Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ, КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ'

СТРАТЕГИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ, КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
защита прав детей / государственная политика в сфере защиты прав детей / комплексная безопасность детей / protection of children's rights / state policy in the field of protection of children's rights / comprehensive child safety

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юмангулов Марат Ринатович, Болотова Елена Леонидовна

Обоснована роль Стратегии комплексной безопасности детей до 2030 года, как основы Государственной политики России в области защиты прав детей. Определены основные принципы и направления деятельности государства по обеспечению прав и интересов несовершеннолетних, а также основные вызовы, с которыми сталкиваются педагоги в решении проблем защиты прав детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRATEGY OF COMPREHENSIVE CHILD SAFETY AS THE BASIS OF THE STATE POLICY OF RUSSIA IN THE FIELD OF PROTECTION OF CHILDREN'S RIGHTS

The article examines the role of the Strategy of Comprehensive Child Safety until 2030 as the basis of Russia's State Policy in the field of protection of children's rights. The basic principles and directions of the state's activities to ensure the rights and interests of minors, as well as the main challenges faced by teachers in solving problems of protecting children's rights, are defined.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ, КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ»

УДК 37.017.7 + 342.7

СТРАТЕГИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ, КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ОБЛАСТИ

ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ

Юмангулов Марат Ринатович

студент института биологии и химии, Московский педагогический государственный университет,

г. Москва, Россия E-mail: yumangulov. marat@mail. ru Научный руководитель: Болотова Елена Леонидовна д. пед. н., доцент, профессор кафедры права, Московский педагогический государственный университет,

г. Москва, Россия E-mail: el.bolotova@mpgu.su

THE STRATEGY OF COMPREHENSIVE CHILD SAFETY AS THE BASIS OF THE STATE POLICY OF RUSSIA IN THE FIELD OF PROTECTION OF CHILDREN'S RIGHTS

Yumangulov Marat Rinatovich

student of the Institute of Biology and Chemistry, Moscow Pedagogical State University,

Moscow, Russia E-mail: yumangulov. marat@mail. ru Scientific supervisor: Bolotova Elena Leonidovna Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Law, Moscow Pedagogical State University,

Moscow, Russia E-mail: el.bolotova@mpgu.su

Аннотация. Обоснована роль Стратегии комплексной безопасности детей до 2030 года, как основы Государственной политики России в области защиты прав детей. Определены основные принципы и направления деятельности государства по обеспечению прав и интересов несовершеннолетних, а также основные вызовы, с которыми сталкиваются педагоги в решении проблем защиты прав детей.

Abstract. The article examines the role of the Strategy of Comprehensive Child Safety until 2030 as the basis of Russia's State Policy in the field of protection of children's rights. The basic principles and directions of the state's activities to ensure the rights and interests of minors, as well as the main challenges faced by teachers in solving problems of protecting children's rights, are defined.

Ключевые слова: защита прав детей; государственная политика в сфере защиты прав детей; комплексная безопасность детей.

Keywords: protection of children's rights; state policy in the field of protection of children's rights; comprehensive child safety.

Дети являются самой уязвимой категорией населения, которой необходимо обеспечивать достойные условия жизни, защиту от насилия и эксплуатации, доступ к образованию и медицинскому обслуживанию.

Российская Федерация как правовое государство гарантирует защиту прав детей. Эта гарантия представляет собой важный аспект, ведь дети -наиболее восприимчивая категория граждан. Несомненно, защита и обеспечение прав детей являются приоритетными направлениями в Государственной политике, даже несмотря на внешне- и внутриполитические вызовы, стоящие перед страной в последнее десятилетие. Именно дети формируют вектор развития государства в долгосрочной перспективе.

Для повышения эффективности механизмов правового регулирования и последовательной реализации государственной политики в области защиты прав детей, указом Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240, 2018-2027 годы объявлены Десятилетием детства [2].

Основой для выстраивания государственной политики в сфере защиты прав несовершеннолетних, а также правовой базой в настоящее время является «Стратегия комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года» [1]. Стратегия представляет собой многокомпонентное долгосрочное планирование, в рамках которого распределяются зоны ответственности как государственных ведомств, так и общественных организаций и педагогического сообщества.

Стратегия обобщает и конкретизирует задачи государственной политики России в отношении прав детей, решение которых наиболее важно для развития государства [1]. Основными направлениями работы являются:

1. Сохранение и защита детей с перспективой увеличения их численности. Как и в прошлые годы, основная работа государственных органов направлена на формирование условий для комфортного рождения и воспитания детей, непосредственно реализуется через применение экономических, социальных и других механизмов поддержки семей с детьми.

Одной из стратегических задач является улучшение демографической ситуации. Демографический прирост считается основным показателем, который отражает улучшение экономической и социальной жизни российского общества в долгосрочной перспективе.

