Научная статья на тему 'Стратегия национального инновационного развития Республики Беларусь'

Стратегия национального инновационного развития Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
667
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия национального инновационного развития Республики Беларусь»

Стратегия национального инновационного развития

Республики Беларусь

В. И. Недилько, В. М. Анищик,

первый заместитель Председателя начальник Управления

Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь

Мировой опыт и экономические исследования последних лет показывают, что знания становятся более важным фактором экономического развития, чем традиционные факторы — труд и капитал. Получение новых знаний и технологий, их эффективное применение в социально-экономическом развитии в решающей мере определяют роль и место страны в мировом сообществе, уровень жизни народа и обеспечение национальной безопасности. Государства, не способные наращивать свой научно-технический потенциал и адаптировать

его к жесткой конкуренции, существующей сегодня на мировом рынке, будут обречены, как минимум, на глубокую зависимость, а скорее на поглощение (прямое или косвенное) более развитыми соседями. Именно поэтому приоритетной задачей является выработка стратегии национального инновационного развития, которая позволит максимально использовать имеющиеся интеллектуальные и материальные ресурсы государства, создать стройную инновационную систему и адаптировать ее к сложным процессам глобальной интеграции.

ИННОВАЦИИ № 08 (106), 2007

ИННОВАЦИИ № 08 (106), 2007

Инновационные процессы носят специфический характер и развиваются под влиянием национальных особенностей экономического и социально-политического исторического развития. Именно поэтому не существует уникальной, оптимальной стратегии построения постиндустриального общества, основанного на создании, распространении и внедрении знаний. Напротив, имеет место множество концепций и подходов со своими сильными и слабыми сторонами, обусловленными различиями в экономике, политических системах, а также географическим положением.

Инновационные системы экономически развитых стран (США, 15 стран Евросоюза, Япония) предполагают создание новых знаний, применение их внутри национальной инновационной системы, а также экспорт созданных знаний. Для этого направления характерны широкие фундаментальные исследования и развитая система сочетания крупных корпораций, опирающихся на результаты масштабных НИОКР, с малым научно-техническим предпринимательством.

В настоящее время лидером мирового научно-технического прогресса являются США. Фундаментальные достижения в области научных знаний рассматриваются США как основа экономического роста, а разработка и внедрение инноваций — как решающий фактор экономического развития. Инновационная политика США воплощается в концепции формирования «национальной инновационной способности». Смыслом ее является воспитание восприимчивости нации к технологическим новациям, к смене конкретных направлений научно-технического прогресса в зависимости от эффективности последних. Особое значение в американской инновационной политике придается внедрению новых технологий. Службы внедрения стали реакцией государства на падение конкурентоспособности американской промышленности в 1970-1980-е годы, когда снизились престиж инженерной профессии, оплата труда, упал интерес к внедрению разработок.

Стратегическая цель европейской инновационной политики была зафиксирована в ходе Лиссабонского саммита Совета ЕС в марте 2000 года. Заключения саммита сводятся к двум основным требованиям:

— из инноваций должна быть извлечена максимальная выгода;

— должна быть создана благоприятная среда для становления и развития инновационного бизнеса. Для достижения этих целей Европейская комиссия установила пять направлений активизации инновационной деятельности:

— координация и мониторинг национальной инновационной политики;

— создание законодательной базы по регулированию инновационной политики;

— поощрение создания и развития инновационных предприятий;

— улучшение взаимодействия ключевых игроков инновационной системы;

— усиление осведомленности общества об инновационной политике и создание диалога между всеми участниками, включая общественность.

Япония раньше, чем США (уже в 1960-е годы), начала и официально объявила о широкомасштабных инновационных программах. Промышленная стратегия этой страны ориентирована на концентрацию сил и средств в нововведениях, которые обеспечивали бы максимальный уровень качества и при этом были бы недороги. Нельзя не отметить, что страны, принявшие эту стратегию, все без исключения пробились в индустриальные лидеры. В отличие от Америки, использующей в качестве главного инвестиционного источника акционерный капитал, Япония предоставляет инновационному бизнесу неограниченную возможность финансирования новых проектов по низким процентным ставкам.

