СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПЕРЕОЦЕНКА СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ
NATIONAL SECURITY STRATEGY OF THE RUSSIAN FEDERATION: REASSESSMENT OF MODERN CHALLENGES
УДК 343:342
Е.В. ЕМЕЛЬЯНОВА,
доктор юридических наук, доцент (Санкт-Петербургская академия Следственного комитета Российской Федерации, Россия, Санкт-Петербург) [email protected]
А.В. ПЕТРЯНИН,
доктор юридических наук, профессор (Нижегородский филиал Санкт-Петербургской академии Следственного комитета Российской Федерации, Россия, Нижний Новгород) [email protected]
ELENA V. YEMELYANOVA,
Doctor of Law, Associate Professor (Saint Petersburg Academy of the Investigative of
the Russian Federation, Saint Petersburg, Russia)
ALEKSEY V. PETRYANIN,
Doctor of Law, Professor (Nizhny Novgorod branch Saint Petersburg Academy of the Investigative of the Russian Federation, Nizhny Novgorod, Russia)
Аннотация: в статье предпринята попытка демонстрации общегосударственного стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности. Подчеркнуто, что реализацией такого рода направлений озадачено любое современное цивилизованное общество и государство. Стратегия национальной безопасности, подписанная Президентом Российской Федерации 2 июля 2021 года, демонстрирует поступательное развитие всех легитимных инструментов, нацеленных на сохранение российской идентичности. Главной ее идеей стало направление по сбережению народа, то есть тем самым определен ее глубокий социально ориентированный формат. В статье также продемонстрирована эволюция такого рода стратегического планирования с указанием отличительных черт и достижений. Отмечено, что современный формат обеспечения национальной безопасности является наиболее оптимальным и способным адекватно реагировать на внутренние и внешние угрозы. Особый акцент сделан на взаимосвязи положений Стратегии национальной безопасности с курсом современной уголовной политики, выступающей одним из наиболее эффективных средств в достижении поставленных в этом документе задач. Наиболее ярко это демонстрируется в области противодействия преступлениям экономической и экстремистско-террористической направленности. В частности, гуманизация ответственности за экономические деяния и ее ужесточение в борьбе с экстремизмом и терроризмом полностью соответствуют тренду современного государственного стратегического планирования.
Ключевые слова: государство, общество, право, национальная безопасность, стратегия, противодействие.
Для цитирования: Емельянова Е.В., Петрянин А.В. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: переоценка современных вызовов // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2021. № 4. С. 10-16.
Abstract: the article attempts to demonstrate nationwide strategic planning in the field of national security. It was emphasized that any modern civilized society and state is puzzled by the implementation of such directions. The National Security Strategy, signed by the President of Russia on July 2, 2021, demonstrates the progressive development of all legitimate instruments aimed at preserving Russian identity. Its main idea was the direction of saving the people, that is, thereby determining its deep socially oriented format. The article also demonstrates the evolution of this kind of strategic planning, indicating their distinctive features and achievements. It is noted that the modern format of ensuring national security is the most optimal and capable of adequately responding to internal and external threats. Particular emphasis is placed on the relationship between the provisions of the National Security Strategy and the course of modern criminal
КРИМИНОЛОГИЯ
policy, which is one of the most effective means in achieving the tasks set in this document. This is most clearly demonstrated in the field of combating crimes of an economic and extremist-terrorist orientation. In particular, the humanization of responsibility for economic acts and its tightening in the fight against extremism and terrorism are fully consistent with the trend of modern state strategic planning.
Keywords: state, society, law, national security, strategy, counteraction.
For citation: Yemelyanova E.V., Petryanin A.V. National security strategy of the Russian Federation: reassessment of modern challenges // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2021. No. 4. S. 10-16.
На протяжении всего эволюционирования человеческой цивилизации обеспечение безопасности всегда выступало, выступает и будет выступать в качестве важнейшей задачи современного миропорядка. Исследуемый феномен присущ любой социальной структуре и разного рода объединению людей (государство, общество, социальная группа), поэтому необходимость защиты национальной безопасности не требует никаких доказательств. Это аксиома. Российская Федерация в этом случае не исключение [1].
