Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДЕЛОВЫХ ТУРОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДЕЛОВЫХ ТУРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКАЯ ОТРАСЛЬ / ИНСЕНТИВ-ПОЕЗДКИ / ДЕЛОВЫЕ ПРОГРАММЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТУРИЗМЕ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асеева М.А., Ратушняк Г.Я.

Анализируется рынок делового туризма, раскрыты основные мотивы туристов. Описаны туристские дестинации, отмечено отставание нормативной правовой базы туристской отрасли, обрисованы системы государственного регулирования и поддержки делового туризма. Выделены основные отличительные черты делового туризма, представленные популярными направлениями делового туризма в Европе, а именно в Германии, на Кипре, в Турции. Проведен анализ информационного портала «Туризм и путешествия», выделена структура делового туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE PROCESS OF DEVELOPMENT AND PROMOTION TO THE MARKET OF TOURIST SERVICES OF INTERNATIONAL BUSINESS TOURS

The article analyzes the business tourism market, reveals the main motives of tourists. Tourist destinations are described, the lag in the regulatory framework of the tourism industry is revealed, the systems of state regulation and support for business tourism are outlined. The authors highlighted the main distinctive features of business tourism, represented by popular areas of business tourism in Europe, such countries as Germany, Cyprus, Turkey. The analysis of the information portal “Tourism and Travel” is carried out, the structure of business tourism is highlighted

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДЕЛОВЫХ ТУРОВ»

УДК 338.48-6:65

М.А. АСЕЕВА, Г.Я. РАТУШНЯК

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДЕЛОВЫХ ТУРОВ

Анализируется рынок делового туризма, раскрыты основные мотивы туристов. Описаны туристские дестинации, отмечено отставание нормативной правовой базы туристской отрасли, обрисованы системы государственного регулирования и поддержки делового туризма. Выделены основные отличительные черты делового туризма, представленные популярными направлениями делового туризма в Европе, а именно в Германии, на Кипре, в Турции. Проведен анализ информационного портала «Туризм и путешествия», выделена структура делового туризма.

Ключевые слова: туризм, деловой туризм, туристская отрасль, инсентив-поездки, деловые программы, информационные технологии в туризме, теневая экономика.

The article analyzes the business tourism market, reveals the main motives of tourists. Tourist destinations are described, the lag in the regulatory framework of the tourism industry is revealed, the systems of state regulation and support for business tourism are outlined. The authors highlighted the main distinctive features of business tourism, represented by popular areas of business tourism in Europe, such countries as Germany, Cyprus, Turkey. The analysis of the information portal "Tourism and Travel" is carried out, the structure of business tourism is highlighted.

Keywords: tourism, business tourism, tourism industry, incentive trips, business programs, information technology in tourism, shadow economy.

В последние годы отмечается значительный подъем бизнес-туризма и особенно такой его составляющей, как деловой туризм, который показывает наиболее высокие темпы развития и роста прибыли.

Деловые поездки становятся все интенсивнее, охватывают более широкие регионы в России и в мире, многообразие их также расширяет границы: это могут быть и конференции, и симпозиумы, и выставки или ярмарки. Безусловно, особое внимание стоит уделить инсентив-поездкам - неизменному атрибуту и залогу прибыльного бизнеса, ведь это поиск новых рынков сбыта, поставщиков, покупателей, новые го© Асеева М.А., Ратушняк Г.Я., 2021

ризонты, идеи, обмен опытом и мнениями по различным направлениям.

Развитие делового туризма в России находится в мировом тренде: расширяются деловые программы в рамках международного инвестиционного сотрудничества, научно-технического творчества, происходит взаимопроникновение промышленного и финансового капитала, усиливаются международные связи в логистике закупок, поставок и транспортировки.