Следует отметить, что изначально Япония следовала стратегии «догоняющей экономики» (catch-up), суть которой сводится к заимствованию передовых зарубежных технологий, что дает возможность обеспечить высокие темпы экономического роста (в зависимости от того, насколько эффективно используются эти технологии). Особенностью стран, прибегающих к такой модели развития (Южная Корея, Китай, Тайвань, Малайзия и др.), является относительно низкий «стартовый» уровень: изначально слабая экономика, основанная, как правило, на сельском хозяйстве, низкий уровень образования населения, а также недоступность самого образования. Тем не менее, страны, применившие такую модель, как правило, достигали успеха (Япония, Южная Корея) и в настоящее время формируют инновационную экономику, основанную на принципах создания нового знания и его экспорта.

Третье направление инновационного развития имеет локальный, «переходный» характер. Оно характерно для постсоциалистических стран и отличается концентрацией научно-исследовательского потенциала в специализированных институтах, объединяемых в организации академического типа, и наличием так называемой «заводской» и «вузовской» науки, которые выполняют, в основном, адаптационные функции.

Вместе с тем, перспективы этих стран в построении одного из типов НИС различны и зависят от степени концентрации научно-технического потенциала в каждой из них.

Так, основная часть научно-технического потенциала сконцентрирована в России, Украине и Республике Беларусь. Такие страны, как Казахстан, Киргизия, Узбекистан и некоторые другие, обладая запасами природных ресурсов, не имеют такой развитой производственной и научной базы, как в европейских республиках. Следовательно, стратегия и способы реализации инновационной политики также будут иметь принципиальные отличия. Если стратегия упомянутых среднеазиатских республик должна строиться, скорее всего, на принципе модели catch-up, то белорусская модель должна быть изначально ориентирована

на производство и воспроизводство новых знаний на базе уже имеющегося образовательного уровня населения и экономического потенциала.

Для этого необходимо преодолеть недостатки, связанные с низкой активностью государства и предпринимательского сектора в финансировании исследований и разработок, а также слабым взаимодействием науки и реального сектора экономики. При этом важно сохранить и приумножить положительные черты, обеспеченные высокой квалификацией кадров, которая является результатом функционирования высокоразвитой и доступной системы образования.

Среди стран СНГ Беларусь обладает третьим по величине научно-техническим потенциалом (после России и Украины). В последние годы в республике проводилась целенаправленная работа по сохранению и развитию научного, научно-технического и инновационного потенциалов. Совершенствовалась система управления наукой, расширялась и укреплялась на современной основе законодательная и нормативноправовая база научно-инновационной деятельности, принимались меры по повышению уровня инновационности производства, развитию информационной инфраструктуры, малых и средних наукоемких предприятий, комплекса высоких технологий и т. д. В период существования независимого государства были созданы первые технопарки («Метолит» (БНТУ) и ЗАО «Технологический парк Могилев», последний из которых является по своей структуре классическим европейским технопарком). Начиная с 2004 года идет ускоренное формирование региональных инновационных структур и совершенствование соответствующей законодательной базы.

Все эти меры не имели, однако, системного характера и не ставили целью формирование адекватной развитым рыночным отношениям и международным стандартам национальной инновационной системы (НИС) Беларуси. В результате республика располагает лишь отдельными — пусть и важными — фрагментами потенциально целостной НИС: научными и образовательными учреждениями, инновационно восприимчивыми производственными предприятиями и инновационной инфраструктурой.

Научные исследования и разработки (ИР) в последние годы проводятся в Беларуси в трехстах НИИ, КБ, вузах, промышленных и иных предприятиях. По ряду направлений Беларусь не отстает от мировых тенденций, удерживает позиции среди лидеров в разработке фундаментальных проблем в области физики, математики, новых материалов, программных продуктов для ЭВМ. Фонд идей и концепций, традиционные и новые научные заделы позволяют сегодня белорусской науке и экономике успешно сотрудничать с мировым научным сообществом по таким направлениям, как информатизация и программное обеспечение, нанотехнологии и наноматериалы, энергоэффективные технологии, генетика и биотехнологии, экологическая устойчивость и радиационная безопасность и др.