Становление России как молодого государства (25 декабря 2021 года исполнится 30 лет с момента образования Российской Федерации) повлекло за собой существенные изменения в государственном устройстве, формировании новых отношений, политического, экономического, социального и иного порядка. Такой новый формат потребовал незамедлительной переоценки уровня значимости интересов, находящихся под непосредственной защитой государства, в разрезе возникших новых политических и экономических возможностей, а также усиливающихся внешних и внутренних угроз [2].
В настоящее время Россия вступила в очередной этап своего позитивного эволюционирования. Последние два года ознаменованы большим количеством разного рода политических, экономических и эпидемиологических событий. В совокупности с усиливающейся недружественной политикой зарубежных партнеров это повлекло симметричный эффект, выразившийся в потребности переоценки уровней и видов опасностей. Результатом стало принятие следующей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации1, утвержденной главой государства 2 июля 2021 года. В ней закреплены приоритеты, а также долговременные стратегические задачи, задействованные в реализации взятого политического курса, четко
1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 2 июля
2021 г. № 400 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».
определены основные направления деятельности уполномоченных на то субъектов в обеспечении общенациональных интересов.
Ее содержание основывается на приоритетах, отраженных в новой редакции Конституции Российской Федерации и майских указах главы государства.
Принятие такого рода документа - это не вынужденная, а наиболее оптимальная мера государственно-политического формата, представляющая общенациональный базис в сохранении российской идентичности.
С учетом позиций утвержденной Стратегии национальной безопасности Российской Федерации обосновывается необходимость рассмотрения института государственного стратегического планирования в разрезе обеспечения национальной безопасности государства.
Причины и эволюция такого рода стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности обусловлены множеством факторов. Представим наиболее значимые из них.
1. Распад СССР и, как следствие, возникновение ранее не существовавшего государства Российской Федерации поставили вопрос о необходимости формирования своей идентичности, в том числе и путем правильного определения спектра национальных интересов и направлений противодействия новым угрозам, появившимся в результате доказывания своей политической и экономической независимости.
2. Рост ранее неактуальных для государства проблем социального и политико-экономического формата, повлекших всплеск протестной деятельности как на приграничных территориях, так и внутри страны (экстремизм, терроризм, сепаратизм), требовал симметричного реагирования на них.
3. Трансформация угроз, необходимость их систематизации на внутренние и внешние продемонстрировали несостоятельность ранее применяющихся государственных мер в области противодействия незаконной миграции, наркоторговле, контрабанде, распространению опасных инфекций (туберкулез, СПИД, гепатит и пр.).
КРИМИНОЛОГИЯ
4. Кардинальное изменение геополитической ситуации в мире, выразившееся в том числе и в новых форматах европейской интеграции в виде создания Европейского союза и, как следствие, укрупнении позиций НАТО, взявшего на себя роль главного субъекта по обеспечению европейской и трансатлантической безопасности, обосновывало выработку новых стандартов межгосударственных отношений, представляющих Россию как равного партнера.
5. Активное развитие процесса глобализации в мире также требовало учета этого обстоятельства в государственном стратегическом планировании.
В этой связи в Российской Федерации фактически с нуля пришлось создавать механизмы обеспечения национальной безопасности, так как сформированный ранее опыт в данной области не мог обеспечить необходимый уровень независимости, самостоятельности и стабильности государственного устройства.
Идея такого рода общегосударственного стратегического планирования в России возникла в 1997 году, приняв формат Концепции национальной безопасности Российской Федерации2. Исходя из содержания преамбулы, приходим к выводу о том, что ей придан статус политического документа, представленного в виде официально принятых взглядов, отражающих государственную идею в области обеспечения безопасности наиболее значимых ценностей от разноформатных внешних и внутренних угроз.
В этом документе сформулированы важнейшие основополагающие идеи и направления общегосударственной политики, поэтому именно она и стала методологической основой для разработки организационных документов и конкретных программ, нацеленных на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Концепция включает в себя четыре раздела: Россия в мировом сообществе, национальные интересы России, угрозы национальной безопасности Российской Федерации, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Содержание исследуемого документа, с учетом исторического опыта и позитивного краткосрочного опыта демократического развития страны, указывает на решимость и твердость государства в вопросах укрепления своей национальной безопасности.
2 Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (ред. от 10.01.2000) (документ утратил силу) // Российская газета. 1997. 26 декабря; далее - Концепция.
