.

Key words: domestic tourism; tourism industry; travel company strategy; business tourism; economic security.

Введение

В данной статье представлены научные результаты, полученные в рамках многолетних исследований автора по данной тематике. Ранее мы обращались к рассматриваемой теме в следующих работах [1, с. 4-9; 2, с. 22-26].

Среди отечественных наработок внимания заслуживают исследования, посвященные стратегии обеспечения экономической безопасности делового туризма [3, с. 578-581; 4, с. 13-15; 5].

На сегодняшний день эффективное развитие туристской и рекреационной деятельности является одним из наиболее перспективных и привлекательных направлений для роста и развития экономик большинства европейских государств. Так по данным предоставленным Всемирным советом по туризму и путешествиям (WTTC), в «доковидный» период для мировой туристской индустрии было характерно устойчивое развитие, прогнозировался среднегодовой рост в отрасли более чем на 4%. Туристский сектор на конец 2019 г. составлял более 10% от мирового ВВП, 1 из 10 рабочих мест было создано в туристской отрасли. Суммарный экспорт туристов был равен 7% от общего мирового экспорта и 30% от общего объема мировых услуг.

Цель исследования: дать характеристику проблематике экономической безопасности делового туризма в 2022-2023 гг. на предмет соответствия национальным интересам.

Методы исследования

В основу исследования нами положен системный подход, контент-анализ, прогнозирование и социальное моделирование. Нами исследованы динамика численности российских граждан, размещенных в коллективных средствах размещения за период 2012-2017 гг.

Результаты исследования и их обсуждение

Итак, отметим, что для туристской индустрии в России характерен более низкий уровень показателей: 4% ВВП и 1% общей численности занятых в экономике. В последние годы наблюдается тенденция к росту объема внутреннего туризма, так численность российских граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, с 2012 г. возросла в 1,7 раза (рисунок 1).

3 Численность граждан Российской Федерации, размешенных в КСР •Темны роста. °о к 2010 году (правая шкала)

Рисунок 1 - Динамика численности российских граждан, размещенных в коллективных средствах размещения за период 2012-2017 гг. [6, с. 36]

Если не рассматривать двухмесячный всплеск туристической активности летом 2020 г., связанного с пандемией, длительным закрытием границ и ограничениями передвижений, активность российских туристов представляется низкой. Это приводит к необходимости повышения роли туризма в экономическом развитии государства, формирования необходимых условий отдыха и оздоровления граждан России. Уверенно развивающимся на территории России считается деловой туризм.

Деловой туризм пред усматривает совершение деловой поездки сугубо для решения служебных или профессиональных задач в то же время исключая иную коммерческую деятельность в локации, в которую осуществлён выезд. Очень подробную классификацию видам делового туризма даёт Всемирная торговая организация, которая относит к нему: выезды для участия в научных конгрессах и конференциях, круглых столах, промышленных съездах и совещаниях, ярмарках, выставках, салонах, а также для проведения переговоров и заключения договоров. Также в число деловых туристов могут входить водители автомобилей, коммерческие агенты, руководители туристских групп, выполняющие профессиональные обязанности за пределами своей обычной среды. Всех их правомерно можно обозначить как деловые туристы.

На наш взгляд, можно выделить несколько оснований для организации делового туризма (рисунок 2).

Рисунок 2 - Основания для организации делового туризма

Деловой туризм зачастую подразделяют на такие виды как: бизнес-поездки, конгрессно-выставочный и инсентив-туризм (от англ. incentive -побудительный, поощряющий). При этом последний, заключается в совершении выезда персонала, по решению управления предприятия на условиях частичной или полной компенсации расходов, связанных с данной поездкой, в качестве благодарности за высокие показатели в служебной и профессиональной деятельности. Данный вид мотивации персонала очень хорошо зарекомендовал себя в хедж-фондах, инвестиционных компаниях, торговых фирмах и иных организациях, структура которых основывается на разветвленной дилерской сети. В большинстве своём инсентив-программы включают размещение и обслуживание гостей - туристов на достаточно высоком уровне [7, с. 85].