Вместе с тем, сохраняются негативные тенденции, создающие угрозу эффективному инновационному развитию республики.

Это прежде всего устаревание материально-технической базы научных организаций, старение научных кадров. Имеются серьезные трудности в поддержании в работоспособном состоянии действующих уникальных экспериментальных комплексов (прежде всего институтов НАН Беларуси). По промышленному комплексу уровень инновационной активности предприятий составляет всего 13%, что в 4 раза меньше, чем в странах Евросоюза. В результате удельный вес осваиваемой новой продукции в производственном секторе составляет лишь 2,3% в год при его пороговом, с точки зрения экономической безопасности, значении — 6%. Средняя продолжительность использования оборудования и определяющих технологий в производственной сфере Беларуси составляет 20-30 лет. Около 50% из них разработано и внедрено еще во времена СССР. Из-за низкой обновляемости оборудования (3-5% в год) негативный характер приобрела динамика износа активной части основных фондов. Особенно критическое положение сложилось в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, где удельный вес накопленной амортизации в первоначальной стоимости машин и оборудования превысил 80%, что вдвое выше его порогового значения. Как следствие, удельное ресурсопотребление в Беларуси сегодня в 2 раза выше, чем в промышленно развитых странах. Кроме этого, к факторам риска, присущим промышленному сектору республики, следует отнести высокую концентрацию производства, экспортных рынков, экспортируемой продукции и ведущих экспортеров. Крайне низкой остается доля малых инновационных предприятий, и их количество продолжает сокращаться. Так, начиная с 1997 года оно уменьшилось в 2,3 раза, с 600 до 275. Численность их сотрудников составляет всего 0,6% от общей численности занятых в малых предприятиях.

В целом можно выделить следующие основные проблемы существующей инновационной среды республики, нерешенность которых негативно влияет на развитие отечественного инновационного потенциала:

• ограниченный платежеспособный спрос на внутреннем рынке на передовые технологии и нововведения;

• неразвитость специальных финансовых механизмов поддержки отдельных элементов инновационной инфраструктуры, инновационного предпринимательства и самостоятельных инновационных проектов;

• низкая информационная прозрачность инновационной сферы;

• низкая инновационная активность ведущих промышленных предприятий республики;

• недостаточный уровень развития малого инновационного предпринимательства;

• отсутствие института профессиональных инновационных менеджеров.

ИННОВАЦИИ № 08 (106), 2007

ИННОВАЦИИ № 08 (106), 2007

Решению перечисленных проблем в первую очередь будет способствовать модернизация законодательства в соответствующей сфере и создание четко структурированной законодательной базы для осуществления всех стадий инновационной деятельности.

На сегодняшний день основополагающим нормативно-правовым документом в среде инноваций является Закон РБ «Об основах государственной научно-технической политики», регулирующий отношения между государственными органами и субъектами научной, научно-технической и инновационной деятельности и определяющий что наука находится под опекой государства. Указом Президента Республики Беларусь от 8 июля 1996 г. №244 «О стимулировании создания и развития в Республике Беларусь производств, основанных на новых и высоких технологиях» важнейшим направлением экономической стратегии РБ на 1996-2010 гг. определено повышение конкурентоспособности продукции белорусских товаропроизводителей путем создания производств, основанных на новых и высоких технологиях. Советом Министров Республики Беларусь принят ряд постановлений, регламентирующих деятельность по разработке научно-технических программ и инновационных проектов, направлениях и порядке использования средств отраслевых инновационных фондов. Указ Президента РБ №1 «Об утверждении Положения о порядке создания инновационной инфраструктуры», подписанный 3 января 2007 г., призван придать импульс развитию сети научно-технологических парков, центров трансфера технологий, а также созданию венчурных организаций. Необходимо отметить, что венчурные организации (организации, осуществляющие инвестиционную деятельность в сфере создания и реализации инноваций, а также финансирования инновационных проектов) широко распространены в экономически развитых странах. Спецификой их деятельности является формирование и финансирование пакетов инновационных проектов, при реализации которых присутствуют определенные риски, но в то же время ожидается рентабельность, существенно превышающая среднюю по соответствующей отрасли. Понятие «венчурная организации» вводится в белорусском законодательстве впервые. Возможность создания такого рода объединений будет способствовать привлечению отечественных и зарубежных коммерческих инвесторов, а также международного венчурного капитала.

