Научная статья на тему 'Необходимость международно-правовой защиты детей в современной России'

Необходимость международно-правовой защиты детей в современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
843
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
защита прав детей / особая категория детей / нуждающихся в защите / Комитет по правам ребенка / Конвенция ООН о правах ребенка. / protection of children's rights / a special category of children in need in defense / Committee on the Rights of the Child / UN Convention on the Rights of the Child.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексеева Оксана Николаевна

В статье анализируется актуальность международно-правовой защиты прав детей в современной России. Указывается, что защита прав ребенка является одной из первоочередных задач внутренней и внешней и внешней политики России. Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года является одним из основных документов, которым должны руководствоваться власти государства. В статье анализируется другие международные акты, регулирующие права ребенка, защита особых категорий детейтакие, как детибеженцы, безнадзорные дети, взаимосвязь с общепризнанными принципами и нормами международными права актов о правах ребенка и проблемы их реализации в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED FOR INTERNATIONAL LEGAL PROTECTION OF CHILDREN IN MODERN RUSSIA.

The article analyzes the relevance of international legal protection of children's rights in modern Russia. It is indicated that the protection of the rights of the child is one of the primary tasks of Russia's domestic, foreign and foreign policy. The 1989 UN Convention on the Rights of the Child is one of the main documents that should guide state authorities. The article analyzes other international acts regulating the rights of the child, the protection of special categories of children, such as refugee children, street children, the relationship with generally recognized principles and norms of international law of acts on the rights of the child and the problems of their implementation in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Необходимость международно-правовой защиты детей в современной России»

_JURISPRUDENCE / «Ш1ШадиМ"ДУГМ&1>>#4Ш).,2Ш0

Алексеева Оксана Николаевна

ст. преподаватель кафедры административного права и административной деятельности Ставропольского филиал Краснодарского Университета МВД России соискатель кафедры конституционного и международного права Юридического института Северо-Кавказского федерального университета DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11377 НЕОБХОДИМОСТЬ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ

РОССИИ.

Alekseeva Oksana Nikolaevna

Art. Lecturer in the Department of Administrative Law and Administrative Activities of the Stavropol Branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; Applicant in the Department of Constitutional and International Law, Law Institute of the North Caucasus Federal University

THE NEED FOR INTERNATIONAL LEGAL PROTECTION OF CHILDREN IN MODERN RUSSIA.

Аннотация.

В статье анализируется актуальность международно-правовой защиты прав детей в современной России. Указывается, что защита прав ребенка является одной из первоочередных задач внутренней и внешней и внешней политики России. Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года является одним из основных документов, которым должны руководствоваться власти государства. В статье анализируется другие международные акты, регулирующие права ребенка, защита особых категорий детей- такие, как дети- беженцы, безнадзорные дети, взаимосвязь с общепризнанными принципами и нормами международными права актов о правах ребенка и проблемы их реализации в Российской Федерации.

Abstract.

The article analyzes the relevance of international legal protection of children's rights in modern Russia. It is indicated that the protection of the rights of the child is one of the primary tasks of Russia's domestic, foreign and foreign policy. The 1989 UN Convention on the Rights of the Child is one of the main documents that should guide state authorities. The article analyzes other international acts regulating the rights of the child, the protection of special categories of children, such as refugee children, street children, the relationship with generally recognized principles and norms of international law of acts on the rights of the child and the problems of their implementation in the Russian Federation.

Ключевые слова: защита прав детей, особая категория детей, нуждающихся в защите, Комитет по правам ребенка, Конвенция ООН о правах ребенка.

Keywords: protection of children's rights, a special category of children in need in defense, Committee on the Rights of the Child, UN Convention on the Rights of the Child.

Необходимость защиты прав ребенка в России всегда была в центре внимания и являлась поводом для серьезных дискуссий. Сегодняшняя действительность говорит нам о том, что охрана и осуществление прав детей в современной России имеют проблемы и нуждаются в особом пересмотре этих вопросов. Конечно, нелегко определить, в чем в первую очередь заключаются причины такого неблагополучия, но есть все основания полагать, что дети находятся в опасности. Когда дети, их родители или их представители не могут обеспечить защиту прав ребенка в рамках национального законодательства, тогда им остается лишь обратиться в международные институты защиты прав детей. Поэтому в соответствии с частью 3 статьи 46 Конституции РФ «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». Это означает, что осуществление правовой системы в России не заканчивается нормами национального права, а основываются также на общепризнанных положениях, установленных мировым сообществом, так как проблемы прав ребенка и прав человека в целом выходят на глобальный уровень [1].