По данным Росстата, в 2023 году количество детей в возрасте до 6 лет составило - 14 596 810 человек (9.99%), подростков (школьников) в возрасте от 7 до 17 лет - 17 264 062 человека (11.81%). С 2023 по 2027 год количество рождений в России уменьшится с 1244,5 тыс. младенцев до 1140,4 тыс. По предварительным прогнозам, показатель начнет расти только с 2028 года [6].

Из представленных данных следует, что 20 процентов населения России -это несовершеннолетние граждане. Именно они сформируют трудоспособную

84

и социально активную часть гражданского общества в ближайшие 10-15 лет, поэтому Правительство Российской Федерации, крайне внимательно отслеживает демографические показатели и принимает меры для повышения рождаемости. Стратегия в данном случае играет роль ключевого инструмента, с помощью которого можно обеспечить поэтапное улучшение ситуации с увеличением численности детей в стране.

2. Снижение показателей бедности среди семей, имеющих детей. Бедность и малообеспеченность, наследие полученное от экономического и политического регресса России 1990-х годов. Почти три десятилетия борьба с бедностью занимает ведущую роль в Государственной политике России. Начиная с 2017 года, экономическая ситуация позволяет принимать наиболее эффективные меры по снижению уровня бедности. Эти меры направлены на ежегодное увеличение Минимального размера оплаты труда (МРОТ), прожиточного минимума и расширение субсидиарной поддержки государства гражданам России.

Однако малообеспеченность, до сих пор, одна из главных проблем семей с детьми. Низкий уровень жизни существенно влияет на гармоничное развитие детей, препятствует полной реализации образовательного и социального потенциала. Особое положение здесь занимают многодетные семьи, почти половина таких семей находится в опасном экономическом положении.

Работы в данном направлении достаточно много и основная ее часть заключается в обеспечении социальных гарантий государства перед семьями с детьми. На федеральном и региональных уровнях разрабатываются программы субсидий и пособий, которые в первую очередь направлены на преодоление финансовых затруднений и рост благополучия детей всех возрастов [4].

3. Защита детей от противоправных действий и профилактика правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Несмотря на сложную криминогенную обстановку, связанную с попытками дестабилизировать внутриполитическую ситуацию, на фоне проведения специальной военной операции, в подростковой среде уровень преступности имеет тенденцию к

снижению.

Согласно данным Министерства внутренних дел Российской Федерации опубликованным в «Краткой характеристики состояния преступности в Российской Федерации за 2023 год», наблюдается снижение числа преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, в общей структуре преступности [5]. Также об этом свидетельствует сокращение в 2,5 раза числа несовершеннолетних в возрасте от 14 до 17 лет, которые совершили противоправные действия [5].

Исходя из указа Президента РФ от 17 мая 2023 г. № 358: «Дестабилизирующее влияние на общественные настроения, в том числе среди несовершеннолетних, оказывают радикальные и экстремистские проявления, а также преступления и правонарушения, направленные против детей либо совершаемые детьми или с их участием» [1].

Стратегия комплексной безопасности детей уделяет особое внимание вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних, как главного элемента в снижении преступности среди граждан не достигших 18 лет. Грамотная профилактическая работа органов государственной власти, Министерства внутренних дел России, должна быть в первую очередь направлена на формирование у детей осознанного неприятия деструктивной криминальной идеологии и агрессивного антисоциального поведения. Стоит отметить, что педагогическое сообщество играет важнейшую роль в решении данной проблемы. Профессиональные знания в области права и социальной психологии, должны помочь педагогам выявлять детей, в отношении которых было совершенно противоправное действие или оказавшихся под влиянием общественно опасных организаций.

Крайне важно развивать службы психологической и правовой помощи непосредственно в организациях осуществляющих образовательную деятельность.

4. Разработка безопасной среды в глобальном информационном пространстве. Компьютерные технологии развиваются стремительными

темпами. Информатизация затронула все без исключения сферы жизни общества. Несмотря на огромную пользу, которую несет в себе применение цифровых технологий, они могут использоваться для нанесения ущерба ментальному и физическому здоровью. Самой уязвимой и восприимчивой категорией в данном отношении являются несовершеннолетние. Именно на детей через глобальную информационную сеть «Интернет» и другие средства коммуникации, направлена трансляция антисоциальных ценностей и взглядов, которые для детской психики являются разрушительными. Неконтролируемость и легкодоступность информации, создает для сознания ребенка ловушку, и этим сознательно пользуются заинтересованные лица для деструктивного воздействия на несовершеннолетних.

Принимая во внимание, вышеобозначенные проблемы, стоит отметить, что государство осознает серьезность сложившейся ситуации и принимает меры по немедленному реагированию. В частности усилен контроль за использованием детьми источников информации, которые могут нанести вред психическому и физическому здоровью.