Действующее законодательство содержит ряд норм, направленных на налоговые льготы, привлечение инвестиций, создание и внедрение инновационных технологий. Определенные налоговые льготы установлены в отношении организаций, осуществляющих научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность.

Вместе с тем, пока не создано системной законодательной базы по инновационной деятельности в условиях рыночной среды. Здесь свою роль должно сыграть принятие закона «Об инновационной деятельности».

Кроме того, планируется разработать проекты законов «О венчурной деятельности», «О коммерческой тайне», ряд указов Президента Республики Беларусь и постановлений правительства, направленных на стимулирование инновационной деятельности.

Решающим критерием при разработке методов и форм государственного регулирования инновационной деятельности в республике является нацеленность исследований на выпуск продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках, модернизация производства, снижение его энерго- и материалоемкости, создание новых рабочих мест. В республике на сегодняшний день государственная поддержка и регулирование инновационной деятельности, осуществляемой в виде исследований, разработок и освоения в производстве новой продукции, заключается в первую очередь в нормативном обеспечении, формировании и финансировании из средств государственного бюджета системы государственных, отраслевых и региональных научно-технических программ, а также инновационных проектов, научного обеспечения президентских и государственных народнохозяйственных и социальных программ. Вообще, Республика Беларусь первой из стран СНГ создала правовую базу и действующую на ее основе систему управления научно-техническими программами как основным инструментом реализации приоритетных направлений научно-технической деятельности. Формирование и выполнение государственных научно-технических программ (ГНТП) последних лет позволило отработать механизмы управления этими программами на всех их этапах: от подачи заявки и проведения экспертизы до полного завершения работ, представления отчетов и государственной приемки результатов выполнения программ, освоения созданной научно-технической продукции, а также возврата неэффективно или не по целевому назначению израсходованных из республиканского бюджета средств.

Важным рычагом государственного воздействия на развитие реального сектора экономики являются инновационные фонды, которые создаются республиканскими органами государственного управления в целях концентрации финансовых средств в интересах технологического развития отраслей, поддержания на современном уровне производственных технологий, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Инновационные фонды созданы в результате объединения средств инвестиционных и специальных отраслевых и межотраслевых фондов. Основная часть средств инновационных фондов направлялась на финансирование капитальных вложений, на научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытно-технологические работы и работы по подготовке и освоению производства новых видов наукоемкой продукции. В 2005 году объем средств, сконцентрированных в фондах, составил около 500 млн долларов. Правительством было принято решение о

направлении не менее 30% средств инновационных фондов на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических работ и работ по подготовке и освоению производства новых видов наукоемкой продукции. Анализ механизма использования средств инновационных фондов показал, что, несмотря на централизованный характер их формирования и использования, в ряде случаев по разрешению соответствующих министерств (концернов) основная часть начисленных в инновационные фонды средств оставалась и использовалась на самих предприятиях.

В целях дальнейшего повышения эффективности использования средств инновационных фондов и их концентрации для освоения в производстве наиболее значимой наукоемкой продукции главой государства поручено обеспечить передачу в резервный фонд Президента Республики Беларусь 3% средств инновационных фондов. Передаваемые средства будут использованы для финансирования на возвратной и платной основе через Белорусский инновационный фонд научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ и работ по организации и освоению производства.

Одной из ключевых проблем создания инновационной экономики республики является повышение инновационной активности предприятий государственной формы собственности и в первую очередь крупных валообразующих предприятий.

Особенностью промышленного комплекса республики является достаточно современная и высокотехнологичная промышленная инфраструктура с мощным экспортным потенциалом (например, крупные автомобильные и тракторостроительные предприятия, которые оказались конкурентоспособны на российском рынке, производственные мощности в химической и нефтеперерабатывающей промышленности, которые доказали свою высокую конкурентоспособность на рынках Европы), в основном, унаследованная Беларусью от СССР. Вместе с тем, учитывая обозначенные выше проблемы промышленного комплекса республики в целом, большинству предприятий в среднесрочной перспективе угрожает проблема потери конкурентоспособности не только на внешних, но и на внутренних рынках. Одной из важнейших причин этого, безусловно, является рост цен на энергоносители, вследствие которого более энергоемкое отечественное производство станет менее конкурентоспособным.