В нашей стране права человека являются высшей ценностью, и Конституция РФ в статье 2 устанавливает обязательство государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Кроме того, Российская Федерация в соответствии с пунктом 2 статьи 7 как социальное государство, должно обеспечивать защиту и поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан (п. 2 ст. 7).

Одним из первоочередных задач внутренней и внешней политики России является защита прав ребенка. При этом, меры, осуществляемые государством в целях поддержки детей, во многом обусловлены теми международными обязательствами, которые берет на себя наше государство при присоединении к международным договорам в области защиты прав детей.

За последние десятилетия мировым сообществом было принято большое количество международных норм, закрепляющие права детей и обязательства государств по их реализации. Российская Федерация участвует во многих международных соглашениях в области защиты прав детей.

Наиболее важнейшим международным договором, закрепляющим права детей, является Конвенция о правах ребенка 1989 года.

Первые протокол Россия ратифицировала 24 сентября 2008 года, второй протокол 24 сентября

<<Ш11ШетиМ~^®и©Ма1>#41!6)),2©2© / .Тим8РКиБЕМСБ

2013 года, третий протокол не вступил в силу в связи с тем, что Российская Федерация не признает юрисдикцию Комитета по правам ребенка принимать и рассматривать индивидуальные сообщения в соответствии с третьим протоколом. Данный орган, уполномочен наблюдать за выполнением государствами обязательств, взятых ими в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и тремя протоколами к ней.

ЮНЕСКО разрабатывает международные документы, направленные на реализацию прав детей в области образования. Так, Россия является участником Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г., ратифицированная СССР еще 1 августа 1962 г.

Россия также входит в состав участников договоров Международной организации труда, касающихся охраны прав детей. К таким договорам можно отнести: Конвенцию о минимальном возрасте для приема на работу 1973 г. (ратифицирована 1 мая 1979 г.) и Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда 1999 г. (ратифицирована 23 мая 2003 г.).

Обратим внимание на Гаагскую конвенцию 1980 года. Здесь стоит сказать, что для более качественного осуществления правоприменительной практики данной Конвенции, Министерство образования и науки РФ разработал проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 года». Таким образом, законопроект предусматривает ряд мер, способствующих надлежащему выполнению обязательств по Гаагской Конвенции.

Также важными являются обязательства по континентальным международным договорам связанные с защитой детей. Наибольший интерес представляет деятельность в рамках Совета Европы. Ведущим документом, закрепляющим права детей, является Европейская социальная хартия 1996 года, которую Россия ратифицировала в 2009 году. Далее Российская Федерация является участником Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия 2007 года. Россия готовится ратифицировать Конвенцию об осуществлении прав детей 1996 года, но до сих пор не ратифицировала [2].

Комитет по правам ребенка обращает особое внимание вопросу о пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения и наказания. Всвязи с чем, государству было рекомендовано принять все необходимые меры по предотвращению пыток и их расследованию, совершенных против детей, а также укрепить механизмы подачи жалоб детьми [2].

Довольно большой круг рекомендаций сделано по проблеме предоставления базового медицинского обслуживания и социального обеспечения детям, в особенности детям с ограниченными возможностями.

Комитет по правам ребенка, встревоженный количеством детей с низким уровнем грамотности, в своих заключительных рекомендациях призвал

«принять необходимые меры по обеспечению того, чтобы все дети имели доступ к начальному и среднему образованию, принять все необходимые меры по обеспечению бесплатного начального образования» [3], а также повысить качество по борьбе против расовых различий в области образования.

Комитет обратил внимание на необходимость предоставления детям-беженцам, детям - просителям убежища и перемещенным внутри страны доступа к образованию на всей территории РФ.