Вместе с тем в сфере делового туризма отмечается ряд нерешенных проблем, оказывающих серьезное влияние на темпы его развития, в частности нормативная правовая база туристской индустрии, а также государствен-

ный контроль и поддержка требуют более прогрессивных мер; недостаточно развита туристская инфраструктура в Центральной России, на Дальнем Востоке, Урале, в Закавказье и Поволжье; отсутствует долгосрочная государственная программа по развитию туризма в стране; слаба привлекательность въездного туризма, работающего только в нише «русской экзотики»; низок уровень мобильности перемещений для групп делового туризма по стране; недостаточна пропускная способность номерного фонда бизнес- и люкс-класса в регионах страны для комфортного размещения участников деловых туров и др., что обусловливает актуальность темы исследования.

У людей, которые живут в цивилизованном обществе, помимо биологических нужд, имеется ряд других желаний и потребностей, в том числе потребность в туризме.

Для того чтобы удовлетворить туристские желания и потребности, необходимо создание туристских продуктов и услуг. В свою очередь, прогресс производственной деятельности, а также процесс развития туристских ресурсов находятся под влиянием производства турпродуктов и услуг.

Говоря о туризме вообще, стоит отметить, что это явление, которое можно рассматривать с разных сторон. Это связано с тем, что туризм проявляется во многих формах, ему присуща довольно разветвленная классификация. Для изучения и анализа феномена туризма, а также для сбора данных статистики необходимо дать наиболее точную формулировку этому понятию.

Первое определение туризма было дано профессорами Бернского университета Крапфом и Гунзикером. Со-

гласно их точке зрения, туризм - это совокупность взаимоотношений и явлений, которые непосредственно возникают по результатам путешествия и продолжаются до тех пор, пока путешествие не перестает быть временным и обретает постоянный характер. Эта точка зрения не касается экскурсий, а также деловых поездок, целью которых является получение прибыли, даже если эта цель в итоге не достигнута [2, с. 76].

В современной зарубежной и отечественной научной литературе существует множество разнообразных подходов к толкованию понятия туризма.

Все их можно разделить на некоторое количество групп, кластеров, направлений на основе той теории, которая является основополагающей в определении туризма.

В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дается следующее определение туризма: «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания» [1].

Если обратиться к Манильской декларации по международному туризму, то можно вычленить такую характеристику туризма: «деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую об-

ласти жизни государств и на их международные отношения» [4].

Согласно отчетам ЮНВТО (Всемирной туристской организации) количество международных туристских поездок по всему миру за 2019 год составило 1,5 млрд, относительно 2018 года прирост составил 4% [5].

В свою очередь, предприятия, которые занимаются производством услуг и продуктов для туристов, можно классифицировать следующим образом: • первичные - занимаются исключительно обслуживанием туристов

(пансионаты, гостиницы, турбазы, санатории и т.п.);

• вторичные - обслуживают в основном туристов, однако услугами могут также пользоваться и местные жители (рестораны, развлекательные центры);

• третичные - в отличие от вторичных, обслуживают именно местных жителей, но и путешественники пользуются их услугами (почта, общественный транспорт).

На рис. 1 представлена систематизация производителей туристских услуг.

Производители туристских услуг

Частный сектор

Второстепенные услуги

Услуги по организации туров Туристское страхование Финансовые услуги Маркетинг Реклама, связь с общественностью

Профессиональное образование в сфере туризма Центры туристской информации Другие услуги

Перевозчики

Авиатранспорт

Морской

транспорт

Ж/д транспорт

Автотранспорт

Нетрадиционные

транспортные

средства

Проживание

Отели

Мотели

Гостевые

кварталы

Виллы

Апартаменты

Комнаты

Дома отдыха

Кемпинги

Таймшер

Другие

Достопримечательности

Исторические места Музеи

Художественные

галереи

Зоопарки

Тематические парки Зоны отдыха Лыжные курорты Пляжные курорты Большие магазины

Различные услуги

Развлечение

Отдых

Спорт

Магазины

Трансфер

Другие

Питание

Рестораны

Кафе

Бары

Предприятия питания в гостиницах и иных средствах размещения Предприятия быстрого питания Рестораны на транспортных средствах Другие

Туроператоры

Турагенты Туристы

Государственный и общественный сектор

Второстепенные

услуги

Национальные

туристские

организации

Местные

туристские

организации

Услуги по

оформлению

паспортов

Центры

туристской

информации

Профессиональное образование в сфере туризма

Рис. 1. Производители услуг в сфере туризма

Одна из самых главных особенностей услуг, которые входят в состав туристского продукта, заключается в их комплексности. Под комплексностью можно понимать некоторое своеобразное свойство в сфере обслуживания, обусловленное тем, что потребителю

оказывается целостный набор услуг. В этом наборе выделяют основную услугу, которую предоставляют в объединении с некоторыми сопутствующими и дополнительными услугами. Говоря о туристских услугах, стоит отметить их высокую степень комплексности по

сравнению с бытовыми, деловыми и прочими видами услуг.