Единственным механизмом снижения влияния неблагоприятных внешних факторов на отечественные предприятия является повышение их инновационной восприимчивости. За последние годы правительством были выделены следующие основные направления государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности организаций реального сектора Республики Беларусь:

— финансовая поддержка создания и освоения инноваций, концентрация финансовых, матери-

ально-технических ресурсов на приоритетных направлениях научно-технической и инновационной деятельности;

— кредитная поддержка;

— налоговые льготы;

— амортизационная и таможенная политика, стимулирующая инновационную деятельность;

— содействие вовлечению интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот.

Тем не менее, применявшаяся в последнее время практика стимулирования инноваций главным образом за счет предоставления в массовом порядке различных налоговых и таможенных льгот в целом не обеспечила действительно реальных прорывов ни в уровне применяемых технологий и конкурентоспособности отечественных товаров, ни в повышении эффективности производства.

Вследствие этого были пересмотрены подходы к налоговым льготам постоянного характера, содержащимся в налоговом законодательстве. Из их состава исключены льготы так называемого стимулирующего характера и сохранились только те, которые непосредственно связаны с механизмом взимания каждого конкретного налога и обеспечивают выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков. Была произведена переориентация с применения налоговых освобождений на прямое выделение бюджетных ассигнований, направленных на финансирование наиболее перспективных инвестиционных и инновационных проектов. Как показала мировая практика, прямые бюджетные ассигнования, в частности на возвратной и платной основе в виде бюджетных ссуд и займов или льготирования процентных ставок по банковским кредитам, позволяют не только сконцентрировать государственные средства на наиболее важных и эффективных направлениях поддержки реального сектора экономики, но и обеспечивают их высокую отдачу. По сравнению с налоговыми освобождениями такие формы государственной поддержки гораздо более выгодны.

Благодаря предпринятым мерам белорусские предприятия, продукция которых широко представлена на мировом рынке, среди которых и такие известные, как ПО «Минский тракторный завод», входящий в семерку крупнейших мировых производителей, и ПО «БелАЗ» — в тройку, успешно модернизируют свою производственную базу, что позволяет им существенно повысить уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции. В процессе преобразования таких крупномасштабных производств формируются новые корпоративные структуры, которые позволяют создавать технологически сопряженные производства и осуществлять переход всех участников этого процесса на современный уровень развития, взаимоувязывая специализацию науки с производством и экспортом.

За основу отраслевого инновационного сектора экономики приняты научно-технические центры корпоративных структур по направлениям: автомобиле-, тракторо-, комбайно-, двигателестроения,

ИННОВАЦИИ № 08 (106), 2007

ИННОВАЦИИ № 08 (106), 2007

микроэлектроники, средств телевидения и коммуникаций. Одновременно в новых экономических условиях промышленные предприятия в организации инновационных процессов переходят от принципа «внедрения» разработок научных организаций к заказу на конкретные разработки по повышению конкурентоспособности продукции.

Еще одним важным направлением реализации государственной политики по повышению инновационной активности как отдельных предприятий, так и экономики в целом является разработанная Государственным комитетом по науке и технологиям Программа инновационного развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы. В рамках этой программы, в частности, предполагается создание 67 новых предприятий, 315 новых производств (с освоением новых технологий) на действующих предприятиях Беларуси, модернизация порядка 500 действующих производств. В настоящее время Программа одобрена Советом министров Республики Беларусь и в ближайшее время будет внесена на утверждение главе государства.

Существенной мерой повышения инновационной активности предприятий именно государственной формы собственности может стать расширение применения мотивационного механизма, для чего может потребоваться совершенствование системы оплаты труда работников предприятия, а также пересмотр систем вознаграждения участников инновационного процесса, в том числе и не являющихся сотрудниками предприятия.