Заключительные положения Концепции закрепляют позиции о возможности ее модернизации путем дополнения, уточнения и конкретизации с учетом позиций, представляемых главой государства в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
Вышеизложенное дает основание утверждать, что важнейшей стратегической целью разработки и принятия такого рода документа также стала идея консолидации усилий государства, общества и отдельных личностей по обеспечению безопасности Российской Федерации и ее национальных интересов.
В 2000 году был представлен ее новый формат, в котором были учтены как недостатки первоначальной редакции отмеченного стратегического документа, так и частичная переоценка внутренних и внешних угроз3.
Показательным является тот факт, что в конечной редакции Концепция национальной безопасности утратила статус политического документа и представлена в виде системы официально принятых взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности во всех сферах жизнедеятельности. В ней сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации [3].
Для юриспруденции важным видится закрепление в этом документе понятия национальной безопасности Российской Федерации. Структура Концепции была сохранена.
Ознакомление с содержанием разделов показало, что они были существенно сокращены. Вместе с тем более значимыми, с учетом произошедших весомых изменений как в России, так и во всем мире, стали вопросы регулирования межгосударственных отношений, а также противодействия растущим экстремистским и террористическим угрозам.
Дано понятие и представлено содержание национальных интересов России. По-новому были представлены и направления обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Особое внимание уделено борьбе с преступностью.
В заключение отмечено, что Российская Федерация намерена решительно и твердо обеспечивать свою национальную безопасность.
Необходимость разработки и принятия нового общегосударственного стратегического документа была обозначена в сентябре 2008 года Президентом Российской Федерации Д.А. Мед-
3 Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (ред. от 10.01.2000) (документ утратил силу) // Российская газета. 1997. 26 декабря.
КРИМИНОЛОГИЯ
ведевым4. В результате чего 12 мая 2009 года им была утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года5.
С момента начала реализации предшествующего этапа государственного стратегического планирования прошло более 10 лет. В этой связи в общих положениях принятой Стратегии представлены результаты, в том числе полученные в итоге реализации положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации. В документе отмечено, что Россия преодолела последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX века - остановила падение уровня и качества жизни российских граждан, устояла под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма и т.д.
Структурно Стратегия представлена шестью разделами. Первый «Общие положения» включал в себя методологический базис для ее реализации.
Второй раздел посвящен демонстрации наиболее ярких проблем, возникающих на очередном этапе развития государства. Отмечены достижения Российской Федерации в социальной, политической и экономической сферах. Представлены риски, с которыми может столкнуться человечество в процессе дальнейшего развития (увеличение числа ядерных держав, борьба за ресурсы, региональная нестабильность, последствия финансово-экономических кризисов мирового масштаба), нивелирование которых -одна из значимых задач в разрезе обеспечения национальной безопасности. Определены направления стабилизации национальной и общемировой безопасности.
Третий раздел посвящен национальным интересам России и стратегическим национальным приоритетам. Четвертый включает главные, стратегические направления обеспечения национальной безопасности. В пятом разделе отражены информационные, нормативные правовые и организационные основы реализации рассматриваемой Стратегии.
В последнем разделе представлены ключевые характеристики, определяющие состояние национальной безопасности.
4 Вступительное слово на заседании Государственного совета, посвящённом ситуации вокруг Южной Осетии и Абхазии [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/transcripts/deliberations/1314 (дата обращения: 12.07.2021).
5 О Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г № 537 (документ утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. -2009. - № 20. - Ст. 2444.
Этот документ также имеет свою эволюцию. В 2015 году Президентом Российской Федерации была определена новая общегосударственная задача по разработке новой Стратегии, отвечающей видоизмененным внешним и внутренним угрозам, а также откорректированным социальным, политическим и экономическим курсам, которая была утверждена 31 декабря 2015 года6. Остановимся на их сравнительно-правовом анализе.
В Стратегии 2009 года представлен терминологический инструментарий, раскрывающий содержание основных дефиниций, используемых в ней. Их перечень не только существенно шире того, который использовался в Концепции национальной безопасности, но и имеет значительные содержательные отличия, в том числе и по главной дефиниции «национальная безопасность», новая редакция которой была представлена в Стратегии 2015 года.