Еще одним важным механизмом международного контроля защиты прав детей, которую нельзя оставить без внимания, является Универсальный периодический обзор (УПО). Он начал действовать с 2008 года, поэтому считается относительно новым механизмом международного контроля защиты прав детей и подразумевает периодическую оценку Советом ООН по правам человека ситуации в области прав человека во всех государствах - членах ООН и вынесение рекомендаций по ее улучшению. Российская Федерация проходила процедуру УПО в 2009 и 2013 годах.

Во время рассмотрения положения прав человека в РФ в 2009 году государства выразили критику в связи с положением безнадзорных детей и отсутствия стратегии по решению этой проблемы, поэтому России было предложено усилить работу по предоставлению равных возможностей в сфере образования для детей с ограниченными возможностями. Также было объявлено о поступлении сведений, по поводу недостаточности применяемых политических мер в борьбе с сексуальным насилием в отношении детей, в частности с порнографией в Интернете [4].

Российская сторона в ответ на заявления государств отметила, что в стране «создана основа для оказания помощи безнадзорным детям путем обеспечения их доступа к здравоохранению и образованию. Для сирот предусмотрено проведение ежегодных обследований в клиниках. С 2007 года программа защиты семьи осуществляется с особым вниманием детям, лишенным попечения со стороны своих родителей».

Значительно меньше замечаний касающихся проблем реализации прав детей в России было сделано государствами в ходе проведения обзора в 2013 году. Напротив, наблюдался прогресс в улучшении положения ребенка в государстве. Были указаны на законодательные и институциональные реформы, создание института Уполномоченного по правам ребенка, улучшение в системе отправления правосудия и принятие государственного плана действий в интересах детей [5].

Особый интерес вызывает международный документ - Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Он был принят во исполнение рекомендаций Комитета по правам ребенка, Комитета по экономическим, социальным и культурным правам и иных договорных органов по правам человека, а также Универсальным периодическим обзором в целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации. Национальная стратегия действий в интересах детей содержит информацию об основных проблемах в сфере детства. Документ устанавливает семейную политику,

ШШБРЯГОЕЖЕ / <<Ш1ШМУМ~^®УГМа[к>>#4116)),2©2©

оберегающую детей и меры необходимые для ее осуществления. Кроме того, Национальная стратегия определяет следующие меры:

- направленные на обеспечение доступности качественного обучения и воспитания, культурного развития и информационной безопасности детей;

- в целях создания благоприятного по отношению к ребенку здравоохранения и формирования здорового образа жизни детей;

- необходимые для обеспечения равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства [6].

Также в документе определена группа мер, направленных на создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия.

Таким образом, можно говорить о том, что Россия является участником основных международных соглашений по правам ребенка, взаимодействует с международными органами на всех уровнях, принимая необходимые меры по приведению национального законодательства в соответствие с общепринятыми международными стандартами. Положительным итогом является принятие Российской Федерацией большого количества мер, направленных на улучшение системы международно-правовой защиты прав детей таких как: создание института Уполномоченного по правам ребенка и принятие Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

В Российской Федерации существует разделение всех детей на собственно детей и подростков или несовершеннолетних в силу возрастных особенностей. Такое деление закреплено в нормативных актах и может стать причиной нарушения прав ребенка. Некоторые авторы, например, Н.В. Кравчук отмечают отсутствие эффективных механизмов защиты прав детей в современной России. Многие идеи, предложенные международными нормами, а также федеральными законами не находят свою реализацию. Основные акты - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» не подкреплены действенными механизмами мониторинга, прогноза, межведомственной координации, профилактики и реабилитации. Не предпринимаются какие-либо попытки придать проблеме защиты прав детей общенациональный масштаб [7].

Российская Федерация имеет множество нормативных актов по защите прав детей, что наталкивает на необходимость их кодификации и возможно в будущем разработки и принятия Кодекса законов о защите прав детей с детальной проработкой [8]. Необходимость кодификации прав детей во внутригосударственном законодательстве поднималась еще во время СССР в 1990 году, по поводу ратификации Конвенции о правах ребенка 1989 года Советским Союзом.