Структурная перестройка и повышение конкурентоспособности экономики Республики Беларусь требует также дифференцированных подходов к определению приоритетов социально-экономического развития каждого из ее регионов с учетом сложившейся структуры хозяйственных комплексов, особенностей местных условий и потребностей проживающего населения. Важнейшими среди них являются:

■ реструктуризация промышленности в регионах, сильно зависящих от внешних поставок ресурсов, сокращение производства материалоемкой и энергоемкой продукции, расширение продукции наукоемких производств, вовлечение в хозяйственный оборот вторичных ресурсов и попутных продуктов на базе внедрения научно-технических достижений;

■ создание новых высокотехнологичных производств и развитие видов деятельности, ориентированных на эффективное использование местных сырьевых ресурсов;

■ развитие инновационного предпринимательства и инновационной инфраструктуры, создание инновационных центров, технопарков и других ее организационных структур, способных стать «точками роста» региональной и национальной экономики. Проблемы реализации указанных приоритетов во

многом обусловлены неравномерностью научно-технических и экономических потенциалов регионов, а также низкой обеспеченностью высококвалифициро-

ванными кадрами. Так, на области приходится почти 80% от общего количества всех занятых в экономике и свыше 75% от всего объема производимой промышленной продукции страны. В то же время в областях трудится всего 24% от общей численности специалистов, выполняющих научные исследования и разработки, и 42% профессорско-преподавательских работников высших учебных заведений.

Основным механизмом прямой государственной поддержки инновационных процессов в областях страны и научного обеспечения реализации региональных приоритетов социально-экономического развития на сегодняшний день являются региональные научно-технические программы (РНТП), которые рационально дополняют научно-технические программы общегосударственного уровня и выполняются во всех областях республики начиная с 1999-2000 годов. На сегодняшний день областные исполнительные комитеты приступают к реализации нового поколения РНТП, выполнение которых предусмотрено в течение 2006-2010 гг. Эти программы направлены на формирование в регионах целостных промышленноэкономических кластеров, одновременно диверсифицировав существующие производства.

Одним из важнейших направлений реализации государственной стратегии инновационного развития республики является стимулирование создания малых инновационных предприятий во всех отраслях экономики РБ. Основное преимущество малых инновационных предприятий — способность гибко реагировать как на технологические изменения, так и на изменения в структуре потребления продукции. Деятельность таких предприятий позволяет проводить апробацию новых направлений развития производства, отбор новых технологических процессов, продуктов, рынков сбыта, потребителей. Их достаточно простая организационная структура позволяет оперативно расширять производство в случае успеха и сворачивать его, когда вероятность неудачи и финансовых потерь становится слишком высокой.

Малое инновационное предпринимательство является именно той экономической категорией, развитие которой невозможно без широкого внедрения частной инициативы. К сожалению, носители инновационных идей на сегодняшний день в силу ряда причин практически отрезаны от потенциальных инвесторов — как государственных, так и частных. Статистика отражает тенденцию кризиса в этой сфере. Так, начиная с 1997 года, количество малых инновационных предприятий уменьшилось в 2,3 раза, с 600 до 275 (данные на конец 2005 г.). Численность их сотрудников составляет всего 0,6% от общей численности занятых в малых предприятиях. Следует отметить, что в экономически развитых странах малое и среднее предпринимательство в инновационной сфере — первая по массовости и наиболее динамичная структурная составляющая инновационного потенциала. Косвенным образом оценить ее величину возможно, если сопоставить

данные Министерства экономики и труда ФРГ, согласно которым около 70% ВВП Германии создается именно малыми и средними предприятиями, и такой показатель Европейского инновационного табло, как «внутрифирменная инновационная деятельность малых и средних предприятий в % к общему количеству малых и средних предприятий», который в 2004 г. составлял около 32%.