Стратегия комплексной безопасности детей является основой для принятия мер по реализации прав несовершеннолетних на всех уровнях государственного управления.

На федеральном уровне осуществление Стратегии производится путем выполнения Национальных проектов России. Таким образом, Стратегия гармонично дополняет Национальные проекты и позволяет сосредоточить усилия и грамотно управлять ресурсами во всех направлениях. Государственные органы федерального уровня осуществляют взаимодействие, мониторинг ситуации и оценивают результативность поставленных задач. Следовательно, достигается максимальная эффективность по реализации прав детей на территории Российской Федерации.

Стратегия комплексной безопасности на федеральном уровне реализуется через следующие Национальные проекты:

1. Национальный проект «Демография» является фундаментальным

механизмом выполнения Стратегии. Проект главной задачей ставит улучшение демографических показателей (увеличение темпов рождаемости, снижения детской смертности), экономическую и социальную поддержу детей, повышение роли семьи, как важного элемента российского общества.

2. Национальный проект «Здравоохранение» направлен на модернизацию системы медицинской помощи, в частности совершенствование медицинской работы с детским населением, доступности и повышению качества первичной медико-санитарной помощи, увеличению числа высокотехнологической помощи детям с редкими заболеваниями и профилактической работе с социально значимыми заболеваниями, способными нанести вред здоровью и благополучию детей.

3. Национальный проект «Образование» предусматривает реализацию мероприятий, направленных на повышения качества образования на всех уровнях, совершенствованию содержательного и воспитательного компонента образовательных программ с учетом современных тенденций, а также развитие материально-технической базы дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждений.

4. Национальный проект «Культура» обеспечивает устойчивое развитие отечественной культуры и искусства всех народов, проживающих на территории России, сохранение традиционных нравственных ценностей в условиях внешнеполитического давления, а также поддержку социальных учреждений культуры (музеев, театров, библиотек), создание новых культурных мест для полноценного развития подрастающего поколения [3].

Региональный уровень реализации Стратегии также обладает рядом отличительных характеристик. В рамках указанных проектов каждый субъект Российской Федерации вправе дополнять комплекс стратегических мер по защите детей мерами, не противоречащими базовым принципам Стратегии. На региональном уровне, особое значение приобретает участие институтов гражданского общества. Активными участниками выполнения целей Стратегии являются и педагогические работники.

Педагогическое сообщество, как представитель государства в образовательной деятельности вносит наибольший вклад в реализацию Стратегии на этом уровне. Перед педагогами в рамках данной Стратегии стоят новые вызовы:

Во-первых, на реализацию Стратегии влияет недостаточная профессиональная подготовка педагогов в сфере правовой защиты несовершеннолетних. Количество нормативных правовых актов в сфере образования и защиты детства достаточно велико, что приводит к перегрузке педагогов информацией, с которой они не имеют физической возможности ознакомиться, что приводит к невозможности успешного использования актуального законодательства в повседневной педагогической практике. По нашему мнению, в данной ситуации, наиболее оптимальным решением является проведение дополнительных циклов повышения правовой грамотности педагогов, не только теоретического, но и прикладного характера. Стратегия комплексной безопасности в данном случае играет роль универсального правового акта и должна эффективно использоваться в деятельности педагога.

Вторым немаловажным вызовом перед педагогическим сообществом является недостаточность полноценного и систематического контроля за соблюдением прав детей в учебных заведениях всех уровней образования. Для решения необходимо повышение роли комиссий по защите прав и интересов несовершеннолетних участников образовательного процесса, имеющих в своем составе не только педагогов, но и специалистов по правовой защите детей, а также членов школьного самоуправления из числа учащихся, которые вместе с педагогами являются основными участниками образовательных отношений.

Таким образом, Указ Президента Российской Федерации от 17.05.2023 № 358 «О Стратегии комплексной безопасности детей до 2030 года» является базовым документом для обеспечения и реализации прав несовершеннолетних во всех сферах и играет важную роль для формирования физического, психологического и морального благополучия детей [1]. Значительна роль

89

педагогического сообщества в реализации Стратегии, не только в развитии личностного потенциала у детей, но создании условий для защиты их прав и интересов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Указ Президента Российской Федерации от 17.05.2023 № 358 «О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ, 22.05.2023, № 21, ст. 3696.

2. Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» // СПС КонсультантПлюс.

3. Указ Президента РФ от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // СПС КонсультантПлюс.

4. Указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС КонсультантПлюс.

5. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2023 г. [Электронный ресурс] // МВД России. -URL: https://мвд. рф/геро11з/йет/47055751 (дата обращения: 15.06.2024).

6. Семья, материнство и детство: Официальный сайт РосСтат. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13807 (дата обращения: 20.05.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.