Качество сервиса находится под прямым влиянием комплексной природы туруслуг. Если качество каких-то сопутствующих услуг, входящих в туристский продукт, оказалось неудовлетворительным, то в целом полезный эффект от использования турпродук-та может быть сильно ухудшен или утрачен. Следовательно, в туризме под высоким качеством обслуживания понимается качественный уровень всех компонентов туристского продукта.

Говоря о самом комплексе услуг в турпродукте, стоит отметить, что он не всегда один и тот же. В связи с этим в зависимости от того, какие услуги входят в состав туристского продукта, различают следующие виды туров: пэкидж-тур и инклюзив-тур. Особенность пэ-кидж-тура состоит в том, что помимо стандартных видов услуг, таких как питание, проживание, экскурсии, в него включаются еще и дополнительные услуги, связанные со спортом, культурой, развлечениями. Состав инклюзив-тура зависит от пожеланий туриста. Так, турист отдельно может приобрести услуги питания, транспортных перевозок и ряд других. Если туристу необходимо, он может также приобрести, помимо базовых услуг, дополнительные. В этом состоит основное отличие инклюзив-тура от пэкидж-тура [8, с. 185].

С целью уменьшения стоимости туристского продукта в его составе может уменьшаться число оказываемых услуг. Делается это для того, чтобы привлечь как можно больше массовых туристов. Когда потребители туристских услуг находятся в поездке, им могут предложить дополнительные услуги, которые не включены в приобретенный туристский продукт. В зарубежной практике

определено соотношение стоимости дополнительных услуг к стоимости услуг, входящих в турпродукт: 60 на 40. Говоря о дополнительном обслуживании, стоит сказать, что оно предполагает определенное обеспечение ресурсами от турфирмы. Также благодаря предложению дополнительных услуг у туриста увеличивается свобода потребительского выбора, а турфирма повышает свою конкурентоспособность.

Подходить к классификации туристских продуктов можно с различных точек зрения (рис. 2).

Рассмотрим подробнее непосредственно сферу делового туризма, который является относительно новым направлением в туристской индустрии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Благодаря бизнес-поездкам можно не только совершать путешествия, но и заводить новые деловые знакомства, осваивать новые компетенции, участвуя в обучающих программах.

Вообще, базис для делового туризма был заложен еще в древние времена, когда не было принято совершать поездки с целью отдыха и развлечения, и все путешествия преследовали только деловую цель. Купцы и торговцы пушниной, тканями, одеждой и другими вещами совершали поездки по всему миру.

В настоящее время в число объектов делового туризма входит все то, что имеет ориентир на получение нового опыта, поэтому для любопытных людей деловой туризм будет интересен в первую очередь [7]. Сюда входят форумы, конференции, обучение и работа, показы мод, выставки и др. Причем зачастую такой туризм сопряжен со служебными командировками, куда работники направляются по распоряжению руководства для выполнения служебного задания.

Рис. 2. Классификация туристских продуктов

Выделим основные отличительные черты делового туризма:

• массовый характер, так как в нем может принимать участие немалое число людей;

• в отличие от других видов путешествий, в деловом туризме не существует понятия сезонности, так как деловые поездки могут совершаться круглогодично;

• прежде чем отправиться в бизнес-поездку, необходимо все заранее спрогнозировать;

• для деловых людей в первую очередь важны комфорт и доступность всех дополнительных услуг, необходимых для ведения делового общения.

Направления делового туризма представлены на рис. 3.