Малые и средние инновационные фирмы являются технологическими лидерами в зарождающихся отраслях экономики, открывают новые сегменты рынка, развивают новые производства, повышают наукоемкость и конкурентоспособность производства и тем самым способствуют формированию новых технологических укладов. Компании, стартующие из бизнес-инкубаторов и лабораторий Кремниевой долины, регулярно становятся лидерами мировых рынков и привлекают инвестиции в миллиарды долларов. И именно в направлении создания центра притяжения таких компаний в Республике Беларусь должно действовать государство, стимулируя спрос на инновационные решения со стороны отечественной промышленности и конкурентоспособное предложение таких решений белорусскими компаниями на внутреннем и международном рынках.

Таким образом, можно констатировать, что ситуация в сфере наукоемкого предпринимательства является наиболее слабым местом инновационной системы Беларуси. Значительные усилия по развитию инновационной системы должны быть направлены именно на становление этого сектора, так как он является «наполнителем» для создаваемой инновационной инфраструктуры, а также формирует рынок инноваций.

В свою очередь, развитию предпринимательского сектора наряду с совершенствованием нормативно-правовой базы способствует и расширение существующей на сегодняшний день инновационной инфраструктуры, создание новых форм поддержки малого инновационного предпринимательства. В соответствии с Программой инновационного развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы количество технопарков в республике должно составить не менее 10, будут созданы новые инновационные центры и центры трансфера технологий. Указ Президента РБ от 03.01.2007 г. №1 «Об утверждении Положения о порядке создания инновационной инфраструктуры» создал правовые основы формирования в республике венчурных организаций и других структур, специализирующихся на оказании всего спектра услуг инновационным предприятиям.

Вместе с тем, следует признать что мы находимся лишь в самом начале пути формирования взаимовыгодных схем взаимодействия частного сектора и государства. Поэтому должен быть внимательно изучен и использован опыт стран, уверенно развивающих такие формы сотрудничества. В первую очередь, это Китайская Народная Республика.

Пример КНР наглядно демонстрирует, каким образом государство может стимулировать малый

инновационный бизнес и создавать эффективные схемы частно-государственного партнерства. Китайское правительство планирует приоритетные направления развития экономики и направляет бюджетные средства на создание соответствующей инновационной инфраструктуры на этих направлениях. В частности, государством выделяются земельные участки под строительство технопарков, финансируется в полном объеме само строительство. Сотрудники созданных таким образом объектов инновационной инфраструктуры приравнены к госслужащим. В то же время поощряется создание тех же технопарков за счет средств внутренних и зарубежных частных инвесторов, вследствие этого в Китае действует ряд совместных научно-технологических парков.

Действующие в стране инновационные структуры участвуют в финансировании проектов инновационных предпринимателей и предоставляют им весь спектр услуг (консалтинг, аренда, инкубирование и др.). В то же время существует определенный лимит финансирования в рамках направления работы каждого технопарка, инкубатора и др. Проекты проходят экспертизу в специализированных независимых частных консалтинговых (страховых) фирмах. После этой процедуры заявитель занимается поиском источников финансирования, которых может быть как угодно много: государственное финансирование (через объект инновационной инфраструктуры — до 50% или определенная, регламентированная уставом технопарка, сумма, но не более); банковские кредиты; национальные венчурные фонды; международный венчурный капитал; иностранные инвесторы; частные национальные инвесторы; собственные средства. Поощряется использование как можно большего количества источников финансирования. Наличие хотя бы одного источника финансирования является основанием для выделения государственной поддержки (через объект инфраструктуры). Максимальный объем государственной поддержки проекта составляет не более 125 тыс. долл. на срок не более одного года.

Используя китайский опыт, РБ должна построить эффективную систему поиска, отбора, экспертизы проектов инновационных предпринимателей, их финансирования. При этом следует устранить имеющиеся препятствия на пути формирования такой системы и сделать ее максимально доступной для широких слоев населения. Формирование такой системы обеспечит становление и развитие взаимовыгодного частно-государственного партнерства в республике.

Реализация стратегии инновационного развития республики может быть успешной только в случае системного и комплексного подхода к формированию и развитию компонентов инновационной системы. Отставание в любой из перечисленных областей, будь то нормативно-правовое обеспечение или создание малых инновационных предприятий, отрицательно скажется на сбалансированности всей системы и эффективности ее функционирования.

ИННОВАЦИИ № 08 (106), 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.