В целом, деловой туризм характеризуется высокой степенью развития, что, безусловно, связано с глобализационными процессами в экономике и туристической отрасли, в частности. Доходность туристского бизнеса в глобальном туристском обмене, по оценкам экономистов-экспертов, составляет 10-20%. Значительным плюсом делового туризма по сравнению с иными видами туризма, это возможность его организации, исключая сезонный фактор.

Более того, именно в разгар туристского сезона деловые поездки имеют склонность к сокращению. Интерес туристских предприятий к данному виду туризма объясняется еще и тем, что, например, проведение конгрессов предполагает предоставление как чисто туристских (транспорт, размещение,

питание, экскурсионное обслуживание), так и специфических (организация деловых встреч, изучение информации, переводы, регистрация участников, техническое обеспечение мероприятий и т.п.) услуг. При наличии у участников конгрессов свободного времени (что может быть обеспечено, например, за счет оптимальной организации мероприятий) им может быть предложена туристская программа. Поэтому многие страны стремятся к проведению у себя подобных мероприятий. Именно для этого создаются специальные конгресс-центры, обеспечивающие полный набор услуг деловым туристам.

Глобализация мировой экономики и сопряжённая с этим процессом интенсификация деловых, научных и культурных связей сделали деловой туризм одним из ключевых и наиболее динамично развивающихся видов туристской деятельности. За достаточно короткие сроки деловой туризм продемонстрировал высокий рост и был признан экономическим феноменом XXI в. По оценкам экономистов-экспертов, за 2020 г. объём международных деловых поездок достигнет 1,6 млрд. (в 1999 г. - 564 млн), оборот от которых составит 2 трлн. долларов США (в 1999 г. - 400 млрд.). По информации предоставленной организацией США «Круглый стол делового туризма», увеличение оборота в этой сфере на 1 млрд. долларов приводит к созданию 100 тыс. новых рабочих мест. Кроме этого, стоит отметить, что, что дневные расходы граждан, совершающих деловые выезды, в среднем в три раза превышают затраты обычного туриста.

По итогам 2019 г. российский рынок делового туризма оценивался в 650 млрд. рублей. Из-за отсутствия государственной статистики по данному виду деятельности, достоверных источников данных на сегодня нет. Деловой туризм в основном представлен малым и средним бизнесом, но есть крупные компании - лидеры. Совокупно в деловом туризме заняты 20 тыс. человек, большинство из них уникальные специалисты, подготовленные силами компаний на протяжении 25 лет. Агентства делового туризма обслуживают десятки тысяч юридических лиц, в том числе крупнейшие российские и международные корпорации, госпредприятия, министерства и ведомства. Пандемия повлекла за собой массовые отмены служебных командировок и мероприятий корпоративных заказчиков. В сложившейся ситуации действительно требуется помощь государства. Предприниматели считают срочной необходимостью для спасения бизнеса и во избежание банкротств такие меры, как налоговые каникулы до конца 2020 г., субсидии либо льготные кредиты на выплату зарплат сотрудникам.

Представители индустрии событийного и делового туризма обсуждали перспективы развития бизнеса в резко изменившихся обстоятельствах.

Обеспечение экономической безопасности делового туризма стало одним из ключевых требований к турфирме, которая занимается организацией бизнес-конференций, корпоративных встреч, выставок. Поэтому у турфирм есть

потребность в детально выстроенной стратегии, которая в итоге обеспечит эффективность работы организации [8, с. 10-12].

Объектом экономической безопасности туризма является определение содержания безопасности, цели и средств ее обеспечения, а также непосредственное влияние на формирование систем и механизмов ее обеспечения. Особенности деятельности предприятия туризма определяют принципы и функциональные компоненты безопасности и влияют на обеспечение экономической безопасности.

Экономическая безопасность туристского предприятия — это корпоративные ресурсы и возможности для бизнеса, при использовании которых обеспечивается наиболее полное и эффективное их применение для устойчивого функционирования и динамичного развития туристской организации, предупреждения и предотвращения возникновения внутренних и внешних опасностей [9, с. 109; 10, с. 210].

Необходимость оценки экономической безопасности туристических предприятий обусловлена следующими факторами: возникновение различных угроз, затрагивающих разные сферы деятельности организаций, нейтрализация возникающих угроз и принятие стратегических решений для развития компаний.