В рассматриваемых редакциях Стратегий, в отличие от действующих ранее Концепций национальной безопасности Российской Федерации, существенно расширены сферы безопасности [4]. К уже имеющимся были добавлены информационная, военная и экономическая безопасность. В итоговой редакции Стратегии 2015 года их выделялось шестнадцать.
Подводя итог исследованию эволюции стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности, полагаем, что рассматриваемый общегосударственный институт за время его развития был дополнен новыми концептуальными характеристиками, соответствующими всему комплексу внутренних и внешних угроз, что позволяет государству симметрично реагировать на них в целях упреждающей нейтрализации.
Сегодня вновь возникла необходимость пересмотра Стратегии национальной безопасности, и связано это не только с появлением новых или видоизменением старых угроз. В настоящее время фактически сформирован новый курс в развитии России, значимые направления которого определены в майских указах Президента России и новой редакции Конституции Российской Федерации. Вышеизложенное выступило главной причиной принятия новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. На это неоднократно обращает свое внимание и Председатель Следственного комитета Российской Федерации А.И. Бастрыкин.
6 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 (документ утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 1 (ч. II). - Ст. 212.
КРИМИНОЛОГИЯ
В одном из интервью им было отмечено следующее: «Отказ от приоритета международного права и его автоматической имплементации в национальное законодательство становится с безусловной необходимостью вопросом обеспечения нашего суверенитета, причем не только правового, но и экономического, политического, идеологического, а в целом - государственного»7.
В этой связи можно обнаружить существенные структурные изменения в рассматриваемом документе. В настоящее время он включает в себя пять разделов.
В рамках первого «Общие положения» в императивном формате отмечено, что данный акт является главным методологическим документом, закрепляющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, а также инструменты, их обеспечивающие.
В отличие от подхода, предложенного в Стратегии 2015 года, рассматриваемое понятие стало более емким и унифицированным. Например, более универсально определены сферы защиты, они закреплены как «национальные интересы Российской Федерации». Из дефиниции также исключены виды безопасности.
Второй раздел «Россия в современном мире: тенденции и возможности» посвящен демонстрации процесса изменения миропорядка с формированием новой архитектуры, принципов и правил мироустройства. Продемонстрированы результаты реализации предшествующего этапа национального стратегического планирования. К таковым отнесены: сплоченность российского общества, укрепление гражданского самосознания, рост осознания необходимости защиты традиционных духовно-нравственных ценностей [5].
Вместе с тем показаны также новые вызовы и угрозы (кризис современных моделей и инструментов экономического развития, повышение уровня социального неравенства и др.), противодействие которым и представляет одну из основ новой Стратегии.
В рамках третьего раздела расширен перечень национальных интересов. Произошла трансформация их значимости по сравнению с представленными в Стратегии 2015 года. Сегодня перечень стал более социально ориентированным [6]. Главной идеей стало сбережение
7 Интервью Председателя Следственного комитета Российской Федерации А.И. Бастрыкина «Российской газете» [Электронный ресурс]. - URL: https://sledcom.ru/ press/ interview/item/920250/?to=&from=&type=&dates= (дата обращения: 12.07.2021).
народа, повышение качества жизни и благосостояния граждан, развитие человеческого потенциала.
Четвертый раздел Стратегии «Обеспечение национальной безопасности» также претерпел существенные изменения. Как уже отмечено выше, на первое место поставлено сбережение народа России и развитие человеческого потенциала, а не оборона страны, что было закреплено в Стратегии 2015 года. По-новому представлена и система стратегических национальных приоритетов.
В пятом разделе Стратегии в качестве императивного посыла закреплена позиция о необходимости руководствоваться положениями Стратегии всем органам публичной власти при стратегическом планировании своей деятельности.
Тезисно представив новый формат и содержание Стратегии, утвержденной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 2 июля 2021 года, продемонстрируем новые наиболее значимые ее элементы.
Во-первых, принятая Стратегия отражает как позитивные изменения, произошедшие в России с 2015 года, так и трансформацию деструктивных вызовов и угроз. Например, в ней особо акцентировано внимание на проблемы военно-политического формата, в киберсфере и общемирового распространения инфекций.
Во-вторых, важнейшей особенностью этого документа является отнесение сбережения народа к главной стратегической задаче.