М1СЕ-туризм Рис. 3. Направления делового туризма

Под корпоративным туризмом семинарах, конференциях, а также понимают деловые поездки биз- организацию корпоративных меро-несменов, их участие в тренингах, приятий и поощрительных поездок

(рис. 4). В целом этот подвид туризма можно воспринимать как часть

корпоративном зации.

культуры органи-

Корпоративный туризм

Деловые визиты и туры

Корпоративный туризм и поощрения сотрудников

Тимбилдинг

Рис. 4. Направления корпоративного туризма

Согласно данным, представленным онлайн-сервисом по бронированию OneTwoTrip for business, популярными направлениями делового туризма в Европе являются такие страны, как Германия, Кипр и Турция [10].

Вклад в развитие экономики, которое оказывает деловой туризм, оценить непросто. Если проанализировать данные разных стран мира, то этот вклад составляет примерно 1,5% ВВП, в России - 0,3 %, а если конкретизировать конгрессно-выставочную деятельность, то не более 0,05%.

Стоимостная оценка делового туризма в России, по данным некоторых специалистов, не превышает 10 млрд долларов. Всемирный совет по путешествиям и туризму (World Travel and Tourism Council) и ICCA (International Congress and Convention Association) представили свой прогноз, согласно которому эти цифры к 2020 году могут вырасти до 19 млрд долларов, тем самым Российская Федерация может

войти в топ-10 стран по деловому туризму.

Но коронавирусная пандемия внесла свои корректировки в данный прогноз, последствия ее были разрушительны для всех сфер, особенно для туризма: резкие скачки экономических показателей, финансовые потери мировой экономики до 2,7 трлн долларов США, более 100 млн человек могли потерять работу.

И если 2019 год характеризовался уверенным ростом мировой туристской индустрии, сделав туризм двигателем экономического роста и создания новых рабочих мест, то 2020 год нанес жестокий удар эпидемией COVID-19, и всего несколько месяцев принесли необратимые изменения и огромные потери туристской индустрии.

По данным информационного портала «Туризм и путешествия», структура делового туризма выглядит так, как показано на рис. 5 [6].

■ Индивидуальные деловые поездки ■ Конференции и семинары

■ Выставки = Конгрессный туризм

■ Инсентив-туризм

Рис. 5. Структура делового туризма

Таким образом, согласно диаграмме, наибольшим спросом в сфере делового туризма пользуются индивидуальные деловые поездки.

На сегодняшний день существует ряд методов и моделей для исследования процесса разработки и продвижения на рынок новых туристских продуктов. Использование этих методов и моделей находится в зависимости от того показателя, согласно которому проводится классификация исследования, а также от основной цели исследования и его направления [11, с. 18].

Хотя и существует большое разнообразие форм маркетинговых исследований, которые организуются предприятиями в сфере туризма, но все же все они опираются на одну общую методологию, включающую следующие категории методов:

1. Методы, относящиеся к разным областям знаний (таким как психология, социология), которые приспособлены для решения задач в сфере маркетинга.

2. Логические методы, которые используются во всех науках (комплексный подход, дедукция и индукция, синтез и анализ и многие другие).

3. Методы, которые позиционируются как чисто маркетинговые (позиционирование, сегментация).

4. Методы экономической теории, математической статистики (эмпирические методы, построение гистограмм, поиск средних величин и пр.).

Такое разнообразие методов, которые используются при маркетинговых исследованиях, в частности в туризме, говорит о комплексности данной деятельности, поскольку требует синтеза различных наук.

Маркетинг делового туризма имеет свои специфические особенности:

1. При разработке турпродукта все элементы, входящие в его состав, должны быть проработаны очень тщательно.

2. В отличие от обычного маркетинга, маркетинг в сфере услуг предполагает активное формирование спроса на основе его прогнозирования.

3. Особое значение приобретает управление маркетинговой деятельностью каждого участника, предоставляющего туруслуги, поскольку туристский продукт состоит как из осязаемых элементов, так и из неосязаемых.

96 ВЕСТНИК РМАТ № 2 • 2021 ТУРИСТИКА

Принципиально важен процесс регулирования туризма на высшем государственном уровне [3, с. 50].