Отдельное внимание стоит уделить вопросу по попытке «дробления» проблемы защиты прав детей. Так, российский юрист В.И. Абрамов предлагает деление на пять уровней защиты прав детей: законодательный, программный, управленческий, исполнительный и просвещенческий [9].

По мнению Абрамова, дробление всей области защиты прав детей по тематикам позволит сформировать правильный подход к данной проблеме, позволит динамично развивать права ребенка и механизмы их реализации. Необходимо отметить, что законодательный уровень должен быть связан с действительностью и исходить из политической сферы. Соответственно для качественного осуществления прав детей необходимо единство и эффективное использование всех пяти уровней.

В Российской Федерации основополагающим нормативно-правовым документом в сфере защиты прав детей является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» принятый 24 июля 1998 года. Прежде всего, следует отметить, что в Законе под ребенком понимаются лица, достигшие возраста совершеннолетия, то есть 18 лет.

Аналогичное определение понятия ребенка содержится в Семейном кодексе РФ. То есть, в соответствии с целями Закона несовершеннолетнее лицо не теряет статуса ребенка даже в тех случаях, когда Гражданский кодекс РФ позволяет несовершеннолетним получить полную гражданскую дееспособность: при вступлении в брак (пункт 2, статья 21 ГК РФ) и в случае эмансипации (статья 27 ГК РФ). Закон специально выделяет особую категорию детей, нуждающихся в усиленной защите со стороны государственных органов, - детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. К ним относятся: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети - инвалиды и др.

Положения о защите прав ребенка содержатся и в таких основополагающих документах, как Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года [10].

Также следует обратить внимание на статью 22 Закона, которая возлагает на Правительство РФ обязанность представлять палатам Федерального Собрания РФ ежегодный государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей в России. Доклад разрабатывается в целях обеспечения органов государственной власти Российской Федерации объективной систематизированной аналитической информацией о положении детей и семей, имеющих детей, в России.

Подводя итог теме необходимости международно-правовой защиты детей в современной России, можно отметить, что присутствие международного сотрудничества, связанное с проблемами защиты прав детей в Российской Федерации, является очень важной и необходимой предпосылкой правильного подхода к данной проблеме. Лишь при условии существования международного взаимодействия появляются ответы на вопросы «как» и «зачем» защищать права детей. Именно международные институты предназначены для практического ответа на поставленные ранее вопросы. В дополнение к проводимым государством мерам в области защиты прав детей в Российской Федерации, в целях уменьшения массива нарушений прав и законных интересов детей, на мой взгляд, необходимо: задействовать все силы общества. При этом

<<Ш11ШетиМ~^®и©Ма1>#41!6)),2©2© / .Тим8РКиБЕМСБ

особое внимание следует уделить оказанию несовершеннолетним своевременной и качественной юридической и психологической помощи, правовому воспитанию несовершеннолетних, осознанию действительной значимости проблемы защиты прав детей со стороны государства и общества. Совершенствование действующего законодательства. Наличие активной правоприменительной практики в сфере защиты прав ребенка.

Список литературы.

1. Тимошенко И.В., Симонов А.Н. Международное право. Конспект лекций. - М.: Феникс, 2013. - С. 139.

2. Международное право// Евразийский юридический журнал № 10 (65) 2013. С. 52, 57.

3. Заключительные замечания Комитета ООН по правам ребенка по результатам рассмотрения 4 и 5 периодических докладов Российской Федерации.

4. Заключительные замечания Комитета по Правам Ребенка: Российская Федерация// 2009.

5. Доклад о выполнении РФ рекомендаций «Заключительных замечаний Комитета ООН по правам ребенка по второму периодическому докладу о реализации РФ Конвенции о правах ребенка// 2013.

6. Указ Президента РФ 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы" от 01.06.2012 N 761. http://www.pravo.gov.ru.

7. Кравчук Н.В. Защита прав ребёнка в семье. 2011. С. 23.

8. Бирюков П. Н. Международное право / П. Н. Бирюков. - М.: 2014. - С. 209.

9. Абрамов В.И. Правовая политика современного российского государства в области защиты прав детей. 2010. С. 73.

10. Шумилов В.М. Международное право. -М. 2010. - С. 286.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.