В-третьих, в предыдущей версии Стратегии было закреплено шесть национальных интересов, в новой - восемь. Кардинально изменено и их значение. В качестве отдельной выделилось развитие безопасного информационного пространства. В перечень национальных интересов включена охрана окружающей среды.
В-четвертых, исключено «закрепление за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав».
В-пятых, приоритетным для России традиционно остается сотрудничество со странами Содружества Независимых Государств, Индией, Китаем, Южной Осетией и Абхазией.
В процессе развития стратегического национального планирования,начиная с 1997 года по настоящее время, происходит корректировка и уточнение сфер обеспечения безопасности, то есть их перечень не является стабильным, что в первую очередь обусловлено качественным изменением внутренних и внешних угроз. На это обращается внимание в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Вме-
КРИМИНОЛОГИЯ
сте с тем новый тренд Стратегии национальной безопасности Российской Федерации связан и с существенными изменениями, внесенными в Конституцию Российской Федерации, в рамках которой не только скорректированы приоритеты дальнейшего развития страны, а и по-новому представлено видение опасностей.
Система национальной безопасности Российской Федерации является открытой, что позволяет оперативно реагировать на появление новых угроз. Поэтому Стратегия требует постоянного обновления, учитывая динамику развития общественно-государственных институтов, а также модернизацию вызовов.
В ней четко сформулирована связь между вопросами обеспечения безопасности и социально-экономического развития страны. Больше внимание уделено обеспечению экологической и телекоммуникационной безопасности. Стратегия стала глубоко социально ориентированной.
Полагаем, что в основу новой концепции были заложены достижения отраслевых законодательств. Это можно представить на примере особо выделяемого направления обеспечения национальной безопасности - борьбы с преступностью. Уголовный кодекс Российской Федерации, принятый 24 мая 1996 года и вступивший в силу 1 января 1997 года, претерпел существенные изменения, так как именно он наиболее оперативно и упреждающе реагирует на появление новых и модернизацию старых угроз. Наиболее ярко это представлено в области противодействия преступлениям в сфере экономической деятельности и деяниям экстремистского и террористического толка. В 22, 24 и 29-й главах уголовного закона наиболее ярко представлен процесс криминализации деяний, что указывает на наличие серьезных угроз для экономической, общественной и государственной безопасности. Вместе с тем, создавая такого рода юридико-техниче-ские преграды, власть пытается искать баланс в формах реализации уголовной политики. Например, в борьбе с деяниями экономического толка с учетом наличия существенных рисков в экономической деятельности, затянувшихся кризисов, усугубляемых недружественным отношением со стороны ранее добросовестных зарубежных партнеров, наблюдается тенденция гуманизации ответственности. В частности, были существенно увеличены стоимостные критерии, определяющие размеры ущербов и доходов (примечания к ст.ст. 159, 1591, 1702 УК РФ и др.). Предложены фактически договорные механизмы освобождения от уголовной ответственности при соверше-
нии такого рода деяний, что прямо отражено в ст. 761 УК РФ «Освобождение от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба».
В противодействии экстремизму и терроризму мы наблюдаем полностью полярную государственную стратегию. Наблюдается поступательное ужесточение ответственности за совершение деяний экстремистско-терро-ристического толка. Увеличиваются размеры наказаний, преступления переводятся в более общественно опасные категории. Идет более глубокая дифференциация участия в такого рода криминально-деликвентной деятельности. Законодательным новаторством является самостоятельная криминализация склонения, вербовки или иного вовлечения лица в деятельность экстремистского сообщества или экстремистской организации (ч. 11 ст. 2821 и ч. 11 ст. 2822). Предпринята попытка по более раннему пресечению террористической активности, что и стало причиной включения в Уголовный кодекс Российской Федерации8 ст. 2056 УК РФ «Несообщение о преступлении». Вместе с тем подчеркнем, что и в этой области государство пытается искать наиболее оптимальные компромиссные решения, что можно представить на примере ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Использование при ее модернизации института административной преюдиции позволило более точно и оптимально устанавливать криминообразующие признаки такого деяния, прямо свидетельствующие о направленности умысла виновного на возбуждение ненависти или вражды или унижение человеческого достоинства.