4. Помимо материальной стороны, в туризме учитывается еще и психоэмоциональное состояние туриста, его уникальные черты, поскольку сфера туризма как раз работает на удовлетворение этих составляющих.

5. Наконец, важным элементом маркетинга в сфере туризма является предоставление достоверной информации потребителям [8].

Для кого представляют интерес маркетинговые исследования рынка делового туризма? Прежде всего, это непосредственно туристские предприятия (гостиницы, отели, туроператоры, турфирмы). И основное, что движет ими в данный момент - это вероятность снижения уровня неопределенности и риска. Благодаря маркетинговым исследованиям они могут поменять свое стратегическое направление развития, выбрать другое направление развития, предложить туристам другие, возможно ранее не реализованные турпродук-ты [12, с. 7].

И здесь необходимо четко соблюдать строгий алгоритм проведения маркетинговых исследований: от оценки рыночной конъюнктуры, выделе-

ния емкости рынка туристских услуг, сегментации и заканчивая выбором целевой аудитории.

Нельзя забывать о позиционировании турпродукта, при этом обязательно нужно оценивать его жизненный цикл, уровень конкурентоспособности. И, безусловно, важным этапом является анализ конкурентной среды. Здесь не обойтись без SWOT-анализа: прежде чем сравнивать себя с другими турфирмами, нужно оценить свои угрозы, возможности, слабости и выделить сильные стороны.

В рамках маркетинговых исследований делового туризма изучению будут подвержены потребители, а именно бизнес-туристы. Их мотивы, факторы потребительского поведения, процесс принятия решения тур-продукта будет пристально рассмотрен со всех сторон.

Главный вопрос: удовлетворены ли туристы своей поездкой? В основе проведения маркетинговых исследований делового туризма могут лежать количественные и качественные методики. При этом сам процесс проведения маркетингового исследования начинается с постановки целей и задач и заканчивается передачей и анализом собранной информации [6].

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ред. от 08.06.2020).

2. Березовая Л.Г. История туризма и гостеприимства: учеб. для СПО. М.: Юрайт, 2019. 477 с.

3. Буньковский Д.В. Инструменты управления предпринимательскими рисками // Вопросы управления. 2019. № 1(37). С. 65- 76.

4. Буньковский Д.В. Теневая экономика: добавленная стоимость: моногр. Иркутск, 2017. 156 с.

5. Инвестиции в Москву: Факторы инвестиционного климата // Инвестиционный портал города Москвы. URL: https://investmoscow.ru/investment/economic-indicators/investment-in-moscow-is-profitable/business-activity/ (дата обращения: 28.09.2020).

6. Классификация создаваемого турпродукта // Информационный портал StudWood.ru. URL: https://clck.ru/MQp4G (дата обращения: 11.10.2020).

7. Основные виды турпродукта, предлагаемые на рынке//Информационный портал «Спра-вочник24». URL: https://clck.ru/MQuM2 (дата обращения: 11.10.2020).

8. Деловой туризм: что это такое и какая его история развития? // Информационный портал «Туризм и путешествия». URL: https://zclub-caspian.ru/turizm-stati/delovoj-turizm-chto-eto-takoe-i-kakaya-ego-istoriya-razpitiya/.html (дата обращения: 27.10.2020).

9. Лебедева О.А., Лыгина Н.И. Маркетинговые исследования рынка: учеб. М.: Форум; Инфра-М, 2017. 192 с.

10. UNWTO насчитала в мире 1,5 млрд туристических поездок в 2019 году // Международная информационная группа «Интерфакс». URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/ articles/65670/ (дата обращения: 01.10.2020).

11. Экономическое влияние сектора туризма и путешествий в 2019 году и последствия кризиса 2020 года // Новостной проект Tohology: Tourism & Hospitality. URL: https://www.tohology. com/hospitality/industry/economic-impact-of-trapel-tourism/ (дата обращения: 27.10.2020).

12. Шпырня О.В. Обзор развития рынка делового туризма в Российской Федерации // Научный вестник ЮИМ. 2019. № 4. С. 109-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.