Стратегия экономической безопасности туристского предприятия должна учитывать экологические, финансовые, инвестиционные, социальные, инновационные, функциональные изменения внутри организации и за ее пределами для гарантированной защиты от всех угроз.

Общая структурная схема процесса обеспечения экономической безопасности включает следующие этапы:

1) стратегическое планирование и прогнозирование обеспечения экономической безопасности предприятия: определение качественных параметров применения ресурсов туристского предприятия совместно с его организационно-функциональной структурой и связями между структурными подразделениями, а также ключевые ориентиры обеспечения функциональных составляющих и составляющих экономической безопасности предприятия;

2) стратегическое планирование финансово-хозяйственной деятельности организации: формирование стратегических финансовых, производственных планов, осуществление планирования персонала и др.;

3) оценка уровня обеспечения и текущее тактическое планирование обеспечения экономической безопасности предприятия;

4) реализация разработанных планов и мониторинг результатов.

Развитие туризма — это постоянное совершенствование направлений

туризма и предоставляемых услуг для повышения спроса и удовлетворения потребностей всех видов туристов.

Выводы

Подводя итоги исследования, подчеркнем, что в 2022-2023 гг. очевидно, что после долгого высиживания в квартирах туристы захотят сразу начать путешествовать, как только у них появится эта возможность. Но вопрос в том, будут ли их желания подкреплены их возможностями. Так как в связи с экономическим кризисом накоплений у людей и запасов компаний, столкнувшихся с коронавирусом, станет намного меньше и снизится их покупательная способность. Компании, которые основывают свой бизнес на личном контакте, должны будут пересмотреть свои модели взаимодействия с партнерами, перейти на цифровые технологии. Из-за экономических проблем повысится спрос на самые дешевые услуги туристических компаний в сфере делового туризма. Из-за страха перед большим количеством людей туристы и компании начнут выбирать более экологические маршруты, будут уделять больше внимания безопасности и санитарно-эпидемиологической обстановке.

Согласно нашим прогнозам, как и все предыдущие кризисы, текущий проявит и усилит развитие современных тенденций таких, как цифровизация и уберизация. Популярность организованного пакетного делового туризма, скорее всего, будет снижаться. Поэтому туристским компаниям очень важно проанализировать услуги, которые они предоставляют, и постараться быстро перестроиться на новые условия в туристской индустрии и спрос деловых потребителей. Рынок достанется компаниям, у которых будут возможности преобразовать свою деятельность и тем организациям, которые смогут учесть все риски в своем дальнейшем развитии. Поэтому на современном этапе разработка стратегии экономической безопасности в сфере делового туризма крайне необходима, так как в настоящее время эта сфера подвергается глобальным изменениям со стороны внешних и внутренних факторов, таких как: геополитика, политика, экономический кризис и всемирная пандемия.

Список литературы

1. Девлетов О.У. Аграрный туризм России: имидж, реклама, сервис. Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2018. 384 с.

2. Девлетов О.У., Сазбандян Т.В., Филатова М.С. Проблемы и перспективы активизации туризма в цифровой экономике // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2021. № 4. С. 22-26. DOI 10.37882/22232974.2021.04.09

3. Николаева М.А. Экономическая безопасность сферы туризма: теоретико-проблемный аспект // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2016. № 2. С. 578-581.

4. Агаева Н.Ю., Токарева Д.М., Бабенко А.А., Ярцева А.А. Анализ динамики численности коллективных средств размещения в период с 2002 по 2017 годы // АНИ: экономика и управление. 2018. № 3 (24). С. 13-15.

5. Оришев А.Б. Эти странные европейцы. Путеводитель делового человека. М.: Проспект, 2022. 208 с.

6. Кульгачёв И.П. Статистика внутреннего туризма в России: состояние и перспективы развития // Международная торговля и торговая политика. 2014. №12 (91). С. 30-42.

7. Соломина И.Ю. К вопросу об организации и реализации международного межрегионального проекта «Красный маршрут» в России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2017. Т.11. № 1. С. 89-96.