Верность и эффективность такого стратегического планирования доказали способность России противостоять внутренним и внешним угрозам. Зависимость уровня обеспечения национальной безопасности от человеческого капитала и эффективности перевода экономики на новые технологии выступила в качестве одной из главной детерминант разработки новой Стратегии. В этой связи Российская Федерации способна эффективно противостоять попыткам внутреннего и внешнего давления и строить социально ориентированное государство, о чем свидетельствует планомерное развитие отраслевых законодательств, также принимающих участие в поставленных в Стратегии задачах.
8 Далее - УК РФ.
КРИМИНОЛОГИЯ
Литература
1. Петрянина О.А. Государственная политика Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности // Совершенствование деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества в сфере обеспечения национальной безопасности: сборник материалов Восемнадцатой Международной научно-практической конференции «Экстремальные ситуации, конфликты, социальное согласие». - Москва, 2016. С. 264-266.
2. Санинский Р.А. Содержание экономической безопасности в контексте стратегий национальной и экономической безопасности: компаративистское исследование // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2017. - № 1 (21). - С. 314-317.
3. Петрянина О.А. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: основные новации и задачи органов государственной власти субъектов Российской Федерации по ее реализации // Современный федерализм: отечественный и зарубежный опыт, проблемы и перспективы: сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции по актуальным вопросам российского конституционализма. - Нижний Новгород, 2017. С. 217-226.
4. Бражин Ю.Ю. Сравнительно-правовой анализ стратегий национальной безопасности 2009 и 2015 годов // Стратегия развития российско-абхазских отношений в рамках построения межгосударственной программы национальной безопасности: материалы международной научно-практической конференции. - Сочи, 2017. С. 284-287.
5. Миловидова А.С. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации о нравственности // Государственно-правовые исследования. - 2019. - № 2. - С. 205-207.
6. Яковлев Э.Н., Чеботарев С.С., ЗвягинА.А. Человеческие ресурсы как фактор обеспечения экономической безопасности России в современных условиях: правовая регламентация, экономическая характеристика // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2010. - № 1 (12). - С. 243-247.
References
1. Petryanina O.A. Gosudarstvennaya politika Rossiiskoi Federatsii v oblasti obespecheniya natsional'noi bezopasnosti // Sovershenstvovanie deyatel'nosti organov gosudarstvennoi vlasti, mestnogo samoupravleniya i institutov grazhdanskogo obshchestva v sfere obespecheniya natsional'noi bezopasnosti: sbornik materialov Vosemnadtsatoi Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii "Ekstremal'nye situatsii, konflikty, sotsial'noe soglasie". - Moskva, 2016. S. 264-266.
2. Saninskii R.A. Soderzhanie ekonomicheskoi bezopasnosti v kontekste strategii natsional'noi i ekonomicheskoi bezopasnosti: komparativistskoe issledovanie // Vestnik Severo-Kavkazskogo gumanitarnogo instituta. - 2017. - № 1 (21). - S. 314-317.
3. Petryanina O.A. Strategiya natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii: osnovnye novatsii i zadachi organov gosudarstvennoi vlasti sub''ektov Rossiiskoi Federatsii po ee realizatsii // Sovremennyi federalizm: otechestvennyi i zarubezhnyi opyt, problemy i perspektivy: sbornik materialov II Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii po aktual'nym voprosam rossiiskogo konstitutsionalizma. - Nizhnii Novgorod, 2017. S. 217-226.
4. Brazhin Yu.Yu. Sravnitel'no-pravovoi analiz strategii natsional'noi bezopasnosti 2009 i 2015 godov // Strategiya razvitiya rossiisko-abkhazskikh otnoshenii v ramkakh postroeniya mezhgosudarstvennoi programmy natsional'noi bezopasnosti: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. - Sochi, 2017. S. 284-287.
5. Milovidova A.S. Strategiya natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii o nravstvennosti // Gosudarstvenno-pravovye issledovaniya. - 2019. - № 2. - S. 205-207.
6. Yakovlev E.N., Chebotarev S.S., Zvyagin A.A. Chelovecheskie resursy kak faktor obespecheniya ekonomicheskoi bezopasnosti Rossii v sovremennykh usloviyakh: pravovaya reglamentatsiya, ekonomicheskaya kharakteristika // Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoi akademii MVD Rossii. - 2010. - № 1 (12). - S. 243-247.
(статья сдана в редакцию 28.08.2021)