8. Здоров А.Б., Здоров М.А. Управление агротуристической интеграцией сельских территорий в Российской Федерации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2015. № 3. С. 8-15.

9. Даниленко Н.Н., Рубцова Н.В. Туризм в Китае и России после вступления в ВТО: проблемы и перспективы развития // Развитие сотрудничества приграничных регионов России и Китая. Маньчжурский институт Университета Внутренней Монголии, Байкальский государственный университет экономики и права. 2014. Сборники трудов участников конференции. Иркутск: Байкальский государственный университет, 2014. С. 103-112.

10. Филатова М.С. Проблемы и пути развития гостиничного бизнеса в современных российских условиях // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. 2020. Т. 18. № 1. С. 208-211.

References

1. Devletov O.U. Agrarnyi turizm Rossii: imidzh, reklama, servis (Agricultural tourism in Russia: image, advertising, service). Moskva-Berlin: Direkt-Media, 2018, 384 p.

2. Devletov O.U., Sazbandian T.V., Filatova M.S. Problemy i perspektivy aktivizatsii turizma v tsifrovoi ekonomike (Problems and prospects of tourism activation in the digital economy), Sovremennaia nauka: aktualnye problemy teorii i praktiki. Seriia: Ekonomika i parvo, 2021, no 4, pp. 22-26. DOI 10.37882/2223-2974.2021.04.09

3. Nikolaeva M.A. Ekonomicheskaia bezopasnost sfery turizma: teoretiko-problemnyi aspect (Economic security of the tourism sector: theoretical and problematic aspect), Elektronnyi vestnik Rostovskogo sotsialno-ekonomicheskogo instituta, 2016, no 2, pp. 578-581.

4. Agaeva N.IU., Tokareva D.M., Babenko A.A., IArtseva A.A. Analiz dinamiki chislennosti kollektivnykh sredstv razmeshcheniia v period s 2002 po 2017 gody (Analysis of the dynamics of the number of collective accommodation facilities in the period from 2002 to 2017), ANI: ekonomika i upravlenie, 2018, no 3 (24), pp. 13-15.

5. Orishev A.B. Eti strannye evropeitsy. Putevoditel delovogo cheloveka (Those strange Europeans. Business man's guide.). M.: Prospekt, 2022. 208 p.

6. Kulgachev I.P. Statistika vnutrennego turizma v Rossii: sostoianie i perspektivy razvitiia (Statistics of domestic tourism in Russia: state and development prospects), Mezhdunarodnaia torgovlia i torgovaiapolitika, 2014, no 12 (91), pp. 30-42.

7. Solomina I.Iu. K voprosu ob organizatsii i realizatsii mezhdunarodnogo mezhregionalnogo proekta «Krasnyi marshrut» v Rossii (To the question of the organization and implementation of the international interregional project "Red Route" in Russia), Sovremennyeproblemy servisa i turizma, 2017, Vol.11, no 1, pp. 89-96.

8. Zdorov A.B., Zdorov M.A. Upravlenie agroturisticheskoi integratsiei selskikh territorii v Rossiiskoi Federatsii (Management of agro-tourism integration of rural areas in the Russian Federation), Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriia: Ekonomika, 2015, no 3, pp. 8-15.

9. Danilenko N.N., Rubtsova N.V. Turizm v Kitae i Rossii posle vstupleniia v VTO: problemy i perspektivy razvitiia (Tourism in China and Russia after joining the WTO: problems and development prospects), Razvitie sotrudnichestva prigranichnykh regionov Rossii i Kitaia. Manchzhurskii institut Universiteta Vnutrennei Mongolii, Baikalskii gosudarstvennyi universitet ekonomiki i prava. 2014. Sborniki trudov uchastnikov konferentsii. Irkutsk: Baikalskii gosudarstvennyi universitet, 2014, pp. 103-112.

10. Filatova M.S. Problemy i puti razvitiia gostinichnogo biznesa v sovremennykh rossiiskikh usloviiakh (Problems and ways of development of the hotel business in modern Russian conditions), Industriia turizma: vozmozhnosti, prioritety, problemy i perspektivy, 2020, Vol. 18, no 1, pp. 208-211.

Статья поступила в редакцию 17.04.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.